конструирование из бумаги
рабочая программа (6, 7, 8 класс)
Программа построена “от простого к сложному”. В Программе «Бумажная фантазия» рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги с использованием самых разнообразных техник.
Направленность программы – художественная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruirovanie_iz_bumagi.docx | 52.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструирование из бумаги – одно из направлений моделирования. Магия превращения плоского листа бумаги в объёмную конструкцию не оставляют равнодушным не только детей, но и взрослых. Доступность материала, применение простого канцелярского инструмента (на ранних стадиях), не сложные приёмы работы с бумагой дают возможность привить этот вид моделизма у детей. Конструирование из бумаги способствует развитию фантазии у ребёнка, моторики рук, внимательности и усидчивости. Уникальность бумажного моделирования заключается в том, что, начиная с элементарных моделей, которые делаются за несколько минут, с приобретением определённых навыков и умений можно изготовить модели высокой степени сложности (детализации).
Программа построена “от простого к сложному”. В Программе «Бумажная фантазия» рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги с использованием самых разнообразных техник.
Направленность программы – художественная.
Новизна данной программы состоит в том, что она решает не только конструкторские, научные, но и эстетические вопросы. Программа ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает художественно-конструкторские навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в творчестве.
Актуальность созданной программы заключается в том, что в период обновления образования значительно возрастает роль активной познавательной позиции ребенка, умения учиться, умение находить новые конструкторские решения и воплощать их в жизнь.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
• быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
• быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Требования эти актуальны всегда. Реализация же этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Педагогическая целесообразность. Исследование, направленное на оптимизацию образовательного процесса посредством среды с применением моделирования из бумаги, показало, что в такой среде гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых математических способностей, воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению.
Цели и задачи
Цель: Формирование у детей начальных научно-технических знаний, профессионально-прикладных навыков и создание условий для самореализации личности ребёнка, раскрытия творческого потенциала путем приобщения к конструированию из бумаги, развитие технических интересов и склонностей детей
Задачи:
Обучающие:
- Обучение первоначальным правилам инженерной графики, приобретение навыков работы с чертёжными, инструментом, материалами, применяемыми в моделизме.
- Пробуждение любознательности и интереса к устройству простейших технических объектов, развитие стремления разобраться в их конструкции и желание выполнять модели этих объектов.
- Знакомство детей с основными понятиями и базовыми формами и модульного оригами.
- Обучение различным приемам работы с бумагой.
- Формирование умений следовать инструкциям педагога.
- Формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы изделий.
- Обогащение словаря детей специальными терминами.
- Умение создавать композиции с изделиями в разных техниках.
Развивающие:
- Развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения.
- Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
- Развитие творчества, фантазии, воображения, интереса к процессу работы и получаемому результату.
- Развитие политехнического представления и расширение политехнического кругозора.
Воспитательные:
- Воспитание интереса к искусству и модульного оригами, нравственно-эстетической отзывчивости к прекрасному в жизни и искусстве.
- Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
- Воспитывать аккуратность, бережное отношение к материалам.
- Расширение коммуникативных способностей детей.
- Умение работать в команде.
Программа уникальна в том, что дает ребенку достаточную возможность почувствовать себя успешным. Многие программы по работе с бумагой ориентированы на использование одного вида деятельности: оригами, модульное оригами, конструирование из бумаги, аппликация, и имеют художественно-эстетическое направление. В программу «Бумажная фантазия» включены различные виды работы с бумагой: конструирование по шаблону, плоскостное и объемное моделирование, модульное оригами, оригами, бумагопластика. Для детей среднего школьного возраста смена видов деятельности очень необходима. Это позволяет познакомиться с различными способами работы с бумагой, способствует сохранению интереса к работе. Творческие задания стимулируют развитие исследовательских навыков. Ученики могут выбрать задания различной степени сложности, выполненные в одной технике.
Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от первых до последних моделей. Поэтому программа может быть предложена для детей с разными способностями. Она развивается “по спирали”, т.е. основные положения программы, последовательность разделов и их содержание остаются для детей сразными способностями одинаковыми, изменяется степень сложности выполнения задания.
Таким образом, по этой программе можно заниматься из года в год, преемственно и последовательно расширяя и углубляя свои знания и умения.
Программа направлена на развитие у детей самостоятельных художественных замыслов, которые появляются в процессе работы - в этом ее тематическая ценность.
Программа «Бумажная фантазия» ориентирована на возрастные возможности детей 12-13 лет.
Программа рассчитана на один учебный год. Количество учебных часов – 70 часов в год.
Режим занятий
Работа по программе предполагает объединение детей, в группу входит не более 6 человек.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 2 часа, включают теоретическую и практическую часть.
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬОСТИ.
Освоение учениками программы внеурочной деятельности направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение учениками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- учебно – познавательного интерес к бумагопластике;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Ученики получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе.
Ученики получат возможность научиться:
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- пользоваться средствами выразительности языка бумагопластики, художественного конструирования;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами бумагопластики;
- осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
Познавательные
- различать изученные виды бумагопластики, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в бумагопластике;
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным изделиям бумагопластики.
Ученики получат возможность научиться:
- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их.
Коммуникативные
- первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми.
- формировать собственное мнение и позицию;
Ученики получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий бумагопластикой у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Предметные результаты
- уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;
- понимать образную сущность искусства;
- выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
- создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
- Создавать средствами бумагопластики выразительные образы природы, человека, животного.
Должны знать:
- дети научатся различным приемам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы;
- организацию рабочего места, необходимые инструменты, материалы и приспособления для работы;
- названия различных видов бумаг и картона;
- область применения и изготовление бумаги;
- научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
- основные свойства материалов для моделирования;
- принципы и технологию постройки плоских и объёмных моделей из бумаги и картона, способы применения шаблонов;
- названия основных деталей и частей техники;
- необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.
Должны уметь:
- самостоятельно построить модель из бумаги и картона по шаблону;
- складывать модули для оригами;
- определять основные части изготовляемых моделей и правильно произносить их названия;
- работать простейшими ручным инструментом;
- складывать модули оригами;
окрашивать модель кистью.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
- частично-поисковый –участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
- исследовательский – самостоятельная творческая работа.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятии:
- фронтальный – одновременная работа со всеми.
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.
- Групповой – организация работы в группах.
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
- СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
№ | тема | количество часов | в том числе на | |
теоретич. занятия | практич. занятия | |||
1. | Вводные основы конструирования. | 2 | 1 | 1 |
2. | Оригами. Конструирование поделок путём сгибания бумаги. История оригами. Базовые формы оригами. Индивидуальная работа. | 12 | 1 | 11 |
3 | Модульное оригами. История развития техники модульного оригами. Правила техники безопасности. Азбука оригами. Какую бумагу лучше использовать. Инструменты и материалы. Разметка листов для изготовления модулей. | 52 | 10 | 42 |
4. | Заключительное занятие. Подведение итогов и анализ работы за год | 4 | 4 | |
ИТОГО: | 70 | 12 | 58 |
Краткое содержание.
1. Вводные основы конструирования.
Теория.
Вводное занятие. Знакомство с планом работы на год. Правила техники безопасности на занятиях детского объединения.
Материалы и инструменты. Свойства бумаги (исследование). Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах, свойствах и примени. Простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость. Знакомство с технической деятельностью человека.
Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений. Беседа о техническом конструировании и моделировании как о технической деятельности. Общие элементарные сведения о технологическом процессе, рабочих операциях.
Условные обозначения на графических изображениях – обязательное правило для всех. Знакомство в процессе практической работы с условным обозначением линии видимого контура (сплошная толстая линия). Знакомство в процессе практической работы с условным изображением линии сгиба и обозначением места для клея.
Практическая работа.
Изготовление изделий на тему «Моя любимая поделка» с целью выявление интересов учащихся. Игры с поделками. Изготовление из плотной лодки-плоскодонки (Приложение 2). Изготовление моделей различных самолётов из плотной бумаги (разметка по шаблону), где на выкройке модели присутствует линия сгиба, а по краю – линия видимого контура. Изготовление упрощённой модели автобуса.
2. Оригами.
Теория.
Конструирование поделок путём сгибания бумаги. Тестирование. История оригами. Условные обозначения, применяемые в оригами. Схемы в оригами. Термины, применяемые в оригами.
Базовые формы оригами. Базовая форма треугольник. Аэродинамика. Базовая форма «Катамаран». Модели оригами из «Катамарана». Почему лодка не тонет? Базовая форма треугольник. Базовая форма квадрат. Плавающие модели. Композиция «Лето». Базовая форма воздушный змей. Индивидуальная работа. Подготовка работ к выставкам и конкурсам. Промежуточное тестирование.
Практическая работа.
Конструирование строительных сооружений. Модели автомобилей. Летающие модели. Полевые цветы для оформления композиций. Конструирование коробочки для подарков. Пароход, парусник. Пингвины. Плавающие модели (катамаран, лодка).
3. Модульное оригами.
Теория.
История развития техники модульного оригами. Правила техники безопасности. Азбука оригами. Какую бумагу лучше использовать. Инструменты и материалы. Разметка листов для изготовления модулей. Различные способы разметки. Подготовка модулей.
Свойства бумаги для модульного оригами (исследование свойств бумаги). Изготовление крыльев, туловища, усиков. Как сложить треугольный модуль оригами. Виды модульного оригами на основе базовой формы «Треугольник» с элементами аппликации.
Как соединять модули между собой? Волшебные свойства бумаги. Базовая форма модульного оригами «Треугольник». Схемы модульного оригами. Как работать со схемами модульного оригами? Соединение модулей по кругу.
Индивидуальная работа. Подготовка работ для выставки. Тестирование. Индивидуальная работа. Подготовка работ для выставки.
Практическая работа.
Конструирование рыбок из модулей. Конструирование стрекози из модулей. Стрекоза из модулей. Подснежники из модулей. Сова. Моделирование еловой веточки. Хомяк. Пингвин. Подготовка модулей для работы. Сборка игрушки по схеме. Бабочка. Маленькая овечка. Ангел. Пасхальное яйцо. Радужный лебедь. Конструирование танка из модулей. Ваза для цветов.
Подготовка работ для выставки.
5. Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год. Выставка работ учащихся.
Принципы и условия построения программы:
- Доступность - простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей.
- Наглядность - иллюстративность, наличие дидактического материала.
- Демократичность и гуманизм – взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих способностей.
- Научность – обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы.
- «От простого к сложному» - научившись элементарным навыкам работы, ребенок переходит к выполнению сложных творческих работ.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения.
В процессе работы по программе дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел.
Формы и методы организации учебного процесса
Программа предусматривает использование традиционных, комбинированных и практических занятий, игр, конкурсов, викторин, праздников, исследовательскую работу.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- словесный – устное изложение, беседа, рассказ.
- наглядный – показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ, работа по образцу.
- практический – выполнение работ по схемам, инструкционным картам.
Формы и виды контроля.
№ п./п. | Что контролируется? | Форма и вид контроля. | Сроки. |
1. | Технология изготовления моделей методом сгибания из бумаги и картона. Правила сгибания бумаги. | Творческая работа. Тестирование. | Сентябрь. |
2. | Разметка: точность и правильность. Виды бумаги. | Наблюдение, контрольное задание. Тестирование. | Октябрь. |
3. | Пользование ножницами. Вырезание изделий различной конфигурации. Техника безопасности. | Контрольная работа. Тестирование. | Ноябрь. |
4. | Технология изготовления плоских и объёмных моделей. | Творческая работа. | Декабрь. |
5. | Качество изготовления деталей и модели в целом. | Контрольная работа. | Март. |
6. | Изготовление деталей моделей по шаблону. Изготовление деталей по эскизу и чертежу. | Творческая работа. | Апрель. |
Методические рекомендации.
Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с бумагой, меняется по мере развития овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Программа предусматривает, преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне.
Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Образные представления у школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием игрушек, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия.
Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий, экскурсии на выставки прикладного творчества, демонстрация видеоматериалов. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов. Именно она формирует у детей основы нравственных представлений, создает многообразие художественных образов. Музыкальное оформление также повышает интерес детей к созданию творческих работ. Программно-методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно.
Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе. Хорошо, если дети под руководством педагога посетят бумажную фабрику или типографию.
Список литературы для педагога.
- Вогль Р., Зингер Х. Оригами и поделки из бумаги. Перевод А.Озерова. – М.: Издательство ЭК СМО-Пресс, 2001.- 144с., илл.
- Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004г.
- Игрушки из бумаги. Составитель Дельта: Издательство Кристалл Санкт-Петербург, 1996г.
- Колесник С.И., Азбука мастерства. ОАО «Лицей» 2004
- Сержантова Т.Б. 365 моделей оригами. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999г.
- Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 2001г.
- Ткаченко В.Г. Элементы черчения и конструирования в начальных классах. Киев «Радянська школа» 1982.
6.Список литературы для учащихся.
1. Вогль Р., Зингер Х. Оригами и поделки из бумаги. Перевод А.Озерова. – М.: Издательство ЭК СМО-Пресс, 2001.- 144с., илл.
2. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004г.
3. Игрушки из бумаги. Составитель Дельта: Издательство Кристалл Санкт-Петербург, 1996г.
4. Колесник С.И., Азбука мастерства. ОАО «Лицей» 2004
5. Сержантова Т.Б. 365 моделей оригами. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999г.
6. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 2001г.
7. Ткаченко В.Г. Элементы черчения и конструирования в начальных классах. Киев «Радянська школа» 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Клуб профессионального общения» «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНЫХ НАЧАЛ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА в детском объединении «Конструирование из бумаги «Оригами»
Основной принцип обучения вытекает из определения способности каждого ребенка к творчеству. Организация педагогического процесса строится на основе сочетания принципов комплексного обучения...
Конспект занятия по ручному труду. Конструирование из бумаги : «Цветы для мамочки» средняя группа.
Конспект занятия по ручному труду. Конструирование из бумаги : «Цветы для мамочки» средняя группа.Технология: коллективная (КСО)Цель: Учить детей изготовлению цветов из бумаги.Задачи:• Продолжат...
Мастер-классы.Конструирование из бумаги
Данные мастер-классы (открытые занятия) могут применятся учителями, преподавающими технологию в школе, а так же педагогами дополнительного образования.Данные материалы сооттветствуют разработанной мно...
Рабочая программа курса "Конструирование из бумаги".
Конструирование из бумаги – одно из направлений моделирования. Магия превращения плоского листа бумаги в объёмную конструкцию не оставляют равнодушным не только детей, но и взрослых. Доступность матер...
«Развитие творческих способностей учащихся 6 класса на основе создания декоративной композиции в технике конструирования из бумаги».
Содержание урока по предмету «Декоративно-прикладное искусство»Преподаватель Кускунова Людмила Владимировна.Тема урока: «Развитие творческих способностей учащихся 6 класса на основе создани...
Образовательная программа кружка "Конструирование из бумаги"
Программа рассчитана на 1 год.Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от перв...
Образовательная программа кружка "Конструирование из бумаги"
Программа рассчитана на 1 год.Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от перв...