Нельзя работать с детьми без сказки! На своём первом занятии я сразу же столкнулся с проблемой. Только я начал, дети стали расползаться под столы. Вначале я растерялся, не знал, что делать. Но отказываться от идеи, признать своё поражение было неудобно. Надо было находить какой-то выход. И выход был найден прямо на занятии. Он оказался настолько простым, что до сих пор я удивляюсь, как это не пришло мне в голову сразу. Я увидел игрушку, взял её и стал сочинять сказку. Дети потихонечку стали вылезать из-под столов, открыли глаза я ротики. Когда я собрал всё внимание, я от сказки перешёл к шахматам. Переход был простым, естественным и незаметным. Это было моё первое открытие: нельзя работать с детьми без сказки! Я стал эту мысль развивать и разработал три типа сказок: - Шахматная сказка основная, в которой происходит обучение детей,
- Развивающая сказка – это мифы и шахматная мифология,
- Третий тип сказок – сказка-импровизация. Что это такое? Мы не можем предугадать поведение ребёнка, каждый ребёнок индивидуален, он может по-разному реагировать на ситуацию, в зависимости от этого я должен импровизировать, дать ребёнку сказочный ответ на его поступок.
Сам я детей не учу… В работе с детьми я использую четыре элемента: первый – это сказка, второй – игрушка, третий – игра (поскольку сами шахматы – это игра), и использую игровой способ обучения. На занятие приходит игрушка, дети знакомятся с ней, общаются, разговаривают и потом с ней играют. Я как бы нахожусь за кадром. Детей учат их игрушки, учат ненавязчиво, в игре. Я учу игрушку, ей подсказываю. Дети подсказывают игрушке, её учат и вместе с ней играют. Это даёт возможность им раскрепоститься, почувствовать себя свободно и раскрыть то, что дала природа. Четвёртый элемент – эта приз. К нему, как правило, педагоги относятся очень настороженно. У меня никаких сомнений он не вызывает. После занятая гномик снимает шапочку и угощает детей конфетами (сейчас, к сожалению, приз в основном конфеты, потому что их реально купить) и занятие заканчивается положительным эмоциональным импульсом, который уходит в подсознание ребёнка: он работал, он старался, в конце получил приз. Так у детей складывается положительное отношение к этой сложнейшей игре – шахматам. Всё в целом: элементы сказки, игры, игрушка, общение, игра в шахматы, приз – создаёт у детей атмосферу интереса. Начинаем изучать шахматы с короля Когда я начинал заниматься с малышами, я не знал, что, по мнению некоторых психологов, 3-4-летнего ребёнка невозможно научить играть в шахматы, потому что он не сможет ориентироваться в таком многообразии фигур и пешек (в шахматах их 32). По счастью, я ничего этого не знал. И шёл вперёд, но очень строго соблюдая основной дидактический принцип от простого к сложному. Начинаем мы изучать шахматы с короля. Вот про него сказка, стихотворение: Не король, а тихоход, Черепахою ползёт. Во все стороны – на шаг. Вот такой король чудак. Передвинуть короля на одну клеточку в состоянии и трёхлетний ребёнок. С этого начинается первая игра, называется она «Чей король придет первым на волшебные поля противоположной стороны». Когда мы научились играть королём, мы ставим на доску пешки. После того, как познакомились с пешками, знакомимся с ладьёй. Играем пешками, королём, ладьёй. Когда освоили ладью, ставим на доску следующую фигуру. Опять с ней знакомимся, учим стихотворение, играем. На каждом занятии идёт игра с уже заученными фигурами. Так, постепенно, шахматная доска заполняется, постепенно развивается внимание детей. Дети начинают понимать правила игры, логику игры. Всё это даёт мощный тренинг для развития их интеллектуальных способностей. И когда через несколько месяцев дети играют уже всеми фигурами – это значит, что скачок в интеллектуальном развитии ухе произошёл. Дальше мы проводим турниры, соревнования, решаем задачи. Я вижу, что дети начинают получать удовольствие от деятельности. Ведь в конечном итоге моя сверхзадача как педагога не только научить ребёнка играть в шахматы, подготовить его к школе, а создать условия, при которых интеллектуальная работа приносит ему радость. Эта идея Сухомлинского, на мой взгляд, гениальная идея: «Ребёнок должен получать радость от интеллектуального труда!» Но шахматы – это не только победа Подготовить ребёнка к поражению – целая проблема. Шахматы – в миниатюре – как бы модель мира, они – жизненная модель. Игра в шахматы – это всё время экзамен. Ход – это поступок. Если ты делаешь неправильный ход, то за это получишь наказание: ты можешь потерять фигуру, ты можешь проиграть. К этому детей нужно готовить с первых занятий. Как это происходит? Во-первых, проигрывают, в основном, игрушки, когда играют с детьми. Некоторые игрушки плачут. Поэтому мы их успокаиваем вместе: «Не обижайся. Любой может проиграть, даже чемпион мира». – «Меня мама будет ругать» – «Не будет, мама поймёт». Дети учатся успокаивать игрушку, потом сами начинают относиться к поражению более правильно. Когда ребёнок играет в шахматы дома, очень важно, чтобы он только выигрывал. Проигрывать дома ребёнок не должен! Мамы это лучше понимают, папы понимают это хуже. Они обыгрывают ребёнка. Тот чувствует себя некомфортно, обижается, у него пропадает интерес и в результате ребёнок перестаёт играть. А другое дело – игра со сверстниками. Играя на турнире, ребёнок будет и выигрывать, и проигрывать, но это уже будет не так болезненно, он будет уже готов достойно встретить как победу, так и поражение. И в заключение я хочу остановиться на ещё одном очень важном моменте. В чём же, на мой взгляд, уникальность шахмат? Они развивают не только внимание, волю, абстрактное и логическое мышление, работоспособность, фантазию, творческую активность. Шахматы развивают способность к обучению, к познанию. Чем бы ребёнок, умеющий играть в шахматы, впоследствии ни занимался, он будет в состоянии понять любые сложнейшие проблемы. А вот Борис Савченко, который не любит засиживаться за шахматами и предпочитает йогу - единственный йог среди гроссмейстеров, который занимается еще и ушу. И, если есть возможность, не пропустит День йоги. источники: gazetadr.ru Глоссарий |