Современное дополнительное образование – как инструмент формирования сред профессиональных проб для подростков. Модель практико-ориентированной игры «ПРОФИ БУМ» .
статья (5, 6, 7 класс)

Анна Кочеткова

Статья о месте профориентации и профессиональных проб в современном дополнительном образовании.  Профессиональная проба, условия, этапы и механизм формирования, как инструмент формирования индивидуального отношения подростка к той или иной деятельности в условиях системы дополнительного образования. Модель интерактивной игры "ПРОФИ БУМ". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profi_bum.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Современное дополнительное образование – как инструмент формирования

сред профессиональных проб для подростков. Модель  практико-ориентированной игры «ПРОФИ БУМ» .

           Статья – участник научно-практического семинара  «Современные проблемы развития дополнительного образования детей в контексте идей непрерывного образования» в рамках Х Международного педагогического форума «Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы».

     

   Сегодня дополнительного образования вместе со школой активно помогала ребенку не только проявить, развить свои способности, но и сделать правильный выбор своей профессии. Центр Дополнительного образования Детей открывает объединение социально-педагогической направленности «PROвыбор». Методическая цель данного направления - развитие системы профориентации в системе дополнительного образования, выявление взаимосвязей склонностей и способностей личности и профессионального самоопределения обучающихся. Практическая цель данной деятельности – дать возможность обучающимся узнать больше о себе, о мире профессий и карьере, о своих желаниях и возможностях в мире профессионального самоопределения, Программа рассчитана на 1 год обучения, включает в себя мотивационный, диагностический, практический модули следующего содержания: Основы профессионального самоопределения. Классификация профессий

Человек и профессия, Слагаемые выбора профессии, Профессиональная проба и ее роль в профессиональном самоопределении, Понятие «Карьера», «карьерный рост»., Творческий проект «Выбор профессии», Экскурсии по учебным заведениям.

       Подробнее остановимся на модуле «Профессиональная проба и ее роль в профессиональном самоопределении». Понятие «профессиональная проба» традиционно определяется как профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности. Определяя профессиональную пробу как необходимый элемент и определенный этап процесса профессионального самоопределения личности, заключающийся в формировании отношения личности к определенной профессиональной деятельности на основе совершения самостоятельных законченных действий в этой деятельности. Такое определение дает  возможность определить место и роль профессиональной пробы в любом процессе педагогической деятельности.

     Необходимым условием осуществления профессиональной пробы является ее индивидуальность для каждого подростка. Смысл этой индивидуальности заключается в том, что проба должна осуществляться в поле профессиональных склонностей личности. Лишь такое строго индивидуальное планирование может привести к возникновению личной заинтересованности подростка в осуществлении профессиональной пробы, а также к тому, что в ходе ее выполнения удастся достигнуть необходимого результата – формирования определенного отношения личности к тому или иному типу деятельности.

Таким образом, процесс проведения профессиональной пробы должен складываться из следующих этапов:

1/ определение профессиональных склонностей;

2/ выбор наиболее подходящей площадки для осуществления профессиональной пробы и формы ее осуществления (индивидуальной или групповой) в соответствии с профессиональными склонностями;

3/ проведение профессиональной пробы под контролем педагога;

4/ анализ результатов проведения профессиональной пробы и заключительная индивидуальная профконсультация, фиксирующая полученный результат.

      Каждый из этапов является обязательным в процессе осуществления профессиональной пробы, позволяя в итоге добиться цели профессиональной пробы – формирования определенного отношения личности к тому или иному типу деятельности.

В качестве объекта профессиональных проб целесообразно использовать какую-либо одну область, которая обладает рядом характерных особенностей, отражающих специфику определенной сферы профессиональной деятельности. При ее выборе важно руководствоваться определенными требованиями, в числе которых:

  • распространенность, наличие ярко выраженных специфических особенностей сферы труда;
  • доступность для выполнения учащимися комплекса профессиональных проб (в рамках отрасли);
  • наличие в отрасли типичных профессий в соответствии с избираемой для проб сферой;
  • возможность вариативного выполнения профессиональных проб различной степени сложности;
  • широкие возможности отрасли для определения содержания и объектов пробы, а также для развития профессионального интереса обучающихся;
  • соблюдение принципа преемственности для продолжения профессионального обучения в соответствующей профессиональной образовательной организации.

В рамках определенной отрасли обучающимся может быть предложен целый ряд профессиональных проб в соответствии со спецификой выполняемых трудовых действий работником определенной профессии. Каждая профессиональная проба составляет самостоятельную, логически завершенную единицу учебно-трудовой деятельности.

Содержание профессиональных проб разрабатывается в соответствии с основными требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов к профессиональным компетенциям специалистов определенного профиля и утверждается всеми организациями, участвующими в проведении пробы.

При разработке содержания профессиональных проб необходимо ориентироваться на определенные требования, а именно: вариативность, оригинальность, практико-ориентированный характер, учет возрастных особенностей обучающихся. Содержание профессиональной пробы зависит от материально-технического оснащения организации, социокультурного окружения, региональных особенностей. Поэтому в программу могут вноситься изменения, уточнения. Могут видоизменяться формы организации профессиональных проб, варьироваться их содержание, последовательность и время обучения подростков.

Механизмы формирования среды профессиональных проб – это совокупность условий, технологий и методик педагогической деятельности по выполнению подростками самостоятельных законченных профессиональных действий с целью осуществления профессиональных проб.

К педагогическим условиям относится подготовка преподавателя (учителя, мастера) к проведению занятий по профессиональным пробам. В нее входят:

  • подбор дидактического материала (профессиограммы на профессии и специальности, с которыми учащиеся будут знакомиться при выполнении профессиональных проб; наглядные пособия для демонстрации опытов, принципов действия, обеспечивающие усвоение школьниками предлагаемого учебного материала);
  • разработка плана проведения пробы на различных уровнях с учетом индивидуальных возможностей обучающихся;
  • владение технологией проведения пробы.

Преподаватель должен разработать содержание профессиональных проб с выделением этапов, уровней сложности выполнения заданий; подобрать инструменты, технологическую документацию, оснастку для их выполнения; разработать критерии оценки выполнения профессиональных проб или их этапов. При этом подходы к оцениванию результатов учащихся могут быть различными: от традиционной пятибалльной системы оценок до выделения уровней качества выполнения заданий.

Что касается технологий осуществления профессиональных проб, то можно выделить следующие их виды:

  • трудовое задание, связанное с выполнением технологически завершенного процесса;
  • имитационные игры;
  • выполнение исследовательских проектов;
  • участие в художественной самодеятельности, проведение социокультурных мероприятий, участие в интеллектуальных играх.

Возможны любые модификации в рамках указанных категорий, но при этом важно, чтобы деятельность имела законченный вид с получением конкретного результата.

При проведении профессиональных проб особое внимание уделяется как способности переносить нагрузку, так и интеллектуальным способностям, ремесленным сноровкам и медицинским ограничениям.

По итогам выполненных профессиональных проб обучающиеся должны знать:

  • содержание, характер труда в данной сфере деятельности;
  • требования, предъявляемые к профессиональным качествам;
  • общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы;
  • технологию выполнения профессиональной пробы;
  • правила безопасности труда, санитарии, гигиены;
  • инструменты, материалы, оборудование и правила их использования на примере профессиональной пробы.
  • Учащиеся должны уметь:
  • выполнять простейшие операции;
  • пользоваться инструментом, материалом, документацией;
  • выполнять санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда;
  • соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.

Программы профессиональных проб разрабатываются в соответствии с установленными требованиями, предъявляемыми к учебным документам такого рода. В содержании программы необходимо предусмотреть для обучающихся пробы трёх уровней сложности. Пробы первого уровня требуют от учащихся сформированности первичных профессиональных умений, достаточных для их реализации на уровне исполнителя. Пробы второго уровня носят исполнительско-творческий характер, в них предусматриваются элементы рационализации профессиональной деятельности. Пробы третьего уровня сложности нацелены на самостоятельное планирование обучающимися своей работы, постановку промежуточной и конечной целей, анализ результатов деятельности.

По каждому компоненту профессиональной пробы перед учащимися ставится задача (заданиеопределенной степени трудности (уровня сложности), оговариваются условиякоторые необходимо соблюдать при выполнении заданий, и определяется тот продукт деятельности (результат), который учащийся должен получить по завершении цикла профессиональной деятельности в результате тех или иных воздействий. Ознакомление учащихся с содержанием профессиональных проб организуется таким образом, чтобы в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний они смогли самостоятельно выбрать уровень сложности задания.

Процедура разработки профессиональной пробы включает в себя:

  • определение тематики профессиональных проб по видам профессиональной деятельности;
  • отбор содержания в соответствии со спецификой выполняемых трудовых действий работником определенной профессии; формирование ресурсного обеспечения профессиональной пробы;
  • разработку рабочей программы профессиональной пробы.

     Профессиональная проба, ее роль в профессиональном самоопределении и дополнительное образование  – ЧТО ОБЩЕГО?

     Опыт работы сотрудников учреждений дополнительного образования показывает, что составление программы профессиональной пробы – непростое, но вполне реальное дело. Более того, именно в условиях этих учреждений возможна максимально полная реализация многообразия направлений деятельности по реализации профессиональных проб. Именно это открывает возможности для организаций дополнительного образования стать центрами по организации профпроб подростков.

Механизмы формирования среды профессиональных проб 

Необходимые условия  для формирования среды проф. Пробы

ресурс

Педагогич. условия  - обученный педагог, владеющий диагностическими техниками

Педагоги ЦДОД, так как проф. Стандарт  требует результатов реализации программ  - «Знать» и «Уметь»

Пространство, к котором подросток  (ребенок) может получить процесс деятельности в той или иной области

Кружки и секции ЦДОД, так как открывают воз-модность попробовать себя в разных ролях – начиная от педагога, художника,   актера, режиссера, визажиста до бухгалтера, секретаря и руководителя.

Модель игры «ПРОФИ БУМ»
- среда профессиональных проб для  летай и подростков.

  • Время проведения: весенние каникулы ;
  • Место: Центр Дополнительного Образования Детей Отрадный ;
  • Участники: обучающиеся по программе «ПРОвыбор»;
  • Профессиональные пробы предоставляют: ДО «Журналистика», «Стиль», «Доброволец» «IT-технологии», «ЛЕГО-конструирование», «Волшебная иголка», «Акварелька», «Школа вожатых (аниматоров), вокальная студия «Радость»,  студия танца «Зазеркалье».
  • Так же в пробах предусмотрены и «Проба секретарь», «проба руководитель», «Проба бухгалтер», «Проба педагог».
  • Для каждого ребенка разрабатывается лист –маршрут с трудовыми задачами. Продолжительность ПРОБЫ – 1ч. 30 мин. По итогам, педагог, ведущий программу, проводит рефлексию. Программа «ПРОвыбор» основой лист-маршрута предполагает диагностику по методике изучения профессиональных склонностей Дж. Голланда и методике изучения организаторских способностей. Каждый участник предоставляет свой лист – маршрут с результатом своей работы. Если у ребенка по результатам диагностики – Предприимчивый тип и высокий уровень организаторских способностей, его трудовым заданием будет организация ярмарки-продажи изделий  кружков художественно-прикладного цикла. Мероприятие может  проводится и для обучающихся, не занимающихся по программе. Но в этом случае, мотивация будет ниже и, соответственно, эффективность. В ходе конференции , поступил вопрос- «Можно ли данную программу адаптировать и сделать выходящей в ОО», вопрос, бес сомнения актуальный, но в таком случае, мероприятие из практически направленного, носящего системно-деятельности подход,  превратиться просто в ролевую игру, которых предостаточно.

       Такой подход может быть реализован в любой сфере деятельности по всем основным профессиям, соответствуя своему основному назначению – формированию личностного отношения к конкретной профессии и к труду в целом, способствуя формированию инварианта профессионально важных качеств личности.

       Развитие системы профессиональных проб в образовательных организациях дополнительного образования детей позволит значительно поднять роль этих учреждений как центров социально-профессионального самоопределения подростков и их личностного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ЕГО РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

В своих трудах А.С. Макаренко писал: «воспитывая детей, педагоги воспитывают будущую историю нашей страны, и  значит, и историю мира».   Особая  роль...

Деятельность педагога дополнительного образования по обеспечению эмоционального благополучия детей и подростков.

Дополнительное образование нацелено на создание условий для личностного развития ребенка, укрепления его здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда. Оно способствует адаптации дет...

Проведение конкурса в детском объединении дополнительного образования, как инструмент стимулирования стремления учащихся к более высоким личностным и метапредметным результатам.

Дорогие коллеги! Перед Вами методическая разработка конкурсного мероприятия для детского объединения дополнительного образования - Кружка росписи по дереву «Русские узоры». Она является неотъемлемой ч...

"Роль педагога дополнительного образования в обучении и воспитании детей и подростков"

Доклад и презентация к районным педагогическим чтениям педагогов дополнительного образования....

Программа дополнительного образования «Мой инструмент – компьютер»

Программа дополнительного образования«Мой инструмент – компьютер»...

«Профессионально – личностный потенциал педагога дополнительного образования как условие введения профессионального стандарта»

Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования в условиях внедрения нового профессионального стандарта – это совмещение  профессионализма педагога (специальная, методи...

Программа профессиональной пробы для подростков "Экскурсовод, гид-переводчик"

Цель представленной программы - формирование в ходе прохождения проб представлений, необходимых для принятия осознанного решения  относительно выбора профессии экскурсовода, гида-переводчика, чер...