дополнительная образовательная программа по духовно - нравственному воспитанию "Я и мир вокруг меня"
методическая разработка
Программа предназначена для учащихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа "Я и мир вокруг меня" | 639.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность. Рассматривая процесс развития умственно отсталого ребенка с позиций выяснения взаимодействия биологической и культурной линий развития, Л.С. Выготский выделил основные и вторичные признаки умственной отсталости. Именно эти вторичные признаки: нарушение характера, поведения, волевых проявлений) поддаются педагогической коррекции. Наличие интеллектуального дефекта существенно затрудняет решение нормативного поведения, но это не значит, что именно интеллектуальный дефект является причиной нарушения социально-нормативного и правового поведения. Отсюда следует вывод, что социальное и правовое поведение ученика специальной (коррекционной) школы определяется качеством воспитательной работы на протяжении всех лет обучения. Этим и обусловлена разработка Программы для учащихся 1-4 классов с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) «Я и мир вокруг меня» духовно-нравственной направленности.
Достаточно серьезным направлением воспитательной работы является формирование у школьников с нарушениями интеллекта гражданских качеств личности:
понимания и соблюдения основных прав и обязанностей граждан нашей страны;
усвоения правовых знаний, основ гражданского, семейного,
трудового, уголовного права;
понимания важности законов государства, своих прав и обязанностей;
осознания личной ответственности за свое поведение.
Предлагаемая программа выстроена таким образом, чтобы каждый ученик не просто был созерцателем, а, наоборот, активным участником конкретного мероприятия с последующим анализом этого мероприятия. При этом учитель, воспитатель указывают путь выхода из затруднительных ситуаций, раскрывают свое отношение к нарушениям норм поведения, законов. В процессе учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса необходимо учитывать особенности детей с умственной отсталостью (с нарушениями интеллекта): необходимо учитывать в процессе воспитания в целом и при реализации конкретных его направлений в частности:
-нарушения познавательного развития, затрудняющие правильное самостоятельное общение ребенка во всех его проявлениях;
-снижение способности к конкретизации обобщений, приводящее к несогласованности слова и конкретной деятельности;
-нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижающие самостоятельность, желание быть лучше, способствуют образованию и закреплению отрицательных привычек;
-школьники с умственной отсталостью (с нарушениями интеллекта) затрудняются в оценке собственного поведения, деятельности, при том что у них есть потребность в самооценке;
-учащиеся очень радостно реагируют на заслуженное поощрение;
-важно учитывать возрастные особенности детей с умственной отстал
стью (с нарушениями интеллекта) нарушения, знать структуру дефекта, различать проявления, связанные с первичным нарушением и вторичными отклонениями.
-также необходимо учитывать типологические и индивидуальные про-
явления, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе воспитания.
Программа духовно - нравственного воспитания учащихся составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г.,
- «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев),
- «Методических рекомендаций по организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью», Москва, 2019год;
-изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов,
- а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях специальной (коррекеционной) школы.
Нормативно-правовой и документальной основой «Программы духовно-нравственного воспитания учащихся» являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ,
-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности»,
Концепция развития дополнительного образования детей Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729- р.
Предлагаемая программа, реализуется за пределами основных общеобразовательных программ и направлена на:
- решение задач формирования общей культуры личности,
-создание базовых основных основ образованности,
-расширение знаний обучающихся о мире и о себе,
-удовлетворение познавательного интереса и расширение информированности учащихся в конкретной образовательной области;
-оптимальное развитие личности на основе педагогической поддержки индивидуальности учащегося в условиях специально организованной деятельности;
-накопление учащимися социального опыта и обогащение навыками общения и совместной деятельности в процессе освоения программы,
-на освоение духовно-нравственных норм жизни,
-создание условий для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации,
--ее адаптации к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ,
Разработанная программа будет способствовать духовно –нравственному развитию учащихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Реализация предлагаемой программы обусловлена принципами духовно- нравственного воспитания:
-системно- организованный подход,
-ценностная ориентация,
-личностно- ориентированный подход,
-воспитание на традициях,
-принцип природосообразности,
-принцип гуманистической ориентации,
-принцип сохранения исторической памяти,
-информационная защищенность.
Цель Программы: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи Программы:
-формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных
общечеловеческих ценностей;
-изучение культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства;
-физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены;
-консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей;
-формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
-создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
-привитие учащимся любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней;
-развитие форм ученического самоуправления.
-формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
-формирование у школьников основных социальных ролей, моральных и этических норм;
- воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
- воспитание нравственных качеств личности ребёнка;
- приобщение учащихся к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
-мотивов познавательной деятельности;
-прилежного отношения к учению;
-преодоления стереотипа «Я не могу», «Я не понимаю», «У меня не получится».
Специфика особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями)
Достаточно серьезным направлением воспитательной работы является формирование у школьников с нарушениями интеллекта гражданских качеств личности:
понимания и соблюдения основных прав и обязанностей граждан нашей страны;
усвоения правовых знаний, основ гражданского, семейного,
трудового, уголовного права;
понимания важности законов государства, своих прав и обязанностей;
осознания личной ответственности за свое поведение.
Предлагаемая программа выстроена таким образом, чтобы каждый ученик не просто был созерцателем, а, наоборот, активным участником конкретного мероприятия с последующим анализом этого мероприятия. При этом учитель, воспитатель указывают путь выхода из затруднительных ситуаций, раскрывают свое отношение к нарушениям норм поведения, законов. В процессе учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса необходимо учитывать особенности детей с умственной отсталостью (с нарушениями интеллекта): необходимо учитывать в процессе воспитания в целом и при реализации конкретных его направлений в частности:
-нарушения познавательного развития, затрудняющие правильное самостоятельное общение ребенка во всех его проявлениях;
-снижение способности к конкретизации обобщений, приводящее к несогласованности слова и конкретной деятельности;
-нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижающие самостоятельность, желание быть лучше, способствуют образованию и закреплению отрицательных привычек;
-школьники с умственной отсталостью (с нарушениями интеллекта) затрудняются в оценке собственного поведения, деятельности, при том что у них есть потребность в самооценке;
-учащиеся очень радостно реагируют на заслуженное поощрение;
-важно учитывать возрастные особенности детей с умственной отстал
стью (с нарушениями интеллекта) нарушения, знать структуру дефекта, различать проявления, связанные с первичным нарушением и вторичными отклонениями.
-также необходимо учитывать типологические и индивидуальные про-
явления, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе воспитания.
Формы внеурочной деятельности:
-беседа;
-экскурсия;
-викторина и конкурсы;
-литературно- музыкальная гостиная;
-экологическая экспедиция;
-просмотр видеофильмов;
-встреча с интересными людьми;
-совместная работа с Приходом Свято- Успенской церкви;
-выполнение творческих заданий, под руководством педагога;
-совместный вечер (с приглашением пап, отца Димитрия);
-психологический тренинг;
-виртуальное путешествие;
-краткий обзор;
-ролевая игра;
-деловая игра;
-акция;
-экологический калейдоскоп;
-тренинговое занятие;
-час истории;
-урок мужества;
-космический час;
-инструктаж;
-тестирование;
-час интересов;
-составление коллажа;
-социально- значимый проект;
-турнир знатоков;
-турнир вежливости;
-психодиагностика;
-«Путешествие в окружающий мир»;
-калейдоскоп прекрасного.
Режим занятий: 1 час в неделю
Объем: 107 часов
Срок реализации:2017-2021г.
Основные направления деятельности:
-мероприятия и акции, направленные на сохранение народных традиций, культуры родного края и страны в целом, особенностям природы и ее охраны;
-укрепление связи разных поколений, семейных традиций, воспитание уважения к старшему поколению, изучению и знанию своих «корней», истории семьи, рода;
-увековечивание памяти воинов, погибших при защите Отечества, через систематическую шефскую работу с ветеранами, участниками войн и военных конфликтов.
Блоки | Воспитательные задачи |
1.Я - человек | 1) Воспитание человека ,обладающего собственного достоинства и уважения к людям. 3)Толерантное отношение ко всем людям. |
2. Я и родословная
| 1) Развитие семейных традиций, увлечений и интересов, способствующих укреплению духовных ценностей семьи. |
3.Я - здоровый человек | 1)Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся. 2)Воспитание негативного отношения к вредным привычкам. 3)Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни. |
4. Я и школа вежливости | 1)Формирование у учащихся понимать себя и других, уважая их позицию. 2)Воспитание сознательного отношения к учебе, чувство доброты, вежливости, внимания и дружбы, умение дорожить близкими. 3)Развитие у детей умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми. |
5.Я и культура | 1) Раскрытие духовных основ отечественной культуры. |
6. Я и толерантность
| 1) Формирование у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей. 2)Воспитание у учащихся чувство сопереживания товарищам в их бедах, умение разделить с ними радость. 3)Создание толерантной среды в обществе и сфере образования. |
7. Я и мир рукоделия | 1)Формирование навыков и приемов в выполнении различных изделий декоративно- прикладного творчества. 2)Воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду. 3)Развитие потребности к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей. |
8. Я – гражданин и патриот
| 1) Формирование гражданского отношения к Отечеству, уважения к защитникам Родины. |
9. Я и природа | 1) Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой. |
Тематическое планирование 1 класс (27 часов в год)
2017- 2018 учебный год
№ п/п | Блок Тема занятия | Дата |
1 | Я - человек Беседа «Кто я? Какой я?». | 04.09 |
2 | Я и родословная Ролевая игра «Семья» | 18.09 |
3 | Я – здоровый человек Беседа «Гигиена школьника». | 25.09 |
4 | Я и школа вежливости Акция «Я школьник». | 09.10 |
5 | Я и культура Ролевая игра «Правила культуры поведения в общественном месте». | 23.10 |
6 | Я и толерантность Деловая игра «Что такое толерантность?». | 30.10 |
7 | Я и мир рукоделия Беседа «Техника безопасности». | 06.11 |
8 | Я – гражданин и патриот Беседа «Я гражданин и патриот». | 20.11 |
9 | Я и природа Экологический калейдоскоп «Земля- наш дом». | 27.11 |
10 | Я - человек Психологический тренинг «Я особенный». | 04.12 |
11 | Я и родословная Беседа «Моя фамилия» | 18.12 |
12 | Я – здоровый человек Ролевая игра «Витамины». | 25.12 |
13 | Я и школа вежливости Ролевая игра- «Товарищи и друзья» | 15.01 |
14 | Я и культура Час истории «Культура моих предков - казаков». | 22.01 |
15 | Я и толерантность Тренинговое занятие «В мире толерантности». | 29.01 |
16 | Я и мир рукоделия Работа с бумагой. Мозайка «Яблоко». | 05.02 |
17 | Я – гражданин и патриот Беседа «Моя Россия-моя страна». | 19.02 |
18 | Я и природа Викторина «Путешествие в мир растений». | 26.02 |
19 | Я – человек Ролевая игра «Я и мое настроение». | 05.03 |
20 | Я и родословная Час интересов «Моя родословная» | 19.03 |
21 | Я – здоровый человек Беседа «Глаза- главные помощники человека». | 26.03 |
22 | Я и школа вежливости Беседа «Зачем люди здороваются». | 02.04 |
23 | Я и культура Экскурсия в Свято- Успенский храм «Православная культура». | 16.04 |
24 | Я и толерантность Турнир вежливости «Страна Толерантность». | 30.04 |
25 | Я и мир рукоделия Работа с бумагой . Обрывная аппликация «Котенок». | 07.05 |
26 | Я – гражданин и патриот Час интересов«Любовь к Родине, своему народу». | 14.05 |
27 | Я и природа Экскурсия в природу. | 21.05 |
Тематическое планирование 2 класс (27 часов в год)
2018- 2019 учебный год
№ п/п | Блок Тема занятия | Дата |
1 | Я - человек Беседа «Я и спорт» | 03.09 |
2 | Я и родословная Беседа «Древо жизни. Моя родословная». | 17.09 |
3 | Я – здоровый человек Час общения «Я здоровье берегу, сам себе помогу». | 24.09 |
4 | Я и школа вежливости Беседа «Ребята, давайте жить дружно». | 01.10 |
5 | Я и культура Беседа «Правила поведения в театре». | 15.10 |
6 | Я и толерантность Час общения «Толерантность- путь к миру» | 22.10 |
7 | Я и мир рукоделия Работа с бумагой. Оригами «Курочка с цыплятами». | 05.11 |
8 | Я – гражданин и патриот Устный журнал «Когда мы едины…» | 19.11 |
9 | Я и природа Экологическая экспедиция «Мы защитники природы». | 26.11 |
10 | Я - человек Калейдоскоп «Мои интересы, мои увлечения». | 03.11 |
11 | Я и родословная Игра «Мир семейных увлечений». | 17.11 |
12 | Я – здоровый человек Викторина «Наше здоровье в наших руках». | 24.11 |
13 | Я и школа вежливости Урок духовно- нравственной направленности «Протянем руку помощи друг другу». | 14.01 |
14 | Я и культура Посещение библиотеки «Книги о культуре» | 21.01 |
15 | Я и толерантность Игра «Цветок толерантности». | 28.01 |
16 | Я и мир рукоделия Аппликация из геометрических фигур. Аппликация «Кораблик». | 04.02 |
17 | Я – гражданин и патриот Спортивный конкурс «Защитник Отечества» | 18.02 |
18 | Я и природа Экологическая викторина «Разнообразие животных нашего края». | 25.02 |
19 | Я- человек Час интересов «Мое хобби». | 04.03 |
20 | Я и родословная Беседа «Профессии моих предков» | 11.03 |
21 | Я – здоровый человек Инструктаж по предупреждению травматизма. | 18.03 |
22 | Я и школа вежливости Практикум «Бой с нецензурной речью» | 01.04 |
23 | Я и культура Тренинговое занятие «Этикет и мы». | 15.04 |
24 | Я и толерантность Беседа «Чтобы счастье дарить, надо добрым и вежливым быть». | 29.04 |
25 | Я и мир рукоделия Работа с бумагой. «Гвоздика». | 06.05 |
26 | Я – гражданин и патриот Встреча с участником афганской войны «История глазами интересного человека». | 13.05 |
27 | Я и природа Виртуальное путешествие по Краснодарскому краю г. Лабинск. | 20.05 |
Тематическое планирование 3 класс 27 часов в год
2019- 2020 учебный год
№ п/п | Блок Тема занятия | Дата |
1 | Я - человек Тренинговое занятие «Как отстоять свои интересы». | 02.09 |
2 | Я и родословная Викторина «Кто есть кто?». | 16.09 |
3 | Я- здоровый человек Беседа «Спорт- здоровый образ жизни». | 30.09 |
4 | Я и школа вежливости Составление коллажа «Школьная жизнь». | 07.10 |
5 | Я и культура Этическая беседа «Учимся прощать своих друзей». | 21.10 |
6 | Я и толерантность Нравственная беседа «Тайный друг». | 28.10 |
7 | Я и мир рукоделия Изготовление подарка ко дню матери «Шкатулка» | 11.11 |
8 | Я – гражданин и патриот Мультимедийная галерея «За что мы любим свою страну». | 18.11 |
9 | Я и природа Инструктаж «Правила поведения в природе». | 25.11 |
10 | Я - человек Тестирование и обработка результатов «Добрый ли я?» | 02.12 |
11 | Я и родословная Откровенный разговор «Семейные традиции» | 16.12 |
12 | Я – здоровый человек Беседа «О хороших и вредных привычках». | 23.12 |
13 | Я и школа вежливости Беседа «Хорошие манеры». | 13.01 |
14 | Я и культура Турнир вежливости «Правила хорошего тона». | 20.01 |
15 | Я и толерантность Ролевая игра «Толерантность и я». | 27.01 |
16 | Я и мир рукоделия Конкурс рисунков, посвященные 23 февраля. | 03.02 |
17 | Я – гражданин и патриот Спортивный турнир «Русский солдат умом и силой богат». | 17.02 |
18 | Я и природа Экологическая страничка «Семь чудесных мест России». | 24.02 |
19 | Я - человек Нравственно- этическая беседа «Я – человек». | 02.03 |
20 | Я и родословная Конкурс пословиц и поговорок о семье «Мир в семье любовью держится». | 16.03 |
21 | Я – здоровый человек Откровенный разговор «Хорошие привычки». | 23.03 |
22 | Я и школа вежливости Викторина «Доброта, вежливость, дружба». | 06.04 |
23 | Я и культура Конкурс «Вежливость, культура, этикет». | 20.04 |
24 | Я и толерантность Диспут «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». | 27.04 |
25 | Я и мир рукоделия Работа с пластилином. Композиция «Весна». | 04.05 |
26 | Я – гражданин и патриот Беседа «Я живу в России» . | 11.05 |
27 | Я и природаПутешествие в окружающий мир «Мир вокруг нас. Горы.» | 18.05 |
Тематическое планирование 4 класс 26 часов в год
2020- 2021 учебный год
№ п/п | Блок Тема занятия | Дата |
1 | Я - человек Тестирование «Вот какой я». | 07.09 |
2 | Я и родословная Беседа «История моей семьи» | 21.09 |
3 | Я — здоровый человек Операция «Чистюлька». | 28.09 |
4 | Я и школа вежливости Беседа «Я и сверстник». | 05.10 |
5 | Я и культура Обсуждение «Мы идем в театр». | 19.10 |
6 | Я и толерантность Акция «Милосердие». | 26.10 |
7 | Я и мир рукоделия Работа с бумагой. «Закладка». | 02. 11 |
8 | Я – гражданин и патриот Круглый стол “ И помнит мир спасенный». | 16.11 |
9 | Я и природа Экскурсия в парк Операция «Забота» (помощь птицам). | 30.11 |
10 | Я - человек Калейдоскоп прекрасного «Я в мире и мир в моем я». | 07.12 |
11 | Я и родословная Круглый стол «Что для меня семья» | 14.12 |
12 | Я — здоровый человек Беседа «В гостях у доктора Айболита. Почему Мойдодыр злится» . | 21.12 |
13 | Я и школа вежливости Круглый стол «Правила безопасного поведения в школе». | 11.01 |
14 | Я и культура Беседа «Человек — творец своей судьбы». | 18.01 |
15 | Я и толерантность Правовая игра «Зависть и скромность». | 25.01 |
16 | Я и мир рукоделия Работа с бумагой «Красочная вертушка своими руками». | 01.02 |
17 | Я – гражданин и патриот Спортивное мероприятие «Папа, брат и я - спортивная семья». | 15.02 |
18 | Я и природа Экскурсия в природу «Красота Кубани». | 22.02 |
19 | Я - человек Беседа «Как воспитать в себе человеческие качества» | 01.03 |
20 | Я и родословная Составление родословного древо. | 15.03 |
21 | Я — здоровый человек Викторина «Витамины — это клад». | 22.03 |
22 | Я и школа вежливости Беседа «Школа — наш второй дом». | 05.04 |
23 | Я и культура Этическая беседа «Внешний вид ученика». | 19.04 |
24 | Я и толерантность Беседа «Путешествие в страну добра». | 26.04 |
25 | Я и мир рукоделия Работа с гофрированной бумагой «Алая роза». | 17.05 |
26 | Я – гражданин и патриот Конкурс стихов о Родине. | 24.05 |
Содержание программы
Программа «Я и мир вокруг меня» составлена с учетом возможностей учащихся 1-4 классов с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями), уровня их знаний и умений и состоит из 9 блоков. Материал распределен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Темы из 9 блоков распределены на весь учебный год, что составляет 27 часов (3 часа в месяц). При планировании использовался линейно- концентрический принцип распределения материала: темы блоков периодически меняют друг друга, расширяют ее, уточняют понятия, раскрывающие содержание блока. Изложение материала, осуществляемое посредством линейно-концентрического метода, представляет собой возврат к темам на том или ином "витке" развертывания структуры блока. Таким образом, разделы блоков остаются прежними, а темы с каждым годом усложняются.
Предложенное календарно-тематическое планирование программы раскрывает основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся по каждому из направлений основного блока и представлено в виде важнейших содержательных компонентов воспитания и развития учащихся, их коммуникативной, информационной, социальной деятельности и опирается на базовые национальные ценности в следующих блоках:
1 класс
Теоретические сведения
Блок 1 «Я - Человек»
Занятия в блоке «Я - человек» учат воспитанию нравственных чувств и этического сознания. Носят психологический аспект и направленны на осознание себя как личности, а также должны помочь учащимся разобраться в себе и понять себя (кто я? какой я?). Ценности: мой внутренний мир, личность, индивидуальность..
Блок 2 «Я и родословная»
Занятия в блоке «Я и родословная» ознакомятся с историей возникновения имён и фамилий. «Лента времени» моей жизни. Составление родословного древа с небольшим количеством родственников. Профессии предков. Ценности: память, любовь, история фамилии, предки.
Блок 3 «Я — здоровый человек»
Занятия в блоке «Я и здоровье» должны формировать здоровый образ жизни, здоровые установки и навыки ответственного отношения к своему здоровью, воспитывать негативное отношение к вредным привычкам. Ценности: здоровье человека, ответственность за свое здоровье.
Блок 4 «Я и школа вежливости»
Занятия в блоке «Я и школа» учат различать учащихся хорошие и плохие поступки. Формируют понятия «дружба», учат дружить и дорожить дружбой и направленны на сплочение коллектива. Ценности: дружба, поступки людей.
Блок 5 «Я и культура»
Занятия в блоке «Я и культура» воспитывают стремление быть опрятным, чистым, учат правилам вежливого поведения, умению пользоваться «волшебными» словами, формируют представления о правилах поведения в образовательном учреждении, представление о вере, духовной культуре человека. Приобщают к христианским заповедям. Способствуют воспитанию нравственных чувств и этического сознания. На примере наших предков казаков формируют элементарные представления о культуре народа Кубани.
Ценности: культура человека, культура в обществе, культура наших предков.
Блок 6 «Я и толерантность»
Занятия в блоке «Я и толерантность» ориентированы на воспитание личности, способной на управление своим поведением ,рассмотрение ребенка как главной ценности в системе самоуправления ребенка. Ценности: личность, толерантность,
Блок 7 «Я и мир рукоделия »
Занятия в блоке «Я и мир рукоделия» учат требованиям к поведению учащихся во время занятий. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдению правил по технике безопасности. Ценности : плакат, ножницы, бумага цветная, картон, клей.
Блок 8 «Я – гражданин и патриот»
Занятия в блоке «Я - защитник Отечества» воспитывают любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству уважение к воинам-защитникам Отечества. На примере приглашенных на занятие пап, братьев формируют стремление служить своему Отечеству.Ценности: мужество, армия, Родина, Россия.
Блок 9 «Я и природа»
Занятия в блоке „Я и природа” воспитывают у учащихся чувство взаимосвязи между человеком и природой. Прививают умение видеть ее красоту, способствуют развитию у детей чувства сострадания, сопереживания, сочувствия. Развивают интерес к ее объектам и явлениям. Ценности: планета Земля, космос, природа.
Практическая часть
Содержание программы предусматривает осуществление различных видов деятельности, направленных на практическое воплощение системы ценностей, понятий, идеалов, нравственных действий, поступков, подлежащих освоению в ходе воспитательного процесса. В программу 1 класса включены следующие виды практической деятельности:
Экскурсия -1 ч.
Ролевые игры- 5 ч.
Деловая игра- 1ч.
Психологический тренинг- 1 ч.
Турнир вежливости – 1ч.
Акция – 1 ч.
Экологический калейдоскоп – 1 ч.
Час истории- 1 ч.
Тренинговое занятие – 1 ч.
Викторина – 1 ч.
Час интересов – 1 ч.
Турнир вежливости – 1.ч.
2 класс
Теоретические сведения
Блок 1 «Я и Я»
Занятия в блоке «Я и я» должны развивать интересы детей, умения контролировать себя, свое поведение и поступки, прививать учащимся стремление к увлечениям спорту, ДПИ, танцам и т.д. Ценности: красивый поступок, мое хобби.
Блок 2 «Я и родословная»
Занятие в блоке «Я и родословная» расширить представления о семейных традициях, предания, реликвии, праздники. Должны знать профессии своих предков. Мир семейных увлечений. Ценности: я, семья, родословная, традиции, увлечения, уважение.
Занятия в блоке «Я и здоровье» должны формировать здоровый образ жизни, здоровые установки и навыки ответственного отношения к своему здоровью, воспитывать негативное отношение к вредным привычкам. Ценности: здоровье человека, ответственность за свое здоровье.
Блок 3 «Я – здоровый человек»
Занятия в блоке «Я и здоровье» должны формировать здоровый образ жизни, здоровые установки и навыки ответственного отношения к своему здоровью, воспитывать негативное отношение к вредным привычкам. Ценности: здоровье человека, ответственность за свое здоровье.
Блок 4 «Я и школа вежливости»
Занятия в блоке «Я и школа вежливости» должны формировать потребность культурно выражать свои мысли, жить в мире с собой и друг с другом, помогать друг другу. Предупредить употребление в речи детей бранных слов, ругательств. Ценности: друзья, умение дружить, дорожить дружбой, культура речи школьника.
Блок 5 «Я и культура»
Занятия в блоке «Я и культура» должны формировать основные этические нормы и правила в поведении и общении с людьми, воспитывать вежливость, тактичность, уважительное отношение к старшим по возрасту. Должны учить различным формам обращения с приветствием и прощанием к сверстникам. Ценности: хороший тон, правила культуры, культура речи человека.
Блок 6 «Я и толерантность»
Занятия в блоке «Я и толерантность» должны формировать способности принятия себя, своих достоинств и недостатков. Воспитывать умения жить в коллективе и считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе. Ценности: я, доброта, вежливость.
Блок 7 «Я и мир рукоделия»
Занятия в блоке «Я и мир рукоделия» должны развивать интерес детей к творчеству из бумаги. Данный материал дает большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребенку ощутить себя художником, дизайнером, а самое главное — безгранично творческим человеком.
Блок 8 «Я – гражданин и патриот»
Занятия в блоке «Я - гражданин и патриот» должны формировать патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину, за людей, чьи подвиги помогли стране победить в годы войны. Углублять знания о роли армии в истории государства, привитие уважения к Российской армии, воспитание духовно - нравственных качеств личности, необходимых для мужчины. Воспитание уважительного отношения к участникам ВОВ -ветеранам. Развивать способность чувствовать, сопереживать людям. Ценности: Отчизна, защитник Отечества, Россия, мужество, честность, храбрость, справедливость.
Блок 9 «Я и природа»
Занятия в блоке «Я и природа» должны формировать бережное отношение к природе. Формировать знания о Красной книге Краснодарского края, животных и растениях занесенных в нее. Ценности: природа, растения, животные, Красная книга.
Практическая часть
Экскурсии-1 ч.
Встречи с интересными людьми- 1 ч.
Ролевые игры- 1 ч.
Деловая игра- 1ч.
Психологический тренинг- 1 ч.
Тренинговое занятие- 1 ч.
Спортивные соревнования- 1 ч.
Час общения – 2 ч.
Устный журнал – 1 ч.
Экологическая экспедиция – 1 ч.
Калейдоскоп – 1 ч.
Содержание программы 3 класс
Теоретические сведения
Блок 1 «Я - человек»
Занятия в блоке «Я - человек» должны формировать у учащихся умение отстаивать свое мнение, используя аргументы, а не силу; учить противостоять давлению со стороны кого бы то ни было. Формировать представление о добре как важнейшей нравственной ценности, воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам. Ценности: добро, человечность, мой внутренний мир.
Блок 2 «Я и родословная»
Занятия в блоке «Я и родословная»
Блок 3 «Я – здоровый человек»
Занятия в блоке «Я и здоровье» : должны формировать создание условий для сохранения физического, психического, духовного и
нравственного здоровья учащихся.
Воспитание негативного отношения к вредным привычкам. Защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья ребенка; воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Блок 4 «Я и школа вежливости»
Занятия в блоке «Я и школа вежливости» должны формировать и совершенствовать представление о толерантном отношении в классе. Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов. Должны способствовать становлению благоприятного психологического климата в коллективе, корректировать эмоционально-волевую сферу учащихся, сплотить детский коллектив. Ценности: толерантность, наш класс, наша школа, «мы».
Блок 5 «Я и культура»
Занятия в блоке «Я и культура» должны формировать и совершенствовать у учащихся чувство такта, меры в общении со сверстниками и взрослыми. Должны учить быть взаимно вежливыми, культурными в общественных местах, школе, дома. Знакомят с историей возникновения телефона, правилами и культурой общения по телефону. Учащиеся составят словарь с набором вежливых слов для каждодневного использования при общении в обществе. Ценности: культура речи, культура и правила разговора по телефону, со сверстниками и взрослыми.
Блок 6 «Я и толерантность»
Занятия в блоке «Я и толерантность» должны формировать систему представлений о человеке как высшей ценности, обладающей высоким чувством собственного достоинства и способной уважать это чувство в другом. Ценности:я, тайный друг, дружба.
Блок 7 «Я и мир рукоделия»
Занятия в блоке «Я и мир рукоделия» дают узнать секреты мастерства и открыть дверь в мир творчества. Занятия направлены на развитие у детей навыков ручного труда. Научатся выполнять собственные композиции. Ценность :пластилин, картон, цветная и белая бумага, ножницы, клей.
Блок 8 «Я – гражданин и патриот»
Занятия в блоке «Я – гражданин и патриот» должны формировать у учащихся знания о подвигах их сверстников пионерах- героях во время Великой Отечественной войны, военной технике, участвующей в боевых действий и на параде на Красной площади. Воспитание патриотизма через формирование сознания необходимости защищать Отечество. Ценности: защитник Отечества, патриотизм, любовь к Родине.
Блок 9 «Я и природа»
Занятия в блоке «Я и природа» должны формировать знания о достопримечательных местах России (о. Байкал, г. Эльбрус, Долина гейзеров на Камчатке и т.д.). Формировать и совершенствовать представление о животных нашего края. Воспитывать бережное отношение к природе и показать её значение для человека, чувство единства человека с природой. Ценности: охрана природы, бережное отношение к природе.
Практическая часть
Экскурсии-1 ч.
Встречи с интересными людьми- 1 ч.
Ролевые игры- 3 ч.
Спортивный турнир - 1ч.
Психодиагностика - 1 ч.
Тестирование - 1 ч.
Тренинговое занятие - 1 ч.
Содержание программы 4 класс
Теоретические сведения
Блок 1 «Я - человек»
Занятия в блоке «Я - человек» должны воспитывать у учащихся человеческие качества, развивать их потенциальные возможности в процессе общения. Ценности: познай себя, я в мире и мир в моем я, свое внутреннее я.
Блок 2 «Я и родословная»
Занятия в блоке «Я и родословная» должны способствовать более близкому сплочению семьи, развивать интерес к ее истории, способствовать укреплению духовных ценностей, повышать ее культурный уровень. Составлять родословное древа с небольшим количеством родственников.
Ценности: я, семья, родословное древа.
Блок 3 «Я – здоровый человек»
Занятия в блоке «Я – здоровый человек» должны формировать стремление к здоровому образу жизни, прививать здоровые установки и навыки ответственного отношения к своему здоровью, воспитывать негативное отношение к вредным привычкам. Ценности: здоровье человека, ответственность за свое здоровье.
Блок 4 «Я и школа вежливости»
Занятия в блоке «Я и школа вежливости» должны научить учащихся соблюдать правила безопасного поведения в школе и дома, умение вести себя ЧС, в которых может оказаться человек. Ценности: жизнь, здоровье.
Блок 5 «Я и культура»
Занятия в блоке «Я и культура» должны формировать основные этические нормы и правила поведения в обществе. Воспитывать вежливость, тактичность, уважительное отношение к старшим. Учить правилам хорошего тона. Ценности: нормы и правила поведения, культура речи человека.
Блок 6 «Я и толерантность»
Занятия в блоке «Я и толерантность» должны формировать толерантность личности, способной к саморазвитию. Формировать умения толерантного взаимодействия. Ценности: я, добро, зависть, милосердие.
Блок 7 «Я и мир рукоделия»
Занятия в блоке «Я и мир рукоделия» должны развивать творческие способности детей. Дети фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус. Ценности: бумага гофрированная, бумага цветная, картон, клей, ножницы.
Блок 8 «Я – гражданин и патриот»
Занятия в блоке «Я – гражданин и патриот» должны формировать чувства патриотизма у учащихся через совместные встречи с участниками боевых действий в Афганистане, организацию спортивных соревнований для юношей. Углублять знания о роли армии в истории государства, привитие уважения к Российской армии, воспитание духовно - нравственных качеств личности, необходимых для мужчины. Ценности: Отчизна, защитник Отечества, Россия, мужество, честность, храбрость, справедливость.
Практическая часть
Экскурсии- 1 ч.
Круглый стол- 1 ч.
Правовая игра- 1 ч.
Деловая игра- 1ч.
Правовая игра -1 ч.
Калейдоскоп- 1 ч.
Тестирование- 1 ч.
Спортивные соревнования- 1 ч.
Планируемые результаты Программы
Предметные:
-формировать представления об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком;
-знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Личностные:
-оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
-объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
-самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Ожидаемые результаты Программы
повышение уровня:
-сознательности и сплоченности коллектива,
-активности и результативности участия обучающихся в различных конкурсах, соревнованиях;
-духовно-нравственных традиций семейного воспитания;
- духовного развитие личности;
-освоения основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим;
- освоения лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение исторической преемственности поколений; воспитание патриотов России;
- осознанности в необходимости сохранения и приумножения нравственных, культурных и научных ценностей общества;
- воспитанности;
-осознанности в соблюдении нормативно-правового поведения.
Формы подведения итогов
1.Разработка творческого проекта «Мир оригами – животные своими руками».
2. Активное участие в экскурсиях.
3.Акция «Мы о войне стихами говорим».
Оценочные материалы
Уровни: Низкий –Н, Средний –С, Высокий –В
Динамика: + или -
Имя ребенка/критерии | сознательности и сплоченности коллектива | активности и результативности участия в мероприятиях | духовно-нравственных традиций семейного воспитания | духовного развитие личности | освоение основополагающих принципов нравственности: | освоения лучших моральных и нравственных принципов, | осознанание в необходимости сохранения и приумножения нравственных, культурных и научных ценностей общества | воспитанность | соблюдение нормативно-правового поведения | Освоение навыков и приемов в выполнении ДПТ | усидчивость | аккуратность | ДИНАМИКА | |||
Геннадий | на начало года | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | - | ||
на конец года | С | С | С | С | С | С | С | С | С | С | С | С | + | |||
Юрий | на начало года | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | С | С | Н | С | Н | - | ||
на конец года | В | В | С | С | В | С | С | В | В | В | В | В | + | |||
Максим | на начало года | С | С | С | Н | Н | С | С | С | С | Н | С | Н | - | ||
на конец года | В | В | В | С | С | В | В | В | В | В | В | В | + | |||
Всеволод | на начало года | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | - | ||
на конец года | С | С | С | С | С | С | С | С | С | С | С | С | + | |||
Валерия | на начало года | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | - | ||
на конец года | С | С | С | С | С | С | С | С | С | С | В | С | + | |||
Иван | на начало года | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | - | ||
на конец года | В | С | С | С | С | С | С | С | С | С | В | В | + | |||
Кирилл | на начало года | С | С | С | Н | Н | С | Н | Н | Н | С | С | С | - | ||
на конец года | В | В | В | С | С | В | В | В | В | В | В | В | + | |||
Людмила | на начало года | С | С | С | Н | С | Н | С | Н | Н | С | С | С | - | ||
на конец года | В | В | В | В | В | В | В | В | В | В | В | В | + | |||
Андрей | на начало года | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | - | ||
на конец года | В | В | С | С | В | В | С | В | В | В | В | В | + |
Организационно-педагогические условия реализации программы
Методические: при реализации Программы необходимо использовать эффективные методы взаимодействия педагога и учащихся:
-репродуктивный (воспроизводящий);
-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
-проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
-частично - поисковый (проблема формулируется детьми при помощи педагога и предлагаются способы её решения).
Дидактическое оснащение программы
1.Тест Куна «Кто Я?». Тест двадцати высказываний. (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой).
2.Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО). Детский вариант диагностики отношения к нравственным нормам.
3.Тест «Выявление отношения мальчиков и девочек к жизни в своей семье» (Т. Шрайбер).
4.Тест «Что значат для меня встречи с друзьями».
5. Памятки по ЗОЖ.
6.Дидактическое пособие «Пословицы и поговорки».
7.Дидактическа игра «Телефон».
8. Дидактические материалы: карточки-задания (по темам занятия).
9. Кроссворды.
10.Памятки по ЗОЖ, правам ребенка.
11.Кроссворды.
Информационные:
1.Плакаты: «Животные Кубани», «Растения Кубани», «Насекомые Кубани».
2.Папка с собранными журналами «Шедевры русской живописи».
3.Фотографии ветеранов ВОВ.
4.Фотографии пионеров –героев ВОВ.
Материально-техническое обеспечение:
1.Компьютерная техника.
2.Видео- и аудио-материалы по темам (музыка для релаксации, голоса птиц, песни военных лет.
3.Видеоролик «Результат вредных привычек», презентации).
4. Спортинвентарь
Литература
а) Для учащихся
1. Астахов, Павел Алексеевич. Я и семья/ П. А. Астахов; [худож.: Л. П. Лазарева, М. М. Герасимов]. — Москва : ЭКСМО, 2009. — 80 с. — (Детям о праве).
2. Афонькин, С.Ю. Жизнь в пресной воде: школьный путеводитель / С.Ю. Афонькин. – СПб.: «БКК», 2008. – 96 с.: ил.
3. Вологдина, Е.В., Малофеева, Н.Н., Травина, И.В. Живая природа: научно-популярное издание для детей / Е.В. Вологдина и др. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010. – 96 с.
4. Космодемьянская Л.Т.. "Повесть о Зое и Шуре". Литературная запись Ф.Вигдоровой. - Издательство "Народная Асвета", Минск, 1978,-17 с.
5.Митяев А. «Письмо с фронта». Издательство “Белый город”, 2007 – 143 с.
6. Остер, Григорий Бенционович. Права детёнышей: перевод Конвенции о правах ребёнка на детский язык / Г. Б. Остер; худож. А. Мартынов. — Москва : Планета детства, 2012. — 44 с.
7.Печерская А. «Дети – герои Великой Отечественной войны» Издательство “Дрофа-Плюс”, 2012 – 64 с.
8. Рассказ о Лёне Голикове. Из книги «Дети-герои», составители И.К.Гончаренко, Н.Б.Махлин.
9. Стальфельт, Пернилла. Одного поля ягоды/ П. Стальфельт; пер. со швед. М. Людковской. — Москва : Открытый мир, 2007. — 28 с.
10. Усачёв, Андрей Алексеевич. Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых / А. А. Усачёв; ил. Т. Кормер. — Москва : ЭКСМО, 2012. — 72 с.
11.Факел Гиппократа /Редактор-составитель Л.И.Жук –Мн.: Красико-Принт, 2006. -128 с.-(Праздник в школе).
12. Храбрый партизан. Рассказ о Вале Котике. Из книги «Дети-герои», составители И.К.Гончаренко, Н.Б.Махлин.
13. Шустова, И.Б. Удивительные растения: Моя первая книга о природе / Худ. Л.К. Багина, В.Д. Колганов, Т.В. Осетрова, М.Н. Сергеева. – М.: Дрофа-Плюс, 2008. – 168 с.: ил. – (Познаем мир).
14. Этикет для девочек. И.А. Монахова. Издательство: Астрель, Полиграфиздат- 96 с.
15. Ясина, Ирина. Человек с человеческими возможностями/ И. Ясина; ил. Т. Кормер. — Москва : ЭКСМО, 2012. – 88 с.
б) Для педагогов
Воспитательная система класса: теория и практика\Под ред. Е. Н. Степанова. М., 2005.
Воспитание школьников\ научно- методический журнал № 2. М., 2007.
Абрамов В. И. Учебно-методические проблемы правового образования в современной российской школе // "Черные дыры" в Российском Законодательстве. - 2008. - N 2. - С. 76-80.
Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе / И.А.Агапова, М.А.Давыдова. – М.: Айрис-пресс, 2002. -224 с.
Военно-патриотическое воспитание в школе: сборник мероприятий к празднованию дня Победы сценарии торж. линеек, вечеров, литер.-муз. композиций, кл. часов, военно-спорт. игр / сост. М.В. Видякин и др. – Волгоград: Учитель, 2005. -303 с.
Крайг Г. Психология развития.СПб., 2000
Воронова Е.А.Здоровый образ жизни в современной школе. -М: Феникс, 2011. –178с. –(Сердце отдаю детям)
Внеклассные мероприятия:3 класс/Авт.-сост.О.Е.Жиренко и др. -М.: ВАКО, 2007.-256 с.
Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1995
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возросте. М.: Просвещение, 1980
Елистратова Н. С. Патриотическое воспитание учащихся.. / Н.С. Елистратова // Начальная школа (Воспитание и обучение). - 2012. - № 12. - С. 7-8.
Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. – М.: Просвещение, 1988
Истомина, А. В.«Модерацияздоровья», как формаобобщения и совершенствованияздоровьесберегающего образования// Воспитаниешкольников.–2011.-No 4.–С. 8-12
Календарь школьных праздников/Авт.сост.С.И.Лобачева и др. -2-е изд.-М.: 5 за знания, 2008.-288 с.
Кацубо, Светлана Петровна. Молодёжь и закон: пособие для воспитателей, классных руководителей, социальных педагогов, учителей общеобразовательных школи преподавателей иных учебных заведений / С. П. Кацубо. — Минск : Тесей, 2011. — 352 с.
Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. –М.: Издательский центр «Академия», 2001. –320 с.
Мартышин В.С. Твоя родословная. – М. 2000.
Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
Под ред. Ю.М. Забродина. Психологическая диагностика развития школьников. – М., 1990.
Терентьева Е. В. Модели правового образования и воспитания в школе // Право в школе. - 2010. - N 3. - С. 63.
Сазонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. – М.: Педагогический поиск, 2002.
Филиппов П.И. Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни/ П.И.Филиппов, В.П.Филиппова. –М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003.-288 с.
Энциклопедия этикета. Южин В. И. Изд.: РИПОЛ классик, - Москва, 2007 г., 77 с.
Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий / Авт.-сост. Т. М.Кумицкая, О. Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2005. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для проведения тестирования на тему: "Информация вокруг нас" по дополнительной образовательной программе "Компьютерная азбука" (для учащихся младшего школьного возраста)
Данный материал можно использовать для контрольного среза знаний по теме: "Информация" как в учреждениях ДО, так и в общеобразовательных школах, где информатику начинают изучать с начального звена. Ма...
Дополнительная образовательная программа "Мир вокруг меня"
Психологическая компетентность - это способность личности отвечать требованиям и задачам, выдвигаемым повседневной жизнью. Это способность индивида к сохранению состояния психического благополу...
ПРОГРАММА Подготовки педагогов для реализации дополнительных образовательных программ в области духовно-нравственного воспитания детей
Данная программа отражает различные пути решения вопросов духовно-нравственного воспитания, основанные, прежде всего,...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности"Духовно-нравственное воспитание детей через экскурсионную деятельность"
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Круиз»:Духовно-нравственное воспитание детей черезэкскурсионную деятельность...
Духовно-нравственное воспитание через дополнительное образование. Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению.
Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению расширяет, обобщает и систематизирует знания по краеведению, раскрывает новые содержательные аспекты предмета, опираясь на интеллект...
Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников (на примере реализации дополнительной образовательной программы "Истории старой квартиры")
Статья посвящена народным традициям которые способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Насыщенность народного праздника твор...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа по духовно - нравственному воспитанию для учащихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) 6-9 классов специальной (коррекционной) школы «Я и мир вокруг меня»
Адаптированная дополнительная общеобразовательнаяпрограмма (модифицированная) по духовно-нравственному воспитанию для6- 9 классов специальной (коррекционной) школы «Я и мир вокруг меня&raq...