Конспект занятия на кружке кукольного театра "Марионетки" "Игровой речевой тренинг"
план-конспект урока
Методическая разработка посвящена вопросам развития артикуляционного аппарата детей, развития речевого дыхания, тренировку выдоха, творческих способностей обучающихся средствами игрового тренинга. В работе обозначены основные упражнения-тренинги, которые дети могут выполнять дома самостоятельно или помощью взрослых. Автор рассматривает артикуляционную гимнастику и упражнения на развитие речевого дыхания как главное средство речевого развития обучающихся.
В методической разработке представлены информационная карта занятия, технологическая карта и подробный конспект. Цель занятия: развитие артикуляционного аппарата, активизация подвижности губ и языка, применение здоровьесберегающей технологии в рамках занятия по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya-igrovoy_rechevoy_trening.docx | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
в кружке кукольного театра «Марионетки»
«Игровой речевой тренинг»
Работу выполнила: Тимиркаева В.И., педагог дополнительного образования МАОУ СОШ №1
Цели:
Развитие артикуляционного аппарата, активизация подвижности губ и языка, применение здоровьесберегающей технологии в рамках занятия по развитию речи;
Задачи
обучающие:
- активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес;
- уметь владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией;
развивающие:
- развивать дыхание и свободу речевого аппарата;
- развивать связную, образную речь, умение подбирать простейшие рифмы;
- укреплять общее и психологическое здоровье обучающихся.
воспитывающие:
- воспитывать думающего и чувствующего, активного человека, готового к творческой деятельности;
- овладеть навыками общения и коллективного творчества;
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
- рассказ;
- беседа;
- тренинг
Методы эмоциональной мотивации и стимулирования:
- создание ситуации успеха;
- поощрение;
- использование игровых форм организации учебной деятельности;
- постановка системы перспектив.
Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности:
- наблюдение за учебной работой учащихся;
- устный опрос
Материалы и оборудование: мультимедийный пректор, «коробочка ароматов»
Ход занятия
I. Организационный момент.
Приветствие (тренинг): «подарим друг другу улыбку» (дети подходят друг к другу и улыбаются)
II. Активизация внимания.
Сегодня мы продолжаем заниматься темой « развитие речи», а так
же познакомимся, как устроен наш речевой аппарат.
А сейчас я предлагаю вам ребята активизировать свое внимание следующими упражнениями. Давайте все вместе послушаем, что происходит вокруг нас: прислушаемся к звукам в коридоре, в соседнем кабинете, на улице, в нашем кабинете... постарайтесь услышать дыхание соседа, биение своего сердца (дети закрывают глаза и слушают 1-2 минуты, затем открывают глаза и по очереди отвечают педагогу).
А теперь мысленно перенесёмся в цветочный магазин и с удовольствием принюхаемся к аромату (дети закрывают глаза, представляют).
У меня в руках «коробочка ароматов» (педагог каждому подносит и предлагает понюхать и отреагировать на следующие запахи):
- Чувствуете, какой сладкий запах?
- А здесь был цветок фиалки, сохранился лишь его тонкий аромат.
- Терпкие духи.
- Резкий запах.
- Вспомните аромат клубники.
III. Изучение новой темы.
- Займите свои рабочие места, сегодня мы рассмотрим строение артикуляционного аппарата (педагог показывает слайд на экране).
Прежде чем начать работу над голосом, необходимо познакомиться с устройством и функциональными особенностями артикуляционного аппарата - это губы, мягкое небо, язык, гортань с голосовыми связками. Ребята, без этих «умных помощников» человек, а особенно актер не может обойтись и развивается дальше.
IV. Практическая часть.
1) Артикуляционная гимнастика
- Упражнения для мышц лица (освобождение от мышечного напряжения мышцы шеи и затылка)
- Наклонив голову вниз, выпрямить и наклонить назад. Несколько секунд держать её прямо, потом наклонить её вправо и влево, как бы положить на плечо, повторить 4-6 раз.
- Произнести медленно беззвучно "А-ЭО", стараясь шире раскрыть зев, а не рот, наклонив голову вниз на грудь, затем назад досоприкосновения с позвоночником, затем наклонив её вправо и влево, как бы положив её на плечо, повторить 4-6 раз.
- Произнести "полоскание" горла воздухом, затем "полоскание" рта и горла поочередно, повтор 4-6 раз.
Артикуляционную гимнастику сегодня проведёт... (имя обучающегося).
2) Все встали, делаем зарядку для языка, упражнения: «Жало змеи», «Колокольчик», «Маятник», «Убегающая дорожка», «Проткни щеку», «Конфетка», «Кисточка художника».
3) Игра «Горячий мяч» - отработка скороговорок (3 раза в разных темпах пройденных по программе).
4) Дыхательная гимнастика.
- Перестроились все в круг, сделаем гимнастику для дыхания.
"Морозное окно". Сделать вдох носом и через рот добиться теплого длинного выдоха со словом "ха", затем выдох должен быть более энергичным и коротким.
"Непослушная челка". Медленным длительным выдохом попробуем уложить чёлку спадающую на лоб. Вдох должен быть через нос, а выдох производим через нижнюю губу. Вначале выдох медленный, а затем короткий, рывковый и энергичный со звуком "Ф".
"Волшебный Цветок". Представим, что кисть руки это цветок, который открывается от теплого дыхания. Цветок закрыт, пальцы сжаты в кулак, теплый выдох направляем на запястье и как бы отталкиваем их лепестки, пальцы разжимаются. Лепестки-пальцы как бы следуют за дыханием, при вдохе закрываются при выдохе разжимаются со словом "ХА")
«Свеча». Вытягиваем руку вперед и представим, что у нас на ладони горящая свечка, через нос делаем глубокий вздох, через рот делаем выдох до конца, чтобы потушить пламя свечи. Затем делаем вдох и три коротких выдоха.
V. Заключительная часть. Рефлексия.
Сегодня вы узнали, из чего состоит речевой аппарат. Дома поработайте перед зеркалом, обратите внимание, как меняется положение губ и языка на различных звуках. Вспомните, что на предыдущих занятиях мы говорили о рифмах и попытайтесь дома сочинить четверостишие:
Мяч силач
Игра ура
На этом наше занятие закончено, и я предлагаю подвести итог и оценить свою работу поднятием рук: « Отлично» - руки вверх, «хорошо» - руки на уровне груди, «удовлетворительно» - руки опущены вниз. Ребята как прошло занятие? (дети показывают позициями рук, которые предложил педагог).
Спасибо за занятие, до свидания!
Используемая литература:
- Афанасенко Е.Х., Клюнеева С.А., Коняшов А.И. «Детский музыкальный театр» изд-во «Учитель», Волгоград -2009 г.
- Кидин С.Ю. «Театр-студия в современной школе» изд-во «Учитель», Волгоград- 2009 г.
- Феофанова И.И. «Актерский тренинг для детей», изд-во «Астрель», Москва- 2011 г.
- Учебное пособие для начинающих руководителей театральных коллективов, г. Санкт-Петербург -2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия в кружке "Кукольный театр" для детей 7-9 лет
Предлагаю планы трёх занятий, взаимосвязанных темой "Животные" Занятия состоят из двух частей : актёрское мастерство и декоративно-прикладное творчество. Время занятия-45 минут. Первую часть (20 минут...
Тематические планы занятий в кружке"кукольный театр"
Два занятия в кружке "кукольный театр" для детей 8-10 лет, 1-го года обучения:"Сказочный день" и "Слово и образ". Цель занятий:играть предложенные роли. Задачи:1)развивать творческое воображение, 2)об...
Календарно-тематическое планирование занятий в кружке "Кукольный театр" на 2012-2013учебный год.(для 1-го класса по ФГОС)
Развёрнутое планирование учебного материала по датам 2012-2013 учебного года. Предназначено для групп кружка "Кукольный театр" для детей 1-ых классов. Первоклассники занимаются внеурочной деятельность...
Цикл занятий по актерскому мастерству и голосо-речевому тренингу для подростков
Данная разработка представляем собой законченный цикл из восьми занятий по актерскому мастерству и голосо-речевому тренингу. Каждое занятие рассчитано на 3 часа (с перерывами по 10 минут после каждых ...
Конспект занятия в кружке кукольный театр Тема « Знакомство с видами театральных кукол»
Методическая разработка занятия «Знакомство с видами театральных кукол». В методической разработке представлена информационная карта занятия, подробный к...
Конспект занятия в кружке «Умелые ручки» по теме: «Изготовление браслета «ЯБЛОКИ» из полимерной глины» и презентация к занятию
Работа с полимерной глиной...
Конспект занятия по курсу "Уроки общения" Тема: "Речевой этикет"
Цель: осмысление детьми через частично-поисковый метод места этикета в духовно-нравственном развитии человека...