Конспект занятия на кружке кукольного театра "Марионетки" "Игровой речевой тренинг"
план-конспект урока

Тимиркаева Вероника Ивановна

Методическая разработка посвящена вопросам развития артикуляционного аппарата детей, развития речевого дыхания, тренировку выдоха, творческих способностей обучающихся средствами игрового тренинга. В работе обозначены основные упражнения-тренинги, которые дети могут выполнять дома самостоятельно или  помощью взрослых. Автор рассматривает артикуляционную гимнастику и упражнения на развитие речевого дыхания как главное средство речевого развития обучающихся.

В методической  разработке  представлены  информационная  карта  занятия, технологическая карта и подробный конспект. Цель занятия: развитие артикуляционного аппарата, активизация подвижности губ и языка,  применение здоровьесберегающей технологии в рамках занятия по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya-igrovoy_rechevoy_trening.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

в кружке кукольного театра «Марионетки»
«Игровой речевой тренинг»

Работу выполнила: Тимиркаева В.И., педагог дополнительного образования МАОУ СОШ №1

Цели:

Развитие артикуляционного аппарата, активизация подвижности губ и языка,  применение здоровьесберегающей технологии в рамках занятия по развитию речи; 

Задачи

обучающие: 

  • активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес;
  • уметь владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией;

развивающие:

  • развивать дыхание и свободу речевого аппарата;
  • развивать связную, образную речь, умение подбирать простейшие рифмы;
  • укреплять общее и психологическое здоровье обучающихся.

воспитывающие:

  • воспитывать думающего и чувствующего, активного человека, готового к творческой деятельности;
  • овладеть навыками общения и коллективного творчества;

Методы организации учебно-познавательной деятельности: 

  • рассказ;
  • беседа;
  • тренинг

Методы эмоциональной мотивации и стимулирования:

  • создание ситуации успеха;
  • поощрение;
  • использование игровых форм организации учебной деятельности;
  • постановка системы перспектив.

Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности:

  • наблюдение за учебной работой учащихся;
  • устный опрос

Материалы и оборудование: мультимедийный пректор, «коробочка ароматов»

Ход занятия

I.        Организационный момент.

Приветствие (тренинг): «подарим друг другу улыбку» (дети подходят друг к другу и улыбаются)

II.        Активизация внимания.

Сегодня мы продолжаем заниматься темой « развитие речи», а так
же познакомимся, как устроен наш речевой аппарат.

А сейчас я предлагаю вам ребята  активизировать свое внимание следующими упражнениями. Давайте все вместе послушаем, что происходит вокруг нас: прислушаемся к звукам в коридоре, в соседнем кабинете, на улице, в нашем кабинете... постарайтесь услышать дыхание соседа, биение своего сердца (дети закрывают глаза и слушают 1-2 минуты, затем открывают глаза и  по очереди отвечают педагогу).

А теперь мысленно перенесёмся в цветочный магазин и с удовольствием принюхаемся к аромату (дети закрывают глаза, представляют).

У меня в руках «коробочка ароматов» (педагог каждому  подносит  и предлагает понюхать и отреагировать на следующие запахи):

  • Чувствуете, какой сладкий запах?
  • А здесь был цветок фиалки, сохранился лишь его тонкий аромат.
  • Терпкие духи.
  • Резкий запах.
  •  Вспомните аромат клубники.

III. Изучение новой темы.

- Займите свои рабочие места, сегодня мы рассмотрим строение артикуляционного аппарата (педагог показывает слайд на экране).

 Прежде чем начать работу над голосом, необходимо познакомиться  с устройством и функциональными особенностями артикуляционного аппарата - это губы, мягкое небо, язык, гортань с голосовыми связками. Ребята, без этих «умных помощников» человек, а особенно  актер не может обойтись и развивается дальше.

IV. Практическая часть.

1) Артикуляционная гимнастика

Упражнения для мышц лица (освобождение от мышечного напряжения мышцы шеи и затылка)

- Наклонив голову вниз, выпрямить и наклонить назад. Несколько секунд держать её прямо, потом наклонить её вправо и влево, как бы положить на плечо, повторить 4-6 раз.

- Произнести медленно беззвучно "А-ЭО", стараясь шире раскрыть зев, а не рот, наклонив голову вниз на грудь, затем назад досоприкосновения с позвоночником, затем наклонив её вправо и влево, как бы положив её на плечо, повторить 4-6 раз.

- Произнести "полоскание" горла воздухом, затем "полоскание" рта и горла поочередно, повтор 4-6 раз.

Артикуляционную гимнастику сегодня проведёт... (имя обучающегося).

2) Все встали, делаем  зарядку для языка, упражнения:  «Жало змеи», «Колокольчик», «Маятник», «Убегающая дорожка», «Проткни щеку», «Конфетка», «Кисточка художника».

3) Игра «Горячий мяч» - отработка скороговорок (3 раза в разных темпах пройденных по программе).

4) Дыхательная гимнастика.

- Перестроились все в круг, сделаем  гимнастику  для  дыхания.

 "Морозное окно". Сделать вдох носом и через рот добиться теплого длинного выдоха со словом "ха", затем выдох должен быть более энергичным и коротким.

  "Непослушная челка". Медленным длительным выдохом попробуем уложить чёлку спадающую на лоб. Вдох должен быть через нос, а выдох производим через нижнюю губу. Вначале выдох медленный, а затем короткий, рывковый и энергичный со звуком "Ф".

  "Волшебный Цветок". Представим, что кисть руки это цветок, который открывается от теплого дыхания. Цветок закрыт, пальцы сжаты в кулак, теплый выдох направляем на запястье и как бы отталкиваем их лепестки, пальцы разжимаются. Лепестки-пальцы как бы следуют за дыханием, при вдохе закрываются при выдохе разжимаются со словом "ХА")

«Свеча». Вытягиваем руку вперед и представим, что у нас на ладони  горящая свечка, через нос делаем глубокий вздох, через рот делаем выдох до конца, чтобы потушить пламя  свечи. Затем делаем вдох и три коротких выдоха.

V. Заключительная часть. Рефлексия.

Сегодня вы узнали, из чего состоит речевой аппарат. Дома поработайте перед зеркалом, обратите внимание, как меняется положение губ и языка на различных звуках. Вспомните, что на предыдущих занятиях мы говорили о рифмах и попытайтесь дома сочинить четверостишие:

Мяч           силач

Игра       ура

На этом наше занятие закончено,  и я предлагаю подвести итог и оценить свою работу поднятием рук: « Отлично» - руки вверх, «хорошо» - руки на уровне груди, «удовлетворительно» - руки опущены вниз. Ребята как прошло занятие? (дети показывают позициями рук, которые предложил педагог).

Спасибо за занятие, до свидания!

Используемая литература:

  1. Афанасенко Е.Х., Клюнеева С.А., Коняшов А.И. «Детский музыкальный  театр» изд-во «Учитель», Волгоград -2009 г.
  2. Кидин С.Ю. «Театр-студия в современной школе» изд-во «Учитель», Волгоград- 2009 г.
  3. Феофанова И.И. «Актерский тренинг для детей», изд-во «Астрель», Москва- 2011 г.
  4. Учебное пособие для начинающих руководителей театральных коллективов, г. Санкт-Петербург -2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия в кружке "Кукольный театр" для детей 7-9 лет

Предлагаю планы трёх занятий, взаимосвязанных темой "Животные" Занятия состоят из двух частей : актёрское мастерство и декоративно-прикладное творчество. Время занятия-45 минут. Первую часть (20 минут...

Тематические планы занятий в кружке"кукольный театр"

Два занятия в кружке "кукольный театр" для детей 8-10 лет, 1-го года обучения:"Сказочный день" и "Слово и образ". Цель занятий:играть предложенные роли. Задачи:1)развивать творческое воображение, 2)об...

Календарно-тематическое планирование занятий в кружке "Кукольный театр" на 2012-2013учебный год.(для 1-го класса по ФГОС)

Развёрнутое планирование учебного материала по датам 2012-2013 учебного года. Предназначено для групп кружка "Кукольный театр" для детей 1-ых классов. Первоклассники занимаются внеурочной деятельность...

Цикл занятий по актерскому мастерству и голосо-речевому тренингу для подростков

Данная разработка представляем собой законченный цикл из восьми занятий по актерскому мастерству и голосо-речевому тренингу. Каждое занятие рассчитано на 3 часа (с перерывами по 10 минут после каждых ...

Конспект занятия в кружке кукольный театр Тема « Знакомство с видами театральных кукол»

Методическая разработка занятия «Знакомство с видами театральных кукол». В методической  разработке  представлена  информационная  карта  занятия, подробный к...

Конспект занятия по курсу "Уроки общения" Тема: "Речевой этикет"

Цель: осмысление детьми через частично-поисковый метод места этикета в духовно-нравственном развитии человека...