Методические рекомендации по обобщению ИПО - 2020
методическая разработка

Зуева Наталья Витальевна

Методические рекомендации по обобщению инновационного педагогического опыта, составленные мной для внедрения в образовательный процесс МБУ ДО ЦДЮТ г. Южно-Сахалинска.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методические рекомендации по выявлению, обобщению, распространению

инновационного педагогического опыта»

(ИПО)

Зуева Наталья Витальевна,

методист МБУ ДО ЦДЮТ г. Южно-Сахалинска

Южно – Сахалинск

         2020г.

Работа учителя над усовершенствованием своего мастерства должна вести не только к систематическим поискам новых методических средств, но и к общению с другими учителями, к изучению опыта и мастерства лучших учителей и использованию этого опыта в своей педагогической работе…

Л.Н. Толстой

Пояснительная записка

В последнее время  идет интенсивный поиск новой модели организации  методической работы на базе образовательной организации. Современная модель образования  свидетельствует  о необходимости сохранения дополнительного  педагогического образования  как важнейшего фактора  эффективности образовательных  реформ. Образование, активно развиваясь,   реализует направления,   изложенные в национальной инициативе «Наша новая школа.

В связи с этим, появилась необходимость  в новых направлениях деятельности:

Формирование нового представления о качестве общего образования, а также системы его мониторинга и оценки.

Развитие профессиональной компетентности, выработка способности к собственному непрерывному профессиональному развитию;

Разработка концепции проведения процедур общественной экспертизы с целью формирования модели проведения открытой, прозрачной внешней оценки;

Создание системы обобщения и диссеминации ценного опыта с целью достижения качественно новых результатов образования.

В образовательной практике инновационный педагогический опыт играет особую роль. Являясь одной из основ педагогического мастерства учителя, он способен эффективно решать встающие перед школой задачи совершенствования учебно-воспитательного процесса, преодоления существующей подчас инертности, топтания на месте, разброса мнений. Являясь источником развития педагогической науки, передовой педагогический опыт способен вести за собой массовую практику. Выполняя прогностическую функцию, он определяет возможности разработки прогнозов, динамики развития воспитательно-образовательной практики.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБОБЩЕНИЮ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

1. Методика обобщения ИПО

Изучение деятельности педагога, длительное наблюдение за его работой, посещение занятий, воспитательных мероприятий и т.д.:

- анализ качества знаний, умений, навыков учащихся, уровня их воспитанности, динамики общего развития;

 - выявление способов, приёмов, опыта управления и организации познавательной деятельности детей, посредством которых достигнут положительный опыт;

-    выявление отсутствия перегрузки детей;

-     определение в опыте работы элементов новизны;

-     определение соответствия изучаемого и обобщаемого опыта критериям оценки ИПО;

 -    описание и анализ условий, при которых достигнуты положительные результаты;

-     обсуждение и анализ ИПО на Педагогическом совете, вынесение решения;

-     распространение ИПО на методических мероприятиях ЦДЮТ;

-     материалы опыта наглядно оформить и представить в методкабинет (методисту).

Памятка обобщения передового педагогического опыта (рекомендации педагогам ОУ):

Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему вас вопросу.

Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия и т.д.

 Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь её оформить как можно точнее и конкретнее.

Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по нему тезисы.

Сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно".

Оцените практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта - результаты. Рассказ об опыте неинтересен и неубедителен, если в нём не показано, как растут и развиваются дети.

 Материал старайтесь излагать строго по плану, кратко, логично, избегая повторений.

Работая над темой, советуйтесь с коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.

Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы детей, список литературы и т.д.).

Помните, что, обобщая инновационный педагогический опыт, вы выполняете важную общественную обязанность: способствуете дальнейшему улучшению качества обучения и воспитания подрастающего поколения.

II.Оформление обобщенного инновационного педагогического опыта

Основой для описания опыта являются накопление достаточного по количеству и качеству фактического материала и его анализ.

Необходимо грамотно назвать тему, продумать, какие противоречия в практике обучения и воспитания заставляют отказаться от традиционного пути и начать поиск нового, т.е. определить проблему как противоречие. Последовательно изложить суть опыта; описать конкретные условия и время, в которых он реализуется, показать успехи учебно-воспитательной работы.

III. Формы описания инновационного педагогического опыта

Автореферат (описание собственного опыта педагогической деятельности)

I. Введение.

Данные о педагоге (Ф.И.О., адрес ОУ, преподаваемый предмет, стаж).

Решаемые автором опыта противоречия, актуальные для массовой практики.

Главная идея опыта: кратко сформулированная программа (модель) педагогических действий, обеспечивающая решение указанных противоречий. Научное обоснование опыта, т.е. указание на те педагогические идеи, теории, концепции, которые лежат в его основе.

Результат работы учителя.

II. Основная часть.

Характеристика главных элементов данной педагогической системы. Это могут быть:

1. Особенности организации содержания обучения:  корректировка содержания (иная логика построения курса);

дифференциация содержания по уровням сложности и объему;

расширение,  углубление содержания:  профилизация, краеведческая направленность, усиление прикладного аспекта и т.п.;

другие особенности организации содержания.

2. Особенности организации учебно-познавательной деятельности школьников:

нетрадиционная система уроков, занятий;

оригинальные методы, приемы, формы, средства обучения, контроля и оценки знаний, умений учащихся (описание их технологий);

новые правила, алгоритмы учебной деятельности;

оригинальные виды заданий, задач, упражнений, разработанные автором опыта.

III. Заключение.

Указание на объективные и возможные субъективные трудности, возникающие в процессе внедрения данной системы, пути их преодоления.

Нерешенные проблемы (недостатки, недочеты данной методической системы).

Перспективы развития данной системы: над чем работает педагог, как собирается развивать, совершенствовать свою методику.

Рекомендации к использованию данного опыта.

IV. Использованная литература.

V. Рекомендации по оформлению обобщенного педагогического опыта.

Структура рассказа об опыте работы учителя

Целесообразна следующая структура рассказа:

•   освещение достигнутых результатов (в начале указать и обосновать конкретные потребности, обусловившие поиск);

•   замысел педагога и пути его реализации;

•   условия, обеспечивающие достижение наивысших результатов;

•   организационно-методическая система работы учителя (средства, методы, приемы, организационные формы);

•   что нового внес опыт и что из уже известного по-новому, мастерски используется педагогом;

•   какую трудность, проблему массовой практики помогает разрешить данный опыт;

• сложность и противоречивость поиска (неудачи и трудности, преодолеваемые педагогом в процессе становления опыта);

• границы использования опыта и рекомендации по его использованию (адресная направленность опыта).

Подготовка выступления на семинаре

1.     Выберите тему для выступления на семинаре. Она должна быть конкретной и включать небольшой круг вопросов из опыта работы.

2.  Составьте план выступления и по нему напишите тезисы.

3.  Начните свое выступление с краткого введения, в котором обоснуйте целесообразность выбранной темы, ее актуальность.

4.  Охарактеризуйте условия, в которых формировался опыт: город, район, ОУ, классы, связь с шефствующими предприятиями, длительность работы и др.

5.  Раскрывая содержание опыта работы, покажите, как в практической  деятельности  по  конкретной  проблеме  решались задачи совершенствования учебно-воспитательного процесса. Выделите то новое, интересное, что есть в данном опыте работы. Покажите, что и как может быть использовано другими педагогическими коллективами из данного опыта работы.

Расскажите, как изучалась результативность работы и как использование данного опыта способствует повышению уровня знаний, умений, навыков учащихся, их воспитанности, формированию мировоззрения.

6.  Используйте литературу по проблеме не для пересказа, а для углубления и систематизации выводов, полученных в работе.

7.      Иллюстрируйте свое выступление материалами из опыта работы. Это могут быть альбомы, папки с подборкой материалов по определенной теме, фотографии, печатные издания, работы учащихся и др.

8.  В заключение выступления укажите трудности, которые встретились в ходе работы по данной проблеме, и определите перспективы дальнейшей работы.

Обратите внимание! Установлено, что при неторопливом темпе речи выступление на 10 минут должно содержать не более 1300 слов; это приблизительно 6 полных страниц текста, напечатанного на компьютере через полтора интервала.

Подготовка реферата

Более высокими формами обобщения являются реферат и описание системы работы по конкретной проблеме. В них раскрываются основная педагогическая идея опыта, его результативность, даются методические рекомендации по использованию опыта работы.

Рекомендуются следующие этапы подготовки реферата и описания опыта работы:

1. Выбор темы, по которой будет подготовлен реферат.

2. Изучение литературы и одобренного опыта работы по данной проблеме.

3. Накопление и систематизация практического материала.

4. Написание плана реферата и тезисов.

5. Подготовка первого варианта реферата, уточнение выводов.

6. Окончательное оформление реферата, подготовка приложений.

При подготовке реферата и описания опыта работы логично излагать материал в такой последовательности:

1.   Значение избранной проблемы для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Конкретные вопросы, намеченные к рассмотрению. Анализ использованной литературы.

2.  Описание результатов углубленной педагогической работы по избранной проблеме. Обоснование содержания работы и избранных приемов и методов.

3.  Анализ знаний, умений, навыков учащихся, их воспитанности, нравственных качеств. Примеры изучения результативности работы по проблеме.

4.  Выводы и предложения. Какие формы и методы работы по теме наиболее эффективны в условиях данного ОУ. Что можно рекомендовать использовать другим педагогическим коллективам.

5.  Используемая литература.

6.  Приложения, конспекты занятий, внеклассных мероприятий, образцы дидактических материалов, фотографии, работы учащихся и др. Приложения подбираются с учетом конкретной проблемы и рекомендаций по использованию данного опыта работы.

Подготовка и проведение творческого отчета педагога

Творческий отчет педагога — это форма обобщения и распространения инновационного педагогического опыта.

Педагог, выступающий с творческим отчетом, — человек, пользующийся уважением в коллективе, систематически добивающийся высоких результатов в учебной и воспитательной работе, носитель инновационного педагогического опыта, который способствует формированию и развитию профессионального мастерства, творческих способностей и дарований педагогического работника, увеличению числа учащихся с ярко выраженной потребностью в самообразовании, глубокими интересами, творческим отношением к труду, проведению свободного времени и т.д. Следует учитывать познаваемость опыта и возможность его повторения в других условиях, а также нормативную затрату усилий педагога при создании творческого опыта. Проведение творческих отчетов должно найти отражение в перспективном и годовом планах работы ЦДЮТ.

К творческому отчету надо тщательно готовиться не только педагогу и администрации ЦДЮТ, но и всему педагогическому коллективу. Следует составить план подготовки и проведения творческого отчета, определить ответственное лицо из администрации ЦДЮТ, определить виды работы.

Творческий отчет проходит в три этапа:

1.  Подготовительный этап — организация ознакомления коллег с опытом работы педагога, обобщения его опыта — включает:

а)  составление графика открытых учебных и неурочных занятий педагога на базе его кабинета с указанием темы, методической цели, сроков;

б) доведение намеченных мероприятий до сведения членов коллектива (за месяц до отчета);

в) подготовку и оформление выставки о работе педагога.

2.  Основной этап включает подготовку:

   а) выступления педагога на творческом отчете;

   б) выступлений коллег по работе, представителей общественности,   управления образования;

   в) анализа-характеристики опыта работы педагога администрацией;

               г) материалов к публикации.

               3.  Обобщающий этап — подведение итогов — включает:

а) слово о педагоге директора ЦДЮТ или его заместителя.

б) выступление педагога;

в) выступления коллег, учащихся, родителей;

г)  знаки, факты внимания к педагогу.

Ход творческого отчета необходимо тщательно продумать в деталях, чтобы он не оказался сложным, скучным, тяжелым мероприятием или развлекательным зрелищем. План проведения творческого отчета желательно расписать по минутам, каждая его часть должна быть емкой, убедительной и поучительной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приоритетными задачами, стоящими сегодня перед органами управления всех уровней, системой повышения квалификации являются стимулирование позитивных изменений в образовании, развитие инновационных практик, повышение профессионализма педагогических кадров и качества муниципального образования, в том числе – за счет диссеминации инновационного опыта.

Под диссеминацией инновационного опыта понимается его обобщение, внедрение и распространение, что дает импульс к глубоким позитивным  изменениям в системе образования.

Количество образовательных учреждений и педагогов муниципального образования город Южно-Сахалинск, работающих в инновационном режиме, увеличивается. В инновационную деятельность вовлекается все образовательное сообщество, в том числе и работники образовательных учреждений, родители обучающихся. Всё более актуальным становится продвижение их опыта в массовую практику, использование опыта лидеров для достижения положительных системных эффектов в образовании.

В работе методиста одно из ведущих мест занимают проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения инновационного педагогического опыта.

Важной составляющей деятельности методиста является выявление и распространение образцов инновационной педагогической деятельности, из чего следует, что приоритетной в оценке качества работы педагогического работника становится совокупность инновационности, наличия в опыте современных технологических подходов, научно объективной оценки процесса и результата деятельности. От выявления до распространения педагогического опыта методисту предстоит достаточно долгий путь через изучение, обобщение и описание.

         Этапы работы методиста по проблеме педагогического опыта:

Выявление -> Изучение —> Обобщение -> Распространение.

Что же следует понимать под «выявлением педагогического опыта»?         Словарь русского языка  С.И. Ожегова дает такое определение: «Выявить - сделать явным, обнаружить, вскрыть».

Выявление педагогического опыта следует рассматривать как обнаружение эффективных подходов к образовательной деятельности, чтобы сделать их явными, доступными для распространения и заимствования другими педагогическими работниками.

         Этап выявления состоит из цепи взаимосвязанных, последовательно осуществляемых действий: выявление адреса эффективного опыта, а затем выявление сущности этого опыта.

Возможные источники информации об авторах педагогического опыта:

•        результаты мониторинга качества образования учащихся;

•        результаты анализа учебных занятий в образовательном учреждении;

•        информация администрации образовательного учреждения об педагогах, работающих в инновационном режиме;

•        заявление педагога - автора опыта о педагогических достижениях, новациях, отдельных приемах педагогической деятельности, дающих более эффективные в сравнении с традиционными результаты учебной деятельности учащихся;

•        конкурсы профессионального мастерства; фестивали педагогических инноваций; конференции, семинары, другие формы педагогического общения;

•        анализ ресурсов Интернета;

•        опросы детей и родителей;

•        другие источники информации.

При выявлении адреса инновационного педагогического опыта основными критериями оценки будут высокая эффективность и устойчивость результатов.

В числе наиболее часто возникающих у методистов вопросов, связанных с проблемами изучения и обобщения педагогического опыта, зафиксированы следующие:

- Какие компоненты   инновационного педагогического опыта могут подлежать изучению и обобщению?

- Как и на какой срок планировать работу по изучению и обобщению инновационного педагогического опыта?

- Что может быть основанием для внесения в планы работы объекта изучения инновационного педагогического опыта?

- Любой ли педагогический опыт подлежит распространению? Если опыт не подлежит распространению, следует ли его изучать? И множество других.

Сделаем попытку ответить на эти вопросы, не претендуя на полноту ответов.

         О некоторых подходах к планированию работы по проблеме:

          При составлении плана целесообразно иметь в виду, что изучению и обобщению может подлежать:

1.        целостная система педагогической деятельности (требует наиболее длительного периода времени, возможно, не одного года);

2.        система работы педагога по какой-либо одной проблеме (может быть изучена в течение года);

3.        использование одного эффективного приема (время изучения определит сам педагог);

4.        опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий (например, проектный метод).

Это далеко не полный перечень проблем для внесения в план объектов изучения педагогического опыта.

Таким образом, изучению могут подлежать любые компоненты, используемые педагогом в определенной системе, приносящие положительные результаты и отвечающие требованию «не навреди»: метод, технологии, отдельный прием, способ, средство и др.

Приступая к изучению выявленного опыта, определим, что в каждом конкретном случае мы будем иметь в виду под определением системы (системы использования приема, способа, метода и т.д.). Ведь далеко не всегда мы будем изучать целостно систему работы педагога.

Основанием для внесения в план изучения и обобщения того или иного объекта является востребованность инновационного педагогического опыта.

Материал, помещенный в копилку инновационного педагогического опыта, должен отвечать потребностям учителей, руководителей, других работников образовательных учреждений (иначе зачем?).

Постоянно помним: любая потребность педагога исходит из стремления сделать обучение радостным и сберегающим здоровье всех субъектов образования.

         Исходя из этого положения определяем действия методиста, планирующего работу по изучению и обобщению педагогического опыта, формула которых может быть следующей:

Цель (для чего?) - содержание (что?) - методы, средства (как?) - результат (какой?).

         Длительность изучения и обобщения инновационного педагогического опыта находится в прямой зависимости от объема изучаемого объекта. Работа может быть завершена описанием в течение одной учебной четверти, а может планироваться на год или более.

Основными задачами работы по изучению, обобщению и  распространению инновационного педагогического опыта  являются:

•           стимулирование заинтересованности педагогов в результатах инновационной образовательной деятельности;

•           повышение престижа педагогов, активно участвующих в совершенствовании содержания и методов учебной деятельности, достигших высоких результатов в обучении учащихся;

•           консолидация усилий научной и педагогической общественности в деле выявления и распространения эффективного педагогического опыта;

•            развитие форм общественно-государственной экспертизы достижений педагогических работников;

•            создание открытого информационного банка инновационного педагогического опыта;

•        использование инновационного педагогического опыта в  методическом сопровождении педагогической деятельности в образовательных учреждениях.

        Таким образом, сегодня  чрезвычайно актуальна задача объективной оценки инновационных процессов в развитии образовательных и воспитательных систем, результатом которой является  отражение в грамотном описании и представлении опыта. В решении данной проблемы основными являются следующие характеристики педагогического опыта: целенаправленность, системность, критериальность, диагностичность, конструктивность, перспективность.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

1.         Методические рекомендации по обобщению передового инновационного педагогического опыта [Текст] /Управление образования, ЦПК – 2005.

2.        Антология педагогической мысли России первой половины XIX века [Текст]- М.: Педагогика, 1987.- 560 с.

3.        Дробинина Е.Ю. Теоретическое исследование опыта педагогической деятельности (технологический подход): Научно-методические рекомендации руководителям и педагогам образовательных учреждений [Текст] – Вологда, 2004.

4.        Егоров С.Ф. Развитие педагогической теории в России конца 19 - начала 20 веков [Текст] // Советская педагогика.- 1982.- №6.- С 90-96.

5.        Каиров И.А. О состоянии и задачах советской педагогической науки [Текст] // Советская педагогика.- 1955.- №3.

6.        Е.К. Кустобаева. Управление процессом изучения и обобщения пере-дового педагогического опыта [Текст] / Методист, 2002, №5, с.35-37.

7.        Е.М.Пахомова. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы [Текст] / Методист, 2005 - №2, с.29-33.

8.        Лушников И.Д.Формы обобщения учителем высшей квалификационной категории личного педагогического опыта [Текст ]  /  И.Д. Лушников. - Вологда, 2007

Энциклопедии, словари

1.        Бим-Бада Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б. М. Бим-Бада – М., 2002.

2.        Методические рекомендации по обобщению передового инновационного педагогического опыта: Управление образования [Текст] / ЦПК – 2005.

Монографии, учебники, учебные пособия

1.        Дмитриева, В.Г. Создание методического пространства в образовательном учреждении – условие развития профессионального мастерства педагога [Текст]  / В.Г Дмитриева. – М.: МИОО, 2005. – 120 с.

2.        Зубов Н.В. Как руководить педагогами. Пособие для руководителей образовательных учреждений [Текст]  / Н. В. Зубов.- М, 2003 г.

3.        Антология педагогической мысли России первой половины XIX века [Текст] //- М.: Педагогика, 1987.- 560 с.

4.        Тимошенко М.Г. Справочник администрации школы по организации учебного процесса. [Текст] / Педагогический поиск // М.Т. Тимошенко. – М.: Наука, 2001.

5.        Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследовании [Текст ] / М.Н Скаткин. – М. - 1986.

6.            Лизинский В.М. О методической работе в школе [Текст] / Лизинский В.М.-М., 2001 г.

Электронные ресурсы  

1.        Сайт Коллективный способ обучения[Электронный ресурс].  WWW.kco-kras.com

2.        Образовательные сайты Интернета[Электронный ресурс].

Журналы

1.         Запятая О.В. Технология описания педагогического опыта [Текст] / О.В.  Запятая// Методист. - 2007. - №7.

2.        Е.М. Пахомова. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы [Текст] / Е.М. Пахомова // Методист.- 2005г.- №2.

3.        Кузьмина В.Ф.  Передовой педагогический опыт (рекомендации учителю)  [Текст] / В.Ф. Кузьмина // Завуч.Управление современной школой.-2006.-  №4.- С. 103-104;- 2006. - №6.- С.113-114.

4.        Файн Т.А. Выявление, изучение и представление педагогического опыта [Текст] / Т.А. Файн // Практика административной работы в школе.- 2005- №7. -  С. 6 – 8.

5.        Самигуллин Г., Багавиев И., Объект изучения - педагогический опыт. [Текст] / Г. Самигуллин, И. Багавиев // Народное образование. 2007 -  № 9.

6.        Пахомова Е.М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы [Текст] / Е.М. Пахомова // Методист. – 2005. -  №2, С. 29 – 32.

7.        Зверева В.И. Как сделать управление школой успешным. [Текст] / В.И.Зверева. // Педагогический поиск  – М.,2004.

8.         Лизинский  В.М. О методической работе в школе  [Текст] / В.М.  Лизинский  // Педагогический поиск. - 2001.

7.        Кузьмина В.Ф. Передовой педагогический опыт (рекомендации учителю)  [Текст] / В.Ф. Кузьмина // Завуч. Управление современной школой 2006.- №4.- С. 103-104;  2006. - №6. - С.113-114.

9.        Алферова Л.В. Организация методической работы в образовательном учреждении на основе ориентированного анализа [Текст]  /  Л.В. Алферова // Завуч, №3, 1998. -  с. 124-138.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по обобщению опыта

Презентация содержит информацию о правилах оформления обобщённого педагогического опыта....

методические рекомендации по обобщению опыта и мастер-классу

Методическая  помощь педагогу  по обобщению  своего опыта работыметодическая помощь в проведении мастер-класса...

Мастер-класса как форма обобщения педагогического опыта.Методические рекомендации

Мастер-класс – одна из эффективных форм передачи собственного педагогического опыта. Его проведению предшествует стабильный положительный результат деятельности и нахождение рациональных путей, продук...

Методические рекомендации. Обобщение опыта работы по теме «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе системно-деятельностного подхода»

В контексте системно-деятельностного подхода изложена концепция применения ряда образовательных технологий, методов и приемов по духовно-нравственному развитию учеников. Опытно-экспериментальным путём...

Методические рекомендации по обобщению опыта инновационной деятельности педагогов дополнительного образования

Методические рекомендации для составления аналитических отчетов методистам УДОД...

Методические рекомендации по обобщению педагогического опыта в научной статье

В статье приведены основные требования к научным публикациям, даны рекомендации по правильному обобщению педагогического опыта работы и способов егог презентации в научной статье....

Методические рекомендации по обобщению опыта педагога дополнительного образования

Работа с передовым педагогическим опытом -- одно из основных направлений методической деятельности, обеспечивающая создание целенаправленной эффективной системы повышения квалификации педагогов и напр...