Народная культура одежды воспитательном проекте «От традиции к моде»
материал

Кабдушева Улкия Ибраевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_traditsii_k_mode.odt22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Народная  культура  одежды  воспитательном  проекте  «От традиции к моде»

Время, в котором мы живем, непростое. На фоне кризиса современной общественной жизни, как никогда остро ощущается необходимость развития духовной культуры общества, повышения уровня нравственности. В такое время смены ценностных ориентиров: нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а даже деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

        Воспитательный проект «От традиции к моде» разработан в соответствие с приоритетными направлениям развития системы образования Российской Федерации и Самарской области, направлен на решение задач, соответствующих новым федеральным стандартам (ФГОС) и социального заказа социума, а также  основан на принципах сохранения и развития национальных базовых ценностей: гражданской и национальной идентичности, семейных ценностях и социальной солидарности.

Базовые национальные ценности - это основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения. И очень важно не растерять те ценности в духовной культуре прошлого, которые были накоплены многими поколениями, поскольку в воспитании подрастающих поколений невозможно обойтись без использования опыта предыдущих поколений.

Формирование среды патриотического, гражданского воспитания в современных условиях опирается на представление о том, что объективно сложившийся переход мирового сообщества к глобальной информационной среде, к сетевым структурам, вымывает из общественного сознания детей и молодёжи культурно-самобытные ценности и символику, исторические традиции страны, насаждая вместо этого массовую культуру, космополитическую среду Интернета, виртуальное игровое пространство и т.д. Можно даже утверждать, что все это по своей направленности и глобальному масштабу оказывается направленной против национальной безопасности.

                Но высокие образцы культуры своего народа, как и мировой культуры, никогда не будут до конца поняты, осмыслены и приняты молодым поколением, если мы не поможем нашим детям войти в мир традиционной российской культуры. Этот мир настолько широк, настолько богат, настолько духовно наполнен, что представляет огромные возможности для развития личности в целом.

Интерес к народному костюму существовал всегда.         Народный костюм - это драгоценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками, это не только яркий самобытный элемент культуры, но и соединение различных видов декоративного творчества.

Проект «От традиции к моде» направлен на решение одной из проблем сегодняшнего времени- возвращению к истокам народной культуры в одежде, развитие творческого переосмысления традиций и их трансляции в современный дизайн. В нем мы пытаемся идти от традиции -к моде-к стилю.

К сожалению, является реальностью тот факт, что родители сегодняшних детей зачастую не владеют в большинстве своем никакими навыками ручной работы, ведь они выросли в то время, когда шла навязчивая пропаганда всяческих импортных, хотя и некачественных товаров рынка. И их дети, а наши ученики, тоже не приучены к ручному труду и не обучены умениями и навыками ручного труда, основами шитья, рукоделия. Это ПРОБЛЕМА!

Явно обозначилось противоречие: с одной стороны значимость и актуальность сохранения народных традиций в одежде и рукоделии как средства формирование базовых национальных ценностей у современных детей, а с другой стороны - отсутствие мотивации у них же к изучению и освоению навыков изготовления одежды, декора костюма. Пробудить этот интерес у детей мы и пытались!

Проект «От традиции к моде» я надеюсь, может как раз в значительной мере стимулировать интерес детей к изучению культурных традиций нашего края, рукоделия и ремесел, народного костюма народов Поволжья и его вполне можно считать средством, с помощью которого в развитии и воспитании детей могут произойти значительные перемены.

В связи с этим проблема воспитания, развития и обучения средствами прикладного творчества и, в частности, народного костюма обретает особую значимость и требует для своего решения особой педагогической поддержки и помощи по реализации выработанных задач совместной деятельности участников образовательного процесса.

     Новизна Проекта «От традиции к моде» заключается в преемственности и взаимосвязи внеурочной деятельности и дополнительного образования, и по своей сути Проект можно рассматривать как сетевой.

Историк В.Соловьев сказал: «Народность - есть самый важный фактор

природно-человеческой жизни и развитие национального самосознания, есть великий успех в истории человечества».

Народный костюм, наряду с языком, обрядом, чаще всего образует единую знаковую систему.

А одежда — это зрительный язык, позволявший «читать» информацию о человеке до того, как прозвучит его слово. Но понять все знаки и символы в давние времена могли лишь те, кто принадлежал к определённой общности людей, ведь у каждого народа был свой особый язык костюма.

  Поэтому предметы костюма могут рассказать нам и историю народа, и историю одного человека. Важным моментом является и взаимосвязь народного костюма с такими категориями, как «традиция— мода— стиль».

                Анализируя свою многолетнюю работу в театре моды «Фантазия», я сделала вывод, что занятия в театре и занятия декоративно-прикладным творчеством способствуют не только раскрытию  и реализации творческих способностей детей, но и развитию познавательных процессов ребенка: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, сопереживания, ответственности. 

Кроме этого, они дают возможность детям почувствовать себя частью единого целого – своего села, своего народа, своей страны, научить уважать  и ценить прошлое и настоящее, заботиться и думать о будущем. В детском возрасте как раз и происходит «закладка» фундамента моральных и гражданских ценностей, это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

   Воспитательная система охватывает весь образовательный процесс, интегрируя образовательную, культурно - досуговую, исследовательскую и творческую деятельность, в процессе которой происходит общение и содружество детей, формируется единый воспитательный процесс взаимодействия детей, педагогов и родителей.

Актуальность проекта заключается в  новом содержании процесса образования, воспитания и является результатом творческой реализации педагогом различных методик,  через осознание ценностей взаимодействия традиций и инноваций в декоративном творчестве, а именно народного костюма  с учетом социального запроса современных детей и их семей.

Осознание богатого педагогического потенциала в системе народных традиций, обычаев, праздников является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.

Реализация проекта «От традиции к моде» позволяет интегрировать обучение, воспитание, развитие ребёнка в единый целенаправленный педагогический процесс и является логическим звеном в общей системе работы учреждения дополнительного образования, концепцией воспитательной работы которой является воспитание гармонично развитой личности и обеспечивает создание условий для формирования общекультурных компетенций обучающихся в области декоративно - прикладного творчества  с использованием возможностей личностно-ориентированных технологий.

Данный проект « От традиции к моде»  вписывается и в общую системы работы базового учреждения ДДТ Пестравского района и ГБОУ СОШ с.  Падовка, с. Майского , основополагающая цель которой - создание таких условий поддержки и активизации личностного роста и самоопределения детей, которые будут направлены на гармоничное выстраивание процессов саморазвития, самоопределения и самореализации воспитанников, способных осуществлять свои творческие идеи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая подборка фотоматериала по темам: "Современные тенденции моды", "Авангардная мода", "Этническая мода".

Молодые модельеры: Маша Пухова, Анастасия Курбатова, Анна и Алексей Бородулины, Диана Дорожкина, Диана Павловская, Таисия Кирцова....

Влияние моды времен Ренессанса на современную моду

Проект учеников 8 класса по теме "Мода.Стиль.Силуэт"...

мода модой, а здоровье?

проектная работа...

Участие коллектива театра моды "Школьные модницы" в окружном этапе краевого конкурса "Мода и время" в п. Благовещенка 05.04.2015

Представлены 2 коллекции одежды "Зимушка-Зима" и "В мире много сказок".Коллекция одежды "Зимушка-Зима" в номинации "Традиции и современность" награждена дипломом первой степени. Коллекция одежды "В ми...

Участие театра моды "Школьные модницы в межрегиональном когнкурсе юных модельеров "Мода и время" в г. Барнауле 26.04.2015

Представлена коллекция "Зимушка-Зима". Коллекция награждены специальным дипломом за целостность композиции....

Участие театра моды "Школьные модницы" в окружном этапе межрегионального конкурса "Мода и время" 2016 г. РП Благовещенка

Представлена коллекция фольклорной одежды "Я поеду в деревню к деду". Диплом первой степени, что является путевкой на дефиле в г.Барнаул....