Внеклассное мероприятие на тему: «Наш главный закон –Конституция»
классный час (5 класс)
Данная разработка проедназначена для учащихся младших классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstit.docx | 31.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие на тему: «Наш главный закон –Конституция»
Конституция России – Основной закон страны»
Главная цель государства - не создать рай на земле,
а не допустить ада.
Цели: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования учащихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры; развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.
Задачи:
- воспитание чувства гордости за свою страну;
- развитие интереса к истории России;
- расширение кругозора.
- Познакомить обучающихся с понятием «Конституция» \
- оформить кабинет: столы для соревнующихся, статьи документов на отдельных листах, проектор, экран для трансляции презентации.
Ход мероприятия:
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы проведем с вами мероприятие. А тему его вы назовете мне сами. Давайте сначала с вами побеседуем. Ответьте пожалуйста на вопросы:
- Как называется наша Родина? (Россия)
- Как называют людей, живущих в России? (Россияне)
- Почему к Москве у нас особое отношение? (Столица нашей Родины)
- Кто занимает пост Председателя Правительства? (В. В. Путин)
- Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ?(Президент)
- Форма правления в России? (Республика)
- Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)
- Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг )
Скажите, пожалуйста, чем знаменательнадата 12 декабря для нашей необъятной страны под названием Россия?
Обучающиеся: День Конституции
Учитель: А кто знает, что такое Конституция?
Обучающиеся: Конституция – это основной закон государства.
Учитель: Верно. Итак, скажите, какой дате мы сегодня посвятим нашу с вами встречу?
Обучающиеся: Дню Конституции.
Учитель: Молодцы!
В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы. (слайд 4)
Конституция, по которой мы сейчас живём, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.
Мне бы хотелось сейчас немного обратиться к истории, думаю что вам это будет интересно.
В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Октябрьской революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик, - вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже в России, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. (слайд 5) Вот как она начиналась:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».
«Конвенция о твоих правах»
Сценка «Игра». (Показывают дети)
Ведущий: | После уроков ребята решили поиграть. |
Коля: | Давайте поиграем в войну! |
Ваня: | Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Димка, милиционером. А ты, Сашка, будешь бандитом |
Саша: | А я не хочу. |
Коля: | Чего не хочешь? |
Саша: | Играть в войну |
Ваня: | Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь. |
Саша: | Я не хочу. |
Коля: | Захочешь. |
Саша: | Что же вы меня заставите? |
Ведущий: | Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав? |
- Давайте поговорим. Как поступил Ваня и Коля? Почему они не правы? Прав ли Саша? (Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем точки зрения.)
- Права, обязанности и ответственность. Попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и несем ответственность.
Выясняется и обсуждается значение слова "право" — 1) совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, которые устанавливает и защищает государство; 2) охраняемая и узаконенная государством возможность что-то делать, осуществлять. Ученики называют права, которые должны, на их взгляд, иметь все дети, живущие на планете Земля. Учитель обобщает и дополняет высказывания ребят:
— Главнейшее право каждого человека — право на жизнь.
К сожалению, право на жизнь соблюдалось не всегда. Например, в древней Спарте, когда в семье рождался больной и слабый ребенок, его сбрасывали со скалы в пропасть. В Европе родители, которым дети были в тягость, отдавали их бедным людям вместе с деньгами на содержание. В России же, наоборот, многие бедные семьи своих маленьких детей подбрасывали добрым людям. Сегодня право детей на жизнь утверждено Конвенцией о правах ребенка.
Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».
Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
«Права ребенка» с обсуждением.
Какие же права есть у всех детей мира? (обсуждение)
Право на жизнь
Право на имя при рождении
Право на медицинскую помощь
Право на образование
Право на отдых и досуг
Право иметь имущество
Право свободно выражать свои взгляды
Право на свободное перемещение
Право на заботу и воспитание родителями
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки
Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)
Кроме Конституции права ребенка прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании».
Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).
Обязанности ребёнка.
Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.
Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности. - Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).
- Какая самая главная обязанность у вас в семье?
- А у вашего папы?
- У кого больше всего обязанностей?
- А какие обязанности существуют у учеников?
- А откуда вы это знаете? (Устав школы)
- Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника!
- А в Уставе школы ваши обязанности прописаны следующим образом:
Уважать права, честь и достоинство всех участников;
Прилежно учиться;
Иметь аккуратный вид;
Соблюдать правила техники безопасности;
Беречь школьное здание, оборудование;
Придерживаться общепринятых правил поведения;
Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.
Анализ ситуаций:
1.Ира: Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.
Настя: Ира, не имеешь права! Конвенцией запрещён труд ребёнка.
Кто прав?
2.Ваня: Дима, ты уже который понедельник не готов к уроку по литературе!
Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
Вывод. Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.
Ребята, давайте проведем нашу встречу в форме небольшого состязания. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать жетоны. В конце нашего мероприятия мы подведем итоги и выясним, кто из вас лучше ориентируется в понятии «Конституция»
Итак, начинаем!
Игра «Да! Нет!»
Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?– Да!
– Можно ли человека обращать в рабство? – Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?– Нет!
– Защищён ли человек законом?– Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?– Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?– Да!
– Может ли человек владеть имуществом?– Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?– Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда?– Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество? – Да!
2. Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…»
Задание 1. Сказка В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие? ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.
Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак? ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: унижение достоинства личности.
Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал? ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых
Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу? ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд
Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы? ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.
«Моя родина -Россия»
ВОПРОСЫ:
- Что такое символ? (условный знак, обозначение).
- Какие символы России вы знаете? (герб, флаг, гимн).
- Что такое герб? (эмблема государства).
- Где можно увидеть герб? (на флагах, монетах, печатях и официальных бумагах).
- Что такое флаг? (прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или несколько цветов).
- Где можно увидеть флаг? (на кораблях, правительственных зданиях и т. д.).
- Что такое гимн? (торжественная песня).
- Где его можно услышать? (на соревнованиях, встречах президентов и т.д.).
- Символом чего является белый цвет флага? (мир, чистота, благородство. Этот цвет говорит о миролюбии нашей страны).
- Символом чего является синий цвет флага? (вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей).
- Символом чего является красный цвет флага? (сила. Этот цвет обозначает цвет крови,пролитой за ее независимость).
- Что означает слово «герб»? (вечность, единство всех народов).
- Старинное русское название флага? (стяг).
- Назовите растение – символ России . (береза).
- Как называется основной закон России? (Конституция РФ).
- Что при вступлении в должность президент приносит народу? (присягу).
- Какой царь официально ввел бело-сине-красный флаг? (Петр 1).
Рефлексия.
Пока подводим итоги, я ребята прошу вас оценить нашу с вами работу, для этого нужно нарисовать ладонь и написать на каждом пальце, что понравилось или не понравилось, а на ладони – свои пожелания.
А напоследок, хочется сказать,
Что Родина - это как вторая мать.
Ее не выбирают и не губят,
А просто берегут и любят.
Ребята, всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории. Одним словом, будьте патриотами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие на тему "Что мы знаем о Конституции?"
Обращение к этой теме имеет огромное значение для подрастающего поколения и способствует формированию уважения к заложенным в Конституции РФ базовым общечеловеческим и российским ценностям, основам по...
Конспект внеклассного мероприятия на тему: «Законы распространения наркомании» для учащихся 7-9 классов
Во время этого мероприятия учащиеся познакомятся с факторами риска и механизмами распространения наркомании, обсудят причины потребления наркотиков подростками и негативные последствия их уп...
Внеклассное мероприятие "Хочу все знать о Конституции" (с фотоотчетом)
Внеклассное мероприятие "Хочу все знать о Конституции". 7 класс...
Методическая разработка внеклассного мероприятия Игра по станциям «Знатоки Конституции РФ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методическая разработка внеклассного мероприятияИгра по станциям «Знатоки Конституции РФ» Цельформирование у школьников российской гражданской идентичности посредством ...
Внеклассное мероприятие на тему : « Конституция РФ»
Внеклассное мероприятие для 8-9 классов...
Внеклассное мероприятие по обществознанию, посвященное Дню Конституции
Интеллектуальная игра-викторина для студентов первого курса...
Внеклассное мероприятие на тему: 150 лет - Периодической таблице и Периодическому закону Д.И. Менделеева
Внеклассное мероприятие на тему: 150 лет - Периодической таблице и Периодическому закону Д.И. Менделеева...