Программа социального партнерства по профессиональной ориентации
материал
Цель программы – обеспечение качества профессионального самоопределения подростков на основе социального партнёрства МБОУДОД «Лянторский центр дополнительного образования» с МБОУ «Лянторская СОШ №5».
Задачи
- создание условий для оказания обучающимся поддержки в профессиональном самоопределении;
- адаптация имеющегося в учреждениях банка профориентационных технологий к условиям изменяющегося рынка труда и услуг профессионального образования;
- обогащение практического опыта социально-профессионального сопровождения подростков;
- разработка комплекса мероприятий по реализации программы социального партнерства МБОУДОД «Лянторский центр дополнительного образования» с МБОУ «Лянторская СОШ №5».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_partnerstvo_ltsdo_s_5_shk.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа социального партнерства
по профессиональной ориентации
МБОУДОД «Лянторский центр дополнительного образования»
с МБОУ «Лянторская СОШ №5»
на 2012-2017 годы
Авторы разработчики: Кот А.И., Старыгина О.В., Андреева О.Н.
Пояснительная записка
Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача всей образовательной системы. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов профессионального самоопределения молодежи способствует успеху профориентационной деятельности. Немаловажное значение принадлежит социальному партнерству – совместной коллективно распределенной деятельности образовательных учреждений.
Решение совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, состоявшегося 31 августа 2010г., обуславливает изменение профориентационной деятельности Центра дополнительного образования, поиск эффективных технологий взаимодействия со средними образовательными учреждениями с целью обеспечения качества профессионального самоопределения подростков.
Актуальность создания Программы социального партнерства в названных выше учреждениях обусловлена результатами мониторинга. Возникла необходимо сформировать гибкую и мобильную систему профориентации, направленную на создание благоприятных условий для профессионального самоопределения обучающихся.
Значимым в профессиональной ориентации является допрофессиональная подготовка обучающихся, поскольку в подростковый период происходит формирование профессионального самоопределения учащихся - основы для дальнейшего успешного жизненного и профессионального старта будущего специалиста. Поэтому социальное партнерство по профориентации должно стать составной частью системы начальной подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Программа разработана на основании:
- Целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Новая школа Югры»
- Программы профессиональной ориентации в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
- Ведомственной целевой программы организационно-педагогического сопровождения профессиональной ориентации обучающихся в образовательных учреждениях Сургутского района.
Цель программы – обеспечение качества профессионального самоопределения подростков на основе социального партнёрства МБОУДОД «Лянторский центр дополнительного образования» с МБОУ «Лянторская СОШ №5».
Задачи
- создание условий для оказания обучающимся поддержки в профессиональном самоопределении;
- адаптация имеющегося в учреждениях банка профориентационных технологий к условиям изменяющегося рынка труда и услуг профессионального образования;
- обогащение практического опыта социально-профессионального сопровождения подростков;
- разработка комплекса мероприятий по реализации программы социального партнерства МБОУДОД «Лянторский центр дополнительного образования» с МБОУ «Лянторская СОШ №5».
Основные принципы программы
Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как
можно больше пользы обществу;
Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров;
Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому.
В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих обучающихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы, работа во время практики и многое другое;
Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.
Критерии эффективности реализации программы
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы относятся:
- достаточная информация о профессии и путях ее получения;
- потребность в обоснованном выборе профессии;
- уверенность обучающегося в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности;
- степень самопознания обучающегося;
- наличие у обучающегося обоснованного профессионального плана.
В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:
- индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей обучающегося, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
- направленность профориентационных воздействий, прежде всего на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).
Структура деятельности педколлектива
по проведению профориентационной работы
Механизм реализации Программы
- Решение проблем организационного, методического, информационного обеспечения социального партнерства.
- Разработка и внедрение эффективных методик и технологий профориентационной работы с обучающимися.
В рамках Программы предполагается совершенствование механизмов реализации системного подхода к проблеме профессиональной ориентации обучающихся.
Реализация Программы осуществляется на основании договоров и соглашений о сотрудничестве, заключаемых центром дополнительного образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Координацию работ по реализации программы осуществляют координатор профориентационной работы МБОУ «Лянторская СОШ №5» и методист МБОУДОД «Лянторский центр дополнительного образования», в функции которых входит:
- организация сотрудничества методистов и педагогов-психологов, социального педагога по вопросам формирования готовности обучающихся к профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией учреждений;
-организация участия в педагогических советах, производственных совещаниях по проблеме профессионального самоопределения подростков;
- организация участия одаренных детей в олимпиадах профессионального мастерства, конкурсах, викторинах разного уровня.
Исполнителями Программы являются коллективы МБОУДОД «Лянторский центр дополнительного образования» и МБОУ «Лянторская СОШ №5».
Реализация программы социального партнерства предоставит возможность формировать у обучающихся:
- представление о состоянии и перспективах развития отраслей экономики города, региона;
- положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к своей будущей профессиональной деятельности;
- представления о новых технологиях в производстве и производственных отношениях;
- практический опыт в будущей профессиональной деятельности;
Социальное партнерство может быть наполнено следующим содержанием:
- совместная организация научно-исследовательской работы и проектной деятельности;
- совместная организация профессиональных проб.
- использование современных подходов в профориентационной работе: мероприятий профориентационной направленности, дней открытых дверей.
- создание научной диагностической системы психолого-педагогического сопровождения профориентационной работы.
Мероприятия профориентационной работы,
направленных на реализацию программы социального партнерства
Мероприятия | Сроки | Реализация программы/ цель | Ответственные |
I. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | |||
Разработка комплекта нормативно-правовых, информационно методических материалов, регламентирующих и обеспечивающих проведение массовых профориентационных мероприятий в образовательных учреждениях | В течение учебного года | Разработка договоров, регламентирующих и обеспечивающих проведение массовых профориентационных мероприятий в учреждениях | Руководители учреждений, заместители директора, методист, координатор профориентационной работы |
Заключение договора о сотрудничестве по профессиональной ориентации обучающихся | Август, сентябрь | Заключение договора о сотрудничестве по профессиональной ориентации обучающихся, прохождения практики. | Руководители учреждений, заместители директора, методист, координатор профориентационной работы |
Разработка схемы взаимодействия, обеспечивающей разработку и внедрение современного научно-методического обеспечения профориентационной работы среди обучающихся общеобразовательного учреждения (методик и технологий, профессиографических, справочно-информационных материалов и др.) | В течение учебного года | Разработка схемы взаимодействия, обеспечивающей разработку и внедрение современного научно-методического обеспечения профориентационной работы среди обучающихся общеобразовательного учреждения (методик и технологий, профессиографических, справочно-информационных материалов и др.) | Руководители учреждений, заместители директора, методист, координатор профориентационной работы |
Внедрение дистанционного обучения для подростков с ограниченными возможностями (инвалидов) на дистанционной основе по направлению профессиональной подготовки «Оператор ЭВ и ВМ» для подростков данной категории. | 2012-2015 уч. год | Обеспечение обучения на дистанционной основе подростков с ограниченными возможностями | Руководители учреждений, заместители директора, методист, координатор профориентационной работы |
Внедрение новых направлений профессиональной подготовки в различных сферах | Расширение новых направлений профессиональной подготовки с учетом личностных качеств и предпочтений подростков. | Руководитель учреждения | |
II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЧЕРЕЗ УРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МБОУДОД «ЛЦДО» | |||
План мероприятий профессионального мастерства и творчества по направлениям профессиональной подготовки и объединениям: - «Оператор ЭВ и ВМ» - «Слесарь по ремонту автомобилей»; - «Моделирование и конструирование современных причесок» - «Маникюрша» - «Кассир торгового зала», - «Контролер-кассир» | 4 неделя октября 4 неделя октября 2 неделя ноября 3 неделя ноября 4 неделя ноября | Популяризация направлений профессиональной подготовки и объединений. Привлечение обучающихся к активному участию в профориентационных мероприятиях. Повышение заинтересованности обучающихся в приобретении профессии. Пропаганда профессий, необходимых данному экономическому району. Развитие творческих способностей детей, раскрытие талантов. | Педагоги дополнительного образования |
Научно-практическая конференция «Об итогах профориентационной работы за 2012-2013 учебный год». | Апрель | Подведение итогов работы за год и планирование работы на 2012-2013 уч.г. | Заместители директора, методист, координатор профориентационной работы |
Дни открытых дверей в МБОУДОД «ЛЦДО» | Март-апрель | Организация профориентационной работы с обучающимися школы по расширению знаний о профессиональной подготовке. Ознакомление учащихся 7-8-х классов с деятельностью направлений профессиональной подготовки и объединений. | Заместитель директора, методист, педагог- психолог, библиотекарь, педагоги дополнительного образования |
Научное общество | Октябрь- март | Активизация работы педагогов с обучающимися школы по проектной деятельности в группах по направлениям профессиональной подготовки. Участие во Всероссийской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее». | Руководители МО ЦДО, школы, педагоги дополнительного образования |
Создание кабинета, уголка с информацией о направлении профессиональной подготовки в кабинетах (мастерских). | Сентябрь | Возможность получения учащимися обновляемой информации об учебных заведениях, о различных профессиях. | Заместители директора, координатор профориентационной работы школы, библиотекари, педагоги дополнительного образования. |
Родительские собрания для обучающихся 8-х классов. | Апрель - май | Информация об элективных курсах | Классные руководители, педагоги дополнительного образования |
III. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |||
Организация экскурсий на предприятия, в центры занятости населения, встреч со специалистами различных профессий, специальностей. | В течение учебного года | Знакомство с различными профессиями, специальностями | Заместитель директора, методист, привлечение родителей |
Проведение конференций, олимпиад по предметам, защиты проектов, дискуссий, диспутов и т.п. | В течение учебного года | Участие во Всероссийских олимпиадах (муниципальный, региональный этапы); В региональном конкурсе различных социальных программ. | Заместители директора, методист, учителя школы, педагоги дополнительного образования. |
Участие в ярмарках учебных мест и дней профориентации для обучающихся 9-11-х классов школы. | В течение учебного года | Участие в ярмарках учебных мест и дней профориентации для обучающихся 9-11-х классов школы. | Заместители директора, методист, учителя школы, педагоги дополнительного образования. |
Участие в Интернет – проекте для обучающейся молодёжи «Моё профессиональное будущее» | В течение учебного года | Участие в Интернет – проекте для обучающейся молодёжи «Моё профессиональное будущее» | Заместители директора, методист, учителя школы, педагоги дополнительного образования. |
IV. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ | |||
Создание на электронном сайте ЦДО страницы: «Социальная поддержка молодых инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья». | Сентябрь, май | Возможность получения подростками школы обновляемой информации о различных профессиях, которые могут соответствовать их возможностям. | Заместители директора, методист, педагоги-психологи. |
Распространение широкой информации по обучению, трудоустройству и общению молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. | В течение года | Получение подростками школы информации по обучению, трудоустройству и общению молодых людей
| Заместители директора, методист, педагоги-психологи. |
Обучение профессии подростков с ограниченными возможностями здоровья по направлению «Оператор ЭВ и ВМ» | В течение года | Получение возможностями обучения подростков с ограниченными возможностями здоровья по направлению «Оператор ЭВ и ВМ» | Заместители директора, методист, педагоги-психологи. |
Презентация выставок и проведение творческих конкурсов для детей с ограниченными возможностями здоровья. | В течение года | Социально-психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья. | Заместители директора, методист, педагоги-психологи. |
V. МОНИТОРИНГ | |||
Анкета «Выявление профессиональных намерений подростков» (1,2,3 г. обучения) | Сентябрь, май | Выявление профессиональных предпочтений подростков школы | Методист, педагоги-психологи |
Тестирование: 1.Ценностные ориентации, 2.Склонности, 3.Способности, 4.Определение уровня самооценки личности: тест – опросник (тип темперамента по Айзенку), методика М.Рокича. | 4 неделя Сентябрь/ октябрь | Определение состояний личности, ее направленностей и социально – психологических установок для учащихся школы. | Методист, педагоги-психологи |
Дифференциально-диагностический опросник (методика ДДО) по Климову; Тест «Мотивация обучения» Т. Ильиной ( (Профи – 2). | 1 неделя октября,4 неделя ноября | Психологический мониторинг профессиональной направленности и мотивации к обучению обучающихся 7- 8-х классов школ города с использованием тестового комплекса ПРОФИ- II | Методист, педагоги-психологи |
VI. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | |||
Подготовка материалов к изданию необходимых раздаточных материалов: буклетов, листовок, плакатов, прайс-листов и др. | Сентябрь- февраль | Повышение привлекательности образовательного учреждения, просвещение учителей, учащихся и родителей. | Заместители директора, методист, координатор профориентационной работы в школе. |
Обновление профориентационной страницы на сайте | В течение года | Информирование населения об учреждении, о профориентационной деятельности. | Методист, координатор профориентационной работы в школе. |
VII. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, | |||
Консультирование старшеклассников по построению профессиональных и образовательных планов (индивидуально, по группам) на основе проведенных диагностик | В течение года | Консультирование старшеклассников по построению профессиональных и образовательных планов (индивидуально, по группам по графику работы психолога) | Педагоги-психологи |
Профориентационное просвещение обучающихся и их родителей. Консультации: - индивидуальная - групповая | В течение года | Профориентационное просвещение старшеклассников и их родителей по построению профессиональных и образовательных планов | Методист, педагоги-психологи |
VIII. ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ | |||
Повышение профессионального уровня, педагогов-психологов, методиста по вопросам профессиональной ориентации обучающихся | В течение года | Повышение профессионального уровня педагогических работников учреждения по вопросам профессиональной ориентации обучающихся | Методист, координатор профориентационной работы в школе. |
Участие в семинарах для специалистов, ответственных за профориентационную работу в учреждениях | В течение года | Повышение профессионального уровня педагогических работников учреждения по вопросам профессиональной ориентации обучающихся | Методист, координатор профориентационной работы в школе. |
IX. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | |||
Научно – практическая конференция «Об итогах профориентационной работы за 2012 – 2013 учебный год» | Май, июнь | Анализ и обобщение опыта профориентационной работы, планирование деятельности на новый уч. год |
Ожидаемые результаты реализации Программы
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
- увеличение доли выпускников школы, получивших профориентационные услуги в соответствии с Программой, принятой в автономном округе;
- обеспечение информированности 100% обучающихся и молодёжи о региональном рынке труда и перспективах развития региональной экономики;
- повышение привлекательности учреждения дополнительного образования на рынке образовательных услуг для наших настоящих и потенциальных обучающихся.
Система контроля за выполнением Программы: ответственными исполнителями Программы ежегодно в срок до 30 мая года следующего за отчетным представляется информация администрации учреждений о реализации программных мероприятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности и более успешной социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья»
Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неп...
Участие социального педагога школы в профессиональной ориентации подростков
Система профориентации школьников - это организованная,управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а такжесемьи, направленная на сов...
Проблема профессионального самоопределения личности в психолого-педагогических исследованиях Профессиональная ориентация как часть социального самоопределения личности
Особенность современных общественных устройств, цивилизаций состоит в том, что каждый без исключения человек, все люди непременно проходят через школу. А школа по замыслу – это место интенсивного и це...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по вопросам профессиональной ориентации учащихся «Моё будущее!» (система классных часов в 8-9 классах ОУ СПБ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по вопросам профессиональной ориентации учащихся «Моё будущее!» (система классных часов в 8-9 классах ОУ СПБ)...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Профессиональная ориентация обучающихся. Билет в будущее"
Пояснительная запискаРанняя юность — единственная пора социально-узаконенного, общественно необходимого выбора растущим человеком своего собственного будущего. Ведущий вид деятельности обучающих...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессиональная ориентация»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессиональная ориентация»...
Реализация программ, направленных на профессиональную ориентацию детей в рамках реализации программы «Успех каждого ребенка»
Дополнительное образование детей – одна из важнейших составляющих образовательного пространства в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и подд...