проект по экологии
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 97
Проект «Ярмарка экологических проектов»
«Благоустройство территории населенных пунктов»
Выполнила: ученица 6б класса
Разживина Анастасия
г.Н.Новгород, 2012
План
1.Введение
2. Глава 1. Современные подходы к проблеме экологического образования
1.1 Концепция современного экологического образования в школе
1.2 Основные принципы формирования экологической культуры
3. Глава 2. Решения локальных экологических проблем, связанных с загрязнением окружающей среды
2.1 Главные источники неблагоприятного влияния на поверхностные водоемы, их загрязнения
2.2 Главные источники, связанные с загрязнением окружающей среды.
4 Выводы
5 Список литературы
Введение
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Ускорение темпов научно-технического прогресса характеризуется все усиливающимся антропогенным воздействием на природную среду. При этом неизмеримо возросли практические возможности как положительного, так и негативного влияния человека на природу. Своим потребительским отношением к природе люди уже нанесли ей непоправимый ущерб. Почвенный покров земли, атмосфера и гидросфера загрязняются отходами производства. Началось загрязнение околоземного космического пространства частями разрушающихся космических аппаратов.
По мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (Н.Н. Моисеев, И.Д. Зверев, Н.А.Рыков, Г.А.Ягодин, С.О.Шмидт и др.) вопрос о выживании человечества во многом зависит от уровня экологической образованности и воспитанности граждан, обладающих экологической культурой. В решении данной задачи важную роль играет школа. В Госстандарте общего образования (2004 г.) среди основных направлений работы школы сказано, что «воспитание эмоционально - ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру» имеет большое значение [27, 51]. Таким образом, государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения, перехода к экологическому образованию для устойчивого развития.
Теоретической базой подготовки учащихся к правильным взаимоотношениям с окружающей средой является необходимый минимум знаний по экологии, который предусмотрен программой по ознакомлению с окружающим миром и другими учебными предметами в начальных классах.
Наилучшим результатом воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой. Уроки и внеклассная работа должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга [108].
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на природоведческие вопросы, интересующие детей. Проведение внеклассной работы, направленной на всестороннее развитие личности младшего школьника, способствует более прочному освоению изученного материала на уроках, развивает интерес к предмету, умение и желание самостоятельно приобретать знания [108].
Проблемы экологического образования и воспитания исследовались И.Д. Зверевым, А.Н. Захлебным, Л.П.Симоновой и др. Этими авторами раскрываются цели, задачи, условия экологического воспитания.
Характеристика содержания, средств, форм и методов экологического воспитания учащихся отражена также в работах А.Н.Захлебного, Н.В.Добрецовой, А.В.Миронова, И.Т. Суравегиной, Л.П. Симоновой и др.
Особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Н.Ф.Виноградовой, А.В. Миронова, А.А.Плешакова, Л.П.Симоновой и др.
Психолого-педагогическое обоснование проблемы экологического образования отражено в работах Л.И. Божович, А.И. Леонтьева, В.Н. Мясницова и др.
Вопросам экологического воспитания младших школьников во внеклассной работе посвящены исследования В.М. Минаевой, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной, Т.И Тарасовой и др., в которых показаны традиционные формы и методы экологического воспитания. В настоящее время в школе широко применяются инновационные технологии. Это значительно расширяет возможности внеклассной работы в воспитании экологической культуры учащихся. Но методика внедрения их в практику в литературе отражена, на наш взгляд, недостаточно. Поэтому актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование компонентов экологической культуры школьников во внеклассной работе по курсу «Окружающий мир».
Цель – поиск решения локальных экологических проблем, связанных с загрязнением рек и озер, мусорные свалки, незаконная застройка и вырубка лесов.
Объект исследования - внеклассная работа по курсу «Окружающий мир» как средство формирования экологической культуры школьника.
Нами была выдвинута гипотеза - эффективному формированию экологической воспитанности школьников во внеклассной работе способствует:
· включение учащихся в исследовательскую и практическую деятельность;
· организация игровых и творческих форм работы экологического содержания;
· проведение с учащимися экологических акций.
Опираясь на цель, объект, гипотезу исследования, нами определены основные задачи исследования:
1. Изучить и провести анализ педагогической и методической литературы по проблеме формирования экологической культуры
2. Выявить уровень сформированности экологической культуры учащихся.
3. Разработать комплекс внеклассных мероприятий, способствующих формированию экологической культуры школьников.
4. Апробировать разработанный комплекс мероприятий в практике школы.
5. Проверить эффективность предложенного дидактического материала внеклассной работы в повышении уровня экологической культуры.
6. выявить главные источники неблагоприятного влияния на поверхностные водоемы, их загрязнения.
Для достижения поставленной цели, решения задач, проверки выдвинутой гипотезы нами использовались следующие методы исследования:
· изучение методического наследия по исследуемой проблеме
· наблюдение за поведением школьников в природе, за их отношением к ней;
· эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
Глава 1. Современные подходы к проблеме экологического образования
1.1 Концепция современного экологического образования в школе
В настоящее время в целях предотвращения экологической катастрофы первостепенное внимание уделяется экологическому образованию школьников. Оно становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды -- все это создает угрозу существования самой жизни на Земле. Только в конце XX века человечество осознало всю пагубность своего бездумного «хозяйствования» на Земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Поэтому международные организации ЮНЕСКО и ЮНЕП поднимают вопрос о необходимости пересмотра содержания, сроков экологического образования жителей Земли.
И.Д. Зверев, Б.Г. Йоганзен, В.М. Минаева, Н.Н. Моисеев считают, что экологический кризис на планете в конце концов «победит» не деятельность специалистов по охране окружающей среды, а специальная система экологического образования [59]. Важным принципом этой системы является непрерывность экологического образования, что означает взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни: детский сад -- школа -- вуз (колледж, техникум, училище) -- послевузовское образование. В системе непрерывного экологического образования большое значение имеет второе звено -- школа, а в школе -- начальные классы. Это объясняется тем, что дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают. В этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, эмоций, развитие способностей и интересов. Возрастные особенности младших школьников способствуют формированию основ экологической культуры, что и является целью экологического образования [60].
В Концепции экологического образования под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью [48, 269].
Л.П. Симонова в своей статье «Этические беседы по экологии в экологическом образовании выделяет следующие аспекты:
· научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес школьника к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними. Для младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования отношений детей к своему дому - природно-социальному окружению.
· ценностный аспект содержания призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. Данный аспект является ведущим в содержании образования вообще, а экологического образования в особенности. Для сохранения жизни на нашей планете, здоровья человека необходима благоприятная окружающая среда. Поэтому развитие цивилизации ориентировано на совершенствование личности, формирование гуманистических идеалов, новой системы ценностей:
- жизнь во всех ее проявлениях как высшая ценность;
- человек как компонент сложной системы, которую изучает экология;
универсальные ценности природы;
- ответственность за развитие биосферы и человеческого общества.
· нормативный аспект содержания экологического образования - это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали - показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью. Основы экологической культуры, как любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.
· практически - деятельностный аспект содержания играет не менее важную роль в экологическом образовании, чем нормативный аспект. Практическая деятельность - конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающегося сознания и чувств. В тоже время в деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с природой. Следует отметить, что организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо учить, что и как делать[89, 28].
И.Д.Зверев, А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина, Л.П.Симонова и др. считают, что целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества. Формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся. Первым возрастным этапом обучения является начальная школа. Конкретная цель экологического образования школьников может быть сформулирована следующим образом: становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, к здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.
Эта формулировка опирается на такие психофизиологические особенности младших школьников, как целостное мировосприятие, врожденная любознательность и эмоциональная восприимчивость; стремление овладеть методами изучения природного и социального окружения, правилами и нормами поведения в природе и обществе, научиться оказывать помощь природным обитателям.
В целевой установке экологического образования отмечена и такая специфическая особенность - неразрывное единство чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека как важное условие становления у детей элементов экологической культуры.
Следовательно, стратегическая цель экологического образования в начальной школе, как отмечают специалисты, предполагает планируемый результат: идеал - модель выпускника начальной школы. Это сложный процесс, требующий решения следующих задач:
· обучение - формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;
· воспитание потребностей (мотивов, побуждений), направленных на реализацию здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды;
· развитие интеллектуальной сферы - способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы - эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы - уверенности в возможности решить экологические проблемы; стремления распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды.
Одна из важнейших задач современной школы - повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т. е. воспитание у школьников экологической культуры [96].
В статье «Формирование экологической культуры» С.В. Лескова говорит о том, что истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа - в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали природу, взаимосвязи живых организмов с окружающей средой. Человек всецело зависит от природных ресурсов, погодных условий, от стихий. Наши предки поклонялись духам природы и вместе с тем ощущали себя ее частью, осознавали свою неразрывную связь с ней. Еще не зная грамоты и не имея письменности, люди могли читать книгу природы и передавать накопленные знания детям [54] .
С.Н. Глазачев рассматривает экологическую культуру с позиции культурологии. Под экологической культурой он понимает такое осознанное отношение к природе у человека, которое обеспечивает сохранение, обогащение окружающей среды и создает благоприятные условия для жизни и совершенствования человека; это мера и способ реализации и развития сущностных сил человека, экологического сознания и мышления в процессе духовного и материального освоения природы и поддержание ее целостности [28,15].
Педагогами экологическая культура рассматривается как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием среды. Например, Л. П. Симонова характеризует человека, овладевшего такого рода культурой, как личность, подчиняющую все силы своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботящегося об улучшении окружающей среды, не допускающего ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий окружающей среды [66].
В. Стаценко и Г. Петрова рассматривают особенности младшего школьного возраста. По их мнению, младший школьный возраст - самый ценный этап в развитии экологической культуры личности. В этот период происходит качественный скачек, в значительной степени опережающий процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем выражающейся в формировании у ребенка осознанного отношения к окружающему миру. Он начинает выделять себя из окружающей среды, преодолевать в своем мироощущении расстояние от «я - природа» до «я и природа».
У ребенка в этом возрасте развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, происходит накопление личностью опыта по взаимодействию с окружающим миром, что приводит к формированию прочной наглядно-образной картины мира, определяющей процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем.[92,60]
Формирование экологической культуры школьников происходит в процессе воспитания. И.В. Цветкова выделяет три уровня формирования экологической культуры.
Первый уровень включает в себя любование природой, умение посредством слова выражать свое отношение к наиболее ярким и необычным явлениям природы (цветущий сад, краски осеннего неба, закат солнца и т.д.).
В работах методистов по природоведению Н.Ф. Виноградовой, Г.Н. Аквилевой, З.А. Клепининой и др., отмечается, что в этом процессе огромную роль играет не только беседа педагога по ходу любования природой на экскурсии, но и произведения устного народного творчества, литературы, музыки, живописи, других видов искусства. Ближе и дороже становится ребятам родная природа, если прямо в лесу провести праздник, соревнование. Произведения искусства нельзя рассматривать только как иллюстрационный материал к картинам и «настроению» природы. Они в какой-то мере действительно служат иллюстрацией, но в основном призваны формировать экологическую культуру ребенка, которая включает в себя гуманное отношение к природе, и чувство ответственности за ее судьбу как наивысшую человеческую ценность.
Второй уровень предполагает наблюдение, переживание и осмысление увиденного и услышанного в природе. Любовь к природе должна формироваться как чувство деятельное. Загородные прогулки, экскурсии, турпоходы должны стать для учащихся школой любви и активного отношения к природе.
Показателями сформированности экологической культуры ребенка на втором уровне, как считает И.В. Цветкова, являются следующие:
· ребенок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценить их состояние с позиции хорошо - плохо;
· с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;
· эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества: рассказ, рисунок;
· старается выполнять правила поведения на улице, в транспорте;
· проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, растениям и животным;
· пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде [92,61].
Третий уровень сформированности экологической культуры проявляется в том, что школьник осознает и отражает в деятельности принцип рачительного отношения к природе, ее ресурсам, формирует умение решать хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды, укрепляет стремление сохранить красоту природы и приумножать природные богатства.
На этом уровне личный опыт ребенка пополняется новым содержанием:
· анализом наблюдения за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение ее состояния;
· сознательным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде;
· действительной заботой о представителях растительного и животного мира;
· использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности;
· воплощением своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.
О показателях сформированности экологической культуры ребенка на данном уровне можно судить по следующим проявлениям:
· соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку: ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
· выражена потребность в заботе о тех или иных представителях растительного и животного мира;
· ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
· доброта, отзывчивость и любовь к окружающим людям, природе сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней [92,61].
В концепции экологического образования в Российской школе, разработанной в 1994 году, указывается, что формирование основ экологической культуры как качества личности предполагает:
--формирование знаний о единстве природы, ее значении для жизни человека, о взаимодействии в системе человек -- природа -- общество;
формирование интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;
воспитание ценностных ориентаций экологического характера;
формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;
участие в активной практической деятельности по охране окружающей среды [86].
Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, школе, ближайшем природном и социокультурном окружении. П.П. Блонский писал, что есть старое, но удачное сравнение, в котором развитие ребенка сравнивается с ростом семени, а среда - с почвой, влагой и т.п. Как почва и влага для растения, так и благоприятная среда для развития ребенка имеет огромное значение: в плохой среде ребенок уродуется и чахнет. Но каждое семя требует своей почвы и той или иной влажности, и при уходе за растением надо считаться с тем, какое это семя, каковы законы его роста. И отношение растения, как всякого живого существа, к среде активно. Оно берет и усваивает из среды одно и не принимает другого. Оно само в свою очередь влияет на среду и создает ее. В несравнимо более активной форме то же делает ребенок.
На рубеже XX и XXI веков видные ученые в области экологического образования: А.Н.Захлебный, А.Ю. Либеров, Н.Н. Моисеев, Н.В. Мамедов, Д.Н.Кавтарадзе, Н.В.Добрецова, Н.В.Скалон, Л.П.Симонова, И.Н.Пономарева, И.Т.Суравегина, А.Д.Урсул и др. переосмысливают основные положения концепции общего экологического образования. Раздаются голоса ученых, ратующих за более сбалансированное культуросообразное образование, предлагают преодолеть господство одностороннего «знаниевого» подхода, потеснить знания в пользу деятельностного подхода, позволяющего продуктивнее усваивать компоненты содержания экологического образования, сделать его более практикоориентированным, пригодным для использования в повседневной жизни каждым выпускником школы. В связи с этим следует больше внимания уделять практикумам в окружающей природной и социальной среде, проблемным ситуациям и задачам, их решению, что требует тесного взаимодействия урочной, внеурочной и внеклассной работы в школе.
В 1992 году на конференции в Рио-де-Жанейро была принята Концепция Устойчивого развития и за прошедшие годы стала одной из наиболее влиятельных стратегий развития человечества. Она принята 179 странами мира. Важное место в реализации стратегии устойчивого развития отводится образованию для устойчивого развития, над проблемами которого в настоящее время задумываются многие специалисты.
А.Д.Урсул приводит толкование понятия «устойчивое развитие» и свой взгляд на образование для устойчивого развития. Под устойчивым развитием понимается развитие, обеспечивающее:
· сбалансированное решение демографических проблем;
· решение социально-экономических задач;
· сохранение благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала.
Сущность устойчивого развития заключается в сохранении человечества и биосферы Земли благодаря значительному уменьшению антропогенного давления на нее. Устойчивое развитие как новая социоприродная форма развития ориентировано на формирование ноосферного будущего, она изменит все сферы деятельности людей, в том числе и образование. Образование, по мнению профессора Урсул А.Д., потребуется не модернизировать, а трансформировать, т.е. необходимо создание новой модели образования XXI века в целом.
Современное образование автор характеризует как информационно - коммуникативное, передающее информацию, накопленную предыдущими поколениями, другим, следующим поколениям. Сегодня прогнозируется, что во всей образовательной системе мирового сообщества должен произойти кардинальный переворот, поворот к будущему, определяемый целями устойчивого развития. Сознание человека должно быть ориентировано на будущее, для этого необходимо формировать экологическое сознание людей в качестве доминирующей составляющей будущего ноосферного мышления. Чтобы изменить сознание и культуру действий большинства населения планеты, потребуется интенсификация общего экологического образования и экологизация прочих видов образования, а так же средств массовой информации [91, 9].
Экологическое образование и экологизация образования - важнейшие элементы опережающего образования. Ученые пытаются показать новое видение экологического образования. По мнению академика Н.Н.Моисеева, экологическое образование должно существенно изменить свое содержание. От решения локальных, региональных проблем оно должно перейти к глобальным проблемам, ибо глобальный переход к устойчивому развитию сопряжен с обеспечением экологической безопасности в планетарном масштабе.
Экологическое образование в системе образования для устойчивого развития должно носить характер моделирования, прогнозирования и конструирования будущего, должен действовать механизм экспертизы учебного материала на соответствие его целям и принципам устойчивого развития. Таким образом, очевидно, что образование надо переориентировать на новые общечеловеческие принципы, ценности и цели, соответствующие новой цивилизационной парадигме [91, 10].
В Законе РФ «Об охране окружающей среды»(2002 г.) среди основных принципов охраны окружающей среды выделяются следующие:
1. научно обоснованные сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития;
2. организация и развитие системы экологического образования, и формирование экологической культуры.
В 71-й статье Закона обращается внимание на усилие роли экологического образования на всех ступенях системы образования.
В августе 2002 г. Правительством РФ одобрена Экологическая доктрина, в которой еще раз подчеркивается важность решения задач экологического образования, при этом указано:
· вопросы экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития РФ включать в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса;
· усилить роль социальных и гуманитарных аспектов экологического образования;
· вести подготовку и переподготовку педагогических кадров для экологического образования;
· разработать стандарты образования, ориентированные на разъяснение вопросов устойчивого развития.
Ученые ищут пути к образованию устойчивого развития, подтверждают, что создание целостной модели образование для устойчивого развития - задача серьезных исследований в ближайшем будущем. Уже сегодня они пытаются определить цель образования для устойчивого развития, видят ее в том, чтобы помочь учащимся развить такие знания, умения и ценности, которые позволят им принимать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без экологической угрозы для будущего планеты. В образовании для устойчивого развития школа должна формировать определенные личностные качества, способности и умения учащихся. По мнению ученых, таких как А.Д. Урсул, Н.Н. Моисеев, Н.В. Мамедов и др., ими являются:
· принятие общечеловеческих ценностей;
· понимание взаимосвязей в окружающей среде в глобальных масштабах;
· умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений;
· уважительное отношение к разнообразию в природе и в обществе.
Эффективными на пути к образованию для устойчивого развития рассматриваются интерактивные технологии, методы и формы: межпредметные проекты, в ходе реализации которых рассматриваются различные аспекты какой-либо экологической проблемы; работа в малых группах, использование детского самоуправления, взаимодействие с местной общественностью и муниципальной властью. Это позволит переходить от экологизации содержания учебных предметов к экологизации образовательных технологий и методов обучения[91, 11]. В решении этой проблемы велика роль внеклассной работы по курсу «Окружающий мир», которая дополняет, расширяет, углубляет урочную работу.
1.2 Основные принципы формирования экологической культуры
Объектом формирования экологической культуры является население, рассматриваемое и как единое целое, и как совокупность социальных групп, подразделяемых по возрасту, месту проживания, социально-профессиональной принадлежности, образовательному уровню, уровню доходов, видам производственной деятельности, а в конечном счете — по менталитету, уровню сознания, гражданской ответственности.
Предметом формирования экологической культуры населения является совокупность образовательных, мировоззренческих, нравственных, этических и культурных качеств населения.
Формирование экологической культуры базируется на следующих принципах:
- учет интересов не только нынешнего, но и будущих поколений;
- подход к решению задач экологической культуры как составной части экологической политики города;
- учет региональных особенностей, включая природные условия и ресурсы, экологическую ситуацию, демографическую обстановку, культурно-исторические и религиозные традиции населения, особенности системы расселения, образовательный уровень, качество жизни, интеллектуальный и духовный потенциал населения,
- использование основных положений государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения гарантий экологической безопасности;
- соблюдение демократических норм и требований, приоритета гражданских прав и свобод человека;
- связь образовательных и воспитательных действий с практикой решения природоохранных проблем;
- культивирование гуманистического отношения к природе;
- открытость и доступность экологической информации для населения города;
- вовлечение предпринимателей, общественных и иных некоммерческих объединений в решение задач по формированию экологической культуры;
- использование исторического опыта решения задач экологического образования и просвещения, а также опыта других регионов России и зарубежных стран;
- соблюдение экологического законодательства и наступления ответственности за их нарушения.
Реализация названных принципов должна осуществляться в рамках реализации городской экологической политики.
III. Основные направления деятельности по формированию экологической культуры
В процессе формирования экологической культуры населения важная роль принадлежит взглядам, представлениям, установкам, чувствам, привычкам людей. В зависимости от того, какими ценностями и идеалами руководствуются люди, во многом зависит характер их взаимодействия с окружающей средой. В связи с этим особое значение приобретает непрерывная целеустремленная работа всех структур обучения, воспитания и образования, прежде всего подрастающего поколения, чтобы бережное, заботливое отношение к природным объектам, к эколого-санитарному состоянию мест проживания становилось органичной частью мировоззрения, установкой, привычкой горожан.
Формирование экологической культуры зависит от общего духовно-нравственного и социально-психологического климата общества, от ценностей и норм, которые преобладают среди представителей власти, крупного бизнеса, культуры и транслируются населению посредством массовых каналов телевидения и радио, газетно-журнальных изданий, сети «Интернет».
Экологическая культура должна формироваться на протяжении всей жизни человека и, прежде всего, в системе образования — в школе, средних специальных и высших учебных заведениях, в центрах профессионального обучения и повышения квалификации, а также в трудовых коллективах и по месту жительства.
Важными социальными институтами воспитания экологической культуры являются традиционные российские религиозные конфессии, а также средства массовой информации и реклама.
Экологическое просвещение
В целях формирования экологической культуры населения осуществляется экологическое просвещение посредством распространения знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов. Экологическое просвещение, в том числе информирование жителей города о законодательстве в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления, а также общественными объединениями, средствами массовой информации, образовательными учреждениями и учреждениями культуры, иными юридическими лицами.
Экологическое воспитание начинается с детства, когда формируются нормы поведения и привычки ребенка, его моральное сознание (понимание добра и зла, хорошего и плохого). При этом особенно важное значение имеет позиция семьи, детских учреждений, детской литературы и искусства, телевидения и — главное — практика привлечения детей к уходу за растениями и животными, окружающей территорией.
Основные направления формирования экологической культуры не могут быть эффективно реализованы, если природоохранные принципы не будут внедрены в сознание общества путем массового воспитания и пропаганды охраны окружающей среды. В Санкт-Петербурге в этом отношении положительно зарекомендовала себя практика проведения общегородских массовых экологических мероприятий: Дни защиты от экологической опасности, Неделя окружающей среды, День Балтийского моря, международный фестиваль экологических фильмов «Зеленый взгляд». Накопленный опыт проведения общегородских экологических мероприятий показал необходимость ориентации мероприятий по экологическому просвещению на различные социальные группы, самые широкие слои населения.
Решение задач по экологическому просвещению сопряжено с необходимостью централизации, контроля и координации со стороны исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. В качестве основных приоритетов этой работы могут быть названы:
- вовлечение органов местного самоуправления, промышленников и профсоюзов, общественных объединений, средств массовой информации, образовательных учреждений и учреждений культуры в организацию и проведение общегородских экологических мероприятий;
- информирование населения о состоянии окружающей среды, мерах по ее охране и обеспечению экологической безопасности;
- привлечение к экологической проблематике учреждений культуры, музеев, библиотек, природоохранных учреждений, организаций спорта и туризма, других учреждений;
- формирование экологически ориентированного общественного мнения и «экологически воспитанных» людей.
В целях повышения экологической сознательности граждан необходимо:
- привлекать внимание населения к городским экологическим проблемам;
- пропагандировать бережное отношение к использованию водных и земельных ресурсов, зеленых насаждений и особо охраняемых природных территорий;
- проводить акции и мероприятия, побуждающие к консолидации жителей города вокруг проблем улучшения и сохранения окружающей среды;
- повышать квалификацию специалистов в области экологического образования;
- воспитывать экологическое мировоззрение у всех возрастных категорий населения;
- проводить специальные экологические информационные компании на основе социальных заказов;
- создавать информационные материалы и средства наглядной агитации для распространения среди населения;
- изготавливать видеоролики, радиопрограммы и размещать их в средствах массовой информации.
В целях привлечения средств массовой информации к экологическому просвещению и формированию экологической культуры населения необходимо:
- совершенствовать профессиональное мастерство журналистов путем организации мастер-классов, семинаров, круглых столов, экскурсий;
- организовывать ежегодные городские конкурсы на лучшую публикацию, теле- и радиопередачу по экологической проблематике;
- привлекать ученых и журналистов к созданию популярных книг и брошюр по актуальным экологическим проблемам.
Глава 2. Решения локальных экологических проблем, связанных с загрязнением окружающей среды
2.1 Главные источники неблагоприятного влияния на поверхностные водоемы, их загрязнения
Главными источниками неблагоприятного влияния на поверхностные водоемы, их загрязнения являются сточные воды - жидкие отходы бытовой и производственной деятельности человека. Сточной называется вода, которая образовалась после использования питьевой воды человеком для удовлетворения тех или иных нужд в быту или на производстве. При этом в воду попали дополнительные примеси (загрязнения), которые изменили и ухудшили ее состав. В зависимости от происхождения сточные воды делят.
1) хозяйственно-бытовые, или хозяйственно-фекальные, образующиеся в результате хозяйственно-бытовой деятельности людей преимущественно в жилых и общественных зданиях;
2) промышленные, образующиеся на промышленных предприятиях, в результате технологических производственных процессов);
3) ливневые (атмосферные), образующиеся вследствие формирования поверхностного стока с асфальтовых и других покрытий и почвы во время атмосферных осадков и таяния снега. Они стекают в водоемы с территорий населенных мест, промышленных площадок и сельскохозяйственных полей;
4) городские, под которыми подразумевают смесь бытовых и промышленных сточных вод, образующихся в населенном пункте вследствие отведения неочищенных или предварительно очищенных промышленных сточных вод в общегородскую канализацию;
5) дренажные воды с орошаемых земель;
6) сточные воды животноводческих комплексов;
7) сточные воды прудов-накопителей, которые сбрасываются в водоемы в период весеннего паводка. Бывают случаи вынужденного сброса сточных вод из накопителей, при недостаточных расходах реки, в зарегулированные водоемы, в период паводка и др.;
8) сточные воды (фановые) пассажирских судов морского и речного (в том числе маломерного) флота, грузовых и нефтеналивных терминалов и судов.
Кроме того, водоемы загрязняются при заборе песка и проведении других работ в их русле. К загрязнению водоемов приводит замачивание в них волокнистых растений, например льна или конопли. З. Загрязняет водоемы и сплав леса. Поверхностные водоемы могут загрязняться через атмосферный воздух. Водоемы могут также загрязняться вследствие массового отмирания в них водных организмов, животных и растительных, особенно в осеннее время, взмучивание донных отложений.
Поступая в водоемы, неочищенные или недостаточно очищенные сточные воды загрязняют их взвешенными частицами, органическими веществами, патогенными и условно-патогенными бактериями, вирусами, цистами простейших, яйцами гельминтов. С промышленными сточными водами в водоемы попадает значительное количество токсических химических веществ.
Загрязненные водоемы теряют значение положительного фактора в поддержании здоровья населения. Пользование загрязненными водоемами может привести к возникновению водных эпидемий, массового отравления населения токсическими, канцерогенными, радиоактивными, аллергенными, мутагенными веществами. Водоемы наносят большой вред рыбному и пушному хозяйству, теряют оздоровительное значение.
Влияние загрязненных поверхностных водоемов на здоровье человека. Загрязнение поверхностных водоемов оказывает прямое и опосредованное действие на здоровье человека. Прямое вредное действие может проявиться как при поступлении воды в организм человека перорально (человек сознательно пьет воду из загрязненного водоема или случайно наглотался ее во время купания), так и при контакте ее с кожей и слизистыми оболочками во время плавания, купания и др. Но чаще всего вредное воздействие осуществляется по схеме: загрязненная вода поверхностного водоема - питьевая вода - человек. Объясняется это тем, что технологии подготовки питьевой воды из поверхностных источников водоснабжения дают возможность улучшить лишь некоторые ее свойства. В частности, снизить мутность и цветность за счет осветления и обесцвечивания, избавить от эпидемической опасности путем обеззараживания, улучшить некоторые показатели минерального состава путем специальных методов водоподготовки (опреснения, умягчения, фторирования, дефторирования и др.). Эти технологии порой не рассчитаны на удаление из воды отдельных вредных химических веществ. Если их концентрация в водоеме в местах водозабора будет значительно превышать ПДК, они могут пройти водоочистные сооружения практически транзитом, попасть в питьевую воду, а с питьевой водой - в организм человека. Следовательно, с одной стороны, употребление или использование населением воды из водоемов, загрязненных энтеропатогенными бактериями и вирусами, простейшими, гельминтами, может привести к массовым инфекционным заболеваниям и инвазиям, а с другой - использование человеком загрязненной воды, которая содержит вредные химические вещества в концентрациях, превышающих ПДК, может обусловить острое или хроническое отравление с возможными отдаленными последствиями (аллергенными, тератогенными, мутагенными, канцерогенными).
Опосредованное, или непрямое, вредное действие водоемов на здоровье человека происходит по схеме: загрязненная вода - загрязненные продукты питания ("дары моря ") - человек; загрязненный водоем - орошение сельскохозяйственных угодий - продукты питания растительного происхождения - человек; загрязненный водоем - водопой крупного рогатого скота - молоко - человек и др. То есть опосредованное вредное действие загрязненных водоемов на здоровье человека может произойти при употреблении рыбы, других продуктов питания, изготовленных из сырья, полученного из загрязненных водоемов; при использовании воды, загрязненной энтеропатогенными бактериями и вирусами или токсическими химическими веществами, для мытья овощей, фруктов, ягод, во время отдыха на берегу водоема, спортивно-массовых мероприятий и т. п.
Последствия влияния загрязненной воды водоемов на здоровье человека в обобщенном виде может быть представлено следующим образом:
Качество питьевой водопроводной воды во многом зависит от качества воды в поверхностном водоеме, который является реальным или может быть потенциальным источником централизованного водоснабжения;
Загрязнение водоемов приводит к сокращению пищевых ресурсов вследствие невозможности употреблять рыбу, рыбопродукты, другие "дары моря", которые могут быть загрязнены различными токсическими химическими веществами: тяжелыми металлами, хлорорганическими пестицидами, полихло-рированными дифенилами и пр.;
Загрязненные воды водоемов нельзя использовать для орошения сельскохозяйственных угодий, поскольку это тормозит развитие земледелия. Такие воды не могут быть использованы также в животноводстве и птицеводстве;
Потеря воды из-за загрязнения как сырьевого ресурса для народного хозяйства. Так, известны случаи массовых заболеваний и гибели овец на пастбищах, расположенных на островах возле Великобритании. Животные гибли в результате употребления морских водорослей с высоким содержанием ртути и мышьяка.
Безусловно, все изложенное отрицательно влияет на здоровье и благосостояние человека и свидетельствует о том, что проблема санитарной охраны водоемов имеет как медицинское (гигиеническое), так и народнохозяйственное значение.
Ну а вывод: вода это жизнь и мы её разрушаем.
Хорошо было бы, если парков было больше; заводов с очистителями и фильтрами; сажать больше деревьев.
2.2 Главные источники, связанные с загрязнением окружающей среды.
-мусорные свалки и их влияние на окружающую среду
-незаконная застройка и вырубка лесов (пример)
-угроза лесных пожаров
Мусорные свалки и их влияние на окружающую среду.
Цель: влияние мусора на окружающую природу и жизнь человека; незаконная застройка и вырубка лесов; угроза лесных пожаров.
Задачи:
1. Показать разнообразие бытового и строительного мусора, встречающегося на городских и сельских свалках; его влияние на окружающую среду.
2. Определить проблемы утилизации мусора;
3. Как решить проблему мусорных свалок
Объект: загрязнения бытовым мусором
Предмет: мусорные свалки
Проблема: увеличение количества мусора в окрестностях может привести в ухудшению здоровья и жизни населения и к отрицательному влиянию на окружающую природу.
Гипотеза: Речная вода используется жителями поселка и города для хозяйственных нужд и для питья. Вредные бактерии, попавшие в воду, могут привести к эпидемиям. Человечество в процессе жизнедеятельности, безусловно, влияет на различные экологические системы. Примерами таких, чаще всего опасных, воздействий является осушение болот, вырубание лесов, уничтожение озонового слоя, поворот течения рек, сброс отходов в окружающую среду. Этим самым человек разрушает сложившиеся связи в устойчивой системе, что может привести к её дестабилизации, то есть к экологической катастрофе. Ниже мы рассмотрим одну из проблем влияния человека на окружающую среду - проблему бытовых отходов.
До эры агломераций утилизация отходов была облегчена благодаря всасывающей способности окружающей среды: земли и воды. Крестьяне, отправляя свою продукцию с поля сразу к столу, обходясь без переработки, транспортировки, упаковки, рекламы и торговой сети, привносили мало отходов. Овощные очистки и тому подобное скармливалось или использовалось в виде навоза как удобрение почвы для урожая будущего года. Передвижение в города привело к совершенно иной потребительской структуре. Продукцию стали обменивать, а значит, упаковывать для большего удобства. Количество накапливающего мусора постоянно растет. Сейчас на каждого человека приходиться от 150 до 600 кг в год. Богатые пищевыми отходами помойки на турбазах привлекают медведей, до этого питавшихся подножным кормом и избегавших человека. Вкусив раз «хорошей жизни», медведь не может от неё отказаться. И вот уже экология под видом медведя начинает «приходить в гости» и терроризировать людей. Ужасы экологии в облике болезней, наводнений, пожаров, нашествий вредителей не дают опомниться людям. И чем сильнее мы будем «давить» на экосистему Земли, тем сильнее будет её контрответ. Видя своими глазами контрасты гармонии и хаоса в природе, постепенно проникаясь любовью ко всему живому, можно отодвинуть экологическую катастрофу. Красота и любовь спасут нашу планету. Сегодня нас волнует вопрос не только глобального масштаба, а локального. Да, количество отходов в городах намного больше, чем в сельской местности, но там и больше обращается внимания на этот вопрос. Мы подсчитали количество небольших мусорных свалок, размером 50-100квадратных метров. По трассе в Осиновку находится большая мусорная свалка, размером около гектара, куда много лет люди вывозили мусор. Через эту свалку протекал ручей, впадая в Малый Кебеж, вся грязь попадала в реку. Ежегодно эту свалку чистили, но несознательные люди сваливали мусор около дороги. И каждый год шел разговор о том, чтобы закрыть эту свалку, перенести в другое место, дабы не произошло беды.
Состав мусора который вывозили:
1. одноразовая посуда (в большом количестве)
2. полиэтиленовые пакеты
3. пластмассовые бутылки
4. игрушки пластмассовые
5. игрушки мягкие (тряпочные)
6. консервные банки
7. бутылки, банки (стеклянные)
8. платья
9. верхняя одежда
10. кирпичи
11. тетради
12. книги
13. чугунные плиты
14. сломанные стулья, табуретки
15. карандаши
16. ручки
17. кастрюли, бочки
Мусор не сортируется, место его расположения не огорожены, свалки не редко горят, на них отсутствует система сбора, очистки и фильтрации. На полигонах разместились токсичные отходы. А места захоронения бытового мусора стали питательной средой для грызунов и насекомых.
Мы заложили опыт на открытом лесном участке сделали несколько куч с мусором: полиэтиленовые бутылки, бумага, полиэтиленовые пакеты, поломанные изделия из дерева, тряпочный мусор. Будем следить, какая из этих куч будет быстрее зарастать травой, перегнивать.
Используя теоретический материал, мы знаем, что для разложения различных материалов требуется разное количество времени.
Разлагается:
Бумага – 2-3 года
Изделия из ткани -2-3 года
Деревянные изделия - несколько десятков лет
Консервная банка - более 90 лет
Полиэтиленовый пакет - более 200лет
Пластмасса-500 лет
Стекло -1000лет
Утилизация мусора - одна из важнейших проблем современной цивилизации. Особенно тяжело утилизировать неорганизованно выброшенный мусор, так как помимо проблем, характерных для утилизации мусора вообще, возникает проблема сбора неорганизованно выброшенного мусора.
Пока что человечество придумало три принципиально разных пути утилизации мусора: организация свалок, вторичное использование отходов и сжигание их. Однако ни один из них нельзя признать абсолютно приемлемым.
Вторичное использование отходов - наиболее ресурсосберегающий путь, но он не всегда рентабелен как в экономическом, так и в экологическом плане. Вывоз мусора на свалку - самый дешевый, но при этом самый недальновидный способ его утилизации. Недальновидный он в первую очередь потому, что мусор остается мусором.
Свалки (особенно вокруг крупных городов) занимают огромные площади. ядовитые вещества, оказывающиеся на свалках (в отработанных батарейках, аккумуляторах, термометрах и т.д., а также в гниющих пищевых отходах и разлагающихся пластмассах), проникают в подземные воды, которые часто используются в качестве источников питьевой воды, развеиваются ветрами по окрестностям и тем самым наносят ущерб окружающей среде. Кроме того, в результате процессов гниения без доступа воздуха образуются различные газы (метан, этилен, сероводород, фосфид), которые также не освежают атмосферу вокруг свалки. Некоторые продукты гниения (в первую очередь дифосфин Р2H4) способны самовоспламеняться, поэтому па свалках регулярно возникают пожары, при которых в атмосферу выбрасывается сажа, фенол, бензапирен и прочие ядовитые вещества.
Пути решения проблем с мусора:
1.Выбор оптимального места для полигона по утилизации бытовых отходов ( общая свалка должна находится за пределами поселка, не в водоносной зоне.
2.Ликвидация мусора на несанкционированных свалках в пределах поселка
3.Контроль со стороны Администрации поселка за процессом вывоза мусора населением поселка в установленное место. Установка штрафов за нарушения.
Незаконная стройка и вырубка лесов.
Задачи:
1.узнать о незаконной застройке.
2. вырубка лесов (пример).
3. как решить проблему.
Подмосковье занимает 4,6 млн. га, но жители годами борются со строительством на месте лесов и на берегах рек.
Самый свежий пример попытки «дикой застройки» — история с вырубкой именной рощи лётчиков-героев в Балашихе. Активисты 2,5 месяца круглосуточно дежурили в парковой зоне, которую собирались пустить под топор для строительства 17 многоэтажек. Губернатор области Сергей Шойгу поставил точку в скандале: приехал в Балашиху и сообщил жителям, что стройка отменяется.
А вот правозащитникам Наташинского парка в Люберцах радоваться нечему — планы чиновников застроить участок остаются в силе. У жителей деревни Саврасово (городской округ Химки) другая беда: после того как по соседству началось возведение многоэтажного жилого комплекса, грунтовые воды устремились в деревню и подтопили дома.
Властям следует смотреть, где строят, что вырубают и последствия стройки. Многие новые комплексы строят на местах, где был лес и/или деревушка (поселок). И во время стройки животным из лесов, где его вырубали негде прятаться и спать. Они идут в город, где и умирают. На местах деревень, где живут люди, строят жилые комплексы и людям некуда идти, но иногда людям дают жилье. Но там такие условия, что лучше было в деревушке.
Угроза лесных пожаров.
1.узнать о пожарах.
2.образованте пожаров.
3.уголовная ответственность.
4. решение проблемы.
Земли Государственного лесного фонда Сергиево-Посадского лесничества занимают 103892 103 тысячи 892 гектара, что составляет около 50% территории Сергиево- Посадского муниципального района. Из них – 33 тысячи 34 гектара покрыты пожароопасными хвойными насаждениями с высоким классом горимости.
Значительно увеличивают угрозу возникновения крупных лесоторфяных пожаров давно осушенные болота и выработанные торфополя в Константиновском и Торгашинском участковых лесничествах.
Проблема предупреждения лесных пожаров существовала всегда, но наиболее актуальной она становится в весенние выходные и праздничные дни, когда из городских поселений в лес устремляется поток отдыхающих и дачников.
По официальной статистике от травяных палов, возникших на обочинах автодорог, трассах ЛЭП и заброшенных сельхозугодиях в конце апреля - начале мая, происходит до 70 % лесных пожаров.
Очевидно, что в 2011 году угроза катастрофических пожаров на территории Московской области, в том числе и в Сергиево-Посадском муниципальном районе не только не снизится, но даже возрастёт. Основная причина - рост числа нарушений Правил пожарной безопасности в лесах населением.
В соответствии со статьей 11 Лесного Кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 года №200-ФЗ все граждане имеют право свободно пребывать в лесах, этой же статьей Лесного Кодекса на граждан возложены обязательства по соблюдению Правил пожарной безопасности в лесах. Можно беспрепятственно пользоваться дарами природы, но преступно причинять природе непоправимый ущерб.
В пожароопасный период категорически запрещается разводить в лесу костры, поджигать сухую траву, бросать в лесу горящие спички и окурки. Для нарушителей порядка, установленного Правилами пожарной безопасности в лесах, статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, а в случаях с причиненным вследствие пожара материальным ущербом для леса, виновные могут быть привлечены к имущественной и уголовной ответственности.
Не разводить костры рядом с деревьями и с сухой травой и листьями. Перед разжиганием костра снимать верхний слой дерн. Тушить костер, когда уходишь: засыпать песком (землей), убедится, что костер потушен, положить слой дерна на место.
Выводы.
- включение учащихся в исследовательскую и практическую деятельность;
- организация игровых и творческих форм работы экологического содержания;
- проведение экологических акций.
- культивирование гуманистического отношения к природе;
- выбор оптимального места для полигона по утилизации бытовых отходов ( общая свалка должна находится за пределами поселка, не в водоносной зоне).
- ликвидация мусора на несанкционированных свалках в пределах поселка
- не разводить костры рядом с деревьями и с сухой травой и листьями. Перед разжиганием костра снимать верхний слой дерн. Тушить костер, когда уходишь: засыпать песком (землей), убедится, что костер потушен, положить слой дерна на место.
Список литературы
Энциклопедия "Мир вокруг нас". М., 2000
- Под ред. М.В.Хотулевой. Как организовать общественный экологический мониторинг: Руководство для общественных организаций/ Е.А.Васильева и др - М.: Социально-Экологический Союз, 1997. - 256с.
- Владимиров А.М. и др. Охрана окружающей среды. - Л.: Гидрометеоиздат, 1991.
- Кузнецова М.А., Ибрагимов А.К. и др. Полевой практикум по экологии. Пособие для учителей. - М.: Наука, 1994.
- Агеева А.И., В.И. Новоселова Метод проектов как средство развития творческих способностей школьников: Метод, рекомендации. /Кемер. обл. институт усовершенствования учителей, Информ.-метод. центр упр. образования администрации г. Полысаево.- Кемерово : Изд-во облИУУ, 2001.-63 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование установки на здоровый образ жизни у подростков в рамках реализации социально - значимого проекта "ОТ экологии природы до экологии человека".
Экологическое образование и здоровье необходимо рассматривать как основу благополучия и успешного развития ребенка - подростка - взрослого человека. Цель проекта "От экологии природы до экологии челов...
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...
Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии «Тайны загадочного вещества»
Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии «Тайны загадочного вещества»...
Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Береза – душа России»
Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Береза – душа России»...
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - пе...
Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии «Тайны загадочного вещества»
Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии «Тайны загадочного вещества»...