К 75-летию Победы. Классный час "Он портрет окончить не успел..."
классный час (9 класс)
Классный час-встреча со старшеклассниками, посвящённая открытию выставки рисунков "Он портрет окончить не успел..." , выполненных в период 1941-1946 гг. участником Великой Отечественной войны, художником-самоучкой Находкиным Николаем Емельяновичем, моим родным дядей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
on_portret_okonchit_ne_uspel._2.docx | 28.43 КБ |
Предварительный просмотр:
к 75-летию Победы
Он портрет окончить не успел…
Классный час - встреча, посвящённая открытию выставки рисунков художника-самоучки Находкина Николая Емельяновича, участника Великой Отечественной войны
04.02.2020г.
Гимназия №1
Музей Боевой Славы
1. Вступление 2. Где хранились рисунки? Самые ненужные и самые необходимые вещи в родительском доме обычно оседали в чулане - небольшом подсобном помещении с косым оконцем. Чего там только не было: отцовские хромовые сапоги и мамины туфли на каблуке «рюмочкой», ящики с инструментом и охотничьи принадлежности, радиоприёмник и старые газеты для растопки… На больших, забитых в брёвна гвоздях, плотно висела рабочая одежда. Особое место занимал большой сундук на фигурных ножках, покрашенный тёмной краской. В сундуке хранились старинные шерстяные плечевые шали, бабушкин узелок для последнего пути, отрезы ситца вещи, которые не носились, но и не выбрасывались: в общем, чулан в чулане! Запах сундука–это сложная композиция из ноток дерева, нафталина, приятной сырости и мыла «Земляничное», которое запасалось на всякий случай. А на конкретный случай всегда был стратегический запас «простого» - хозяйственного, вместе с солью и спичками (долгое эхо войны!). А ещё пахло подлинностью, если можно так сказать. На дне сундука лежала внушительная красная папка из толстого картона, выпущенная в 1940 году государственным издательством политической литературы. На титульном листе-портреты Ленина-Сталина и надпись: «Альбом наглядных пособий по истории ВКП(б), выпуск двенадцатый». Несмотря на то, что переплёт отстал, бумага расслоилась, а из-за пятен не читались некоторые буквы-изделие производило очень сильное впечатление (демонстрация альбома) . И вот в этом самом альбоме лежали работы Николая - моего дяди по отцовской линии. Непонятно, откуда это в деревенском парнишке была такая тяга к рисованию и кто научил его первоначальным навыкам. До войны, окончив семилетку, он учился в районной колхозной школе в Рыльске Курской области, готовившей кадр для села. До сих пор на улице К.Либкнехта стоит домик, где Николай снимал угол. Вот на этом рисунке - родная улочка Николая Емельяновича (почему-то в народе называвшаяся «колосовая»), бабушкина хатка с соломенной крышей. Здесь и жила семья Находкиных : Емельян Васильевич (мой дедушка), его жена Вера Иосифовна и три сына Михаил, Николай и младший Анатолий, мой отец. Паренёк с гармошкой на лавочке на рисунке-он. В начале сороковых в Степановке был колхоз. Не было там ни электричества, ни радио. Паспортов у колхозников тоже не было. Вместо денег — трудодни. За отработанное время ставили галочку в специальной тетради, потом с колхозниками рассчитывались продуктами, выручали свое хозяйство. Жили трудно, но очень дружно. Учились братья не просто хорошо, а с жадностью. Трудолюбия мальчишкам тоже было не занимать. 3. Что такое «оккупация»? В сентябре 41 года глава семьи Емельян Васильевич и старший сын Михаил ушли на фронт. А в октябре в село вошли первые немецкие отряды. По рассказам отца, ехали они все в черном, на мотоциклах. Тишина была. Даже собаки попрятались. Только гул от их техники. Жили в страхе. Многих девушек угнали на работы в Германию. Немцы резали скот, отбирали последнее. Немцы не давали сеять, поля стояли пустыми. Селяне собирали щавель, траву, которая давала чувство сытости хотя бы на время. Постоянное чувство голода — это тоже воспоминание на всю жизнь моих бабушки и отца. Недалеко от нас, в доме Бахаревых, единственном каменном строении села, был организован немецкий штаб. Правда, в него попала бомба, и он треснул. (Я помню с детства эту трещину). К сожалению, этого дома сейчас уже нет. Когда я искала материалы об оккупации села в Интернете, мне попалась статья в иркутской газете с воспоминаниями Лидии Александровны Креховой, в девичестве Бахаревой, уроженки Степановки, ей было 10 лет, когда началась война. Мать с тремя детьми осталась жить в землянке во дворе. Однажды фашисту не понравилось, что мать Лиды заложила печку кирпичом. Решил, что это сделано специально. Он поставил мать к стене, девочка уцепилась за ее подол и закрыла глаза. «Тогда стреляй двоих», — сказала женщина. Что было за этой фразой, мы можем только догадываться, однако немец ушел. Может, пожалел, может, посчитал жертву бессмысленной, а может, материнская молитва была услышана. Как была она услышана в тот день, когда немцы выгнали всех селян проверить, не заминировано ли поле. Шли медленно, маленькими шажками, и не взорвалось ничего. А на следующий день по этому же месту поехал полицай на лошади и взорвался… «Особенно жестокие были финны, воевавшие на стороне немцев»,- вспоминает Лидия Алексанровна «У женщины из Степановки муж воевал в финскую кампанию и привез ковер. Финский солдат увидел его, узнал работу, начал кричать на эту женщину и выстрелил в нее. За ковер… Однажды в штаб привели двух партизан. Не знаю, где их поймали, что это за люди были. Их допрашивали, а потом увели и расстреляли. Еще помню, как из Рыльска через наше село гнали евреев. Много стариков, ребятишек, женщин. Мама мне сказала, что это евреи, потому что у них на одежде были нашиты желтые звезды. Потом говорили, что их много согнали из разных мест и всех расстреляли. Ведь таких мест, где расстреливали, было очень много. Пленных наших солдат несколько раз гнали. Все жители собирались вдоль дороги и старались нашим солдатикам хоть что-то дать съестного. Кто картошечку сунет, кто морковку. Что было, тем и делились. Однажды парнишечка один отстал от строя, совсем плохо ему было. Конвоир в него выстрелил. Он упал, а колонна двинулась дальше. Наши женщины к нему бросились, он еще живой был — в ногу его ранило. Хотели помочь, защитить. Но немец вернулся и добил его. Так и лежал солдатик на дороге, а в руке — вареная свекла… Полтора страшных года в оккупированном селе но, пожалуй, самое страшное, что довелось пережить, это бомбежки. Бомбили то наши, то немцы. По счастливому стечению обстоятельств, село почти не пострадало. Соседняя (Мазеповка) сгорела почти до тла, а вот Степановка уцелела. 4. Военная служба В марте 43-го Степановку освободили, фронт отступал всё дальше. И восемнадцатилетнего Николая Емельяновича Находкина призвали в действующую армию (про службу). 5. Рисунки Не сразу до меня дошло, что рисунки, (хранившееся, увы, не лучшим образом!), сделаны совсем молодым человеком… Со временем бумага пожелтела, на многих работах-угольные следы от пальцев. Солдатский ремень, офицерская фуражка с перчатками, аккордеон-нарисованы рукой дяди Коли. Несколько работ пейзажных (показать). Ещё одна зарисовка хоть и в карандаше, а мне кажется - акварель. Портрет, нарисованный сыном Николаем, - единственное изображение нашего деда Емельяна, дошедшее до нас. Такой уникальный подарок сделал нам наш дорогой герой. Портретов в папке больше всего. Иногда-только наброски, иногда-почти законченные работы. Но на всех-очень хорошо прорисованные характеры. Однополчан, наверное, а может быть, и случайно встреченных на фронтовых дорогах людей: солдат пишет письмо домой, красноармеец чинит одежду… А на этом рисунке подпись - «После боя». Да вот ещё: ласковое «Горкуша» и чуть ниже, очевидно, фамилия - «Горкушин». Что с вами стало люди, на прекрасные лица которых я смотрю сейчас спустя 75 лет?! С особенным чувством беру в руки изображение моего папочки. В марте 1950-го, в один из приездов, брат нарисовал его, двадцатилетнего. Но совершенное потрясение-это рисунок на котором дата –«1945г.» На нём мой отец-подросток, в матросском воротнике, которого, конечно, сроду не было, а старший брат, наверное, очень хотел, чтобы у его Толика он непременно был. Но самое главное-это карандашные строчки на обороте: «Шлю Вам мама портрет Вашего сына, и вспомните Вы, что сын Ваш Коля, где-то…». Именно так: к маме на «Вы» с большой буквы. А дальше карандаш всё бледнее, да и сверху письма, мой папочка в отрочестве отрабатывал свой автограф. Очевидно, что не понимал тогда ценности маленького клочка бумаги, да и уверен был: война окончена, брат вернулся- нарисует ещё лучше! Да не вышло. Спустя всего шесть лет после Победы Николай трагически погиб на шахте 3-3 бис в Донбассе. Ему было 26 лет. И остался мой отец один, ведь в 43-м пропали без вести его отец и средний брат Михаил… Совсем немного знаем о своём дяде: родились мы уже в 60-е, а для отца потеря любимого брата была настолько тяжёлой, что трудно было ему вспоминать, и мы старались щадить его больное сердце. Да, и откровенно говоря, были эгоистично заняты своей жизнью. 6. Заключение Такая вот история... А сундук покинул дом, переместился в пристройку. Сначала он заполнялся уже нашими вещами, затем вещами наших выросших детей. С каждым поколением вещей всё больше, а удовольствия от них всё меньше, по-моему. А красный альбом, слава Богу, у меня. И память сердца жива. И с каждым годом взгляды героев на рисунках всё пронзительнее.
Нелегко художнику-солдату: краток на войне его привал Наш товарищ фронтовой когда-то нас в часы досуга рисовал. Кто хотел послать портрет невесте, кто родных порадовать спешил… Нарисуй меня! Да, честь по чести: безбородым, как до фронта был!
И художник на клочке бумаги рисовал, свой досуг не ценя, Как-то раз в одном глухом овраге рисовать он начал и меня… Ранят иль убьют бойца, но дома на стене висит его портрет И одной улыбкою знакомой утешает в том, что писем нет.
Час настал, погиб солдат-художник…Мой портрет окончить не успел, Не узнал итог путей тревожных. Нет бойца… а вот рисунок цел. Он хранится в небольшой тетради, это память друга моего. На портрет незавершённый глядя, не себя я вижу, а его…
15.01.2020г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Правнуки Победы" (сценарий к классному часу, посвящённому 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
Литературно-музыкальная композиция...
Разработка классного часа к 70-летию Победы "Вклад Урала в Победу". Тезисы и презентация.
Классный час подготовлен в рамках месячника "Салют, Победа!" В проведении классного часа принимают участие дети и учитель....
Разработка классного часа в 8 классе, посвящённого 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, "Они дошли с победой до рейхстага".
Данный классный час предназначен для учащихся 8-х классов....
Классный час «Урок Победы», посвященный году памяти и славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Классный час «Урок Победы», посвященный году памяти и славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов....
Сценарий классного часа «Урок Победы», посвящённого празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов
Сформировать представление учащихся о Великой Отечественной войне и её героях. Показать, какое большое историческое значение имеет День Победы – 9 Мая в истории развития нашей страны. Соде...
Разработка классного часа "Урок Победы", посвящённый Году памяти и славы в ознаменование 75-летия Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 годов
Классный час подготовлен для учащихся 5 класса и проведен в День знаний 2 сентября 2019года...
Классный час "Урок Победы", посвященный году Памяти и Славы- 75 летию Победы в Великой Отечественной войне
Урок Победы, посвященный году Памяти и Славы- 75 летию Победы в Великой Отечественной войне...