К 75-летию Победы. Классный час "Он портрет окончить не успел..."
классный час (9 класс)

Ольга Анатольевна Сергиенко

Классный час-встреча со старшеклассниками, посвящённая открытию выставки рисунков "Он портрет окончить не успел..." , выполненных в период 1941-1946 гг. участником Великой Отечественной войны, художником-самоучкой  Находкиным Николаем Емельяновичем, моим родным дядей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл on_portret_okonchit_ne_uspel._2.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       к 75-летию Победы

Он портрет окончить не успел…

 Классный час - встреча, посвящённая  открытию выставки рисунков                                                                                             художника-самоучки Находкина Николая Емельяновича,                                                                                            участника Великой Отечественной войны

                                                                                                 04.02.2020г.

                                                                                                              Гимназия №1                            

                                                                                                              Музей Боевой Славы

1. Вступление                                                                                                      2. Где хранились рисунки?                                                                         Самые ненужные и самые необходимые вещи в родительском доме  обычно оседали в чулане - небольшом подсобном помещении с косым оконцем. Чего там только не было: отцовские хромовые сапоги и мамины туфли на каблуке «рюмочкой», ящики с инструментом  и охотничьи принадлежности, радиоприёмник и  старые газеты для растопки… На больших, забитых в брёвна гвоздях,  плотно висела рабочая одежда.                  Особое место занимал  большой сундук на фигурных ножках, покрашенный тёмной краской. В сундуке хранились старинные шерстяные плечевые шали, бабушкин узелок для последнего пути,  отрезы ситца вещи, которые не носились,  но и не выбрасывались:  в общем, чулан в чулане!  Запах сундука–это сложная композиция из ноток дерева, нафталина, приятной сырости и мыла «Земляничное», которое запасалось на всякий случай. А  на конкретный случай  всегда был стратегический  запас «простого» - хозяйственного, вместе с солью и спичками (долгое эхо войны!). А ещё  пахло подлинностью, если можно так сказать.                                                                          На дне сундука лежала внушительная красная  папка из толстого картона, выпущенная в 1940 году государственным издательством политической литературы.   На титульном листе-портреты Ленина-Сталина и надпись: «Альбом наглядных пособий  по истории ВКП(б), выпуск двенадцатый». Несмотря на то, что переплёт отстал, бумага расслоилась, а из-за пятен не читались некоторые буквы-изделие производило  очень сильное впечатление (демонстрация альбома)        .                                                        И вот в этом самом альбоме лежали работы Николая - моего дяди по отцовской линии. Непонятно, откуда это в деревенском парнишке была такая тяга к рисованию и кто научил его первоначальным навыкам. До войны, окончив семилетку, он учился в районной колхозной школе в Рыльске Курской области, готовившей кадр для села. До сих пор на улице К.Либкнехта стоит домик, где Николай снимал угол.                                    Вот на этом рисунке - родная улочка Николая Емельяновича (почему-то в народе называвшаяся «колосовая»), бабушкина хатка  с соломенной крышей. Здесь и жила  семья Находкиных : Емельян Васильевич (мой дедушка), его жена Вера Иосифовна и три сына Михаил, Николай и младший Анатолий, мой отец. Паренёк с гармошкой на лавочке на рисунке-он.                                                                                                          В начале сороковых в Степановке был колхоз. Не было там ни электричества, ни радио. Паспортов у колхозников тоже не было. Вместо денег — трудодни. За отработанное время ставили галочку в специальной тетради, потом с колхозниками рассчитывались продуктами, выручали свое хозяйство. Жили трудно, но очень дружно. Учились братья не просто хорошо, а с жадностью. Трудолюбия мальчишкам  тоже было не занимать.                                                                                                3. Что такое «оккупация»?                                                                         В сентябре 41 года глава семьи  Емельян Васильевич и старший сын Михаил ушли на фронт.  А  в октябре  в село вошли первые немецкие отряды. По рассказам отца,  ехали они  все в черном, на мотоциклах. Тишина была.  Даже собаки попрятались.  Только гул от их техники. Жили в страхе. Многих девушек  угнали на работы в Германию. Немцы резали скот, отбирали последнее. Немцы не давали сеять, поля стояли пустыми. Селяне собирали щавель, траву, которая давала чувство сытости хотя бы на время. Постоянное чувство голода — это тоже воспоминание на всю жизнь моих бабушки и отца.                 Недалеко от нас, в доме Бахаревых, единственном каменном строении села, был организован немецкий штаб. Правда, в него  попала бомба, и он треснул. (Я помню с детства эту трещину). К сожалению, этого дома сейчас уже нет.                                        Когда я искала материалы об оккупации села в Интернете, мне попалась статья в иркутской газете с воспоминаниями Лидии  Александровны Креховой, в девичестве Бахаревой, уроженки Степановки, ей было 10 лет, когда началась война. Мать с тремя детьми  осталась жить в землянке во дворе. Однажды фашисту не понравилось, что мать Лиды заложила печку кирпичом. Решил, что это сделано специально. Он поставил мать к стене, девочка уцепилась за ее подол и закрыла глаза. «Тогда стреляй двоих», — сказала женщина. Что было за этой фразой, мы можем только догадываться, однако немец ушел. Может, пожалел, может, посчитал жертву бессмысленной, а может, материнская молитва была услышана.                                                                                           Как была она услышана в тот день, когда немцы выгнали всех селян проверить, не заминировано ли поле.  Шли медленно, маленькими шажками, и не взорвалось ничего. А на следующий день по этому же месту поехал полицай на лошади и взорвался…                        «Особенно жестокие были финны, воевавшие на стороне немцев»,-  вспоминает Лидия Алексанровна  «У женщины из Степановки муж воевал в финскую кампанию и привез ковер. Финский солдат увидел его, узнал работу, начал кричать на эту женщину и выстрелил в нее. За ковер… Однажды в штаб привели двух партизан. Не знаю, где их поймали, что это за люди были. Их допрашивали, а потом увели и расстреляли. Еще помню, как из Рыльска через наше село гнали евреев. Много стариков, ребятишек, женщин. Мама мне сказала, что это евреи, потому что у них на одежде были нашиты желтые звезды. Потом говорили, что их много согнали из разных мест и всех расстреляли. Ведь таких мест, где расстреливали, было очень много. Пленных наших солдат несколько раз гнали. Все жители собирались вдоль дороги и старались нашим солдатикам хоть что-то дать съестного. Кто картошечку сунет, кто морковку. Что было, тем и делились. Однажды парнишечка один отстал от строя, совсем плохо ему было. Конвоир в него выстрелил. Он упал, а колонна двинулась дальше. Наши женщины к нему бросились, он еще живой был — в ногу его ранило. Хотели помочь, защитить. Но немец вернулся и добил его. Так и лежал солдатик на дороге, а в руке — вареная свекла…                                                  Полтора страшных года в оккупированном селе но, пожалуй, самое страшное,  что  довелось пережить, это бомбежки. Бомбили то наши, то немцы. По счастливому стечению обстоятельств, село почти не пострадало. Соседняя (Мазеповка) сгорела почти до тла, а вот Степановка уцелела.                                                                                        4. Военная служба                                                                                         В марте 43-го  Степановку освободили, фронт отступал всё дальше. И восемнадцатилетнего Николая Емельяновича Находкина призвали в действующую армию (про службу).                                                                                                              5. Рисунки                                                                                                    Не сразу до меня дошло, что рисунки, (хранившееся, увы, не лучшим образом!), сделаны совсем молодым человеком…                                                                         Со временем бумага пожелтела, на многих работах-угольные следы от  пальцев. Солдатский ремень,  офицерская фуражка с перчатками, аккордеон-нарисованы  рукой дяди Коли.  Несколько работ пейзажных (показать). Ещё одна зарисовка хоть и в карандаше, а мне кажется - акварель.                                                                          Портрет, нарисованный сыном Николаем, - единственное изображение нашего деда Емельяна, дошедшее до нас. Такой уникальный подарок сделал нам наш дорогой герой. Портретов в папке больше всего. Иногда-только наброски, иногда-почти законченные работы. Но на всех-очень хорошо прорисованные характеры.  Однополчан, наверное, а может быть, и случайно встреченных на фронтовых дорогах людей: солдат пишет письмо домой,   красноармеец чинит одежду… А на  этом рисунке подпись - «После боя». Да вот ещё: ласковое «Горкуша» и чуть ниже, очевидно, фамилия - «Горкушин».                                                                                                Что с вами стало люди, на прекрасные лица  которых я смотрю сейчас спустя 75 лет?!                                                                                                                С  особенным чувством беру в руки изображение моего папочки. В марте 1950-го, в один из приездов, брат нарисовал его, двадцатилетнего. Но совершенное  потрясение-это рисунок  на котором дата –«1945г.» На нём мой отец-подросток, в матросском воротнике, которого, конечно,  сроду не было, а  старший брат, наверное, очень хотел, чтобы у его Толика он  непременно был. Но самое главное-это карандашные строчки на обороте: «Шлю Вам мама портрет  Вашего сына, и вспомните Вы, что сын Ваш Коля, где-то…». Именно так: к маме на «Вы» с большой буквы.  А дальше карандаш всё бледнее, да и сверху  письма,  мой папочка в отрочестве отрабатывал свой автограф. Очевидно,  что не понимал тогда ценности маленького клочка бумаги, да и уверен был: война окончена, брат вернулся- нарисует ещё  лучше!         Да не вышло. Спустя всего шесть лет после Победы Николай трагически погиб на шахте 3-3 бис в Донбассе. Ему было 26 лет. И остался  мой отец один, ведь в 43-м пропали без вести его отец и средний брат Михаил…                        Совсем немного знаем о своём дяде: родились мы уже в 60-е, а для отца потеря любимого брата была настолько тяжёлой, что трудно было ему вспоминать, и мы старались щадить его больное сердце. Да, и откровенно говоря, были эгоистично заняты своей жизнью.                                                                                               6. Заключение                                                                                 Такая вот история... А сундук покинул дом, переместился  в пристройку. Сначала он заполнялся уже нашими вещами, затем вещами наших выросших детей. С каждым поколением вещей всё больше, а удовольствия от них  всё меньше, по-моему.                 А красный альбом, слава Богу, у меня.  И память сердца жива. И с каждым годом взгляды героев  на рисунках всё пронзительнее.  

Нелегко художнику-солдату: краток на войне его привал                                                     Наш товарищ фронтовой когда-то нас в часы досуга рисовал.                                                                Кто хотел послать портрет невесте, кто родных порадовать спешил…                         Нарисуй меня! Да, честь по чести: безбородым, как до фронта был!

И художник на клочке бумаги рисовал, свой досуг не ценя,                                                               Как-то раз в одном глухом овраге рисовать он начал и меня…                                                        Ранят иль убьют бойца, но дома на стене висит его портрет                                                                 И одной улыбкою знакомой утешает в том, что писем нет.

Час настал, погиб солдат-художник…Мой портрет окончить не успел,                                     Не узнал итог путей тревожных. Нет бойца… а вот рисунок цел.                                                         Он хранится в небольшой тетради, это память друга моего.                                                  На портрет незавершённый глядя, не себя я вижу, а его…

15.01.2020г.                                                

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа к 70-летию Победы "Вклад Урала в Победу". Тезисы и презентация.

Классный час подготовлен в рамках месячника "Салют, Победа!" В проведении классного часа принимают участие дети и учитель....

Классный час «Урок Победы», посвященный году памяти и славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Классный час «Урок Победы», посвященный году памяти и славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов....

Сценарий классного часа «Урок Победы», посвящённого празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов

Сформировать представление учащихся о Великой Отечественной войне и её героях. Показать, какое большое историческое значение имеет День Победы – 9 Мая в истории развития нашей страны. Соде...

Классный час "Урок Победы", посвященный году Памяти и Славы- 75 летию Победы в Великой Отечественной войне

Урок Победы, посвященный году Памяти и Славы- 75 летию Победы в Великой Отечественной войне...