Методическая разработка. Урок-игра «Масленица»
методическая разработка (5 класс)
Методическая разработка: игровое занятие «Масленица». Повторение изученного материала путем погружения в изучаемую эпоху.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_-maslenitsa.docx | 30.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Урок-игра Масленица»
Автор: Колесник Ольга Александровна
ГБОУ гимназия № 116
Технологии: Игровая
Методы: проблемно-поисковый, наглядный, развивающий творческие способности, художественный вкус.
Формы работы: групповая работа, элементы театрализации.
Цель урока: Повторение и закрепление изученного материала путем погружения в изучаемую эпоху.
Задачи урока:
Воспитательные:
- Воспитание любви к истории, литературе и театру.
- Воспитание уважительного отношения к минувшему.
- Воспитание духовно-нравственных качеств личности.
Развивающие:
- Развитие творческих способностей.
- Выявление игровой природы русского праздника, основы основ любого зрелища.
- Развитие умения работы в группах.
Образовательные задачи:
- Знакомство с основными традициями славянского праздника
- Умение выделить основные особенности Масленицы
- Подготовка учащихся к правильному восприятию культурных традиций прошлого.
Оборудование для учителя: ТСО (аудио магнитофон), декорации, костюмы, реквизит.
Аудиоматериал: русские народные песни, танцы.
Ход урока
Учитель:
Маслена-честная, веселая, широкая — так называли на Руси праздник проводов зимы и встречи весны. Посвящен он Яриле-солнцу, а символ – солнечные блины.
Величали ее и боярыней–масленицей, и госпожой масленицей. С Масленицей разговаривали как с живым существом. Она то «дорогая гостья», то «баба-кривошейка», то «красавица девица», то «Авдотья Ивановна», то «Окулина Изотьевна».
Празднование Масленицы сопровождалось обрядами во имя урожая, гуляньями, играми, различными забавами. И сегодня мы предлагаем вам перенестись в те далекие времена и принять участие в этом веселом празднике.
Праздновали Масленицу на Руси целую неделю с плясками, играми, угощениями.
В старину Масленица начиналась с понедельника. И назывался первый день масленой недели – «встреча».
Выходи, народ,
Становись у ворот
Весну закликать,
Зимушку провожать.
Весна, весна красна,
Приди, весна с радостью!
Авторы-ведущие (учащиеся старших классов) выносят чучело Масленицы:
Едет масленица дорогая
Наша гостьюшка годовая
Да на саночках расписных
Да на кониках вороных
Живет масленица 7 деньков
Оставайся 7 годков!
1-й ведущий: Добрый день, гости дорогие,
Жданные, званые и желанные.
2-й ведущий: Здравствуйте, молодки!
Здравствуйте, лебедки!
Ребята-молодцы, веселые удальцы!
3-й ведущий: Почтенные и молодые.
Полные и худые.
4-й ведущий: Приходите, разомните кости!
Сегодня Масленица приглашает в гости!
Дети (хором): Здравствуй, широкая Масленица!
Учитель:
Масленицу всю зиму ждали, в каждый двор зазывали, да заклички кричали:
1-й ведущий:
Масленица - кривошейка,
Повстречаем тебя хорошенько!
С блинцами,
С каравайцами,
С вареничками!
2-й ведущий:
Ах, Масленица-сметанница!
По горам катается,
В блины запекается.
Блинам печенье,
Сковородам — мученье!
Учитель: А вы, добры молодцы, да красны девицы, заклички кличите?
Наряженную Масленицу возили по селу. (Привязывают под музыку лоскутки – избавляются от бед, которые потом сгорят).
Запрягу я воробья, воробья,
Куда люди, туда я, туда я.
Масленица счастливая
Растянися далеко.
Запрягу овечку,
Поеду на речку.
Масленица счастливая,
Растянися далеко.
Запрягу я курицу
Поеду на улицу
Масленица счастливая
Растянися далеко.
Учитель:
Второй день масленицы назывался «заигрыш». Почему? С этого дня начинались игры: ребятишки катались с гор, а в среду к ним присоединялись и взрослые. Ряженые по домам ходили. Во вторник, на «заигрыш», приглашались молодые юноши и девушки в гости – покататься на горках, поесть блинов:
3-й ведущий: «У нас состроены горы и блины испечены – просим пожаловать!»
Учитель:
С первого дня Масленицы хозяйки начинали печь блины. Блин – это символ солнца, а солнце – символ возрождающейся жизни (придет весна, все начнет расти). Блинов на Масленицу ели много, сами над собой потом и подшучивали. О блинах сложено много поговорок:
- Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.
- Блин добро не один.
- Блин брюха не портит
Песня «Блины» (поют хором вместе с ведущими).
Учитель:
На таких встречах парни высматривали себе невест, а девушки – суженых.
Игра «Целовальник»
Учитель:
Среда — лакомка. Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы, пекли блины. Повсюду появлялись театры (балаганы), торговые палатки. В них продавались горячие сбитни, медовые пряники.
Ведущие проводят танец-игру с лентами.
Карусель
Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Учитель:
А какой праздник обойдется без веселых частушек? (Учащиеся поют частушки, несколько пар вместе с ведущими танцуют).
Частушки
Эй, девчонки-хохотушки!
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!
Как на масленой недели
Из печи блины летели.
И сметана и творог –
Все летело за порог.
Масляница-пышка
На улицу вышла
На горах кататься,
С ребятами драться
А ребята – чудаки
Зажимают кулаки,
Да зажимают кулаки
Масленице на боки.
Я блиночки пекла,
Песни распевала.
Оглянулася назад,
А блинов не стало!
Вот блиночки кружевные,
Ух ты, вкусные какие!
Со сметанкой и с медком
Мы их быстренько умнём!
На санях с высоких горок
Девочки катаются,
Ну а мальчики обжоры
Животами маются.
Сидит кошка на заборе
Вышивает себе хвост.
Широка Масленка проходит,
Настает Великий Пост.
Учитель:
Четверг — разгул. На этот день приходилась середина игр и веселья. Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка. Именно тогда проходили масленичные кулачные бои, ведущие свое начало из Древней Руси.
Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить
лежачего («лежачего не бьют»), вдвоем нападать на одного (двое дерутся — третий не лезь), бить по затылку. Биться можно было «стенка на стенку» или «один на один».
Мальчики играют в «Петушиные бои», девочки в «Колбасу». Все желающие разыгрывают детскую потешку.
Колбаса
Шире, шире, шире круг,
шире, поширитеся.
А кому не нравится,
прошу посторонитеся.
Коза
И шел козёл дорогою,
Дорогою широкою,
Нашел козу безрогую,
Безрогую козу.
Припев:
Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем,
Подрыгаем, коза!
И хвостиком помашем,
Помашем, помашем.
И весело попляшем,
Попляшем, коза!
И шел козел канавою,
Канавою, канавою.
Нашел козу корявую,
Корявую козу.
Припев:
И шел козел тропинкою,
Тропинкою, тропинкою.
Нашел козу с горбинкою,
С горбинкою козу.
Припев:
И шел козел по мостику,
По мостику, по мостику.
Нашел козу без хвостика,
Без хвостика козу.
Учитель:
Пятница — тещины вечера. Целый ряд обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы. А уж, сколько внимания и почестей оказывалось на масленице молодоженам! Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали «на люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы. Однако, самым главным событием было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если, конечно, зять был ей по душе).
Ведущие поют частушки, приглашают станцевать учащихся вместе с ними.
Я для зятя дорогого
Не пожалую блинов,
Приходи к нам в гости снова,
Чувствуй тёщину любовь.
Я на Маслену готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.
Напеки-ка мне блинов,
Да чтоб были пышные.
Нынче Маслена неделя–
Можно съесть и лишнего.
Мой зятек без приглашенья
Прибежал на угощенье,
Но и он ошибся в силе,
Всех блинов он не осилил.
Танец «Ножкой топ»
Учитель:
Суббота — золовкины посиделки. Золовка — это сестра мужа. Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных.
Во саду ли в огороде
Девица гуляла.
У ней русая коса,
Лента голубая.
Ух-а, у-ха-ха,
Что вы, Что вы, Что вы, Что вы
Во саду ли в огороде
Молодцы гуляли.
Они бравыми руками
Девиц выбирали
Ух-а, у-ха-ха,
Что вы, Что вы, Что вы, Что вы
Ведущие проводят игру:
Горелки
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо – птички летят,
Колокольчики звенят!
Учитель:
Воскресенье — проводы, целовальник, прощеный день. Последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем»: родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с «повинением», просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году. «Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой». «Да простит тебя Бог, и я прощаю»,- отвечал собеседник, после чего в знак примирения нужно было поцеловаться.
Проводы Масленицы сопровождались различными обрядами. Соломенную куклу, Масленицу, торжественно сжигали, разбрасывая пепел по озимым посевам, чтобы придать силу будущему урожаю.
Ведущие:
На прощанье весь народ
Масленицу подожжет.
Разгорайся поскорей,
Чтоб жилось нам веселей!
Все учащиеся и ведущие танцуют «Русского», благодарят друг-друга.
По окончании урока можно предложить учащимся колядовать в старших классах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Урок-игра "Путешествие в край уральских самоцветов", 5 класс
Итоговый урок литературы по творчеству П.П.Бажова проводится с целью обобщения и углубления знаний обучающихся о писателе, развития их познавательных интересов, творческих способностей. речи, навыков ...
Методическая разработка урока-игры для 2-х классов
Формирование элементарных коммуникативных навыков, закрепление лексического материала по темам: \'My family", "Professions" с помощью игровых приемов обучения. Повторение правил чтения....
Методическая разработка урока- игры "Как ориентироваться в незнакомом городе" в 7 классе
Урок - игра в 7 классе "Как ориентироваться в незнакомом городе" на немецком языке....
методическая разработка урока игры "Брейн - ринг"
Урок разработан для учащихся 8 класса...
Методическая разработка урока-игры "Своя игра" с использованием компьютерных технологий.
В методической разработке приведён сценарий игры....
Методическая разработка урока-игры "Своя игра"
Конспект урока с презентацией на тему:"Своя игра"...