Артикуляция и скороговорки
тренажёр

Валерия Андреевна Муслухова

Артикуляция и скороговорки

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

-волна вдохов

-надуться в цветок, букет

-33 Егорки – длительность выдоха

2. АРТИКУЛЯЦИЯ

  • лизать мороженое: твердое, среднее, талое – язык
  • корова и жвачка – челюсть
  • горячая картошка – гортань, небо
  • трубочка – губы
  • преувеличенная артикуляция – губы

--Бык-тупогуб – беззвучное произнесение, выключение и включение громкости

- Купи кипу пик – без звука, со звуком и артикуляцией, трехкратное произнесение с увеличением скорости

3. НАХОЖДЕНИЕ ЦЕНТРА ГОЛОСА

  • Пришел Прокоп –  одна из групп вслух -  только П, другая все остальное
  • Стоит поп на копне – произнесение нараспев одной строкой. Молитва.

4.ПОЛЕТНОСТЬ ГОЛОСА

  • Осип осип, Архип охрип – четкая работа диафрагмы на коротких словах
  • Командир говорил -  растягивание гласных

5. ИЗМЕНЕНИЕ ГОЛОСА ПО ГРОМКОСТИ

  • От топота копыт – с гармошкой ног
  • Верзила Вавила весело ворочал вилы – эхо на затихание

6. ИЗМЕНЕНИЕ ГОЛОСА ПО ТОНУ

  • Сшит колпак – подъем голоса по словам и спуск
  • Задать друг другу голосовой загиб любой скороговоркой

7. ГРУППОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ – РЕЧЕВОЙ СЛУХ

  • Маланья-болтунья – включаться в групповое произнесение по одному
  • Баркас  - 1 задает интонацию первой частью скороговорки, второй повторяет второй частью

8.СКОРОСТЬ ПРОИЗНЕСЕНИЯ

  • японцы
  • колпак
  • на мели мы лениво

9. РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ

      -    Мамаша Ромаше – идти быстро, говорить медленно и наоборот

  • Везет Сенька – карате

10. СЛОВЕСНОЕ ДЕЙСТВИЕ

     -     задать вопрос, пожалеть, оправдаться, отказать, просить, пугать,

пожаловаться,окликнуть

11.СКОРОГОВОРКА ОТ ОБРАЗА

  • Робот, солидный мужчина, скоморох, хулиган, робкий человек,

иностранец

12.РАБОТА СО СКОРОГОВОРКАМИ С АКТЕРСКИМ ОПРАВДАНИЕМ

 ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

  • Страх, лень, разочарование, восхищение, удивление, грусть, сомнение,

беспокойство

 ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

индивидуальные

  • Шла Саша – колдовство
  • 33 корабля – сказка
  • Хорохорятся хорьки – военный рапорт
  • Маланья-болтунья – уборщица собирает воду

Парные

-Расскажите про покупки – бабушки у подъезда, разговор на балу,

                                                допрос в милиции

Револьверы отрегулировали – босс и секретарша

13. РАССКАЗ ИЗ СКОРОГОВОРОК



Предварительный просмотр:

Скороговорки для развития дикции вокалистов

Дикция является средством донесения  текстового  содержания произведения, и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытии музыкального образа 
(Если гласная имеет полетность, согласная “полетит” вслед за ней).

Для тренировки голосового аппарата вокалиста очень хороши скороговорки. Я сделал небольшую подборку скороговорок, специфичных для вокалистов с комментариями.

Так называемая широкая дикция, когда певец произносит текст не твердым кончиком языка, а всем языком, включая его наиболее утолщенную часть - корень отсюда возникает грубый звук, с глоточным призвуком, так как опора звука с диафрагмы снимается и переносится на горло, певец резонирует расширенной глоткой, по силе звук идет громкий, но неправильный, дикция сопровождается форсированием звука, плохо сказывается на артикуляции, снижает разборчивость речи, произношение согласных вялое, порождает интонационную фальшь, нарушает непрерывность звуковедения, кантилену. 

Согласные звуки прерывают звучание голоса, поэтому нужно стремиться к предельной краткости их произношения.Характер произношения согласных находится в прямой зависимости от художественного образа песни.  

Читать скороговорки надо сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следить за ритмичностью произношения. Не забывать темп, дикцию.

Обращайте особое внимание на резкое подчеркивание в словах окончаний, это улучшает дикцию, но опять-таки надо помнить правило: согласные не крупнить, не тяжелить, а активизировать.

Постепенно старайтесь произносить скороговрки на одном дыхании. 

 

Все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Скороговорун скороговорил-выскороговаривал,
что все скороговорки перевыскороговорит,
но, раскороговорившись, выскороговаривал,
что всех скороговорок не перескороговоришь,не перевыскороговоришь!

Подворотничок с подвыпердвертом


Бык, бык, тупогуб.
Тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа.

 

Сшит колпак да не по колпаковски,
Вылит колокол да не по колоколовски.
Надо колпак переколпаковать перевыколпаковать
Надо колокол переколоколовать перевыколоколовать.

Ты, сверчок сверчи, сверчи,
Сверчать сверчаток научи.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ехал Грека через реку
Видит Грека - в реке рак
Сунул Грека руку в реку
Рак за руку Греку цап

Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,
Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.

Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,

Про крупу да про подкрупки.

 

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Если бы Карл не крал коралы, то и Клара б не крала кларнет.

Королева Клара строго Карла карала за кражу королевского коралла

Кукушка кукушонку купила капюшон,
Hадел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне кукушонок смешон.

От топота копыт пыль по полю летит.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.

Не тот товарищи товарищу товарищь, кто при товарище товарищу товарищ,
А тот товарищи товарищу товарищ, кто без товарища товарищу товарищ.
Ткет ткач ткани на платье Тане.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

В четверг четвертого числа, в четыре с четвертью часа,
Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.

Пришел Прокоп-кипит укроп, Ушел Прокоп-кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, И без Прокопа кипит укроп.

Шли три попа,
Три Прокопья попа,
Три Прокопьевича,
Говорили про попа,
Про Прокопья попа,
Про Прокопьевича.

Дыбра - это животное в дебрях тундры,
Вроде бобра и выдры,
Враг кобры и пудры,
Бодро тибрит ядра кедра и дробит добро в недрах!

РАСПЕВКИ - СКОРОГОВОРКИ

Вез корабль карамель
Наскочил корабль на мель
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

На дворе трава,
На траве дрова,
Не руби дрова
На траве двора.

Ди-ги, ди-ги дай
Ди-ги, ди-ги дай
Ди-ги, ди-ги
Ди-ги, ди-ги
Ди-ги, ди-ги дай.

Петя шел, шел, шел
И горошину нашел,
А горошина упала
Покатилась и пропала,
Ох-ох-ох-ох,
Где-то вырастит горох.

Думал - думал, думал - думал
Думал - думал, думал - думал
В это время ветер дунул
И забыл о чем я думал.

Иван Топорышкин пошел на охоту
С ним пудель пошел перепрыгнув забор,
Иван, как бревно, провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.
Иван Топорышкин пошел на охоту
С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор,
Иван провалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.
Иван Топорышкин пошел на охоту
С ним пудель в реке провалился в забор,
Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.



Предварительный просмотр:

Предлагаю игру на развитие артикуляционного аппарата для детей дошкольного возраста.

«Семья криворотых»

Жила – была семья криворотых.
У папы рот был вот такой (натягиваем верхнюю губу на верхние зубы). 1,2,3 раза.
У мамы рот был вот такой (натягиваем нижнюю губу на нижние зубы). 1,2,3 раза.
У дочери рот был такой (губы в хоботок влево). 1,2,3 раза.
У другой дочери (губы в хоботок вправо). 1,2,3 раза.
Но самый замечательный рот был у сына (хоботок к носу). 1,2,3 раза.

Вот легли они спать, но позабыли погасить свечку.
Папа говорит: «Жена, погаси свечку!»
А ей вставать неохота. Она говорит: «Дочка, погаси свечку!»
А той вставать тоже неохота, она говорит: «Сестрёнка, погаси свечку!»
А той тоже неохота. Она говорит: «Братик, погаси свечку!»
А братик говорит: «А мне неохота».

Встал папа. (дует 1,2,3 раза) Не гаснет.
Встала мама. (дует 1,2,3 раза) Не гаснет.
Встала сестрёнка. (дует 1,2,3 раза) Не гаснет.
Встала другая. (дует 1,2,3 раза) Не гаснет.
А братик говорит: «А мне неохота».

Папа: «Погаси».
Мама: «Погаси».
Сестра: «Погаси».
Другая сестра: «Погаси».
А братик говорит: «А мне неохота».


Папа: «Погаси».
Мама: «Погаси».
Сестра: «Погаси».
Другая сестра: «Погаси».
Брат: «Фу, фу, фу, погасил».

Папа: «Погасил».
Мама: «Погасил».
Сестра: «Погасил».
Другая сестра: «Погасил».
Брат: «Погасил».

Папа: «Спокойной ночи!»
Мама: «Спокойной ночи!»
Сестра: «Спокойной ночи!»
Другая сестра: «Спокойной ночи!»
Брат: «Спокойной ночи!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляция и дикция в вокальной практике

Артикуляция и дикция очень важны для любого человека, а тем более для тех, кто посвятил свою жизнь сцене. Статья предназначена для педагогов и учащихся, занимающихся вокалом и сценической речью. Предл...

Артикуляция в пении. Методические рекомендации

Цель данных методических рекомендаций - помочь педагогам в работе над достижением чистоты и естественности произнесения слова, при сохранениии всех лучших вокальных качеств голоса. Рекомендуемые ...

Открытый урок по предмету "Вокал": "Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях"

Основная цель открытого урока:       Постановка и развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова в пении в музыкально-тренирово...

Урок Развиваем артикуляцию

Урок для домашней работы...

Профиль артикуляции звука.

Вашему вниманию предлагаются  схемы, в которых показано положение артикуляционного аппарата во время произнесения наиболее проблемных звуков и их характеристика. Предназначено для логопедов...

«Модели артикуляции звуков в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда».

Модели артикуляции звуков отражают по­ложение органов артикуляционного аппарата в момент про­изнесения звука, положение губ и работу голосовых складок. Коррекционная работа при по­становке звуков пров...