Как подготовить конкурсное занятие педагогу-организатору
материал
При организации образовательного процесса педагоги дополнительного образования реализуют собственные индивидуально-авторские, модифицированные, развивающие программы, программы допрофессиональной подготовки, культурно-досуговые, физкультурно-спортивные программы, а также программы углубленные по определенным образовательным направленностям для одаренных детей и др., используя основную форму организации образовательного процесса – занятие.
Предела совершенствованию занятия в детском творческом объединении нет. Необходимо творчески подходить к разработке занятий с учётом достижений педагогики, психологии, передового опыта и новых требований ФГОС ДО, ФГОС НОО, ФГОС ОО, ФГОС СО чтобы обеспечить высокий уровень развивающего занятия.
Рекомендации могут помочь педагогу дополнительного образования, участвующему в конкурсе, а так же педагогам, имеющим специальное педагогическое образование (и не имеющие такового) разработать и написать план- конспект развивающего занятия, определив его тип, этапы, задачи, содержание каждого этапа, самоанализ деятельности, методы организации занятия в детском творческом объединении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kak_podgotovit_konkursnoe_zanyatie_pedagogu_dopolnitelnogo_obrazovaniya.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как подготовить конкурсное занятие педагогу дополнительного образования
При организации образовательного процесса педагоги дополнительного образования реализуют собственные индивидуально-авторские, модифицированные, развивающие программы, программы допрофессиональной подготовки, культурно-досуговые, физкультурно-спортивные программы, а также программы углубленные по определенным образовательным направленностям для одаренных детей и др., используя основную форму организации образовательного процесса – занятие.
Предела совершенствованию занятия в детском творческом объединении нет. Необходимо творчески подходить к разработке занятий с учётом достижений педагогики, психологии, передового опыта и новых требований ФГОС ДО, ФГОС НОО, ФГОС ОО, ФГОС СО чтобы обеспечить высокий уровень развивающего занятия.
Рекомендации могут помочь педагогу дополнительного образования, участвующему в конкурсе, а так же педагогам, имеющим специальное педагогическое образование (и не имеющие такового) разработать и написать план- конспект развивающего занятия, определив его тип, этапы, задачи, содержание каждого этапа, самоанализ деятельности, методы организации занятия в детском творческом объединении.
Какое должно быть занятие?
- должно иллюстрировать практическую деятельность педагога;
- отражать идеи программы, авторскую оригинальную методику;
- должно быть завершённым, но, в то же время раскрывать перспективы программы;
- должно побуждать у детей интерес и желание заниматься в аналогичном детском творческом объединении.
Рекомендации к проведению конкурсного занятия
Главный критерий качества занятия: увлечённость и заинтересованность детей, способность педагога в ходе занятия к импровизации и творчеству, умение эффективно реализовать познавательные, развивающие, воспитательные задачи, умение организовать сотрудничество с детьми.
С чего начать?
Для того чтобы конкурсное занятие было ярким, интересным, обучающим, воспитывающим и развивающим, педагогу нужно учесть требования к современному занятию и тщательно подготовиться:
1. При разработке занятия педагогу дополнительного образования необходимо изучить учебно-тематический план реализуемой дополнительной образовательной программы:
- согласовать определенный раздел и тему раздела с содержанием программы;
- определить взаимосвязь содержания занятий с предыдущими и последующими;
- определить тип и структуру занятия; его тему.
2. Важно определить конкретные цель и задачи занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат.
3. Важно продумать мотивацию каждого этапа предстоящей деятельности.
4. Необходимо продумать специфику занятия, логику построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определить объём образовательного компонента.
5. Подготовить учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеоматериал и др. Продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала.
6. Продумать индивидуальные задания для детей с опережением в развитии (детей ОВЗ), объем и форму самостоятельной работы.
7. Разработать краткий конспект предстоящего занятия:
- основную цель, и задачи;
- структуру (деление его на части или этапы работы);
- интересное содержание (теоретический и практический материал) проблемное изложение материала, формулировку вопросов;
- современные технологии обучения, приемы, методы, формы, способы деятельности на занятии;
- учебно-методическое оснащение, предназначенное для каждого этапа занятия;
- активные формы организации работы обучающихся на каждом этапе (педагог – детский коллектив, обучающиеся в малых группах, индивидуальная работа каждого обучающегося, в паре и др.).
8. Продумать условия обучения в помещении, организацию учебного пространства (соблюдение государственных санитарно-гигиенических норм) временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, здоровьесберегающий аспект деятельности.
9. Подумать об эффективной обратной связи, адекватном языке и понятийном аппарате занятия, о насыщенности занятия терминами.
10. Продумать контроль и рефлексию образовательной деятельности – анализ детей друг друга, самих себя, ситуацию педагогической поддержки, ситуацию успеха и др.
Примерная структура занятия:
В целом учебное занятие любого типа можно представить, как последовательность этапов:
1 этап – организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии. Организация начала занятия, постановка обучающих, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия, создание психологического настроя на образовательную деятельность, активизация внимания.
2 этап – проверочный.
Задача: проверка имеющихся у детей представлений и умений для подготовки к изучению новой темы.
3 этап – подготовительный.
Задача: обеспечение мотивации обучения и принятия цели занятия. Сообщение темы, цели занятия, постановка познавательных задач, мотивация деятельности.
4 этап – основной.
Задача определяется в зависимости от цели занятия: усвоение новых знаний; проверка понимания; закрепление знаний и способов действий; обобщение знаний.
Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:
• изложение исторических данных по теме занятия;
• устное описание объекта практической работы;
• объяснение специальных терминов по теме занятия;
• описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности (технологии выполнения);
• правила техники безопасности.
Практическая часть. Упражнение на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу на перенос в сходную ситуацию творческого характера.
Педагог вместе с детьми подготавливает материалы и инструменты, необходимые для выполнения конкретной практической работы.
Далее обучающиеся приступают к выполнению работы, а педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.
5 этап – контрольный.
Задача: выявление качества и уровня полученных знаний, их коррекция. Выполнение тестовых заданий, различных видов опроса и т.п.
6 этап – итоговый.
Задача: педагог совместно с детьми анализирует и оценивает достижения цели и результатов занятия, намечает перспективу работы. Подводят итоги занятия, формулируют выводы, поощряет детей за работу на занятии.
7 этап: рефлексивный.
Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и польза занятия.
Таким образом, каждый этап занятия отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием и конкретными задачами (изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от типа занятия).
Следует помнить, что структура занятия тесно связана с его организацией:
Четкое продуманное педагогом распределение времени, а также своих обязанностей и обязанностей учащихся. Руководство и управление познавательной деятельностью всех учащихся. Сочетание коллективной работы с групповой и индивидуальной. Систематическая обратная связь.
Особенности проведения занятия -
«Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу» Помочь освоиться с чем-нибудь, ознакомить. Ввести в курс дела, положить начало чему-нибудь, установить что-либо. (Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И.).
Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу – это активное погружение обучающихся в курс изучаемого предмета, направления. Во время «погружения» материал подается крупными блоками с использованием опорных сигналов, структурно-логических схем, таблиц и др., позволяющих формировать у обучающихся целостное представление о предмете.
Важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения). Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях детского объединения, можно использовать в других сферах жизни — в школе, дома, во дворе и т.д.
- создание имиджа учреждения, педагога дополнительного образования и детского творческого объединения;
- создание атмосферы быстрого знакомства (игры, визитки, анкеты).
- быстрое включение детей в деятельность;
Задачи вводного занятия:
- познакомить детей с учреждением и детским объединением;
- познакомить ребят с образовательной программой, правилами работы в детском объединении и перспективами личностного развития;
- создать у детей положительный настрой на занятия в объединении, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;
- вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.
Необходимо что бы результаты этого занятия стали в последующем основанием для:
- внесения корректив в дополнительную образовательную программу;
- разработки индивидуальных заданий;
- объединения детей в подгруппы для выполнения коллективной работы.
Приемы оптимизации занятия
При рассказе о коллективе можно привлечь выпускников с творческим выступлением, провести демонстрацию достижений, выставку работ.
Чтобы сделать очевидной логику занятий, а также в целях наглядности можно использовать карты-схемы, карты путешествий, маршрутные листы, сравнительные таблицы, демонстрационные образцы и т.п.
Знакомство с предметами, аксессуарами, оборудованием, используемыми на занятии, может быть организовано и в театрализованной форме, когда эти предметы оживают и становятся равноправными участниками происходящего.
Для удовлетворения детей в двигательной активности (при знакомстве с программами, требующими значительной усидчивости, например, прикладное творчество) занятие можно построить так, чтобы периодически менялось размещение детей, вводились подвижные игры и др. активизирующие моменты.
Для облегчения освоения детьми субъективной позиции могут использоваться ролевые и организационно-деятельностные игры или их элементы.
При организации занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста может оказаться целесообразным использование игрушки-талисмана, например: домовенок, мишки.
Самоанализ:
Грамотный самоанализ занятия является условием совершенствования образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования и профессиональной деятельности педагога.
Можно выделить следующие основные аспекты, от которых зависят успех проведения занятия детского объединения и оценка профессионализма педагога:
- Является ли Ваше занятие отражением Вашего педагогического кредо? В чём оно заключается?
- В чём определяется соответствие темы занятия дополнительной образовательной программы и плана работы детского объединения на учебный год?
- Определяется ли соответствие содержания, методов и средств поставленным задачам и особенностям контингента детей? Какие формы организации, приёмы и методы, использованные на занятии оказались, на Ваш взгляд, наиболее эффективными? А какие нет? Почему Вы так считаете?
- В процессе самоанализа важно пояснить логическую последовательность и взаимосвязь этапов. Рационально ли было распределено время, отведенное на занятие.
- Насколько оптимально подобраны технические средства и методические материалы?
- Важно соотнести поставленные задачи с достигнутыми результатами. Оцените общую эмоциональную атмосферу, заинтересованность и включённость детей в деятельность, обратную связь?
- Насколько реализованы развивающие возможности занятия: формирование активной детской деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов, новых понятий и умений?
- Как использовались воспитательные возможности занятия, в том числе в профессиональной ориентации и обеспечение связи занятия с жизнью страны и самих обучающихся?
- Как вы оцениваете результаты мотивации детей к деятельности, стимулирования и поощрения, подведения итогов и оценки деятельности детей?
Успех занятия зависит от педагога как личности: насколько широко он образован и методически опытен, как относится к своему делу и к детям, хорошо ли он подготовлен к занятию, с каким настроением ведет занятия, умеет ли наблюдать за детьми, понимать их переживания, тактично влиять на каждого. Все это вместе характеризует стиль работы педагога, его педагогическое мастерство и определяет силу воспитательного воздействия его на личность ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"От щедрот своих", или как подготовить конкурсный материал
Решение разместить аналитическую справку для участия в конкурсе НП "Образование" (конкурс "Лучшие учителя России" было принято после многочисленных сетований коллег о том, что рекомендаций по оформлен...
Анализ работы школьного методического объединения учителей технологии, музыки, изобразительного искусства, педагога дополнительного образования, педагога-организатора за 2012-2013 учебный год.
Анализ МО за 2013-2014 уч.год...
Анализ работы школьного методического объединения учителей технологии, музыки, изобразительного искусства, педагога дополнительного образования, педагога-организатора за 2013-2014 учебный год.
Анализ работы МО за 2013-2014 уч. год...
Сценарий торжественной линейки "Здравствуй школаСценарий торжественной линейки "Здравствуй школа!" Подготовила: Педагог-организатор Бароненко К.А."в коррекционной школе-интернате
Сценарий торжественной линейки "Здравствуй школа!" в коррекционной школе-интернате.Подготовила: педагог-организатор Бароненко К.А....
Методическая разработка открытого занятия Нихаенко Светланы Андреевны педагога-организатора ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга на тему: "День инженера механика"Посвящение в юные техники"
Ежегодно в нашем Центре проходит посвещение в юные техники для деток, которые занимаются первый год. В этом году мы решили провести для них не большое выступление и познакомить их с нашим Центром...
Методическая подборка для педагогов по хореографии и педагогов-организаторов для работы с детьми в летнем оздоровительном лагере
В данном методической подборке рассмотрены разные танцевальные стили, которые часто используются во время работы в детском лагере, для постановок номеров к концертам, для развития танцевальных н...
Конкурсные материалы «Развитие профессиональных компетенций педагога - организатора, необходимых для успешной педагогической деятельности», Всероссийский конкурс «Наставничество»
Конкурсные материалы «Развитие профессиональных компетенций педагога - организатора, необходимых для успешной педагогической деятельности», Всероссийский конкурс «Наставни...