инновационный проект
методическая разработка
Инновация Сказки у камина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_proekt_skazki_u_kamina.docx | 232.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 г.Ярцева Смоленской области
Инновационный проект
«Формирование положительного психоэмоционального состояния и коррекция речевых нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях благоприятной комфортной среды ».
Сказки у камина.
- Информация об организации
1.1. Название организации: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 города Ярцева Смоленской области
1.2. Адрес: 215801,Смоленская область г.Ярцево ул.1-ая Рабочая д.28
1.3. Телефон: (48143) 3-01-43
1.4. Факс:
1.5. Е-mail: ppoi-5@maill.ru
1.6. Тип организации: образовательное учреждение
1.7. Руководители проекта:
Останина Оксана Георгиевна - педагог - психолог
Столярова Анна Юрьевна - учитель – логопед
1.8. Участники проекта:
Заведующий:
Давыдова Наталья Михайловна - первая квалификационная категория
Ст. воспитатель:
Киютина Елена Павловна - высшая квалификационная категория
Воспитатели:
Арапова Вера Ивановна – высшая квалификационная категория
Никитина Нелли Алексеевна - высшая квалификационная категория
Мед.работник
Василянская Екатерина Ивановна - первая квалификационная категория
- Концепция инновационной площадки.
Актуальность и новизна
В России число дошкольников, имеющих различные речевые нарушения велико, и с каждым годом лишь увеличивается. Это связано с различными биологическими и социально психологическими факторами.
Дети с нарушениями речи имеют ряд особенностей в психическом развитии, которые в итоге могут формировать определенный склад характера ребенка.
У детей с нарушениями речи наблюдается состояние тревожности.
Проблема детской тревожности занимает особое место в современном научном знании. Ей посвящено значительное количество исследований, причем не только в психологии, но и в медицине, физиологии, социологии. Изучением данной проблемы занимались некоторые авторы: А. М. Прихожан, А. И. Захаров, Н. В. Имедадзе, З. Фрейд, К. Хорни, Л. В. Макшанцева. Л.В. Макшанцева писала: «Появившиеся в последнее время исследования отражают специфику развития тревожности у детей, начиная с трехлетнего возраста». При этом большинство авторов отмечают, что постоянно увеличивается число тревожных детей, отличающиеся повышенным беспокойством, неуверенностью и эмоциональной неустойчивостью.
Именно такое состояние ребенка часто вызвано тяжёлыми нарушениями речи. В нашем дошкольном учреждении есть группа комбинированной направленности для детей с ОВЗ (нарушениями речи).
Для детей с ТНР характерны недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость психических процессов, что отрицательно сказываются на формировании личности, вызывают специфические особенности эмоционально - волевой сферы. У этих детей отмечается застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, уход от общения, чувство неполноценности. Они склонны к раздражительности, двигательно беспокойны, часто проявляют грубость, непослушание, пугливы, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки. Неуверенные в себе, обидчивые они часто плохо уживаются в кругу нормально говорящих сверстников, замыкаются в себе.
Таким образом, в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, следует уделить особое внимание формированию положительного психоэмоционального состояния детей.
Поэтому создание благоприятной комфортной среды будет способствовать стабилизации психоэмоционального состояния и более эффективной коррекции речевых нарушений детей с ОВЗ.
В начале учебного года специалистами ДОУ (педагогом – психологом и учителем – логопедом) были проведены диагностические исследования 17 детей с ОВЗ группы компенсирующей направленности, которые выявили нарушения эмоционально – волевой сферы детей, речевые нарушения и проведено исследование детско-родительских отношений.
В связи с этим концепция нашего проекта заключается в нормализации психоэмоционального состояния ребенка и коррекции речевых нарушений детей в условиях благоприятной психологической комфортной среды.
Новизна проекта – это решение проблемы психологического состояния детей с тяжелыми нарушениями речи, через интегрированные занятия с использованием сказкотерапии, пластилинографии, песочной терапии и театрализации сказок в тесной взаимосвязи с родителями.
Гипотеза: при систематическом и дифференцированном подходе в организации мероприятий, направленных на обеспечение положительного эмоционального состояния воспитанников группы с тяжелыми нарушениями речи, улучшится психологическое состояние и повысится уровень развития речи детей, климат в группе станет эмоционально стабильный и доброжелательный.
Из большого разнообразия интерактивных форм взаимодействия с детьми и их родителями мы отдаём предпочтение интеграции современных образовательных технологий, так как они предполагают включенность в процесс максимального количества участников.
- Здоровьесберегающие технологии (сказкотерапия, пескотерапия,
пластилинография , театрализация и инсценирование сказок)
- Технологии проектной деятельности
- Личностно – ориентированные технологии
Паспорт проекта
Тип проекта – познавательно-исследовательский, творческий
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»,
«Социально-эмоциональное развитие», «Речевое развитие»,
«Социально – коммуникативное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие».
Участники проекта – педагоги, воспитанники компенсирующей группы и их родители, социальные партнеры.
По времени продолжения – долгосрочный (февраль 2019 г. – ноябрь 2021 г)
Место реализации – МБДОУ детский сад № 5. (Занятия с детьми по подгруппам: каждая 1 и 3-я пятница месяца. Время проведения 30 мин).
Продукт проекта: создание книги сказок, памяток, буклетов для родителей и педагогов, ежемесячный выпуск газеты «Сказки у камина и показ инсценированных сказок участниками проекта.
Цель проекта: Стабилизация психоэмоционального состояния и коррекция речевых нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья через создание благоприятной комфортной среды.
Задачи проекта:
- Психологические задачи:
- влиять на психоэмоциональное состояние ребенка
- регулировать процессы торможения и возбуждения.
- развивать умения свободно общаться друг с другом.
- снимать эмоционально-психическое и телесное напряжение.
2. Логопедические задачи:
- корректировать речевые нарушения
- формировать умения преодолевать трудности и страхи речевого общения.
- развивать речевые творческие способности детей
3.Работа с родителями:
- повышение педагогической грамотности родителей в области психологии и логопедии.
- укрепление взаимосвязи между родителями и педагогами.
4.Работа с педагогическим коллективом:
- повышение компетентности педагогов по проблеме внедрения и интеграции современных технологий.
Ожидаемые результаты
- Наличие положительной динамики психоэмоционального состояния ребенка.
- Социализация ребенка в обществе;
- Повышение уровня адаптации к школьному обучению детей с ОВЗ;
- Исправление речевых нарушений.
- Повышение уровня компетентности родителей (законных представителей), укрепление взаимосвязи между родителями и педагогами.
- Повышение уровня профессионального мастерства педагогов; использование современных технологий в образовательном процессе.
Критерии оценки эффективности деятельности:
1 - мониторинг, проводимый педагогом – психологом
2 – мониторинг, проводимый учителем-логопедом
3 - 4 - анкетирование родителей и педагогов.
5 - мониторинг уровня адаптации в школе (октябрь 2021)
Формы реализации проекта
Формы работы с детьми: тематические музыкальные, интегрированные занятия, игры-драматизации, театрализованные игры.
Формы работы с родителями педагогами: тренинги, анкетирование, собрания, консультации, представление наглядного материала, мастер – класс, совместные досуговые мероприятия.
Методы работы по проекту
Практический метод: практические задания, рисование по песку, пластилинография, постановка и театрализация сказок, организация выставок, творческих работ; создание книги сказок, презентаций по теме проекта.
Словесный метод: беседа, чтение сказок, рассказывание, пересказ; слушание музыкальных произведений по теме проекта.
Наглядный метод: рассматривание наглядно-иллюстративного материала; подбор разных видов атрибутов и костюмов, игрушек для организации театральной деятельности.
Методы исследования: педагогическое наблюдение; анкетирование; опрос; диагностирование.
Этапы реализации проекта:
- этап. Подготовительный. Разработка проекта (февраль – сентябрь 2019г.)
- Довести до участников важность данной темы.
- Наметить план действия.
- Информировать участников с планом инновационного проекта “Сказки у
камина”.
- Провести диагностику детей в группе.
- Подобрать наглядно-дидактический материал (по теме проекта).
- Создать мини уголок для работы по проекту.
- Подобрать и изучить методическую литературу по теме.
- Разработать планы работы с детьми, родителями, педагогами и социальными партнерами по всем этапам проекта.
2-й этап. Основной (сентябрь2019г – май 2021г.)
- Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
3-й этап. Итоговый (май – ноябрь 2021г.)Сбор и обработка методических и практических материалов, обобщение материалов проекта, подготовка отчетной документации.
Организации-партнеры
Социальное партнерство для нас - это сотрудничество детского сада, родителей воспитанников, учреждений города, организаций, учреждений дополнительного образования, различных общественных структур, местного сообщества для достижения общественно значимого результата.
Нашими партнерами являются:
- СОГБУ СРЦН «Радуга»
- МБОУ Ярцевская средняя общеобразовательная школа №6
- Детская поликлиника.
- Ярцевская территориальная психолого - медико – педагогическая комиссия
- Родители детей ДОУ
Предложения по распространению и внедрению
инновационной деятельности
Инновационной составляющей внедрения современного проектного обучения является привлечение педагогов и воспитанников компенсирующей группы к исследовательской и проектной деятельности:
- на уровне группы, с учетом личностно-ориентированного подхода;
- на уровне ДОУ: участие в семинарах, круглых столах,
- представление на муниципальном, региональном уровнях.
Совершенствование профессиональной подготовки педагогов для плодотворной работы в выбранном направлении.
Распространение опыта через социальные сети www.yadou5.edusite.ru , http://nsportal.ru
Риски и пути их преодоления
К ожидаемым рискам мы относим:
- недостаточная грамотность родителей в вопросах воспитания и психоэмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста;
- сложности во взаимодействии различных учреждений, в связи с удалённостью от центра города.
Ресурсное обеспечение проекта:
Для реализации проекта необходимо ресурсное обеспечение, которое включает кадровое, научно-методическое, организационно-педагогическое, финансово – экономическое и материально-техническое обеспечение.
Кадровое обеспечение проекта:
С детьми работают 2 воспитателя.
Учитель-логопед – 1;
Педагог – психолог -1
Музыкальный руководитель – 1;
Нормативно-правовое обеспечение проекта
- Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ принят Государственной думой РФ 21.12.2012г.
- Постановление Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «СанПиН 2.4.1.3049-13» Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях»;
- Основная образовательная программа
- Адаптированная образовательная программа для детей с нарушениями речи
- Программа развития ДОУ
- Устав ДОУ
- Лицензия на право ведения образовательной деятельности;
Материально-техническое обеспечение проекта
Материально-техническая база группы является достаточной для проведения глубокой систематической работы с дошкольниками по всем направлениям развития. Для организации разнообразной деятельности в групповых помещениях выделены различные центры активности: экологический, художественный, познавательный, речевой, двигательный.
Оборудованы логопедический кабинет и кабинет педагога-психолога.
Создан уголок психологической разгрузки «У камина»
Финансовое обеспечение проекта
на 2019-2021 учебный год запланировано:
Наименование необходимого оборудования | Примерная стоимость |
Интерактивная доска | 30000,0 |
Мягкая бескаркасная мебель | 8000.0 |
Приобретение методик и прохождение курсов по песочной терапии | 3000,0 |
Оборудование камина | 1000.0 |
Сухой бассейн | 5000,0 |
Оборудование для сенсорной комнаты | 80000,0 |
План мероприятий подготовительного этапа (февраль – май 2019).
Работа с родителями
Сроки проведения | Мероприятие |
Февраль 2019 | Анкетирование родителей «Ребенок в детском саду» |
Апрель 2019 | Информирование родителей о цели проекта (буклеты, стенды, консультации). Круглый стол: Цель: Знакомство с проектом: «Формирование психоэмоционального состояния ребенка и коррекция речевых нарушений детей с ОВЗ в условиях благоприятной комфортной среды ». |
Работа с педагогами и социальными партнёрами
Сроки проведения | Мероприятие |
Сентябрь Февраль | Диагностика психоэмоционального состояния детей в детском саду. Диагностика речевых нарушений. Изучение бытовой и психоэмоциональной среды в группе Подбор материала и изучение литературы по теме проекта. Изготовление пособий. |
Март | Проведение круглого стола участников проекта, разработка плана совместной деятельности . Создание уголка психологической разгрузки |
Апрель | Информирование родителей о цели проекта изготовление буклетов, оформление стендов, консультаций, проведение круглого стола ). |
Май | Обсуждение форм трансляции педагогического опыта |
План мероприятий основного этапа (сентябрь 2019 - май 2021).
Работа с детьми
Мероприятие. Сроки проведения. | Психологические проблемы (п.п) Логопедические задачи (л.з) | Содержание деятельности | Продукт деятельности | Участники |
Терапевтические сказки. Блок «Страхи» | ||||
«Черапашонок, который боялся темноты» Сентябрь 2019 | П.п. Страх темноты и одиночества, повышенная тревожность. Ночные кошмары. Общая боязливость. Л.з. расширение словаря, составление грамматически –правильных предложений. | Чтение и обсуждение сказки. Рисование сказки пластилином | Поделки из пластилина | Дети, педагог – психолог, учитель -логопед, воспитатель. |
«Как Кенгуреныш стал самостоятельным» Октябрь 2019 2занятия | П.п. Страх расставания с мамой. Переживания, тревога, связанные с одиночеством. Л.з.учить пересказывать текст сказки, выбирать себе роль, пересказывать текст, согласно выбранной роли. | Чтение и обсуждение сказки. Рисование сюжета сказки по песку Распределение ролей, пересказ и театрализация сказки | Рисунки, фотографии | Дети, педагог – психолог, учитель -логопед |
«Гусеница-крапивница» Ноябрь 2019 | П.п. Низкая самооценка. Чувство неполноценности.Страх трудностей и неуспеха. Л.з. расширение словаря, составление грамматически –правильных предложений. Автоматизация звука Ц. | Чтение и обсуждение сказки. Рисование сюжета сказки по песку | Рисунки на песке | Дети, педагог – психолог, учитель -логопед |
«Случай в лесу» Ноябрь 2019 | П.п. Неуверенность в себе. Тревожность. Страх самостоятельных действий. Л.З расширение словаря, учить пересказывать текст сказки по нарисованным картинкам, отвечать на вопросы полным ответом. | Чтение и обсуждение сказки. Рисование сюжета сказки по песку | Рисунки на песке | Дети, педагог – психолог, учитель -логопед |
«Кенгуренок Чик» Декабрь 2019 2 занятия | П.п. Проблемы в учебе, вызванные страхом трудностей. Чувство неполноценности. Неуверенность. Л.з. учить пересказывать текст сказки, выбирать себе роль, пересказывать текст, согласно выбранной роли. | Чтение и обсуждение сказки. Распределение ролей, пересказ театрализация сказки | Рисунки, фотографии | Дети, педагог – психолог, учитель -логопед, воспитатель, родители,учителя. |
«Ловкая лапка» Январь 2020 1 занятие | П.п. Скованность, стеснительность. Неуверенность в себе, в своих силах. Страх неуспехаЛ.З расширение словаря, учить пересказывать текст сказки по пластилиновым картинкам, отвечать на вопросы полным ответом. Закреплять правильное произношение звука Л | Чтение и обсуждение сказки. Рисование сказки пластилином | Поделки из пластилина | Дети, педагог – психолог, учитель -логопед, воспитатель, родители. |
Терапевтические сказки. Блок « Несамостоятельность» | ||||
«Белочка-припевочка Лола» Февраль 2020 1 занятие | П.п. Несамостоятельность. Л.З расширение словаря, учить пересказывать текст сказки по рисункам, отвечать на вопросы полным ответом. Закреплять правильное произношение звука Л | Чтение и обсуждение сказки. Рисование сюжета сказки красками | Рисунки, фотографии | Дети, педагог – психолог, учитель -логопед |
«Сказка о Вороненке» Февраль 2020 1 занятие | П.п. Неуверенность. Боязнь самостоятельности. Л.З расширение словаря, учить пересказывать текст сказки по пластилиновым картинкам, отвечать на вопросы полным ответом. Развитие лексико-грамматических средств языка. | Чтение и обсуждение сказки. Рисование сказки пластилином | Поделки из пластилина | Дети, педагог – психолог, учитель -логопед, воспитатель. |
Терапевтические сказки. Блок « Нарушение общения» | ||||
« Маленький медвежонок» Март 2020 2 занятия | П.п. Нарушение общения со сверстниками. Повышенная агрессивность. Л.з. учить пересказывать текст сказки, выбирать себе роль, пересказывать текст , согласно выбранной роли. | Чтение и обсуждение сказки. Распределение ролей, пересказ театрализация сказки (пальчиковый театр) | Изготовле-ние бумажных героев сказки | Дети, педагог – психолог, учитель -логопед, воспитатель, родители. |
«Сказка про ежика Фука» Апрель 2020 | П.п. Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности. Л.З расширение словаря, учить пересказывать текст сказки по пластилиновым картинкам, отвечать на вопросы полным ответом. | Чтение и обсуждение сказки. Рисование сказки пластилином | Поделки из пластилина | Дети, педагог – психолог, учитель -логопед, воспитатель. |
«Сказка про Енота» Апрель 2020 | П.п. Трудности общения со сверстниками. Страх общения. Неумение устанавливать контакты. Зажатость. Скованность. Л.з. учить пересказывать текст сказки, выбирать себе роль, пересказывать текст, согласно выбранной роли. | Чтение и обсуждение сказки. Распределение ролей, пересказ театрализация сказки | Рисунки, фотографии | Дети, педагог – психолог, учитель –логопед, воспитатель. |
Терапевтические сказки. Блок « Повышение самооценки» | ||||
«Роза и ромашка» Май 2020 2 занятия | П.п. Низкая самооценка. Неуверенность. Чувство неполноценности. Л.з. учить пересказывать текст сказки, выбирать себе роль, пересказывать текст, согласно выбранной роли. | Чтение и обсуждение сказки. Распределение ролей, пересказ театрализация сказки (пальчиковый театр) | Изготовле-ние бумажных героев сказки | Дети, педагог – психолог, учитель -логопед, воспитатель, родители. |
«Незабудка» Сентябрь 2020 1 занятие | П.п. Низкая самооценка. Чувство неполноценности. Ощущение себя "белой вороной". Зажатость, скованность. Л.З расширение словаря, формирование лексико –грамматических средств языка, обучение пересказу текста сказки. | Чтение и обсуждение сказки. Рисование сюжета сказки по песку | Рисунки на песке | Дети, педагог – психолог, учитель -логопед |
«Хвостатик» Октябрь 2020 1 занятие | П.п. Сниженная самооценка. Чувство неполноценности. "Презрение" к себе и желание быть "другим". Л.з. расширение словаря, формирование лексико –грамматических средств языка, обучение пересказу текста сказки. | Чтение и обсуждение сказки. Рисование сюжета сказки по песку | Рисунки на песке | Дети, педагог – психолог, учитель -логопед |
«Костерчик» Октябрь 2020 1 занятие | П.п. Неуверенность в себе, в своих силах. Л.З. расширение словаря, формирование лексико –грамматических средств языка, обучение пересказу текста сказки. | Чтение и обсуждение сказки. Рисование сказки красками | Рисунки, фотографии | Дети, педагог – психолог, учитель -логопед, воспитатель. |
Терапевтические сказки. Блок « Нарушения поведения» | ||||
«Непоседливая обезьянка» Ноябрь 2020 2 занятия | П.п. Неусидчивость. Трудности концентрации и сосредоточения. Гиперактивность. Л.З расширение словаря, формирование лексико –грамматических средств языка, обучение пересказу текста сказки. | Чтение и обсуждение сказки. Рисование сюжета сказки по песку | Рисунки на песке | Дети, педагог – психолог, учитель -логопед |
«Гномик» Декабрь2020 2 занятия | П.п. Конфликтные отношения с взрослыми. Негативные чувства (обида, злость и пр.) по отношению к взрослым. Трудности контакта, непонимание. Л.З расширение словаря, формирование лексико –грамматических средств языка, обучение пересказу текста сказки. Учить распределять роли и участвовать в театрализаци. | Чтение и обсуждение сказки. Распределение ролей, пересказ театрализация сказки (пальчиковый театр) | Изготовление бумажных героев сказки | Дети, педагог – психолог, учитель –логопед, воспитатель, родители, учителя школы. |
«Сказка о Ёжике, который хотел, чтобы на него обратили внимание» Январь 2021 1 занятие | П.п. Нарушения поведения: гиперактивность, агрессивность и деструктивное поведение, вызванное нехваткой внимания. | Чтение и обсуждение сказки. Распределение ролей, пересказ, рисунки красками | Рисунки, фотографии | Дети, педагог – психолог, учитель –логопед, воспитатель, родители, учителя школы. |
«Часы» Февраль 2021 1 занятие | П.п. Неорганизованность. Трудности усвоения порядка. Л.З расширение словаря, формирование лексико –грамматических средств языка, обучение пересказу текста сказки. | Чтение и обсуждение сказки. Рисование сказки пластилином | Поделки из пластилина | Дети, педагог – психолог, учитель –логопед, воспитатель, родители. |
«Сказка о Дрюпе Дрюпкине» Февраль 2021 1 занятие | П.п. Недостаток самоконтроля и произвольности. Неорганизованность. Недостаток рефлексии и осознания своего поведения. Общее развитие. Л.З расширение словаря, формирование лексико –грамматических средств языка, обучение пересказу текста сказки по нарисо-ванным иллюстрациям | Чтение и обсуждение сказки. Рисование сказки красками | Рисунки, фотографии | Дети, педагог – психолог, учитель –логопед, воспитатель, родители. |
«Сказка о Зайчике, который обиделся на свою маму (взрослого человека)» Март 2021 2занятия | П.п. Негативные чувства (обида, злость и пр.) по отношению к родителям или другим взрослым. Неадекватная реакция на наказание и неодобрение. Л.З расширение словаря, формирование лексико –грамматических средств языка, обучение пересказу текста сказки. | Чтение и обсуждение сказки. Распределение ролей, пересказ театрализация сказки | Рисунки, фотографии | Дети, педагог – психолог, учитель –логопед, воспитатель, родители, учителя школы. |
Адаптивные сказки. Блок « Подготовка к школе» «Лесная школа» | ||||
«Школьные правила» Апрель2021 | П.з. Знакомство со школьными требованиями Л.З Развитие связной речи | Чтение и обсуждение сказки. Дидактическая игра «Школа» | Фотографии памятки | Дети, педагог – психолог, учитель –логопед, воспитатель, |
«Хвосты» Апрель2021 | П.п Возникновение "враждующих лагерей" (национальные группы, фанаты и болельщики и другие) Л.З. Развитие связной речи | Чтение и обсуждение сказки. Рисование сказки пластилином | Поделки из пластилина | Дети, педагог – психолог, учитель –логопед, воспитатель. |
«Шапка-невидимка» Май2021 | П.п Демонстративное поведение | Чтение и обсуждение сказки. Распределение ролей, пересказ театрализация сказки | Рисунки, фотографии | Дети, педагог – психолог, учитель –логопед, воспитатель, родители, учителя школы. |
Работа с родителями.
Сроки проведения | Мероприятие. | |
2019 год Сентябрь | Родительское собрание «Детские страхи и пути их преодоления» Цель: повысить уровень осведомлённости родителей по проблеме - "детские страхи" Задачи: Познакомить с определением "детский страх" и причинами их появления. Сообщить родителям признаки наличия у ребёнка проявлений страха. Познакомить родителей с методиками преодоления детских страхов. Обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника. Способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребёнку в преодолении застенчивости и неуверенности. | |
Октябрь | Консультация "Песочная терапия для детей дошкольного возраста" Цель: Рассказать родителям о значении песочной терапии, которая развивает восприятие, мышление, память, внимание, речь, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение и фантазию; формирует у ребенка представления об окружающем мире; развивает мелкую моторику, глазомер; успокаивает и расслабляет, снимая напряжение; воспитывает чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!) Выпуск газеты «Сказки у камина». | |
Ноябрь | Практикум с элементами тренинга для родителей и детей «Навстречу друг другу» Цель: повысить сензитивность в отношениях родителя с ребенком, отработать навыки позитивного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. | |
Декабрь | Консультация «Сказкотерапия для детей с нарушениями речи» Цель: Рассказать родителям, в чём отличие сказки и сказкотерапии? Какую пользу оказывает сказкотерапия? Как провести сказкотерапию? Виды терапевтических сказок Как правильно воспользоваться сказкотерапией? Выпуск газеты «Сказки у камина» . | |
2020 год Январь | Консультация «Научите ребенка общаться» (педагог – психолог) Цель: Рассказать родителям о типичных трудностях в общении дошкольника – замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность. Дать родителям советы по формированию адекватной самооценки: -Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми; -Принципы общения с агрессивным ребенком; -Застенчивость; -Советы родителям замкнутых детей: | |
Февраль | «Масленица» - театрализованное представление родителей и педагогов для детей. Цель: формировать навыки позитивного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Выпуск газеты «Сказки у камина». | |
Март | Консультация-практикум на тему: «Общаемся с детьми. Автоматизируем поставленные звуки дома». (учитель – логопед) Цель: - Привлечь родителей к совместной работе в коррекции речи детей; - Оказать практическую помощь родителям детей с речевыми расстройствами в организации игровых занятий по автоматизации звуков в речи ребенка; -Формировать положительную мотивацию к мероприятиям, проводимым логопедом по коррекции речи. -Формировать позитивные взгляды на совместную коррекционную работу. - Познакомить родителей с игровыми приемами по автоматизации звуков. | |
Апрель | Выставка поделок «Любимые сказочные герои» Цель: развитие творческих способностей и эмоционально – положительного отношения к сказке. Развитие чувства партнёрства и взаимопомощи взрослого и ребенка. Выпуск газеты «Сказки у камина». | |
Май | Театрализованное представление, посвященное Дню защиты детей «Мои родители – артисты». Цель: повышение самооценки родителей; преодоление застенчивости; формирование положительных эмоций у детей. | |
Сентябрь | Родительское собрание в форме отчета – презентации по итогам первого периода основного этапа проекта Цель: познакомить родителей с итогами первого периода проекта. | |
Октябрь | Выставка рисунков «Рисуем сказку дома» Цель: развитие творческих способностей и эмоционально – положительного отношения к сказке посредством изобразительного искусства. Развитие чувства партнёрства и взаимопомощи взрослого и ребенка при рисовании иллюстрации. Выпуск газеты «Сказки у камина». | |
Ноябрь | Тренинг «Ждет нас школа» Цель: 1. Развитие коммуникативных умений родителей. 2. Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником. 3. Расширение возможностей понимания своего ребенка. 4. Развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны. 5. Развитие умения думать о себе и ребенке в позитивном ключе. | |
Декабрь | Консультация «Ошибки семейного воспитания». Цель: дать краткое описание родительских ошибок при воспитании ребенка. Выпуск газеты «Сказки у камина». | |
2021 год Январь | Интеллектуальная игра-викторина «По дорогам русских народных сказок» с участием родителей и детей Цели: - Способствовать созданию единого образовательного пространства по использованию сказки в социально-нравственном, творческом и речевом развитии детей. - Привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе, - Обобщить знания детей о сказках, воспитывать доброжелательность, умение работать в команде, совершенствовать коммуникативные функции речи, активизировать творческий потенциал детей и взрослых. - Показать навыки детей, формы и методы работы со сказкой. - Создать положительный эмоциональный настрой всех участников | |
Февраль | «Масленица» - театрализованное представление с участием родителей, педагогов, социальных партнеров. Конкурс «Самый креативный блин» Цель: формировать навыки позитивного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Выпуск газеты «Сказки у камина». | |
Март | Презентация: «Ваш ребенок идет в школу» Консультация «Кризис 7 лет». Цель: Дать родителям рекомендации как справиться с кризисом семи лет. Рассказать об особенностях поведения ребенка 6—7-летнего возраста. | |
Апрель | Родительское собрание «Отчет - презентация продуктов проекта: рисунков детей, поделок из пластилина, демонстрация созданных книг. Выпуск газеты «Сказки у камина». | |
Май | Театрализованное представление «Герои наших сказок» Цель: развитие эмоционально – положительного отношения к сказке. Развитие чувства партнёрства и взаимопомощи взрослого и ребенка. |
Работа с педагогами и социальными партнерами.
Сроки проведения | Мероприятие. |
2019 год Август | Педагогический совет: утверждение плана работы по проекту. |
Октябрь | Работа с педагогами. Круглый стол «Страхи» |
Ноябрь | Консультация для педагогов «Логосказки для детей с нарушениями речи» . |
2020год Январь | Мастер-класс «Преодоление стеснительности» |
Февраль | «Масленица» - театрализованное представление родитель+ педагоги. |
Апрель | Круглый стол «Применение педагогических приемов общения в детском коллективе». |
Август | Педагогический совет в форме Отчета – презентации по итогам первого периода основного этапа проекта |
Ноябрь | Тренинг «Здоровый педагог - здоровый ребенок» (управление своим психоэмоциональным состоянием) |
2021 год Февраль | «Масленица» - театрализованное представление родитель+ педагоги + социальные партнеры. |
Апрель | Подготовка отчета - презентации по проекту |
Май | Совместное театрализованное представление с детьми для участников проекта. Итоговая диагностика детей. Педагогический совет по итогам основного этапа проекта. |
План мероприятий заключительного этапа
Сроки проведения | Мероприятие |
Сентябрь 2021 | Анализ проведенной работы и соотнесение результатов с поставленными задачами |
Октябрь 2021 | Диагностика «Адаптация детей в школе» |
Ноябрь 2021 | Представление опыта работы ДОУ по проекту на различных уровнях |
Список используемой литературы
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособие М., 2004. - 59
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Путь к волшебству Теория и практика сказкотерапии. - СПб.: «Златоуст», 1998. - 352 с
- Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: РЕЧЬ, 2001.
- Ивановская, О. Г. Логопедические сказки для развития речи: Сказка в природосообразном образовании / О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко. – СПб.: КАРО, 2008.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога - Москва, «Владос», 2012. - 274.
- Сакович Н.А. Практика сказкотерапии Санкт-Петербург, «Речь», 2007. - 214 с.
- Соколов Д. Сказки и сказкотерапия - М., 2001. - 35.
- Успенский М.Б., Успенская Л.П. Правильно, складно, красиво учимся мы говорить. ООО «Издательство Астрель» , 2002. – с 431.
Интернет –ресурсы:
- https://infourok.ru/osobennosti-proyavleniya-trevozhnosti-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-3097612.html
- https://multiurok.ru/files/roditiel-skoie-sobraniie-strakhi-dietiei-i-puti-ik.html
- https://infourok.ru/buklet-pesochnaya-terapiya-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta-2931069.html
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/08/13/konsultatsiya-uchim-rebenka-obshchatsya
- https://www.miloliza.com/terapevticheskie-skazki
- https://www.maam.ru/detskijsad/10-pravil-nauchit-rebenka-slushatsja.html
- https://kopilkaurokov.ru/psihologu/presentacii/priezientatsiia-k-roditiel-skomu-sobraniiu-vash-riebionok-idiot-v-shkolu
Приложение
Работа с детьми по основному этапу проекта
План мероприятий основного этапа. Работа с родителями.
Сроки проведения | Мероприятие. | |
1 | 2019 год Сентябрь | Родительское собрание «Детские страхи и пути их преодоления» Цель: повысить уровень осведомлённости родителей по проблеме - "детские страхи" Задачи: Познакомить с определением "детский страх" и причинами их появления. Сообщить родителям признаки наличия у ребёнка проявлений страха. Познакомить родителей с методиками преодоления детских страхов. Обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника. Способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребёнку в преодолении застенчивости и неуверенности. |
2 | Октябрь | Консультация "Песочная терапия для детей дошкольного возраста" Цель: Рассказать родителям о значении песочной терапии, которая развивает восприятие, мышление, память, внимание, речь, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение и фантазию; формирует у ребенка представления об окружающем мире; развивает мелкую моторику, глазомер; успокаивает и расслабляет, снимая напряжение; воспитывает чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!) Выпуск газеты «Сказки у камина». |
3 | Ноябрь | Практикум с элементами тренинга для родителей и детей «Навстречу друг другу» Цель: повысить сензитивность в отношениях родителя с ребенком, отработать навыки позитивного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. |
4 | Декабрь | Консультация «Сказкотерапия для детей с нарушениями речи» Цель: Рассказать родителям, в чём отличие сказки и сказкотерапии? Какую пользу оказывает сказкотерапия? Как провести сказкотерапию? Виды терапевтических сказок Как правильно воспользоваться сказкотерапией? Выпуск газеты «Сказки у камина» . |
5 | 2020 год Январь | Консультация «Научите ребенка общаться» (педагог – психолог) Цель: Рассказать родителям о типичных трудностях в общении дошкольника – замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность. Дать родителям советы по формированию адекватной самооценки: -Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми; -Принципы общения с агрессивным ребенком; -Застенчивость; -Советы родителям замкнутых детей: |
6 | Февраль | «Масленица» - театрализованное представление родителей и педагогов для детей. Цель: формировать навыки позитивного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Выпуск газеты «Сказки у камина». |
7 | Март | Консультация-практикум на тему: «Общаемся с детьми. Автоматизируем поставленные звуки дома». (учитель – логопед) Цель: Привлечь родителей к совместной работе в коррекции речи детей; -Оказать практическую помощь родителям детей с речевыми расстройствами в организации игровых занятий по автоматизации звуков в речи ребенка; -Формировать положительную мотивацию к мероприятиям, проводимым логопедом по коррекции речи. -Формировать позитивные взгляды на совместную коррекционную работу. -Познакомить родителей с игровыми приемами по автоматизации звуков. |
8 | Апрель | Выставка поделок «Любимые сказочные герои» Цель: развитие творческих способностей и эмоционально – положительного отношения к сказке. Развитие чувства партнёрства и взаимопомощи взрослого и ребенка. Выпуск газеты «Сказки у камина». |
9 | Май | Театрализованное представление, посвященное Дню защиты детей «Мои родители – артисты». Цель: повышение самооценки родителей; преодоление застенчивости; формирование положительных эмоций у детей. |
10 | Сентябрь | Родительское собрание в форме отчета – презентации по итогам первого периода основного этапа проекта Цель: познакомить родителей с итогами первого периода проекта. |
11 | Октябрь | Выставка рисунков «Рисуем сказку дома» Цель: развитие творческих способностей и эмоционально – положительного отношения к сказке посредством изобразительного искусства. Развитие чувства партнёрства и взаимопомощи взрослого и ребенка при рисовании иллюстрации. Выпуск газеты «Сказки у камина». |
12 | Ноябрь | Тренинг «Ждет нас школа» Цель: 1. Развитие коммуникативных умений родителей. 2. Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником. 3. Расширение возможностей понимания своего ребенка. 4. Развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны. 5. Развитие умения думать о себе и ребенке в позитивном ключе. |
13 | Декабрь | Консультация «Ошибки семейного воспитания». Цель: дать краткое описание родительских ошибок при воспитании ребенка. Выпуск газеты «Сказки у камина». |
14 | 2021 год Январь | Интеллектуальная игра-викторина «По дорогам русских народных сказок» с участием родителей и детей Цели: Способствовать созданию единого образовательного пространства по использованию сказки в социально-нравственном, творческом и речевом развитии детей. - Привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе, - Обобщить знания детей о сказках, воспитывать доброжелательность, умение работать в команде, совершенствовать коммуникативные функции речи, активизировать творческий потенциал детей и взрослых. - Показать навыки детей, формы и методы работы со сказкой. - Создать положительный эмоциональный настрой всех участников |
15 | Февраль | «Масленица» - театрализованное представление с участием родителей, педагогов, социальных партнеров. Конкурс «Самый креативный блин» Цель: формировать навыки позитивного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Выпуск газеты «Сказки у камина». |
16 | Март | Презентация: «Ваш ребенок идет в школу» Консультация «Кризис 7 лет». Цель: Дать родителям рекомендации как справиться с кризисом семи лет. Рассказать об особенностях поведения ребенка 6—7-летнего возраста. |
17 | Апрель | Родительское собрание «Отчет - презентация продуктов проекта: рисунков детей, поделок из пластилина, демонстрация созданных книг. Выпуск газеты «Сказки у камина». |
18 | Май | Театрализованное представление «Герои наших сказок» Цель: развитие эмоционально – положительного отношения к сказке. Развитие чувства партнёрства и взаимопомощи взрослого и ребенка. |
Работа с детьми.
Сроки проведения | Мероприятие. | |
Терапевтические сказки. Блок «Страхи» | ||
2019 год Сентябрь 1 занятие | Диагностика Работа по сказке «Черапашонок, который боялся темноты». Рисование сказки пластилином | |
Октябрь 2 занятия | Работа по сказке «Как Кенгуреныш стал самостоятельным» Рисование сюжета сказки по песку, театрализация сказки | |
Ноябрь 1 занятие 1 занятие | Работа по сказке «Гусеница-крапивница» .Рисование сюжета сказки по песку Работа по сказке «Случай в лесу» .Рисование сюжета сказки по песку | |
Декабрь 2 занятия | Работа по сказке «Кенгуренок Чик» .Театрализация сказки | |
2020 год Январь 1 занятие | Работа по сказке «Ловкая лапка» Рисование сказки пластилином | |
Терапевтические сказки. Блок « Несамостоятельность» | ||
Февраль 1 занятие 2 занятие | Работа по сказке «Белочка-припевочка Лола» Рисование сюжета сказки красками Работа по сказке «Сказка о Вороненке» . Рисование сюжета сказки пластилином | |
Терапевтические сказки. Блок « Нарушение общения» | ||
Март 2 занятия | Работа по сказке « Маленький медвежонок» Театрализация сказки (пальчиковый театр) | |
Апрель 1 занятие 1 занятие | Работа по сказке «Сказка про ежика Фука» Рисование сказки пластилином Работа по сказке «Сказка про Енота» Театрализация сказки | |
Терапевтические сказки. Блок « Повышение самооценки» | ||
Май 2 занятия | Работа по сказке «Роза и ромашка» Театрализация сказки (пальчиковый театр). Совместное театрализованное представление с родителями. | |
Сентябрь 1 занятие | Работа по сказке «Незабудка».Рисование сюжета сказки по песку | |
Октябрь 1 занятие 2 занятие | Работа по сказке «Хвостатик». Рисование сюжета сказки по песку. Работа по сказке «Костерчик» . Рисование сюжета сказки красками. | |
Терапевтические сказки. Блок « Нарушения поведения» | ||
Ноябрь 2 занятия | Работа по сказке «Непоседливая обезьянка» Рисование сюжета сказки по песку. | |
Декабрь 2 занятия | Работа по сказке «Гномик» Театрализация сказки (пальчиковый театр) | |
2021 год Январь 1 занятие | Работа по сказке «Сказка о Ёжике, который хотел, чтобы на него обратили внимание». Рисование сказки красками. | |
Февраль 1 занятие 2 занятие | Работа по сказке «Часы». Рисование сказки пластилином Работа по сказке «Сказка о Дрюпе Дрюпкине». Рисование сказки красками | |
Март 2 занятия | Работа по сказке о «Зайчике, который обиделся на свою маму (взрослого человека)». Театрализация сказки. | |
Адаптивные сказки. Блок « Подготовка к школе» «Лесная школа» | ||
Апрель 1 занятие 2 занятие | Работа по сказке «Школьные правила. Дидактическая игра «Школа» Работа по сказке «Хвосты». Рисование сказки пластилином | |
Май 2 занятия | Работа по сказке «Шапка-невидимка» Совместное театрализованное представление с родителями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект "В большой мир вместе с мамой", ставший победителем (1 степени) во Всероссийском конкурсе "Проектная деятельность: новые идеи" в номинации: "Практико-ориентированные проекты"
Данный проект нацелен на социализацию, художественно-эстетическое и гармоничное развитие детей раннего возраста...
Описание инновационного проекта "Инновационный подход как основа формирования положительной мотивации при обучении русскому языку"
Разработка системы обучения русскому языку, направленная на формирование положительной мотивации учения за счет реализации инновационного подхода и опоры на резервы эмоциональной сферы школьников....
Инновационный проект: «Инновационное образовательно – воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ».
Паспорт проекта .Инновационное образовательно- воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья....
Инновационный проект «Инновационные технологии в методике музыкального воспитания в условиях сельской школы»
Инновационный проект «Инновационные технологии в методике музыкального воспитания в условиях сельской школы»...
План реализации целевых инновационных проектов в рамках деятельности региональной инновационной площадки
План реализации целевых инновационных проектов в рамках деятельности региональной инновационной площадки...
Инновационный проект "Внедрение инновационной деятельности в образовательное пространство муниципального района"
Инновационная деятельность в образовательном учреждении — это один из аспектов его работы в режиме развития, под которым понимается последовательность определенных стадий процесса...
Приложение 2 к приказу о реализации инновационного проекта. План-график реализации инновационного проекта «Студия графического дизайна «ТЕТРА-АРТ» как средство формирования профессиональных компетенций школьников»
План-график реализации инновационного проекта «Студия графического дизайна «ТЕТРА-АРТ» как средство формирования профессиональных компетенций школьников»...