ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
статья
Понятие социализация происходит от латинского слова социалис – общественный. Социализация означает процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих ребёнку активно участвовать в жизни общества. Социализация ребёнка – явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов – наследственности, атмосферы в которой ребёнок воспитывается, самопознания и саморазвития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_v_g_shkola_109.docx | 25.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
- Задачи по социализации детей
Понятие социализация происходит от латинского слова социалис – общественный. Социализация означает процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих ребёнку активно участвовать в жизни общества. Социализация ребёнка – явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов – наследственности, атмосферы в которой ребёнок воспитывается, самопознания и саморазвития.
Цель социализации – становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры:
- ТОЛЕРАНТНОГО - к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям,
-БЕРЕЖНОГО и УВАЖИТЕЛЬНОГО – к собственным этническим ценностям и достояния истории,
-ГУМАННОГО – к людям, природе, окружающему миру.
СУЩНОСТЬ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В :
- Потребности личности в саморазвитии и самоактуализации;
- Готовности к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора;
- Успешности презентации индивидуальных способностей;
- Комфортности в межличностных отношениях;
- Общей коммуникативной культуры;
- Гражданской зрелости и нравственной устойчивости.
Учреждения дополнительного образования рассматривают проблемы развития ребёнка и успешно решают вопросы социализации детей и подростков.
К ЧИСЛУ НЕСОМНЕННЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОТНОСЯТСЯ:
- Свобода выбора;
- Широкий спектр видов деятельности;
- Внимание к развитию творческого потенциала;
- Личностно-деятельностный подход.
ОСНОВНЫМИ РЕСУРСАМИ ОДОД ЯВЛЯЕТСЯ:
- Освоений знаний, умений, опыта в процессе овладения дополнительными образовательными программами;
- Участие в тематических массовых мероприятиях (на базе УДОД);
- Подготовка участия и непосредственное участие в Олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и т.д.;
- Обеспечение дальнейшего творческого роста.
ЦЕЛЕВЫМИ ОРИЕНТИРАМИ,
которые определяют содержание и направленность всего процесса социализации является воспитание активной личности, основными характеристиками которой должны быть:
- целеустремлённость и настойчивость в достижении цели;
- работоспособность и готовность к самостоятельным решениям в ситуации выбора.
Работа отделения дополнительного образования детей школы № 109 является хорошим примером социализации школьников. За основу своей деятельности отделение берёт создание каждому учащемуся ситуации успешности. Для этого необходимо включение ребёнка в ту деятельность, которая позволить ему самореализоваться и почувствовать себя значимым для себя и для общества.
- Характеристика дополнительного образования школы, особенности района, многонациональность.
Наше Отделение образовалось в результате реорганизации учреждения доп. образования детей «Клуб физической подготовки» Приморского района и присоединения его к школе № 109.
На момент присоединения Клуба к школе занятия по физической культуре в рамках школьной программы не давали в полной мере раскрыться талантам учащихся в спорте. А их спортивные достижения ограничивались лишь участием в районных соревнованиях, про победы и речи не шло. В первый же год работы отделения, благодаря квалифицированным педагогам, заинтересованности детей и их участию в различных соревнованиях районного, городского и всероссийского уровня наши воспитанники стали показывать хорошие результаты. В школе стали появляться первые награды – кубки, медали.
За пять лет работы отделения, благодаря наглядности нашей работы и достижениям воспитанников, увеличился набор в 1-е классы. Так, на протяжении трёх лет школа с трудом набирала по одному первому классу, в прошлом году были открыты два 1-х класса, и в этом году мы планируем набрать уже три 1-х класса. Заслуга ОДОД в этом показателе очевидна.
Сегодня наше структурное подразделение включает в себя 9 объединений физкультурно-спортивной направленности. Благодаря особенностям каждого объединения мы можем охватить в своей работе практически весь учащийся контингент. Так из пятисот учеников нашей школы 350 человек занимается в группах ОДОД. По объективным причинам исключение составляют в основном лишь старшеклассники – так как одни подростки уже на достаточно высоком уровне занимаются в других объединениях, другие же уделяют особое внимание учёбе, так как готовятся к поступлению в институты.
Из 49 групп, числящихся в ОДОДе, в 30-ти занимаются учащиеся нашей школы. Около 50 детей параллельно занимаются в двух и более объединениях, что является показателем заинтересованности. И это отрадно. Ведь, одной из наших самых важных задач является заполнение свободного времени детей и подростков и необходимость использования его в целях творческого развития. Кризисные явления в стране требуют вовлечения детей в социально значимую деятельность. Этим и занимается наше подразделение.
Надо сказать, что мы находимся в выигрышном положении по сравнению с другими школами, потому что являемся, чуть ли не единственной спортивной структурой в микрорайоне. И в связи с тем, что практически все наши дети живут рядом, у них нет другой альтернативы, куда пойти после учёбы. Поэтому получается, что дети всё своё послеурочное время проводят именно у нас. Однако это происходит не столько потому, что им некуда пойти, а именно потому что ИМ С НАМИ ИНТЕРЕСНО. Это их добровольный выбор. И этот выбор дорого стоит!
Отличной рекламой для пополнения численности детей, занимающихся в группах ОДОД, служат спортивные успехи наших воспитанников на районном и городском уровне. Примером тому отличные ребят, занимающихся в секциях настольного тенниса, силовой гимнастики, акробатического рок-н-ролла. Настоящим достижением для нашего отделения стало открытие футбольного клуба «Янтарь». Мы не только привлекли детей к занятиям футболом, но и нацелили их на дальнейший успех. Сегодня от желающих заниматься в этой секции нет отбоя. Ведь, у футбольного клуба есть своя атрибутика - форма, флаг, девиз. На выделенные средства мы закупили инвентарь. Ведь, детям интересно выйти на поле не в поношенных школьных манишках, а в настоящей индивидуальной форме, как взрослые игроки известных команд. И результаты не заставили себя ждать. Сегодня наша команда «Янтарь» является ………………
Также к числу побед нашего отделение дополнительного образования я бы отнёс совсем не спортивные достижения, а успешное решение национального вопроса. Особенностью нашей школы является то, что она многонациональна. В современной ситуации это могло бы быть настоящей проблемой. Но не у нас. Ещё ни разу в нашей школе не было ни одного конфликта на национальной почве. Я уверен, что основная причина отсутствия межнациональной розни кроется в том, что всё своё свободное послеурочное время ребята проводят на территории школы со своими сверстниками.
К числу социальных проблемных моментов следует отнести тот факт, что территориально школа располагается в неблагоприятном микрорайоне. Это и наличие в районе большого количества малообеспеченных семей, детей из неблагополучных семей, коммунальных квартир и соседство школы с Торжковским и Коломяжским рынками. Всё это становится причиной не только плохой успеваемости многих школьников, но и создает немалые трудности в привлечении и мотивации детей к занятиям в наших секциях.
Как заинтересовать детей? Как мотивировать? Как увести детей с улицы и направить их на путь самовыражения и реализации своих физических возможностей? Как вывести спортивную подготовку детей на новый уровень, чтобы и в вашу школу пришли победы? Вопросов много. А ответ один - чтобы ребёнка заинтересовать, нужно загореться самим. Ведь после поражений у воспитанников зачастую опускаются руки, и только педагог, который имеет индивидуальный подход к каждому воспитаннику, может снова их поднять – это и есть создание ситуации успеха каждого ребёнка.
Ответом на многие вопросы становится и сотрудничество с учреждениями спорта района и города. Наше отделение всегда владеет первой информацией о проходящих и планируемых спортивных мероприятиях по нашим направлениям и общим видам спорта. Налажена связь с различными учреждениями и организациями, которые имеют то или иное отношение к спорту. Эти контакты существуют, как на уровне района (СПб ГБУ «Центр физической культуры, спорта и здоровья», Отдел молодёжной политики Приморского района), так и на уровне города (Федерация настольного тенниса СПб, СДЮШОР-2 Калининского района, Федерация акробатического рок-н-ролла СПб, Федерация танцевального спорта СПб, «СПб отделение Всероссийская федерация школьного спорта», ГБОУ ДОД ДООТЦ «Балтийский берег», федерация пауэрлифтинга СПб). В нашем отделении детей привлекает возможность выйти на новый уровень своих достижений, а это важный фактор в создании ситуации успеха для ребенка.
- Ключевая роль педагога дополнительного образования
в социализации
Надо понимать, что дополнительное образование – это детское творчество, а не продолжение классно-урочной системы. Здесь важно не просто занять детей, а вывести их в «зону ближайшего развития». И потому очень многое зависит от творчества самого педагога, от его умения составить и реализовать образовательную программу, которая является частицей общего содержания программы ОДОД.
В нашем подразделении работают 15 замечательных педагогов. Это уже и опытные профессионалы и те, кто только начинают свою педагогическую карьеру. И если одни учат детей, базируясь на своём практическом опыте, то другие – совсем юные - выпускники вузов вносят в работу ОДОДа новую творческую жилку, различные инновационные идеи.
Все наши педагоги работают в тесном контакте с классными руководителями. И если у ребёнка что-то не ладится с учёбой или он находится в конфликте с учителями и родителями, то педагог дополнительного образования может существенно повлиять на ситуацию. Потому что в школу ребёнок ходить обязан, а в секцию он приходит только по собственному желанию и останется там заниматься, только если педагог будет для него авторитетом. Поэтому дело педагога дополнительного образования не только тренировать, но и быть хорошим психологом, другом и человеком, чьё мнение ребёнок очень ценит.
Важной стороной деятельности педагога является работа с родителями. Зачастую мамы и папы сами приводят детей записывать в объединения, интересуются занятиями, и, как следствие, принимают активное участие в учебном процессе. В положении нашего ОДОД прописано о возможности участия родителей или законных представителей детей в учебном процессе. И, чтоб не терять эту связь – педагог-родитель-ребенок, мы организуем различные соревнования, где главным условием является совместное участие ребенка и родителя. И совершенно неважно - в чём семьи будут соревноваться – в настольном теннисе, футболе или других игровых видах спорта. Главное, что ребёнок и родитель будут вместе бороться за победу, вместе решать возникающие трудности и таким образом достигать понимания.
Благодаря занятиям, которые наши педагоги ведут на высоком профессиональном уровне и освоению программ по конкретным видам спорта, многие наши воспитанники продолжают свой спортивный путь в спортивных школах, футбольных клубах города, поступают в ВУЗы спортивной направленности.
- Проблемы
Среди проблем, которые встают перед отделением дополнительного образования я бы выделил главным образом две.
Во-первых, это низкий уровень материальной базы школы. Что, конечно сказывается и на недостаточном финансировании ДО. Для полноценной работы и отдачи необходимо выделить отдельное финансирование на закупку спортинвентаря. Отсутствие средств значительно сказывается на результатах подготовки юных спортсменов.
Вторую проблему, которая встала, как перед нами, так и перед всеми другими школами, мы смогли решить. Введение внеурочки внесло некоторые отрицательные коррективы в работу отделений дополнительного образовании. Не все учреждения справились с этим. Мы же пошли по простому пути, оставив на внеурочку те занятия, которые не пересекаются и не совпадают с доп/образованием.
5.Выводы
В заключении, подведя итог, хотелось бы сказать, что, занимаясь в секциях ОДОД, дети не только заполняют своё свободное время, но и учатся общаться, побеждать, управлять своими эмоциями. Это помогает им в установлении контакта между ними и учителями. Тренировки способствуют сбалансированной работе всех систем организма, укрепляют здоровье. Всё это как нельзя лучше влияет на качество образования, эффективность обучения и посещаемость уроков. А высокие спортивные результаты и победы воспитанников являются не только достоянием любого учреждения и укрепляют его авторитет на любом уровне, но и становятся важнейшим элементом воспитания вступающего в жизнь человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство успешной социализации.
Материалы выступления на методическом совете.Счастье-это когда тебя понимают! Можно переформулировать данную фразу: Счастье - когда ты умеешь быть понятным-и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в о...
«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВУАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА VIII ВИДА»
Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что выпускники специальной школы постоянно попадают в общественно-политические, социальные, бытовые ситуации. От уме...
Дополнительное образование - основа процесса социализации детей в условиях детского дома
В этом выступлении отражены основные теоретические аспекты моей профессиональной деятельности в качестве инструктора по труду детского дома семейного типа....
Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида в условиях современной школы-интерната
Проблема формирования личности ребенка данной категории находится постоянно в поле зрения воспитателя и других работников школы-интерната. Обобщив собственный педагогический опыт и опыт, накопленный ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
Понятие социализация происходит от латинского слова социалис – общественный. Социализация означает процесс усвоения определённой системы знаний, позволяющих ребёнку активно участвовать в жизни...
Обобщение педагогического опыта «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования: пути психокоррекции, социализации»
Главные цель обобщения опыта работы по данной теме – это показать овладение знаний по теории и практике в области специальной коррекционной педагогики, расширени...
Влияние адаптивной физической культуры и спорта на эффективность социализации личности детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и достижение ими адекватного социального ста-туса. Повышение качества жизни людей с ограничениями жизнедеят
Адаптивная физическая культура рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниче...