Использование здоровьесберегающей технологии
учебно-методический материал
Здоровьесберегающая технология - забота о сохранении здоровья обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_zdorovesberegayushchey_tehnologii.docx | 41.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: «Использование здоровьесберегащей технологии в учебно – тренировочном процессе по волейболу»
Разработчик: тренер-преподаватель МКУ ДЮСШ Краснозерского района
Нестеренко Надежда Александровна
Сфера применения: дополнительное образование детей физкультурно-спортивной направленности
Целевая аудитория: тренеры-преподаватели, учителя физической культуры, инструкторы по физической культуре.
Термин «здоровье сберегающие образовательные технологии» (далее - ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровье сбережения.
Здоровье детей – это политика, в ней заложено наше будущее, будущее всей страны, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения.
Проблема здоровья обучающихся обрела социальное значение, она вышла сегодня из ряда педагогических. Поэтому в качестве основы работы здоровьесбережения определили как заботу о сохранении здоровья обучающихся. «В здоровом теле – здоровый дух» – известное латинское выражение. В понятие здоровья наравне с физическим входит и душевное благополучие, поэтому спортивную подготовку детей нельзя представить без воспитательной работы, которая направлена на развитие морально-волевых качеств юных спортсменов, их психологической устойчивости.
Технология проектируется исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат. Поэтому проектирование здоровье сберегающей образовательной среды мы рассматриваем в качестве важнейшего элемента работы по сохранению и укреплению здоровья тренирующихся.
Целью внедрения здоровьесберегающей технологии является обеспечение сохранности здоровья обучающихся при проведении учебно-тренировочных занятий и соревновательной деятельности.
При первом же занятии в начале каждого учебного года, обязательно проводится инструктаж по технике безопасности жизнедеятельности в учреждении на всех обьектах на которых ведутся учебно – тренировочные занятия. В процессе всего учебного года проводятся беседы с совместным обсуждением по следующим темам:
- знания, умения и навыки личной гигиены;
- знание режима дня, основ закаливания организма, здорового образа жизни;
- знание основ здорового питания;
- формирование осознанного отношения к физкультурно-спортивной деятельности, мотивации к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
- знание требований к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке в волейболе;
- знание требований техники безопасности при занятиях волейболом;
Метод словесного воздействия применяемый во внедрении здоровьесберегающей технологии способствует мобилизации чувства ответственности обучающегося за своё здоровье, воспитание постоянной потребности заботиться о нём. Формирует у обучающихся ответственность за своё здоровье.
При планировании и проведении учебно – тренировочных занятий учитываются возрастные особенности обучающихся. На каждом новом этапе подготовки распределяется физическая нагрузка с учетом физических возможностей обучающихся.
Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития
двигательных качеств.
Морфофункциональные показатели, физические качества. | Возраст, лет | ||||||||||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
Длина тела | + | + | + | + | |||||||
Мышечная масса | + | + | + | + | |||||||
Быстрота | + | + | + | ||||||||
Скоростно-силовые качества | + | + | + | + | + | ||||||
Сила | + | + | + | ||||||||
Выносливость (аэробные возможности) | + | + | + | + | + | + | |||||
Анаэробные возможности | + | + | + | + | + | + | |||||
Гибкость. | + | + | + | + | |||||||
Координационные способности. | + | + | + | + | |||||||
Равновесие. | + | + | + | + | + | + | + |
Здоровьесберегающая технология способствует снижению вероятности травм на учебно – тренировочных занятиях и во время соревновательной деятельности. Способствует снижению усталости после значительной физической нагрузки, укреплению здоровья обучающихся.
Современный уровень цивилизации и культуры выдвигает в число важнейших для человека приоритетов задачу самому научиться не болеть, быть здоровым. Для системы образования эта задача трансформируется в императив использовать для достижения этой цели те технологии, которыми как раз и владеет, тренер, психолог. На каждом новом этапе подготовки формируется благоприятный психологический фон на занятиях. Формы и методы создания благоприятного фона:
- использование музыкального сопровожения в любой части учебно – тренировочного занятия что помогает вызывать у обучающихся радость двигательной активности и эстетическое наслаждение, вызывает положительные эмоции, способствует воспитанию чувства ритма, облегчает формирование двигательных навыков, раскрепощает детей. Многие музыкальные композиции, включающие естественные звуки природы (крики чаек, шум прибоя, голоса дельфинов) создают ощущение гармонии с окружающим миром, помогают пережить, почувствовать тесную связь, единство человека и природы, что имеет важное воспитательное значение.
- игровой метод позволяет обеспечить повышенную заинтересованность и меньшую психическую утомляемость по сравнению с упражнениями монотонного характера. Игровой метод вызывает глубокий эмоциональный отклик и позволяет удовлетворить в полной мере двигательную потребность занимающихся. Тем самым, способствует созданию положительного эмоционального фона на занятиях и возникновению чувства удовлетворенности, что в свою очередь создаёт положительное отношение к занятиям.
Например:
«Обстрел чужого поля». На боковых линиях волейбольной площадки обозначают два круга диаметром 2 м один напротив другого. По очереди игроки заходят в круг и выполняют передачу мяча сверху двумя руками, стараясь попасть в противоположный круг. Если мяч не попадает в цель, игрок получает штрафное очко. Побеждает игрок, набравший наименьшее количество штрафных очков.
«Не урони мяч». Игроки делятся на пары и располагаются на расстоянии 4 м друг от друга. У каждой пары — волейбольный мяч. По сигналу начинают встречную произвольную передачу мяча в парах. Пара, поймавшая или уронившая мяч, садится на скамейку. Последняя пара, оставшаяся на площадке, объявляется победителем. Игру можно проводить по командам, сформировав их из определённого количества пар.
«Свеча». В игре принимают участие две и более команды с равным числом игроков. На полу мелом обозначают круг или кладут гимнастический обруч. Команды располагаются в колонны по одному. По сигналу первые игроки команд забегают в круг, выполняют передачу над собой и выбегают из круга, а их места занимают вторые номера и т. д. Побеждает команда, сделавшая больше передач за определённое время.
«Вызов номеров». Игра проводится в двух командах. Игроки каждой команды рассчитываются по порядку и, запомнив свой номер, становятся по кругу. Один игрок с мячом стоит в центре круга. По сигналу он начинает выполнять передачи мяча над собой, после третьей передачи называет какой-либо номер и бежит из круга. Игрок, чей номер был назван, устремляется к мячу и, не дав ему упасть на пол, продолжает передачу мяча над собой и т. д. Побеждает команда, у которой было меньше потерь мяча в отведённое время.
Варианты:
Игроки занимают по кругу различные исходные положения: стоя спиной к центру круга; сидя на полу и др.
Игроки передвигаются по кругу ходьбой, медленным бегом, прыжками на обеих ногах, в приседе и т. п.
«Над собой и о стенку». Игра проводится в виде эстафеты, в которой игроки по очереди продвигаются вперёд, выполняя передачи над собой двумя руками. В 2—3 м от стены каждый игрок останавливается, выполняет три передачи в стену и возвращается обратно, выполняя тот же технический приём, делает передачу следующему игроку своей команды и т. д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.
Эстафета с передачей волейбольного мяча. Две-три команды с равным количеством игроков располагаются во встречных колоннах на расстоянии 7—8 м (рис. 2,). По сигналу первые игроки колонн ударяют волейбольным мячом об пол, а сами перемещаются в конец встречных колонн. Первые игроки встречных колонн выбегают вперёд, принимают отскочивший от пола мяч, передают его двумя руками сверху (или снизу) в обратном направлении на второго игрока и перемещаются в конец противоположной колонны, второй также ударяет мячом об пол, а затем перемещается в конец встречной колонны и т. д. Игра проводится на время. Побеждает команда, допустившая меньшее количество ошибок.
Рис.2
- Соревновательный метод обладает такой же способностью создавать положительный эмоциональный фон и положительное отношение к занятиям. Вызывает глубокий эмоциональный отклик и позволяет удовлетворять в полной мере двигательную потребность. Основная черта этого метода - сопоставление сил в условиях соперничества, борьба за первенство.
Например:
Соверешенствование любого технического элемента, после чего проведение соревнования между обучащимися группы на лучшее выполнение этого элемента (личное первенство или командное):
- соревнование командами в подаче мяча через сетку в определенную зону, до 25 очков, попадание – 1очко, мимо минус 1 очко;
- соревнования командами на сбивание кегли прокатывая мяч;
- соревнования между обучающимися в прыжках в длину с места;
- игра в волейбол на укороченной площадке и оганичениями правил и т.д..
- Использование материально-технической базы, когда дети заходят в спортзал и видят набивные мячи, скакалки, обручи, фишки, барьеры и т.д., они понимают, что их ждут. Погружаясь в эту обстановку ребёнок старается ещё лучше выполнять упражнения, на высоком подъёме.
Таким образом, в процессе обучения детей важно способствовать благоприятному эмоциональному фону, тогда дети будут с удовольствием посещать учебно – тренировочные занятия. Их удовлетворённость - это необходимый компонент положительного отношения к тренировочным занятиям, ребенок должен получать удовлетворение от того что делает.
Без постоянного общения с детьми не получится достичь осознанного отношения к формированию здорового образа жизни. Улучшение содержания и эффективности воспитательной работы создаёт полноту жизни через развитие здорового образа жизни, здоровой мысли, здоровых желаний, здоровой семьи. Формы реализации воспитательной работы:
- организация мероприятий, которые направленны на профилактику алкоголизма, наркомании, токсикомании и асоциального поведения среди обучающихся;
- участие в соревнованиях различного уровня;
- проведение бесед на здоровьесберегающие темы;
- совместные мероприятия с родителями;
- обсуждение спортивных соревнований.
Следует уделять особое внимание работе с детьми из неблагополучных семей, профилактике правонарушений. Профилактическая работа с родителями и их детьми, беседы на темы вреда алкоголизма, наркомании, табакокурения. Такие беседы с целыми семьями являются очень эффективными формами воспитательной работы, которые в результате приносят положительную динамику по состоянию здоровья учащихся. Для того, чтобы сформировать всесторонне развитую личность в воспитательном процессе важная роль принадлежит организации и проведению спортивных мероприятий, которые направлены на формирование у обучающихся осознанного выбора здорового образа жизни, воспитание положительных нравственных качеств, семейных ценностей:
- «Мама, Папа, Я – спортивная семья»;
- товарищеские матчи «родители – дети, кто сильнее?»;
- сдача Всероссийского комплекса готов к труду и обороне (ГТО).
Семья это важнейший институт воспитания. Сотрудничество с семьей формирует общие подходы к воспитанию детей. Тренер-преподаватель должен привлекать родителей к участию учебно – тренировочного процесса в ДЮСШ, что способствует созданию благоприятного климата в семье, и психологического и эмоционального комфорта в ДЮСШ и за ее пределами. В ходе проведенного тестирования выявилось позитивное отношение родителей и законных представителей обучающихся к спортивной школе. Пользу от занятий признает большинство родителей. Занятия в спортивной секции формируют в детях силу воли, уверенность в себе, усидчивость, целеустремленность, упорство в достижении цели, умение самостоятельно принимать решения и оценивать последствия этих решений. Дети, которые занимаются спортом, овладевают не только спортивными и коммуникативными навыками, но и учатся выигрывать и проигрывать, быть тактичными по отношению к людям.
Рекомендации по “Организации здоровье сберегающей деятельности на тренировочных занятиях”
1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
2. Каждая тренировка должна оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашим тренировкам. Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это ваш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь тренера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока технологии в 5 классе с использованием здоровьесберегающих технологий.
Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное условие ее работы.На первый взгляд с этими аргументами трудно спорить. Реальная альтернатива - комплексные программы объективной оц...
Презентация Power Point: “Формирование социокультурной компетенции школьников в условиях межкультурной коммуникации, использование здоровьесберегающих технологий при использовании ИКТ на учебных занятиях”.
Задачи, решаемые в процессе использования технологии : Внедрение новых ИКТ в процесс обучения иностранным языкам.Совершенствование учебной, организационной, учебно-исследовательской деятельности ...
методические рекомендации "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках технологии"
материал, цель которого обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить...
Урок литературы в 7 классе с использованием здоровьесберегающей технологии и технологии кооперативного обучения по теме "Образ Тараса Бульбы в повести Н.Гоголя"
Цель: раскрыть образ Тараса Бульбы как олицетворение сильного русского характера Задачи:Образовательные:Ø подвести учащихся к пониманию всеобъемлющего знания повести “Тарас Бульба"Воспитате...
Использование здоровьесберегающих технологий при внедрении информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс
Презентацию "Использование здоровьесберегающих технологий можно использовать на педсоветах, МО, семинарах....
Конспект игрового урока с использованием здоровьесберегающих технологий и технологий критического мышления "Прогулка по Лондону".
Конспект игрового урока по английскому языку в 4 классе....
Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе средства развития личности. «Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности»
Выступление на ШМО классных руководителей по теме: « Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе средства развития личности. «Технологии обеспечения безопасн...