Беседа: «Выделка шкур традиционным народным способом»
материал
Беседа:
«Выделка шкур традиционным народным способом»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vydelka_shkur_traditsionnym.docx | 98.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Панаевская школа – интернат»
Беседа:
«Выделка шкур традиционным народным способом»
Подготовила: Сэротэтто А.А.,
воспитатель группы - семьи №2
с Панаевск, 2017 г.
Цель: профориентация воспитанников интерната.
Задачи:
- Информирование воспитанников о выделка шкур традиционным народным способом;
- Формирование положительного эмоционального отношения к традиционному образу жизни;
- Воспитание национальное самосознание, уважение к культуре, традициям и образу жизни народов Крайнего Севера.
Воспитатель: Выделка шкур у ненцев описан еще в XVIII в. В.Ф.Зуевым и, по мнению Л.В.Хомич, с тех пор в домашнем производстве не изменился. Самым простым способом консервирования кожевенного сырья была сушка. Она используется для сохранения шкур до начала выделки и у современных сибирских народов. Правила выполнения этой операции в разных этнографических источниках несколько различаются. Сушить шкуры необходимо, аккуратно расправив, в тени на ветру, а не на солнце. При высыхании на солнце шкуры затвердевают.
Ненцы зимой сушат шкуры на улице и в чуме, заткнув за шесты, а летом на улице. При растягивании, распрямлении шкур применяют палки. «Высохшую шкуру смазывают для размягчения содержимым оленьего желудка (оленьей или рыбьей вареной печенью, рыбьим жиром или растертой икрой), после чего сворачивают мездровой частью внутрь сначала вдоль, а затем поперек. Полученный сверток перевязывают веревкой, чтобы он не разворачивался. Смазанная шкура лежит 1-2 дня, затем ее разворачивают и производят первичную обработку с помощью специального скребка яладабць, есей (исий)».
В приведенном описании не отражен процесс отмоки. Видимо, он был необходим при просушивании шкур при их длительном хранении. У других сибирских народов она входит в перечень необходимых приемов. Например, у камчадалов: «Все кожи, идущие на шитье одежды, например, оленьи, тюленьи, собачьи, бобровые, выделываются одним способом. Сперва мочат мездру в воде, сдирают с помощью камня, укрепленного посредине палки, оставшиеся на содранной коже мясо и жилы, намазывают жеваной квашеной или свежей икрой и затем свернув кожу топчут ее ногами до тех пор, пока мездра не провялится, затем снова скоблят и вычищают, продолжая работу до тех пор, пока мездра не станет мягкой и чистой.
Якуты-оленеводы снятую шкуру сушили на солнце или жердях внутри чума, дымили, скоблили, смачивали мездру водой и намазывали вареной растертой или разжеванной оленьей печенью, хранили в свернутом виде в теплом месте 10-12 часов. Затем снова скоблили (скребком с зубцами), дымили, разминали железным скобелем – мялкой с двумя ручками.
Наиболее распространенным орудием для снятия мездры у ненцев был каменный круглый или железный подпрямоугольный или S-образный скребок, вставленный в длинную деревянную оправу с двумя рукоятями. Таким двуручным скребком шкуру обрабатывали несколько раз после ее повторного смазывания и хранения в свернутом виде. Окончательная отделка шкуры производилась (и производится в настоящее время) с помощью особого снаряда, состоящего из куска косы, вставленной в деревянную оправу.
Для выделки шкуры, пригодной для пошива одежды или покрышки чума, ее после грубого мездрения промывали, а затем дубили веществами растительного или животного происхождения (разжеванной печенью, рыбьим жиром или икрой). Для выделки кожи на упряжь, ремни, веревки ненцы клали шкуру на несколько дней в воду. У других сибирских народов известны и такие способы подготовки шкуры к снятию волоса, как копчение, смачивание, распаривание. Вряд ли технология обработки кожевенного сырья у населения Ямала в XI-XII в. была более сложной, чем в XIX-ХХ вв. После ослабления связи волосяной луковицы с кожей волос либо выщипывали руками, либо сгоняли (соскребали) скребками. Традиционная технология обработки шкур у хантов и ненцев сходна. Ханты смягчали шкуры «осадками от вытопленных рыбьих внутренностей, содержимым желудка убитого оленя либо жиром, вываренным из потрохов, разжеванной икрой». Сходны и орудия для обработки кожевенного сырья: двуручный скребок с S -образным железным лезвием, инструмент для разминания в виде дуги.
В хозяйстве северных народов отмечается большая потребность в ремнях разной ширины, ременных веревках. Они нужны для проведения охоты и рыбной ловли, изготовления упряжи. Для ловли дикого оленя нганасаны использовали сети из веревок, которые плелись из четырех ремней наподобие аркана. На изготовление сети требовалось 30-40 оленьих шкур. Много сыромятных ремней (обычно из шкуры дикого оленя) требуется для оленьей сбруи. Наличие костяных деталей упряжи свидетельствует о существовании транспортного оленеводства. Для перевозки одного чума требуется до 25 (а летом 30) комплектов упряжи.
В Ямальском р-не, сбруя на упряжку из 4-х оленей состоит из вожжи шириной около 2-2,5см длиной около 6м, потягов шириной около 3 см : двух длинных (на крайних оленей) длиной по 5м, двух коротких –около 2-2,5м. каждый, ремней на оленей по 1,5 м на каждом, ремней для присоединения потягов к нарте до 1,5 м. Итого, общая длина ремней достигает 28,5-29м.
Шкуры обрабатывают женщины, а выделкой ремней и плетением арканов занимаются мужчины. Лишенную волоса спинную часть шкуры оленя разрезают на полоски шириной 4 - 5 мм и из четырех таких полосок сплетают аркан длиной 21 - 24 м. При этом Л.В.Хомич уточняет, что на 1 аркан уходит шкура одного оленя.
Обязательным атрибутом современного ненца-оленевода является аркан-тынзян. Его длина – 25 м. Его плетут из 4-х ремешков шириной около 1см, длиной 30 м каждый (информация , собранная К.А. Ощепковым). Оленеводы говорят, что из кожи дикого оленя плетут зимний аркан осенью, в сентябре, когда влажно и когда олень жиреет (после появления грибов, но до гона).
Для тынзяна шкуру выделывают мужчины: бросают шкуру в воду, затем волосы снимают руками, сушат, мажут рыбьими кишками, снова сушат и мнут, как обычную шкуру. На аркан идет целая шкура крупного дикого оленя: 4 ремня по 25 - 30м. Иногда из одной шкуры дикого оленя можно сделать два аркана. Плетут из четырех полос, иногда вплетая еще одну в середину (если полосы тонкие). Полоски, из которых плетут тынзян, выравнивают ножом, перекидывают через нарту и растягивают, к концам привязывают палочки и затем плетут. Тынзян может служить 20-30 лет, если его не мочить, поэтому весной и летом кожаный аркан стараются не использовать, заменяя его сплетенным из корня кедра. Если при плетении аркан сильно стягивать, то на морозе он становится очень жестким. Готовый аркан пропускают через маленькое отверстие в березовом бруске. Аркан вырезают из лишенной волоса спинной части шкуры оленя. При этом шкура перерезается пополам и каждая часть режется по спирали на полосы шириной в 4-5мм. Полученные ремни вытягивают, выбрасывая слишком тонкие и изрезанные куски. Сплетенный аркан протягивают через отверстие в деревянном бруске и мажут жиром или налимьей печенью
Производство крученых веревок из ремней развивается «преимущественно у скотоводческих народов и у охотников на морского зверя. Первым ременные веревки были необходимы для арканов и упряжи, вторым – для гарпунного снаряжения и оснащения лодок… Веревки из ремней вырабатывались только северными якутами-оленеводами, а оседлые якуты их не изготовляли».
Ремни и веревки из ремешков или оленьих жил нужны не только для упряжи, но и для крепления покрышек чума. Современный ненецкий чум имеет четыре покрышки. На каждую покрышку требуется по 4 веревки по 10 - 15 м каждая, итого - 160 м на чум. На веревки идет шкура тощих летних быков (важенок обычно для этих целей не используют). Для плетения веревок полоски кожи не вытягивают.
Литература:
1. Аверьянова К.Н. Рабочая тетрадь (факультативный курс «Оленеводство Ямала») 7-9 кл. – СПб.
филиал издательства «Просвещение», 2004.
2. Культура народов Ямала / (Борко Т.И., Галкин В.Т.) . Учебник 5-7 кл. Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера СО РАНЮ, 2002.3.
3. Педсовет №11, 2000.
4. Северные родники / автор-составитель Л.В. Федорова Тюмень: Из-во Институт проблем освоения Севера СО РАН, 2001
5. Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор. 1995.- С.136-143; Чубарова Л. Медвежий след и локоть лисицы.//Северные просторы.-2005.-апрель.-С.81
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Традиционные народные куклы"
Программа элективного курса "Традиционные народные куклы"актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетическо...
Мастер-класс "Птица счастья. Традиционная народная игрушка России"
Мастер-класс "Птица счастья. Традиционная народная игрушка России" в технике художественного выжигания может быть использован на уроках технологии в ходе изучения темы «Народное творч...
Традиционные народные куклы из текстильных материалов
Методический материал к уроку в 5классе, раздел "Материаловедение" .Урок проводится в рамках недели толерантности в школе и посвещен знакомству с трапичными куклами народов России и стран СНГ. Приводи...
Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре
О важности приобщения ребенка к культуре народа, на земле которого живешь...
"Традиционная народная кукла" примерная образовательная программа для кружка.
Данная программа разработана для проведения занятий кружка по народной кукле. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, рассчитана на 2 года обучения (76 часов в год - всего 152 часа)...
Социально-эмоциональное развитие ребёнка средствами традиционной народной культуры.
Пути формирования интегративного качества "эмоционально отзывчивый" с использованием средств традиционной народной культуры....
Мастер-класс «Технология выделки шкур мерлушек»
Выделка шкур — это процедура, которая под силу даже новичкам. Используя подручные средства и нехитрый инструмент, можно самостоятельно подготовить материал для пошива меховог...