КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ В СТИЛЕ ОВЕРЛЕППИНГ»
план-конспект
занятие по изо "ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ В СТИЛЕ ОВЕРЛЕППИНГ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 27.14 КБ |
konspekt_zanyatiya.docx | 27.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ В СТИЛЕ ОВЕРЛЕППИНГ»
Выполнила:
педагог дополнительного образования
МБОУДО «Центр детского творчества»
Иванова Ольга Михайловна
2019г.
Тема: «Декоративный натюрморт в стиле оверлеппинг».
Цель: Познакомиться с понятием оверлеппинг в декоративной композиции и выполнить декоративный натюрморт по правилам оверлеппинга.
Задачи:
Обучающие:
-обучение рисованию изображения с натуры;
- обучение стилизации любой формы;
- обучение созданию цветовой гаммы картины.
Развивающие:
– развитие зрительного представления;
- развитие воображения и чувства вкуса;
- развитие чувства пропорции, соразмерности, масштаба и материальности.
Воспитательные:
- воспитание интереса к предмету;
- развитие аккуратности в работе;
- формирование эстетического вкуса.
Материалы и оборудование:
- листы бумаги для рисования формат А-3;
- гуашь, акварельные краски;
- кисточки: № 2, № 5, № 8;
- баночка с водой, салфетки;
- мультимедийный проектор.
Формы и методы, применяемые на занятии:
Словесные – фронтальная беседа.
Наглядные – демонстрация образцов, технического рисунка, иллюстрации художников.
Игровые – игра в сборочный цех завода.
Практические – выполнение практического задания. Самоконтроль и оценка выполняемой работы.
Репродуктивные – изготовление рисунка по образцу.
План занятия:
- Подготовительная часть.
- Основная часть.
- Заключительная часть.
Ход занятия.
I. Подготовительная часть
Организация рабочего места, подготовка доски: запись даты, темы, терминов, подготовка наглядного материала.
II. Основная часть
Педагог: - Приветствие, Добрый день, ребята! Сегодня мы познакомимся с необычной техникой изображения декоративного натюрморта - оверлеппингом.
Актуализация новых знаний.
Знакомство с новым термином «Оверлепинг» в декоративной композиции.
Педагог: - Декоративный натюрморт характерен условным изображением реальной постановки и исключает ряд постановочных задач реалистического изображения, таких, как: отображение воздушного пространства и материальности. Условностью так же является плановость изображения. В декоративном натюрморте на первый план выступают следующие задачи: цветовая композиция, в которой цвета не столько отражают реальные взаимосвязи предметов постановки, сколько условную задачу заранее продуманного колорита, то есть колорита, построенного на нюансе, контрасте, монохромии. В декоративном натюрморте важным является также композиционно выверенное построение линий, контуров, их движение и взаимодействие с пятном. Допустимым является также использование орнаментов, узоров как составляющей части декоративного натюрморта.
Благодаря этим новым задачам появляется возможность развития композиционных навыков, цветового построения. Основной задачей в декоративном натюрморте является задача стилизации как предметов, их формы, характера, так и цвета, тонов. Таким образом, мы видим, что в отличие от реального натюрморта после стилизации в декоративном натюрморте предметы могут принципиально изменять свой характер, цвет, перспективу.
- Давайте вспомним, какие правила композиции мы уже знаем?
Предметы не должны быть большими или маленькими. Композиция должна быть уравновешенной.
– Правильно. Эти правила присутствуют и в декоративной композиции. О чем мы сейчас будем говорить?
О равновесии.
– Кто скажет, уравновешена ли композиция представленная на верху?
– Нет.
– А как мы можем ее уравновесить?
– Можем добавить к маленькому предмету еще один предмет. Можем сдвинуть большой предмет к центру.
– Правильно. Равновесие мы чувствием. Чтобы наша композиция была уравновешенной, необходимо чтобы предметы вписывались в правильную геометрическую форму.
– Еще в декоративной композиции равновесия можно добиться путем членения плоскости на светлые и темные участки. Здесь главная задача - уравновесить свет и тень, как на этом рисунке. А теперь посмотрите, ребята, на все представленные композиции. Как предметы расположены на плоскости, они разрознены или как-то собраны?
– Предметы объединены
– А как?
– Один предмет перекрывает другой.
– Совершенно верно. Это называется прием оверлеппинга – частичное совпадение или наложение одной формы на другую. При перекрытии одного предмета другим контур может просвечивать сквозь заслоняющий его предмет. В декоративной композиции существует такой прием. Так же, предметы могут быть объединены каким либо дополнительными линиями фона, тенями и т.д. Но композиция должна строиться так, чтобы от нее нельзя было убрать ни кусочка без ущерба для целого.
– Теперь давайте подумаем, что такое композиционный центр?
– Центральная точка – главная в композиции.
– А как можно найти композиционный центр?
– Сгущение элементов в одном месте.
– Выделяется центр тоном.
– Показывается контрастной формой предмета.
– Размеры доминанты увеличиваются.
– Приемом композиционной паузы выделяем центр.
– Правильно. А теперь посмотрите на эту схему (рисунок пейзажа с указанием планов). Вы пользовались ей при рисовании пейзажа. Что показывает эта схема?
– Планы картины. Передний, средний и дальний план.
- А теперь посмотрите на представленные декоративные композиции, что вы можете сказать о плановости?
– Ее нет. Все предметы находятся на втором плане.
– Совершенно верно. В декоративной композиции все предметы находятся в одной плоскости. Кто скажет, чем мы занимаемся сегодня на занятии?
– Мы будем составлять декоративный натюрморт с элементами регионального компонента.
Педагог: - Нарисуйте декоративный натюрморт, на котором должна изображаться ваза и два фрукта, все предметы должны находиться на плоскости.
- Реальные ли предметы мы используем в декоративном рисунке?
– Стилизованные.
– А как мы будем оценивать нашу композицию, по каким критериям?
– Равновесие.
– Неделимость композиции.
– Ритм.
– Композиционный центр.
– Расположение предметов в одной плоскости.
Физкультминутка.
Руки в стороны – в полет
Отправляем звездолет,
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш звездолет.
(и.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны, 1 – поворот вправо; 2 – и.п.; 3 – поворот влево; 4 – и.п.).
Практическая работа.
Педагог: - Приступая к рисунку, помните, что основное внимание нужно сосредоточить на прорисовке предметов и других особенностей поверхности, а передачей объема, светотени можно пренебречь, отказаться от них, тогда изображение получится плоским, прозрачным.
- рисовать будем в квадратном формате листа;
- начинаем рисовать простым карандашом, помня о том, что на карандаш мы не нажимаем, линии должны быть чуть заметны, они нам только помогают построить форму предметов;
- рисуем крупно в середине листа;
- сначала изображаем плоскость, за тем вазу и два фрукта, предметы в декоративной композиции можно искажать;
- определяемся с цветовой гаммой;
- выполняем рисунок в цвете.
Педагог: - Теперь самостоятельно рисуем простым карандашом
Дети повторяют последовательность рисования:
Педагог ходит по классу и помогает ученикам, если считает это необходимым.
III.Заключительная часть
Подведение итогов. Закрепление полученного материала:
- Где был рожден жанр «натюрморт»?
- Что входит в понятие натюрморт?
- Какие материалы можно использовать для выполнения декоративного натюрморта?
Педагог: - Ребята, мне было очень приятно работать с вами. Спасибо! На этом наше занятие заканчивается. На следующее занятие принесите, пожалуйста, гуашь, кисти, альбом.
-До встречи на следующем занятии.
Список литературы:
- Абрамцева М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству, 1-4 классы. М. Владос 2003 г.
- Буйнов А. М., Елизарова Е. М., Иогансон Б. В. Школа изобразительного искусства вып. 2 изд. третье, исправ. и дополн. М.: Изобразительное искусство. 1988 г.
- Изобразительное искусство часть 2, основы живописи учебник для учащихся 5-8 классов. Обнинск издательство «Титул», 1996 г.
- Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом издательство «Детство-Пресс» С-П. 1999 г.
- Уильям Пауэлл. Цвет и как его использовать. М. Аст. Астрель 2005 г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ В СТИЛЕ ОВЕРЛЕППИНГ»
Выполнила:
педагог дополнительного образования
МБОУДО «Центр детского творчества»
Иванова Ольга Михайловна
2019г.
Тема: «Декоративный натюрморт в стиле оверлеппинг».
Цель: Познакомиться с понятием оверлеппинг в декоративной композиции и выполнить декоративный натюрморт по правилам оверлеппинга.
Задачи:
Обучающие:
-обучение рисованию изображения с натуры;
- обучение стилизации любой формы;
- обучение созданию цветовой гаммы картины.
Развивающие:
– развитие зрительного представления;
- развитие воображения и чувства вкуса;
- развитие чувства пропорции, соразмерности, масштаба и материальности.
Воспитательные:
- воспитание интереса к предмету;
- развитие аккуратности в работе;
- формирование эстетического вкуса.
Материалы и оборудование:
- листы бумаги для рисования формат А-3;
- гуашь, акварельные краски;
- кисточки: № 2, № 5, № 8;
- баночка с водой, салфетки;
- мультимедийный проектор.
Формы и методы, применяемые на занятии:
Словесные – фронтальная беседа.
Наглядные – демонстрация образцов, технического рисунка, иллюстрации художников.
Игровые – игра в сборочный цех завода.
Практические – выполнение практического задания. Самоконтроль и оценка выполняемой работы.
Репродуктивные – изготовление рисунка по образцу.
План занятия:
- Подготовительная часть.
- Основная часть.
- Заключительная часть.
Ход занятия.
I. Подготовительная часть
Организация рабочего места, подготовка доски: запись даты, темы, терминов, подготовка наглядного материала.
II. Основная часть
Педагог: - Приветствие, Добрый день, ребята! Сегодня мы познакомимся с необычной техникой изображения декоративного натюрморта - оверлеппингом.
Актуализация новых знаний.
Знакомство с новым термином «Оверлепинг» в декоративной композиции.
Педагог: - Декоративный натюрморт характерен условным изображением реальной постановки и исключает ряд постановочных задач реалистического изображения, таких, как: отображение воздушного пространства и материальности. Условностью так же является плановость изображения. В декоративном натюрморте на первый план выступают следующие задачи: цветовая композиция, в которой цвета не столько отражают реальные взаимосвязи предметов постановки, сколько условную задачу заранее продуманного колорита, то есть колорита, построенного на нюансе, контрасте, монохромии. В декоративном натюрморте важным является также композиционно выверенное построение линий, контуров, их движение и взаимодействие с пятном. Допустимым является также использование орнаментов, узоров как составляющей части декоративного натюрморта.
Благодаря этим новым задачам появляется возможность развития композиционных навыков, цветового построения. Основной задачей в декоративном натюрморте является задача стилизации как предметов, их формы, характера, так и цвета, тонов. Таким образом, мы видим, что в отличие от реального натюрморта после стилизации в декоративном натюрморте предметы могут принципиально изменять свой характер, цвет, перспективу.
- Давайте вспомним, какие правила композиции мы уже знаем?
Предметы не должны быть большими или маленькими. Композиция должна быть уравновешенной.
– Правильно. Эти правила присутствуют и в декоративной композиции. О чем мы сейчас будем говорить?
О равновесии.
– Кто скажет, уравновешена ли композиция представленная на верху?
– Нет.
– А как мы можем ее уравновесить?
– Можем добавить к маленькому предмету еще один предмет. Можем сдвинуть большой предмет к центру.
– Правильно. Равновесие мы чувствием. Чтобы наша композиция была уравновешенной, необходимо чтобы предметы вписывались в правильную геометрическую форму.
– Еще в декоративной композиции равновесия можно добиться путем членения плоскости на светлые и темные участки. Здесь главная задача - уравновесить свет и тень, как на этом рисунке. А теперь посмотрите, ребята, на все представленные композиции. Как предметы расположены на плоскости, они разрознены или как-то собраны?
– Предметы объединены
– А как?
– Один предмет перекрывает другой.
– Совершенно верно. Это называется прием оверлеппинга – частичное совпадение или наложение одной формы на другую. При перекрытии одного предмета другим контур может просвечивать сквозь заслоняющий его предмет. В декоративной композиции существует такой прием. Так же, предметы могут быть объединены каким либо дополнительными линиями фона, тенями и т.д. Но композиция должна строиться так, чтобы от нее нельзя было убрать ни кусочка без ущерба для целого.
– Теперь давайте подумаем, что такое композиционный центр?
– Центральная точка – главная в композиции.
– А как можно найти композиционный центр?
– Сгущение элементов в одном месте.
– Выделяется центр тоном.
– Показывается контрастной формой предмета.
– Размеры доминанты увеличиваются.
– Приемом композиционной паузы выделяем центр.
– Правильно. А теперь посмотрите на эту схему (рисунок пейзажа с указанием планов). Вы пользовались ей при рисовании пейзажа. Что показывает эта схема?
– Планы картины. Передний, средний и дальний план.
- А теперь посмотрите на представленные декоративные композиции, что вы можете сказать о плановости?
– Ее нет. Все предметы находятся на втором плане.
– Совершенно верно. В декоративной композиции все предметы находятся в одной плоскости. Кто скажет, чем мы занимаемся сегодня на занятии?
– Мы будем составлять декоративный натюрморт с элементами регионального компонента.
Педагог: - Нарисуйте декоративный натюрморт, на котором должна изображаться ваза и два фрукта, все предметы должны находиться на плоскости.
- Реальные ли предметы мы используем в декоративном рисунке?
– Стилизованные.
– А как мы будем оценивать нашу композицию, по каким критериям?
– Равновесие.
– Неделимость композиции.
– Ритм.
– Композиционный центр.
– Расположение предметов в одной плоскости.
Физкультминутка.
Руки в стороны – в полет
Отправляем звездолет,
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш звездолет.
(и.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны, 1 – поворот вправо; 2 – и.п.; 3 – поворот влево; 4 – и.п.).
Практическая работа.
Педагог: - Приступая к рисунку, помните, что основное внимание нужно сосредоточить на прорисовке предметов и других особенностей поверхности, а передачей объема, светотени можно пренебречь, отказаться от них, тогда изображение получится плоским, прозрачным.
- рисовать будем в квадратном формате листа;
- начинаем рисовать простым карандашом, помня о том, что на карандаш мы не нажимаем, линии должны быть чуть заметны, они нам только помогают построить форму предметов;
- рисуем крупно в середине листа;
- сначала изображаем плоскость, за тем вазу и два фрукта, предметы в декоративной композиции можно искажать;
- определяемся с цветовой гаммой;
- выполняем рисунок в цвете.
Педагог: - Теперь самостоятельно рисуем простым карандашом
Дети повторяют последовательность рисования:
Педагог ходит по классу и помогает ученикам, если считает это необходимым.
III.Заключительная часть
Подведение итогов. Закрепление полученного материала:
- Где был рожден жанр «натюрморт»?
- Что входит в понятие натюрморт?
- Какие материалы можно использовать для выполнения декоративного натюрморта?
Педагог: - Ребята, мне было очень приятно работать с вами. Спасибо! На этом наше занятие заканчивается. На следующее занятие принесите, пожалуйста, гуашь, кисти, альбом.
-До встречи на следующем занятии.
Список литературы:
- Абрамцева М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству, 1-4 классы. М. Владос 2003 г.
- Буйнов А. М., Елизарова Е. М., Иогансон Б. В. Школа изобразительного искусства вып. 2 изд. третье, исправ. и дополн. М.: Изобразительное искусство. 1988 г.
- Изобразительное искусство часть 2, основы живописи учебник для учащихся 5-8 классов. Обнинск издательство «Титул», 1996 г.
- Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом издательство «Детство-Пресс» С-П. 1999 г.
- Уильям Пауэлл. Цвет и как его использовать. М. Аст. Астрель 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к занятию "Декоративная бабочка"
Наиболее эффективно проводить подобное занятие весной в предвкушении лета или ранней осенью по воспоминаниям о лете. Материал дает возможность придумать свое сказочное изображение, отойти от шаблона. ...
План-конспект открытого урока. Тема: « Натюрморт в стиле великого художника »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей ...
РАБОТА НАД НАТЮРМОРТОМ в стиле «ар нуво» с младшими школьниками
РАБОТА НАД НАТЮРМОРТОМ в стиле «ар нуво» с младшими школьниками.ОДОД ГБОУ СОШ №270 Санкт-ПетербургаПедагог доп.образования Владимир МАКАРОВ(работа иллюстрирована ра...
Конспект занятия "Декоративно-прикладное творчество"
Материал занятия раскрывает особенности некоторых видов декоративно-прикладного творчества....
План-конспект открытого занятия "Декоративные швы. Выполнение образца шва "перекрученный"
Выполнение декоративного шва...
Конспект открытого занятия "Декоративное панно"
Конспект открытого занятия "Декоративное панно" (овладение навыками создания декоративного панно через применение известных техник работы с кожей)....
Конспект занятия «Декоративные цветы из ткани» (3-ий год обучения)
Конспект занятия«Декоративные цветы из ткани»(3-ий год обучения)...