Программа курса Планета информатики
рабочая программа (9 класс)

Основные цели и задачи курса: формирование у выпускников школы основ научного мировоззрения; обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием; создание условий для саморазвития и самовоспитания личности; формирование у обучаемых достаточно полного системного представления компьютерном моделировании; формирование умения решать исследовательские и практические задачи, требующие получения законченного продукта; знакомство с технологиями решения типовых заданий классического программирования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_9_klass_elektiv_planeta_informatiki.docx35.27 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 116 Приморского района Санкт-Петербурга

 

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

от 28 августа 2020 г.

Протокол № 1/

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________ / Е.М.Бомаш/

28 августа 2020 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ гимназия № 116

_______________/ Д.А.Минцис/

28 августа 2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу

«Планета информатика»

класс - 9-Б

2020-2021 учебный год

Учитель – Паршуков Алексей Юрьевич

высшая квалификационная категория

        

 

Санкт-Петербург

2020

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Компьютерное моделирование математических задач» основана на одноименном учебно-методическом комплекте Сулейманова Р.Р. , опубликованного издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний».

Рабочая программа рассчитана на изучение элективного курса по 1 часу в неделю, общим объемом 34 учебных часов в течение текущего учебного года. Контингент элективного курса по выбору – учащиеся 9-Б (физико-математического) класса.

Основные цели и задачи курса: формирование у выпускников школы основ научного мировоззрения; обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием; создание условий для саморазвития и самовоспитания личности; формирование у обучаемых достаточно полного системного представления компьютерном моделировании; формирование умения решать исследовательские и практические задачи, требующие получения законченного продукта; знакомство с технологиями решения типовых заданий классического программирования.

Компьютерное моделирование достаточно широко используется при изучении различных тем и курсов информационных технологий. Моделирование - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс задач и действий по их решению, завершающийся созданием конечного продукта. В основе компьютерного моделирования лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно организовать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического мышления. Компьютерное моделирование - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, творчески подойти к учебе. Компьютерное моделирование математических задач предполагает наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения; практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов; самостоятельную деятельность ученика; структурирование содержательной части с указанием поэтапных результатов; подведение итогов, корректировку, выводы.

Выбор данного элективного курса обусловлен следующими причинами:

  • Технический профиль учебного коллектива: работа по учебному плану с углубленным изучением математики и физики, при этом курс информатики представлен на базовом уровне, который обеспечивает лишь репродуктивный уровень усвоения материала. Данный элективный курс дает возможность достичь продуктивного, творческого уровня усвоения ключевых для физико-математического класса содержательных линий курса: моделирования-формализации и алгоритмизации-программирования, являясь таким образом необходимым органичным углублением реализуемого базового курса информатики, основанного на учебно-методическом комплекте авторов: Босова Л.Л.,Босова А.Ю. опубликованного издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний».
  • Востребованность учащимися данного учебного коллектива итоговой аттестации по информатике в формате единого государственного экзамена. Данный элективный курс является ключевым для подготовки к важнейшему, наиболее высокобалльному разделу, представленному в экзаменационном материале - программированию. При разборе всех модулей курса существенный акцент делается на специфику решение экзаменационных задач.
  • Высокий уровень подготовленности учащихся за период изучения курса информатики на уровне основного общего образования является основой для выбора данного, достаточно сложного с точки зрения автора УМК, материала данного элективного курса.

Тематическое планирование

элективного курса «Планета информатики»

Модуль

Кол-во часов

1. Решение математических задач.

18

3. Дискретная математика.

15

Резерв.

1

Всего

34

Поурочное планирование

Тема урока

Дата проведения

план

факт

1. Решение математических задач.

Типовые задачи целочисленной математики.

01.09.15

Типовые задачи целочисленной математики.

Типовые задачи целочисленной математики.

Типовые задачи целочисленной математики.

Самостоятельная работа: типовые задачи целочисленной математики.

Решение задач по теме «Простые числа».

Самостоятельная работа: решение задач по теме «Простые числа».

Решение задач методом обобщения и аналогии.

Решение задач на тему «Целочисленные треугольники».

Фигурные числа.

Целочисленные решения линейных уравнений.

Самостоятельная работа: целочисленные решения линейных уравнений.

Сравнения.

Теорема об остатках.

Самостоятельная работа: сравнения, теорема об остатках.

Совершенные числа.

Разложение натурального числа на натуральные слагаемые.

Самостоятельная работа: разложение натурального числа на натуральные слагаемые.

3. Дискретная математика.

Задачи из теории множеств.

Самостоятельная работа: теория множеств        .

Решение логических задач.

Самостоятельная работа: решение логических задач.

Комбинаторика.

Комбинаторика.

Решение задач: комбинаторика.

Самостоятельная работа: комбинаторика.

Геометрическая вероятность. Метод Монте-Карло.

Самостоятельная работа: метод Монте-Карло.

Системы счисления.

Самостоятельная работа: системы счисления.

Признаки делимости в различных системах счисления.

Самостоятельная работа: признаки делимости в различных системах счисления.

Определение кратности дискретного сигнала.

Резерв

* Модуль «Занимательные задачи» имеет подобное название не по причине простоты представленных заданий, а занимательности содержания этих заданий, либо формы их представления. Педагогически оправданная занимательность имеет целью привлечь внимание учащихся к заданиям, к изучению теории, активизировать их мыслительную деятельность. В данном разделе решением любой «занимательной задачи» является программа с соответствующим компьютерным экспериментом.

 Используемые на уроках наглядность, информационные ресурсы, интерактивные средства:

- рабочие места учащихся – стационарные персональные компьютеры;

- ноутбук учителя, проектор, интерактивная доска;

- цифровые образовательные ресурсы, список которых представлен в разделе «Учебно-методическое обеспечение» данной рабочей программы.


Содержание и планируемые результаты изучения курса

В направлении личностного развития:

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способностей к умственному и компьютерному эксперименту;
  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
  • развитие исследовательских умений и навыков;
  • профессиональная ориентация школьников;
  • развитие умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • воспитание критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта, умения видеть алгоритмы и их конструкции;
  • формирование представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
  • развитие креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач;
  • развитие умения контролировать процесс и результаты учебной деятельности;
  • развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, алгоритмов, программ.

В метапредметном направлении:

  • формирование представлений о математике и информатике как части общечеловеческой культуры, о значимости компьютерного моделирования в развитии цивилизации и современного общества;
  • развитие представлений о компьютерном моделировании как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта моделирования математических задач;
  • объяснение общих подходов в интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

В предметном направлении:

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в высшей школе, изучения смежных дисциплин, применения этих знаний в повседневной жизни;
  • создание фундамента для дальнейшего изучения математики, формирования механизмов мышления, характерных для математического подхода;
  • формирование представлений о роли информации и информационных процессов в социальных, биологических и технических системах;
  • овладение алгоритмическим мышлением, понимание необходимости формального описания алгоритмов;
  • овладение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
  • овладение понятиями основных конструкций программирования (ветвление, цикл, подпрограмма); умение анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
  • овладение стандартными приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования, методикой отладки таких программ;
  • обучение использованию готовых прикладных компьютерных программ;
  • формирование представления о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса), о способах хранения и простейшей обработке данных;
  • овладение понятием сложности алгоритма; знание избранных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
  • овладение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), получение представлений о базовых типах данных (целые, вещественные, символьные, строковые, логические) и структурах данных;
  • обучение использованию основных управляющих конструкций.

Для каждой темы курса необходимым планируемым результатом изучения также является использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании; ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами; автоматизации коммуникационной деятельности; соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией; эффективной организации индивидуального информационного пространства.


Учебно-методическое обеспечение

Рабочая программа элективного курса основана на учебно-методическом комплекте «Компьютерное моделирование математических задач» Сулейманова Р.Р., опубликованного издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний»:

1. Компьютерное моделирование математических задач. Элективный курс : методическое пособие. Сулейманов Р.Р. БИНОМ. Лаборатория знаний 2014 http://lbz.ru/books/232/8200/

2. Компьютерное моделирование математических задач. Элективный курс : учебное пособие

Сулейманов Р. Р. БИНОМ. Лаборатория знаний 2012        http://lbz.ru/books/232/5858/

3. Электронное приложение к УМК Р. Р. Сулейманова. http://lbz.ru/files/8270/ 

Приложение содержит файлы программ решения задач для самостоятельной работы учащихся, содержащиеся в разделе «Решение задач для самостоятельной работы» методического пособия.

Кабинет информатики, являясь органичной частью современной информационно-образовательная среды образовательного учреждения:

- 13 персональных компьютеров – рабочих мест учащихся, подключенных в единую локальную сеть гимназии с выходом в глобальную компьютерную сеть Интернет;

- автоматизированное рабочее место учителя – ноутбук, подключенный в единую локальную сеть гимназии с выходом в глобальную компьютерную сеть Интернет; мультимедийный проектор, интерактивная доска, монохромный и цветной лазерные многофункциональные печатающие устройства, сканер, аудиосистема;

- программное обеспечение: лицензионные операционная система Windows, офисный пакет Microsoft Office 2019; свободно распространяемая программная среда Pascal ABC.

Цифровые образовательные ресурсы:

  • http://metodist.lbz.ru/iumk/informatics/ - Методическая служба издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний», раздел Информатика. Электронное методическое приложение - открытая сетевая авторская мастерская с методическими рекомендациями, видеолекциями, электронной почтой и форумом для свободного общения с авторским коллективом.
  • http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов /ФЦИОР/, в частности электронные гипертекстовые аналоги разделов учебника;
  • http://kpolyakov.spb.ru/ - Персональный сайт учителя информатики, автора УМК по информатике Полякова Константина Юрьевича.
  • http://inf.reshuege.ru/ - Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Раздел – Информатика.
  • http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  • http://digital.1september.ru/ - Портал «Школа цифрового века» издательского дома «Первое сентября», ежегодная подписка.
  • http://olymp.ifmo.ru/ - Олимпиады в области точных наук, СПб ИТМО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа курса ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА

Существует множество важных проблем, на которые никто не хочет обращать внимания, до тех пор, пока ситуация не становится катастрофической. Одной из таких проблем в России являются: её недостато...

Программа элективного курса "Планета чудес и загадок"

Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к знаниям и умениям, содержание курса и тематическое планирование...

Рабочая программа курса "Основы информатики" 5 класс

Курс составлен на основе авторской программы Л. Л. Босовой «Информатика и ИКТ»....