Студия развития "УМНЯША"
рабочая программа

Программа предназначена для работы с детьми 7-9 лет.Направлена на рзвитие психофизикеской, психосоциальной и когнитивной областей развития ребенка. Рассчитана на 144 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umnyasha.docx61.87 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Студия развития

        «Умняша»

Возраст учащихся: 7-9 лет

Срок реализации: 1 год

                                Автор-составитель:

                                                  Черняева Юлия Валентиновна,

                                                                   педагог дополнительного образования

г. Вязьма

2020 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы «Студия развития «Умняша» - социально-педагогическая.

Актуальность. Развитию ребёнка с давних пор предавалось огромное значение. Многие известные педагоги и психологи говорили о том, что развивать детей можно и нужно всегда, начиная с раннего возраста. Почему? Дело в том, что развитие - это переход на качественно новый уровень. Оно присуще любой форме существования материи. Человек не исключение. Все позитивные изменения в ребенке, происходящие как вследствие серьезных, качественных скачков, так и небольших, постепенных его изменений – и есть развитие. Это все то, что в ребенке растет (с возрастом) само, что формируется под влиянием извне и развивается в себе самим ребенком.

Кроме этого, важнейшей задачей государства в последнее время выступает определение вектора развития подрастающего поколения. Глава государства В.В. Путин отметил, что в соответствии с поправками в Конституцию РФ, «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики, государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию детей». Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на достижение цели национального проекта «Образование» по воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности. Цитируя ФЗ « Об образовании в РФ» - «образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения… в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и (или) профессионального развития человека…». Соответственно – образование осуществляется в целях развития.

Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь. Но верно и обратное: ребёнок воспитывается и обучается - развиваясь. Ведь если по каким-то причинам развитие ребёнка в полной мере было невозможно, это повлечёт за собой проблемы в обучении и воспитании.

Данная программа показана как профилактическая детям, начинающим обучение в школе (с целью избегания возможных проблем, связанных с обучением и воспитанием). Кроме этого, программа может носить и коррекционную направленность для детей,  у которых уже имеются определённые сложности в школе.

Отличительная особенность программы в её концептуальной основе – развитие ребёнка рассматривается с точки зрения системного подхода, опираясь на основные области психического развития:

1) психофизическая область развития, включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела человека;

2) психосоциальная область развития, предусматривающая изменения в эмоциональной и личностной сферах. При этом следует особо указать на значение межличностных отношений для становления Я-концепции и самосознания личности;

3) когнитивная область развития, включающая все аспекты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.

Исходя из этого, содержание программы можно подразделить на три раздела. Первый раздел решает задачи развития психофизической области – развитие сенсорного восприятия. Второй раздел решает задачи развития когнитивной области – познавательной сферы. Третий раздел решает задачи развития психосоциальной области – развитие эмоциональной и личностной сферы.

Программа поможет ребятам в освоении всех предметных областей в школе, поскольку недостатки со стороны основных познавательных процессов, саморегуляции, адаптивности, а также мотивационные искажения препятствуют успешному обучению. Занятия станут профилактикой трудностей овладения письмом, математикой, появления ошибок при решении математических примеров, трудностей в решении арифметических задач, трудностей овладения знаниями по предмету «Окружающий мир» и т.д.  

Еще одна из особенностей программы – использование на занятиях средств сказкотерапии, изотерапии, игротерапии, музыкотерапии – такую возможность дети могут получить только на занятиях с психологом.

Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике (Гнездилов А.В., 2000). Ребенок и Сказка всегда вместе. Сказка позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. Благодаря сказке, ребенок познает мир и развивается как личность. Причем всю информацию ребенок получает недирективным путем, без сложных нравоучений, а этот путь, как подтверждают многочисленные психологические исследования, смый эффективный.

Изотерапия – лечебное воздействие на психику человека с помощью изобразительного искусства. Детский рисунок в первую очередь рассматривается как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру. Стремление ребенка к свободному рисованию, манипулирование с красками естественно для него. Малыша не столько интересует сюжет рисунка, сколько сам процесс изменения окружающего мира с помощью цвета. Научные исследования в области изотерапии подтверждают, что дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений. Рисование широко используют в терапевтических и психокоррекционных целях, например, для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при психологической коррекции страхов.

Использование игры в психологической практике получило название игротерапия. По определению М.И. Чистяковой, игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры. Игра занимает важное место в жизни младших школьников, она необходима для их полноценного физического и психического развития. В ходе игры формируется его активная жизненная позиция, расширяется круг общения, развивается воображение, фантазия, творческие способности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения.

Музыка – великое искусство, которое с древних времен является естественной формой выражения эмоциональных состояний человека. Занятия музыкотерапией способствуют развитию внимания, воображения, коммуникативных навыков. Музыка помогает ребенку развиваться гармонично, обогащая его внутренний мир, укрепляя его «Я». Все это формирует успешного, уверенного и сильного человека.

Адресат программы. Программа предназначена для проведения занятий с детьми 7-9 лет.

Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концертировать свое внимание на чем-либо – основные характерные черты детей данного возраста. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.

Физические особенности

Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребенок растет очень быстро, но его рост неравномерен. Так как сердце не растет в пропорции с его телом, он не может вынести длительные периоды напряженной деятельности. Ребенок может сосредоточить свое внимание на 15 минут. Но его произвольное внимание не прочно: если появляется что-то интересное, то внимание переключается. Активно реагирует на все новое, яркое. Любит слушать речь взрослого, но необходимо учитывать, что порог слышимости и острота слуха еще не достигли своих наибольших величин (это произойдет в подростковом возрасте).

Интеллектуальные особенности

Ребенок живет, в основном, настоящим. У него ограниченное понимание времени, пространства и чисел. Наши слова ребенок может понимать буквально. Затруднено понимание абстрактных слов и понятий. Любит задавать вопросы: «Почему?», «А правда ли это?» Ребенок хорошо запоминает факты, сведения, стихи. Прекрасный возраст для заучивания наизусть. Более легко запоминает слова, чем мысли. Особенно хорошо запоминает то, что чем-то мотивировано, значимо.

Эмоциональные особенности

Начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки. Авторитет взрослого еще так велик, что нередко собственную оценку заслоняет оценка взрослого. Достаточно хорошо может оценить и предвидеть предполагаемую реакцию взрослого. Прекрасно знает, когда и с кем что можно позволить. Ребенок нуждается в любви и опеке. Старается помочь маме по дому и учителям.

Социальные особенности

Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне. Нравится заниматься изготовлением поделок, но чаще ребенок трудится лучше в начале, чем при завершении этого труда. Мальчикам больше нравятся энергичные игры, но они могут поиграть и с игрушками вместе с девочками. Ребенок гордится своей семьей, желает быть с семьей.

Формы обучения, используемые на занятиях: беседы, игры, диагностические работы, самостоятельные работы, практические работы, занятия с элементами сказкотерапии, занятия с элементами изотерапии, занятия с элементами игротерапии, занятия с элементами музыкотерапии, мозговые штурмы, КТД т.д.

Объём программы – 144 часа.

Сроки реализации программы – один год обучения.

Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 часа с 10-минутным перерывом.

Цель программы: профилактика трудностей обучения в школе путём психофизического, психосоциального и когнитивного развития.

Задачи:

- образовательные

знакомство  с понятиями форма, цвет, величина, фактура предметов;

обучение практическим навыкам в узнавании, сравнении предметов по форме, цвету, величине, фактуре предметов;

обучение анализу, синтезу, обобщению;

знакомство с понятиями внимание, память, воображение; знакомство с приёмами улучшения внимания и памяти;

знакомство с психотерапевтическими сказками;

знакомство с порядком следования цветов в спектре, техникой смешивания красок, нетрадиционными техниками рисования;

расширение представления о различных музыкальных произведениях;

- развивающие

развитие восприятия формы, цвета, величины;

развитие осязательного восприятия;

совершенствование слухового восприятия;

расширение, уточнение и активизация словарного запаса детей, совершенствование грамматического строя речи;

развитие вербальной и зрительной памяти;

развитие элементов словесно-логического мышления;

развитие эмоционально-волевой сферы;

отработка механизмов саморегуляции и самоконтроля, развитие гибкости и произвольности поведения;

- воспитательные

формирование навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

устранение страхов, тревожности, неуверенности в себе;

повышение самооценки ребенка, обретение веры в себя.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
  1. Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля/

аттестации

Всего

Теория

Практика

1-2

Вводное занятие. Ознакомление с правилами работы на занятиях. Игры на знакомство.

2

1

1

Наблюдение. Входная диагностика.

Раздел I. Сенсорное развитие

36

10

26

3-10

Форма.

8

2

6

Наблюдение

Опрос

Анализ работ

11-16

Цвет.

6

2

4

Наблюдение

Опрос

Анализ работ

17-22

Свойства предметов.

6

2

4

Наблюдение

Опрос

Анализ работ

23-28

Тактильное развитие.

6

2

4

Наблюдение

Опрос

Анализ работ

29-34

Предметный мир в картинках.

6

2

4

Наблюдение

Опрос

Анализ работ

35-38

Закрепление сенсорных эталонов

4

4

Викторина

Раздел II. Познавательное развитие

34

8

26

39-46

Развитие аналитико-синтетической сферы

8

2

6

Самостоятельная работа

47-54

Развитие внимания.

8

2

6

Самостоятельная работа

55-62

Развитие пространственного восприятия и воображения.

8

2

6

Самостоятельная работа

63-70

Развитие памяти.

8

2

6

Самостоятельная работа

71-72

Текущий контроль. 

2

2

Диагностика

Раздел III. Развитие гармоничной личности

70

35

35

Занятия с элементами сказкотерапии

18

9

9

73-74

«Сказка о воронёнке».

2

1

1

Наблюдение

Беседа

75-76

«Сказка про ёжика Витю».

2

1

1

Наблюдение

Беседа

77-78

Сказка «Роза и Ромашка»

2

1

1

Наблюдение

Беседа

79-80

«Сказка про енота»

2

1

1

Наблюдение

Беседа

81-82

Сказка «Смелый гномик»

2

1

1

Наблюдение

Беседа

83-84

Сказка «Маленький медвежонок»

2

1

1

Наблюдение

Беседа

85-86

Сказка «Помидор Сашка»

2

1

1

Наблюдение

Беседа

87-88

Сказка «Серое ухо»

2

1

1

Наблюдение

Беседа

89-90

«Сказка о Зайчике, который обиделся на свою маму»

2

1

1

Наблюдение

Беседа

Занятия с элементами изотерапии

18

9

9

91-92

Волшебство линий.

2

1

1

Выставка рисунков

93-94

Игра красок.

2

1

1

Выставка рисунков

95-96

Фантастические образы.

2

1

1

Выставка рисунков

97-98

Коллективное творчество.

2

1

1

Выставка рисунков

99-100

Встреча художников.

2

1

1

Выставка рисунков

101-102

Сказочный мир.

2

1

1

Выставка рисунков

103-104

Цветочное настроение.

2

1

1

Выставка рисунков

105-106

Мелодия цвета.

2

1

1

Выставка рисунков

107-108

Весёлые картинки.

2

1

1

Выставка рисунков

Занятия с элементами игротерапии

18

9

9

109-110

Во дворце у мудреца.

2

1

1

Анализ КТД

111-112

Приключение в волшебном лесу.

2

1

1

Анализ КТД

113-114

Приглашение на день рождения.

2

1

1

Анализ КТД

115-116

Мы любим цирк.

2

1

1

Наблюдение

117-118

В некотором царстве.

2

1

1

Наблюдение

119-120

На детской площадке.

2

1

1

Наблюдение

121-122

На острове старого пирата.

2

1

1

Анализ КТД

123-124

Где на свете место силы?

2

1

1

Анализ КТД

125-126

Готовимся к празднику.

2

1

1

Мозговой штурм

Занятия с элементами музыкотерапии

16

8

8

127-128

Давайте поздороваемся.

2

1

1

Беседа

Наблюдение

129-130

Чувства, какие они?

2

1

1

Беседа

Наблюдение

131-132

Отправляемся в путешествие.

2

1

1

Беседа

Наблюдение

133-134

Внимание! Внимание!

2

1

1

Беседа

Наблюдение

135-136

Кошки и мышки.

2

1

1

Беседа

Наблюдение

137-138

Путешествие в зимний лес.

2

1

1

Беседа

Наблюдение

139-140

Как хорошо, что я есть!

2

1

1

Беседа

Наблюдение

141-142

Вместе весело играть.

2

1

1

Беседа

Наблюдение

Подведение итогов

2

2

143-144

Итоговое занятие «Дружба начинается с улыбки».

2

2

Итоговая диагностика

Ярмарка талантов

Содержание учебного плана

Вводное занятие (2 ч.)

Теория (1 ч). Ознакомление с правилами работы на занятиях.

Практика (1 ч.). Игры на знакомство

Раздел I. Сенсорное развитие (36 ч.)

Теория (10 ч.). Форма. Геометрических фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Узнавание, сличение, знание названий геометрических фигур. Цвет. Узнавание, сличение, знание названий следующих цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, белый, чёрный; оттенков цветов: серый, лимонный, бирюзовый. Величина. Сравнение предметов по величине. Фактура предметов (пушистый, гладкий, шершавый, мягкий, твёрдый, тёплый, холодный и т.д.). Сравнение предметов по фактуре. Пространственное расположение предметов.

Практика (26 ч.). Дидактические игры «Рамки и вкладки», «Собери пирамидку», «Красивые бусы для кукол», «Чудесный мешочек», «На что похоже?», «Посади грибочки», «Помоги Белочке собрать грибочки», «Белочка готовится к зиме», «Найди и назови», «Большой-средний-маленький», «Найди предмет по описанию», «Лото», «Что в мешочке лежит?», «Тактильное домино», «Сложи узор», «Что изменилось?», «Чего на свете не бывает?», «Эмоции» и др.

Раздел II. Познавательное развитие (34 ч.)

Теория (8 ч.). Анализ простых закономерностей. Построение простейших обобщений. Анализ и синтез на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков. Внимание. Концентрация, устойчивость, объём, переключение внимания. Саморегуляция. Самоконтроль. Память. Визуальная память. Аудиальная память. Тактильная память. Кратковременная и долговременная память. Воображение.

Практика (26 ч.). Задания на группировку: «Исключи лишнее», «Установи закономерность», «Продолжи закономерность», «Сходство и различие». Аналитические задачи. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах. Упражнения «Графический диктант», «Мозаика». Игра «Муха». Упражнения на запоминание различных предметов (5-6). Игры «Внимательный художник», «Найди отличия». Упражнения на простейшие обобщения: «Продолжи логический ряд», «Продолжи числовой ряд», «Дорисуй девятое». Несложные логические здания: «Противоположное слово», «Подбери пару» и др.

Раздел III.Развитие гармоничной личности (70 ч)

Теория (35 ч.) Знакомство со сказками: «Сказка о Вороненке», «Сказка про ёжика Витю», Сказка «Роза и Ромашка», «Сказка про Енота», Сказка «Смелый гномик», Сказка «Маленький Медвежонок», Сказка «Помидор Сашка», Сказка «Серое ухо». Порядок следования цветов в спектре. Техника смешивания красок. Разбрызгивание красок по сухой и влажной поверхности. Ассоциация с цветом. Кляксы.  Дорисовывание объектов. Рисование ватными палочками. Рисование ладошками. Составление рассказа с использованием опорных слов. Кодирование букв. Загадки. Ориентировка по карте. Фотопамять. «Каверзные» вопросы. Знакомство с музыкальными произведениями: И. Штраус «Полька», «Венский вальс», «Марш»; Д. Шостакович «Шарманка»; К. Сен-Санс «Карнавал животных»,;А. Кравцович «Полька»; Д. Кабалевский «Злюка», «Плакса», «Резвушка»; П. Чайковский «Щелкунчик» Вальс цветов» и др.  

Практика (35 ч.) Упражнения на формирование навыков взаимодействия «Клубочек», «Я – дрозд, ты – дрозд», «Цветочный паровозик»; на формирование навыков произвольной регуляции «Терпение», «сильный ветер»; на повышение уверенности в своих силах «За что мама любит меня», «Прыжок», «Холод и страх»; эмоциональную открытость и чуткость «Печаль», «Плач», «Прекрасный цветник», «Изобрази чувство», «Жалость» и др. Упражнения на развитие творческих способностей «Волшебство», «Смешной рисунок», «Волшебный салют», «Волшебные кляксы» и др. Выполнение коллективных работ «Морское дно», «Рисуем радость», «Чудесный лес», «Точечный рисунок». Игры в парах «Рисуем портреты», «Чудесные превращения». Рисование под музыку ассоциации. Игры и упражнения направленные развитие коммуникативных навыков, снятие тревожности, агрессивности. Песни-игры «Колпак мой треугольный», «Гусли самогуды», «Здравствуй», «Кругосветное путешествие». Игры под музыку «Дракон», «Снежинка», «Птички и вороны». Релаксация под музыку «Черепаха», «Воздушный шарик», «Апельсин» и др.

1.2.        Планируемые результаты

Личностные результаты

К концу года у учащегося:

- будут сформированы навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- устранены страхи, тревожность, неуверенность в себе;

- повысится самооценка ребенка, он обретёт веру в себя.

Метапредметные результаты

К концу года получат развитие:

- восприятие формы, цвета, величины;

- осязательное восприятие;

- вербальная и зрительная память;

- элементы словесно-логического мышления;

- эмоционально-волевая сфера;

совершенствуется

- слуховое восприятие;

- грамматический строй речи;

расширится и активизируется словарный запас детей

отработаются механизмы саморегуляции и самоконтроля, развитие гибкости и произвольности поведения;.

Предметные результаты.

К концу года обучения учащийся:

познакомится  с понятиями форма, цвет, величина, фактура предметов;

обучится практическим навыкам в узнавании, сравнении предметов по форме, цвету, величине, фактуре предметов;

обучится анализу, синтезу, обобщению;

познакомится с понятиями внимание, память, воображение; с приёмами улучшения внимания и памяти;

познакомится с психотерапевтическими сказками;

познакомится с порядком следования цветов в спектре, техникой смешивания красок, нетрадиционными техниками рисования;

расширит представление о различных музыкальных произведениях;

  1. КОМПЛЕКС ОГРАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
  1. Календарный учебный график

N п/п

Дата проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

Теоретическо-практическое

2

Вводное занятие. Ознакомление с правилами работы на занятиях.  Игры на знакомство.

Наблюдение

Входная диагностика

Раздел I. Сенсорное развитие

36

2.

3.

4.

5.

Теоретическо-практическое

8

Форма

НаблюдениеОпрос Анализ работ

6.

7.

8.

Теоретическо-практическое

6

Цвет

НаблюдениеОпрос Анализ работ

9.

10.

11.

Теоретическо-практическое

6

Свойства предметов

НаблюдениеОпрос Анализ работ

12.

13.

14.

Теоретическо-практическое

6

Тактильное развитие

НаблюдениеОпрос Анализ работ

15.

16.

17.

Теоретико-практическое

6

Предметный мир в картинках

НаблюдениеОпрос Анализ работ

18.

19.

Практическое

4

Закрепление сенсорных эталонов

Викторина

Раздел II. Познавательное развитие

34

20.

21.

22.

23.

Теоретическо-практическое

8

Развитие аналитико-синтетической сферы

Самостояте-льная работа

24.

25.

26.

27.

Теоретическо-практическое

8

Развитие внимания

Самостояте-льная работа

28.

29.

30.

31.

Теоретическо-практическое

8

Развитие пространственного восприятия и воображения

Самостояте-льная работа

32.

33.

34.

35.

Теоретическо-практическое

8

Развитие памяти

Самостояте-льная работа

36.

Практическое

2

Текущий контроль

Диагностика

Раздел III. Развитие гармоничной личности

72

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

Теоретическо-практическое

18

Занятия с элементами сказкотерапии

Наблюдение

Беседа

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

Теоретическо-практическое

18

Занятия с элементами изотерапии

Выставка рисунков

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

Теоретическо-практическое

18

Занятия с элементами игротерапии

Наблюдение

Анализ КТД

64.

65.

66.

67.

68.

69.

70.

71.

Теоретическо-практическое

16

Занятия с элементами музыкотерапии

Беседа

Наблюдение

Подведение итогов

2

72.

Практическое

2

Итоговое занятие «Дружба начинается с улыбки»

Ярмарка талантов

  1. Условия реализации программы

Для реализации программы на базе МБОУ ДО ДДТ г.Вязьмы используется учебный кабинет, оснащенный всем необходимым для проведения занятий: классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, компьютер, проектор, принтер. Санитарные условия соответствуют нормам.

Для обеспечения учебного процесса в наличии следующие материалы:

- методические разработки занятий

- методическая литература

- наглядные пособия

- дидактические игры

- диагностический материал

- подборка музыкальных произведений для занятий

- презентации

  1. Формы аттестации

В процессе реализации программы отслеживаются три вида результатов: текущие, промежуточные, итоговые.

Для отслеживания текущих результатов используются следующие формы:

наблюдение

беседа

опрос

творческая работа

самостоятельная работа

диагностическая работа

КТД

мозговой штурм.

Для отслеживания промежуточных результатов используются диагностические материалы (см. далее).

Итоговые результаты отслеживаются исходя из участия обучающихся в конкурсах  по тематике занятий различных уровней.

  1. Оценочные материалы

Определение достижения обучающимися планируемых результатов по данной программе будет осуществляться с использованием следующих диагностических материалов:

методика «Лесенка»

проективная методика «Несуществующее животное»

методика «Корректурная проба»

тест «Керна-Йерасека»

методика «Исследование словесно-логического мышления детей 6-12 лет»

 (см.  Приложение).

  1. Методические материалы

Занятия по программе проводятся в следующих формах: традиционное занятие, практическое занятие, занятие с элементами сказкотерапии, занятие с элементами изотерапии, занятие с элементами игротерапии, занятие с элементами музыкотерапии, игра (дидактическая, ролевая).

Работа на занятиях проводится фронтально, коллективно, в малых группах,  в парах, индивидуально.

Используются такие методы и приемы организации учебного процесса, как:

Методы

Приёмы (применение метода на практике)

Словесные

Рассказ, беседа, решение проблемных ситуаций, анализ ситуации или процесса.

Наглядные

Наблюдение, показ иллюстраций, таблиц, работа по образцу.

Практические

Тренинг, упражнения, диагностические работы.

Используемые технологии

Информационно-коммуникативные технологии -  применяются данные технологии на занятиях прежде всего для изучения нового материала, предъявления новой информации; кроме того, ИКТ используется также для организации самостоятельной работы учащихся.

Здоровьесберегающие технологии – применяются прежде всего с целью формирования мотивации на здоровый образ жизни, формирования интереса к учебе.

Игровые технологии – часто применяются на занятиях, так как школьники получают удовольствие от самого процесса игры, выполняют дидактическую задачу игры разыгрывают сюжеты, угадывают, распутывают, добиваются результатов и т.п.

Используемые диагностические методики

Тест на определение самооценки «Лесенка»

Цель: выявление уровня развития самооценки.

Возраст:  1- 4 класс.

Проективная методика «Урок в моем классе» (Т.Ю. Андрущенко)

Цель: диагностика социально-возрастного статуса первоклассника.

Возраст 6 - 7 лет

Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева)

Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.

Возраст: 9- 14 лет

«Тест Керна-Йирасека» (являющийся модификацией теста А.Керна)

Цель: позволяет определить уровень развития мелкой моторики, предрасположенность к овладению навыками письма, уровень развития координации движений руки и пространственной ориентации; выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.

Возраст: 6-7 лет

Методика «Корректурная проба»

Цель: для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.

Возраст: 8- 10 лет

Исследование словесно-логического мышления (методика Замбацявичене)

Цель: методика для определения уровня умственного развития детей

Возраст: 7 – 9 лет

«Методика диагностики общих умственных способностей детей 6-12 лет»

Возраст: 6-12 лет

В ее основе лежит тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра.

Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Цель: исследование коммуникативных действия по согласованию усилий  в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Возраст: начальная ступень (6,5 – 7 лет)

Методика «Узор под диктовку» (Г.А. Цукерман)

Цель: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи

Возраст: 7-8 лет

Анкета по изучению межличностных отношений (Коломинский)

(адаптированный вариант социометрии Я. Морено)

Цель: изучение межличностных взаимоотношений в группе.

 «Таблицы Шульте»

Цель: исследование переключения внимания в условиях активного выбора полезной информации

Тест Э. Ландольта

Цель: исследование объема и переключения внимания.

Методика «Заучивание 10 слов» (А.Лурия)

Цель: исследование вербальной памяти

Возраст: 7-10 лет.

Методика «Запомни пару»

Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Возраст: 7-14 лет.

«Диагностический комплект Семаго»

- Методики исследования познавательной деятельности

  • Методика В.М. Когана
  • Исследование опосредованного запоминания (по А.Н. Леоньтьеву)
  • Методика Кооса
  • Прогрессивные Матрицы Дж. Равена
  • Методика Выготского-Сахарова (модифицированный вариант)
  • Предметная классификация (вариант для детей 5-8 лет)
  • Исключение предметов (4-й лишний)
  • Установление последовательности событий

- Методики исследования аффективно-эмоциональной сферы, личностного развития, межличностных отношений

  • Тест Рука
  • Контурный САТ – Н
  • Исследование  субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР)
  • Цветовой тест отношений (ЦТО)
  • Методика «Эмоциональные лица»

На занятиях используются:

  • материалы Войлоковой Е.Ф. – КПН, доцента кафедры олигофренопедагогики ФГБОУ ВПО «РГПУ им. А,И, Герцена», в которых автор обобщил теоретические исследования отечественных и зарубежных специалистов в области психологии и педагогики восприятия «Коррекционно-педагогическая работа по сенсорному развитию детей»;
  • материалы авторской программы Бабкиной Н.В. по активизации познавательной деятельности детей, направленная на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, внимания, памяти, пространственного восприятия и других функций;
  • материалы психолога Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. по применению сказок и метафор в работе;
  • материалы Хухлаевой О.В. по применению рисования, музыки и игр для снятия психического напряжения и стрессовых ситуаций и сохранения психического здоровья детей.

Литература

Для педагога

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Издательство «Ось-89», 2009.
  2. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. - М.: Школьная Пресса, 2006.
  3. Войлокова Е.Ф. Коррекционно-педагогическая работа по сенсорному развитию детей. Методическое пособие. – СПб.: студия «ВиЭль», 2014.
  4. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. – М.: изд-во института психотерапии, 2004.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.  Практикум по сказкотерапии. – СПБ.: Речь, 2000.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.  Игры в сказкотерапии. – СПБ.: Речь, 2006.
  7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. СПб.: Речь, 2007.
  8. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  9. Копытин А.И. Основы арт-терапии. – СПб.: Питер, 1999.
  10. Строганова Л.В. Подсказки учителю в коррекционной работе с младшими школьниками. Учебно-методическое пособие. –М.: Центр педагогического образования, 2007.
  11. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – Спб.: Речь, М.: Сфера, 2010.
  12. Хвостовцев А. Детки-непоседки. Пальчиковые игры для детей. – Сиб. унив. изд-во, 2009.
  13. Хухлаева О.В., Хухлаев А.Е., Первушина И.М. тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2005.
  14. Хухлаева О.В., Хухлаев А.Е., Первушина И.М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. – М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2001.

Для обучающегося

  1. Белошистая А.В. Ступени к интеллекту. Развивающие задания для детей 6-7 лет. – М.: АРКТИ, 2005.
  2. Благонравова А.В. Воображение и творческое мышление. Обучающие тесты для детей 5-6 лет. – Ярославль: Академия развития, 2009.
  3. Селиванов В.В. Путешествие в мир психологии. – Смоленск: издательство «Универсум», 2009.
  4. Узорова О.В. 350 упражнений для подготовки детей к школе: Игры, задачи, основы письма и рисования. – м.: ООО «издательство Астрель», 2004
  5. Умные игры.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
  6. Ципленкова О. Снятие учебного и рабочего стресса. Интегративная кинесиология https://gppc.ru/wp-content/uploads/2018/04/Posobie_-Integrativnaya-kinesiologiya.pdf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация студии семейного творчества "Волшебный мир"

"... чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок." В Сухомлинский. Основной работой студии семейного творчества «Волшебный мир» являются совместные занятия декоративно-прикладным тв...

ПРОГРАММА Студии организаторов досуга «ЮККА» «ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО – ИГРА!»

Программа предназначена для обеспечения образовательной деятельности в студии организаторов досуга учреждения дополнительного образования. Программа направлена на формирование у подростков умений и на...

Авторская программа вокальной студии "Ветер детства"

Программа базируется на курсе "Эстрадный вокал". Предназначена для студий и кружков, занимающихся вокалом....

Образовательная программа дополнительного образования "Театральная студия"

Смысл занятий в «Театральнойстудии»- единение детей при решении совместных творческих задач. Основным видом педагогического контроля- это результат вложенных усилий при непосредственном активном участ...

Психолого-педагогические аспекты раннего обучения флористике (на примере студии «ЧУДО ПРИРОДЫ» ДТДМ «Хорошево»)

В работе рассмртрены интересные и значимые стороны раннего обучения детей работе с природным материалом....

Программа развития студии раннего гуманитарно - эстетического развития воспитанников "Малышок"

Данная программа предназначена для использования в работе педагогов, осуществляющих предшкольную подготовку воспитанников от 4,5 до 7 лет....

Программа кружка "Театральной студии" и презентация Театрально-литературного салона

Программа кружка «Театральная студия» рассчитана на два года занятий с детьми разного возраста: младших, средних, старших классов.Мастерская – это технология, требующая от руководителя перехода на поз...