«ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
проект (8 класс)
Охрана здоровья – важнейшая социальная задача любого цивилизованного государства. Сегодня все более очевидной становится зависимость здоровья не только от лечебно-профилактических мероприятий, проводимых учреждениями здравоохранения, но, прежде всего, от самого человека, от его осознанного отношения к формированию, укреплению и сохранению своего здоровья, здоровья членов семьи и особенно детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МО «Еравнинский район»
МБОУ «Целинная средняя общеобразовательная школа»
Доклад на тему:
«ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
Учитель физической культуры:
Аюшеев В.С.
2017г.
ВВЕДЕНИЕ
Охрана здоровья – важнейшая социальная задача любого цивилизованного государства. Сегодня все более очевидной становится зависимость здоровья не только от лечебно-профилактических мероприятий, проводимых учреждениями здравоохранения, но, прежде всего, от самого человека, от его осознанного отношения к формированию, укреплению и сохранению своего здоровья, здоровья членов семьи и особенно детей.
Здоровье человека – динамическое состояние, процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
Оно определяется гармоничностью физического развития человека, хорошим функциональным состоянием организма и, прежде всего, резервными возможностями сердечно-сосудистой системы, устойчивостью к действию неблагоприятных факторов.
Большое значение имеют гигиенические факторы и естественные силы природы. Гигиену справедливо считают предупредительной медициной, в отличие от лечебной медицины, задачей которой является лечение больных и восстановление их трудоспособности. Гигиена изучает связь и взаимодействие между человеком и окружающей его внешней средой, а также влияние внешней среды (природных, бытовых, производственных и социальных факторов) на организм человека. На основании этого гигиена разрабатывает нормативы и санитарные мероприятия по созданию наиболее благоприятных условий многообразной жизни и деятельности человека. Среди многочисленных гигиенических мероприятий, которые осуществлялись на разных этапах развития человеческого общества, большое место занимали физические упражнения и спорт, а также закаливание как средство физического воспитания крепких и здоровых людей.
Равновесие между организмом и внешней средой – необходимое условие существования человека и сохранения его здоровья. При резких изменениях внешней среды, к которым человек не может приспособиться, это равновесие нарушается, в результате чего могут возникнуть различные заболевания.
Гигиена является основой профилактики заболеваний, которая осуществляется путем широкой системы социально-экономических, медико-санитарных и общественных мероприятий по охране здоровья людей.
1. ПОНЯТИЕ ГИГИЕНЫ. ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Гигиена — область медицинской науки о сохранении и улучшении здоровья путём проведения предупредительных мероприятий. Она изучает влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывает мероприятия по профилактике заболеваний.
Практическое претворение в жизнь гигиенических нормативов, правил и мероприятий называется санитарией. Достижения гигиены внедряются путём общественно-гигиенических мероприятий. С этой целью разрабатываются различные санитарные правила и нормы. Для эффективного использования достижений гигиены необходимо, что бы каждый человек понимал их значение. В связи с этим огромная роль принадлежит санитарному просвещению.
В зависимости от предмета изучения гигиеническая наука подразделяется на:
— гигиену окружающей среды;
— гигиену питания и здоровья;
— гигиену труда;
— социальную гигиену.
Один из ведущих методологических принципов гигиены — принцип единства организма и среды: организм и среда рассматриваются как неразрывное целое, основные элементы единой системы «организм — среда».
Именно на основе изучения особенностей влияния различных факторов внешней среды на организм человека разрабатываются гигиенические
рекомендации, нормы и правила создания благоприятных условий труда, быта, отдыха и занятий физической культурой.
На организм человека могут воздействовать различные факторы внешней среды:
— химические — химические элементы и соединения, находящиеся в воздухе, воде, почве, пище;
— физические — температура, влажность и давление воздуха, радиация, вибрация, шум и т.п.;
— биологические — микроорганизмы, гельминты, грибы;
— социальные факторы — характер трудовой деятельности, питание, жилищно-бытовые условия и др.
Гигиена — наука о сохранении и укреплении здоровья человека. Ее главная задача — изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение здоровья и долголетия.1
Цель гигиены — здоровье человека. «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков» [Всемирная орг. здравоохранения].
Гигиена физического воспитания и спорта — это наука о влиянии различных факторов, связанных с занятиями физической культурой и спортом, на здоровье занимающихся: условий внешней среды, в которых протекают занятия физическими упражнениями; организации и содержания занятий физическими упражнениями; объема и интенсивности физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями; характера питания; технического оснащения и экипировки спортсменов.
Гигиена физической культуры и спорта изучает взаимодействие организма занимающихся физической культурой и спортом с внешней средой.
Цель такого изучения — разработка гигиенических нормативов, требований и мероприятий, направленных на укрепление здоровья, повышения работоспособности и достижения высоких спортивных результатов.
Предметом гигиены физического воспитания и спорта как науки является изучение процесса взаимодействия организма человека с различными факторами физической культуры и спорта.
Основная задача гигиены физического воспитания и спорта состоит в разработке мероприятий для предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической культуры и спорта, улучшения состояния здоровья, физического развития, повышения общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической культурой и спортом.
К основным гигиеническим средствам, применяемым для этого, относятся:
— оптимизация условий, режимов и содержания, форм и средств,
— применяемых в процессе занятий физическими упражнениями;
— рациональное питание;
— оптимизация физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями;
— закаливание.
2. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ
2.1 Общие гигиенические требования к спортивной одежде и обуви.
Гигиенически оптимальная, с учетом специфики вида спорта, спортивная одежда и обувь необходимы для эффективной и безопасной тренировочно-соревновательной деятельности.
Гигиеническое назначение спортивной одежды и обуви — создание и сохранение оптимального теплового баланса в системе «организм — окружающая среда», в процессе занятий физическими упражнениями различной интенсивности и направленности. Температурный режим организма оказывает прямое действие на динамику и интенсивность основных обменных процессов.
2.2 Гигиенические требования к спортивной одежде.
У спортсменов, выполняющих большую физическую работу в спортивной одежде, сопровождающуюся значительным выделением энергии, затрудняется теплоотдача через кожу. Средняя кожная температура быстро повышается, особенно при высоких температурах окружающей среды и относительной влажности воздуха. Спортивная одежда должна обеспечить оптимальный микроклимат. На него влияют тепловое состояние организма спортсмена, метеорологические условия внешней среды и свойства спортивной одежды.
Для изготовления спортивной одежды и обуви применяются разные материалы: натуральные, искусственные и синтетические. Натуральные материалы делятся на две группы: животного (шелк, шерсть, мех) и растительного (хлопок, лен и др.) происхождения. Материалы животного происхождения имеют белковую природу, растительного — состоят преимущественно из клетчатки. Искусственные материалы (вискоза, ацетат, триацетат и др.) создаются из продуктов переработки древесной целлюлозы, по своей химической природе они близки к хлопку и льну. Синтетические материалы могут быть ткаными, неткаными, дублированными и прорезиненными.
Основные гигиенические характеристики материалов, используемые для изготовления спортивной одежды и обуви:
— теплопроводность;
— воздухопроницаемость,
— гигроскопичность,
— паропроницаемость,
— водоемкость,
— испаряемость влаги.
Спортивная одежда изготавливается также из материалов, состоящих из различных волокон. Гигиенические свойства таких материалов меняются в зависимости от того, какое волокно в них преобладает.
2.3 Гигиенические требования к спортивной обуви.
Они во многом совпадают с требованиями к спортивной одежде: водоупорность; достаточная вентилируемость; мягкость; легкость; эластичность. После намокания и высушивания обувь не должна менять форму и размеры, оставаясь гибкой.
Общие требования:
— прочность,
— эластичность,
— соответствие времени года,
— условиям тренировок и соревнований,
— надежная защита стоп от механических ударных воздействий при беге, прыжках,
— отсутствие скольжения подошв по поверхности покрытий спортивных сооружений или почве при занятиях физическими упражнениями, от зимней обуви требуется еще и хорошая теплозащитность.
Материалы, применяемые для изготовления спортивной обуви, должны принимать и сохранять форму стопы без значительных изменений внутренней конфигурации и внешнего вида. При изготовлении спортивной обуви применяются натуральная кожа и ее заменители, резина, синтетические материалы.
С гигиенической точки зрения лучшим материалом для верха обуви считается натуральная кожа. Она прочна, достаточно мягка и эластична, хорошо защищает стопы от воздействия сырости и механических повреждений, мало теплопроводна, обеспечивает необходимое испарение пота, обладает способностью сохранять форму и размеры обуви после намокания и последующего высушивания. Резиновая обувь менее гигиенична, так как она непроницаема для воздуха, вызывает излишнюю потливость стоп. Обувь из синтетических материалов отличается легкостью и большой прочностью.
Также важно, чтобы отдельные детали спортивной обуви и их соединения имели гладкие поверхности, особенно внутри, т. е. обувь должна обеспечивать максимальную безопасность в процессе эксплуатации, удобство при выполнении вспомогательных операций, ее надевании и снятии.
2.4 Основы гигиены спортивных сооружений.
Спортивные сооружения должны соответствовать определенным санитарно-гигиеническим положениям, которые содержатся в спортивно-технических требованиях, указанных в следующих основных документах:
– «Строительные нормы и правила, часть 2, глава 76. Спортивные сооружения, нормы проектирования (СНиП 11–76–78)»;
– «Санитарные правила устройства и содержания мест занятий по физической культуре и спорту, утвержденные заместителем главного государственного санитарного врача СССР 30.12.1976 г.».
После сдачи спортивных сооружений в эксплуатацию работники санитарно-эпидемиологических станций и врачебно-физкультурных диспансеров, а также специалисты по физической культуре и спорту должны систематически проводить текущий санитарный надзор. Замечания и предложения представителей органов санитарного надзора записываются в санитарный журнал, который должен быть во всех спортивных сооружениях. Кроме того, на каждом спортивном объекте необходимо иметь правила внутреннего распорядка, согласованные с санитарно-эпидемиологической станцией. Ответственность за соблюдение санитарно-гигиенических норм содержания и эксплуатации спортивных сооружений несет администрация данного сооружения. При нарушении санитарно-гигиенических правил администрация привлекается к ответственности.
Важное гигиеническое значение имеет правильное размещение спортивных сооружений, способствующее улучшению условий для занятий физическими упражнениями и спортом, усилению их оздоровительного воздействия. Сеть физкультурно-спортивных сооружений проектируется как элемент системы культурно-бытового обслуживания населения города и поселков городского типа в соответствии с их планировочной структурой.
При планировании размещения спортивных сооружений необходимо принимать во внимание данные «розы ветров». Спортивные сооружения следует располагать на участках, имеющих небольшие уклоны, на южных склонах, защищенных от господствующих ветров, и по возможности в местах, имеющих достаточную степень озеленения: у естественного зеленого массива (леса, парка, сквера, сада) или открытого водоема (реки, озера, пруда). Эти факторы в значительной мере улучшают микроклиматические условия.
Гигиенические требования к крытым спортивным сооружениям рассматриваются на примере наиболее распространенных сооружений – спортивных залов.
Спортивные залы могут размещаться в специальных зданиях или входить в состав общественных зданий (учебных заведений, клубов и др.). Залы для занятий тяжелой атлетикой должны располагаться на первом этаже. Помосты в них устанавливают на грунте, не связывая их с основными конструкциями здания.
Помещения в здании должны быть взаимосвязаны таким образом, чтобы обеспечивалось движение занимающихся в следующей последовательности: вестибюль с гардеробной верхней одежды – раздевальные мужские и женские (с душевыми и туалетами) – спортивный зал.
Подобное размещение исключает встречные потоки движения одетых и раздетых спортсменов. Для зрителей предусматриваются места, специальные проходы, буфет, фойе и другие помещения, изолированные от помещений для спортсменов.
Существуют определенные нормы размеров спортивных залов, обеспечивающие наиболее эффективное осуществление учебно-тренировочного процесса, а также поддержание необходимого уровня физико-химического состояния воздушной среды. Единовременную пропускную способность зала определяют, исходя из расчета площади в квадратных метрах на одного занимающегося. Размеры спортивных залов и площадь на одного занимающегося указаны в СНиП 11–76–78.
Важное гигиеническое значение имеет внутренняя отделка помещений. Стены должны быть ровными, без выступов и лепных украшений, устойчивыми к ударам мяча и допускающими уборку влажным способом. Радиаторы центрального отопления располагают в нишах под окнами и укрывают защитными решетками. Двери не должны иметь выступающих наличников.
При окраске стен следует учитывать степень отражения света и влияние цвета на психофизиологические функции: зеленый цвет успокаивает и благоприятно действует на орган зрения; оранжевый и желтый бодрят и вызывают ощущение тепла; красный цвет возбуждает; синий и фиолетовый угнетают. При использовании масляной краски не рекомендуется покрывать ею стены и потолок полностью, так как это препятствует естественной вентиляции.
Пол должен быть ровным, без выбоин и выступов, нескользким, эластичным, теплым и легко моющимся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основными задачами современной гигиены являются научная разработка основ предупредительного и текущего санитарного надзора, санитарного законодательства, обоснование гигиенических мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда и отдыха, охрана здоровья детей и подростков, участие в разработке гигиенических основ рационального питания, а также санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода.
Гигиена является основой профилактики заболеваний, которая осуществляется путем широкой системы социально-экономических, медико-санитарных и общественных мероприятий по охране здоровья людей.
Система гигиенического обеспечения должна применяться на всех этапах подготовки спортсменов. В ее реализации принимают участие тренеры, медицинские работники и сами спортсмены. Следует особо подчеркнуть, что наибольший положительный эффект проявляется при комплексном использовании всех элементов системы.
Цель системы гигиенического обеспечения подготовки спортсменов — способствовать сохранению и укреплению здоровья, повышению спортивной работоспособности, Продлению спортивного долголетия, профилактике спортивного травматизма, быстрой адаптации спортсменов при тренировках и соревнованиях в сложных условиях.
Система гигиенического обеспечения подготовки спортсменов включает программу каждого элемента (питания, закаливания и т. д.). Эти программы составляются с учетом особенностей вида спорта, этапов и условий подготовки, индивидуальных особенностей спортсменов и др.
При реализации программ проводится комплексный контроль, который включает данные о динамике состояния здоровья, спортивной работоспособности и самочувствия спортсменов. Эта информация складывается из анализа данных гигиенических исследований, педагогических наблюдений, медицинских обследований, специальных исследований психофизиологических функций, наиболее важных для данного вида спорта. Сравнительный анализ получаемой таким образом информации позволяет вносить соответствующие коррективы в отдельные программы системы гигиенического обеспечения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. -М.: Высш. школа, 1983.
2. Коц Я.М., Спортивная физиология. -М.: Физкультура и спорт, 1986.
3. Осик В. И. Валеология. – Краснодар: “Советская Кубань”, 1997, 288с.
4. Волков В. М., Филин В. П. Спортивный отбор. – М.: “Физкультура и спорт”, 1983.
5. Волков В. М., Филин В. П. Спортивный отбор. – М.: “Физкультура и спорт”, 1983.
6. Гигиена : учебник\ Р.Д. Габович, С.С. Познанский, Г.Х. Шахбазян. М: “Медицина” 1971 г.
7. Общая гигиена: учебник\ Г.И. Румянцев, Е.П. Вишневская, Т.А. Козлова. М.: Медицина, 1985
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
"Влияние физической культуры и спорта на формирование личной физической культуры школьника"
Воздействия физической культуры и спорта на формирование личной физической культуры школьников...
«Влияние Физической Культуры и Спорта на формирование личной физической культуры школьника».
Название ...
Анкета для определения уровня личностной мотивации к занятиям физической культурой и спортом, а также избранного вида спорта
Данная анкета может быть использована с целью выявления мотивации к занятиям физической культурой учеников...
программа развития физической культуры и спорта "Школа: от физкультуры к спорту"
Программа включает в себя различные направления воспитательного воздействия, расчитана на обучающихся 1-11 классов и предусматривает проведение различных мероприятий:семинаров, уроков, конкурсов, викт...
Создание места для занятия физической культурой и спортом «Спорт для всех! Спорт для каждого!"
Актуальность реализации данного проекта связана с тем, что в соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта РФ на период до 2020 года», в соответствии с ФЗ от 04.12.2007...
Гигиена Физической культуры и спорт
Укрепить и сохранить здоровье, повысить работоспособность, достичь высоких личных спортивных результатов студентам помогут выполнение правил личной и общественной гигиены, режим дня, закаливание орган...