Аутизм
статья
Детский аутизм — достаточно распространенное явление, встречающееся не реже, чем слепота или глухота. Но, к сожалению, это особое нарушение психического развития недостаточно известно в нашей стране. Более того, семья аутичного ребенка часто лишена и моральной поддержки знакомых, а иногда даже близких людей. Окружающие в большинстве случаев ничего не знают о проблеме детского аутизма, и родителям бывает трудно объяснить им причины разлаженного поведения ребенка, его капризов, отвести от себя упреки в его избалованности. Нередко семья сталкивается с нездоровым интересом соседей, с недоброжелательностью, агрессивной реакцией людей в транспорте, в магазине, на улице и даже в детском учреждении. Нередки случаи, когда родители вынуждены сами ставить диагноз и сами, практически без всякой профессиональной поддержки, начинать и годами вести самоотверженную борьбу за ребенка. На просторах интернета они вычитывают информацию по проблеме, коснувшейся семьи. Общаются с мамами по средствам сети интернет, прислушиваются к советам и выполняют рекомендации родителей, воспитывающих ребенка с аутизмом. Чего делать категорически нельзя, необходимо постоянно наблюдать за ребенком. И обнаружив у ребенка ниже перечисленные черты в первую очередь нужно получить консультацию ПСИХИАТРА, НЕВРОЛОГА, ДЕФЕКТОЛОГА, ЛОГОПЕДА! А не делать далеко идущих выводов , тем более ставить диагноз самому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
autizm.odt | 25.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Аутизм
Детский аутизм — достаточно распространенное явление, встречающееся не реже, чем слепота или глухота. Но, к сожалению, это особое нарушение психического развития недостаточно известно в нашей стране. Более того, семья аутичного ребенка часто лишена и моральной поддержки знакомых, а иногда даже близких людей. Окружающие в большинстве случаев ничего не знают о проблеме детского аутизма, и родителям бывает трудно объяснить им причины разлаженного поведения ребенка, его капризов, отвести от себя упреки в его избалованности. Нередко семья сталкивается с нездоровым интересом соседей, с недоброжелательностью, агрессивной реакцией людей в транспорте, в магазине, на улице и даже в детском учреждении. Нередки случаи, когда родители вынуждены сами ставить диагноз и сами, практически без всякой профессиональной поддержки, начинать и годами вести самоотверженную борьбу за ребенка. На просторах интернета они вычитывают информацию по проблеме, коснувшейся семьи. Общаются с мамами по средствам сети интернет, прислушиваются к советам и выполняют рекомендации родителей, воспитывающих ребенка с аутизмом. Чего делать категорически нельзя, необходимо постоянно наблюдать за ребенком. И обнаружив у ребенка ниже перечисленные черты в первую очередь нужно получить консультацию ПСИХИАТРА, НЕВРОЛОГА, ДЕФЕКТОЛОГА, ЛОГОПЕДА! А не делать далеко идущих выводов , тем более ставить диагноз самому.
В целом выделяют четыре общих направления в нарушении развития:
- Социальное взаимодействие скудное, искаженное или отсутствует;
- Нарушенная коммуникация жестовая, стереотипическая, часто не требующая диалога;
- Стереотипии в поведении, речи, ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения;
- Раннее проявление симптомов
В возрасте от 3 месяцев до 2 лет должны насторожить следующие признаки нарушения:
- отсутствие привязанности к матери или замещающему ее взрослому, комплекса оживления (улыбка, гуление, физическая активность);
- отсутствие или редкий контакт глаз;
- нет «позы готовности» к телесному контакту: малыш не протягивает руки, не стремится быть на коленях, у груди и т. п., в плоть до отказа от грудного вскармливания в младенческом возрасте;
- повышение чувствительности (испуг, истерики, крик или наоборот, требования повторять качания на качелях, ходить вдоль теней, носить только эту футболку) к телесным, звуковым, световым раздражителям;
- отсутствие интереса к совместным играм со взрослыми, детьми, отторжение или активный протест, агрессия при попытке совместной деятельности. Большинство игр проходят в одиночку;
- задержка экспрессивной (речевое высказывание) речи, часто отсутствует гуление, слоговая речь, фразовая, может отмечаться нормальное развитие до 1.5-2 лет и регрессия (движение назад) речевых навыков вплоть до мутизма (утрачивается способность говорить), эхолалии (постоянное повторение одного и того же).
При таких нарушениях, входящих в РАС (расстройство аутистического спектра), как синдром Аспергера, в речи и когнитивных способностях может не выявляться грубых нарушений. Но отмечается:
- низкий, избирательный аппетит, плохой сон;
- отсутствие реакции на обращенную речь, просьбу принести, показать предмет, на свое имя, невыраженная необходимость в помощи;
- неразвитость сюжетно-ролевых игр, часто игровая деятельность манипулятивная: выстраивание предметов по различным характеристикам;
- выраженная привязанность к установленному распорядку, режиму, расположению предметов, маршрутам и т. д.
В возрасте от 2 до 11 лет могут добавиться следующие признаки нарушения:
- выраженные нарушения речи или своеобразное развитие (отсутствие местоимения «Я» и понимания его смысловой нагрузки, говорение полноценными «взрослыми» фразами без периода «детской» речи, эхолалии, повторение на память длинных отрывков, стихотворений вне контекста, отсутствие интонации диалога);
- искаженное восприятие опасности: отсутствие страха перед высотой, дорогой, животными, агрессией может сочетаться с боязнью обыденных предметов: чайника, расчески и т. д.;
- выраженные ритуалы, а также стереотипии в поведении: раскачивание, кружение, навязчивая жестикуляция;
- приступы агрессии, страха, истерики, смеха без ведомых причин;
- в большинстве случаев наблюдается нарушение когнитивного развития, причем часто- неравномерное, может проявляться высокая наблюдательность в отношении цифр, мелодий, деталей при возможности читать, писать или наоборот.
Аутизм не приговор. Вы даже и не подозреваете, что есть выдающиеся личности с различным расстройствами аутистического спектра, некоторые из них -Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Бил Гейтс и многие другие.... И самым главным - в достижении успеха остается семья, и долгий, кропотливый труд. Ничего не надо бояться, а идти вперед и развивать своего ребенка, с помощью специалистов необходимо выстроить коррекционно-реабилитационную работу, которая поможет организовать поведение ребенка, развить способности к коммуникативному взаимодействию, обучить навыкам самообслуживания, сгладить негативные проявления аутизма, научить проводить свое свободное время и подготовить к обучению в школе.
Будем рады помочь и ждем вас в нашем учреждении. Вместе мы все сможем.
Попова Н.В.учитель-логопед ГКУСОКК «Курганинский реабилитационный центр»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Куклотерапия в формировании правильного поведения старших дошкольников с аутизмом
Куклотерапия представляется одной из «работающих» технологий в коррекционно – развивающем обучении детей с аутистическим спектром нарушений. С помощью технологии куклотер...
"ОСОБОЕ ДЕТСТВО" (ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДБОРКА ВИДЕО, ПЕРЕДАЧ, ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ ОБ АУТИСТАХ, АУТИЗМЕ И ДРУГИХ ПРОБЛЕММАХ ЛИЦ С ОВЗ)
№п/пназвание аннотацияссылка1социальный ролик о детях с ОВЗЛюбовь Аркус - журналист, режиссер, автор готовящегося к прокату серьезного фильма об аутистах "Аут", обратилась в социальных сетя...
Программа формирования навыков самообслуживания у детей с аутизмом (I группа) в домашних условиях.
Данная программа была составлена для детей с аутизмом I группы.Дети первой группы характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией. Их поведение носит полевой характер. Они мутичны, не только ...
Особенности эмоционально-волевого развития детей с ранним детским аутизмом
Мною была написана контрольная работа на тему: "Особенности эмоционально-волевого поведения у детей с ранним детским аутизмом" для переподготовки и повышения квалификации работников образования....
Ребенок с аутизмом в школе
Часто в школе мы встречаем детей скованых, которые замыкаются в себе, стараются избегать контактов. И часто слышим по отношению к таким детям : "Не хочешь общаться - не надо". Но мы не задумываемся о ...
Логопедам о детском аутизме (F84.0). Дифференциальная диагностика речевых расстройств при детском аутизме от специфических речевых нарушений и других сходных состояний.
Выполнено логопедом Проскуриной М.А. для логопедов окружного методического объединения детской логопедии системы здравоохранения ВАО г. Москвы. Составлено по пособию для медицинских ВУЗов Самохв...