"Интеграция исполнительских дисциплин в процессе подготовки обучающегося-пианиста по ДПОП"
методическая разработка

Вершинина Анастасия Александровна

В методическом материале рассматривается вопрос интеграции исполнительских дисциплин как основы установления их многосторонних связей, способствующих повышению качества образования (повышение уровня исполнительского мастерства, музыкальности, формирование комплексного мышления будущего музыканта). В водной теоретической части даются краткие определения понятия "интеграция",  как процесса сближения элементов системы, приводящего к возникновению нового понятия и качества. В основной части выводятся предпосылки, способствующие установлению взаимосвязи исполнительских дисциплин, дается разделение по уровням интегрирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_soobshchenie_vershinina.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                     Вершинина А.А.

                                                                  преподаватель фортепиано

                                                           МБУДО «ДШИ №7» г.о. Балашиха

«ИНТЕГРАЦИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ДИСЦИПЛИН В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЩЕГОСЯ-ПИАНИСТА ПО ДПОП».

Практическая часть: П. Шольц «Непрерывное движение», Н. Бакланова «Мазурка» исп. инструментальный ансамбль в составе Пинякшева Дарья (скрипка) преп. Дутлова Ю.В. и Шатовская Александра (фортепиано) преп. Вершинина А.А.

Теоретическая часть

Определение понятия «интеграция».

Интеграция (от лат. Integratio – восстановление, восполнение от корня integra – целый) — состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы или процесс, ведущий к такому состоянию, а также процесс сближения и связи наук. Исходя из определения, можно сказать, что интеграция основывается на взаимодействии элементов одной категории через их отличие друг от друга, создание на основе объединения индивидуальных черт разных элементов чего-то нового, характеризуется направленностью всех взаимосвязанных элементов на единую определенную цель или объединением всех элементов одним главенствующим.

Актуальность.

    В последнее время понятие интеграции широко и полно вошло в нашу жизнь, в различные её сферы: политику, экономику, науку, образование, медицину, технологию, искусство и др. На современном этапе развития знания можно отметить выход за рамки узкоспециализированного, конкретно-предметного понимания окружающего мира. Взятые в отдельности, фундаментальные научные знания перестают давать полную, цельную картину мира, появляется необходимость решения проблем на стыках нескольких наук. Развитие научного знания идет по двум направлениям. С одной стороны, продолжается углубленное изучение и разработка отдельных областей, направлений, сторон научного знания, с другой, происходит процесс интеграции этих знаний, их взаимопроникновение. При этом движение в сторону углубления научного знания замедляется, уступая место его расширению в сторону интегрирования.

   Таким образом, можно сказать, что движение в сторону интеграции - это естественное направление в развитии науки и общества в целом. В свою очередь, развитие современного общества диктует новые требования ко всей системе образования, включая музыкальное.

 

Научно-методическая база.

   Говоря об общих тенденциях к интеграции во всех сферах, в том числе и музыкальном образовании, нельзя не затронуть процесс подготовки обучающихся ДШИ и ДМШ по предпрофессиональным программам. Данное направление несомненно нуждается в выявлении возможностей и разработке путей интеграции.

  Доказательством актуальности данной проблемы могут служить написанные в последние десятилетия, научные труды, прямо или косвенно касающиеся интеграции вообще и ее реализации в образовании в частности.  Примерами таких трудов могут стать работы Тулькибаевой Н.Н., Некрасовой И.И., Безруковой В.С., Юсова Б.П., Комаровой Т.С., Обуховой Л.Ф., Харитонова В.В., Галышевой А.С. Алексеева С.В. и др. Немало диссертационных исследований посвящено интеграции и в музыкально-педагогической сфере (Новоблаговещенский В.Я., Падалка Г.Н., Иванченко Т.В, Парий И.О., Горецкая Н.В., Бурвина Э.М., Чапаев Н.К. и др.).

       Год от года число таких исследований растет, что свидетельствует о глобальности и своевременности постановки данной проблемы.      

       Тем не менее, вопрос о взаимосвязи исполнительских дисциплин на сегодняшний день остается недостаточно изученным. Тогда как именно исполнительская деятельность будущего музыканта составляет значительную часть его профессиональной компетенции.      

       Поэтому целью данной методической работы явилось выявление, обоснование и практическое подтверждение возможности и целесообразности реализации интегрирования музыкально-исполнительских дисциплин на основе установления их многосторонних связей, а также влияние интеграции на повышение качества предпрофессиональной подготовки пианиста.

    Использование интеграции музыкально-исполнительских дисциплин прежде всего позволяет решить такие проблемы как

- повышение уровня исполнительского мастерства, музыкальности будущего пианиста за счет привлечения ассоциаций и впечатлений, знаний, умений и навыков, приобретенных в разных видах музыкальной деятельности;

- формирование комплексного мышления, как приоритетной профессиональной компетенции.

Основная часть.

  На сегодняшний день начальное профессиональное образование обучающегося по ДПОП в ДШИ или ДМШ предполагает два основных блока дисциплин – музыкально-теоретический и исполнительский.

  Особое место в подготовке обучающегося-пианиста по ДПОП занимает блок исполнительских дисциплин поскольку именно исполнительское мастерство является основой его дальнейшего профессионального развития.

   Сама специфика профессии, её многопрофильность ставит проблему комплексного подхода к исполнительской подготовке пианиста и создает резервы для активного поиска и дальнейшего внедрения интегративных связей между дисциплинами в учебный процесс.

    В структуре программы «Фортепиано» федеральными государственными требованиями предусмотрены три исполнительских учебных предмета (дисциплины), имеющих общие цели и задачи: «Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» и «Концертмейстерский класс», которые в совокупности системно и наиболее полно дают предпрофессиональное образование, позволяющее наиболее эффективно сформировать исполнительские знания, умения и навыки, а также подготовить обучающегося к дальнейшему профессиональному обучению. Также к исполнительским дисциплинам с уверенностью можно отнести «Хор» или «Вокальный ансамбль».    

     Опираясь на изучение и анализ научных источников, мы вывели основания и предпосылки, способствующие установлению взаимосвязи исполнительских дисциплин и разделили их по уровням интегрирования:

1. На основе общих объединяющих моментов:

- музыкальное искусство (в частности исполнительское искусство, его закономерности);

- этапы работы над музыкальным произведением;

- псхофизиологическая основа интеграции (ассоциативное мышление и взаимосвязь двигательных актов)

2. На основе особенностей каждой из дисциплин, их специфики;

3. Взаимосвязь на уровне конкретных методических приемов.

Музыкальное искусство

      Все виды музыкального исполнительства объединены закономерностями и особенностями самого музыкального искусства, которое предполагает:

- специфический «интернациональный» музыкальный язык (нотная запись, музыкальная символика);

- интерпретацию этого языка исполнителем;

- исполнительскую природу (внешняя выразительность — театральность, жестикуляция, мимика, неповторимость, одномоментность действия);

- средства музыкальной выразительности, с помощью которых передается и раскрывается художественный образ музыкального произведения.

Этапы работы над музыкальным произведением

   Во всех видах музыкального исполнительства работа над музыкальным произведением имеет одну и ту же цель (исполнение музыкального произведения, воплощение в ней смысла, идеи, образов, заложенных композитором), общие принципы (последовательность, постепенность от простого к сложному, систематичность) и ряд этапов:

  1. Первое знакомство с произведением – ознакомление с нотным текстом, формой, жанровыми особенностями, темповыми обозначениями, ремарками композитора и редакторскими указаниями, прослушивание произведения или чтение с листа, получение информации о композиторском стиле, времени написания произведения, создание режиссуры произведения, идейно-образной концепции.
  2. Процесс воплощения исполнительской гипотезы: отработка технических трудностей, выучивание, выгрывание в произведение, детальная работа над всеми составляющими музыкальной ткани произведения, средствами музыкальной выразительности, охват формы в целом.
  3. Заключительный этап - реализация исполнительской гипотезы в непосредственном исполнении произведения.

Психофизиологическая основа интеграции

Ассоциативное мышление - связь, возникающая при определенных условиях между двумя и более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями) и обуславливающая при актуализации одного элемента связи проявления другого. Актуализация связей- воспроизведение индивидуального опыта, который может быть выражен в мыслях, представлениях, движениях, эмоциональном состоянии. Образующиеся после подкрепления в результате повторений ассоциации включаются в более сложные системы, обладающие динамическим характером.

    Также отметим, что дисциплины решают общие для них задачи музыкального образования, как то:

- духовно-нравственное воспитание;

-формирование творческой личности;

- развитие музыкальный способностей.

Основой для понимания специфики конкретных видов музыкального исполнительства может служить следующая классификация:

- особенности исполнения (соло, ансамбль);

- по специфике профессионального слуха (сочетание разных видов слуха, преобладание музыкально-слуховых представлений, комплексно-дифференцированный слух);

- по определенным психофизическим, слухо-двигательным связям;

- по специфическим чертам процесса работы над музыкальным произведением;

- в вокально-хоровой работе можно выделить также связь со словесным текстом, что тоже определяет их специфику.

       Приёмы и методы работы можно разделить на общеисполнительские, которые относятся к музыкальным категориям, не зависящим от какой-либо исполнительской специальности, и свойственные данному виду музыкальной деятельности. К первым относятся:

- работа над частями и целым-работа по фрагментам и включение их затем в общий контекст;

- проигрывание в замедленном темпе;

- использование вспомогательного материала – создание упражнений на основе отдельных фрагментов музыкального произведения.

   Специальные методы работы определяются индивидуальный особенностями каждой учебной дисциплины, её материалом, содержанием, технологией.

      Таким образом взаимосвязь методов может осуществляться как на основе общих, объединяющих факторов, так и с использованием специфических особенностей дисциплин (видов музыкально-исполнительской деятельности).

  Дисциплина «Специальность и чтение с листа» является основанием всего обучения пианиста. Здесь мы получаем необходимые для применения в дисциплинах «Ансамбль» и «Концертмейстерский класс» знания, умения и навыки такие как чтение с листа, ориентирование в тексте, оттачиваются технические средства воплощения музыкального произведения, формируется представление об основных средствах музыкальной выразительности, фактурных особенностях, темпо-ритмическом многообразии. Без всех вышеназванных ЗУН трудно представить дальнейшее взаимодействие с партнёром на уроках «Ансамбль» и «Концертмейстерский класс», поскольку основной отличительной чертой данных дисциплин является именно творческое взаимодействие двух или нескольких партнеров, воплощающих один музыкальный образ. Поэтому подготовка фортепианной партии для дальнейшей работы в ансамбле и в качестве концертмейстера схожа с работой над сольным произведением.

    В свою очередь дисциплины «Концертмейстерский класс» и «Ансамбль» раздвигает границы обучающегося в плане восприятия фактуры произведения, поскольку существует необходимость сочетать в поле своего зрения и слуха как фортепианную партию, так и партию солиста. Развивается комплексно-дифференцированный слух, тембро-динамический слух, полифонический слух. Исполняя произведение соло пианист несёт ответственность только за свои личные действия, играя же в ансамбле или аккомпанируя, проявляется совместная с партнёром ответственность за результат выступления. Также при работе с произведениями в ансамбле появляется понимание разноплановой динамики, (где поддерживать партнера, а где динамически выходить на первый план). Совместная работа над динамическим и метроритмическим ансамблем даёт возможность в сольном исполнении еще больше обогатить динамическую палитру возможностей обучающегося, а работа над аккомпанементом несомненно даёт более устойчивые метро-ритмические ощущения, поскольку именно на концертмейстере лежит ответственность за темп и метро-ритм исполнения.  

        Приведённые примеры показывают перспективность использования взаимосвязи дисциплин в учебном процессе. Применение интеграции исполнительских дисциплин может способствовать не только совершенствованию процесса исполнительской подготовки обучающегося, но будет расширять его кругозор, обогащать запас его собственных приёмов работы, развивать творческий потенциал личности будущего музыканта.

Заключение.

       Таким образом, в свете всего изложенного выше, можно предположить, что развитие интегративных процессов в рамках музыкально-исполнительских дисциплин ДШИ и ДМШ - достаточно перспективное направление на пути совершенствования предпрофессиональной подготовки пианиста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция школьных дисциплин в процессе преподавания литературы как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся

Автор делится своими наработками (приемами и средствами, используемыми в практике, повышающими коммукативную компетентность обучающихся), позволяющими познавать мир как единое, неделимое целое (целост...

Роль воспитания эмоциональной культуры обучающихся пианистов в процессе музыкально-исполнительской деятельности.

Работа посвящена освещению темы воспитания эмоциональной культуры обучающихся средствами музыки и искусства....

«Исполнительская деятельность как процесс личностно-творческой самореализации обучающихся в учреждении дополнительного образования детей» (методическая работа)

В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоен...

Использование информационных технологий в образовательном процессе дисциплины Основы военной подготовки

Применение ИКТ в образовательном процессе - яркое освещение всем известного материала с  неизвестных сторон...

Интеграция музыки с учебными дисциплинами образовательного процесса

Методологическая статья об интеграции в современной школе...