Программа дополнительного образования объединения "Самоделкин"
рабочая программа
Внеурочная работа по техническому творчеству имеет большое значение в деле воспитания и развития детей. С дидактической точки зрения конструирование, проектирование и изготовление модели, прибора или другого технического устройства - это применение знаний на практике, развитие самостоятельного мышления, любознательности и инициативы. В наше время автоматизации и компьютеризации, умение делать что-то своими руками, привитое с детства, позволяет вырасти ребенку разносторонним, подготовленным к жизни в обществе, дает примерное представление о выборе профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1programmasamodelkin.docx | 89.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества» п. Пурпе Пуровского района
Рассмотрена на МО От «____» ________ 2014 г. Протокол № _____ Руководитель МО ______________ Т.С. Леонтьева | Принята на педагогическом совете МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе, Протокол №____ от «___» ____ 2014г. Рекомендована в качестве рабочей программы студии изобразительного творчества | Утверждена приказом № _______ от «_____» ________________ 2014 г. Директор МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе ________________ М.М. Костенко |
Программа дополнительного образования
объединения «Самоделкин»
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 5 - 12 лет
Срок реализации 2 года.
Автор: Сапрыкина Маргарита Васильевна
Педагог дополнительного образования
п. Пурпе Пуровского района ЯНАО
2014 г.
Программа дополнительного образования
объединения «Самоделкин -2»
Пояснительная записка.
Внеурочная работа по техническому творчеству имеет большое значение в деле воспитания и развития детей. С дидактической точки зрения конструирование, проектирование и изготовление модели, прибора или другого технического устройства - это применение знаний на практике, развитие самостоятельного мышления, любознательности и инициативы. В наше время автоматизации и компьютеризации, умение делать что-то своими руками, привитое с детства, позволяет вырасти ребенку разносторонним, подготовленным к жизни в обществе, дает примерное представление о выборе профессии.
Практическая значимость программы состоит в формировании у учащихся навыков конструирование макетов и моделей технических объектов из плоских и объемных деталей, знакомство с выжиганием и бумагопластикой; создание соответствующей учебной среды для учащихся; оптимизация форм, средств и методов развития знаний, умений и навыков учащихся.
Новизна программы обусловлена тем, что решая самые различные воспитательные и учебно-образовательные задачи, работая на конечный предполагаемый результат, программа ставит перед собой основную педагогическую цель — создание условий для непрерывного роста личности учащихся, развитие и расширение у них творческих способностей средствами технического моделирования.
Цель программы: дать первичные знания о техническом творчестве, приобщить с раннего детства к труду, умению работать руками, познакомить с простыми ручными инструментами, основами моделирования и конструирования.
Категория учащихся: дети 5 - 7 лет.
Сроки реализации: 2 года.
Для детей 5 - 7 лет обучение по программе составляет 72 часа – 2 раза в неделю по 1 часу.
В процессе обучения по программе решаются следующие задачи:
Образовательные:
дать знания:
∙ о свойствах бумаги, картона, фанеры, пластмассы, металла;
∙ о назначении основных ручных инструментов и правил безопасности при работе с ними;
∙ о назначении и правилах пользования простейшими чертежными инструментами (линейка, циркуль, угольник и др.);
∙ о первоначальных сведениях о чертеже, техническом рисунке, эскизе;
∙ о приемах художественного оформления изделий;
∙ о способах вырезания и выпиливания из плотной бумаги , картона и фанеры по чертежу, шаблону и собирать модели и конструкции;
∙ о работе с клеем, краской, лакокрасочными изделиями, о соблюдении безопасности при работе с ними;
Развивающие:
∙ развитие интереса к технике;
∙ развитие умений конструировать по образцу и самостоятельно простых моделей из плоских и объемных деталей;
∙ развитие навыков работы с выжигателем и древесиной.
∙ развитие умения размещать и измерять бумагу разную по фактуре, плотности и цвету.
Воспитательные:
∙ воспитание аккуратности при выполнении работ;
∙ приобщение к коллективным действиям;
∙ воспитание умений поддерживать чистоту рабочего места;
∙ воспитание настойчивости в достижении цели;
∙ эстетическое восприятие окружающего мира;
∙ воспитание самостоятельного мышления.
Основные формы и методы обучения, используемые на занятиях: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый и исследовательский.
Отличительной особенностью данной программы от других программ является то, что занятия по конструированию, моделированию и макетированию, бумагопластике способствуют не только техническому, эстетическому, но и умственному, нравственному развитию учащихся. Работая с моделями, выполняя различные задания, сравнивая свои успехи с успехами других, ребенок познает истинную радость творчества. Организация выставок, использование детских работ для учебных пособий играют существенную роль в воспитании. Программа позволяет многим детям найти своё место в жизни, развить в себе способности творческого самовыражения или просто заняться интересным и полезным делом.
Примерное планирование разделов
№ п\п | Разделы | Количество часов | |
1-й год обучения | 2-й год обучения | ||
1 | Материалы и оборудование. | 6 | 4 |
2 | Основы конструирования и моделирования простейших моделей. | 36 | 38 |
3. | Выжигание | 17 | 13 |
4. | Бумагопластика | 13 | 17 |
Итого: | 72 | 72 |
Программа дополнительного образования
объединения «Самоделкин »
Пояснительная записка.
В современном обществе преемственность дополнительного образования и школьных предметов: математика, физика, технология, информационные технологии, уже немыслима практически ни одна сторона жизни общества, школьники хотят приобщаться к достижениям современной информационной революции.
Важную роль играет интеграция общего и дополнительного образования, которая позволяет на занятиях технического творчества готовить ребят к самостоятельной трудовой деятельности.
Моделирование, конструирование помогает осознать значимость своего труда, воспитывает ответственность, повышает самооценку. Цель технического творчества: научить созидать себя как творца, умеющего призвать себе в помощь компьютер, обучать делать своими руками, самому, игрушки, модели, научить использовать компьютер для того, чтобы с его помощью сделать развертку, игрушку и ее описание. Научить предъявлять себе результат своего труда на уровне достойном достижений современной информационной культуры. Важен процесс получения готового компьютерного продукта (распечатки разверток геометрических тел и др.), выполнять задуманную работу.
Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой деятельности и вызывают возрастающий интерес детей к современной технике. Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребенком повсюду в виде десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить.
Вопрос привлечения детей школьного возраста (особенно мальчиков) в объединения технического моделирования актуален. Все блага цивилизации - это результат технического творчества, начиная с древних времен, когда было изобретено колесо, и до сегодняшнего дня технический прогресс обязан людям, создающим новую технику, облегчающую жизнь и деятельность человечества.
Образовательная программа объединения «Самоделкин» разработана на основе Закона РФ «Об образовании», «Конвенции о правах ребёнка», на базе программы «Техническое творчество», типовых программ Министерства образования РФ по предмету «Технология» и направлена на развитие творческого потенциала учащихся в процессе овладения ими разнообразными знаниями и умениями в области технического творчества.
Образовательная программа дополнительного объединения «Самоделкин» научно-технической направленности МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе разработана на основе следующих нормативных документов:
- Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 год;
- Закон №55 ЗАО от 27.06.2013г. «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе», долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы»;
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03.04.2012 г.;
- Концепция развития дополнительного образования в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №172;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897.
- Обязательный минимум содержания основного общего курса технологии,
Программа дополнительного образования объединения «Самоделкин» научно-технической направленности МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе является модифицированной программой и составленной на основе:
- Примерных программ для общеобразовательных школ по курсу «Технология», и с учетом требований ФГОС начального и основного общего образования;
- Программы по дополнительному образованию «Сборник авторских программ. Дополнительное образование детей», составитель Лазарева А.Г.;
- Программы по технологии для общеобразовательных школ: Н.М. Конышевой «Художественно - конструкторская деятельность» (основы дизайн образования), Т. Геронимус «Школа мастеров», программа «Трудовое обучение» Н.А. Цирулик.
Программа разработана в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. №06-1844).
При разработке программы использованы методические разработки:
- Ю.В. Севрюкова «Техническое моделирование: увлечение - хобби-профессия»;
- В.М. Осипенко «Юный техник»;
- Е.Н. Шиянов, Г.В. Найденко «Развитие технического творчества учащихся в системе дополнительного образования».
Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.
- Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального и основного общего образования
- Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.
Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.
Программа ориентирована на активное приобщение учащихся к научно-техническому творчеству, носит развивающий, личностно-ориентированный характер и позволяет удовлетворить познавательные и коммуникативные интересы детей, а так же сформировать навыки деятельности на уровне практического применения.
Особенность программы.
Новизной является то, что, имея техническую направленность, обеспечивающую развитие творческих способностей детей, программа является комплексной и представляет собой интегрированный курс, включая знания по таким предметам как черчение, математика, технология, история. Усвоение ребенком новых знаний и умений, формирование его способностей происходит не путем пассивного восприятия материала, а путем активного, созидательного поиска в процессе выполнения различных видов деятельности – самостоятельной работы с чертежами, разработки и внедрения собственных проектов с применением компьютерных технологий, конструирования, моделирования, изготовления и практического запуска моделей.
Отличительными особенностями данной программы является то, что в ней сделан акцент на:
- комплексный подход к содержанию в области технического творчества;
- повышение мотивации к занятиям посредством включение детей в креативную деятельность;
- формирование у учащихся специальных знаний в области технического конструирования и моделирования из различных материалов и с использованием современного материально-технического оснащения объединений научно-технической направленности;
- пробуждение у детей интереса к науке и технике, способствование развитию у детей конструкторских задатков и способностей, творческих технических решений.
Особенностью программы является организация образовательного процесса на основе компетентностно-деятельностного подхода: осуществляется индивидуальная проектно - исследовательская и творческая работа и формируются специальные компетенции учащихся.
Актуальность программы.
Каждый ребенок, осознав свое желание построить свою первую модель либо грузовика, либо самолета, хочет, чтобы она была похожа на современный аналог, а не на что-то абстрактное. Это направление получило название «масштабное моделирование». Под этими словами подразумевается изготовление техники в уменьшенном масштабе. Именно в этом направлении ведется работа в объединении «Самоделкин». Для изготовления масштабного макета необходимо владеть довольно большими практическими навыками конструирования и изготовления действующих моделей технических объектов. Поэтому программа направлена на развитие у детей интереса к техническому творчеству, обучение конструированию и изготовлению моделей, на развитие творческой самостоятельности, фантазии.
Творческий метод используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникальное, присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах технической деятельности детей.
Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых особенно значимы:
- Системно-деятельностный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого. Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
- Кибернетический подход предполагает в процессе обучения переход от положительной (некачественной) связи к отрицательной (качественной).
- Мотивационный подход реализуется через осуществление следующих закономерностей:
а) образовательный процесс строится с целью удовлетворения познавательной потребности детей, обучающихся в кружковом объединении;
б) причинно-следственные связи, исходящие из смысла деятельности, побуждают к действиям.
- Личностно ориентированный подход включает в себя такие условия развития личности учащегося, как:
а) развитие личности учащегося происходит только в деятельности учащегося;
б) развитие личности эффективно при использовании субъектного опыта этой личности - и предполагает реализацию следующих закономерностей:
1) создание атмосферы заинтересованности в результатах учебно-познавательной деятельности;
2) обучение саморефлексии деятельности;
3) воспитание способности к самоопределению, к эффективным коммуникациям самореализации;
4) свобода мысли и слова как обучающегося, так и педагога;
5) ситуация успеха в обучении;
6) дедуктивный метод обучения (от частного к общему);
7) повышение уровня мотивации к обучению.
Цель программы: Создание условий для развития способностей учащихся к техническому творчеству путем привлечения их к техническому конструированию и моделированию из различных материалов.
Задачи программы:
Образовательные
- Использование современных разработок по техническому конструированию и моделированию в области образования, организация на их основе активной внеурочной деятельности учащихся.
- Ознакомление учащихся с комплексом базовых технологий, применяемых в современном техническом конструировании и моделировании.
- Реализация межпредметных связей с математикой, черчением, технологией.
- Решение учащимися ряда познавательных задач, результатом каждой из которых будет самостоятельная разработка технической модели с использованием различных материалов и конструкторов.
Развивающие
- Развитие у учащихся инженерного мышления, навыков конструирования, программирования и эффективного использования различных технологий в области технического творчества.
- Развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности и изобретательности.
- Развитие креативного мышления и пространственного воображения учащихся.
- Организация и участие в играх, конкурсах и состязаниях в качестве закрепления изучаемого материала и в целях мотивации обучения.
Воспитательные
- Повышение мотивации учащихся к изобретательству и созданию собственных технических моделей.
- Формирование у учащихся стремления к получению качественного законченного результата.
- Формирование навыков проектного мышления, работы в команде.
Категория учащихся: дети 7 -12 лет.
Сроки реализации: 2 года.
С первого года обучения учащимся предлагаются занятия по различным разделам. Учащиеся могут быть приняты в объединение как на 1 год обучения, так и на 2-й год обучения, исходя из собеседования и индивидуальных способностей детей в области технического конструирования и моделирования.
Место объединения «Самоделкин» в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе рабочая программа составлена исходя из требований к образовательным программам дополнительного образования научно-технической направленности.
Занятия по программе проходят по возрастным группам 2-3 раза в неделю по 40 минут с 10 минутным перерывом. Обучение проводится с группой детей в количестве 10-15 человек. 1-2 год обучения по программе составляет 144 часа - 2 раза в неделю по 2 часа.
Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий.
В программу включены следующие виды деятельности:
- Ценностно-ориентированная и коммуникативная деятельность. Способствует обогащению зрительной памяти и активизации образного мышления, которые являются основой изобразительной творческой деятельности. В процессе эстетического восприятия мира и искусства осуществляется присвоение детьми высших духовно – нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры; дети приобретают компетентность активного зрителя, способного вести диалог и аргументировать свою точку зрения;
- Техническое творчество - вид деятельности учащихся, результатом которой является технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной (для учащихся) новизны. Техническое творчество развивает интерес к технике и явлениям природы, способствует формированию мотивов к учёбе и выбору профессии, приобретению практических умений, развитию творческих способностей и др.
Занятия по данной программе включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы инструментов, материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и сопровождаться показом иллюстраций, методов и приемов работы.
Методы изучения предмета.
а) объяснительно-иллюстративный,
б) репродуктивный,
в) проблемное изложение изучаемого материала,
г) частично-поисковый,
д) исследовательский метод.
Педагогические условия и средства реализации стандарта (формы, типы занятий и методы обучения).
Формы: учебное занятие.
Типы:
- теоретические занятия;
- практические занятия;
- рефлексия (повторения, закрепления знаний и выработки умений)
- комбинированное занятие;
- мастер-классы для детей;
- контроль умений и навыков.
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- Словесные, наглядные, практические.
- Индуктивные, дедуктивные.
- Репродуктивные, проблемно-поисковые.
- Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- Стимулирование и мотивация интереса к учению.
- Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
- Устного контроля и самоконтроля.
Формы контроля.
- Индивидуальный и фронтальный опрос
- Работа в паре, в группе
- Срезовые работы (тесты)
Содержание примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
• распространенные технологии современного производства;
• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
• основы черчения, графики, дизайна;
• знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
• методы технической, творческой, проектной деятельности;
• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
В процессе обучения учащиеся:
познакомятся:
• с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;
• с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;
• с устройством, сборкой, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (приборов, аппаратов, станков, машин, механизмов, инструментов).
овладеют:
• навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
• навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
• основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;
• умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
• умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
• навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;
• навыками организации рабочего места.
Примерное планирование разделов
№ п\п | Разделы | Количество часов | |
1-й год обучения | 2-й год обучения | ||
1 | Материалы и оборудование. | 12 | 6 |
2 | Основы конструирования и моделирования простейших моделей. | 72 | 62 |
3. | Изготовление макетов и моделей технических объектов с использованием современного оборудования. | 48 | 52 |
4. | Проектная деятельность. | 12 | 24 |
Итого: | 144 | 144 |
Система оценки достижений учащихся; инструментарий для оценивания результатов.
Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы дополнительного образования технической направленности.
Общие результаты технологического образования состоят в:
• сформированности представления о техносфере;
• приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
• формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда;
• готовности к осуществлению выбора индивидуальной траектории в области технического творчества.
Обучение по программе призвано обеспечить:
• становление у учащихся целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;
• развитие личности учащихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
• формирование у учащихся понимания ценности технологического образования, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
• приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности.
Личностными результатами освоения учащимися программы являются:
• проявление познавательных интересов и активности в области технического творчества;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• планирование образовательной и предпрофессиональной карьеры;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
• самооценка готовности к творческой деятельности в сфере технического труда.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• поиск новых решений технических задач;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• конструирование и моделирование технических объектов и технологических процессов;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами являются:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• владение способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства.
В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
• выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности.
В мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда.
В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги.
В физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Мониторинг изучения образовательных результатов учащихся.
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное количество баллов | Методы диагностики | |
Личностные универсальные учебные действия | Уровень социально-ориентированного взгляда на жизнь | гражданская идентичность, этническая принадлежность | сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на жизнь | 1-4 низкий уровень - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, 5-7 средний уровень -ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, 8-10 высокий уровень -формирование этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Собеседование наблюдение |
Уровень внутренней позиции учащегося | Развитие мотива учебной деятельности | сформированность мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения | 1-4 низкий уровень - мотив учения внешний (заставляют родители, так надо), 5-7 средний уровень – мотив внутренний, направленный на ситуацию успеха, но эпизодический, неустойчивый), 8-10 высокий уровень (устойчивая учебно-познавательная мотивация) | Наблюдение, анкетирование | |
Нравственно-этическая ориентация | Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, обеспечивающий личностный моральный выбор | Личной ответственности за свою учебу, поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | 1-4 низкий уровень – ориентация избегать наказаний, не несет личную ответственность за поступки, 5-7 средний уровень – имеет представления о нормах, но не всегда следует им, 8-10 высокий уровень – самостоятельно делает свой личностный моральный выбор, высокий уровень личностной ответственности | Анкетирование Собеседование наблюдение | |
Регулятивные УУД | Целеполагание | Постановка учебной задачи | Умение соотносить известный и усвоенный учебный материал с неизвестным для постановки учебной задачи самостоятельно | 1-4 – низкий – принимает только учебную задачу, поставленную учителем, 5-7 – средний - соотносит известное и неизвестное и иногда самостоятельно изучает новое, 8-10 – высокий – самостоятельно ставит задачу изучение нового и достигает решения этой задачи | |
Решение учебных задач | умение самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную | соотнесение собственных действия с поставленными учебными задачами | 1-4 низкий уровень – способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; 5-7 средний - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, 8-10 –высокий – умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу своих учебных действий | наблюдение | |
умение планировать и корректировать свою учебную деятельность | Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата | Планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и средствами её осуществления. | 1-4 –низкий – работа по плану, составленному учителем, 5-7 средний – способность корректировать собственный план, ориентируясь на замечания учителя или результат работы, 8-10- высокий уровень - составление своего плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и коррективов в план, в результат своей деятельности. | Наблюдение | |
Познавательные УУД | Работа с информацией | умение осуществлять информационный поиск | Умение сбора и выделения существенной информации из различных информационных источников | 1-4 балла – низкий – умение записывать, фиксировать информацию, 5-7 –средний – умение преобразовывать информацию для решения различных учебных и жизненных задач, 8-10 – высокий – умение, исходя из полученной информации осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме | Наблюдение |
Развитие логического мышления | способность к осуществлению логических операций | Степень развития умения сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям и т.д. | 1-4 – низкий – в основном выполняет учебные действия по аналогии 5-7 – средний – умеет анализировать, обобщать и строит логические рассуждения с помощью учителя 8-10- высокий - строит логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей самостоятельно | Наблюдение, тестирование | |
Коммуникативные УУД | Адекватная оценка учебной деятельности | Степень адекватного оценивания результатов своей работы | сформированность умения выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание им качества и уровня усвоения учебного материала; оценка результатов работы | 1-4 – низкий уровень – учащийся говорит, что знает материал, но не может ответить на большинство контрольных вопросов, переоценивает качество своей работы 5-7 – средний уровень - выполняет практическую часть работы хорошо, но не может объяснить ее, неадекватно оценивает свою роль в общей работе с группой детей или в совместной работе с учителем, 8-10- высокий уровень – хорошо владеет и теоретическими и практическими знаниями и умениями, адекватно оценивает свою деятельность | Анкетирование наблюдение |
Умение сотрудничать | Степень взаимодействия с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем | сформированность партнерства, умения принимать на себя ответственность за результаты своих действий. | 1-4 – низкий уровень – трудно идет на контакт с детьми объединения, возлагает вину на других, 5-7 – средний уровень– умеет работать с малых и больших группах, но возлагает вину за ошибки в работе на других, 8-10- высокий уровень – высокий уровень партнерства, принимает на себя ответственность за результаты своих действий | Наблюдение |
Мониторинг образовательных достижений учащихся (уровень метапредметных результатов и социального опыта учащегося).
- Морально-этическая ориентация: уровень формирования этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие толерантности.
- Уровень развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных и конфликтных ситуаций.
- Умение слушать собеседника и вести диалог готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
- Степень мотивации к творческому труду.
- Уровень саморазвития творческого и интеллектуального потенциала.
- Уровень развития умений публичного выступления.
- Сформированность умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Уровень развития стремления к новым видам деятельности (участие в социальном проектировании, научно-исследовательской деятельности, КТД).
- Уровень формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Уровень формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Мониторинг составляется на основе оценки тестовых работ и контрольных учащихся, уровня выполнения практикумов, конкурсных и проектных работ, наблюдения и Портфолио учащегося.
Содержание разделов. Тематическое планирование разделов.
- Раздел «Материалы и оборудование».
Основные задачи раздела:
1. Закрепить, углубить и расширить знания о чертёжных инструментах и принадлежностях; о техническом рисунке, чертеже, эскизе;
2.Совершенствовать знания о масштабе нанесения размеров и применение этих знаний в начальном техническом моделировании;
3.Познакомить с видами картона и способами его обработки. Показать его многофункциональность.
4.Создать устойчивую мотивацию к занятию начальным техническим моделированием;
Обще-учебные умения и навыки, формирующиеся в процессе обучения материалам и оборудованию.
1.Рефлексивные умения:
-развивать элементы технического мышления, изобретательности, образного и пространственного мышления.
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- навыки работы с чертёжно-измерительным и ручным инструментом;
-умение владеть способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
- умение амостоятельно построить простую модель из бумаги и картона;
-умение выполнять разметку несложных объектов на бумаге и картоне при помощи линейки и шаблонов;
- умение работать простейшими ручным инструментом;
-умением окрашивать детали модели и модель кистью;
- умением разбираться в чертежах, составлять эскизы будущих моделей;
3.Коммуникативные умения:
-умение работать в команде;
Примерное тематическое планирование раздела 1 «Материалы и инструменты».
№ п\п | Наименование темы | 1-й год обучения | 2-й год обучения | ||||||
Количество часов | Количество часов | ||||||||
Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | ||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | ||||||
Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | |||||||
История развития технического моделирования. | 1 | 1 | |||||||
Инструменты и материалы. | 1 | 2 | 1 | ||||||
Графическая грамота. | 1 | 4 | 1 | 1 | 1 | ||||
Итого: | 5 | 6 | 1 | 12 | 5 | 1 | 6 |
- Раздел «Основы конструирования и моделирования простейших моделей».
Основные задачи раздела:
1. Формировать у учащихся специальные знания в области технического конструирования и моделирования из различных материалов и с использованием современного материально-технического оснащения объединений научно-технической направленности;
2.Способствовать развитию у детей конструкторских задатков и способностей, творческих технических решений;
3. Приобретать знания и умения работы с разными материалами и инструментами как при изготовлении простейших изделий, так и конструировании объемных макетов животных, зданий, мебели.
Обще-учебные умения и навыки, формирующиеся в процессе обучения конструированию и моделированию простейших моделей:
1. Рефлексивные умения:
- умение развивать творческие и технические способности посредствам изготовления моделей и макетов несложных объектов;
- умение проявлять усидчивость и волю в достижении конечного результата;
-умение проявлять познавательные интересы и активность в области технического творчества;
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно планировать, проектировать, и преобразовывать своё предположение в различных мыслительных, графических и практических вариантах;
-умение повышать мотивацию к изобретательству и созданию собственных технических моделей.
- умение работать с доступной технической литературой;
- умение чертить простейшие чертежи разверток;
- умение изготавливать усложненные модели;
- умение подбирать материал для модели;
3.Коммуникативные умения:
- умение воспитывать у себя чувство патриотизма, гражданственности, гордости за достижения отечественной науки и техники;
- умение анализировать модель своего товарища;
Примерное тематическое планирование раздела «Основы конструирования и моделирования простейших изделий».
№ п\п | Наименование темы | 1-й год обучения | 2-й год обучения | ||||||
Количество часов | Количество часов | ||||||||
Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | ||
1. | Конструирование макетов и моделей технических объектов из плоских деталей. | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | ||
2. | Изготовление макетов и моделей из бумаги и картона. | 1 | 10 | 1 | 1 | 5 | 1 | ||
3. | Технология сборки плоских деталей. | 2 | 3 | 1 | 1 | 5 | 1 | ||
4. | Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей | 2 | 6 | 1 | 1 | 6 | 1 | ||
5. | Технология сборки объёмных деталей. | 1 | 5 | 1 | 1 | 5 | 1 | ||
6. | Изготовление моделей транспортной техники из плоских и объёмных деталей. | 1 | 10 | 1 | 1 | 6 | 1 | ||
7. | Изготовление моделей военной техники из плоских и объёмных деталей. | 1 | 5 | 1 | 1 | 6 | 1 | ||
8. | Работа с набором готовых деталей. | 1 | 10 | 1 | 1 | 6 | 1 | ||
9. | Сборка макетов и моделей по образцу и схеме. | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | ||
Итого: | 11 | 52 | 9 | 72 | 9 | 44 | 9 | 62 |
3.Изготовление моделей и макетов технических объектов с использованием современного оборудования.
Основные задачи раздела:
1.Учить использовать современные разработки по техническому конструированию и моделированию в области образования;
2. Приобретать технические умения в сфере радиотехники на базовом уровне;
3.Уметь внедрять собственные проекты с применением компьютерных технологий;
Обще-учебные умения и навыки, формирующиеся в процессе изготовления моделей и макетов технических объектов с использованием современного оборудования.
1. Рефлексивные умения:
-умение мыслить креативно;
-умение проявлять усидчивость и волю в достижении конечного результата;
- умение находить рациональный способ использования материала;
2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;-- - умение анализировать свои модели, провести их презентацию;
-умение находить рациональный способ использования материала;
- умение оценивать свои результаты и планировать дальнейшую работу;
-умение увеличивать и распечатывать чертежи на компьютере
3.Коммуникативные умения:
- умение работать в коллективе;
- умение проявлять коммуникативные умения и навыки.
Примерное тематическое планирование раздела 4 «Изготовление моделей и макетов технических объектов с использованием современного оборудования».
№ п\п | Наименование темы | 1-й год обучения | 2-й год обучения | ||||||
Количество часов | Количество часов | ||||||||
Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | ||
1. | Основы электротехники. | 1 | 4 | 1 | 3 | 1 | |||
2. | Основные электрические величины. | 1 | 4 | 1 | 1 | 3 | 1 | ||
3. | Источники питания. Батарейки и аккумуляторы. | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | |||
4. | Источники света. Лампы и светодиоды. | 1 | 3 | 1 | 1 | 4 | 1 | ||
5. | Моделирование при помощи компьютера. | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | |||
6. | Основные понятия. Уровни и виды моделирования. | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 1 | ||
7 | Изготовление шаблона на компьютере. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | |||
8 | Выполнение презентации проекта в программе РР. | 1 | 4 | 1 | 1 | 4 | 1 | ||
9. | Выжигание. | 1 | 4 | 1 | 1 | 4 | 1 | ||
Древесина и способы её обработки для выжигания. | |||||||||
10. | Художественная обработка изделий из дерева. | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 1 | ||
Итого: | 10 | 32 | 6 | 48 | 10 | 32 | 10 | 52 |
4.Раздел «Проектная деятельность».
Основные задачи раздела:
- Создать условия, способствующие развитию навыков самостоятельной трудовой деятельности учащихся в области технического творчества.
- Развитие общеучебных умений и навыков учащихся в процессе проектной деятельности.
- Способствовать развитию и саморазвитию, мотивации к техническому творчеству учащихся через участие продуктов проектной деятельности в различных выставках, конкурсах, конференциях.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности
1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (педагога, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
— умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умение взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс (изделие);
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
- навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
6. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
7. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Примерное тематическое планирование раздела «Проектная деятельность».
№ п\п | Наименование темы | 1-й год обучения | 2-й год обучения | ||||||
Количество часов | Количество часов | ||||||||
Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | ||
1. | Понятие «конструктивный проект». | 0,5 | 0,5 | 1 | 0,5 | 0,5 | 1 | ||
Построение плана действий | 0,5 | 0,5 | 1 | 0,5 | 0,5 | 1 | |||
Проект – это «пять «П»». Поиск информации | 0,5 | 0,5 | 1 | 1 | 2 | 3 | |||
Работа с собранной информацией. Работа по разработке вариантов проекта. | 0,5 | 0,5 | 1 | 1 | 2 | 3 | |||
Звездочка обдумывания | 0,5 | 0,5 | 1 | 1 | 1 | 2 | |||
Технологическая карта. | 0,5 | 0,5 | 1 | 1 | 2 | 3 | |||
Этапы реализации проекта | 1 | - | 1 | 1 | 1 | ||||
Практикум по реализации проекта | 1 | 1 | 2 | 2 | |||||
Изготовление продукта проекта | 1 | 1 | 4 | 4 | |||||
Внесение изменений, корректировка проекта. | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
Оформление документации | 1 | 1 | 2 | 2 | |||||
Презентация проекта | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
Итого: | 4 | 7 | 1 | 12 | 5 | 18 | 1 | 24 |
Приложение.
Содержание раздела «Введение. Материалы и инструменты. Графическая грамота».
Темы и содержание тем (* темы с контрольными тестами) | Кол-во часов по годам обучения | Характеристика деятельности учащихся | УУД |
1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 2.История развития технического моделирования. 3.Материалы и инструменты. Бумага и картон. Их использование в техническом моделировании. 4.Графическая грамота. Рисунок, эскиз, чертёж – общие черты и отличия. 5.Изготовление различных моделей по чертежу методом копирования. Изготовление различных моделей по шаблону. Понятие о масштабе. | 3/3 3/1
6/2 | Соблюдать технику безопасности при работе с инструментами. Овладеть элементарными свойствами бумаги и картона. Приобрести навыки работы с чертёжно-измерительным и ручным инструментом. Читать простейшие чертежи. Чертить простейшие чертежи развёрток. Изготавливать простейшие чертежи моделей методом копирования. | Личностные: знакомить с историей развития отечественной и мировой техники, с её создателями. Регулятивные: развивать элементы технического мышления, изобретательности, образного и пространственного мышления. Познавательные: формировать графическую культуру на начальном уровне. Коммуникативные: эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества. |
Содержание раздела «Основы конструирования и моделирования простейших изделий» для учащихся 1 -2 года обучения.
Темы и содержание тем (* темы с контрольными тестами) | Кол-во часов по годам обучения | Характеристика деятельности учащихся | УУД |
1.Конструирование макетов и моделей технических объектов из плоских деталей. 2.Изготовление макетов и моделей из бумаги и картона. 3.Технология сборки плоских деталей. | 5/5 10/7 8/7 | Иметь элементарные сведения о производстве бумаги, картона, их виды, свойства и применение. Владеть знаниями соединения деталей. Выполнять простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги и картона на прочность и водонепроницаемость. | Личностные: проявлять интерес к техническому творчеству, инициативу и самостоятельность. Регулятивные: развивать творческие и технические способности посредствам изготовления моделей и макетов несложных объектов. Познавательные умение принимать решения и прогнозировать их последствия. Коммуникативные: формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе. |
4.Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объемных деталей. 5. Технология сборки объёмных деталей. 6.Выполнение моделей транспортной техники из плоских и объёмных деталей. 7.Выполнение моделей военной техники из плоских и объёмных деталей. | 11/8 10/7 7/8 7/8 | Работать с доступной технической литературой. Знать классификацию и значение каждого вида транспорта. Изготавливать усложнённые модели Подбирать материал для модели. Определять недостающие детали в модели и вычерчивать их. Анализировать свою модель. Вносить изменения в конструкцию изделия. | Личностные: умение доказывать целесообразность и пользу предполагаемой конструкции. Регулятивные: развивать умения выражать свой замысел путем конструирования. Познавательные:самостоятельно планировать, проектировать, и преобразовывать своё предположение в различных мыслительных, графических и практических вариантов. Коммуникативные: воспитывать дух коллективизма. |
8.Работа с набором готовых деталей. 9. Сборка макетов и моделей по образцу и схеме. | 7/6 7/6 | Планировать выполнение индивидуальных и коллективных работ. Соединять модели из готовых деталей при помощи отверстий , шипов и выступов. Собирать модели и макеты по развертке, по чертежу . | Личностные: умение проектировать процесс (изделие); планировать деятельность, время, ресурсы; навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов Регулятивные: умение находить и исправлять ошибки в собственной работе или в работе других участников группы, если проект коллективный Познавательные: формировать знания и умения работы с разными материалами и инструментами как при изготовлении простейших изделий, так и конструировании объемных макетов животных, зданий, мебели; Коммуникативные: навыки делового партнерского общения. |
Содержание раздела 3 «Изготовление моделей и макетов технических объектов с использованием современного оборудования» для учащихся 1 -2 года обучения
Темы и содержание тем (* темы с контрольными тестами) | Кол-во часов по годам обучения | Характеристика деятельности учащихся | УУД |
1.Основы электротехники. 2.Основные электрические величины:(напряжение, сила тока, сопротивление) 3.Источники питания. Батарейки и аккумуляторы. 4.Источники света. Лампы и светодиоды. | 5/5 6/5
3/5
5/6 | Иметь представление о переменном токе и его основных параметрах. Уметь качественно и правильно производить пайку и монтаж деталей. Изготавливать простые технические конструкции. | Личностные: ознакомление учащихся с комплексом базовых технологий, применяемых в современном техническом конструировании и моделировании. Регулятивные: развивать интеллектуально-творческие способности по изучению основ электро и радиотехники. Познавательные: различать радиоэлектронные компоненты, материалы и различные инструменты. Расширять политехнический кругозор. Коммуникативные: формировать внутреннюю культуру поведения и нравственности. |
5.Моделирование при помощи компьютера. 6.Основные понятия. Уровни и виды моделирования. 7.Изготовление шаблона на компьютере. 8.Выполнение презентации проекта в программе РР. | 4/5 5/5 3/4
6/6 | Совершенствовать навыки работы с клавиатурой. схемы будущей модели. | Личностные: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; - умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Регулятивные: изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; Познавательные: самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле; самостоятельно запрашивать недостающую информацию у эксперта (педагога, консультанта, специалиста); Коммуникативные: умение взаимодействовать с любым партнером. |
9.Выжигание. Древесина и способы её обработки для выжигания. 10. Художественная обработка изделий из дерева. | 6/6 5/5 | Овладеть практическими навыками и приёмами художественной обработки изделий из дерева. Уметь работать с электровыжигателем. Формировать навыки изобразительного искусства и техники художественного выжигания. Осваивать различные способы рисования по дереву. | Личностные: сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности; Регулятивные: отрабатывать практические навыки работы с эл.выжигателем , эл.лобзиком. Познавательные: развивать навыки и умения при работе с древесиной. Коммуникативные:формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе; . |
Содержание раздела 4 «Проектная деятельность».
Темы и содержание тем (* темы с контрольными тестами) | Кол-во часов по годам обучения | Характеристика деятельности учащихся | УУД |
Занятие1. Понятие «конструктивный проект»: создание конкретного, полезного продукта. Выбор проблемы для конструктивного проекта. Определение предмета, темы, цели и задачи проекта. | 1/1 | Различать виды проектов и требования к ним. Определять проблему для конструктивного проекта. Формулировать свои желания и определять их в цели и задачи проекта. | Личностные: умение контролировать свою деятельность, учебно-познавательный интерес к учебному материалу. Регулятивные: учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале; умение самостоятельно генерировать идеи. Познавательные: проводить сравнение по заданным критериям, выявлять существенные и несущественные признаки. Коммуникативные: эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль посредством постановки темы и цели проекта. |
Занятие 2. Построение плана действий по решению задач проекта. Пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков. | 1\1 | Личностные: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; - умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Регулятивные: изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; Познавательные: самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле; самостоятельно запрашивать недостающую информацию у эксперта (педагога, консультанта, специалиста); Коммуникативные: умение взаимодействовать с любым партнером. | |
Занятие 3. Проект — это «пять П». Поиск информации | 1/3 | Личностные: сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности; Регулятивные: изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; Познавательные: самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле; самостоятельно запрашивать недостающую информацию у эксперта (педагога, консультанта, специалиста); Коммуникативные: умение взаимодействовать с любым партнером. | |
Занятие 4. Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация. Работа с собранной информацией. Разработка вариантов проекта. | 1/3 | Личностные: умение проектировать процесс (изделие); планировать деятельность, время, ресурсы; навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов Регулятивные: умение находить и исправлять ошибки в собственной работе или в работе других участников группы, если проект коллективный Познавательные: умение принимать решения и прогнозировать их последствия Коммуникативные: навыки делового партнерского общения. | |
Занятие 5. Выбор варианта будущего продукта. Звездочка обдумывания. | 1\2 | Личностные: умение осмыслить задачу, находить несколько вариантов решения проблемы; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: развивать навыки оценочной самостоятельности. Познавательные: самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле. Коммуникативные: умение взаимодействовать с любым партнером; умения взаимопомощи в группе в решении общих задач. | |
Занятие 6. Разработка технологической карты продукта | 1\3 | Личностные: развитие познавательных интересов и активности в области технического творчества; трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; Познавательные: развитие технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности; Регулятивные: самооценка готовности к творческой деятельности в сфере технического труда. Коммуникативные: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д. | |
Занятие 7-9. Изготовление продукта | 1\1 1\2 1\4 | Личностные: приобретение опыта созидательной и творческой деятельности; умение контролировать свою деятельность. Регулятивные: самооценка собственной трудовой деятельности. Познавательные: развитие технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности; Коммуникативные: умение отстаивать свою точку зрения; умение работать в группе, умение партнерского и делового сотрудничества. | |
Занятие 10-11. Внесение изменений в ход реализации проекта и оформление документации. Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др | 1\1 1\2 | Личностные: приобретение опыта созидательной и творческой деятельности; умение контролировать свою деятельность. Регулятивные: умение принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов). Познавательные: проводить сравнение по заданным критериям, выявлять существенные и несущественные признаки; развитие логического мышления Коммуникативные: умение вести дискуссию; умение находить компромисс. | |
Занятие 12. Презентация проекта. | 1\1 | Создавать презентацию продукта проекта. Развивать навыки монологической речи. Формировать умение публичного выступления | Личностные: умение публичного выступления; способность отстаивать собственную точку зрения, презентовать продукт собственной деятельности Регулятивные: навыки оценочной самостоятельности (адекватная самооценка своей деятельности и качества продукта собственной деятельности) Познавательные: разработка варианта рекламы продукта деятельности Коммуникативные: умение уверенно держать себя во время выступления; использовать различные средства наглядности при выступлении; отвечать на незапланированные вопросы. |
.
.
.
.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Методическое обеспечение программы.
Б.А. Козлов «Город мастеров»
Ю.С. Костенко, В.И. Столяров «Модель и машина»
В.М. Осипенко «Юный техник»
Ж.В. Шквыря «Поделки из бумаги»
Н.А. Цирульник «Технология»
И.А. Агапова, И.А. Давыдова «Поделки и подарки к праздникам»
А.П. Журавлева, Л.А. Болотина «Начально-техническое моделирование»
Журналы «Мир техники»
Журналы «Коллекция идей»
Журналы «Дети, техника, творчество»
Журналы «Техника молодежи»
Краткое пособие моделисту.
Словарь терминов.
Наглядные пособия (таблицы, плакаты, таблички с терминами).
Раздаточный материал.
Оборудование
Выжигатели.
Набор инструментов.
Наждачная бумага.
Копировальная бумага.
Наборы для выжигания.
Фанера.
Лобзик.
Чертежи технических объектов, эскизы деталей.
Наборы чертежных инструментов.
Наборы картона, цветной , гофрированной бумаги.
Видеоматериалы.
Ноутбук.
Литература.
1. Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 год;
2.Закон №55 ЗАО от 27.06.2013г. «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе», долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы»;
3.Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03.04.2012 г.;
4.Концепция развития дополнительного образования в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №172;
5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373;
6.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897.
7.Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 год;
8.Г.И.Перевертень «Техническое творчество в начальных классах». Книга для учителя по внеклассной работе. – М.Просвещение, 1988г.
9.Ж.Шквыря «Поделки из бумаги» - Харьков-Белгород. Издательство «Клуб семейного досуга», 2011г.
10.Н.М.Конышева «Чудесная мастерская». Смоленск. Издательство «Ассоциация 21 век», 2002г.
Методические разработки:
- Ю.В. Севрюкова «Техническое моделирование: увлечение - хобби-профессия»;
- В.М. Осипенко «Юный техник»;
- Е.Н. Шиянов, Г.В. Найденко «Развитие технического творчества учащихся в системе дополнительного образования».
Список литературы для детей
- Гаевский О.К. Авиамоделирование. - М.: Патриот, 1990.
- Костенко В.И. Столяров Ю.С. Модель и машина.- М.: ДОСААФ, 1981.
- Мерзликин В.Е. Радиоуправляемые модели планеров.- М.: ДОСААФ, 1982.
- Настольная энциклопедия для мальчиков «Мир увлечений». – Минск: Современный литератор, 1999.
Сайт - ФГОС - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2754
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...