Программа "Школьное радио"
рабочая программа (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Мурзина Ольга Юрьевна

Программа "Школьное радио"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа "Школьное радио"126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа

«Школьное радио»»

Направление работы:

                       творческое объединение школьников

Срок реализации программы:    2019-2020 учебный год

Возраст обучающихся:               12-17 лет

                                                                                                                        Программу составила:

                                                                                                                                   Мурзина О.Ю,

     учитель_русского языка и

                                                                                                     литературы

г. Улан – Удэ

2020 год

Содержание

Разделы

Страница

I.  Целевой раздел

  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной образовательной программы
  3. Система оценки результатов освоения обучающимися дополнительной образовательной программы

c.3

II.  Содержательный раздел

  1. Достижение личностных результатов.
  2. Достижение предметных результатов. Развитие универсальных учебных действий.
  3. Достижение метапредметных результатов (социализация учащихся). Формирование культуры безопасного образа жизни.

c.6

III.  Организационный раздел

  1. Учебный план внеурочной деятельности
  2. Механизмы реализации программы

c.8

IV.    Литература

с.11

I. 1. Пояснительная записка

Развитие технического прогресса и широкое внедрение информационных технологий в быту в начале двадцать первого века  требует более активного внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Несомненно, что они будут способствовать раскрытию способностей, интеллектуального, нравственного и творческого потенциала каждого ребёнка, создавать условия для формирования у учащихся и педагогов школы мотивации к саморазвитию и самообразованию, готовить наиболее одаренных и заинтересованных в получении основного и дополнительного образования учащихся к поступлению в престижные вузы.

Актуальность

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.

Необходимо одновременно помогать ребятам в анализе и понимании устного и печатного слова и содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе творческого объединения «Школьное радио»

Особенности программы

Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.

Настоящая программа социально-педагогического направления и является краткосрочной (реализуется за 2 учебных года -68 часов).

Она предполагает овладение навыками оформления радиоэфира, взятия интервью, работы с современными информационными носителями, воспитание интереса к журналистике, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие творческих способностей и ИКТ- компетентности учащихся.

Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 12-17 лет.

Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной речи учащихся.

Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества, создавая условия для формирования коммуникативной и социальной компетентностей.

Благодаря занятиям в объединении учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся.

Основные цели курса «Школьное радио»:

Школьная радиостанция создается в целях повышения результативности учебно-воспитательного процесса, организации на её базе различных форм образовательной деятельности учащихся и развития их личностных качеств.

Основные задачи курса:

 - развитие образного и логического мышления;

 - развитие творческих способностей подростков;

 - развитие умения устного выступления;

 - формирование умения работать в разных жанрах публицистического стиля;

 - овладение основными навыками журналистского мастерства;

 - формирование эстетического вкуса как  ориентира в самостоятельном восприятии искусства;

 - формирование нравственных основ личности будущего журналиста.

Основными формами организации занятий являются беседа, практическое занятие, лекция, экскурсия.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

При проведении занятий используются такие методы обучения, как: проектный, проблемное обучение, объяснительно-иллюстративный, беседа, анализ, проблемно-поисковый метод.

2.Планируемые результаты

Знания и умения учащихся

· Уметь ориентироваться в жанрах журналистики.

· Знать права и обязанности журналиста, а также правовые основы функционирования СМИ.

· Уметь готовить выпуски радиолинеек.

· Знать основы культуры речи, ораторского искусства, ораторского мастерства, стилистики.

· Иметь представление об этапах создания радиопередачи и законах их функционирования.

· Знать об особенностях рекламных технологий в журналистике.

3.Механизм оценки получаемых результатов

· Контроль знаний, умений, навыков учащихся: проведение контрольного тестирования, выпуск радиоэфира.

· Участие в конкурсах.

· Проведение тренинг-занятий, практикумов, семинаров.

· Проведение социометрических исследований, диагностики интересов и психологического развития школьников.

   

II.Содержание деятельности

1. Знакомство со спецификой деятельности объединения. Беседа о журналистском мастерстве. Мониторинг учащихся.

2. Этапы зарождения журналистики. Чтение отрывков статей из газет 19 века. (А. Новиков, И. Крылов) .

3. Знакомство с нормативно-правовыми нормами функционирования радио в детском учреждении.

4. Изучение раздела «Профессиональная этика журналиста (радиожурналиста)», включающего в себя следующие темы:

· Профессиональная мораль журналиста (возникновение, сущность, основные функции).

· Нравственное сознание журналиста и его позиция. Профессиональная мораль как индивидуальное сознание. Человек, гражданин, профессионал.

· Журналист и источники информации: допустимые и недопустимые методы получения информации.

· Журналист и его герои: социальная оценка персонажа, общественный интерес и личная жизнь.

5. Источники и способы получения информации. Методика работы со справочным материалом, СМИ и др.

6. Подача материала. Эмоциональный настрой диктора – первый шаг к успеху

7.Жанры в журналистике: информационные, аналитические, сатирические, литературно-художественные. Подробная характеристика. Практическое определение жанра и вида статей на примере районных и региональных СМИ.

8. Курс культуры речи и практической стилистики. Теория и практика исправления стилистических ошибок:

· Функциональные стили русского языка.

· Лексическая стилистика.

· Как простые слова становятся «царственными».

Стилистика словообразования. Синтаксическая стилистика

9. Психология и журналистика:

· Основополагающие методы обращения с людьми.

· Шесть способов понравиться окружающим.

· Методы ведения переговоров.

· Использование вопросов, создание творческих альтернатив.

· Методы рассуждений и процесс ведения переговоров.

10. Современная технология рекламной деятельности:

· История возникновения и развития рекламы.

· Творческие концепции подходы, где искать рекламные идеи.

· Методы развития творческой активности.

· План рекламной кампании. Эффективная презентация.

· Практические занятия «Разработка презентации», «Планирование рекламной кампании».

11. Приемы риторического мастерства в журналистике. Фоника. Благозвучие речи. Знакомство с орфоэпией.

      12. Оформление радиоэфира

13. Занятие-тренинг «Берём интервью». Основные приемы ведения беседы, вопросы-крючочки, методы создания благоприятной психологической атмосферы.

14. Деловая игра «Выпуск газеты». Практика функционирования редакции. Выбор редакторского штаба, штата корреспондентов и др. Сбор и распределение информации, выпуск радиоэфира «Школа нашими глазами»

15. Методика работы со справочной литературой и другими источниками информации. Практическое овладение навыками поиска и обработка информации.

16. Оформление словарика юного журналиста:

· Запись и расшифровка терминов.

· Художественное оформление текстов.

· Знакомство с основными правилами ведения личных записей.

«Функциональные поля», NB – пометки на полях и многие другие секреты оформления и ведения дневниковых, рабочих и личных записей.

Основные направления и содержание деятельности

Проведение занятий.

Совершенствование программы. Внесение дополнений, изменений в программу.

Проведение социометрических исследований, диагностики интересов и психологического развития школьников.

Подготовка занятий, лекционных курсов, практикумов. Проведение внеклассных мероприятий .

III. Тематическое планирование занятий

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Часы

теория

практика

Дата

1

Занятие-введение: «Журналистика - профессия и стиль жизни»

1

1

6.09

2

История возникновения журналистики

1

1

13.09

3

Информативно-правовые нормы функционирования школьного радио

1

1

20.09

4

Профессиональная этика журналиста

1

1

4.10

5

Информация. Источники информации и способы ее фиксации, а также интерпретации.

1

1

18.10

6

Подача материала. Эмоциональный настрой диктора – первый шаг к успеху

2

1

1

25.10

7

Жанры в радиожурналистике: информационная заметка, , интервью, репортаж.

4

2

2

15.11

8

Язык и культура речи журналиста

2

1

1

22.11

9

Практическая стилистика

4

2

2

10

Реклама в СМИ

2

1

1

22.11

11

Оформление радиоэфира.

3

1

2

29.11

12

Сюжетно-ролевая игра: «Репортаж с места событий»

2

1

1

6.12

13

Сюжетно-ролевая игра: « Берем интервью»

2

1

1

13.12

14

Деловая игра «Выпуск радиоэфира»

2

1

1

24.01

15

Выпуск тематической радиолинейки.

2

1

1

28.02

16

Выпуск «Школа нашими глазами»

2

1

1

9.04

17

Занятие-тренинг «Справочная литература – источник получения информации»

1

1

23.04

18

Оформление словарика юного корреспондента

1

1

15.05

всего:

34ч.

20ч.

14ч.

Программа включает в себя тематическое планирование радиопередач по четырем направлениям:

-спортивно-оздоровительное , гуманитарное (нравственное) , художественно-эстетическое,  гражданско-патриотическое

Спортивно-оздоровительное направление

1.Глобальная неделя безопасности «Минутки безопасности»

  1. Незваный гость - наркомания.
  2. Территория, свободная от никотина.
  3. СПИД -болезнь души и тела.

5.Всемирный день здоровья- 7 апреля.

6Всемирный день без табака-31 мая.

Гуманитарное направление

  1. Будем говорить правильно (речевой этикет)
  2. Международный день русского языка.
  3. Язык мой- друг мой.
  4. День славянской письменности и культуры-24 мая.
  5. Знай и люби свой язык.

Художественно- эстетическое направление

  1. Школьная форма: плюсы и минусы. История школьной формы в Россию
  2. Звезда с звездою говорит (цикл передач о лучших учениках школы)
  3. В гостях у деда Мороза
  4. День святого Валентина.
  5. 1 апреля- День смеха.

Гражданско-патриотическое направление

1 .Начало всех земных профессий - учителя, (тематическая передача ко Дню учителя)

2.Тематическая передача ко Дню пожилого человека.

3.Тематическая передача ко Дню матери.

4.Славные сыны Отечества. Тематическая передача к 23 февраля.

  1. Тематическая передача- поздравление учителей к 8 марта.
  2. Прощай, Масленица!

7.День Российской Конституции. Тематическая передача.

 8. Тематическая передача, посвященная Дню Победы.

Кроме тематических передач предполагается вьшуск постоянно действующих рубрик:

1 .Школьные новости.

  1. Говорит дежурный класс.
  2. Голос Совета старшеклассников.
    4.Спортивный репортаж.

5.Это интересно.

6. Экскурсия по школьному музею.

  1. Школьные смешинки.

Тематическое планирование радиопередач

Учебно-тематическое планирование

  1. Тема

Кол-во час.

Форма занятия

Вид работы

Форма мероприятия

Умения

Вид работы

план

1

  1. Радиопередача «Школьные новости». Анонс школьных кружков.                                                

1

беседа

Систематизация материала, подготовка  радиопередачи

радиопередача

Уметь составлять программу радиопередачи

Вести радиоэфир в качестве диктора

Подбор материала к передаче

«Минутки безопасности»

9.09

2

  1. Глобальная неделя безопасности «Минутки безопасности»

1

беседа

Систематизация материала, подготовка  радиопередачи

радиопередача

Уметь составлять программу радиопередачи

Вести радиоэфир в качестве диктора

Подбор материала к передаче, посвященнойДню пожилого человека.    

16.09

3

Радиопередача, посвященная Дню пожилого человека.     Радиопередача «Школьные новости»  

1

беседа

Систематизация материала, подготовка  радиопередачи

радиопередача

Уметь составлять программу радиопередачи

Вести радиоэфир в качестве диктора

Подбор материала к передаче, посвященной Дню учителя.    

20.09

4

  1. Выпуск радиопередачи, посвященной Дню учителя.    

1

беседа

Систематизация материала, подготовка  радиопередачи

радиопередача

Уметь составлять программу радиопередачи

Вести радиоэфир в качестве диктора

Подбор материала к передаче «Школьная форма: плюсы и минусы. История школьной формы в России.

27.09

5

.Подготовка и выпуск радиопередачи  «Школьная форма: плюсы и минусы. История школьной формы в России.

1

беседа

Систематизация материала, подготовка  радиопередачи

радиопередача

Уметь составлять программу радиопередачи

Вести радиоэфир в качестве диктора

Подбор материала к радиопередаче «Ими гордится наша школа»  о лучших учениках школы.

11.10

6.

Подготовка и проведение радиопередача « Ими гордится наша школа»  о лучших учениках школы.

1

беседа

Систематизация материала, подготовка  радиопередачи

радиопередача

Уметь составлять программу радиопередачи

Вести радиоэфир в качестве диктора

Подбор материала к радиопередаче

«Будем говорить правильно»             ( речевой этикет)

8.11

7

      Выпуск радиопередачи  «Будем говорить правильно»                 ( речевой этикет)

1

беседа

Систематизация материала, подготовка  радиопередачи

радиопередача

Уметь составлять программу радиопередачи

Вести радиоэфир в качестве диктора

Подбор материала к радиопередаче, посвященной Дню матери.

22.11

8

    «Проведение тематической радиопередачи ко Дню матери. «Подвигнут я тобою»

1

беседа

Систематизация материала, подготовка  радиопередачи

радиопередача

Уметь составлять программу радиопередачи

Вести радиоэфир в качестве диктора

Подбор материала к радиопередаче « Для чего нам нужен спорт?»                           ( приглашаются учителя физкультуры, мед. работник, старшеклассники)

29.11

9

     Радиопередача     « Для чего нам нужен спорт?»                           ( приглашаются учителя физкультуры, мед. работник, старшеклассники)

1

беседа

Систематизация материала, подготовка  радиопередачи

радиопередача

Уметь составлять программу радиопередачи

Вести радиоэфир в качестве диктора

Подбор материала к радиопередаче

« В гостях у деда Мороза»

6.12

10

Радиопередача «Новый год к нам идёт»

1

беседа

Систематизация материала, подготовка  радиопередачи

радиопередача

Уметь составлять программу радиопередачи

Вести радиоэфир в качестве диктора

Подбор материала к радиопередаче « О чистоте русского языка, или как мы разговариваем).  

«Знай и люби свой язык!»

 

26.12

11

Радиопередача « О чистоте русского языка, или как мы разговариваем).  

Радиопередача «Знай и люби свой язык!»

1

беседа

Систематизация материала, подготовка  радиопередачи

радиопередача

Уметь составлять программу радиопередачи

Вести радиоэфир в качестве диктора

Подбор материала к радиопередаче

 СПИД- болезнь души и тела.

17.01

12

СПИД- болезнь души и тела.

1

беседа

Систематизация материала, подготовка  радиопередачи

радиопередача

Уметь составлять программу радиопередачи

Вести радиоэфир в качестве диктора

Подбор материала к радиопередаче

Территория, свободная от никотина.

24.01

13

Территория, свободная от никотина.

1

беседа

Систематизация материала, подготовка  радиопередачи

радиопередача

Уметь составлять программу радиопередачи

Вести радиоэфир в качестве диктора

Подбор материала к радиопередаче «Незваный  гость – наркомания.»

7.02

14

Радиопередача  «Незваный  гость – наркомания.»

1

беседа

Систематизация материала, подготовка  радиопередачи

радиопередача

Уметь составлять программу радиопередачи

Вести радиоэфир в качестве диктора

Подбор материала к радиопередаче , посвященной Дню Защитника Отечества.

14.02

15

Радиопередача, посвященная Дню Защитника Отечества. «Славные сыны Отечества!»

1

беседа

Систематизация материала, подготовка  радиопередачи

радиопередача

Уметь составлять программу радиопередачи

Вести радиоэфир в качестве диктора

Подбор материала к радиопередаче. посвященная празднику 8 марта.

21.02

16

Тематическая радиопередача «Поздравляем с праздником весны!»

1

беседа

Систематизация материала, подготовка  радиопередачи

радиопередача

Уметь составлять программу радиопередачи

Вести радиоэфир в качестве диктора

Подбор материала к радиопередаче

1 апреля- День смеха.

6.03

17

1 апреля- День смеха.

1

беседа

Систематизация материала, подготовка  радиопередачи

радиопередача

Уметь составлять программу радиопередачи

Вести радиоэфир в качестве диктора

Подбор материала к радиопередаче посвященной Дню смеха

2.04

18

День Российской Конституции

1

беседа

Систематизация материала, подготовка  радиопередачи

радиопередача

Уметь составлять программу радиопередачи

Вести радиоэфир в качестве диктора

Подбор материала к радиопередаче посвященной Дню Российской Конституции

20.04

19

  Тематическая передача, посвященная Дню Победы. «Этот день победы!»

1

беседа

Систематизация материала, подготовка  радиопередачи

радиопередача

Уметь составлять программу радиопередачи

Вести радиоэфир в качестве диктора

Подбор материала к радиопередаче посвященной Дню Победы

8.05

20

О славянской письменности и культуре.

1

беседа

Систематизация материала, подготовка  радиопередачи

радиопередача

Уметь составлять программу радиопередачи

Вести радиоэфир в качестве диктора

Подбор материала к радиопередаче О славянской письменности и культуре

15.05

21

Ура, каникулы. История этого слова. Как проводят каникулы школьники   за рубежом.

1

беседа

Систематизация материала, подготовка  радиопередачи

радиопередача

Уметь составлять программу радиопередачи

Вести радиоэфир в качестве диктора

Подбор материала к радиопередаче Ура, каникулы. История этого слова. Как проводят каникулы школьники   за рубежом.

22.05

        

Литература

1. Орфографический словарь для учащихся средней школы. Ред. Д. Н. Ушаков, С. Е. Крючков М., 1986

2. Русская речь в эфире. Комплексный справочник. Трудные случаи формообразования, ударения, произношения, употребления слов. Т.Ф. Иванова, М., Русский язык .Медиа, 2005.

3. Словарь иностранных слов. М., 2000

4. Словарь-справочник по русскому языку. М., 1995

5. Словарь юного филолога. М., 1999.

6. Современный толковый словарь русского языка. Под ред.

Н. Ю Шведовой. М., 1996

7. Фразеологический словарь русского языка. Под ред. А. И. Федорова. М., 1995

8. Энциклопедия книжного дела. М., 1998

Научно-критическая литература

1.Арутюнов Д. С. Профессиональная этика журналиста. М., 1991

2. Кройчик Л.Е. Жанры периодической печати. М., 2006

3. Карнеги Д. Как завоевать друзей. М., 1999

4. Люстрова З. Н., Скворцова Л. И., Дерягин В. Я. Друзьям русского языка. М., 1982

5. Розенталь Д.Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. М. 1996 и др. издания

6. Фурин С. Юнкору. «Молодая гвардия», 1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийное приложение к последнему классному часу в 11 классе "Я рада вас видеть всегда"

Не знаю, как Вы, а я всегда с грустью думаю о том, что мне придется расстаться с родным 11 классом... Именно поэтому хочется к последнему классному часу сделать им сюрприз, подарок - что-то незабываем...

Урок литературы в 7 классе Тема: "Ради жизни на земле"

Урок расширяет знания о Великой Отечественной войне, знакомит со стихотворениями поэтов-фронтовиков, развивает познавательную активность учащихся,творческие способности,коммуникативные и информационны...

Помните, что ВЫ существуете В ШКОЛЕ ради ребенка, а не он ради ВАС.

Есть многое "НЕЛЬЗЯ" для учителя, то что провоцирует все невзгоды на уроке: 1. Что бы урок был скучным; 2. Быть неготовым к уроку; 3. Весь урок сидеть в "кресл...

Презентация "Не ради славы, а ради жизни на земле"

Презентация "Не ради славы, а ради жизни на земле"...

СПОРТИВНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК, ИНФОРМ-ДАЙДЖЕСТ «РАДИ КРАСОТЫ В СПОРТЕ, РОДИНЫ СВОЕЙ РАДИ …»

                        Данная разработка может быть использована на внеурочных занятиях, при проведении внекласных мероприятий, пред...

Современные тенденции развития общества: жизнь ради других или жизнь ради себя»

В эпоху политической и экономической нестабильности всё больше людей пересматривают свои жизненные приоритеты, отказываются от навязанных обществом материальных ценностей. В каждые времена есть свои и...