УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ в учреждении дополнительного образования
статья
В целом под учебным занятием понимается форма организации учебного процесса, oограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им Маний, умений, навык «по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_uchebnogo_zanyatiya.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ
в учреждении дополнительного образования
Приоритетной функцией является образовательная. Что такое учебное занятие?
* Возникают трудности в определении сущности и специфики учебного процесса в ДО.
* Отсутствует единое понимание того, что представляет из себя по сути основная форма организации учебного процесса - учебное занятие, в чём целевое назначение данной формы.
* Существует некоторая сложность в анализе педагогом учебного занятия и в оценке результата деятельности детей, а также в выборе приёмов, способов организации учебно-познавательной деятельности детей.
Традиционно занятием называют вес то время, которое педагог проводи! с детьми, организуя различную деятельность: учебную, воспитательную, досуговую и т. д.
В зависимости от приоритета обозначенных целей занятия можно обозначить нижеследующие их виды.
Собственно обучающие занятия. Они преследуют сугубо обучающие цели: научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету. Среди обучающих занятий можно выделить некоторые разновидности:
1. Учебные занятия по передаче знаний.
2. Учебные занятия но осмыслению детьми знаний и их укреплению.
3. Учебные занятия закрепления знаний.
4. Учебные занятия формирования умений, применения знаний на практике.
5. Тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков).
6. Учебные занятия по обобщению и систематизации знаний
В целом под учебным занятием понимается форма организации учебного процесса, oограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им Маний, умений, навык «по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.
Однако, в сфере дополнительного образования далеко не все занятия с детьми ставят именно обучающие задачи. Можно назвать общеразвивающие и воспитательные занятия, которые в приоритете ставят цели формирования и
развития определенных личностных качеств ребенка. Например, к таким занятиям! можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, занятие-путешествие, занятие-состязание (конкурс), занятие-игру, занятие-зачет, занятие-конференцию, занятие-спектакль, различные коллективные творческие дела. Кроме того, довольно часто педагог организует специальные занятия (в рамках учебного расписания), направленные на формирование положительного психологического (климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным
ценностям, к примеру, "огоньки" и коллективные праздники. Эти занятия тоже предполагаю! образовательные задачи, но отличаются от учебных занятий тем, «что научение, как правило не носит специально организованного характера и совсем не обязательно связано с учебным предметом.
Учебные занятия являются хоть и ограниченным по времени процессом,
представляют собой модель деятельности педагога и детского коллектива.
«Поэтому учебные занятие правомерно рассматривать « логике организации
деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности,
также этапы их достижения.
В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлексивного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой вид
деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие - осмысление - запоминание применение - обобщение - систематизация.
1этап - организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии, Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического
настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
II этan - проверочный. Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего
задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
III этап - подготовительный (подготовка к восприятию нового
содержания).
Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).
IV этап - основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие:
1 Усвоение новых знаний и способов действии. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.
2. Первичная проверка понимания Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.
3 Закрепление знаний и способов действуй Применяют тренировочные
упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.
4. Обобщение и систематизация знаний. - Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.
V этап – контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).
VI этап - итоговый.
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить
перспективу последующей работы.
Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.
VII этап - рефлексивный.
Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться
работоспособность, психологическое состояние, результативность работы,
содержание и полезность учебной работы.
VIIIэтап: информационный. Информация о домашнем задании (если
необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.
Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения
домашнего задания, логики дальнейших занятий.
Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могу не иметь места в зависимости от педагогических целей.
Педагогу необходимо помнить, что для достижения эффективности занятия необходимо соблюдение некоторых условий, к примеру:
- комплексность целей (обучающие, воспитывающие, общеразвивающие задачи, оздоровительные);
- адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям
детского коллектива; - соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;
- наличие чётко продуманной логики занятия, преемственности этапов;
- четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность;
- наличие благоприятной психологической атмосферы;
- активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности,
включая каждого ребенка в деятельность); - полное методическое обеспечение и оснащение занятия необходимыми средствами.
Для проведения результативного учебного занятия необходима достаточно серьёзная подготовка педагога к нему. Удастся ли занятие? Что обеспечивает успех занятия? Как удержать внимание ребят, развить интерес к учебному занятию? Эти и многие вопросы волнуют практически каждого педагога. Что же является главным для педагога при подготовке учебного занятия?
Алгоритм подготовки учебного занятия в учреждениях дополнительного образования может быть следующим:
Iэтап. Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы:
- Достигло ли учебное занятие поставленной цели?
- В каком объёме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его
этапов?
3. Насколько полно и качественно реализовано содержание?
4. Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога'/
5. За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?
6. В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последующих
учебных занятиях» какие новые элементы внести, от чего отказаться?
7. Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для
решения воспитательных и обучающих задач?
2 этап. Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия
строится модель будущего учебного занятия:
- определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса
обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий);
- обозначение задач учебного занятия;
• определение темы и ее потенциала, как обучающего, гак и воспитательного;
• определение вида занятия, если в этом есть необходимость;
• продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия.
3 этап. Обеспечение учебного занятия.
а) Самоподготовка педагога, подбор информации познавательного материала
б) Обеспечение учебной деятельности учащихся; подбор, изготовление дидактического, наглядного материала, раздаточного материала; подготовка заданий.
в) Хозяйственное обеспечение: подготовка кабинета, зала, местности, инвентаря, оборудования и т. д.
Алгоритм будет изменяться, уточняться, детализироваться в каждом конкретном случае. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности как своей работы, так и учебной деятельности детей, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с детьми, а построение системы обучения, которая позволит достигать высоких образовательных результатов и полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал преподаваемого педагогом учебного предмета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта оценки учебного занятий в учреждении дополнительного образования
Таблица с критериями оценки учебного занятий по 7 показателям позволяет оценить занятие по 3-х бальной шкале...
« Учебное занятие в учреждении дополнительного образования – модель деятельности педагога и детского коллектива»
Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, ...
Методические рекомендации по проведению открытого учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей
данная памятка в помощь педагогу дополнительного образования в разработтке учебно-методической продукции...
«Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей»
Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление о...
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования
Презентация к семинару по теме "Современное учебное занятие в учреждении дополнительного образования"...
Методические рекомендации по проведению открытого учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей
Методические рекомендации по проведению открытого учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей...
Подготовка и проведение учебного занятия в учреждениях дополнительного образования
В презентации даются пояснения педагогическим терминам, алгоритму проведения учебного занятия, подробный анализ этапов современного занятия....