Учебное занятие в учреждении дополнительного образования
презентация к уроку
Презентация к семинару по теме "Современное учебное занятие в учреждении дополнительного образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya1seminar.ppt | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Основная функция педагога не столько быть источником знаний, сколько организовать процесс познания, создать такую атмосферу в коллективе, в которой невозможно не выучиться.» В.Ф.Шаталин
Образовательные задачи конкретизируют, какие знания, умения и навыки возможно формировать на учебном материале занятия. Задачи развития обучающихся определяют, какие познавательные способности обучающихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов и т. д. Воспитательные задачи описывают, к какому мировоззренческому выводу возможно подвести учащихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале занятия.
Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе Лекция Устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся Семинар Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений. Дискуссия Всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного опроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения Конференция Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности Экскурсия Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления Экспедиция Поездка группы со специальным заданием: решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий. Туристический поход Передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития. Учебная игра Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.
Нетрадиционные формы организации деятельности детей Презентация предмета, явления, факта Описание , раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях. Социодрама Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений. Защита проекта Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем Философский стол Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни -“Свобода и долг”, “Человек и природа” и т.п. Конверт вопросов Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке «Крепкий орешек» Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений День добрых сюрпризов Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений Выпускной ринг Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми
Алгоритм подготовки учебного занятия 1 этап Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы: - Достигло ли учебное занятие поставленной цели? - В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов? - Насколько полно и качественно реализовано содержание? - Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога? - За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)? - В зависимости от результатов что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться? - Все ли потенциальные возможности занятия и его темы 2 этап Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия: - Определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий); - Обозначение задач учебного занятия; - Определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного; - Определение типа занятия; - Продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия; - Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия. 3 этап Обеспечение содержания учебного занятия: - Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала - Обеспечение учебной деятельности учащихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовка заданий; - Материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д.
Модель учебного занятия в учреждении дополнительного образования Блоки Этапы учеб-ного занятия Задачи этапа Содержание деятельности Результат Подготовите-льный 1.Организаци-онный Подготовка детей к работе на занятии Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания Восприятие 2.Провероч-ный Установление правильности и осознаннос-ти выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия Самооценивание Основ-ной 3. Подготови-тельный Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности Сообщение темы, цели учебного занятия и моти-вация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям) Осмысление возможностей 4.Усвоение новых знаний и способов действий Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей Освоение новых знаний 5. Первичная проверка понимания изученного Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием Осознанное усвоение нового учебного материала 6.Закрепление новых знаний, способов дей-ствий и их применение Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми Осознанное усвоение нового материала 7.Обобщение и систематиза-ция знаний Формирование целостного представления знаний по теме Использование бесед и практических заданий Осмысление выполненной работы 8.Контрольный Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского) Рефлексия, срав-нение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов
Модель учебного занятия в учреждении дополнительного образования Блоки Этапы учеб-ного занятия Задачи этапа Содержание деятельности Результат Подготовите-льный 1.Организаци-онный Подготовка детей к работе на занятии Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания Восприятие 2.Провероч-ный Установление правильности и осознаннос-ти выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия Самооценивание Основ-ной 3. Подготови-тельный Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности Сообщение темы, цели учебного занятия и моти-вация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям) Осмысление возможностей 4.Усвоение новых знаний и способов действий Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей Освоение новых знаний 5. Первичная проверка понимания изученного Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием Осознанное усвоение нового учебного материала 6.Закрепление новых знаний, способов дей-ствий и их применение Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми Осознанное усвоение нового материала 7.Обобщение и систематиза-ция знаний Формирование целостного представления знаний по теме Использование бесед и практических заданий Осмысление выполненной работы 8.Контрольный Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского) Рефлексия, срав-нение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов
Модель учебного занятия в учреждении дополнительного образования Блоки Этапы учеб-ного занятия Задачи этапа Содержание деятельности Результат Итого-вый 9. Итоговый Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы Педагог совместно с детьми подводит итог занятия Самоутверждение детей в успешности 10.Рефлексивный Мобилизация детей на самооценку Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы Проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях 11. Инфор-мационный Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий Определение перспектив деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта оценки учебного занятий в учреждении дополнительного образования
Таблица с критериями оценки учебного занятий по 7 показателям позволяет оценить занятие по 3-х бальной шкале...
« Учебное занятие в учреждении дополнительного образования – модель деятельности педагога и детского коллектива»
Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, ...
Методические рекомендации по проведению открытого учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей
данная памятка в помощь педагогу дополнительного образования в разработтке учебно-методической продукции...
«Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей»
Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление о...
УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ в учреждении дополнительного образования
В целом под учебным занятием понимается форма организации учебного процесса, oограниченная временными рамками, предполагающая специаль...
Методические рекомендации по проведению открытого учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей
Методические рекомендации по проведению открытого учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей...
Подготовка и проведение учебного занятия в учреждениях дополнительного образования
В презентации даются пояснения педагогическим терминам, алгоритму проведения учебного занятия, подробный анализ этапов современного занятия....