методы получения информации.Опрос
методическая разработка

Тараненко Ольга Николаевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы получения информации. Опрос «КТО ТАКОЙ ГЕРОЙ?» Презентация подготовлена обучающимися кружка « Мир слова » , руководитель О. Тараненко

Слайд 2

ЦЕЛЬ : Знакомство с особенностями получения и предоставления информации . ЗАДАЧИ: Образовательные: Попробовать реализовать теоретические навыки на практике; Получить представление о работе с полученной информацией. Развивающие: Развивать коммуникативные и творческие способности ; Расширить кругозор Воспитательные: Формировать основы информационной культуры; Формировать культуру общения .

Слайд 3

Вопросы для самостоятельного исследования: - что такое информационный повод?; -какая форма общения наиболее привлекательна?; -что необходимо знать при работе с полученной информацией? Результаты проведенного исследования: - оформление данного вида работы (текстовое сообщение, информация, презентация)

Слайд 4

В современном мире, который наполнен различной информацией, необходимо знать как строить процесс ее получения исключая непроверенные источники. При этом можно реализовать теоретические знания и практические навыки. Выбирая тему важно помнить, о том, что она должна быть интересна и актуальна, наполнена значительными событиями. Нужен информационный повод! После того, как тема выбрана, определите источники информации и способы ее получения. Приступая к работе, вы решаете три главные проблемы: выбор надежного источника информации, обеспечение доступа к нему и проверка полученных сведений. Статья 41 Закона РФ «О средствах массовой информации» обязывает нас сохранять в тайне источник информации и не называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени. Если не удалось уговорить собеседника назвать его в публикации, то поступать следует только по закону. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 г. Статья 41. Конфиденциальная информация. Способы получения информации: интервью, наблюдение, изучение документов, социологические способы получения информации (анкетирование, анализ, опрос, эксперимент)

Слайд 5

Интервью . Надежным методом сбора сведений является способ непосредственного взаимодействия с человеком, дающим информацию. Он оперативен, гибок и богат потенциальными возможностями. Метод интервью позволяет раскрыть актуальную проблему, уточнить, задать любой нужный вопрос, убедить собеседника в необходимости разговора. Взаимопознание, взаимоотношение, взаимодействие предстают как элементы единого процесса общения. Основное правило ведения интервью состоит в том, что информация всегда передается в условиях двустороннего общения, то есть в условиях взаимного желания излагать свои взгляды, мнения, идеи. Творческая природа метода интервью обнаруживается в умении задавать интервьюируемому такие вопросы, которые учитывали бы качества личности собеседника, позволяли бы предвидеть логику интервью, вносили бы в нее живость и непосредственность. Успех интервью зависит от многих условий и в первую очередь от хорошо проделанной предварительно домашней работы, которая включает в себя максимально подробное знакомство с темой и с интервьюируемым с помощью различных источников и способов.

Слайд 6

Наблюдение позволяет, во-первых, собирать образные детали о людях, местах и событиях, во-вторых, проверять информацию или впечатления, полученные от других людей, в-третьих, получать доказательства (свидетельства), которые невозможно найти другим способом, в-четвертых, восстанавливать событие для читателей, слушателей, зрителей. Изучение документов. Документ, то есть информация, зафиксированная в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, фотопленке или видеокассете, – едва ли не самый важный инструмент в работе с информацией. С его помощью проверяются сведения, полученные в ходе интервью и наблюдения. Опора на документы делает информацию основательной и защищенной. Одна из главных задач, которую приходится решать, удостовериться в подлинности документа, сведения, которые подтверждает документ, не затрагивают интересы автора документа, не наносят ему ущерба. Социологические способы получения информации. Эта методика, заимствована из социологии. В частности, анкетирование используется для изучения мнений, представлений аудитории по определенным общественным проблемам, а также для сбора дополнительного статистического материала. Контент-анализ текстов, то есть анализ содержания, имеет целью получить количественные характеристики явления – например, частоту появлений в СМИ имени одного из кандидатов в депутаты в сравнении с другим, повторяемость той или иной темы и т.д. Журналистский эксперимент, заключается в том, что журналист создает ситуацию, которая заставляет людей проявлять свои «законсервированные» до эксперимента качества.

Слайд 8

По методу получения информации опрос немного похож на интервью. Отличие в том, что в интервью много вопросов задают одному человеку, в опросе многим людям задают один и тот же вопрос. Информация посвящена какой-то определенной теме. Успех проведенного исследования будет зависеть от того насколько убедителен, добродушен, искренен и информирован в выбранной тематике интервьюер. Практика выработала определенные правила, следуя которым можно использовать метод опроса. Первое правило: необходимо иметь знания по обсуждаемой проблеме. Второе правило: интерес к собеседнику, к его индивидуальности, к реальному человеческому характеру. Третье правило: создать комфортные условия для собеседника. Четвертое правило: попробовать сочетание единства позиции в постановке подходов к спорным вопросам. Пятое правило: уметь не только говорить, но и слушать, это помогает понять и верно оценить яркую оригинальную мысль, интересную идею собеседника. Шестое правило: ориентироваться на наиболее значимую для собеседника тему.

Слайд 9

В течение нескольких лет обучающиеся студии юных журналистов «Живое слово» и кружка «Мир слова» использовали для получения информации самый интересный и востребованный способ – опрос. Ставший уже традиционным этот метод чаще всего необходим для получения сведений на патриотическую тематику. Тема патриотического воспитания всегда актуальна и востребована в нашем обществе. Ежегодный опрос «Кто такой патриот?» объединил не одно поколение кружковцев. В качестве респондентов были члены семьи, друзья, педагоги, жители города. Ответы всегда связаны с подвигами героев Великой Отечественной войны, примерами подвигов взрослых и детей уже в мирное время. Некоторые респонденты, вспоминают исторических личностей: Петр I , А.Столыпин, И.Сталин, Н.Хрущев. По ответам патриот – это защитник своей страны, преданный ее интересам и любящий свой народ. Особенностью опроса «Кто такой герой?» является юбилейная дата, Победа в Великой Отечественной войне. Именно сравнение ответов молодых россиян и старшего поколения легло в основу диаграмм. Бабушки и некоторые дедушки стали кладезем информацией, наполнив каждый ответ примером из своего долгого жизненного пути. Представленные исследования наглядно показывают разницу во мнениях, четко определяя качества необходимые для того, чтобы быть настоящим героем.

Слайд 10

В ОПРОСЕ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ

Слайд 11

ГЕРОЙ, ПО МНЕНИЮ СЛЕДУЮЩИХ РЕСПОНДЕНТОВ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ :

Слайд 12

Журналистские тексты иной раз бывают скучными из-за присутствующей в тексте монотонности, которая возникает из-за применения в тексте однообразных методов подачи материала. Только при комбинации различных методов предъявления информации возникает материал, способный по-настоящему заинтересовать читателя, найти отклик в его уме и сердце. Текст становится естественным, как дыхание, оживает множество ассоциативных связей, оказываются возможны глубокие умозаключения по аналогии, когда автор владеет всей палитрой методов творчества, в частности, методами изложения материала. Расширяя кругозор, получая знания и осваивая новые технологии можно выйти на новый уровень развития, открыв для себя огромный мир информации. Дерзайте, возможно, вашими глазами будут открыты неизвестные странички окружающего информационного пространства.

Слайд 13

Источники: Васильева Л. А. Делаем новости! М.: Аспект Пресс, 2003, с. 53 Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики – М.: Аспект Пресс, 2011 Дворецкая Г. В. Социология Учебное пособие – К.: КНЭУ, 2002 Нестерова И.А. Методы получения информации в журналистике // Энциклопедия Нестеровых - http://odiplom.ru/lab/metody-polucheniya-informacii-v-zhurnalistike. html Шумилина Т. В. Методы сбора информации в журналистике – М., 1983. Горохов В.М. Слагаемые мастерства. М: Вече., 2002 https://alzari.ru/zhanry-zhurnalistiki.html



Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия

подготовил педагог дополнительного образования О.Тараненко

тема:

МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ. ОПРОС.

Цель занятия может быть определена как знакомство с особенностями получения и предоставления информации.

Задачи могут быть выбраны следующие:

Образовательные:

  • Получить представление о  работе с выбором и получением информации.

Развивающие:

  • Развивать творческие способности;
  • Расширить кругозор.

Воспитательные:

  • Формировать основы информационной культуры.

Прогнозируемый результат: освоение методов работы с информацией.

  1. При подготовке и выборе темы занятий необходимо учитывать информационные потребности и индивидуальные интересы каждого обучающегося, поскольку работа с информацией – это процесс многоступенчатый и освоить его сразу не получится.
  2. Приступая к теоретической составляющей занятия необходимо предложить обучающимся самим выбрать тот или иной спектр деятельности журналиста. Таким образом, можно определить кругозор обучающихся, их интересы, также степень освоения информационного пространства (интернет), определить позицию и роль родителей в этом процессе. Современная коммуникативная система общества включила в новое информационное пространство подрастающее поколение, тем более что ребенок сейчас имеет возможность получать информацию по многим каналам, выстраивая общение с ровесниками и взрослыми. Поэтому необходимо уметь выбирать нужную информацию, перерабатывать ее и использовать во благо. Обучающимся важно развивать свои познавательные и личностные возможности, находить свою точку зрения и уметь ее отстаивать.

Можно остановить внимание обучающихся на следующих методах сбора информации – изучение документов, наблюдение, опрос.

Изучение документов является опосредованной и «безличной» формой соприкосновения с действительностью, но, как считают многие ученые, этот метод более объективен по сравнению с методом интервью, в котором факты добываются в результате непосредственного общения с человеком – носителем нужной информации. В то же время не нужно забывать, что документы не могут объективно отражать реальный факты, поэтому исследователь, изучающий их, должен помнить, что имеет дело с «определенными формами отражения социальных явлений, но не с самими явлениями».

https://studopedia.ru/19_8235_analiz-dokumentov-kak-metod-sotsiologicheskogo-issledovaniya.html 

https://didacts.ru/termin/izuchenie-dokumentov.html

Существует много разнообразных видов наблюдения:

Открытое наблюдение характеризуется тем, что журналист не скрывает своего присутствия или цели и содержания своей работы, и те, за кем наблюдают, знают о факте наблюдения.

Скрытое наблюдение – используется при исследовании конфликтной ситуации, то есть, не скрывая своего присутствия, до определенного времени не сообщает цели и истинного содержания работы.

Наблюдение принято делить на два вида: включенное и не включенное. Не включенное – наблюдение со стороны, наблюдатель не является участником группы, процесса, явления, за которым ведется наблюдение. Включенное наблюдение состоит в том, что наблюдатель участвует в деятельности исследуемой группы, иногда скрывая свои цели и профессию.

http://evartist.narod.ru/text/76.htm

https://pandia.ru/text/77/284/71625.php

Третьим методом называют опрос. Прежде всего, интервью – опрос «лицом к лицу», устная беседа, хотя иногда применяется и другая разновидность опроса – анкетирование. И все-таки один из самых распространенных методов получения сведений есть интервью, получение информации в личном общении, но при этом корреспондента может интересовать и личность собеседника, его мнения, вкусы, пристрастия.

Темой опроса может стать любая тема, ведь интересы подрастающего поколения многогранны. Содержание сведений, полученных в интервью, во многом зависит от ситуации беседы, от взаимоотношений интервьюера и опрашиваемого, от его индивидуального умения, в связи, с чем разные интервьюеры при одной и той же программе исследования могут получить разные результаты.

Помимо получения ответов, вам необходимо сориентировать ребят на особенность работы при обработке полученных сведений, поскольку здесь важен неординарный подход, который в конечном результате поможет выбрать наиболее интересный вариант, непохожий и нескучный для любой возрастной аудитории. Необходимо помнить о видовом разнообразии опросов, поэтому при групповой работе следует учитывать мнения каждого участника при обработке и подаче такого материала.

Если юный журналист, предположим, задаст своим респондентам вопрос: «Любите ли Вы поесть?», то вполне вероятно, что он получит большинство ответов, которые будут звучать так: «Да». Конечно, из таких ответов аналитический текст не возникнет. Поэтому при подготовке материала следует избегать вопросов, предполагающих однозначный ответ. В данном случае можно было бы задать вопрос, дающий респонденту возможность обоснованно изложить свою позицию, проанализировать предполагаемые возражения возможного оппонента и т.д. Разумеется, что для обсуждения стоит выбирать такой предмет, который пробудил бы интерес респондентов и позволил «включить» их наиболее важный информационный ресурс, которым они владеют (скажем, спортсменов лучше спрашивать о спорте, чем о способах добычи угля в шахтах). 

Отсюда вывод: первым и наиболее важным условием необходимости проведения опроса (интервью) является то, что нужная информация не может быть получена никаким иным способом, кроме как от индивида.

http://odiplom.ru/lab/metody-polucheniya-informacii-v-zhurnalistike.html

https://alzari.ru/zhanry-zhurnalistiki.html

В ходе занятия необходимо выделить вопросы, которые в полной мере можно вынести на самостоятельное изучение, конечно, в определнной зависимости от выбранной тематики. Они помогут в дальнейшем определить спектр изучаемой темы и подготовить итоговый материал. Это могут  быть следующие темы: школьная форма; проблемы экологии города; свободное время или досуг с пользой?; мое увлечение; портрет современного подростка; какое питание вы выбираете? и т.д. Для обучающихся студии юных журналистов традиционными стали опросы: кто такой патриот и как я это понимаю?; какие традиции живут в вашей семье; каким я вижу свое будущее?; как предпочитаю проводить свое свободное время?; какие СМИ предпочитаю?.

        Следующим этапом получения сведений станет определение круга респондентов, особенно важно учитывать семью, родственников, друзей, всех тех, кто с удовольствием станет участником опроса и поможет разобраться в изучении поднятой темы. При необходимости побеседуйте с родителями, подчеркните важность и актуальность данного вида деятельности их ребенка. В работе над выполнением задания можно воспользоваться сетью Интернет и на примере корреспондентов телевизионных каналов приобрести навыки правильного поведения при проведении опроса.

Таким образом, осваивая теоретические знания, обучающиеся получают практические навыки общения и работы с информацией, подготавливая материал для создания итогового текстового документа, аналитической диаграммы, презентации (на ваш выбор) вовлекая в это общее дело и своих близких и друзей, создавая современный продукт, в котором в полной мере будут учтены интересы всех сторон.



Предварительный просмотр:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Наше непростое время диктует свои правила, которые зачастую отличаются от тех приоритетов, которые существовали буквально «вчера» и требовали от людей настоящих дел, поступков, готовности проявить свои лучшие качества. Это не означает, что в другое время были другие обстоятельства или человек относился к себе подобным и окружающему миру совершенно иначе. Но одно осталось неизменным – любовь к своей родине. История нашей Родины – это история нашего народа. В России традиционными являются события, посвященные патриотической тематике. Патриотизм – явление социальное, потому оно не наследуется, а формируется. Поэтому, вовлекая подростков в социально-значимые акции, стимулируя интерес к опыту старшего поколения, появляется возможность повлиять на формирование взглядов  и нравственных критериев подрастающей молодежи. Юные гуковчане участвуют в квестах, конкурсах, акциях, тематических беседах и встречах, позволяющих ребятам увлечься примерами служения стране, понять глубокий смысл словосочетания «служение Родине». На протяжении многих лет ведется в нашем обществе целенаправленная работа по сохранению и приумножению исторических и культурных ценностей, формированию зрелых и знающих граждан, готовых к преодолению трудностей, к служению на благо родины. При подготовке и выборе темы занятий необходимо учитывать кругозор, читательские предпочтения и индивидуальные особенности каждого обучающегося, традиции и предания народа. Приступая к основной составляющей занятия можно предложить обучающимся ответить, как они понимают следующее выражение  «героический поступок – это… ». Таким образом, можно определить интерес обучающихся, их вкусы, также степень освоения информационного пространства.

Конечно, вчерашние герои могут выглядеть сегодня комично. Но они до сих пор нужны нашему миру, их поступки и цели привлекают внимание современное поколение.

Любой житель нашей страны понимает, как важно, чтобы дольше жили те, кто сражался во имя жизни на фронтах Великой Отечественной, чтобы не были забыты ребята, которые отстояли интересы Родины в Афганистане и Чечне, подвиги солдат и офицеров в Сирии. Занимаясь в студии юных журналистов, ребята активно ищут свое дело, выбирая самые важные для них темы, вовлекают читателей СМИ в мир интересных событий. Обращаясь к теме патриотического воспитания и призывая юное поколение к правильному пониманию истории своей Родины, ее настоящего и будущего, раскрывается значение и смысл патриотизма, подвига, героических поступков. Например, ставший уже традиционным опрос «Есть ли в сегодняшний жизни герой, какой же он?» На этот вопрос попытались ответить юные жители нашей страны.

Дарья, 16 лет

- в нашем обществе герои есть. В мирное время это может быть парень, который помог донести продукты, те люди, которые бескорыстно помогают другим. Пока в мире будут идти войны, останутся и герои.

Яна, 15 лет

- в современном обществе героев почти не осталось, но я рада, что есть те, кто не побоится выступить на защиту родины или постоять за честь женщины.

Елена, 14 лет

-я считаю, что в обществе есть те самые герои, добрые, на которых в любой момент можно положиться и получить поддержку и помощь.

Лида, 16 лет

-герой способен на невероятные поступки, он не даст в обиду свою страну. Александра, 15 лет

-я считаю, что сейчас героев мало, не каждый обладает такими качествами, как храбрость, самоотверженность.

Даша, 15 лет

-в наше время люди часто делают и думают только о собственной выгоде, поэтому героев найти трудно, но они есть, об этом можно судить о поступках, а они действительно героические (спасение утопающих, защита страны, помощь при пожаре).

Алина, 13 лет

-герой, это тот человек, которому не жаль пожертвовать своей жизнью ради спасения других, примеры подвиги наших солдат.

Никита, 14 лет

-герои в нашей жизни практически не встречаются, но есть люди, которые могут себя проявить, а герой это или нет, решает каждый сам.

        Ежегодный опрос «Кто такой патриот?» вновь  объединил не одно поколение кружковцев и взрослых. В качестве респондентов были члены семьи, друзья, педагоги, жители города. Ответы всегда связаны с подвигами героев Великой Отечественной войны, примерами подвигов взрослых и детей уже в мирное время. Некоторые респонденты, вспоминают исторических личностей: Петр I, А.Столыпин, И.Сталин, Н.Хрущев. По ответам патриот – это защитник своей страны, преданный ее интересам и любящий свой  народ.

Бабушки и некоторые дедушки стали кладезем информацией, наполнив каждый ответ примером из своего долгого жизненного пути. Представленные исследования наглядно показывают разницу во мнениях поколений, определяя направления развития межпоколенческой культуры общения. 

Ответы дают нам надежду и вселяют радость от того, что подрастающее поколение  - это добрые и ответственные люди. Они понимают, что критерии нравственных поступков людей являются основой формирования настоящего человека, неравнодушного к близким, к окружающим, к прошлому, настоящему и будущему. Говорят, что история своей страны – это история твоей семьи, пожалуй, я с этим соглашусь. Быть достойной сменой защитников Родины, не предавать память своих прадедов, дедов и отцов – вот чему должно учиться юное поколение и помнить, что все мы - потомки великого солдата, искра его бессмертного подвига, который будет примером еще  не для одного поколения россиян.

Тараненко О.Н.,

педагог дополнительного образования МБУ ДО ДДТ г. Гуково



Предварительный просмотр:

«О педагогике – с любовью»

ЕЖЕДНЕВНО С НАШИМ ДЕТСТВОМ МЫ ВСТРЕЧАЕМСЯ…

        Работа педагога сложный и многогранный процесс, который требует полной отдачи, а если это педагог дополнительного образования, то у него, конечно, есть свои особенные секреты. Их много, но, пожалуй, главный из них можно раскрыть – оставаться «на одной волне» с детьми.

        Дом детского творчества, в котором я работаю, это настоящий родной дом для нашей ребятни, полный звонких голосов будущих медиков и артистов, профессоров и докторов наук. Наше учреждение дополнительного образования предоставляет самый разнообразный спектр услуг для юных гуковчан. Выбор за ними. Дети у нас замечательные. Они не просто выбирают, но вдумчиво, со знанием дела успевают заниматься сразу в нескольких творческих объединениях. Педагогический коллектив это не просто воодушевляет. Мы каждый день наблюдаем, как вчерашние неумехи, начинают красиво вышивать, петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать, играть на сцене, проявлять свои литературные способности, становятся самостоятельными, воспитанными, грамотными людьми. Нам с ними не скучно. Может, поэтому педагоги Дома детского творчества, приходя на работу,  всегда настроены на успех, готовы помочь и поддержать своих воспитанников в их творческих начинаниях. Сколько радости, теплоты к нам приходит ежедневно. Положительная энергия, которую создает атмосфера взаимопонимания, сотрудничества и сотворчества  дает и  нам и детям много сил для творчества, для достижения результата в формировании и становлении личности, любящей свою страну, готовой к дальнейшему профессиональному и жизненному выбору. Конечно, как и любому преподавателю, нам необходимо не забывать о такте, иметь терпение, особый подход к каждому ребенку, стараться быть примером для своих воспитанников. Без этого нельзя достичь взаимопонимания, а ведь в нашей работе это очень важно. Дипломы, грамоты, благодарности, много труда и творчества мы вместе вкладываем в достижение успеха, результата, который так необходим для каждого юного дарования. С детьми мы живем, радуемся и огорчаемся, вместе планируем наше будущее, ищем выход из трудной ситуации. Словом разновозрастная большая и дружная семья.

        Приятно, когда выпускники приходят в гости, спрашивают совета, делятся своими планами, благодарят за тот багаж знаний, который взяли у нас  во взрослую жизнь. Расставаться с каждым выпуском тяжело, кажется, что таких воспитанников я больше встречу. Но приходит новый учебный год и вместе с новыми детьми открывается «новое дыхание». Я снова учусь у них, а они у меня. Хорошо, что есть мир, в котором мы друг другу нужны. Замечательно, что есть профессия, которая может дарить всем нам счастье!

О.Н. Тараненко, педагог дополнительного образования

Дом детского творчества г. Гуково, Ростовской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игрового метода для получения навыков работы в графическом редакторе PAINT BRUSH

Применение игрового метода для повышения мотивации к освоению графического редактора PAINT BRUSH...

Применение игрового метода для получения навыков работы в графическом редакторе PAINT BRUSH

Применение игрового метода для повышения мотивации к освоению графического редактора PAINT BRUSH...

Презентация по обществознанию по теме :"Метод получения информации. Таблицы".

Презентация в которой описываются все виды таблиц по обществознанию, а также их образцы и возможность использования их для обработки информации....

Презентация по истории на тему: "Метод получения и обработки информации. Исторические таблицы".

презентацию можно использовать для того, чтобы научиться определять виды и типы исторических таблиц....

Основные методы получения информации в журналистике

Презентация для занятия с юнкорами первого года обучения....