Конкурсное задание; "Профессиональный разговор"
статья
Предварительный просмотр:
Габуния Ольга Владимировна
Педагог дополнительного образования
МАУ ДО ЦТ «Радуга»
ст. Каневская
Научная статья на тему: «Использование разноуровневых программ в системе дополнительного образования»
Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению темы данной статьи необходимо определить, что такое «дополнительное образование». Четко данное определение прописано в Законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «Дополнительное образование – вид образования, направленный на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а также организацию их свободного времени».
Ключевым в данном определении считаю ориентированность на конкретные интересы, потребности конкретной личности («удовлетворение их индивидуальных потребностей»), что дает возможность, опираясь на запросы, выстроить систему образования таким образом, чтобы она учитывала интересы детей, их психофизиологические особенности и возможности, уровень подготовки в конкретной предметной деятельности. Следовательно, целевые ориентиры дополнительного образования сконцентрированы вокруг человека.
Основным рабочим документом педагога дополнительного образования является образовательная программа представляющая собой «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий», представленных в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а так же оценочных и методических материалов». Большим плюсом, на мой взгляд, является отсутствие федеральных государственных образовательных стандартов по отношению к дополнительным общеобразовательным программам, что дает дополнительные возможности педагогу не просто проявить творчество, сделав программу интересной, оригинальной, но и учесть запрос детей, а так же их родителей при выборе учебного материала, при этом, выполнив основные требования Федерального закона № 273-ФЗ (2012 г.), Концепции развития дополнительного образования детей (2014 г.), Приказу Министерства Просвещения РФ № 196 (2018 г.), предъявляемые к образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Так как образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательные программы (ФЗ №273, гл.1, ст.12, п. 5), то следовательно появляется дополнительная возможность в выборе не только направленности программ, их наполнения, средств, форм ее реализации, но и учета интересов детей конкретной территории, а так же их родителей. Тем более, что в работе объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав и при наличии условий, а также согласия педагога. (Приказ № 1008, п.15).
Одним из оснований, на котором должна строиться образовательная программа (Концепция, гл.IV) является разноуровневость (ступенчатость).
Разработка дополнительных общеразвивающих программ разного уровня, в зависимости от целей и задач, которые ставит перед собой педагог дополнительного образования и образовательная организация в целом рекомендована для решения основной задачи Президента РФ – увеличение охвата учащихся системой дополнительного образования.
Выделяют 3 основных уровня программы: ознакомительный, базовый и углубленный. Основным преимуществом программ ознакомительного уровня является их способность объять своим содержанием практически все виды деятельности, доступные детям. Для меня, лично, как для педагога, реализация программы ознакомительного уровня дает возможность повысить свою конкурентоспособность, увеличить охват учащихся, обеспечить сохранность контингента, заинтересованного в последующем обучении по программе базового уровня. Положительные моменты наличия программ разного уровня отмечают и родители учащихся, по их мнению, это прекрасная возможность попробовать себя в различных видах деятельности и определиться с выбором дальнейшего образовательного маршрута.
В своей практике разработала и реализую программы ознакомительного «Компьютерная графика» (36 часов) и базового «Основы компьютерной графики» (396 часов) уровней. Следует отметить, что в программе ознакомительного уровня я постаралась максимально заинтересовать, мотивируя их к активной самостоятельной деятельности на занятиях, задействовав максимальное количество методов, приемов, педагогических технологий при изложении учебного материала, тем самым максимально демонстрируя им возможности дополнительного образования. Спецификой моей образовательной деятельности является постоянное применение ТСО, в том числе компьютера, что сам по себе вызывает огромный интерес у современных детей. Так, в реализации ознакомительной программы основное внимание уделяется знакомству компьютером и его возможностями, а так же дается общее понятие компьютерной графики и сферы ее применения. При этом работа ведется только в графическом редакторе Paint. Тем самым ребенок осознает, что хочется знать и делать больше, двигаться вперед, а следовательно, на лицо необходимость дальнейшего обучения и расширения своих знаний и возможностей.
За время обучения учащихся по программе ознакомительного уровня я, как педагог имею возможность провести диагностику уровня их общих и специальных способностей, чтобы в дальнейшем учесть их при организации образовательной деятельности по программе базового уровня.
Реализация программа разного уровня обеспечивает преемственность. После обучения по программе ознакомительного уровня, учащийся отдает свое предпочтение программе, вызвавшей у него наибольший интерес и желание расширить свои знания и умения в данном виде деятельности. Учащийся принимает решение продолжить обучение по программе базового уровня, а затем, при желании, углубленного.
Программа базового уровня дает прекрасную возможность, с опорой на знания о возможностях, способностях, возрасте, уровне подготовки каждого учащегося, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания, выстроить образовательную деятельность максимально эффективно. Программа данного уровня направлена на углубление и развитие интересов и навыков учащихся, расширение спектра специализированных знаний и практических навыков, развитие творческих способностей. По моему мнению, одним из преимуществ обучения по программе базового уровня для учащихся является возможность развить свою индивидуальность, одаренность, освоить базовые знания и умения, навыки по конкретному виду деятельности.
В разработанной мной программе базового уровня «Основы компьютерной графики» основное место отводится самостоятельной деятельности учащихся, основанной на умении самостоятельно воспроизводить изученный ранее материал, перенося теоретические знания на практическую деятельность. Так, по итогам окончания уже 1 года обучения учащиеся самостоятельно создают законченный творческий продукт: презентацию, элементарный анимационный ролик.
Так как продолжительность моей педагогической деятельности еще слишком мала (менее 2 лет), то подкрепить теоретические аспекты эффективности внедрения разноуровневых программ в системе дополнительного образования конкретными практическими примерами в полной мере пока не представляется возможным. Но результат все же уже виден. На примере диаграммы продемонстрирую влияние преемственности, продолжение обучения по базовой программе после завершения ознакомительной на сохранность контингента учащихся.
В моей педагогической практике программа углубленного уровня находится в стадии разработки. Наличие программы данного уровня в своей образовательной деятельности, как и вообще в образовательной деятельности педагогов дополнительного образования, считаю необходимым, так углубленный уровень предполагает ориентацию на развитие и профессиональное становление личности. Анализируя деятельность коллег, пришла к выводу, что часто, закончив обучение по программе базового уровня дети желаю продолжить изучать дисциплину, представляя продукты своей деятельности на всеобщее обозрение (участи в конкурсах, проектах, научных форумах и т.д.). Сама цель программы углубленного уровня-развитие компетентности учащихся в образовательной области и формирование навыков на уровне практического применения, демонстрирует ее ярко выраженную практическую направленность. По итогам изучения программы углубленного уровня учащиеся не только умеют работать самостоятельно и в команде, они должны научиться формулировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слышать других, понимая обоснованность суждений.
Разработка разноуровневых программ связанна с некоторыми трудностями, особенно для только начинающих свою педагогическую деятельность педагогов дополнительного образования. Например, продумать содержание максимально интересное продуктивное, обосновать выбор методов и приемов, подобрать эффективный методический материал, подготовить систему контроля знаний учащихся.
Но тем не менее эффективность использования разноуровневых программ очевидна, так как более 90 % учащихся придя на ознакомительную программу остаются в учреждении дополнительного образования, продолжая свое обучение, иногда по нескольким направлениям.
Список использованных источников
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября2014г. №1726-р.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Методические рекомендации по проектированию дополнительной общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), Москва, 2015 г. – Информационное письмо 09-3242 от 18.11.2015 г.
- И.А Рыбалева проектирование и экспертирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: требования и возможность вариативности// учебное-методическое пособие. Краснодар 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по рассказу В. Распутина "Женский разговор"
Опыт сопоставительного анализа....
сценарий разговора с учащимися 8 класса "Разговор о вредных привычках",
Классный час о вредных привычках...
Методическая разработка урока для классов специальной (коррекционной) школы (VIII вида) «Этикет телефонного разговора. ( Части телефонного разговора. Этикетные фразы. )»
В рамках предмета "культура общения" во всех классах педагогам предлагается обратиться к теме телефонного этикета. В своей разработке я попыталась объединить различные виды работы, использование ТСО и...
Разговор с родителями "Как вести разговоры при детях?"
Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый главный метод воспитания!.....
Конкурсное мероприятие «Разговор с учащимися»
Конкурсное мероприятие в рамках участия в конкурсе профессионального мастерства в сфере образования "Педагог года".Этап "Беседа с обучающимися" (15-20 минут).конкурсные заготовки...
Как начать разговор о войне с маленьким читателем? Нужный, обязательный разговор.
Как начать разговор о войне с маленьким читателем? Нужный, обязательный разговор. Можно читать вместе стихи, рассматривать старые фотографии, слушать рассказы дедушки или бабушки, сходить в музей, а м...
Конкурсная работа методических разработок по теме "Формирование интереса к национальной культуре у младших школьников с ТНР при реализации программы "Разговор о правильном питании"
Работа о реализации программы "Раговор о правильном питании"...