"Организация аварийного бивака в условиях горного похода"
план-конспект
Вся техника туризма - это не что иное, как техника безопасности. Главный прием ее обеспечения в походе - соблюдение правил.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_avariynogo_bivaka_v_usloviyah_gornogo_pohoda.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Городской центр детского (юношеского) технического творчества г.Юрги»
Организация аварийного бивака в условиях горного похода.
Разработка занятия
РАССМОТРЕНО Методическим советом МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги» от _____________ № _______ Утверждено Приказом директора МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги» от _____________ № _______ | Автор-составитель: Кириченко Дмитрий Сергеевич,, педагог дополнительного образования МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги» |
Юрга
2020
Автор-составитель: Кириченко Дмитрий Сергеевич,
педагог дополнительного образования
МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»
В методической разработке представлен конспект учебного занятия по теме «Организация аварийного бивака в условиях горного похода».
Содержание
Пояснительная записка | 3 |
Конспект занятия | 4 |
Список литературы | 7 |
Приложение1 | 8 |
Приложение2 | 9 |
Пояснительная записка
Актуальность: Вся техника туризма - это не что иное, как техника безопасности. Главный прием ее обеспечения в походе - соблюдение правил передвижения. Весь поход - скорость движения, настроение в группе и качество прохождения препятствий зависит от обеспечения безопасности участников. Начинающий турист должен овладеть многими специальными умениями и навыками. Это, прежде всего, приобретение навыков подбора одежды и обуви, умения правильно уложить рюкзак и передвигаться с ним по тропе и без троп, установить палатку и обустроить бивак, наконец, научиться подчинять свои личные интересы интересам группы и многое другое.
Цель: изучение техники организации аварийного бивака в условиях горного похода
Задачи: 1. Познакомить учащихся с особенностями организации бивака в горном походе.
2. Закрепить умения учащихся при работе с палаткой.
3. Воспитать чувство коллективизма.
Место проведения: МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»
Тема: Организация аварийного бивака в условиях горного похода.
Цели: изучение техники организации аварийного бивака в условиях горного похода
Задачи: 1. Познакомить учащихся с особенностями организации бивака в горном походе.
2. Закрепить умения учащихся при работе с палаткой.
3. Воспитать чувство коллективизма.
Оборудование: Рюкзак, палатка, компасы, веревки, картинки с туристской темой, карточки с заданием, секундомер, табличка с названием туристской команды.
№ п/п | Содержание урока | Примечание |
I. II. | Организационный момент - Здравствуйте ребята. Меня зовут Дмитрий Сергеевич и сегодня занятие с вами буду проводить я. Основная часть - У нас сегодня новая тема. Организация аварийного бивака в условиях горного похода. Ребята что за слово такое БИВАК. Слово «бивак», или «бивуак», как и само слово «туризм», по происхождению французское. Раньше оно применялось для обозначения расположения войск на отдыхе. Однако в русском языке это слово приобрело и второй смысл, напрямую использовав основное французское значение – «лагерь». Биваком стали называть временное месторасположение путешественников, лагерь туристов, альпинистов и т. д. В горном походе существуют объективные и субъективные опасности. Но прежде что такое опасность. Опасность-это факторы, обеспечивающие возможность возникновения сиуации при которой возможно происхождение НС. Давайте назовём объективные опасности вызываемые различными особенностями гор: 1.Опасности горного рельефа. 2.Климатические факторы. 3.Высотные факторы. 4.Природные факторы. Субъективные опасности: 1.Недостаток подготовки участников. 2.Поведение участников в конкретной ситуации. Далее группам раздаются конверты с объективными и субъективными опасностями. 1гр.-должна назвать правильно объективные опасности, 2гр. Субъективные опасности. (Работа групп) Итак ребята, на «виртуальный» наш горный поход повлиял объективный фактор непогода, начинается сильный дождь, ветер. И нам необходимо организовать аварийный бивак. Главные правила: 1. место для лагерной стоянки выбираем заблаговременно. За 1.5-2 часа до темноты. 2. место должно быть безопасным 3. вблизи от дров для костра и от чистой питьевой воды. 4. если есть необходимость ночевки на хребте, то безопаснее всего будет разбивка бивака на перегибе взлета и ступени. 5. главная задача при организации походного бивака: создание безопасной и удобной сферы обитания для жизни, работы, полноценного отдыха, тренировок и удовольствий на остановках. Место для бивака должно позволять быстро разместить участников группы, обеспечивать снабжение группы чистой водой и желательно топливом для костра. Обеспечить защиту от ветра и солнца и облегчить защиту от дождя и снега, без воздействия которых невозможно ощущение полного комфорта. А теперь немного разомнёмся. Командам по очереди Необходимо установить палатку и определить место, где будет костёр. Сложить костёр «колодец». После всем залезть в палатку. Секундомер останавливается после того, как последний участник залез в палатку. Смотрим правильность установки палатки и костра. Определяем команду победителя! Вручить сувенирные медали. На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо, до свидания! | Раздаются по 1 конверту с заданием на группу.1-объективные. 2-субъективные. Выбирают правильные. Палатку ставят к ветру глухой стороной Костер подальше от палатки с учётом ветра. |
Список литературы
1. Берман, А.Е. Юный турист [Текст]: учебное пособие / А.Е. Берман. – М.: Физкультура и спорт, 1977.
2. Ганопольский, В.И. Организация и подготовка спортивного туристского похода [Текст]: методическое пособие / В.И. Ганопольский. – М.: ЦРИБ «Турист», 1990.
3. Гоголева, М.И. Основы медицинских знаний учащихся [Текст]: учебное пособие / М.И. Гоголева. – М.: Просвещение, 1991.
4. Константинов, Ю.С. Программы для системы дополнительного образования детей. Туристы-проводники [Текст]: методическое пособие / Ю.С. Константинов. – М.: ЦДЮТК, 2000.
5. Кошельков, С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слётов и соревнований учащихся [Текст]: методическое пособие / С.А. Кошельков. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997.
6. Попчиковский, В.Ю. Организация и проведение туристских походов [Текст]: методическое пособие / В.Ю. Попчиковский. – М.: Профиздат, 1997.
7. Рыжавский, Г.Я. Биваки [Текст]: учебное пособие для школ и внешкольных учреждений / Г.Я. Рыжавский. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995.
8. Штюрмер, Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные [Текст]: учебное пособие / Ю.А. Штюрмер. – М.: Физкультура и спорт, 1993.
9. Штюрмер, Ю.А. Охрана природы и туризма [Текст]: методическое пособие / Ю.А. Штюрмер. – М.: Физкультура и спорт, 1994.
10. Штюрмер, Ю.А. Профилактика туристского травматизма [Текст]: учебное пособие / Ю.А. Штюрмер. – М.: ЦРИБ «Турист», 1992.
Приложение 1
Из предложенных вариантов выберите субъективные факторы опасности в горном походе
Горные реки |
Недостаток знаний, умений и навыков |
Переоценка своих или чужих знаний, умений и навыков |
Недооценка опасности |
Переоценка физической подготовки |
Недостаточная схоженность группы |
Психологическая несовместимость в группе (все – лидеры, никто не уступает) |
Небрежность и невнимательность опытных людей |
Расслабленность после сложной работы |
Ледники |
Склоны |
Гребни |
Непогода |
Приложение 2
Из предложенных вариантов выберите объективные факторы опасности в горном походе
Горные реки |
Травянистые склоны |
Осыпи, морены |
Ледники |
Склоны |
Гребни |
Непогода |
Переоценка физической подготовки |
Недостаток знаний, умений и навыков |
Небрежность и невнимательность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация питания в экстремальных условиях
Этот материал повествует об организации питания в автономном существовании...
Организация предшкольной подготовки в условиях Дома детского творчества
Сегодня созрела острая необходимость организации предшкольного образования в условиях образовательного учреждения и создание развивающей среды, направленной на психолого-педагогическое, социальн...
Организация классного самоуправления как условие самореализации личности
Из опыта работы по организации самоуправления в классе....
Организация вокальной студии в условиях гуманитарной гимназии
Статья «Организация вокальной студии в условия гуманитарной гимназии» в сборнике материалов Всероссийской научно - практической конференции «45-е Евсевьевские чтения». Мордов. Гос. Пед. Ин-т. – Саранс...
Отчёт о горном походе II к.с. по Западному Кавказу (Архыз) в июле 2011 года
Отчёт о походе, созданный ребятами для участия в городских соревнованиях обучающихся Санкт-Петербурга по спортивному туризму "По здоровой стране".По итогам двух туров (письменного и устного) в номинац...
Приложения к отчёту о горном походе 2 к.с. по Западному Кавказу
Приложения к отчёту....