Роль игры на занятиях по хореографии
методическая разработка
Роль игры на занятиях по хореографии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igry_na_zanyatiyah_po_horeografii.docx | 38.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
Центрального района города Кемерово
650066, г. Кемерово, пр. Октябрьский, 8 Тел./факс.: 52-16-12, раб.: 78-08-68 E-mail: cdtcr@mail.ru
«Роль игры в развитии мотивации детей
на занятиях по хореографии »
(рекомендация для педагогов дополнительного образования)
Составитель: Кондратьева Екатерина Васильевна, методист МБОУДО «ЦДТ» Центрального района |
Кемерово 2019 г.
Содержание
I. Роль игры в развитии мотивации детей на занятиях по хореографии……………3
II. Описание движений, используемых в курсе «Ритмика»…………………………5
III. Музыкальные игры, используемые в курсе Ритмика…………………………….7
Список используемой литературы……………………………………………….......11
I.Роль игры в развитии мотивации детей на занятиях по хореографии
Детский возраст является самым благоприятным для развития творческого потенциала, способностей каждого ребенка, овладения различными видами деятельности, в том числе и творческими. стимулом к творческой деятельности может служить игровая ситуация.
Игры не только удовлетворяют любопытство детей, но и содержат большие развивающие возможности. Именно в игре создаются исключительные условия для развития творческих способностей, познавательного интереса, чувства гуманизма, взаимопомощи. Дети учатся соблюдать правила, контролировать свое поведение и объективно оценивать поступки своих сверстников. Игра- важное средство воспитания ребенка и развития его познавательного интереса, творческих способностей. Танцевальные игры строятся на основе пробуждения и воспитания добрых качеств. В результате, в процессе танцевальной игры может раскрываться природный талант.
Уровень развития двигательных качеств детей в настоящее время находится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в танцевальных коллективах. Поэтому, проблема воспитания двигательно-активных качеств весьма актуальна и требует дальнейшего ее совершенствования. Подвижные игры различной направленности являются эффективным средством комплексного совершенствования танцевальных качеств и позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. Учитывая психологию детей дошкольного возраста и беря во внимание то, что ведущей деятельностью в этот период является игра, занятия ритмикой можно выстраивать в форме танцевальных и музыкальных игр. Речь идет не только об использовании игры для разрядки и отдыха, а о том, чтобы сделать ее органичным компонентом занятия, средством намеченной педагогом цели. Так, игровое занятие можно провести в форме погружения в сказку. Тогда традиционные упражнения партерной гимнастики приобретают одушевленные формы в виде животных, растений, явлений природы, предметов, что помогает их сделать понятнее, интереснее, а также развивает детское воображение и эмоциональность, закладывает истоки творчества (см. приложение № 2). В то же время профессиональные качества детей, такие как гибкость, растяжка, воспитываются в условиях игры, мышечные ощущения у обучающихся закрепляются с интересом и удовольствием.
Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких- либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые танцевальные движения. Ценность игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретенные воспитанниками в игровых условиях облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами. Использование подвижных игр различной направленности на занятиях значительно повышают уровень и темп развития воспитанников. В процессе игровой образовательной танцевальной деятельности достигается высокий уровень эмоционального, интеллектуального, физического, коммуникативного, морально- нравственного, эстетического развития. Чтобы занятия с использованием игровой технологии проходили успешно, педагогу необходимо:
- учитывать возрастные особенности учащихся, характер каждого ребенка, их индивидуальные способности, интересы и возможности;
- обладать всеми необходимыми знаниями и умениями;
- заинтересовать и создать условия для творческой работы;
- правильно объяснить и организовать игру;
- создавать положительный настрой.
Благодаря интересу всех детей к играм вообще, они легче втягиваются в обучение, вкладывая больше сил, а соответственно, получая и больше физической пользы. Освоив хореографию на базовом уровне, дети через игру чувствуют себя уверенней в коллективе школы, лагеря отдыха, компании друзей. Они учатся плодотворно взаимодействовать друг с другом и получать удовольствие от коллективного творчества, укрепляются межличностные связи, совершенствуется их способность к коммуникации.
Цель: Комплексное совершенствование танцевальных качеств.
Задачи:
- изучение новых движений;
- формирование чувства ритма, пластики, координации движений; - развитие ловкости, гибкости, быстроты, силы;
- раскрытие творческого потенциала ребенка, снятие внешних и внутренних зажимов;
- развитие актерского мастерства;
- воспитание самостоятельности, целеустремленности, силы воли;
- расширение кругозора.
Методы обучения:
1. Объяснительно-иллюстративный метод.
2. Репродуктивный метод обучения.
3. Метод проблемного изложения в обучении.
4. Эвристический метод.
Средства обучения:
1. Учебный план.
2. Оборудованный балетный зал.
3. Музыкальный центр для аудио и CD-носителей.
4. Фонотека (см. приложение №.3)
5. Дидактические разработки музыкальных движений и развивающих игр (см. приложение № 1, 2).
6. Карточки с заданиями.
7. Гимнастические скамейки и коврики.
II.Описание движений, используемых в курсе «Ритмика»
1. «АЛЕНУШКА». Встать на колени, руки поставить на пояс. Сесть вправо на пол, вернуться в исходное положение. То же в другую сторону.
2. «ВАНЬКА-ВСТАНЬКА». Встать на колени, носки врозь, руки на поясе. Сесть на пол между стопами. Вернуться в исходное положение.
3. «ЗАМОЧЕК НА ЛОПАТКАХ». Согнуть одну руку локтем вверх, а другую - локтем вниз, предплечья за головой и за спиной. Соединить пальцы рук.
4. «КУЛЕЧЕК». Поднять согнутые в локтях руки и скрестить предплечья над головой так, чтоб пальцы были направлены к лопаткам. Кончики пальцев должны касаться лопаток.
5. «КУЛЕЧЕК ПО ОДНОЙ РУКЕ». Левую руку согнуть локтем вверх так, чтобы пальцы касались лопатки. Надавливать правой рукой на локоть левой (очень осторожно), стараясь опустить ладонь ниже. То же другой рукой.
6. «ЛОШАДКА». В положении полулежа на спине с опорой на локти согнуть одну ногу коленом вовнутрь так, чтобы голень была перпендикулярна выпрямленной ноге. Таз должен быть неподвижным, а колено согнутой ноги почти касаться пола.
7. «ПРУЖИНКА». Положить правую руку на левое плечо, левой взяться за правый локоть; надавливая НЕ него, стараться продвинуть локоть к левому плечу. То же в другую сторону.
8. «ПРУЖИНКА СЗАДИ». Держа руки за спиной, положить кисть одной руки на локоть другой. То же другой рукой.
9. «РОГАТКА». Держа руки перед собой, отогнуть вверх пальцы одной руки с помощью другой. То же поменяв положение рук.
10. «КОШКА ТЯНЕТ ЛАПКИ». Стоя на коленях с опорой на руки кистями к себе, стараться сесть на пятки отклоняя руки от вертикали. Ладони от пола не отрывать.
11. «КОРЗИНОЧКА». Лежа на животе, согнуть руки назад, дотянуться до согнутых ног и взяться за стопы.
12. «НАЕЗДНИК». Лечь на живот так, чтобы грудная клетка касалась пола. Поднять плечи вверх и назад ладони сложить на затылке. Примечание: лучше это упражнение выполнять по парам - первый ребенок придерживает грудную клетку второму на полу, а второй максимально поднимает плечи назад.
13. «ЛЕСЕНКА». Лежа на спине, развернуть ноги выворотно. Медленно поднимать то одну, то другую ногу, обе ноги вверх, то, вытягивая, то, сокращая их в 1 позицию.
14. «УГОЛОК». Лечь на спину, вытянуть ноги, руки положить вдоль тела ладонями вниз. Одновременно поднять корпус и вытянутые ноги (образовать угол). Руки для равновесия поднять и раскрыть t стороны.
15. «ГОРКА». Лечь на спину, руки вытянуть вдоль тела. Поставить ноги на пол за головой, вернуться в исходное положение.
16. «ЧАСИКИ СИДЯ». Сесть на пол, ноги как можно шире развести врозь, руки за голову. Наклониться в сторону, стараясь коснуться локтем до пола за коленом. То же в другую сторону.
17. «ЧАСИКИ ЛЕЖА». Лечь на спину, руки вверх. Положить руки за голову и прогнуться вправо. То же в другую сторону.
18. «ВЕЛОСИПЕД». Сесть на пол с опорой на руки. Поочередно сгибать ноги как при езде на велосипеде.
19. «ЛЯГУШКА». Сесть на пол, ноги согнуть в коленях, бедра отвести назад в стороны, стопы соединить подошвенной частью. Опираясь руками на колени, опустить их как можно ниже к полу.
20. «ГРУППИРОВКА». Лечь на спину, руки вверх. Согнуть ноги, прижать колени руками к груди.
21. «ЛОДОЧКА». Лечь на живот, руки вытянуть вперед, ноги вместе. Поднять вытянутые ноги назад над полом, прогнуться, руки вверх и вперед. Удерживать это положение некоторое время.
22. «КОШКА-СОБАКА». Принять упор на коленях. Прогнуть спину, голову поднять до предела вверх. Затем спину выгнуть, голову опустить вниз.
23. «КОЛЕЧКО». Лечь на живот. Упираясь на руки, прогнуть спину назад. Согнув ноги в коленях коснуться ими головы. Приложение 2 МУЗЫКАЛЬНЫЕ И
III. Музыкальные игры, используемые в курсе Ритмика
Приступая к описанию рекомендуемых игр, стоит уточнить то, что педагог может заменять игры по своему желанию, но так, чтобы цель игры оставалась прежней.
1. "СОВУШКА". Цель игры: развитие координации движений, развитие навыка начинать и прекращать движение одновременно с началом и окончанием музыкального эпизода; развитие умения определять характер музыки, а также умения соотносить свои движения с характером музыки. Выбирается водящий – это "совушка". С началом музыки "совушка" засыпает («застывает» на месте), а все остальные дети "просыпаются" - начинают двигаться в соответствии с характером музыки. Как только музыка прекращается, "совушка" просыпается, а все дети «застывают». "Совушка" ходит между детьми и выбирает того, кто пошевелился. Этот ребенок и становится водящим, все повторяется сначала, даже если водящий не поменялся.
2. "ЛОШАДКИ И ЛЮДИ". Цель игры: развитие умения определять на слух темп музыки и выполнять движения, соответствующие этому темпу. Когда звучит быстрая музыка, дети должны исполнять бег с высоким поднятием колена, изображая лошадок. Когда звучит медленная музыка, дети должны исполнять плавный пружинящий шаг с носка, изображая людей. Темп музыки меняется 3-4 раза за игру.
3. "ЗЕРКАЛО". Цель игры: развитие навыка "зеркального" выполнения движений, развитие координации движений, развитие умения двигаться в соответствии с характером музыки; развитие творческого воображения. Дети выстраиваются в 2 линии, одна линия изображает зеркало, другая - людей, которые к этому «зеркалу» подходят. С началом музыки, характер которой периодически меняется, люди начинают движение (каждый перед своим "зеркалом"). Задача "зеркала" - все зеркально и музыкально повторить. Затем линии меняются ролями.
4. "ПРАВАЯ-ЛЕВАЯ". Цель игры: развитие координации движений, развитие навыка движений в соответствии с ритмом музыки, развитие музыкального слуха. Дети становятся в круг, на расстоянии вытянутой руки, лицом к центру круга. Педагогом выбирается ведущий. Звучит умеренная музыка размером 2/4. Ведущий протягивает правую руку ладонью вверх своему соседу справа, припевая при этом: "Пра-ва-я". Сосед протягивает свою левую руку ладонью вниз, кладет ее на руку ведущего, припевая: "Ле-ва-я". Теперь ведущим становится он. Все повторяется до тех пор, пока руки всех играющих не сомкнутся.
5. "УЗНАЙ ЖИВОТНОЕ". Цель игры: развитие умения определять характер музыки по вступлению, формирование навыка начинать движения после вступления; формирование навыка самостоятельно двигаться по кругу, соблюдая интервалы. Дети становятся в круг. Звучит музыка. По вступлению дети определяют, характеру какого животного соответствует исполняемая музыка (педагогом и концертмейстером должно быть подобрано 6-8 характерных, легко узнаваемых мелодий: медведь, заяц, лиса, бабочка, лошадка, лягушка, цапля и т.д.) После вступления дети начинают двигаться по кругу, изображая угаданное животное. После того, как дети запоминают, как двигаться под ту или иную мелодию, порядок мелодий меняется, каждый раз он новый.
6. "ПОЙМАЙ УЛЫБКУ". Цель игры: развитие координации движений; развитие навыка соотносить свои движения с движениями партнера; развитие чувства ритма; развитие умения контролировать мимику лица, что является непременным условием для развития артистизма. Под ритмичную музыку (4/4) все дети стоят в кругу с серьезными лицами, кроме ведущего - у него на лице улыбка. На счет "раз" ведущий "снимает" улыбку в кулачок, на счет "два" - "кидает" любому играющему, на "три" - тот ее "ловит" в кулачок, на "четыре" - надевает на лицо и становится ведущим. Далее игра продолжается со счета "раз". По мере освоения игры темп музыки увеличивается.
7. "НЕ НАРУШАЙ ГРАНИЦУ". Цель игры: развитие навыка ориентации в пространстве, развитие координации движений, развитие чувства ритма, развитие умения соотносить свои движения с размерами площади, что помогает развить навык ориентации в сценическом пространстве. Звучит ритмичная музыка (марш). Дети должны двигаться, не останавливаясь по любому пути, но не нарушать при этом границу игровой площадки, которую устанавливает педагог. Начинается игра на территории всего класса, которая потом сужается педагогом, затем расширяется и т.д. (главное, чтобы дети поняли, что там, где стоит педагог, проходит невидимая линия - граница, за которую нельзя заступать). Нарушителей границы и столкнувшихся игроков отправляют посидеть на стул, но не надолго.
8. "ПОВОРОТ". Цель игры: развитие навыка ориентации в пространстве; развитие координации движений; развитие произвольности; развитие чувства ритма; развитие умения двигаться в соответствии с темпом музыки. Звучит ритмичная музыка (марш). Дети идут по кругу, держась за руки по команде ведущего "Поворот" останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Выполнивший задание неправильно, выходит из игры. По мере освоения игры, темп музыки увеличивается.
9. «ЛАВАТА». Цель игры: развитие координации движений, развитие чувства синхронности, развитие внимания, развитие музыкального слуха и речи, развитие навыков адекватной реакции на слова ведущего, память. Дети встают в круг, первоначально роль ведущего выполняет учитель, потом ведущим становится любой воспитанник. Все хором под соответствующий аккомпанемент поют первые две строчки куплета (они остаются неизменными)... Когда дети поют третью строчку куплета «Мои ручки хороши», ведущий вытягивает вперед руки. Дети должны повторить его движение. На четвертую строчку «А у соседа лучше» каждый ребенок должен дотронуться правой рукой до руки соседа справа, а левой - до руки соседа слева. Таким образом, круг замыкается, и дети в таком положении идут по кругу под припев. Третья строка второго куплета «Мои плечи хороши...», третьего куплета - «Мои колени хороши...», четвертого куплета «Мои пятки хороши...» и т.д. То есть третья строка каждого куплета называет ту часть тела, которую дети должны показать на себе. А на четвертой строке ребенок должен взяться за плечо, коленку, пятку и т.д. соседа и пройти в таком положении круг под припев. Части тела могут называться в произвольном порядке.
10."КАНОН" Цель игры: развитие координации движений; развитие чувства ритма, умения подчинять свои движения темпу музыки; развитие двигательной памяти; развитие произвольности. Дети выстраиваются в 4 линии и запоминают "канон" - 4 движения, каждое из которых исполняется в течение одного такта (например, марш на месте, приседание, хлопки, прыжки). После запоминания "канона" и репетиции его исполнения под музыку начинается собственно игра: первая линия делает "канон", начиная с первого такта, вторая начинает со второго, третья - с третьего, четвертая - с четвертого. Поскольку движения не повторяются, то после вступления всех линий в игру каждая из линий выполняет в одно время разные элементы канона. Задача участников - не ошибиться. По мере усвоения игры, меняются линии, музыка, движения.
11. "ПРОСТРОИМ ФИГУРУ". Цель игры: развитие умения ориентироваться в пространстве; развитие координации движений; развитие навыков невербальной коммуникации (что облегчит в дальнейшем работу с рисунком танца). Дети двигаются в произвольном направлении под спокойную музыку. Педагог объявляет название фигуры (например: круг, квадрат, треугольник, линия, колонка, диагональ и т.д.). Начинает звучать ритмичная, известная детям музыкальная фраза (16 тактов). За время ее звучания дети должны построиться в объявленную фигуру. Причем сделать это молча. На первых этапах освоения игры дети могут пользоваться невербальным общением (мимикой, жестами и т.д.). По мере усвоения игры запрещаются все виды контактов между детьми, кроме визуального; уменьшается длительность музыкальной фразы.
12. «СОЗДАЕМ ХАРАКТЕРЫ». Цель игры: развитие умения определять характер музыки по вступлению; развитие навыка движений в соответствии с ритмом и характером музыки; развитие навыка выражать характер, чувства и переживания с помощью движений и жестов; развитие эмоциональности и навыков артистичного исполнения. Дети встают в круг. Звучит музыка. По вступлению дети определяют, характеру какого героя соответствует исполняемая музыка (педагогом и концертмейстером должно быть подобрано несколько характерных мелодий, выражающих различные чувства: радость, злость, испуг; указывающих на конкретных героев: принца, доброго волшебника, злого волшебника, шпиона, старичка и т.п.). После вступления дети начинают двигаться по кругу, изображая узнанный характер или чувство. После того, как дети запоминают, как двигаться под ту или иную мелодию, порядок мелодий меняется, каждый раз он разный. Примечание: количество часов, отводимых в программе на каждую игру или упражнение, складывается из количества минут, затрачиваемых на выполнение этой игры или упражнения на каждом уроке.
Такие игры-задания помогут разнообразить занятия, развить творческие способности и заинтересовать учащихся. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Список используемой литературы
1. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии /Л.С. Выготский.-МПБ.1997.
2. Миронова, Р.М. Игра в развитии активности детей /Р.М. Миронова.-Минск, 1989.
3.Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры /А.А.Смоленцева.-М.:Просвещение,1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
танцевальные игры на занятиях хореографией
Игра – неотъемлемая часть деятельности детей. Играя, дети лучше запоминают, быстрее понимают, что от них требуется. Игра помогает добиться выполнения многих педагогических задач. Здесь я делюсь т...
Игры на занятиях пластики и хореографии.
Занятие может быть более ярким и выразительным, если в него включать игры на развитие творчества....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗНЫЕ ИГРЫ» на занятиях по хореографии
Наибольшую сложность для педагога дополнительного образования представляет работа с начинающими детьми младшего возраста, которые быстро устают, допускают ошибки при исп...
Ритмическая гимнастика и подвижные игры на занятиях по хореографии
Здоровьесберегающие технологии на занятиях по хореографии...
МУЗЫКА И ЕЕ РОЛЬ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРЕОГРАФИИ.
МУЗЫКА И ЕЕ РОЛЬ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРЕОГРАФИИ....
Родительское собрание "Роль игры на занятиях дополнительного образования"
Родительское собрание...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО ХОРЕОГРАФИИ «УРОК ХОРЕОГРАФИИ КАК ФОРМА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ»
В зависимости от педагогических задач уроки хореографии можно классифицировать:• Обучающий• Тренировочный• Контрольный• Разминочный• ПоказательныйРасс...