Программы
рабочая программа
Программы разработаны с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей дошкольного возраста от2 до 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная образовательная программа вокального кружка "Непоседы" | 187.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад комбинированного вида «Югорка»
Принято Утверждаю
На заседании Методического совета Заведующий
Протокол № 1 от « 05 » 09.2019г МАДОУ ДСКВ «Югорка»
________________Орлова С.И.
Дополнительная общеразвивающая программа
вокального кружка «Непоседы»
(срок 2019 – 2020 учебный год)
Составила:
музыкальный руководитель
Минулина Т.Ю.
г.Покачи, 2019
Содержание:
- Пояснительная записка:
- цель, задачи ……………………………………………………………...3 стр.
- актуальность ……………………………………………………………..4 стр.
- новизна……………………………………………………………………4 стр.
- количество занятий, их периодичность, время проведения………….5 стр.
- используемые формы проведения занятий…………………………….6 стр.
- применяемые технологии, методы и приемы работы……………… 6 стр.
- навыки и умения на конец обучения………………………………… 7 стр.
- диагностика …………………………………………………………… 8стр.
2. Содержание программы……………………………………………………..9 стр.
3. Учебно-тематический план ( с указанием тем и количества отведенных
на их рассмотрение занятий )…………………………………………....14стр.
4. Перспективный план ………………………………………………………15 стр.
5. Список литературы ……………………………………………………… 25 стр.
1. Пояснительная записка
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.В России уделяется большое внимание развитию эстетического образования детей и подростков. На это направлена и деятельность дошкольных учреждений.
Музыкальная деятельность детей в детском саду – источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя музыку как удивительное чудо, которое может рассказать ему о многом: о красоте природы, о красоте человека, его переживаниях, чувствах, мыслях.
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
В детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение принадлежит к такому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Его воспитательное воздействие очень велико благодаря единству музыки и слова в песне и в силу самой природы естественного певческого звучания, вызывающего сильнейшие эмоции. Пение – основной вид музыкального искусства, которому последовательно обучают в детском саду. На любой ступени обучения детей учат правильному звукообразованию, ясному произношению, чистому, стройному пению и слитному звучанию (ансамблю, хору); формируют певческое дыхание. Освоение этих навыков – путь к выразительному исполнению. Развитие мелодического слуха особенно интенсивно происходит в условиях обучения пению.
Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства у детей дошкольного возраста от пяти до восьми лет.
Цель– создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей старшего дошкольного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность, развитие эмоционально-выразительного исполнения песен, становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.
Задачи программы:
- Формировать музыкально-слуховые певческие представления, побуждать детей запоминать, называть песни, наиболее часто звучащие в течение года и предназначенные для данного возраста.
- Средствами певческой деятельности развивать музыкальное мышление, творческое воображение, эстетическую оценку прослушанной песни.
- Стимулировать развитие целостного музыкально-эстетического восприятия песен.
- Обогащать восприятие определенных певческих умений, учить отмечать точность, ясность певческой дикции; верность интонирования мелодии и точность ритмического рисунка;
- Обучать способам певческих умений (естественность, звуковедение, дикция, интонирование, дыхание).
- Способствовать выразительному, осознанному исполнению песен различного характера.
- Совершенствовать певческие умения и навыки детей.
- Поддерживать самостоятельное исполнение знакомых песен в организованной и в свободной деятельности (как в условиях детского сада, так и семьи).
- Укреплять психическое и физическое здоровье детей.
- Воспитывать исполнительскую зрительскую культуру и художественный вкус.
Общие коррекционные задачи:
Образовательные:
- Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
- Обучить детей вокальным навыкам;
Воспитательные:
- Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
- Привить навыки сценического поведения;
- Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие:
- Развить музыкально-эстетический вкус;
- Развить музыкальные способности детей;
Актуальность программы
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана данная программа, направленная на духовное развитие воспитанников.
Педагогическая целесообразность программы
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей занятия в вокальном кружке "Непоседы" - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса, слуховые навыки. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Количество занятий, их периодичность, время проведения.
Программа по вокальному пению в кружке «Непоседы» рассчитана на 1 год обучения и предназначена для детей от 5-8 лет. Основная форма работы с детьми – занятия, которые проводятся 1 раз в неделю не более 30 минут, с оптимальным количеством детей 8-10 человек.
Основные принципы обучения детей пению:
Обучение пению проводится по строго обдуманному плану на основе общепедагогических принципов, т.е. основных положений дидактики.
1.Принцип воспитывающего обучения. Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
2.Принцип доступности. Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.
3.Принцип постепенности, последовательности и систематичности. В начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
4.Принцип наглядности. В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.
5.Принцип сознательности. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.
6.Принцип прочности. Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.
Форма занятий.
- Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.
- Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями.
- Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов – классиков, современных композиторов.
- Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
- Заключительное занятие, завершающее тему – занятие – концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
- Выездное занятие – посещение выставок, концертов, праздников, фестивалей.
Методы и приемы работы
Методы формирования сознания учащегося:
- Показ;
- Объяснение;
- Инструктаж;
- Разъяснение.
Методы формирования деятельности и поведения учащегося:
- Самостоятельная работа;
- Иллюстрация.
Методы стимулирования познания и деятельности:
- Поощрение;
- Контроль;
- Самоконтроль;
- Оценка;
- Самооценка;
- Вручение подарка;
- Одобрение словом.
Методы поощрения:
- Благодарность;
- Благодарственное письмо родителям;
Структура занятия:
- Коммуникативная игра-приветствие.
- Артикуляционная гимнастика.
- Интонационно-фонетические упражнения.
- Скороговорки, чистоговорки.
- Упражнения для распевания.
6 . Разучивание новых песен.
На каждом занятии могут быть представлены все элементы структуры занятия или частично. Педагог организовывает работу в зависимости от поставленных конкретных задач.
Прогнозируемые результаты обучения
Дети должны знать:
- весь пройденный песенный репертуар, композиторов, написавших эти песни;
- различные виды песни (народная, классическая, современная);
- владеть некоторыми основами нотной грамоты.
Дети должны уметь:
-самостоятельно и качественно исполнять песни разнообразной тематики и характера;
- выразительно и творчески передавать характерные особенности песни;
- владеть певческими умениями, техникой певческого исполнительства (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, четко и ясно произносить слова);
- давать правильную оценку своему исполнению и уметь оценивать пение товарища;
- двигаться под музыку, не бояться сцены, обладать культурой поведения на сцене;
- с желанием петь в группе и в домашней обстановке;
-умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм);
- умение исполнять несложные одноголосные произведения, чисто интонировать;
- стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание фразы, умение исполнять легато, делать кульминацию во фразе.
Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые народные песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания.
Программно - методическое обеспечение
- Знакомство с музыкой, с музыкальными произведениями будет проводиться в форме беседы, рассматривание иллюстраций, детских музыкальных инструментов.
- Знакомство с симфоническим оркестром будет сопровождаться аудиокассетой, музыкальной сказкой.
- Понятие о высоких и низких звуках. Нетрадиционное занятие «Путешествие в страну "Радуга звуков».
- Песенно-игровое творчество, используются музыкально-дидактические игры.
- При обучении игре на детских музыкальных инструментах будут использоваться попевки, музыкально-дидактические игры, фланелеграф, карточки.
- Разучивание песен. Поэтапное разучивание с использованием дыхательной, пальчиковой, артикуляционной гимнастики, использование приемов правильного звукоизвлечения, звукопроизношения.
Информационное обеспечение
- Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах.
- Фланелеграф - при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах, при знакомстве детей с низкими и высокими звуками.
- Мольберт - знакомство с нотами, звуками.
- Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских музыкальных инструментах.
- Музыкальные инструменты используются при обучении, при игре на музыкальных инструментах.
- Программы, сценарии концертов.
- Сборники песен, попевок.
- Музыкальные произведения для разучивания с детьми на музыкальных инструментах.
- Магнитофон, аудиокассеты, CD-диски - фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.
- Ноутбук - презентации для знакомства с новыми музыкальными произведениями, с песнями.
Диагностика уровня развития певческих умений
№ п/п | Ф.И. ребенка | Качествен-ное исполнение знакомых песен. | Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации | Умение импро-визировать | Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту | Навыки выразитель-ной дикции | Оценка/балл |
0 - не справляется с заданием
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно
2. Содержание программы.
Вводное занятие
Содержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения.
Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений.
Музыкально- теоретическая подготовка
Тема 1. Основы музыкальной грамоты.
Содержание. Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамику и темп как основные средства выразительности.
Форма. Беседа, фронтальная, индивидуальная.
Тема 2. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
Тема 3. Развитие чувства ритма.
Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
Вокально – хоровая работа
Тема 1. Прослушивание голосов.
Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.
Форма. Индивидуальная работа.
Тема 2. Певческая установка. Дыхание.
Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения.
Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.
Тема 3. Распевание.
Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, попевки, распевки, дразнилки.
Форма. Фронтальная, практическая, игровая.
Тема 4. Дикция.
Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма. Индивидуальные занятия, игровая деятельность.
Тема 5. Работа с солистами.
Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией.
Форма. Индивидуальная.
Тема 6. Сводные репетиции.
Содержание. Работа со всем составом кружка над единой музыкальной композицией.
Форма. Коллективно — фронтальная.
Тема 7. Итоговое занятие.
Отчетный концерт, поощрение более активных кружковцев.
Требования к уровню подготовки воспитанников.
Должны знать:
— музыкальные жанры (песня, танец, марш);
— одно-, двухчастные произведения, куплетную форму;
— средства музыкальной выразительности: темп, динамику, мелодию, ритм;
— музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту,балалайку, баян;
— знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
Уметь:
— верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
— быть внимательными при пении к указаниям учителя; пониматьдирижерские жесты;— петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
— соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо,
не напряженно:
— исполнять песни и простые вокально-хоровые упражнения.
Концертно – исполнительская деятельность
Это результат, по которому оценивают работу вокального кружка. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления, участие в фестивалях, смотрах художественной самодеятельности, конкурсах. Это результат, по которому оценивают работу ансамбля. Участие в официальных мероприятиях активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.
Основная задача педагога - воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей коллективным творчеством.
Особенности слуха и голоса детей 5-8 лет.
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
- песни хором в унисон
- хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)
- тембровыми подгруппами
- при включении в хор солистов
- пение под фонограмму.
- пение по нотам
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:
- игровой характер занятий и упражнений;
- активная концертная деятельность детей;
- доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях;
- атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия);
- звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала);
- сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Программа включает подразделы:
- восприятие музыки;
- развитие музыкального слуха и голоса;
- песенное творчество;
- певческая установка;
- певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)
Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навыкартикуляции включает:
• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.
Последовательность формирования гласных:
• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;
• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.
К слуховым навыкам можно отнести:
• слуховой самоконтроль;
• слуховое внимание;
• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе егоэмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
Навык эмоционально — выразительного исполненияотражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:
• выразительностью мимики лица;
• выражением глаз;
• выразительностью движения и жестов;
• тембровой окраской голоса:
• динамическими оттенками и особенностью фразировки;
• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.
Для выработки навыка выразительной дикцииполезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
• не очень сильно прикусить кончик языка;
• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;
• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;
• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;
• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;
• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
• постукивая пальцами сделать массаж лица;
• делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево - вперед;
• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.
Все упражнения выполняются по 4 раза.
С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.
Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.
Структура занятия
1.Артикуляционная гимнастика и интонационно-фонетические упражнения. Скороговорки и чистоговорки.
Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
2. Распевание (пение учебно - тренировочного материала).
Цель: последовательное расширение диапазона, формирование правильного голосообразования.
3. Разучивание и исполнение новых песен.
Цель: обучение исполнению песен различного характера и темпа, исполнение песен с эмоциональным настроем.
4. Музыкальная грамота.
Цель: расширение представлений о музыке (в частности вокальной, об основных средствах выразительности.
5. Рече - ритмические игры и упражнения. Скороговорки и читоговорки.
Цель: развитие чувства метро – ритма.
6. Исполнение знакомых песен (группой и индивидуально).
Цель: закрепление навыков выразительного исполнения.
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
- знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
- работа над вокальными и хоровыми навыками;
- проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).
2. Приемы работы над отдельным произведением:
- пение песни с полузакрытым ртом;
- пение песни на определенный слог;
- проговаривание согласныхв конце слова;
- произношение слов шепотом в ритме песни;
- выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
- настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);
- остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
- анализ направления мелодии;
- использование элементов дирижирования;
- пение без сопровождения;
- зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
- выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
- образные упражнения;
- оценка качества исполнение песни
3. Учебно - тематический план
№ п/п | Тема | Количество занятий | ||
Теория | Практика | Всего | ||
Беседа о музыке, о музыкальных инструментах | 1 | 1 | 2 | |
Вокальные упражнения, игры на развитие слуха и голоса | 1 | 2 | 3 | |
Музыкальна грамота. | 2 | 2 | 4 | |
Ритмические и Рече -ритмические игры и упражнения. | 2 | 2 | 4 | |
Песенно-игровое творчество | 1 | 2 | 3 | |
Обучение игре на музыкальных инструментах. | 1 | 2 | 3 | |
Работа над репертуаром. | 4 | 10 | 14 | |
Контрольные занятия. | - | 1 | 1 | |
Итого: | 12 | 22 | 34 |
Календарно - тематическое планирование работы кружка «Непоседы»
Октябрь | ||
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1.Коммуникативная игра-приветствие | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. | «Приветствие» И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина |
2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. | Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. | 1. «Прогулка» (Занятие-игра). 2. «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос) |
3.Интонационно-фонетические упражнения. | Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией | Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности |
4.Скороговорки. Чистоговорки | Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же). |
|
5. Упражнения для распевания | Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз. | «Котенок и бабочка» «Птичка и Лиса» «Машенька и Медведь» |
6. Песни. | Побуждать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; Побуждать детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном; Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах. Побуждать детей исполнять песниа капелла. | Плакала березка», муз.и сл. И.Осокиной «Белые кораблики» муз.и сл. К.Костина |
Количество занятий - 4 |
Ноябрь | ||
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1.Коммуникативная игра-приветствие | Психологическая настройка на занятие. | Упражнения: «В гости». «Здравствуйте» М. Картушина |
2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. | Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. | Упражнения:
|
3.Интонационно-фонетические упражнения. | Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцетному. Следить за правильной певческой артикуляцией. | Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. Игра со звуком: «Волшебная коробочка». |
4.Скороговорки. Чистоговорки | Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же). | Няня мылом мыла Милу…» «Сорок сорок ели сырок…» «Шла Саша…» Знакомый материал. |
5. Упражнения для распевания | Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз. | «Фокус-покус». «Чудо-лесенка». «Храбрый портняжка» А.Евтодьевой |
6. Песни. | Побуждать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; Побуждать детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном; Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах. Побуждать детей исполнять песниа капелла. | «Капризная песенка» муз.и сл. И. Горбиной «Ябеда-корябеда» Б.Савельева |
Количество занятий - 5 |
Декабрь | ||
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1.Коммуникативная игра-приветствие | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. | «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина |
2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. | Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. | «Лошадка» - прищёлкивание, язычок; «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос). |
3.Интонационно-фонетические упражнения. | Упражнять детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер. Побуждать детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. | Пропевание гласных « А-О-У-И-Э» в разной последовательности. Игра голосом: «Звуки Вселенной» Модель Т. Боровик.(Восход и заход солнца; парад планет - унисон).«По волнам», «Качели», «По кочкам». |
4.Скороговорки. Чистоговорки | Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Побуждать детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. | Проговаривание текста песен, попевок. «Уточка», «На дворе трава». Знакомый репертуар |
5. Упражнения для распевания | Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. | «Храбрый портняжка», «Золушка и сестры» А.Евтодьевой, «Гроза» Знакомый репертуар. |
6. Пение. | Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Побуждать детей петь в унисон, а капелла. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Развивать у детей умение петь под фонограмму. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). | «Дед Мороз-художник» муз.и сл. Л.Еремеевой «Веселый Дед Мороз» муз.и сл. А.Варламова |
Количество занятий - 4 |
Январь | ||
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. | «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина |
2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. | Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию. | Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я обиделся», «Я радуюсь». |
3.Интонационно-фонетические упражнения. | Побуждать детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Упражнять детей «рисовать» голосом, пропевать ультразвук. Побуждать детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. | «Крик ослика» (Й – а...) «Крик в лесу» (А – у). «Крик чайки» (А! А!). «Кричит ворона» (Кар). «Скулит щенок» (И-и-и) «Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно). |
4.Скороговорки. Чистоговорки | Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие. Побуждать детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо. | «Король на корону копейку копил». Чтение текста песен. Знакомый репертуар |
5. Упражнения для распевания | Продолжать работу над развитием голоса детей. Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала | 1. «Волк и красная шапочка» 2. «По щучьему веленью» А.Евтодьевой |
6. Пение. | 1. Продолжать побуждать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; 2. Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; 4. Чисто интонировать в заданном диапазоне; 5. Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него. 6. Совершенствовать исполнительское мастерство. | «Дело было в январе» В.Шаинского Повторение знакомых песен |
Количество занятий - 4 |
Февраль | ||
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. | «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина |
2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. | Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. | «Прогулка» (Занятие-игра). 2. «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос) |
3.Интонационно-фонетические упражнения. | Упражнять детей выполнять голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах. Упражнять детей долго тянуть звук –У - меняя при этом силу звучания. Развивать ритмический слух. | «Самолёты», «Самолёт летит» М. Картушиной. «Мороз» (по методу Емельянова) |
4.Скороговорки. Чистоговорки | Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). | «Вёз корабль камень», «Ди-ги, ди-ги дай» «Петя шёл» «Думал – думал» |
5. Упражнения для распевания | Упражнять детей во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук. | «Три медведя» А.Евтодьевой Знакомые распевки. |
6. Пение. | 1. Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; 2.Чисто интонировать в заданном диапазоне. 3.Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания. 4. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности. 5.Побуждать детей работать с микрофоном. | 1.«Песенка про папу» В.Шаинского 2. «Модницы» И.Ростовцева |
Количество занятий - 4 |
Март | ||
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие | Психологическая настройка на занятие. | Упражнение: «В гости». «Здравствуйте». Картушина. |
2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. | Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. | Упражнения: «Обезьянки». «Весёлый язычок». |
3.Интонационно-фонетические упражнения. | Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой Следить за правильной певческой артикуляцией | Знакомый репертуар. «Лягушка и кукушка» Игры со звуком: «Волшебная коробочка», «Волшебные предметы |
4.Скороговорки. Чистоговорки | Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. | «Няня мылом мыла Милу…» «Сорок сорок ели сырок…» «Шла Саша…» Знакомый материал. |
5. Упражнения для распевания | Расширять диапазон детского голоса. Упражнять детей точно попадать на первый звук. Самостоятельно попадать в тонику. Развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке. Упражнять связывать звуки в «легато». | «Теремок» Л.Олифировой 2. «Вот такая чепуха» И.Рыбкиной |
6. Пение. | Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). | «Мамочка моя» А.Ермолаева» «Пешки-ложки» Ю. Турнянского |
Количество занятий - 4 |
Апрель | ||
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. | 1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина |
2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. | Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. | Лошадка» - прищёлкивание, язычок; «Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос). |
3.Интонационно-фонетические упражнения. | Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный аппарат | Проговаривание текста песен, попевок. «Уточка», «На дворе трава». Знакомый репертуар. |
4.Скороговорки. Чистоговорки | Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Формировать слуховое восприятие. Побуждать детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. | «Я хороший», «Да и нет» В.Н.Петрушина |
5. Упражнения для распевания | Добиваться более лёгкого звучания; развивать подвижность голоса. Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. Повысить жизненный тонус, настроение детей, уметь раскрепощаться. | 1. «Стрекоза и рыбка» 2.«Кот и петух» А.Евтодьевой |
6. Пение. | Продолжать побуждать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения. Чисто интонировать в заданном диапазоне. Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения. Формировать сценическую культуру. Продолжать побуждать детей работать с микрофоном. | 1. «Лошадка» (амер. нар. песня) 2. «Что такое семья?» Е.Гомоновой |
Количество занятий - 4 |
Май | ||
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. | «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина |
2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. | Закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса | «Прогулка» М. Лазарев. |
3.Интонационно-фонетические упражнения. | Закреплять умение выстраивать голосом звуковую линию; Закреплять умение детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. | Голосовая разминка: «Весна», Модель Т.Боровик |
4.Скороговорки. Чистоговорки | Закреплять умение детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость.. Использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. | Проговаривание текста песен, попевок. Знакомый репертуар. |
5. Упражнения для распевания | Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, уметь раскрепощаться. Закреплять вокальные навыки детей. | «Только смеяться», «Я хороший», Знакомый репертуар |
6. Пение. | Совершенствовать вокальные навыки:
Самостоятельно использовать навыки исполнительского мастерства, сценической культуры. | 1. «Любимый детский сад» К.Костина «В самый первый раз» Н.Разуваевой. |
Количество занятий - 5 |
4. Список используемой литературы
- Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», Санкт - Петербург, 2010.
- Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М. Просвещение, 1982г.
- Кононова Н.Г. Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах. М. Просвещение, 1980г.
- Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.
- Меркулова Л.Р. Малыши в оркестре. Песни и пьесы для детского оркестра. М. «Музыка», 1999г.
- Метлов Н.А. Музыка – детям. М. Просвещение, 19895г.
- Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2000г.
- Орлова Т. М. Бекина С.И. Учите детей петь. М. Просвещение, 1986г.
- Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. Просвещение, 1984г.
- Радынова О.П. Слушаем музыку: Кн. для воспитателя и муз.руководителей дет. садов. – М.: Просвещение, 1990.
- Разуваева Н.А. Праздники и развлечения в детском саду. М. Музыка, 2004г.
- Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности. Санкт - Петербург. Лань, 1999г.
- Шереметьев В.А. Пение, воспитание детей в хоре. М. Музыка, 1990г.
- Шейн В.А. Гамма. Сценарии музыкально - развивающих игр по обучению детей дошкольного возраста музыкальной грамоте. М. ГНОМ и Д, 2002г.
- Комисарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателя и муз.руководителей дет. садов. – М.: Просвещение, 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...