Работа с первоклассниками
план-конспект
Предварительный просмотр:
Ребенок, не посещавший детский сад, пришел в школу. Что делать? Рекомендации родителям и учителям от педагога – психолога.
Школьная адаптация – это сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку. Поступление в школы вносит большие изменения в жизнь ребенка. Период адаптации к школе является очень сложным для первоклассников. В этот период некоторые дети могут быть шумными, крикливыми, без удержу носиться по коридорам, отвлекаться на уроках, капризничать. Другие очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, появляется интерес к игрушкам для маленьких детей. Адаптация к школе — это перестройка познавательной, мотивационной, эмоционально — волевых сфер ребенка при переходе к системному организованному школьному обучению.
Существует несколько уровней адаптации:
Высокий уровень
- Первоклассник положительно относиться к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно.
- Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи.
- Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя.
- Выполняет поручения без внешнего контроля.
- Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной деятельности.
- Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно.
Занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень
- Первоклассник положительно относиться к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний.
- Понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно.
- Усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи.
- Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны.
- Бывает сосредоточен, когда занят чем — то для него интересным.
- Готовиться к урокам и выполняет домашние задания почти всегда.
- Общественные поручения выполняет добросовестно.
- Дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень
- Первоклассник безразлично или отрицательно относиться к школе.
- Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение.
- Наблюдается нарушения дисциплины.
- Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно.
- Самостоятельная работа с учебником затруднена.
- При выполнении самостоятельных учебных занятий не проявляет интереса.
- К урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль со стороны учителей, родителей.
- Сохраняется работоспособность при удлиненных паузах для отдыха.
- Для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной учебной помощи учителей и родителей.
- Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания. Близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям часть одноклассников.
Ребенок, который не посещал детский сад, чаще всего имеет средний и низкий уровень адаптации, так как он приспосабливается не только к учебным нагрузкам, но и к коллективу (обязанностям и правилам поведения).
Этапы адаптации
- 1. ориентировочный — бурная реакция и напряжение всех систем организма. Длится 2-3 недели.
- 2. неустойчивое приспособление, когда организм ищет оптимальные или близкие к оптимальному варианты реакций на это воздействие.
- 3. период относительно устойчивого приспособления — организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку.
Продолжительность всех трех фаз около 6 недель, наиболее сложные с 1 по 4 недели.
Рекомендации родителям:
- За 2-3 недели начать приучать ребенка к режиму дня, который будет у него в школе.
- Каждый ребенок индивидуален, индивидуальны и его способности. Нельзя сравнивать ребенка с другими. Нельзя говорить: «Ты такой…., а у (Рената, Луизы, Фарита и т. д.) лучше способности, он хорошо учиться». У ребенка такие высказывания снижают самооценку, дети теряют интерес к учебе (все равно ничего не получиться, зачем стараться).
- Нельзя резко менять отношения в семье (ты уже первоклассник – делай все сам). Особенно если ребенок не умеет этого делать.
- Нельзя записывать ребенка в новые кружки за пределами школы. Это лучше делать либо за год до поступления в школу, либо после завершения периода адаптации, т. е. через 6 – 8 недель.
- Необходимо проявлять интерес к школе и классу, в котором учиться Ваш ребенок.
- Поощряйте ребенка даже при небольших успехах (похвала).
- На время адаптации ограничить время просмотра телепередач и занятий с компьютером.
Успехов Вам!
Рекомендации учителям:
- До начала учебного года организовать адаптационные курсы, где ребенок будет осваивать нормы и правила поведения в школе, общения со сверстниками, учителями и взрослыми.
- Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, а только с самим собой. Например: «Салават в классной работе вчера, ты сделал 3 ошибки, а сегодня только 2.» «Данис, букву «в» сегодня ты написал более аккуратно, чем вчера».
- Верить в успешность ребенка и вселять эту веру в него. В этот период ребенок адаптируется не только к школе, но и к организационным моментам.
- Нельзя торопить ребенка, особенно в первое время, и обзывать его медлительным. А постоянными тренировками дать ребенку возможность понять, что аналогичные задания, он может выполнять более быстро.
- Будьте внимательны к самочувствию ребенка, Жалобы на плохое самочувствие не всегда говорят о его нежелании учиться!
- При объяснении нового материала, просить ребенка повторить, как он понял материал и объяснение правил выполнения задания.
Пусть Ваши ученики быстро адаптируются и будут успешными!
Список использованной литературы:
- Безруких, М. М. Ребенок идет в школу: Учебное пособие / М. М. Безруких, С. П. Ефимова.- 4-е изд., перераб.- М.: 2000. — 247 с.
- Битянова, М. Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития: Научно-методическое пособие для психологов и педагогов / М. Р. Битянова.- М.: МГППУ, 2007. — 96 с. ISBN 5–94051–023-Х
- Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2002.-208 с.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. – М.:Издательство ГНОМ иД, 2000. – 160с.
- Сартан П.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: Сфера, 2001. – 128с.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2009. – 344с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие неречевых психических функций в системе логопедической работы у первоклассников с ОНР
Методика коррекционной работы по развитию неречевых психических функций у первоклассников с ОНР ....
"Будущие первоклассники" мероприятие для проведения на летней досуговой площадке для будущих первоклассников.
"Будущие первоклассники" мероприятие для проведения на летней досуговой площадке для будущих первоклассников. Ступени - испытания психологически подготовят первоклассников к новому этапу их жизни....
Программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению "Я -первоклассник!"
Начало школьной жизни - серьезное испытание для детей, приходящих в первый класс, не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической ада...
Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”
Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”...
Праздник первоклассников «Посвящение в первоклассники и пешеходы»
Праздник первоклассников «Посвящение в первоклассники и пешех...
Советы родителям первоклассников (или будущих первоклассников)
Материал будет полезен родителям будущих первоклассников. От того, как пройдет первый год в школе, во многом зависит все дальнейшее обучение....
«Коррекционная работа с первоклассниками в общеобразовательной школе»
Одной из особенностей детей, которые уже в первом классе попадают к логопеду в связи с неуспеваемостью по основным школьным предметам, является несформированная в силу различных причин учебная деятель...