Конспект занятия "Кто они - благотворители и меценаты?"
план-конспект
13 апреля в России отмечается удивительный праздник – День мецената и благотворителя. Она приурочена ко дню рождения римского аристократа Гая Цильния Мецената (13 апреля 70 года до н.э. — 8 год до н.э.) – покровителя художников, артистов, музыкантов.
Этот день напоминает нам о главных ценностях в жизни каждого человека – о любви и добре, милосердии и справедливости, заботе о ближнем и помощи нуждающимся.
Традиции милосердия и благотворительности в России имеют глубокие корни и богатые традиции. Еще в Древней Руси благотворительность существовала в качестве личной помощи нуждающимся. В первую очередь такой деятельностью занималась церковь, открывая странноприимные дома для престарелых, инвалидов и немощных, и больницы.
Но настоящим золотым веком меценатства считается XVIII-XIX вв. Начавшийся бурный экономический рост способствовал поражавшему воображение размаху и щедрости богатых людей. Существовали целые династии, которые жертвовали средства практически во все сферы деятельности человека: Третьяковы, Морозовы, Бахрушины и многие другие.
В XX веке благотворительность и меценатство уходят на второй план, поскольку Россия переживает большие потрясения и перемены.
Сегодня традиции меценатства возрождаются, благотворительность прочно входит в жизнь общества. Думать не только о себе, но и о тех, кто рядом и нуждается в помощи – становится нормой для большинства людей. Отсюда – и появление праздника в честь тех, кто занимается благотворительностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_kto_oni_-_blagotvoriteli_i_metsenaty.docx | 33.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ
АСИНОВСКОГО РАЙОНА»
Разработка занятия на тему «Благотворительность и меценатство»
Занятие для воспитанников 7-14 лет
Тема занятия: «Кто они – благотворители и меценаты?»
Асино, 2020
Тема: «Кто они – благотворители и меценаты?
Цель: знакомить несовершеннолетних с понятиями «благотворители», «меценаты»; формировать интерес к благотворительной деятельности и воспитание чувства сострадания к чужой беде.
Задачи:
-Расширять представление несовершеннолетних о добре, раскрывать понятия «благотворительность», «меценат»;
- Рассказать об истории возникновения благотворительности и меценатства в России;
-Развивать творческие способности
Оборудование: цветок, карточки с пословицами, презентация
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом –этот цветок. Я приглашаю всех встать в круг радости и сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки «волшебный цветок».
Желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра!
(Дети передают друг другу цветок и произносят добрые пожелания).
2. Стихотворение.
С таким прекрасным настроением мы начнем наше занятие. Дорогие ребята! Сегодня мы будем говорить о благотворительности и меценатстве. Для того, чтобы понять, что такое благотворительность, нужно вспомнить какие ощущения вы испытываете, когда, например, получаете подарок? Перечислите их (радость, положительные эмоции и т.д.) Но однажды ты сам делаешь подарок другому человеку и видишь его искреннюю радость. В этот момент где-то внутри себя понимаешь, что делать подарки гораздо приятнее, чем их получать.
Благотворительность и помощь людям – это возможность помочь тем, кто в силу каких-то независимых от них причин не может реализовать себя в полную силу.
Послушайте стихотворение Ольги Гражданцевой «Благотворительность» и приготовьтесь ответить на вопросы.
Зачем и почему мы помогаем?
Пустой вопрос… И непростой ответ…
Есть у кого-то в жизни цель другая…
А у кого-то выше цели нет…
Творят добро совсем не за «спасибо!»
Не за табличку «Добрые сердца»…
Не потому что помогать – «красиво»,
Не для того, чтоб тень убрать с лица…
Не для того, чтоб поучать кого-то,
Мол я помог, теперь и твой черед.
Не чтобы откупиться от чего-то…
И не затем, чтоб «заплатить вперёд»…
Мы помощью не платим за ошибки…
Не откуп, не гордыня… вовсе нет!
Мы помогаем, чтоб детей улыбки
Дарили нам свой лучезарный свет…
Вопросы: - О чем это стихотворение?
- Что нам хотел донести автор?
- А кому могут помочь наши действия?
3. Из истории благотворительности в России (презентация)
Обратимся к истории и традициям милосердия и благотворительности, которые глубоко уходят корнями в начало российской истории.
Еще в древние времена возникла благодарная традиция – забота о стариках, детях-сиротах, инвалидах, людях немощных, нуждающихся в помощи, чуткости, внимании.
У истоков стояли великие киевские князья, московские и петербургские цари. В Киевской Руси благотворительность была уделом князей, либо возлагалась на церковь и рассматривалась как высшая богоугодная акция, вытекающая из духовных побуждений того времени. (слайд 3)
Князь Владимир поручил попечение над сиротами духовенству, и сам принимал активное участие в этом процессе. (слайд 4)
Его преемник, князь Ярослав Мудрый, учредил сиротское училище, где содержал и обучал на свои средства 300 юношей. (слайд5)
При Петре I дальнейшее развитие получило попечение о детях с помощью детских учреждений. (слайд 6)
В трудах Екатерины II сохранялись архивные документы, где говорилось о действиях высшей власти в помощь народу при бедствиях, о создании Приказов общественного призрения, на которые возлагалась забота об устройстве и содержании больниц, богаделен, сиротских и работных домов и домов для душевнобольных. (слайд 7).
В российскую историю навсегда вошли имена таких благотворителей и меценатов, как семейные династии Третьяковых, Морозовых Мамонтовых, Бахрушиных, Найденовых, Щукиных и других. (слайд 8)
(дети готовят сообщения о некоторых благотворителях: Третьяков П.М., Мамонтов С.И.)
4. Меценатство.
Меценатство – оказание финансовой помощи, поддержка организаций, представителей искусства, культуры, спорта, науки.
Название происходит от имени знатного римлянина, из древнего этрусского рода Цильниев, Гая Цильния Мецената, который был покровителем поэтов и художников, он вёл государственные дела, не занимая никакой официальной должности.
Со временем меценатами стали называть богатых покровителей культуры, искусства и науки. Многие из них вошли в историю культуры наравне с выдающимися художниками, писателями, актерами, ибо способствовали развитию их творчества, процветанию искусства, приобщению широких масс к лучшим культурным достижениям.
5. Физминутка.
6. Работа по карточкам с пословицами.
О добре и добрых делах сложено много замечательных пословиц. Давайте попробуем их вспомнить. Соедините начало и конец пословицы (у несовершеннолетних имеются карточки с пословицами, нужно составить пословицы)
Доброе дело питает душу и тело.
Дерево дорого плодами, а человек делами.
Судят не по словам, а по делам.
Жизнь дана на добрые дела.
Всякий человек в деле познаётся.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
7. Задание
А сейчас каждый из вас выполнит задание указанное на доске, а затем проверим правильно ли вы выполнили. Определите, в чём больше всего нуждается каждый из следующих людей
1.Хлеб | А) Больной |
2.Утешение | Б) Сирота |
3.Приют | В) Обиженный |
4.Покаяние | Г) Нищий |
5.Прощение | Д) Провинившийся |
6.Целебный сок |
8. Домашнее задание.
Представьте, что вы- меценат. Кому и какую помощь Вы хотели бы оказать. Опишите.
9. Рефлексия
-Ребята, сегодня мы хорошо поработали. Перед вами – цветок., но он бесцветный. Подумайте и раскрасьте его, но в определенный цвет:
- если поработали хорошо, узнали новое для себя – красным,
- если не все понравилось, считаете, что не получилось – желтым,
- если считаете, что мы плохо поработали, содержание было не интересным – синим.
(обсуждение результатов)
Интернет-источники и литература:
- https://nauka.club/literatura/stikhi/o-dobrote.html
- https://proza.ru/2019/01/09/1978
- https://stihi.ru/2016/11/24/7392 «О благотворительности»
- https://ppt-online.org/246465 «Благотворительность в России - презентация онлайн».
- https://www.miloserdie.ru/article/blagotvoritelnost-krestitelya-rusi/ -Святой Владимир: благотворительность крестителя Руси.
- https://w.histrf.ru/articles/article/show/mietsienatstvo «Меценатство»
Приложение
- Россия издавна славилась традициями милосердия и благотворительности.
Благотворительность - это человеческая деятельность, социальный, психологический и экономический феномен, который имеет свою давнюю историю. Первичная форма благотворительности в виде подаяния милостыни нищему, встречается уже в самые отдаленные времена и впоследствии возводится в религиозную обязанность. Милосердие - основа религиозной морали и служит обоснованием различных видов благотворительности.
Зарождение благотворительности в Киевской Руси связывается c принятием христианства. Киевский князь Владимир Уставом 996 г. когда официально вменил в обязанность духовенству заниматься делами благотворительности.
В течение многих веков церковь и монастыри оставались центром социальной помощи старым и больным. Русские князья служили для народа образцом сострадания, а Владимир Мономах так изложил обязанности князя по отношению к бедным: "Будьте отцами сирот; не оставляйте сильным губить слабых; не оставляйте больных без помощи".
В XIX веке развивается меценатство – вид благотворительности, при котором добровольное пожертвование предназначается на поддержку и развитие искусства и культуры, которые становятся достоянием общественности.
- Русское меценатство – это организационная деятельность предпринимателя, направленная на изменение образа жизни русских людей, через организацию и развитие общественных институтов, связанных с образованием, культурой и духовной жизнью населения России В программу развития русских меценатов всегда входила забота не только о теле и сознании русских людей Особой заботой русских меценатов была Душа русского человека.
Что же такое русское меценатство? В России благотворительность, связанная воедино с милосердием и личным духовным возрастанием, подразумевала следование Евангелию и соблюдение главной заповеди Христа : «Да любите друг друга».
Русский благотворитель в стремлении творить благо выступал как человеколюбец, а в умении видеть в каждом подопечном образ божий, становился «христолюбцем». Значение его милостыни зависело не от количества средств, а от внутреннего чувства, с которыми она приносилась, потому, кА две лепты бедной вдовицы оказались во много раз ценнее даров богатых людей. Русская благотворительность основывалась на бескорытии - «Всякому просящему у тебя, давай,и от взявшего твое, не требу назад».Рсская
Благотворительность основывалась и на бесславии – «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне».
Павел Третьяков родился 15 декабря 1832 года в Москве в купеческой семье. Получил домашнее образование, начал карьеру в торговле, работая с отцом. Развивая семейное дело, Павел вместе с братом Сергеем построил бумагопрядильные фабрики.
В 1850-х Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства, которую с самого начала он намеревался передать городу. В коллекции Третьякова работы Н. Г. Шильдера , В. Г. Худякова. И. П. Трутнева, А. К. Саврасова, К. А. Трутовского, Ф. А. Бруни, Л. Ф. Лагорио , В.И.Якоби, М.П.Клодта и других. Высоко ценил Павел Михайлович творчество В.Г.Перова. В 60-е годы XIXв.были приобретены работы Перова «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант»; в дальнейшем Третьяков продолжает приобретать картины Перова, заказывает ему портреты, активно участвует в организации посмертной выставки произведений художника.
В 1874 году Третьяков построил для собранной коллекции галерею, которая была открыта для всеобщего посещения. В 1892 году Третьяков передал свою коллекцию вместе со зданием галереи в собственность Московской городской думы. Это заведение получило название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Павел Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи и получил звание Почётного гражданина Москвы. Русское общество не осталось равнодушным к благородному поступку Третьякова. В январе 1893 года Московская городская дума постановила ежегодно выделять
5 000 рублей на приобретение художественных произведений для Галереи, дополнительно к завещанным Сергеем Михайловичем Третьяковым суммам. В августе 1893 Галерея была официально открыта для посещения. В 1896 году П.М.Третьяков стал почетным гражданином города Москвы, как говорилось в приговоре Московской городской думы «…За великую заслугу пред Москвою, которую он сделал средоточием художественного просвещения России, принесши в дар древней столице свое драгоценное собрание произведений русского искусства».
После передачи коллекции городу Павел Михайлович не перестал заботиться о своей Галерее, оставаясь ее попечителем до конца жизни. Картины покупались не только на деньги города, но и на средства Третьякова, который дарил их Галерее. П.М.Третьяков ежегодно издавал каталоги собрания, постоянно дополняя и уточняя их. Много делал он для Арнольдовского училища глухонемых, помогая не только материально, но и входя во все тонкости учебного процесса, строительства и ремонта зданий. Третьяков внес свой вклад и в создание Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина). Всех пожертвований П.М.Третьякова не перечислить, достаточно упомянуть о помощи экспедиции Н.Н.Миклухо-Маклая, о многочисленных стипендиях, о пожертвованиях на нужды бедных.
К концу жизни Третьяков носил титул коммерции советника, был членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур, а также действительным членом Петербургской Академии художеств. Он умер 4 декабря 1898 года в Москве.
Мамонтов Савва Иванович (1841— 1918), промышленник и меценат
Конец XIX в. дал истории множество интереснейших личностей, среди которых не последнее место занимает один из крупнейших российских предпринимателей Савва Иванович Мамонтов. Его имя связано с постройкой нескольких железнодорожных магистралей в России, самой сложной из которых была дорога, проложенная от Ярославля до Архангельска. Однако главная его заслуга перед потомками состоит в другом. Человек щедрой души, яркой самобытности, удивительного эстетического вкуса и высоких нравственных побуждений - он обессмертил свое имя бескорыстным служением русской культуре. «Московский Медичи», «Савва Великолепный» - так называли этого бизнесмена-мецената современники.
Знаменитый российский промышленник и сам обладал многими творческими талантами: учился пению, был скульптором, музыкантом, режиссером, автором драматических произведений. Где бы он ни был, он всегда являлся центром, вокруг которого группировались одаренные люди. Савва Иванович неутомимо искал и всячески поддерживал молодых деятелей искусств, говоря, что его главный талант - «находить таланты». Он «двигал искусство вперед». Как говорил художник В. М. Васнецов, «в нем всегда была какая-то электрическая струя, зажигающая энергию окружающих. Бог дал ему особый дар возбуждать творчество других».
В этот период жизни Мамонтову-промышленнику все удавалось. Он был первым в России, кто сумел сочетать занятие предпринимательством со служением музам. При этом, по наблюдениям современников, в бизнес он привносил элементы артистизма. Умело сочетая одно дело с другим, он совершенно не обращал внимания на окупаемость вложений в искусство. Затраты на него зачастую намного превосходили доходы. И, несмотря на это, предпринимательская деятельность Саввы Ивановича не заслоняла его душевной привязанности к деятелям культуры и их творчеству.
В доме у Мамонтовых часто бывали художники В. Д. Поленов, И. Е. Репин, затем И. И. Левитан, В. И. Суриков и др. Многим начинающим и признанным мастерам искусства Савва Иванович оказывал существенную моральную и материальную поддержку. Его отличительной чертой было умение распознать талант. Предприниматель делал все, чтобы дарование не погибло в нищете и заброшенности.
В 1870 г. Савва Иванович приобрел обширное имение в двенадцати верстах от Троице-Сергиевой лавры, бывшую дачу писателя С. Т. Аксакова - Абрамцево, и за сравнительно короткое время превратил ее в благоустроенную усадьбу. Были построены больница, школа, мост, плотина на реке Воре, улучшена дорога, сооружены мастерские для художников, церковь и много других зданий, создана оранжерея, разбит прекрасный сад.
Под влиянием радушного хозяина в Абрамцево возник так называемый «мамонтовский кружок», объединивший таких замечательных художников как И. Е. Репин, В. М. Васнецов, В. А. Серов, скульпторМ. М. Антокольский. Именно в этой подмосковной усадьбе художниками были созданы произведения, составившие золотой фонд нашего национального искусства.
В начале 1880-х гг. у Мамонтова возникла идея заняться большими оперными постановками. Это было смелым и рискованным начинанием. Савва Иванович был первым, кто решился разрушить монополию императорских театров, после того как в 1882 г. было законодательно разрешено создание частных театральных трупп в столичных городах. Предприниматель хотел не просто учредить оперный театр, а создать нечто качественно новое. Именно с Частной оперы Мамонтова берет начало понятие «художник театра». Материальная помощь и щедро оплаченные заказы Саввы Ивановича позволили развернуться таланту оперного певца Ф. И. Шаляпина.
Знаменитый промышленник был не просто меценатом, а настоящим художественным руководителем каждого своего нового предприятия.
В своей жизни Мамонтов не гонялся за наградами и званиями. Он скромно выполнял свою работу, без оглядки на то, какое впечатление это производит на окружающих. Подобное отношение предпринимателя к оценке своего труда не всем было понятно. Поэтому не удивительно, что друзей в купеческой среде у него было не так уж и много.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его
В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...
Методическая разработка классного часа "Биография и деятельность известного русского мецената и благотворителя Саввы Тимофеевича Морозова"
Методическая разработка классного часа «Биография и деятельность известного русского мецената и благотворителя Саввы Тимофеевича Морозова» предназначена для формирования интереса...
«Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг»
Технологическая карта к уроку ОДНКНР «Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг»...