Инновационные подходы в разработке интерактивных музейных занятий в музее ОУ
статья
Одна из особенностей работы школьного музея – это постоянство аудитории на протяжении 11 лет. А этот факт диктует необходимость постоянно внедрять новые формы работы. С учетом того, что фонды школьного музея, как правило, не так велики, как фонды государственных и ведомственных музеев, приходится так организовать работу, чтобы то, что ребята увидели в первом классе было бы для них интересно и в пятом и в одиннадцатом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_innovatsionnye_podhody1.docx | 22.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №76
Выборгского района Санкт-Петербурга
Статья
Инновационные подходы в разработке
интерактивных музейных занятий в музее ОУ
Автор: педагог
дополнительного образования
ГБОУ школа 76 Санкт-Петербурга
Семенютина Вера Михайловна
Санкт-Петербург
2020
Современный музей образовательного учреждения (школьный музей) является уникальной точкой преломления культуры и образования. Перспективы его развития обусловлены развитием краеведения и возрастающего интереса к истории своей страны.
Правильно спроектированная концепция работы школьного музея является наилучшей основой для патриотического воспитания подрастающего поколения. В школьном музее в отличие от других музеев превалирует учебно-воспитательное начало, так как его аудиторией являются дети и подростки. Музей для них интерактивная среда, где собранные экспонаты, помогают лучше понять, почему мы сегодня живем именно так, какие традиции сохранились, как изменялся быт и принципы жизни в школе, в районе, в городе, в стране в разные времена. Ведь дело музея – соединяя времена, брать из прошлого в настоящее всё лучшее, тем самым влияя на будущее. Школьный музей служит своим творцам. Те, кто создают этот музей (ученический Совет музея, учащиеся и педагоги школы, актив содействия и др.), являются и его основными «потребителями» или «пользователями». Это отличает его от многих других музеев, включая государственные и ведомственные, которые создаются одной группой лиц (специалисты - музееведы) для другой (аудитория).
Одна из особенностей работы школьного музея – это постоянство аудитории на протяжении 11 лет. А этот факт диктует необходимость постоянно внедрять новые формы работы. С учетом того, что фонды школьного музея, как правило, не так велики, как фонды государственных и ведомственных музеев, приходится так организовать работу, чтобы то, что ребята увидели в первом классе было бы для них интересно и в пятом и в одиннадцатом. А это возможно только при условии, что музей будет работать, не как экспозиционный комплекс, а как среда, где можно заниматься все новыми и новыми формами работы как исследовательской, так и творческой. Для решения этой проблемы необходимо развивать интерактивное пространство музея, применяя при этом инновационные методы разработки музейных занятий. А это подразумевает самое непосредственное взаимодействие с предметом, создание фонда материалов, доступных для тактильного восприятия, использование своеобразных путеводителей.
Авторы современных работ по педагогике определяют инновацию в образовательном процессе такую реструктуризацию технологий, методов и принципов, которая направлена на самостоятельное развитие образования.
Специалисты по активным методам по-разному оценивают эффективность игр в усвоении материала. Если при экскурсии использовать лекционную подачу материала усваивается не более 20% информации, то в игре – до 90%, поэтому авторы различных игровых методических разработок настаивают на их применении.
Проведение игрового занятия в музее – педагогическая инновация последних десятилетий. На сегодняшний день это распространённая практика: каждый музей создаёт свои экскурсионные программы познавательного и игрового характера для детей.
Можно с уверенностью сказать что игра повышает интерес обучающихся к исторически понятиям, стимулирует рост познавательной активности, это позволяет ученикам получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора. Игра улучшает отношения педагога и учащегося, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так, как у них появляется возможность от слов перейти к делу, проверить свои способности.
Неоспоримый факт то, что каждому возрасту присущи свои игры и игрушки. Для детей раннего возраста предлагают игру в «ладушки» и погремушки, а в 10 -12 лет уже становятся интересны конструкторы и технические игрушки. Поэтому и при разработке квестовых маршрутов необходимо учитывать возрастную категорию. У нас в музее разработаны квесты по пяти возрастным категориям с различными временными рамками занятий:
- 1-2 класс – 20-25 минут;
- 3-4 класс - 25-30 минут;
- 5-6 класс – 30-35 минут;
- 7-8 класс – 40-45 минут;
- 9-11 класс - 45 минут.
Так, например, квестовое занятие, посвященное Дею полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, для 1-2-х классов предусматривает включение в задание знакомство с такими экспонатами, как игрушки блокадных дней, школьные письменные принадлежности, возможность пописать чернилами из «непроливашки», изучают предметы быта той поры, примеряют муфточку и валенки.
Для учащихся 2-4 классов это: печка - «буржуйка», керосиновая лампа, радио-тарелка, старинный патефон, который можно самим завести.
Учащиеся 5-6 классов уже знакомятся со школьным дневником 1941 года, метрономом, медицинским биксом, книжками военной поры, разгадывают ребусы из книжки, выпущенной в 1941 году в Ленинграде.
Подростки из 7-8 классов пробуют свои силы со щипцами для борьбы с зажигательными бомбами, производят вычисления с помощью логарифмической линейки, распечатывают объявления на пишущей машинке.
Старшеклассники (8-11 класс) – знакомятся с устройством арифмометра и фильмоскопа, с тем как подростки встали на заводах к станкам.
Заключение
Использование интерактива, как показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, а также даёт возможность увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть: как они общаются; как реагируют на чужую мысль; как аргументируют свою мысль и так далее.
Ещё одной очень важной особенностью интерактивной игры или любого интерактивного занятия в музее является его универсальность и вариативность, так как, в зависимости от возраста учащихся, на основе одного и того же экспозиционного материала можно проводить занятия по разным темам для разных групп учащихся в соответствии с их интересами и учебно-воспитательными целями, поставленными педагогами.
Музейное занятие в форме квеста – это уникальное сочетание игры и познавательного процесса, в ходе которого происходит знакомство с историей и фактами. Большинство информации по выбранной теме участники получают не от экскурсовода в виде лекции, а добывают самостоятельно. При этом повышается мотивация участников, что позволяет наравне с удивительными предметами экспозиций музея получить незабываемые и яркие эмоциональные переживания от участия в игре.
Таким образом, использование личностно-ориентированного подхода на занятиях в музее развивает и совершенствует индивидуальные познавательные способности обучающихся, обеспечивая рост эффективности обучения. А включение в процесс квеста, как активной игровой технологии, положительно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферу учеников. Его использование дает возможность нестандартно подойти к внеурочной деятельности и преобразовывать учебный процесс – из обыденного и скучного в радостный, охотно выполняемый.
Литература.
1. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. – М.6 МПУ, Рос.пед. агентство. 1996.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
3. Субботина М.А., Горячева И.Б. Игры и занимательные задания по истории // - М.: "Дрофа" 2003.
4. Шайдулина А.А., Мамадалиев О.О. О применении инновационных подходов в процессе обучения // Молодой ученый. -2016. - № 6. - URL https://moluch.ru/archive/110/26639/ - дата обращения: 10.02.2020.
5. Ресурсный центр. Структура веб-квеста: [электронный ресурс] http://www.itlt.edu.nstu.ru/webquest.php - дата обращения: 10.02.2020.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ...
Методическая разработка "Интерактивный музей"
Данная методическая разработка представляет собой описание используемой на занятии ИЗО формы обучения «Интерактивный музей». В работе рассматриваются принципы интерактивного обучения вообще, и о...
Методическая разработка "Интерактивный музей"
Данная методическая разработка представляет собой описание используемой на занятии ИЗО формы обучения «Интерактивный музей». В работе рассматриваются принципы интерактивного обучения вообще, и о...
Инновационный подход в организации гражданско-патриотического воспитания музейными средствами
laquo;Музей - это дверь в прошлое и окно в будущее»...
Методическая разработка интерактивного практического занятия по биологии
Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических пробл...
"Деньги: что это такое" .Методическая разработка интерактивного внеурочного занятия по ФГ .
- формирование основ финансовой грамотности учащихся посредством уяснения экономического содержания понятий, которые сопутствуют существованию в мире денег;- формирование умений и компетенций, ...