Организация работы с одаренными детьми в ДДТ Воротынского района
материал

Морозова Анна Владимировна

доклад педагога - организатора Морозовой А.В. по работе с одаренными детьми в ДДТ Воротынского района

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы педагога-организатора

«Организация работы  с одаренными детьми в ДДТ Воротынского района»

        Проблема одаренности в настоящее время становится всё более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Такой личностью считается одарённых ребёнок.  Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования в целом, в том числе и дополнительного образования детей. При всех существующих трудностях в системе дополнительного образования сегодня открываются новые возможности для развития одаренной личности в частности.
      Дополнительное образование расширяет сферу творчества одаренного ребенка. Эффективной возможностью проявления одаренности является свобода выбора ребенком желаемого вида деятельности. Отличительной чертой дополнительного образования  является многообразие направлений их деятельности, что дает возможность для проявления различных видов творческой одаренности.
      Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, является одним из основных направлений деятельности нашего учреждения и моей педагогической деятельности в должности педагога-организатора, курирующего данное направление.

       На формирование данного опыта работы оказали влияние следующие факторы:

начав работать над этой темой для формирования системы деятельности с одарёнными обучающимися  была

  • изучена психолого-педагогическая и научно-методическая литература по проблеме;
  • изучен передовой педагогический опыт,  авторские идеи педагогов-практиков, опыт работы других образовательных организаций.

        Основным подходом в работе с одарёнными обучающимися является комплекс мероприятий, которые направленны не только на детей, но и на педагогов дополнительного образования, работающих с данной категорией обучающихся. Поэтому был:

  • проведён анализ затруднений педагогов в работе с одарёнными обучающимися и эффективности применяемых форм и методов работы.

Результатом, которого стало проведение обучающих мероприятий для педагогов:

  • организация семинаров-практикумов, рассмотрение вопросов работы с одарёнными детьми на педагогических советах, подготовка методических рекомендаций.
  • систематизированы и апробированы в практике деятельности педагогов эффективные методы и приемы, используемые в обучении;
  •  разработана программа  по организации деятельности с одаренными обучающимися «Грани таланта»

        Всё это способствовало формированию и становлению собственного педагогического опыта по данной теме.

      В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи. Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение.

       В ежегодном Послании Президента В.В.Путина Федеральному собранию говорится о том, что должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

     На сегодняшний день в Российской Федерации сложилась определённая система работы с талантливыми детьми и молодёжью.

     За последние годы издано немало Указов и Законов РФ, направленных на поддержку талантливых детей и молодежи, но одним из  важных документом, определяющим, основные задачи общенациональной системы выявления и развития молодых талантов является Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утверждённая президентом Российской Федерации 03.04.2012 № ПР-827.

        Несмотря на активную позицию государства в этом вопросе, невозможно собрать всех детей, имеющих признаки одаренности в специализированные учебные заведения, поэтому необходимо создавать условия для выявления и сопровождения одаренных детей в массовых образовательных учреждениях. Значит, создание эффективной системы работы  с одаренными детьми – является одной из важнейших задач каждой образовательной организации.

      Но в настоящее время,  в работе с одарёнными детьми сложилась  противоречивая ситуация:

  • с одной стороны у государства имеется социальный заказ по подготовке одарённых детей;
  • с другой стороны,  вся система образования ориентирована на обучающегося,  имеющего средние способности, недостаточно развита практика работы с одарёнными детьми, нет чётко отработанной, стройной модели обучения, развития и воспитания одарённых детей в учреждениях дополнительного образования.

Сегодня качество обучения и воспитания детей этой категории обеспечивается лишь интуицией и опытом педагогов.

Данное противоречие позволило сформулировать проблему: какие формы, методы  и организационно-педагогические условия позволят  организовать работу с одарёнными детьми в дополнительном образовании.

      Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, педагогов  и  родителей. В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему.

Большое количество известных педагогов и психологов работали и работают над этой темой. В этой связи хочется отметить работы известного психолога, доктора психологических наук Натана Семеновича  Лейтес. Его работы по изучению психики одаренных детей занимают видное место в русской психологии. Многие психологические принципы развития творчества у детей школьного возраста выдвинули Николай Николаевич Поддьяков,  Дмитрий Николаевич Узнадзе,  Алексей Михайлович Матюшкин, Лев Семенович Выготский.

Свои психологические модели были разработаны и рядом западных психологов: Дж. Гилфорд, Э.ДеБоно, Дж. Рензулли, Пол Торренс. Поэтому в изучении данного вопроса следует  опираться на советских докторов  психологии как Борис Михайлович Теплов, Сергей Леонидович Рубенштейн и многих других.

Цель: Создание  условий  для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, активного творческого развития с учётом индивидуальности каждого ребёнка.

Задачи:

  • создать образовательно-развивающую среду, способствующую творческому развитию обучающихся;
  • создать условия, способствующие организации работы педагогов с обучающимися, способными к творческой деятельности;
  • совершенствовать формы и методы работы с одарёнными обучающимися;
  • выявление, поддержка и педагогическое сопровождение одарённых детей в течение всего периода обучения;
  • расширить возможности для участия одарённых обучающихся в творческих конкурсах, выставках и т.д.;
  • расширить взаимодействие с родителями.

Слайд 7- «Ведущая педагогическая идея»

В качестве ведущей  идеи работы с одарёнными детьми выдвигается идея о создании единого образовательного пространства, обеспечивающего необходимые условия для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, а также обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

    Деятельность  по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми  реализуется в рамках программы  по организации деятельности с одаренными детьми «Грани таланта» и строится следующим образом:

  1. Подготовка педагогов к работе с одарёнными детьми.

       Главным звеном в работе с одаренными детьми, несомненно, является педагог, который должен иметь достаточный уровень подготовки для работы с детьми данной категории.

      В целях диагностики уровня знаний и практических навыков педагогов было проведено анкетирование педагогов по теме "Одарённые дети":

     Совместно с методической службой учреждения,  осуществляется обучающая работа с педагогическими кадрами, направленная на развитие профессиональной компетентности педагога в работе с одарёнными обучающимися.

С этой целью:

- проведены обучающие семинары, индивидуальные и групповые консультации,  подготовлены методические рекомендации для работы с одарёнными обучающимися.  Вопросы по работе с одарёнными и талантливыми детьми включены в планы и программы педагогов по самообразованию.

   Существует множество психологических методов, способных дать ответ  на этот вопрос. В штате нашего учреждения нет психолога, поэтому каждый педагог должен обладать минимумом психологических знаний, помогающих выявить одарённых детей. Наиболее доступным и эффективным является целенаправленный метод наблюдения за обучающимися во время занятий. Это позволяет определить первые признаки одаренности. Диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.

3. Психолого–педагогическое сопровождение одарённых обучающихся, которое предполагает создание комфортной развивающей среды, помогающей гармоничному  развитию одарённых детей.

 Основным направлением образовательно-воспитательного процесса в работе с одаренными детьми в нашем учреждении является индивидуализация обучения тех, кто способен обучаться с опережением.

Только индивидуальное  обучение создает условия для максимального развития одарённых детей.

С этой целью педагоги внедряют в практику деятельности индивидуальные образовательные маршруты.

В разработках  таких маршрутов учитывается то, что одарённые дети способны быстрее усваивать учебный материал дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, способны к углубленному изучению тем программы, могут выполнять более сложные творческие задания.

4.  Помощь,  одарённым обучающимся в самореализации их творческой направленности 

    1. Широкий  диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Система дополнительного образования Дома детского творчества позволяет развить интересы ребенка в различных областях.

С целью определения приоритетных направлений образовательной деятельности   проводится ежегодный мониторинг социального заказа на образовательные услуги.

В ДДТ Воротынского района в этом учебном году работают 20 творческих объединений различной направленности.

2. Педагогические технологии, методы, формы  как способы организации учебной деятельности, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств обучающихся.  

Опыт работы подсказывает, что использование перспективных образовательных технологий даёт высокий результат в обучении одаренных детей. Педагоги применяются в своей работе такие технологии:

1. Технология личностно-ориентированного подхода

2.  Технология индивидуализации

3.  Информационно коммуникативные технологии.

4. Игровые технологии  

В своей работе педагоги используют разные

Методы:

- Методы стимулирования обучения:

создание ситуации успеха: участие в конкурсах, мероприятиях внутриучрежденческих и районных, выставках. Награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами родителям, фото на стенде «Наши дети».

- Методы организации учебно-познавательной деятельности: творческое задание, проектный метод, создание проблемной ситуации, упражнения, решение творческих задач, самостоятельные практические работы предоставление возможности на основе непосредственной учебной деятельности.

- Методы контроля: тестирование, дифференцированный опрос, самоконтроль, взаимоконтроль.

Формы:

Проектная деятельность одна из современных форм в работе с одарёнными детьми. Разработаны и реализуются  проекты: «Поможем старому парку», «Помощь бездомным животным», «Экологическая тропа», «Прикоснись к живой истории».

Были реализованы проекты «Маленькие герои большой войны», «Улица твоего земляка», проект «Сказка детям» и т.д.

Мастер-классы, творческие мастерские.

Педагогами проводятся мастер-классы для обучающихся и творческие мастерские для родителей.

Так же сами обучающие сами проводят мастер-классы:

-  в рамках работы районной «Школы вожатого новичка»;

-  в тематических сменах в детском оздоровительно-образовательном центре «Волжский берег»;

- в Социальном - реабилитационном центре.

  Конкурсы, фестивали

Ежегодно принимаем участие в районных, областных, всероссийских и международных конкурсах, в которых обучающиеся становятся победителями и призёрами. 

 Выставочная деятельность.

Лучшие работы одарённых детей ежегодно выставляются на массовых районных мероприятиях: День Воротынского района, Августовская конференция,  День учителя.

Большое  значение  в развитие творческой одаренности детей имеет работа с родителями. В последние годы все больше родителей  заинтересованы в дополнительном образовании своих детей. Они оказывают большую помощь в работе объединений. Работа с родителями  носит разнообразный характер, это и родительские собрания, индивидуальные встречи и консультации, совместные мероприятия, праздники и  экскурсии.

В ДДТ Воротынского района с 2016 года плодотворно работает  семейный клуб «Навстречу друг другу». На заседаниях клуба родители имеют возможность приобрести опыт и знания в воспитании своих детей, в том числе и творчески одарённых. В рамках работы семейного клуба проводятся совместные праздники, выставки семейного творчества, обучающие мастер-классы по различным направлениям прикладного творчества и др.

  1. Следующим компонентом, характеризующим творческую активность обучающихся,  является результативность участия в конкурсах и фестивалях различного уровня. Проанализировав участие в конкурсах видно, что идёт процесс повышения доли участников в конкурсах. В период с 2015 -2018 уч. года (2015-2016 уч. году - 68 человек, 2016-2017 уч. году- 144 чел. 2017-2018 уч. года - 186 чел).
  2. 1Повысилось качество результативности участия в конкурсах. На протяжении трёх лет идёт увеличение победителей и призёров в конкурсах на всех уровнях.
  3.  Произошло увеличение в 2 раза победителей конкурсов, что говорит  о высоком профессионализме педагогов дополнительного образования, заинтересованности в повышении качества образования, развитии творческих способностей у одарённых детей.

Настоящий педагогический опыт обобщен и транслирован посредством выступлений на семинарах для педагогов, семинарах - практикумах, публикациях в педагогических сообществах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работыс одарёнными детьми

развёрнутый план работы с одарёнными детьми включающий в себя:Программу работы с одарёнными детьми, стратегию работы, план работы, вовлечение во внеурочную деятельность...

Работа с одаренными детьми. Церемония награждения лучших обучающихся района.

Ежегодно структурное подразделение "Центр внешкольной работы" проводит церемонию награждения лучших обучающихся Сызранского района. Данное мероприятие стало традиционным. На протяжении 12 лет сложилис...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Воротынский район в годы войны

Работа о вкаде жителей п.Воротынец Нижегородской области в дело Великой Победы...

Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».

Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...

«Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования» (рекомендации для педагогов, работающих с одаренными учащимися»)

laquo;Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования»(рекомендации для педагогов, работающих с одаренными учащимися»)...

Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры

Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры....