План - конспект мастер – класса «Витражное стёклышко» на тему «Роспись по стеклу»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Назаренко Ульяна Сергеевна

План - конспект

мастер – класса «Витражное стёклышко»  на тему «Роспись по стеклу» для учащихся 1 класса 5п/п. преподавателем по классу ИЗО  Назаренко У. С.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass_vitrazh.docx906.49 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

МАМОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

План - конспект

мастер – класса «Витражное стёклышко»  на тему «Роспись по стеклу» для учащихся 1 класса 5п/п. преподавателем по классу ИЗО  Назаренко У. С.  

    Место проведения: МБОУ ДОД Мамоновская ДШИ, г. Мамоново, ул.   Центральная, 3.

   Дата проведения: 23 апреля 2014 г.

   Время проведения: с 17-40 до 19-00.

Цель: развитие навыков витражной и кистевой росписи по стеклу. 
Задачи: 
Обучающие: 
1. Развитие навыков работы в витражной и кистевой росписи. 
2. Научить создавать эскиз для росписи по стеклу. 
3. Научить пользоваться рельефным акриловым контуром при росписи. 
Развивающие: 
1. Развивать эстетическое отношение к своему творчеству. 
2. Развивать фантазию и образное мышление. 
3. Развивать мелкую моторику и координацию движений. 
4.Обогащать словарный запас детей. 
Воспитывающие: 
1.Такие черты характера, как трудолюбие, аккуратность при работе с художественными материалами, дисциплинированность. 
2.Уважения к личности и работе других обучающихся. 
3.Желание заниматься декоративным искусством. 
Тип занятия: комбинированный. 
Форма занятия: беседа, объяснительно-иллюстративная, дидактическая. 
Оборудование: 
1. Рамы с вынимающимся стеклом (или орк стекло)
2. спиртосодержащий раствор для обезжиривания поверхности; 
3. салфетка для протирки; 
4. краски для росписи по стеклу; 
5. контур по стеклу; 
6. кисти № 6, 3 круглые, плоские синтетические или колонковые. 

Ход занятия. 
Способы декорирования стеклянных изделий. 
Существует значительно больше методов декорирования, но я расскажу о некоторых. 
1. Стеклянная ажурная «сетка» прорезной работы на сосуде с двойными стенками (назывался такой сосуд – диатрета). Ажурную «сетку» получали с помощью шлифовки
2. Налепными нитками и стеклянными жгутиками украшали изделия из стекла.
3. Межстекольное золочение. В таком способе декорирования из тонкой фольги вырезались узоры и вплавлялись между слоями стекла, поочередно наложенными один на другой.

4. Популярно было полное покрытие изделия золотом. Это делалось для того, чтобы скрыть дефекты предмета, ведь в то время изготовление чистого стекла было еще неизвестно миру.
5. Роспись эмалевыми красками.
6. «Стаканы Вершинина». Секрет в том, что у них двойные стенки, в узком пространстве между которыми располагаются целые картины, точнее, маленькие макеты пейзажей, сделанные из камешков, мха, соломы, цветных ниточек и бумаги. Много лет особое восхищение и недоумение специалистов вызывало то, как мастер сумел запаять стеклянные стенки и не сжечь, не разрушить хрупкие макеты. В то время стеклодувы работали без газовых горелок, возле раскаленных печей, где изделия нагревались и плавились целиком.
7. Гусевский хрустальный завод по разнообразию методов и приемов украшения стекла не знал себе равных. Непрерывные, плавные, причудливо изогнутые линии в сочетании с цветочной композицией придавали изысканность и утонченность любому изделию.
8. Витражная роспись берёт своё начало в 10 в. На сегодняшний день существует множество технологий исполнения витражной росписи. Её применяют в различных интерьерах и для украшения различных предметов мебели, а также потолков, окон, дверей и т.п.
9. Кистевая роспись. История стекла уходит в глубокую древность. Известно, что в Египте и Месопотамии его умели делать уже 5000 лет назад. Еще в античные времена умелые ремесленники расписывали зеркала или стекла шкафов и украшали множество предметов утвари, изображая на них сценки из жизни или цветочные и геометрические узоры. Они пользовались красками, которые со знанием дела сами изготавливали, смешивая разные типы глины и натуральные растительные масла. 

Практическая часть. 

На занятии использовались краски по стеклу и керамике, а также контур фирмы «Decola» и  витражные краски «PEBEO»

Педагог: Ребята, а знакомо Вам выражение кистевая роспись? 
Дети: Роспись сразу кистью, без предварительного рисунка. 
Педагог: Молодцы, правильно. А что такое орнамент? 
Дети: Это узор основанный на чередовании элементов. 
Педагог: Какие виды орнамента вы знаете? 
Дети: Растительный, геометрический. 
Педагог: Назовите, что изображают в растительном орнаменте? 
Дети: Растительные мотивы — цветы, травы, листья, ягоды, содержащие красивые мягкие линии контуры. 
Педагог: Что изображают в геометрическом орнаменте? 
Дети: Круги, квадраты, треугольники, точки. 


Сейчас подробнее остановимся на особенностях витражной росписи по стеклу. 

1.Перед началом работы чисто вымытое стеклянное изделие обезжирить при помощи спиртосодержащего раствора, потом вытереть насухо хлопчатобумажной салфеткой. 
2. Нарисовать эскиз рисунка на бумаге. 
3. Придерживаясь эскиза нанести рисунок рельефным акриловым контуром, который может быть черным, как в классическом витраже или любого другого цвета. Не надо сразу наносить тычинки цветов и прожилки листьев, иначе будет трудно наносить краску, это лучше сделать потом, сверху красочного слоя. 
3. Дать контуру высохнуть (можно высушить феном). 
4. Затем нанести витражные краски по рисунку. 
Для росписи используют специальные витражные полупрозрачные краски. 

Обратите внимание, что витражные краски достаточно жидкие, поэтому капля краски наносится в серединку пространства, которое нам нужно прокрыть краской, а затем носиком тубы распространить по остальному пространству, если вам кажется, что носик слишком толстый можно использовать зубочистку (педагог демонстрирует, как это можно сделать). 
Так же с помощью зубочистки можно смешать два цвета. Возникнет красивый живописный переход от одного цвета к другому. 

Педагог: Ребята, теперь остановимся на особенностях кистевой росписи по стеклу. 
1. Краски «Decola» не имеют запаха и растворяются в воде, кисти можно промывать в ней. 
2. При росписи краски водой не растворять, они уже нужной консистенции. 
3. Для разведения краски в качестве палитры можно использовать стекло или керамическое блюдце (иметь бумажные салфетки, чтобы вытирать кисть). 
4. Нарисовать карандашом эскиз на бумаге из цветов и растительных мотивов, чтобы знать какие мотивы использовать при росписи. 
5. На палитру нанести краски, которые при смешивании будут красиво сочетаться. 
Например: белую и малиновую, сиреневую, синюю и голубую, а так же зеленые двух оттенков, желтую, оранжевую 
6. На кисть набирать краски сразу нескольких цветов. Так, белая и малиновая, белая и синяя, и сиреневая и т.д. 
7. Кисти для разных цветов брать разные. 
8. Главная хитрость при работе с красками - это накладывать красивые ровные мазки «лепестки». 
9. Рисунок на стекле сравнивать с эскизом, сохраняя задуманный образ цветочного мотива. 
10. Роспись по стеклу требует опыта и навыка, который приходит только с творческими наработками. 
11. После работы кисти тщательно промыть водой. 

Практическая работа:
Дети приступают к творческой работе. 
(В процессе работы педагог подсказывает детям и даёт полезные советы и рекомендации) 

Заключительная часть: 
Выставка и обсуждение творческих работ. Подведение итогов. 

F:\аквагрим\фото детей художка\2 июня\2014 004.jpg

F:\аквагрим\фото детей художка\2 июня\2014 005.jpg 

F:\аквагрим\фото детей художка\2 июня\2014 006.jpg F:\аквагрим\фото детей художка\2 июня\2014 007.jpg F:\аквагрим\фото детей художка\2 июня\2014 008.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект мастер-класса по теме "Репортаж как жанр публицистики"

Данный мастер-класс позволит учителям познакомить учащихся с основными видами репортажа как одного из публицистических жанров. Предназначен для учителей, работающих в спрофилированных на гуманитарные ...

План-конспект мастер-класса по теме «Лепка из глины громатухи «Птичья семья»

План-конспект мастер-класса по теме «Лепка из глины громатухи «Птичья семья»     ...

план-конспект мастер-класса сценическая речь

Театр – это синтетическое искусство. Колоссальное значение в театре имеет визуальный образ. Однако, стоит отметить, что театр ориентирован прежде всего на вербальное творчество. Поэтому важнейши...

План -конспект мастер -класса "Работа над полифонией в младших классах"

Мастер класс " Работа над полифонией в младших классах "  на произведенияхГ. Пёрселл «Ария»И.С. Бах «Менуэт G-dur” из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»И.С. Бах «Прелюдия e-moll” из сбо...

План-конспект мастер-класса по теме: «Роспись кухонной лопатки».

План-конспект мастер-классапо теме: «Роспись кухонной лопатки». Ход мастер-класса.  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РОСПИСИ КУХОННОЙ ЛОПАТКИ.Поэтапная роспись кухонной лопатки на примере кот...

План-конспект мастер-класса Создание интерактивных заданий по информатике для начальных классов в MS PowerPoint при помощи анимации

Данный мастер-класс предназначен для учителей. Он знакомит с возможностями использования эффектов анимации и триггеров  в программе MS PowerPоint , а также с методикой создани...

План-конспект мастер-класса Тема: «Летний пейзаж» Техника выполнения: масляные краски.

Цель мастер класса раскрыть формы и методы работы педагога, способствующие повышению результативности, развитию навыков самостоятельности, самосовершенствованию  и самоопределению  в процесс...