Конспект семинара-практикума для педагогов по проектированию исследовательской деятельности
материал
Конспект актуален для педагогов основного и дополнительного образования, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью с учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект семинара-практикума для педагогов по проектированию исследовательской деятельности | 37.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Выксунского муниципального района
МОУ ДОД Центр детского технического творчества
План-конспект семинара-практикума на тему:
«Проектирование исследовательской деятельности»
Подготовил: |
г.Выкса
2011
План-конспект семинара-практикума для педагогов по теме: «Проектирование исследовательской деятельности обучающихся» в рамках подготовки к конкурсам, содержащим исследовательскую деятельность, по областной программе «Дети. Творчество. Родина».
Цель: Создание условий для методической поддержки педагогов в рамках подготовки к конкурсам и ознакомление с основами проектирования исследовательской деятельности.
Задачи:
!.
!.
!.
Оборудование и материалы: маркеры, магниты, ватманы (А1 и А3), поворотные доски, писчая бумага, бейджи, стулья и парты.
Участники: педагоги школ и педагоги дополнительного образования, предполагающие участие в конкурсах «Время, вперёд!»(номинация: «Исследовательские работы»), «Юный исследователь».
План:
1. Информационный этап (Организационная часть, мини-лекция)
2. Методический этап (Работа в творческих группах)
3. Практическая работа в группах (Ознакомление с детскими работами, экспертиза работ, планирование решений по проектированию дальнейших действий по усовершенствованию исследовательской работы)
4. Заключительный этап (Подведение итогов работы, рефлексия, обмен мнениями о работе семинара)
Чтобы изобрести колесо, надо перегнуть палку.
Э. Квейд
Конспект
Работа семинара строится по методу малых групп сменного состава. Для этого участники делятся на 4 группы в момент регистрации согласно очерёдности. Первоначально каждый участник занимает место за столом в группе, обозначенной цветом, в соответствии с присвоенным ему цветом при регистрации. В определённый момент работы в группах, их состав меняется: педагоги объединяются по направлениям деятельности.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Меня зовут Ольга Алексеевна, я являюсь методистом МОУ ДОД ЦДТТ и курирую Программу «Дети. Творчество. Родина».
Я рада видеть вас здесь, на нашем семинаре, тема которого «Проектирование исследовательской деятельности». Его проведение продиктовано тем, что в рамках программы «Дети. Творчество. Родина» уже несколько лет проводятся конкурсы, содержащие исследовательскую деятельность. Количество таких конкурсов с каждым годом увеличивается. Кроме того, много внимания исследовательской деятельности уделяется также в конкурсах других уровней проведения. В 2011-2012 учебном году по программе «Дети. Творчество. Родина» это конкурсы детских работ «Юный исследователь», «Время, вперёд!» (номинации «Исследовательские работы», «Изобретательство и рационализаторство»), «Мы и Земля», и конкурс для педагогов фестиваль «Экологическая мозаика», где одна из номинаций была посвящена проектированию исследовательской деятельности учащихся. Наличие такой номинации показывает, что уровень исследовательской деятельности в изменился. Об этом также свидетельствует качество и количество исследовательских работ, представляемых на наши конкурсы в последние два года. Анализ качества проведения конкурсов даёт основания утверждать о наличии обучающихся, не раскрывших свой потенциал исследователя. Дальнейший рост качества и количества исследовательских работ учащихся во многом предопределяет совершенствование организации исследовательской деятельности обучающихся, которая в каждой школе, в каждом учреждении образования имеет свои особенности, нюансы, и во многом ориентирована на личности педагогов - руководителей работ, т.е. на
вас, уважаемые коллеги.
Я предлагаю вам сейчас внутри каждой группы организовать небольшое знакомство, чтобы не возникало неприятных ситуаций. У вас на столе есть маркеры и бейджи. Внутри группы представьтесь друг другу, расскажите, какую школу (УДОД) представляете, должность, и направление деятельности, можете добавить о себе сведения, которые характеризуют вас с лучшей стороны. На бейдже укажите ваше имя и отчество, должность, так, чтобы ваши коллеги могли прочесть.
Наша работа сегодня будет посвящена проектированию исследовательской деятельности. В каждом из конкурсов вид представляемой работы свой, и свои особенности её оформления, чтобы не ошибиться, нам нужно систематизировать основные понятия.
Для этого предлагаю выполнить упражнение «Перестроение».
Из отдельных слов, фраз, относящихся к исследовательской деятельности, составьте основу для связного повествования (Приложение 1).
Есть ли готовые результаты?
Подсказываю: из данных слов следует элементы, относящиеся к тексту исследовательской работы, проекта, формы представления результата, и вопросы, относящиеся к самообразованию педагога.
У вас на столах имеется подборка информации, где описан понятийный аппарат по исследовательской деятельности. Проверьте себя, насколько правильно вы справились с заданием. Если вы в чём-то не согласны, или у вас есть вопросы, сомнения, давайте их разрешим.
Структура проекта
1. Определение потребности и краткая формулировка задачи.
2. Выработка различных идей.
3. Выработка одной идеи и её детальная проработка.
4. Технология изготовления.
5. Испытание и оценка проекта.
Структура исследовательской работы
Титульный лист.
Содержание (Оглавление).
Ввведение (Цель, задачи работы, литературный обзор, обоснрование актуальности, место и сроки проведения исследований, характеристика места проведения исследования (по необходимости)).
Методика исследования.
Результаты исследований и их анализ.
Выводы (краткие формулировки результатов работы в соответствии с
поставленными задачами).
Заключение (Перспективы работы, практические рекомендации, вытекающие из данной исследовательской работы).
Список литературы.
Приложения. (Может оформляться в виде самостоятельной папки).
Компоненты знания руководителя работы
Отличия работ, представляемых на конкурсы: «Юный исследователь» и «Время, вперёд!» (номинации: «Исследовательские работы», «Изобретательство и рационализаторство»):
Конкурс «Юный исследователь» | Конкурс«Время, вперёд!» (номинации «Исследовательские работы», «Изобретательство и рационализаторство») |
По возрасту участников | |
С 7 лет | С 10 лет |
По составу представляемых материалов | |
Исследовательская или проектная работа в 2 вариантах, тезисы, рецензия, экспонаты (при наличии) | Исследовательская или проектная работа в 2 вариантах (или дизайн-папка), макет (к проекту) |
По оформлению работы | |
Объём исследовательской работы не более 15 листов, а проекта- не более 35. Параметры страницы для проекта: 2=2=2=2, для исследовательской работы: 3=2=2=1,5 | Нумерация страниц вверху, по центру; поля:2=2=2=2, объём в эл. виде не более 30Мб. Объём проекта не более 35 страниц. В конце проекта указывается почтовый адрес и контактные данные исполнителя. |
По предлагаемой тематике | |
Предлагаются секции, темы можно брать различные внутри секции. Всего 28 секций. | Всего 9 тем(5+4). Сужение тем не оговаривается. |
Таким образом, приступая к оформлению результатов, следует ознакомиться с условиями конкурса, чтобы длительная и серьёзная работа не была снята с конкурса из-за невыполнения технических условий.
Мини-лекция «Проектирование исследовательской деятельности»
Любому работнику в процессе своей работы приходится решать разного рода задачи. Эти задачи могут быть сложными и ответственными, требовать оригинальное решение. А могут быть простыми, уже имеющими решение в виде инструкций и алгоритмов. Но любая задача становится творческой, если заранее неизвестны все её условия, чётко не определены цели, что приводит к появлению ряда решений и необходимости выбора из них. Поэтому от того, насколько точно мы опишем условия задачи, зависит, насколько грамотно мы её сможем решить.
В случае исследовательской деятельности решение таких задач также включает подготовительные стадии, оформление и утверждение результатов, оценку эффективности и другие виды работ. Весь этот цикл взаимосвязанных и взаимообусловленных работ составляет проектирование.
Существует много определений термина «проектирование». Но чаще всего под проектированием подразумевают практическую деятельность, направленную на удовлетворение потребностей людей. Конечным итогом проектирования является комплект документации, предназначенной для создания исследовательской работы (ученической работы), а также для проверки или воспроизведения промежуточных и конечных решений, на основе которых был разработан данный объект. Объектом проектирования может быть выполнение работы, оказание образовательных услуг, материальный предмет.
Слово «проект» ещё применяется в значении «программа», «план действий».
Таким образом, вашим педагогическим документом по проектированию исследовательской деятельности может быть как педагогический проект, программа, так и план. При этом следует помнить, что наибольшая эффективность результатов таких разработок достигается лишь на основе совместного использования знаний нескольких наук, подчинения всей деятельности удовлетворению интересов человека (ученика, родителей, администрации, педагога).
Понятно, что единолично такой комплекс требований, условий, знаний при проектировании учесть нельзя. Очевидно, что здесь нужно применять системное проектирование. Оно основывается на тщательном совместном многоаспектном рассмотрении объекта проектирования и процесса проектирования.
Стадии проектирования.
1. Наличие НП базы.
2.Документационное обоснование целесообразности разработки проекта(Анализ требований НПА, всевозможных решений, их сравнительная оценка).
3. Теоретические исследования. Эскизный проект.
4. Окончательные педагогические решения по организации, содержанию, применяемым методам, педагогическому контролю.
5. Разработка рабочей документации.
6. Осуществление пробной работы по проекту.
7. Уточнение достоверности рабочей документации проекта. Оценка результативности.
8. Этап сертификации.
Принципы проектирования.
1. Практическая полезность.
2. Единство составных частей.
3. Изменяемость во времени.
Методы проектирования
1.Эвристические методы
2. Экспериментальные методы
3.Формализованные методы
4. Методы принятия решений
Объект проектирования
Свойства объекта, параметры, функциональная зависимость, требования к объекту и др.
Проектная разработка должна включать:
- описание ситуации, в которой возникла педагогическая проблема;
- постановку проблемы;
- цель проекта, которая должна быть достижима в рамках предусмотренного периода времени и технологий деятельности;
- обоснование способа решения проблемы (достаточно, чтобы было обосновано использование известного способа решения проблемы, или способ был скомпонован педагогом из нескольких известных, или явился результатом адаптации известного способа решения похожих проблем);
- задачи и план деятельности;
- планируемые образовательные результаты;
- описание показателей достижения результатов и способов диагностики;
- описание полученных образовательных результатов, свидетельства их достижения и анализ результативности проекта.
Большую роль играют содержание и характер приложений к проекту, подтверждающих уровень сформированности проектировочных и методических умений. В приложениях может быть представлена учебно-программная документация, нормативная, методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, описание применяемых технологий и пр.
Педагогический проект руководителя исследовательской работы – проект, направленный на организацию образовательного процесса с учащимися на основе применения учебного исследования. Главной целью этого проекта является достижение образовательного результата – развитие способностей учащихся анализировать полученные данные, планировать ход выполнения работы, занимать исследовательскую позицию. С этой целью руководитель анализирует склонности и способности учащихся, возрастные особенности психического развития, предлагая те или иные темы работ, адаптирует методики, создает условия для проявления познавательной инициативы учащихся.
Планирование педагогом исследовательской работы включает:
1.Подготовительный этап (обучение основным понятиям, методам и этапам исследовательской работы, умению собирать и анализировать информацию, представлять её для других людей в виде различных форм).
2.Экспериментальную часть.
3. Рефлексию.
4. Оформление результатов исследований.
5. Способ представления работы (экспертиза, обсуждение с учащимися, выступление на конференции и т .п.).
Также педагог должен учесть тематику секций, возрастную категорию, сформулировать основополагающий вопрос, дидактическую цель, методические задачи, пропланировать предстоящие действия. Определить местоположение в программе курса, продолжительность, степень самостоятельности обучающихся, формы занятий, методику проведения занятий, объём знаний, приобретаемый по результатам исследовательской деятельности.
Методический этап.
Перед вами на столах каждой группы лежат работы обучающихся и исследовательские, и проекты. Это работы конкурсов прошлых лет. Дабы никого не обидеть, они обезличены. Все эти работы не идеальны. Однако, авторы и руководители этих работ уверены в обратном. Согласна, что в каждую из них вложено немало времени и сил, но всё-таки, где-то в них имеются «белые пятна»- пробелы в представленных материалах. Давайте мы сегодня с ними поработаем, и попробуем их спасти. Итак, внутри групп условьтесь, кто в какой области будет экспертом.
Начинаем игру «Консилиум».
Перед вами 5 работ, которые нужно «спасать». Но времени у вас и возможностей только на одну. Просмотрите, пожалуйста, работы. Обсудите их и решите, над которой из них вы готовы поработать. На это вам отводится 15 минут. По истечении времени один из экспертов берёт отобранную работу и переходит в группу справа. Там он представляет эту работу для спасения, мотивирует, почему именно её отобрали на «консилиуме». И остаётся для дальнейшей работы в этой группе. И начинаем продумывать, что и как можно исправить в работе (5 минут). Чтобы как-то унифицировать этот процесс, у вас на столах имеются листы экспертной оценки. Проведите критериальную оценку работ с фиксацией результата на этом бланке.
Теперь, когда ясно видны непроработанные моменты , мы начинаем составлять план дальнейшей работы по направлению, выбранному автором данной работы.
Применяем методику «Дерево решений».
Дерево решений — это графическое изображение процесса принятия решений, в котором отражены альтернативные решения, альтернативные состояния среды, соответствующие вероятности и выигрыши для любых комбинаций альтернатив и состояний среды.
Рисуют деревья слева направо. Места, где принимаются решения, обозначают квадратами□, места появления исходов — кругами○,возможные решения — пунктирными линиями --------, возможные исходы — сплошными линиями ——.
Возьмите лист ватмана и нарисуйте решения для отобранной вами работы так, чтобы наглядно можно было показать руководителю, где, как возникли недочёты и промахи в планировании исследовательской деятельности, как их можно исправить и какие возможны исходы в случае принятия того или иного решения. На это вам отводится 20 минут.
После этого составьте план исследовательской деятельности к этой работе, где вы уже внесли элементы доработки.
Результат работы своей группы нужно представить всем присутствующим на семинаре.
Заключительный этап.
Я предлагаю вам провести этап индивидуальной оценки семинара по методике «Пять пальцев».
Вместе со мной, загибаем пальцы своей руки последовательно, согласно их именам, и отвечаем на вопросы, которые закреплены за каждым пальцем.
Краткий ответ отметьте на листе бумаги маркером.
Итак, мизинец-«М»-мыслю, значит существую.
Какие знания и опыт я сегодня получил?
Что придумал полезного?
Что услышал от других?
Где мне это пригодится?
Какие были сегодня ошибки?
Какие выводы?
(Нужно отметить минимум 3 хорошие находки.).
Безымянный-«Б»-близкие.
Что я сделал для своих ближайших соседей по группе?
(Если не сделали, то что обязательно сделаете?)
Средний-«С»- состояние души.
Каким было моё состояние духа? Настроение?
Указательный-«У»-услуги.
Какие услуги я сегодня оказал?
Кому оказался полезен?
Чьими услугами воспользовался?
Большой-«Б»-болезни, самочувствие.
Как я себя чувствовал сегодня?
Что я сделал, чтобы не болеть?
И в конце у нас получился кулак-«К»-концентрация на цели.
Как я приближался к цели?
Приложение 1
Текст для разрезания:
Исследовательская деятельность Отличие учебного исследования от научного Компоненты личности учащегося, склонного к исследовательской деятельности Проблема Проблемная ситуация Объектная область Объект исследования Тема Цель Задачи Актуальность Обзор литературы Гипотеза Метод Методика
Вывод Заключение Библиография Тезисы Защита работы Характеристика места исследования Титульный лист Проект Приложения Результаты исследования
Анализ результатов Оглавление Содержание Определение потребности Краткая формулировка задачи Банк идей Проработка одной идеи Технология изготовления Испытание и оценка проекта
Метод проектов Исследовательское обучение
Реферат Задачи практикума Исследовательские задачи
Научные задачи Рецензия Тезисы Модель
Предмет исследования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект семинара-практикума "Презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности"
Содержание материала предназначено в помощь педагогам, развивающим исследовательскую и проектную деятельность. В конспекте подробно рассматривается подготовка стендовой презентации....
Семинар-практикум для социальных педагогов школ города Стерлитамака «Социально-реабилитационное сопровождение учащихся в ОУ»
из опыта работы социального педагога...
Презентация к семинару-практикуму для учителей ИЗО ЮАО «Проектирование урока изобразительного искусства, реализующего цели формирования универсальных учебных действий»
Презентация к семинару-практикуму для учителей ИЗО ЮАО «Проектирование урока изобразительного искусства, реализующего цели формирования универсальных учебных действий»...
Семинар- практикум для молодых педагогов «Межпредметные связи как средство повышения мотивации школьников к обучению».
Межпредметные связи как средство повышения мотивации школьников к обучению....
Программа муниципального обучающего семинара – практикума для молодых педагогов Высокогорского муниципального района по проблеме «Особенности, содержание и анализ урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС ООО»
Программа муниципального обучающего семинара – практикума для молодых педагогов Высокогорского муниципального района по проблеме «Особенности, содержание и анализ урока иностранного я...
Конспект семинара-практикума для педагогов. Тема: Особенности профориентационной работы с умственно отсталыми детьми.
Семинар-практикум для педагогов.Цель: Оказание методической помощи педагогам в вопросе профориентационнойработы с умственно отсталыми детьми....
Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»
Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»...