Методическая разработка музыкальной гостиной "Лето"
план-конспект
Методическая разработка музыкальной гостиной "Лето", направленной на знакомство детей с творчеством П.И. Чайковского и тремя пьесами летнего периода фортепианного цикла "Времена года".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leto_hud_otdel.docx | 26.93 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«ЛЕТО»
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Авторы-составители:
Венсон Галина Павловна,
педагог дополнительного образования,
Кустарева Марина Геннадьевна,
методист отдела художественного воспитания
Санкт-Петербург
2019
Цель занятия: создание условий для развития эмоционально–образной сферы учащегося посредством знакомства с летними пьесами фортепианного цикла П.И. Чайковского и пейзажами русского художника И.К. Айвазовского.
Задачи:
Обучающие:
- формирование начальных представлений о музыкальных средствах выразительности;
- формирование дополнительных знаний о творческой биографии композитора-классика П.И. Чайковского и истории создания пьес летнего периода из фортепианного цикла «Времена года»;
- формирование знаний о художественном воплощении образов летней природы в пьесах фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года»: «Баркарола», «Песня косаря», «Жатва»;
- формирование представлений об основных фактах биографии художника-морениста И.К. Айвазовского и его живописных полотнах.
Развивающие:
- развитие познавательного интереса в области классического музыкального искусства;
- развитие ассоциативно-образного мышления в процессе восприятия летних пьес П.И. Чайковского;
- развитие творческого воображения.
Воспитательные:
- формирование основ художественно-творческого восприятия окружающего мира;
- формирование способности художественного осмысления летних образов природы;
- воспитание осознанно-бережного отношения к родной природе, способности воспринимать и чувствовать ее красоту;
- формирование эстетического вкуса, культуры слушателя;
- формирование культуры общения и взаимодействия в коллективе;
- воспитание основ гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств учащегося.
Дидактические средства обучения: мультимедийная презентация «Лето» с
использованием видеороликов с видеохостинга https://www.youtube.com и изображений с фотохостинга https://yandex.ru/images.
Материальное оснащение: телевизор, ноутбук, программное обеспечение, планшеты, бумага, разноцветные восковые мелки.
План-конспект занятия
Педагог: Добрый день дорогие ребята! Сегодня мы будем с вами продолжать слушать музыку великого русского композитора П.И. Чайковского и говорить о природе, которая вдохновила его написать фортепианный цикл «Времена года». В этом году мы знакомились с музыкой осени, зимы, весны, и пришла пора лета. Кто из вас любит лето?
Учащиеся по желанию рассказывают свои впечатления о летних месяцах. Педагог: Конечно, летний период для вас - это каникулы: отдых на даче, путешествия, знакомства с новыми друзьями, незабываемые впечатления. Очень любил лето и П.И. Чайковский, вспоминая свой городок Воткинск, где он с деревенскими мальчишками убегал за город, любуясь красотой уральской природы. Сколько удовольствий, развлечений, да и не только. Он видит нелегкий труд крестьян, которые работают на поле: косят траву, жнут и поют трудовые песни, частушки. Эти впечатления останутся в его душе навсегда и найдут отражение во многих музыкальных произведениях.
Три месяца лета: июнь, июль и август. Музыка рисует нам эпизоды жизни, передает настроения композитора, его впечатления, и вместе с тем мы слышим, какие серьезные думы она навевает о больших вопросах человеческой жизни. Как всегда, эпиграфом являются стихи русских поэтов, подобранные Н. Бернардом к трем музыкальным произведениям.
О чем рассказывает нам музыка «Июня»? Чайковский назвал пьесу «Баркарола». Слово это вам, наверно, незнакомо. Родилось оно в Италии и означает что-то вроде «лодочная» или песня в лодке. Голос на воде всегда звучит как-то особенно звонко, и песня разносится далеко-далеко. Ну, а раз «баркарола» - это песня, значит мы встречаемся здесь с песней без слов.
Петр Ильич часто путешествовал и бывал в разных странах. Особенно он любил Италию. Итальянцы - очень музыкальный народ. Многие из них прекрасно поют, играют на музыкальных инструментах. И не зря, наверно, именно там и родился такой музыкальный жанр как опера. Некоторые, особенно понравившиеся мелодии, которые были услышаны П.И. Чайковским в исполнении простых уличных музыкантов, он в дальнейшем использовал в своих произведениях.
Итак, июнь - «Баркарола». Широко, привольно льется на музыкальных волнах мелодия песни. Слушаешь - и кажется, что сам сидишь в лодке, а она плывет, чуть касаясь волн, поднятых внезапно налетевшим теплым и легким ветром. Потом музыка меняется. Она становится живее и радостнее. День яркий, солнечный. Вода сверкает на солнце, и каждый звук будто наполняется солнечным светом, вспыхивает, искрится, звенит.
Слушая музыку, мы будем любоваться картинами морских пейзажей великого русского художника Ивана Константиновича Айвазовского. Он получил свое образование в Петербурге. Несколько лет учился живописи в Италии. После окончания учебы долгое время служил художником при Министерстве морского ведомства. Является прекрасным художником–моренистом. Всю свою жизнь посвящает родному городу в Крыму - Феодосии. И.К. Айвазовский много сделал для родного города. До конца жизни он любил море, и написал огромное количество прекрасных картин, некоторые из которых будут созвучны музыке, которую мы сейчас будем слушать.
«Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять…»
(А. Плещеев).
Учащиеся слушают музыку, сопровождаемую картинами художника, после прослушивания – обмен мнениями и впечатлениями.
Педагог: Лето в разгаре. Жарко. В июле в деревнях пора косить сено. Вот об этой поре рассказывает нам музыка июля. В ней отражены впечатления детства, когда П.И. Чайковский еще жил в небольшом уральском городке Воткинске. Композитор назвал эту пьесу «Песня косаря» - еще одна песня без слов, по характеру мужественная, энергичная. Песня всегда помогала людям в нелегком крестьянском труде. Многие старинные песни так и называются - «трудовые». Скорее, это не песня косаря, а песня о косаре, о силе, умении трудиться. Идут по лугу косари, косят траву и ослепительно вспыхивает на солнце лезвие их кос, а шаг под песню становится особенно ладным, ровным у всей шеренги косарей. Слушая музыку, мы увидим картины русских художников, которые воспевали красоту природы, русской деревни и крестьянского труда. Эта народная тема была близка композиторам, художникам, поэтам и любима ими.
«Раззудись плечо!
Размахнись рука!
Ты пахни в лицо
Ветер с полудня!
(А. Кольцов).
Учащиеся слушают музыку, сопровождаемую показом картин русских художников: В. Орловского, А. Пластова, А. Венецианова, Л. Каменева, А. Моравова, Л. Плахова, М. Нестерова, Н. Сергеева, Н. Пимоненко, Л. Ленинга, А. Морозова, Б. Кустодиева.
Педагог: Последний месяц лета – август. И опять композитор рисует нам картину крестьянского труда. Он называет ее «Жатва». Это самая живая, вдохновляющая часть всего цикла «Времена года», отражающая любовь композитора к народной жизни. В старину и косили, и жали вручную: косилок, комбайнов не было и в помине. Только косили обычно мужчины, а жать серпом всегда было женским делом. Слушая музыку, мы ясно ощутим мягкость, женственность. Она, хотя и очень быстрая, но звучит немного нежнее, изящнее, напоминая нам деревенские частушки. Это коротенькие песенки из четырех строчек, которые высмеивали лодырей, неумех, врунов. Частушка - от слова «частить», то есть петь одну песенку за другой, без перерыва. Даже соревнования устраивались, кто кого перечастит. Маленький Петя Чайковский слышал их на народных праздниках, гуляниях, еще живя в Воткинске. Слушая музыку, мы увидим картины русских художников, которые посвящали свои работы крестьянскому труду.
«Люди семьями принялися жать,
Косить под корень рожь высокую.
В копны частые снопы сложены;
От возов всю ночь звучит музыка»
(А Кольцов).
Учащиеся слушают музыку, сопровождаемую показом картин русских художников: И. Шишкина, Б. Кустодиева, Н. Пимоненко, В. Орловского,
А. Пластова, В. Жданова, А. Веницианова, З. Серебрякова, А. Соврасова, К. Васильева, Л. Бубнова, К. Маковского, Л. Каменева, Г. Мясоедова, Т. Яблонской, Ф. Сычкова, И. Крачковского.
Педагог: Ребята, вы познакомились сегодня с тремя летними пьесами из фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года». Вспомните, как назывались эти произведения.
Ответы учащихся: дети называют прослушанные пьесы.
Педагог: Сейчас я предлагаю вам передать свои впечатления от прослушивания произведений П.И. Чайковского в живописных работах. Возьмите, пожалуйста, у меня планшеты с листами бумаги, мелки и постарайтесь нарисовать самый яркий образ, который сегодня остался у вас в памяти.
Свободное рисование с целью передачи в живописной работе настроения и впечатления от музыкальных произведений.
По окончании рисования учащиеся, по желанию, комментируют свои работы, педагог положительно отмечает удачные композиции и детали каждого рисунка.
Педагог: Дорогие ребята! Наши встречи подошли к концу. Я думаю, что программа «Диалоги с природой», с которой мы познакомились в этом году, дала вам возможность обогатить ваш внутренний мир интересными открытиями в области науки, музыки, живописи, поэзии. Мы много узнали об истории и традициях нашей страны. Мы узнали, что жизнь интересна, увлекательна и прекрасна. Не останавливайтесь, продолжайте познавать этот мир!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Музыкальная викторина - шуточка"
Методическая разработка в форме занимательного теста. Может быть использована педагогами дополнительного образования и учителями музыки на занятиях....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗНЫЕ ИГРЫ» на занятиях по хореографии
Наибольшую сложность для педагога дополнительного образования представляет работа с начинающими детьми младшего возраста, которые быстро устают, допускают ошибки при исп...
Методическая разработка "Музыкальные способности и методы их развития"
Важнейшей в теории способностей является проблема их развития. С.А. Рубинштейн писал, что вопрос способностей должен быть слит с вопросом развития....
Методическая разработка "Музыкальный слух - направления и методы его развития"
Одной из главных проблем обучения музыкантов является развитие музыкального слуха до профессионального уровня. Большой процент лиц, получивших среднее музыкальное образование, но не сумевших из- за не...
Методическая разработка «Музыкально – игровые программы»
Методическая разработка написана в помощь молодым педагогам. Описывается методика подготовки и организации музыкально - игровых программ....
Методическая разработка «Музыкальный брейн-ринг как инновационная форма работы с учащимися на уроках музыкальной литературы в ДШИ»
Работа, проводимая на теоретическом отделении нашей школы, гармонично сочетает в себе традиционные формы обучения на уроках сольфеджио и музыкальной литературы и инновационные формы работы. Игровая фо...
Методическая разработка музыкально-художественного проекта "МУЗы (музей+музыка)"
Идея музыкально-художественного проекта "МУЗы (музей+музыка)" появилась у учеников 6го класса школы "Тутти". Помимо увлечения игрой на различных музыкальных инструментах, ребята пр...