Методическая разработка музыкальной гостиной "Лето"
план-конспект

Методическая разработка музыкальной гостиной "Лето", направленной на знакомство детей с творчеством П.И. Чайковского и тремя пьесами летнего периода фортепианного цикла "Времена года".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leto_hud_otdel.docx26.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

«ЛЕТО»

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Авторы-составители:

Венсон Галина Павловна,

 педагог дополнительного образования,

Кустарева Марина Геннадьевна,

методист отдела художественного воспитания

Санкт-Петербург

2019

Цель занятия: создание условий для развития эмоционально–образной сферы учащегося посредством знакомства с летними пьесами фортепианного цикла П.И. Чайковского и пейзажами русского художника И.К. Айвазовского.

Задачи:

Обучающие:

  • формирование начальных представлений о музыкальных средствах выразительности;
  • формирование дополнительных знаний о творческой биографии композитора-классика П.И. Чайковского и истории создания пьес летнего периода из фортепианного цикла «Времена года»;
  • формирование знаний о художественном воплощении образов летней природы в пьесах фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года»: «Баркарола», «Песня косаря», «Жатва»;
  • формирование представлений об основных фактах биографии художника-морениста И.К. Айвазовского и его живописных полотнах.

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса в области классического музыкального искусства;
  • развитие ассоциативно-образного мышления в процессе восприятия летних пьес П.И. Чайковского;
  • развитие творческого воображения.

Воспитательные:

  • формирование основ художественно-творческого восприятия окружающего мира;
  • формирование способности художественного осмысления летних образов природы;
  • воспитание осознанно-бережного отношения к родной природе, способности воспринимать и чувствовать ее красоту;
  • формирование эстетического вкуса, культуры слушателя;
  • формирование культуры общения и взаимодействия в коллективе;
  • воспитание основ гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств учащегося.

Дидактические средства обучения: мультимедийная презентация «Лето» с

использованием видеороликов с видеохостинга https://www.youtube.com и изображений с фотохостинга https://yandex.ru/images.

Материальное оснащение: телевизор, ноутбук, программное обеспечение, планшеты, бумага, разноцветные восковые мелки.

План-конспект занятия

Педагог: Добрый день дорогие ребята! Сегодня мы будем с вами продолжать слушать музыку великого русского композитора П.И. Чайковского и говорить о природе, которая вдохновила его написать фортепианный цикл «Времена года». В этом году мы знакомились с музыкой осени, зимы, весны, и пришла пора лета. Кто из вас любит лето?

Учащиеся по желанию рассказывают свои впечатления о летних месяцах. Педагог: Конечно, летний период для вас - это каникулы: отдых на даче, путешествия, знакомства с новыми друзьями, незабываемые впечатления. Очень любил лето и П.И. Чайковский, вспоминая свой городок Воткинск, где он с деревенскими мальчишками убегал за город, любуясь красотой уральской природы.  Сколько удовольствий, развлечений, да и не только. Он видит нелегкий труд крестьян, которые работают на поле: косят траву, жнут и поют трудовые песни, частушки. Эти впечатления останутся в его душе навсегда и найдут отражение во многих музыкальных произведениях.

Три месяца лета: июнь, июль и август. Музыка рисует нам эпизоды жизни, передает настроения композитора, его впечатления, и вместе с тем мы слышим, какие серьезные думы она навевает о больших вопросах человеческой жизни. Как всегда, эпиграфом являются стихи русских поэтов, подобранные Н. Бернардом к трем музыкальным произведениям.

О чем рассказывает нам музыка «Июня»?  Чайковский назвал пьесу «Баркарола». Слово это вам, наверно, незнакомо. Родилось оно в Италии и означает что-то вроде «лодочная» или песня в лодке. Голос на воде всегда звучит как-то особенно звонко, и песня разносится далеко-далеко. Ну, а раз «баркарола» - это песня, значит мы встречаемся здесь с песней без слов.

Петр Ильич часто путешествовал и бывал в разных странах. Особенно он любил Италию. Итальянцы - очень музыкальный народ. Многие из них прекрасно поют, играют на музыкальных инструментах. И не зря, наверно, именно там и родился такой музыкальный жанр как опера. Некоторые, особенно понравившиеся мелодии, которые были услышаны П.И. Чайковским в исполнении простых уличных музыкантов, он в дальнейшем использовал в своих произведениях.

Итак, июнь - «Баркарола». Широко, привольно льется на музыкальных волнах мелодия песни. Слушаешь - и кажется, что сам сидишь в лодке, а она плывет, чуть касаясь волн, поднятых внезапно налетевшим теплым и легким ветром. Потом музыка меняется. Она становится живее и радостнее. День яркий, солнечный. Вода сверкает на солнце, и каждый звук будто наполняется солнечным светом, вспыхивает, искрится, звенит.

Слушая музыку, мы будем любоваться картинами морских пейзажей великого русского художника Ивана Константиновича Айвазовского. Он получил свое образование в Петербурге. Несколько лет учился живописи в Италии. После окончания учебы долгое время служил художником при Министерстве морского ведомства. Является прекрасным художником–моренистом. Всю свою жизнь посвящает родному городу в Крыму - Феодосии. И.К. Айвазовский много сделал для родного города. До конца жизни он любил море, и написал огромное количество прекрасных картин, некоторые из которых будут созвучны музыке, которую мы сейчас будем слушать.

«Выйдем на берег, там волны

Ноги нам будут лобзать,

Звезды с таинственной грустью

Будут над нами сиять…»

(А. Плещеев).

Учащиеся слушают музыку, сопровождаемую картинами художника, после прослушивания – обмен мнениями и впечатлениями.

Педагог: Лето в разгаре. Жарко. В июле в деревнях пора косить сено. Вот об этой поре рассказывает нам музыка июля. В ней отражены впечатления детства, когда П.И. Чайковский еще жил в небольшом уральском городке Воткинске. Композитор назвал эту пьесу «Песня косаря» - еще одна песня без слов, по характеру мужественная, энергичная. Песня всегда помогала людям в нелегком крестьянском труде. Многие старинные песни так и называются - «трудовые». Скорее, это не песня косаря, а песня о косаре, о силе, умении трудиться. Идут по лугу косари, косят траву и ослепительно вспыхивает на солнце лезвие их кос, а шаг под песню становится особенно ладным, ровным у всей шеренги косарей. Слушая музыку, мы увидим картины русских художников, которые воспевали красоту природы, русской деревни и крестьянского труда. Эта народная тема была близка композиторам, художникам, поэтам и любима ими.

«Раззудись плечо!

Размахнись рука!

Ты пахни в лицо

Ветер с полудня!

(А. Кольцов).

Учащиеся слушают музыку, сопровождаемую показом картин русских художников: В. Орловского, А. Пластова, А. Венецианова, Л. Каменева, А. Моравова, Л. Плахова, М. Нестерова, Н. Сергеева, Н. Пимоненко, Л. Ленинга, А. Морозова, Б. Кустодиева.

Педагог: Последний месяц лета – август. И опять композитор рисует нам картину крестьянского труда. Он называет ее «Жатва». Это самая живая, вдохновляющая часть всего цикла «Времена года», отражающая любовь композитора к народной жизни.  В старину и косили, и жали вручную: косилок, комбайнов не было и в помине. Только косили обычно мужчины, а жать серпом всегда было женским делом. Слушая музыку, мы ясно ощутим мягкость, женственность. Она, хотя и очень быстрая, но звучит немного нежнее, изящнее, напоминая нам деревенские частушки. Это коротенькие песенки из четырех строчек, которые высмеивали лодырей, неумех, врунов. Частушка - от слова «частить», то есть петь одну песенку за другой, без перерыва. Даже соревнования устраивались, кто кого перечастит. Маленький Петя Чайковский слышал их на народных праздниках, гуляниях, еще живя в Воткинске. Слушая музыку, мы увидим картины русских художников, которые посвящали свои работы крестьянскому труду.

«Люди семьями принялися жать,

Косить под корень рожь высокую.

В копны частые снопы сложены;

От возов всю ночь звучит музыка»

(А Кольцов).

Учащиеся слушают музыку, сопровождаемую показом картин русских художников: И. Шишкина, Б. Кустодиева, Н. Пимоненко, В. Орловского,
А. Пластова, В. Жданова, А. Веницианова, З. Серебрякова, А. Соврасова, К. Васильева, Л. Бубнова, К. Маковского, Л. Каменева, Г. Мясоедова, Т. Яблонской, Ф. Сычкова, И. Крачковского.

Педагог: Ребята, вы познакомились сегодня с тремя летними пьесами из фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года». Вспомните, как назывались эти произведения.

Ответы учащихся: дети называют прослушанные пьесы.

Педагог: Сейчас я предлагаю вам передать свои впечатления от прослушивания произведений П.И. Чайковского в живописных работах. Возьмите, пожалуйста, у меня планшеты с листами бумаги, мелки и постарайтесь нарисовать самый яркий образ, который сегодня остался у вас в памяти.

Свободное рисование с целью передачи в живописной работе настроения и впечатления от музыкальных произведений.

         По окончании рисования учащиеся, по желанию, комментируют свои работы, педагог положительно отмечает удачные композиции и детали каждого рисунка.

Педагог: Дорогие ребята!  Наши встречи подошли к концу. Я думаю, что программа «Диалоги с природой», с которой мы познакомились в этом году, дала вам возможность обогатить ваш внутренний мир интересными открытиями в области науки, музыки, живописи, поэзии. Мы много узнали об истории и традициях нашей страны. Мы узнали, что жизнь интересна, увлекательна и прекрасна. Не останавливайтесь, продолжайте   познавать этот мир!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Музыкальная викторина - шуточка"

Методическая разработка в форме занимательного теста. Может быть использована педагогами дополнительного образования и учителями музыки на занятиях....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗНЫЕ ИГРЫ» на занятиях по хореографии

 Наибольшую сложность для педагога дополнительного образования представляет работа  с начинающими  детьми младшего возраста, которые быстро устают, допускают ошибки при исп...

Методическая разработка "Музыкальные способности и методы их развития"

Важнейшей в теории способностей является проблема их развития. С.А. Рубинштейн писал, что вопрос способностей должен быть слит с вопросом развития....

Методическая разработка "Музыкальный слух - направления и методы его развития"

Одной из главных проблем обучения музыкантов является развитие музыкального слуха до профессионального уровня. Большой процент лиц, получивших среднее музыкальное образование, но не сумевших из- за не...

Методическая разработка «Музыкально – игровые программы»

Методическая разработка написана в помощь молодым педагогам. Описывается методика подготовки и организации музыкально - игровых программ....

Методическая разработка «Музыкальный брейн-ринг как инновационная форма работы с учащимися на уроках музыкальной литературы в ДШИ»

Работа, проводимая на теоретическом отделении нашей школы, гармонично сочетает в себе традиционные формы обучения на уроках сольфеджио и музыкальной литературы и инновационные формы работы. Игровая фо...

Методическая разработка музыкально-художественного проекта "МУЗы (музей+музыка)"

Идея музыкально-художественного проекта "МУЗы (музей+музыка)" появилась у учеников 6го класса школы "Тутти". Помимо увлечения игрой на различных музыкальных инструментах, ребята пр...