Дополнительная общеобразовательная Танец
рабочая программа
Среди множества средств форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.
Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют искусством. Они имели совсем иное значение. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них свое настроение, свое душевное состояние. Возгласы, пение, пантомимная игра были взаимосвязаны с танцем. Сам же танец всегда, во все времена был тесно связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился. С изменениями социального строя, условий жизни, менялись характер и тематика искусства, изменился и сам танец, но корнями он уходит в народное творчество.
Современная хореография обладает огромными возможностями для полного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного, духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребёнка, формирует его художественное «Я».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcheobrazovatelnaya_tanets.docx | 84.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение
«Управление образования
Администрации Воскресенского
Муниципального района Московской области»
Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«Центр внешкольной работы «Досуг»
Согласовано Утверждаю
Педсовет Директор МОУДОД ЦВР «Досуг»
Протокол №_________ ___________В.П. Коростина
от__________ «__» _________________201_г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Танец»
Возраст детей 5-18 лет
Художественная направленность
Базовый уровень
Педагог дополнительного образования
Усачева Елена Владимировна
В процессе деятельности программа может корректироваться
2018 г.
Содержание
I.Пояснительная записка | 3 |
II. Учебно-тематический план 1. Учебно-тематический план 1 года обучения. | 8 |
1.2. Содержание программы 1 года обучения. | 10 |
1.3. Прогнозируемый результат реализации программы 1 года обучения. | 14 |
2.1. Учебно-тематический план 2 года обучения. | 15 |
2.2. Содержание программы 2 года обучения. | 18 |
2.3. Прогнозируемый результат реализации программы 2 года обучения. | 23 |
3.1. Учебно-тематический план 3 года обучения. | 25 |
3.2. Содержание программы 3 года обучения. | 28 |
3.2. Прогнозируемый результат реализации программы 3 года обучения. | 30 |
III. Методическое обеспечение. | 31 |
IV. Условия реализации программы. | 32 |
V. Список литературы. | 33 |
- Пояснительная записка
Среди множества средств форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.
Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют искусством. Они имели совсем иное значение. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них свое настроение, свое душевное состояние. Возгласы, пение, пантомимная игра были взаимосвязаны с танцем. Сам же танец всегда, во все времена был тесно связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился. С изменениями социального строя, условий жизни, менялись характер и тематика искусства, изменился и сам танец, но корнями он уходит в народное творчество.
Современная хореография обладает огромными возможностями для полного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного, духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребёнка, формирует его художественное «Я».
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольким видам спорта.
Танцевальные движения формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве. Танец также имеет огромное значение и как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, так как каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи. Значимым моментом в детском объединении является воспитательная работа, способствующая созданию и укреплению коллектива, которая осуществляется через совместные посещения выставок, концертов, подготовку и проведение общих праздников, выступлений, чаепитий.
Очень важны отношения детей в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формированию нравственных качеств ребят. Одна из задач педагога – создать комфортный микроклимат. Только в дружном творческом коллективе воспитанники смогут обогащать свои знания и умения, а так же чувствовать себя единым целым. Похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие воспитанники чувствовали ответственность, как за себя, так и за младших, а младшие – уважали старших, видя в них защитников и помощников в деятельности.
Программа рассчитана на 3 года. Общий объёмом часов в год: 1-й год обучения 144 часа, на втором и последующих годах по 216 часов. Режим занятий:
1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа
2 год обучения - 3 раза в неделю по 2 часа
3 год обучения - 3 раза в неделю по 2 часа
Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей (санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СаНПиН 2.4.4. 1251-03).
Форма организации занятий: групповая
Возраст обучающихся: 5-18 лет; 1 год обучения: 5-9 лет ; 2 год обучения: 9-12 лет ; 3 год обучения: 13- 18 лет
Программа осуществляется во время групповых занятий (12-14 чел.), но не исключает занятия по подгруппам (2-6 чел.), а также индивидуальных занятий.
Структура программы предполагает постепенное расширение и углубление знаний, развитие умений и навыков воспитанников, более глубокого усвоения материала, путём последовательного прохождения по годам обучения. Образовательный процесс, основывается с учётом возрастных, психолого – физиологических особенностей детей.
Цель программы: всестороннее развитие личности ребенка, раскрытие индивидуальных особенностей через хореографическое воспитание.
Задачи:
- формирование у детей музыкально-ритмических навыков;
- формирование знаний и умений правильного и выразительного движения;
- расширение знаний воспитанников об истории, жанрах хореографического искусства;
- воспитание чувства ансамбля;
- формирование общей культуры личности ребенка, коррекция его поведения в соответствии с требованиями хореографического воспитания;
- организация постановочной работы и концертной деятельности (разучивание танцевальных композиций, участие воспитанников в конкурсах).
В программу входят разделы: ритмика, танцевальная азбука, партерная
гимнастика, классический танец, народно-сценический танец, элементы
эстрадного танца; развивающие игры; композиция танца, концертная
деятельность.
1. Раздел «Ритмика» включает занятия по музыкально-ритмическому
воспитанию, целью которых являются развитие музыкального слуха и памяти,
пластической выразительности посредством упражнений, построенных на
связи музыки и движений.
2. Раздел «Танцевальная азбука» содержит элементы классического,
народного и бального танцев. Упражнения этого раздела способствуют
развитию правильной осанки, подвижности суставов, помогают исправить
физические недостатки.
3. Раздел «Партерная гимнастика» включает упражнения на развитие
физических данных ребенка, укрепление мышечного аппарата, силы,
выносливости. Дети усваивают понятия: «прямая спина», «вытянутый носок», «выворотная позиция».
4. Раздел «Классический танец». Привычка держать корпус подтянутым
должна стать в дальнейшем исполнительским навыком, определяющим
творческую дисциплину в танце. Поэтому основное внимание необходимо
уделить постановке корпуса, рук, ног и головы, освоению элементарных форм пор-де-бра, развитию выворотности и координации движений.
5. Раздел «Народно-сценический танец» включает упражнения народно-
сценического танца, которые позволяют развить подвижность суставов,
укрепление и эластичность связок, развивают определенную группу мышц,
недостаточно занятых в упражнениях классического танца, тренируется нервная система.
6. Раздел «Эстрадный танец» включает обучении, основанное на синхронных ритмических и физкультурных движениях, исполняемых под джазовую музыку.
На занятиях логически сочетаются все виды деятельности: ритмика,
прослушивание музыки, упражнения на ориентацию в пространстве, развитие танцевальных и физических данных.
Особое внимание в занятиях хореографией обращается на музыкальное воспитание обучающихся, на характер и качество музыкального сопровождения. Музыка делает занятия более полноценными и эмоциональными, вызывает желание двигаться, создает хорошее настроение. В конце каждого года проводятся контрольные занятия по разделам образовательной программы, открытые уроки для родителей, педагогов, др. групп. Аттестация обучающихся может быть в форме отчетного концерта или конкурса.
Таб.1. «Учебный план»
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов обучения | ||
1 год | 2 год | 3 год | ||
1 | Введение | 2 | 2 | 2 |
2 | Элементы классического танца | 32 | 54 | 50 |
3 | Элементы народно – сценического танца | 26 | 50 | 54 |
4 | Историко - бытовой танец | 8 | 12 | 12 |
5 | Партерная гимнастика | 10 | 14 | 14 |
6 | Эстрадный танец | 10 | 20 | 20 |
7 | История хореографического искусства | 4 | 10 | 10 |
9 | Концертная деятельность, подготовка к конкурсам. | 32 | 32 | 32 |
10 | Досугово - просветительская деятельность в каникулярный период. | 18 | 18 | 18 |
11 | Аттестация воспитанников (промежуточная и итоговая). | 4 | 4 | 4 |
Итого: | 144 | 216 | 216 |
- Учебно-тематический план
1. Учебно-тематический план 1 года обучения
Цель: приобщение ребёнка к миру танца, воспитание любви и интереса к хореографии, формирование пластики, культуры движений и их выразительности, способствовать развитию творческих способностей.
Задачи:
- учить ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо, громче, тише), регистрами (высокий, средний, низкий);
- развивать музыкальность, чувство ритма: отличать в движении метр (сильную долю такта), метрическую пульсацию и простейший метрический рисунок в хлопках, притопах;
- менять движение в соответствии с двух, трёхчастной формой и музыкальными фразами;
- дать понятие о трёх жанрах музыки (песня, танец, марш);
- воспитывать бережное отношение мальчика к девочке.
Таб.2. «Учебно-тематический план 1 года обучения»
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
Общее | Теория | Практика | ||
Раздел 1: Введение в предмет хореографии | 2 | 2 | - | |
1 | Азбука хореографии. Знакомство с искусством хореографии. | |||
Раздел 2: Классический танец | 32 | 3 | 29 | |
2 | Основные танцевальные положения, позиции рук и ног. | 4 | 0,5 | 3,5 |
3 | Подскоки. | 8 | 0,5 | 7,5 |
4 | Танцевальные шаги. | 6 | 0,5 | 5,5 |
5 | Галоп. | 8 | 0,5 | 7,5 |
6 | Прыжки. | 2 | 0,5 | 2 |
7 | 1-е portdebras. | 2 | 0,5 | 2 |
Раздел 3: Народно-сценический танец Русский танец (элементы). | 26 | 3,5 | 19,5 | |
8 | Основные положения рук и ног в русском танце. | 2 | 0,5 | 1,5 |
9 | Тройной притоп. | 4 | 0,5 | 3,5 |
10 | «Ковырялочка». | 4 | 0,5 | 3,5 |
11 | Шаги простые с одинарным притопом в русском характере. | 4 | 0,5 | 3,5 |
12 | Разучивание одинарных боковых шагов с ударом. | 4 | 0,5 | 3,5 |
13 | Танцевальный бег. | 4 | 0,5 | 3,5 |
14 | Шаги в сочетании с тройными хлопками. | 4 | 0,5 | 3,5 |
Раздел 4: Историко-бытовой танец. | 8 | 1 | 7 | |
15 | Полька. | 4 | 0,5 | 3,5 |
16 | Па де грас. | 4 | 0,5 | 3,5 |
Раздел 5: Партерная гимнастика | 10 | 0,5 | 9,5 | |
17 | Упражнения для развития тела. | |||
Раздел 6: Эстрадный танец | 10 | 1 | 9 | |
18 | Движение «Вару-вару». | 4 | 0,5 | 3,5 |
19 | Упражнения на координацию. | 6 | 0,5 | 3,5 |
Раздел 7: История хореографического искусства | 4 | 4 | - | |
20 | Как появились танцы. | 2 | 2 | - |
21 | Страна «Хорео-Графия». | 2 | 2 | - |
Раздел 8: Концертная деятельность, мероприятия. | 32 | 32 | ||
Раздел 9: Досугово - просветительская деятельность. | 18 | 18 | ||
Раздел 10: Аттестация воспитанников. | 2 | 2 | ||
Итого: | 144 | 15 | 129 | |
|
Раздел 1: Введение. Азбука хореографии. Знакомство с искусством хореографии.
Раздел 2: Классический танец (элементы).
Тема 2.1. Разучивание основных танцевальных положений, позиций рук и ног.
Тема 2.2 Подскоки.
Разучивание подскоков в продвижении с чередованием с маршировкой. Разучивание комбинации из подскоков в сочетании с хлопковыми ударами.
Работа над согласованностью движений с музыкой.
Работа над техникой исполнения подскока («высокое колено», натянутый носок)
Постановка корпуса.
Тема 2.3. Танцевальные шаги.
На месте, двойные подскоки.
Разучивание танцевального шага, техника исполнения (натянутый носок, выворотная позиция).
Разучивание шага па «шассе», техника исполнения.
Исполнение шагов в сочетании с хлопками.
Тема 2.4. Галоп.
Разучивание прямого галопа отдельно с разных ног.
Разучивание боковых приставных шагов, как подготовка к боковому галопу. Сочетания с хлопками и выносом ноги на каблук.
Разучивание переменного галопа. Согласованность движений с музыкой, работа над правильностью исполнения.
Разучивание движения галоп назад, техника исполнения.
Тема 2.5. Прыжки.
Подготовка к прыжкам – «разножка». Разучивание прыжка ehappe, техника исполнения.
Разучивание прыжка coute, техника исполнения.
Постановка корпуса.
Тема 2.6. 1-еportdebras.
Раздел 3: Народно-сценический танец:
Русский танец (элементы).
Тема 3.1. Положения рук и ног в русском танце.
Тема 3.2. Тройной притоп.
Разучивание тройного притопа, использование сочетаний с хлопками.
Соединение «ковырялочки» с тройным притопом.
Тема 3.3. «Ковырялочка».
Постепенное разучивание движения «ковырялочка» - с одной ноги, с двух ног поочередно, с одинарным притопом, с тройным хлопком.
Постановка корпуса.
Тема 3.4 Шаги простые с одинарным притопом в русском характере.
Разучивание сочетания 3 шага- притоп. Исполнение по выворотной позиции. Работа над координацией.
Тема 3.5.Разучивание одинарных боковых шагов с ударом.
Тема 3.6. Танцевальный бег.
Разучивание танцевального бега по VI позиции.
Тема 3.7. Шаги в сочетании с тройными хлопками.
Сочетание шагов 2 шага – хлопки(тройной) – разучивание.
Разучивание шагов: 4 шага – 2 тройных хлопка.
Разучивание шагов: 6 шагов – тройной хлопок.
Разучивание комбинации из различных сочетаний шагов.
Раздел 4: Историко-бытовой танец.
Тема 5.1. Полька.
Знакомство с предысторией танца полька.
Разучивание основных движений (боковой галоп, шаг польки, подскоки).
Разучивание комбинации с использованием элементов польки.
Тема 5.2. Па де грас.
Знакомство с танцем па де грас.
Разучивание движений танца.
Разучивание композиции танца па де грас.
Раздел 5: Партерная гимнастика.
Тема 4.1Упражнения для развития тела.
Разучивание разминочных упражнений на подвижность всех суставов.
Разучивание упражнений на развитие гибкости, эластичности плечевого пояса, подвижность тазобедренных суставов.
Разучивание упражнений для увеличения подвижности и эластичности мышц голени и стопы.
Раздел 6: Эстрадный танец.
Тема 6.1 Движение «Вару-вару».
Разучивание движения «вару-вару».
Разучивание комбинации с использованием движения «вару-вару.
Тема 6.2. Упражнения на координацию.
Раздел 7: История хореографического искусства.
Тема 7.1. Как появились танцы.
Информация о возникновении танцевального искусства. Рассказ о первых танцах древности.
Тема 7.2. Страна «Хорео-Графия». Рассматриваются различные танцевальные жанры.
Раздел 8: Концертная деятельность, мероприятия.
В данный раздел входит подготовка к конкурсам различного уровня, участие в концертах, различных мероприятиях, репетиционная работа, а также постановочная деятельность.
Раздел 9: Досугово - просветительская деятельность.
В данный раздел входит посещение различных мероприятий, открытых занятий образцовых хореографических ансамблей, концертов, проведение досуговых мероприятий, работа с родителями. Данный раздел реализуется в каникулярное время.
Раздел 10: Аттестация воспитанников.
Промежуточная аттестация воспитанников проходит два раза в год в декабре и в апреле. При прохождении полного курса данной программыс воспитанниками проводится итоговая аттестация. Дети, прошедшие итоговую аттестацию и показавшие высокие результаты, могут продолжить занятия хореографией в творческой группе.
Форма аттестации воспитанников различная, это может быть открытый урок, концертная программа, конкурс хореографического мастерства, урок мастер-класс.
- Прогнозируемый результат реализации программы 1 года обучения.
К концу первого года обучения дети должны знать:
- основные положения рук и ног;
- освоить основные простейшие танцевальные шаги;
- уметь согласовывать свои движения с музыкой;
- уметь отличать в движении метр (сильную долю тракта), метрическую пульсацию и простейший метрический рисунок в хлопках, притопах;
- уметь начинать движения после вступления.
Таб.3. «Критерии оценки качества знаний, умений и навыков»
Критерии оценки | Низкий | Средний | Высокий |
Знание Элементарных Танцевальных терминов | Плохо знает термины | Знает, но не все | Знает Элементарные Танцевальные термины |
Умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки | Не может двигаться ритмично, движения не соответствуют характеру музыки | Двигается ритмично, но не всегда, движения иногда не соответствуют характеру музыки | Двигается ритмично, движения соответствуют характеру музыки |
Правильность и точность исполнения движений | Не может правильно и точно исполнить движение | Может правильно и точно исполнить движение, но не всегда точно | Исполняет движение правильно и точно |
- Учебно-тематический план 2 года обучения.
Цель: расширение хореографических знаний и развитие танцевальных способностей воспитанников, посредством занятий классическим танцем.
Задачи:
- постановка рук, ног, корпуса, головы в процессе усвоения движений классического и элементов народного танцев;
- формировать умения правильного и выразительного движения в области классической, народной и современной хореографии;
- знакомить с историей хореографического искусства;
- воспитывать у детей чувства ансамбля в процессе разучивания комбинаций, этюдов и простейших танцев;
- развивать память, внимание, общую культуру поведения.
Таб.4. «Учебно-тематический план 2 года обучения»
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | |||
Общее | Теория | Практика | |||
Раздел 1: Ведение. | 2 | 2 | - | ||
1 | Урок гражданственности. Вводное занятие. | ||||
Раздел 2: Классический танец | 54 | 7 | 47 | ||
2 | Позиции ног и рук. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
3 | Demiplie по I и II позициям. | 4 | 0,5 | 3,5 | |
4 | Battment ten du | 4 | 0,5 | 3,5 | |
5 | Passe parterre. | 4 | 0,5 | 3,5 | |
6 | Понятия endehors, endedans. | 4 | 0,5 | 3,5 | |
7 | Demi rond de jamb parterre. | 4 | 0,5 | 3,5 | |
8 | Rond de jamb parterre. | 4 | 0,5 | 3,5 | |
9 | Bаttment tendujete. | 4 | 0,5 | 3,5 | |
10 | Положение ноги surlecoudepied. | 4 | 0,5 | 3,5 | |
11 | Battment frappe. | 4 | 0,5 | 3,5 | |
12 | Battment fоndu. | 4 | 0,5 | 3,5 | |
13 | Позы классического танца. | 4 | 0,5 | 3,5 | |
14 | 1-е, 2-е portdebras. | 4 | 0,5 | 3,5 | |
15 | Прыжки. | 4 | 0,5 | 3,5 | |
Раздел 3: Народно-сценический танец: | 50 | 6,5 | |||
16 | «Ковырялочка» с притопом в прыжке. | 4 | 0,5 | 3,5 | |
17 | «Моталочка». | 4 | 0,5 | 3,5 | |
18 | Боковые шаги с выносом ноги на каблук. | 4 | 0,5 | 3,5 | |
19 | «Маятник». | 4 | 0,5 | 3,5 | |
20 | Танцевальный бег с соскоком. | 4 | 0,5 | 3,5 | |
21 | Сочетания шагов с тройными притопами. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
22 | Перескоки с двойными притопами. | 4 | 0,5 | 3,5 | |
23 | Боковой галоп с одинарным притопом. | 4 | 0,5 | 3,5 | |
24 | «Гармошка». | 4 | 0,5 | 3,5 | |
25 | Рortdebras в народном характере. | 4 | 0,5 | 3,5 | |
26 | Подскок с переступанием. | 4 | 0,5 | 3,5 | |
27 | "Молоточки" | 4 | 0,5 | 3,5 | |
28 | Простые дроби. | 4 | 0,5 | 3,5 | |
Раздел 4: Современный танец. | 20 | 2 | 18 | ||
29 | Блок - эстрадный танец. | 6 | 0,5 | 5,5 | |
30 | Блок- джаз. | 8 | 1 | 7 | |
31 | Блок- рок-н-ролл. | 6 | 0,5 | 5,5 | |
Раздел 5: Историко-бытовой танец. | 12 | 2 | 10 | ||
32 | Вальс. | 6 | 1 | 5 | |
33 | Полонез. | 6 | 1 | 5 | |
Раздел 6: Партерная гимнастика | 14 | 1 | 13 | ||
34 | Упражнения для развития тела. | ||||
Раздел 7: История хореографического искусства. | 10 | - | 10 | ||
35 | История хореографического искусства в России. | 5 | - | 5 | |
36 | Первые балеты. Как появились первые балетные постановки | 5 | - | 5 | |
Раздел 8: Концертная деятельность. | 32 | 32 | |||
Раздел 9: Досугово - просветительская деятельность. | 18 | 18 | |||
Раздел 10: Аттестация воспитанников. | 2 | 2 | |||
Итого: | 216 | 20,5 | 195,5 |
- Содержание программы 2 года обучения.
Раздел 1. Классический танец.
Тема 1.1Позиции ног и рук.
Повторение и закрепление изученных позиций ног и рук.
Разучивание IV и V позиций ног.
Тема 1.2Demiplie по I и II позициям.
Разучивание движения demiplie и grandplie постепенно - лицом к станку отдельно по всем позициям, затем в комбинации.
Тема 1.3. Battment tendu
Разучивание движения battment tendu лицом к палке в медленном темпе по и I позиции вперед, в сторону и по V позиции. После его усвоения разучивание battment tendu одной рукой за палку.
Тема 1.4.Passeparterre.
Разучивание данного движения в медленном темпе поусвоении - разучивание в комбинациях.
Тема 1.5. Понятия endehors, endedans.
Разучивание понятия endehors, endedans отдельно на примере движения passeparterre.
Тема 1.6. Demi rond de jamb parterre.
Разучивание demi rond de jamb parterre как preparation(подготовка) к движению rond de jamb parterre.
Тема 1.7. Rond de jamb parterre.
Разучивание движения rond de jamb parterre в медленном темпе.
Тема 1.8.Bаttment tendu jete.
Разучивание движения battment tendu jete в сторону в медленном темпе, через движение battmenttendu (лицом к станку по I позиции).
После усвоения движения, разучивание данного движения одной рукой за палку по V позиции. Разучивание комбинации battmenttendujete одной рукой за палку.
Тема 1.9.Положение ноги surlecoudepied.
Разучивание положения ноги surlecoudepied.
Тема 1.10. . Battment frappe.
Разучивание движения battmentfrappе в сторону лицом к палке.
Разучивание данного движения вперед и назад лицом к палке.
Разучивание простой комбинации данного движения.
Тема 1.11. . Battment fоndu.
Разучивание движения battment fоndu в сторону лицом к палке.
Разучивание данного движения вперед и назад лицом к палке.
Разучивание простой комбинации данного движения.
Тема 1.12 . Позы классического танца.
Разучивание 1-2 arabesgue.
Разучивание 3-4 arabesgue.
Разучивание комбинации из данных поз классического танца.
Тема 1.13. 1-е, 2-е port de bras.
Повторение и закрепление 1 portdebras.
Разучивание 2 portdebras.
Тема 1.13. Прыжки.
Раздел 3: Народно-сценический танец:
Русский танец (элементы).
Тема 2.1. «Ковырялочка» с притопом в прыжке.
Повторение и закрепление движения «ковырялочка» с тройным притопом.
Разучивание «ковырялочки» с тройным притопом в прыжке.
Тема 2.2«Моталочка».
Разучивание движения правой ногой(подготовка).
Разучивание движения правой ногой(подготовка).
Разучивание «моталочки» с чередованием ног.
Тема 2.3 Боковые шаги с выносом ноги на каблук.
Разучивание приставных шагов с выносом ноги на каблук.
Разучивание приставных шагов по 3 позиции.
Разучивание приставных шагов по 3 позиции с выносом ноги на каблук.
Тема 2.4. «Маятник».
Разучивание движения «маятник».
Тема 2.5. Танцевальный бег с соскоком.
Закрепление танцевального бега.
Разучивание танцевального бега с соскоком на счет 4.
Тема 2.6. Сочетания шагов с тройными притопами.
Закрепление сочетания 4 шага-2 тройных притопа, 6 шагов – тройной притоп.
Исполнение по выворотной позиции. Работа над координацией, постановка корпуса и головы.
Тема 2.7. Перескоки с двойными притопами.
Разучивание данного движения в сторону.
Разучивание данного движения вперед- назад.
Тема 2.8. Боковой галоп с одинарным притопом.
Разучивание данного движения на шагах.
Разучивание данного движения с притопом.
Тема2.9. «Гармошка».
Разучивание движения «гармошка».
Тема 2.10. Рortdebras в народном характере.
Разучивание основных позиций рук в народном танце(1,2)
Тема 2.10. Подскок с переступанием.
Разучивание движения подскок с переступанием в медленном темпе.
Тема 2.11. "Молоточки".
Раздел 5: Современный танец.
Тема 4.1 . Блок - эстрадный.
Разучивание движений в эстрадном стиле.
Разучивание комбинации в эстрадном стиле.
Тема 4.2. Блок- джаз.
Разучивание движений в стиле джаз.
Разучивание комбинации из движений в стиле джаз.
Тема 4.3. Блок- рок-н-ролл.
Разучивание движений в стиле рок-н-ролл( акцентированные шаги, движение «кик») .
Разучивание комбинации из движений в стиле рок-н-ролл.
Раздел 5: Историко-бытовой танец.
Тема 5.1. Вальс.
Происхождение танца. Разучивание движения «вальсовая дорожка».
Разучивание balance.
Разучивание новой вальсовой комбинации.
Тема5.2. Полонез.
Происхождение полонеза .
Разучивание шагов полонеза, фрагмент танца.
Раздел 5: Партерная гимнастика
Тема 4.1Упражнения для развития тела.
Разучивание разминочных упражнений на подвижность всех суставов.
Разучивание упражнений на развитие гибкости, эластичности плечевого пояса, подвижность тазобедренных суставов.
Разучивание упражнений для увеличения подвижности и эластичности мышц голени и стопы.
Раздел 6: История хореографического искусства.
Тема 6. 1 История хореографического искусства в России.
Тема 2.2.Первые балеты. Как появились первые балетные постановки.
Раздел 7: Концертная деятельность.
Разучивание танцевальных этюдов, хореографических постановок, согласно материалу программы. Участие воспитанников в городских, выездных, внутренних концертах, мероприятиях, посещение открытых занятий образцовых хореографических коллективов.
Раздел 8: Досугово - просветительская деятельность. Проведение досуговых мероприятий с детьми в каникулярное время, также ведётся работа с родителями.
Раздел 9: Аттестация воспитанников. Промежуточная аттестация воспитанников проходит два раза в год в декабре и в апреле.Форма аттестации воспитанников различная, это может быть открытый урок, концертная программа, конкурс хореографического мастерства, урок мастер-класс.
- Прогнозируемый результат реализации программы 2 года обучения.
К концу второго года обучения дети должны знать:
- основные положения и позиции рук и ног;
- знать основные простейшие танцевальные шаги;
- уметь согласовывать свои движения с музыкой, с её характером и темпом;
- знать названия движений и соответственно уметь исполнять их;
- уметь исполнять подскоки, двигаться шагом польки, исполнять простые прыжки в сочетании с маршировкой;
- уметь исполнять элементы русского танца – простейшие шаги с притопами и хлопками;
- выступать на школьных концертах, родительских собраниях и других мероприятиях.
Таб.5. «Критерии оценки качества знаний, умений и навыков»
Критерии оценки | Низкий | Средний | Высокий |
Знание Терминов классического и народного танцев | Плохо знает термины | Знает, но не все | Знает Элементарные Танцевальные термины |
Умение точно, в соответствии с музыкой передавать характер каждого движения | Не может передавать характер каждого движения. | Движения иногда не соответствуют характеру музыки | Движения соответствуют характеру музыки |
Правильность и точность исполнения движений классического танца | Не может правильно и точно исполнить движение | Может правильно и точно исполнить движение, но не всегда точно | Исполняет движение правильно и точно |
Правильность и точность исполнения элементов Народного танца | Не может правильно и точно исполнить движение | Может правильно и точно исполнить движение, но не всегда точно | Исполняет движение правильно и точно |
Умение работать В ансамбле | Нет чувства ансамбля | Не всегда исполнение синхронно | Есть навыки работы в ансамбле |
- Учебно-тематический план 3 года обучения.
Цель: Формирование танцевальных знаний и умений посредством занятий классическим и народными танцами.
Задачи:
- Развитие внимания, интереса детей к хореографии через занятия классическим и народным танцами.
- Совершенствование умений танцевального движения через разучивание хореографических постановок, соответствующих программному содержанию.
- Воспитание моральных, волевых и эстетических качеств, средствами разнообразных и доступных движений танца.
- Расширение кругозора через изучение истории хореографического искусства.
Таб.6. Учебно-тематический план 3 года обучения
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
Общее | Теория | Практика | ||
Раздел 1: Ведение. | 2 | 2 | - | |
1 | Урок гражданственности. Вводное занятие. | |||
Раздел 2: Классический танец | 50 | 6,5 | 43,5 | |
2 | Позиции ног и рук. | 2 | 0,5 | 1,5 |
3 | Demiplie по I и II позициям. | 4 | 0,5 | 3,5 |
4 | Battment ten du | 4 | 0,5 | 3,5 |
5 | Passe parterre. | 4 | 0,5 | 3,5 |
6 | Понятияendehors, endedans. | 4 | 0,5 | 3,5 |
7 | Demi rond de jamb parterre. | 4 | 0,5 | 3,5 |
8 | Rond de jamb parterre. | 4 | 0,5 | 3,5 |
9 | Bаttmenttendujete. | 4 | 0,5 | 3,5 |
10 | Прыжки Echappe, Soute. | 4 | 0,5 | 3,5 |
11 | Battment frappe. | 4 | 0,5 | 3,5 |
12 | Battmentfоndu. | 4 | 0,5 | 3,5 |
13 | Позы классического танца. | 4 | 0,5 | 3,5 |
14 | 1-е, 2-е port de bras. | 4 | 0,5 | 3,5 |
Раздел 3: Народно-сценический танец: | 54 | 6,5 | 47,5 | |
15 | Каблучные упражнения. | 4 | 0,5 | 3,5 |
16 | «Ковырялочка» с притопом в прыжке. | 4 | 0,5 | 3,5 |
17 | «Моталочка». | 4 | 0,5 | 3,5 |
18 | Боковые шаги с выносом ноги на каблук. | 4 | 0,5 | 3,5 |
19 | «Маятник». | 4 | 0,5 | 3,5 |
20 | Бег с соскоком. Комбинация. | 4 | 0,5 | 3,5 |
21 | Вращения. | 4 | 0,5 | 3,5 |
22 | Дробные выстукивания. | 5 | 0,5 | 4,5 |
23 | Боковой галоп с одинарным притопом. | 4 | 0,5 | 3,5 |
24 | Подготовка к " веревочке". | 4 | 0,5 | 3,5 |
25 | Упражнения для рук. Рortdebras в народном характере. | 4 | 0,5 | 3,5 |
26 | Подскок с переступанием. | 4 | 0,5 | 3,5 |
27 | Уральский ход. | 5 | 0,5 | 4,5 |
Раздел 4: Современный танец. | 20 | 2 | 18 | |
28 | Блок хип-хоп. | 10 | 1 | 9 |
29 | Блок- джаз. | 4 | 0,5 | 3,5 |
30 | Блок- рок-н-ролл. | 6 | 0,5 | 5,5 |
Раздел 5: Историко-бытовой танец. | 12 | 1 | 11 | |
31 | Менуэт. | 6 | 0,5 | 5,5 |
32 | Крестьянский бранль | 6 | 0,5 | 5,5 |
Раздел 6: Партерная гимнастика. | 14 | 1 | 13 | |
33 | Упражнения для развития тела. | |||
Раздел: История хореографического искусства. | 10 | 10 | - | |
34 | Балы и праздники в России. | 5 | 5 | - |
35 | Исторические танцы и не очень. | 5 | 5 | - |
Раздел: Концертная деятельность. | 32 | 32 | ||
Раздел: Досугово - просветительская деятельность. | 18 | 18 | ||
Раздел: Аттестация воспитанников. | 2 | 2 | ||
Итого | 216 | 28 | 188 |
- Содержание программы 3 года обучения.
Раздел 1. Классический танец (элементы).
Тема 1.1 Позиции ног и рук.
Повторение и закрепление изученных позиций ног и рук.
Тема 1.2. Demiplie по I и II позициям.
Закрепление движения demiplie и grandplie отдельно по всем позициям, затем в комбинации.
Тема 1.3.Battment tendu
Закрепление движения battment tendu по и I позиции вперед, в сторону и по V позиции, в комбинации.
Тема 1.4.Passe parterre.
Закрепление в комбинации.
Тема 1.5. Понятия endehors endedans.
Закрепление понятия endehors endedans
Тема 1.6. Demi rond de jamb parterre.
Закрепление demi rond dejamb parterre в комбинации.
Тема 1.7. Rond de jamb parterre.
Разучивание движения rond dejamb parterre в медленном темпе.
Тема 1.8.Bаttment ten du jete.
Разучивание движения battment tendujete в сторону в медленном темпе, через движение battment tendu (лицом к станку по I позиции).
По усвоении , разучивание данного движения одной рукой за палку по V позиции.
Разучивание комбинации battment tendujete одной рукой за палку.
Тема 1.9. Прыжки Echappe, Soute.
Разучивание прыжков. Работа над корпусом во время исполнения прыжков.
Тема 1.10. . Battment frappe.
Разучивание движения battment frappе в сторону лицом к палке.
Разучивание данного движения вперед и назад лицом к палке.
Разучивание простой комбинации данного движения.
Тема 1.11. . Battment fоndu.
Разучивание движения battment fоndu в сторону лицом к палке.
Разучивание данного движения вперед и назад лицом к палке.
Разучивание простой комбинации данного движения.
Тема 1.6.Позы классического танца.
Закрепление 1-2 arabesgue.
Закрепление 3-4 arabesgue.
Закрепление комбинации из данных поз классического танца.
Тема1.7. 1-е, 2-е port de bras.
Повторение и закрепление 1 portdebras.
Разучивание 2 portdebras.
Разучивание 3portdebras.
Раздел 2:Народно-сценический танец:
Тема2.1. Каблучные упражнения.
Тема2.2 «Ковырялочка» с притопом в прыжке.
1.Повторение и закрепление «ковырялочки» с тройным притопом.
2. Закрепление «ковырялочки» с тройным притопом в прыжке.
Тема 2.3 «Моталочка».
Тема 2.4.Боковые шаги с выносом ноги на каблук.
Закрепление боковых шагов по 3 позиции.
Закрепление боковых шагов по 3 позиции с выносом ноги на каблук в комбинации.
Тема 2.5. «Маятник».
Комбинация с движением «маятник».
Тема 2.6.Бег с соскоком. Комбинация.
Тема 2.7.Вращения.
Тема 2.8.Дробные выстукивания.
Тема 2.9.Боковой галоп с одинарным притопом.
Тема 2.10. Подготовка к "веревочке".
Тема 2.11.Упражнения для рук.Рortdebras в народном характере
Тема 2.12. Подскок с переступанием.
Тема 2.13. Уральский ход.
Раздел 3. Современный танец.
Тема 3.1Блок хип-хоп.
Разучивание базовых движений в стиле хип-хоп
Разучивание комбинации из движений в силе хип-хоп.
Тема 3.2. Блок- джаз.
Разучивание движений в стиле джаз.
Разучивание комбинации из движений в стиле джаз.
Тема 3.3. Блок- рок-н-ролл.
Закрепление движений в стиле рок-н-ролл(акцентированные шаги, движение «кик») .
Сочетания бега и прыжков в стиле рок-н-ролл.
Комбинации из движений в стиле рок-н-ролл
Раздел 4: Историко-бытовой танец.
Тема 4.1. Менуэт.
Разучивание шагов.
Разучивание комбинации.
Тема 4.2. Крестьянский бранль.
Разучивание шагов.
Разучивание комбинации.
Раздел 5: Партерная гимнастика
Тема 4.1Упражнения для развития тела.
Разучивание разминочных упражнений на подвижность всех суставов.
Разучивание упражнений на развитие гибкости, эластичности плечевого пояса, подвижность тазобедренных суставов.
Разучивание упражнений для увеличения подвижности и эластичности мышц голени и стопы.
Раздел 5: История хореографического искусства.
Тема5. 1 Балы и праздники в России.
Тема5.2.Исторические танцы и не очень.
Раздел 8: Концертная деятельность.
Разучивание танцевальных этюдов, хореографических постановок, согласно материалу программы.Участие в городских, выездных, внутренних концертах, мероприятиях, посещение открытых занятий образцовых хореографических коллективов.
- Прогнозируемый результат реализации программы 3 года обучения.
К концу третьего года обучения дети должны знать:
- Основные позиции рук и ног классического и народного танцев;
- Должны уметь выполнять основные элементарные движения классического, элементы русского и эстрадного танцев;
- Уметь двигаться синхронно , точно;
- Знать основные термины классического и народного танцев;
- Участвовать в концертах, конкурсах.
Таб.7. «Критерии оценки качества знаний, умений и навыков»
Критерии оценки ЗУН | Низкий | Средний | Высокий |
Знание Терминов классического и Народного танцев | Плохо знает термины | Знает, но не все | Знает Элементарные Танцевальные термины |
Умение точно, в соответствии с музыкой передавать характер каждого движения | Не может передавать характер каждого движения. | Движения иногда не соответствуют характеру музыки | Движения соответствуют характеру музыки |
Правильность и точность исполнения движений классического танца | Не может правильно и точно исполнить движение | Может правильно и точно исполнить движение, но не всегда точно | Исполняет движение правильно и точно |
Правильность и точность исполнения элементов Народного танца | Не может правильно и точно исполнить движение | Может правильно и точно исполнить движение, но не всегда точно | Исполняет движение правильно и точно |
Умение работать В ансамбле | Нет чувства ансамбля | Не всегда исполнение синхронно | Есть навыки работы в ансамбле |
- Методическое обеспечение
Традиционное занятие по хореографии состоит из трех этапов:
-подготовительный;
-основной;
-заключительный.
Подготовительный этап включает в себя организационный момент, а также разминочный блок (экзерсис у станка). Основной этап - экзерсис (движения, упражнения) на середине, здесь также могут проучиваться танцевальные комбинации, этюды. Третий этап заключительный включает в себя более спокойные упражнения, направленные то, чтобы организм воспитанников после напряженной работы окончательно пришел в состояние покоя. Занятие должно строиться по методу от простого к сложному.
Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа, с использованием словесного метода. Одним из важных факторов работы на начальном этапе обучения является использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний. Длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) дает возможность качественного его усвоения. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и способствует развитию творческой фантазии детей.
Занятия включают в себя использование игровых методов, творческих заданий, музыкальных игр.
При подборе музыкального сопровождения, необходимо учитывать возрастные особенности детей. Произведения должны иметь яркую выразительную мелодию, четкий метроритмический рисунок должны быть квадратными по форме.
Чтобы выявить уровень усвоения материала воспитанниками детского объединения, необходимо использовать критерии оценки знаний, умений, навыков, разработанных для первого и последующих годов обучения.
Контроль может осуществляться в следующих формах:
- участие в конкурсах;
- выступления на концертах и мероприятиях;
- контрольный урок (показательный);
Форма контроля для определённой группы выбирается на усмотрение педагога.
- Условия реализации программы
Занятия хореографией проводятся в специально оборудованном классе (станки, зеркала, деревянный пол или специальный линолеум).Помещение должно быть достаточно освещенным и хорошо проветриваемым.
Заниматься детям следует в специальной форме, которая должна отвечать эстетическим требованиям и не стеснять их движения. Для девочек короткие юбки, купальники, белые носки, чешки или балетные тапочки, волосы убраны; для мальчиков- шорты, футболка, чешки и белые носки. Важно, чтобы занятия проходили в сопровождении аккомпаниатора, фонограмму можно использовать частично.
Наличие материально-технической базы:
- музыкальный центр;
- домашний кинотеатр с DVD;
- компьютер;
- фортепиано;
- специальная танцевальная обувь;
- танцевальные костюмы;
- фонограммы для танцев
Наличие методической базы:
- видео-пособия по танцам;
- наличие Интернет-сети;
- постоянно действующий информационный стенд;
- Литература:
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М, «Просвещение», 1987.- 56 с.
- Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. Л.-М.: «Искусство», 1964.-
- Барышникова Т.К. Азбука хореографии. – Сант-Петербург, Люкс, 1996.-
- Белкина С.И., Ломова Т.П., Соковина Е.Н. Музыка и движение. М.: «Просвещение», 1983.-
- Блазис К. Искусство танца / Пер. с фр. Брошниковского // Классика хореографии. – М. –Л., 1937.-
- Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. – М., 1987.
- Ваганова А.Я. Основы классического танца. Л., 1934.-
- Васильева Е.Д. Танец. М., «Искусство», 1968.-
- Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. Л.: «Искусство», 1986.-
- Музыка для уроков классического танца / Сост. Н.Ворновицкая. М.: «Советский композитор» 1989.
- Музыка к танцевальным упражнениям О. Островская. М.: «Музыка», 1967.
- Музыкальный энциклопедический словарь. Под ред. Г.В. Келдыша. М., 1956.
- Методика музыкального воспитания в детском саду / под ред. Ветлугиной Н.А. / М.: «Просвещение» 1982.
- Мухина В.С. Возрастная психология. М., Академия, 1997.
- Программа педагога дополнительного образования : от разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. –М.: Айрис-пресс, 2003.- 176с.- (Методика).
- Пуртова Т.В., Беликова А.П., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учеб.пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования.- М.: Владос, 2003.- 256 с.
- Современный бальный танец. Под ред. В.Н. Стригановой и В.И. Уральской. М.: «Просвещение», 1977.-
- Савченко Е. Эстетическое воспитание на уроке хореографии. «Учитель» №3, май-июнь 2003.
- Тарасов Н.И. Классический танец. – М., 1971.
- Ткаченко Т.С. Народный танец. – М., 1954.
- Череховская Р.Л. Танцевать могут все. – Минск, «Просвещение», 1973.
- Фольклор – музыка – театр: Программно – метод. Пособие/Под ред. С.И. Мерзляковой.- М.: Владос, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа «Современный танец» (2014 г.)
Программа рассчитана на 2-х летнее обучение учащихся 5-7 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Современный танец" (2013 г.)
Программа для обучающихся 8-14 лет на 2 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Ансамбль эстрадного танца "Ника". Современный танец".
Программа рассчитана для обучения детей 6-17 лет. Срок реализации программы 3 года. Уровень базовый....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа. "Современный танец. Хореография. В вихре танца"
Программа «Современный танец. Хореография («В вихре танца»)» имеет художественную направленность, углубленный уровень.Главная линия программы заключается в творческой самореали...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивной направленности «ТАНЕЦ»
Основные средства хореографического воспитания – физические упражнения. Они формируют двигательные умения и навыки, способствуют развитию двигательного ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «УЛЫБКА. РИТМИКА И ТАНЕЦ»
Предлагаемая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Улыбка. Ритмика и танец» имеет художественную направленность и предназначена для реализации на базе МОУ ДО «...
Дополнительная общеобразовательная программа «Танец души». 2017 г.
В настоящее время все большую актуальность приобретает работа со взрослым населением, работа по организации их досуга, а также предоставлению образовательных услуг по общему развитию личности.Данная п...