Методические рекомендации по дрессировке собак
методическая разработка
В разработке представлены основные рекомендации для организации занятий с детьми по дрессировке собак в детских кинологических объединениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich_rekomendatsii_po_dressirovke_sobak.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ИРБИС» Г.О. САМАРА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДРЕССИРОВКЕ СОБАК
(для педагогов дополнительного образования)
Автор-составитель:
Литвиненко О.Л. педагог дополнительного образования
Самара 2018
Методические рекомендации по дрессировке собак К практической работе с собаками - дрессировке следует приступать после изучения психофизических основ поведения собаки и техники выработки навыков. Основа успешной дрессировки - качественная подготовка (обучение) самих дрессировщиков. Методы и приемы (техника) выработки у собак каждого конкретного навыка изложены в специальных руководствах. Тем не менее, чтобы связать все навыки в единую последовательно-сочетательную систему дрессировки (поурочный план), следует выделить и напомнить хотя бы некоторые основные, опорные положения, которыми следует руководствоваться собаководу при выработке любого навыка у животных. 1. Умение правильно анализировать поведение собаки в целом и конкретно в процессе выработки каждого навыка в отдельности с учетом выявленных индивидуальных особенностей дрессируемого животного. В частности, общего типа внешнего поведения, преобладающей реакции, индивидуальных особенностей проявления условных рефлексов на различные раздражители, типичные признаки внешнего проявления эмоций у собаки и другие особенности приобретенных и рассудочных форм поведения. Все это дает наблюдательному дрессировщику возможность предвидеть реакции животного на всевозможные воздействия самого дрессировщика и многообразия раздражителей окружающей обстановки в процессе дрессировки. Исследованиями установлено, что без участи эмоций приобретение новых навыков вообще не происходит. Дрессировать собак до кормления рекомендуется для того, чтобы эмоции голода получили наибольшее выражение у животного. По этой же причине проявление злобности у собак активизируют прежде, чем приступить к выработке навыка задерживать убегающего человека с последующим конвоированием. Дрессировщику необходимо умело вызывать и использовать для выработки навыков нужные эмоции и тормозить (лучше упреждать) эмоции, мешающие дрессировке, например, эмоций полового влечения и т.п. Процесс выработки навыков у животного сопровождается переживанием в форме положительных (приятных) или отрицательных (неприятных) эмоций. Нужные для дрессировщика действия собаки поощряются, следовательно, и сопровождаются положительными эмоциями, в то же время нежелательные действия тормозятся и вызывают проявление отрицательных эмоций. Работая с животным, следует помнить о том, что для каждой деятельности существует определенный оптимум эмоционального напряжения, при котором достигается наибольший эффект. От дрессировщиков нужно добиваться четкого, правильного выполнения всех необходимых приемов (действий) для выработки того или иного навыка у собаки с учетом ее индивидуальных особенностей поведения и только после этого разрешать им самостоятельно дрессировать своих собак. В понятие техника выработки навыка включаются разные методы и все те разнообразные приемы (действия), которыми дрессировщик добивается от животного проявления навыка. Один и тот же навык может быть выработан разными методами (механическим, вкусопоощрительным и др.), и действия дрессировщика, то есть приемы, которые он использует для выработки навыка, будут самыми различными. Выработка одного и того же навыка на команду и жест тоже осуществляется разными приемами. Таким образом, дрессировщик должен овладеть техникой выработки того или иного навыка, применяя различные методы и приемы. 2. Четкое знание и соблюдение всех условий выработки рефлексов (навыков) у собак. Особенно следует обратить внимание на умение правильно осуществлять подкрепление условного раздражителя (команды, жеста и др.) безусловным (дать лакомство, нажать на определенные части тела собаки и др.). В начальный период выработки любого навыка подкрепление применяют, в основном, систематически. Как только навык начинает проявляться на сигнал (команду, жест и др.), подкрепление целесообразно применять все реже и реже, в неопределенном порядке. Собака все время ждет подкрепления (после действия условного сигнала), но когда оно последует, после какого по счету упражнения остается для нее неизвестным. Этот фактор поддерживает активность собаки в работе и способствует выработке более стойкого навыка. Частичное подкрепление условных раздражителей (до 50 процентов) не затрудняет выработки рефлекса и значительно замедляет его угасание при последующей полной отмене подкрепляющего воздействия. Неопределенность, характерная для частичного подкрепления, ведет к активизации аппарата эмоций, который оказывает свое стимулирующее влияние на механизм формирования условного рефлекса (навыка). По мере упрочения навыка на сигнал дрессировщика подкрепление применяют лишь от случая к случаю. Когда навык прочно закреплен, он проявляется автоматически на условный сигнал без подкрепления, то есть сытая собака будет хорошо работать по командам дрессировщика. В этот период ведущая роль в формировании поведения принадлежит внешним факторам и возникшей потребности на определенный сигнал совершать определенные мышечные движения - навык (динамический стереотип). Нервные импульсы идут к мышцам, так сказать, по путям, хорошо проторенным, вполне определенным. Координация при этих сложных двигательных рефлексах совершается легко, организм животного не испытывает сильного утомления. Условный раздражитель является пусковым сигналом на основе имеющихся следов памяти достижения будущего конечного результата. Памятные следы возбуждений превращаются в активное начало двигательных действий, осуществляющих целенаправленное поведение. Все это протекает на фоне соответствующей мотивации и эмоционального возбуждения. Элементы ранее сформированных двигательных условных рефлексов (навыков) используются при выработке новых навыков. 3. Соблюдение режима упражнений и достаточного интервала (времени) между упражнениями для эффективного формирования рефлекса и предупреждения развития охранительного торможения (передрессировки). В начале выработки навыка количество упражнений должно быть минимальным - для общедисциплинарных навыков в среднем от 10 до 20 упражнений в день, а интервалы между ними от 2 до 5 и более минут с учетом особенностей собаки и вырабатываемого навыка. По мере упрочения вырабатываемого навыка продолжительность интервалов между упражнениями необходимо менять: сокращать, удлинять (в разных вариантах) и т. п. Количество упражнений по выработке одного и того же навыка сначала следует постепенно увеличивать, а затем сокращать до минимума. Здесь нужно учитывать характер вырабатываемого навыка (при выработке сложных навыков количество упражнений уменьшают, при выработке простых - увеличивают), характер подкрепления условных раздражителей (при пищевом подкреплении количество упражнений можно увеличить, при механическом - уменьшить), индивидуальные особенности поведения собаки и скорость формирования вырабатываемого навыка, степень утомляемости (на активных, сильных собак нагрузка увеличивается, на слабых - уменьшается) и т. п. Чувство меры, умение определять и поддерживать оптимальный режим упражнений с учетом индивидуальных особенностей, степени активности собаки в работе позволяет дрессировщику проявлять разумную инициативу и творчество в обучении животного. При дрессировке собак необходимо пользоваться одновременно целым комплексом факторов, сочетая их между собой по мере необходимости и возможности (подражание, игру, естественные повадки, имеющиеся навыки и непосредственное воздействие на собаку), с учетом индивидуальных особенностей поведения животного и задач дрессировки. Важным условием является широкое использование движений и привычек животного, свойственных ему по природе, а также возникших в процессе жизни. Как известно, врожденные способности животного подражать действиям другого животного в сильной степени проявляются у стадных животных. Поведение вожака перенимается всеми особями стада. Детеныши с самого раннего возраста учатся сложным защитным, пищевым, исследовательским и другим реакциям у взрослых животных. У собак очень развиты подражательные рефлексы. Стоит, проходя по улице, затронуть только одну дворовую собаку, как на ее лай из соседних подворотен выскакивает множество других, Выработка условных рефлексов у собак на глазах у других собак приводит к образованию соответствующих связей в коре мозга последних (зрителей ). Простейшая форма подражания, проявляющаяся в виде следования одних особей за другими или в воспроизведении двигательного акта пищевого характера, в большей степени определяется наследственными моментами. На этой безусловной базе очень быстро по типу натуральных рефлексов образуются условные рефлексы в виде голосовых реакций (лая), пищевого рефлекса на акт еды другого животного и т. п. Более сложной условно-рефлекторной формой подражания является имитирование по типу "актер и зритель". В известной мере степень выраженности рефлексов подражания зависит от возраста животного: у щенков подражательные рефлексы выражены в более сильной степени, чем у взрослых собак. Дрессировщики используют подражание при обучении собак преодолевать препятствия, хватать за одежду помощника дрессировщика, агрессивно нападать на постороннего человека, подавать голос и т.п. Особенно широко используется подражание при воспитательной дрессировке щенков. Не следует упускать те моменты, когда собака сама совершает нужные дрессировщику действия. Здесь нужно вовремя подать команду и подкрепить ее безусловным воздействием. Навык может быть выработан лишь при внутренней готовности (настройки) животного, определенной потребности. Если соответствующая двигательная настройка самостоятельно проявляется собакой, то се необходимо использовать для формирования нужного условного рефлекса, так как это положительно влияет на более ускоренную выработку у собаки нужного навыка. Любые действия дрессировщика в ходе работы с собакой сразу влекут за собой ответную реакцию животного, то есть у нее формируется условный рефлекс. Поэтому четкие и правильные действия дрессировщика способствуют более успешному формированию навыка. Ошибочные действия дрессировщика ведут к формированию ненужных рефлексов и затрудняют выработку нужных навыков. Бывает так, что дрессировщик допустил лишь один неверный шаг и у собаки возникает нежелательный рефлекс - собака, например, стала бояться сильных раздражителей, а иногда и самого дрессировщика. Какое-то воздействие на организм собаки может привести у разных животных к неодинаковому результату, порой противоположному ожидаемому. Здесь дрессировщику следует творчески искать в каждом конкретном случае свои, индивидуальные приемы воздействия на собаку. Страх подавляет любознательность. Установлено наличие положительной корреляции между исследовательской активностью и дружелюбным отношением к человеку у собак, и лучшими исследователями оказались смелые (низкий индекс страха) и одновременно неагрессивные, дружелюбные животные. 4. При выработке каждого навыка в отдельности и общедисциплинарных и специальных навыков в целом следует всегда соблюдать принцип от простого к сложному. На каждом занятии рекомендуется вырабатывать один основной навык в необходимом сочетании с некоторыми ранее выработанными, постепенно усложняя и совершенствуя их. При этом нужно выбирать такую последовательность, чтобы один навык не влиял отрицательно на закрепление другого. На каждом занятии преподаватель четко и наглядно показывает все действия (приемы), которые должен совершать дрессировщик при выработке навыка у собаки, и добивается от каждого дрессировщика их правильного выполнения при соблюдении режима упражнений и индивидуального подхода к дрессируемой собаке. Практические занятия по дрессировке собак, прежде всего, нацелены на обучение дрессировщиков умелой работе" (технике дрессировки) с животными и одновременно на выработку у собак определенной системы общедисциплинарных и специальных навыков. Это достигается, главным образом, активной, настойчивой самостоятельной работой каждого обучаемого со своей собакой по индивидуальному заданию и под контролем преподавателя (инструктора) на проводимых занятиях по расписанию в клуб служебного собаководства. Между плановыми занятиями в клубе в течение всей недели дрессировщики-любители совершенствуют свое мастерство по технике выработки навыков ежедневно: самостоятельно дрессируют своих собак по индивидуальным заданиям, которые дает преподаватель на каждом занятии. В качественной подготовке как самих дрессировщиков, так и дрессируемых ими собак немаловажную роль играет умелое решение организационных вопросов, в частности, подбор опытных руководителей занятий, наличие учебно-методических материалов (поурочный план дрессировки, планы-конспекты для проведения занятий, расписание занятий и др.), материальной базы и т. п. Комплектовать учебные группы целесообразно по 8 - 12 человек. По возможности желательно в каждую группу подбирать обучаемых примерно одинакового уровня подготовки. В процессе знакомства с обучаемыми преподаватель (инструктор) клуба служебного собаководства должен выявить степень подготовленности к работе с животным каждого и уровень надрессированности принадлежащей ему собаки. На этом основании руководитель определяет каждому индивидуальное задание для подготовки к первому занятию, составляет план-конспект. Примерный вариант плана-конспекта первого занятия с группой обучаемых, никогда не занимавшихся дрессировкой, и принадлежащими им собаками, впервые попавшими на площадку, может выглядеть следующим образом. Подразумевается, что в процессе выращивания и ухода за собакой она приучена к кличке, ошейнику, поводку и у нее выработан определенный контакт с владельцем-дрессировщиком.
Тема 1. Выработка у собак навыка ходить рядом с дрессировщиком. 1. Ознакомить обучаемых со специальным инвентарем, применяемым при дрессировке собак. 2. Показать, а затем тренировать обучаемых правильно осуществлять методические приемы (технику) выработки навыка у животных. 3. Вырабатывать у собак навык передвигаться рядом с дрессировщиком по команде "рядом". Место занятий. Дрессировочная площадка клуба служебного собаководства. 1. Объявить темы и цели занятия, раскрыть последовательность работы (5 минут), 4. Перерыв 10 минут. 5. Опытный дрессировщик с обученной собакой по элементам демонстрирует технику выработки навыка у собаки на команду "Рядом". Демонстрацию сопровождать краткими пояснениями, ответить на вопросы обучаемых. Затем перейти к показу последовательного усложнения навыка: выработка навыка на жест, движение в различном темпе, остановки, повороты на месте и в движении, движение без поводка (20 минут). 6. Тренировка обучаемых подавать команду "рядом" и производить рывок поводком согласованно с поощрением словом "хорошо", лакомством и поглаживанием. Вначале эти упражнения выполняются без собак, которых следует привязывать за забор или другие предметы, прикрепляя поводок на высоте 60-70 см. Инструктор лично проверяет действия каждого дрессировщика и добивается правильного выполнения упражнения (25 минут). 8. Практическая работа обучаемых с собаками по выработке навыка на команду "Рядом". Дрессировщики движутся друг за другом на расстоянии 5-7 м по кругу (или указать направление). Инструктор находится в центре и внимательно наблюдает за действиями обучаемых, делает необходимые замечания дрессировщикам, допускающим неточности или ошибки. Каждое очередное упражнение нужно повторять через 2 - 3 минуты движения с собакой. Общее количество упражнений на занятиях - 10 - 12. 1. Показать, а затем тренировать обучаемых правильно, осуществлять методические приемы (технику) выработки навыка. 3. Проверить правильность действий дрессировщиков при работе с животными и степень проявления навыка у собак на команду "Рядом". Дать обучаемым индивидуальные задания на усложнение данного навыка. Место занятий. Дрессировочная площадка клуба служебного собаководства (либо указать другой участок местности; Материальное обеспечение. 1. Подготовить показную собаку. 2. Каждому дрессировщику иметь комплект необходимого спецснаряжения для собак, лакомство. 1. Объявление темы и целей занятия (5 минут). 5. Практическая работа обучаемых по выработке у собак навыка на команду "Гуляй" и жест. Инструктор поочередно подходит и проверяет практические действия каждого дрессировщика и оказывает необходимую помощь, делает для себя краткие пометки в записной книжке о работе обучаемых. 7. Подвести общий итог занятий и дать домашнее задание на неделю: - определить индивидуальные задания дрессировщикам на работу по усложнению выработки навыка ходить рядом с дрессировщиком (выработка навыка на жест, движение в разном темпе, усложнение условий); навык ходить рядом с дрессировщиком совершенствовать при движении на занятия и обратно (10 минут).
1. Показать, а затем тренировать обучаемых правильно выполнять действия (приемы) при отработке у собак навыка. 2. Вырабатывать у дрессируемых собак навык подходить к дрессировщику по команде "Ко мне". Дрессировку проводить в сочетании и на основе навыка на команду "Гуляй". 3. Проверить действия дрессировщиков при работе с животными и степень проявления навыков у собак на команды "Рядом", "Гуляй". Место занятия. Дрессировочная площадка клуба служебного, собаководства. 1. Объявление темы и целей занятия (5 минут). 3. Практический показ последовательных усложнений при выработке навыка подхода к дрессировщику, в сочетании с другими навыками, (на команды, "Сидеть", "Лежать" и др.), проявление навыка отдельно на жест и команду в сложных условиях. Демонстрация на показной собаке указанного навыка в полном объеме, в сочетании, с выработкой и совершенствованием других общедисциплинарных навыков ориентирует обучаемых, на конечный результат, к которому должны стремиться дрессировщики в ходе дальнейшей работы (15 минут). 5. Тренировка обучаемых в исполнении запланированных, приемов на участках местности, указанных каждому из них. Режим работы - 10 упражнений с промежутками в 2 - 3 минуты. Инструктор поочередно подходит и проверяет практические действия каждого дрессировщика и оказывает необходимую помощь, добиваясь полного устранения недочетов. Одновременно проверяется уровень выработки навыка на команду "Гуляй". Отдельные действия каждого дрессировщика и поведение собак заносятся инструктором в записную книжку (30 минут). 6. Проверяется степень проявления у собак навыка ходить рядом с дрессировщиком с учетом индивидуального задания, данного на предыдущем занятии, и определяются усложнения, которые следует вводить индивидуально каждому дрессировщику (выработка навыка на жест, движение в разном темпе и др.) (15 минут). 7. Подведение итогов практической работы дрессировщиков с собаками. Обращается внимание на выявленные успехи и недочеты, даются необходимые советы. Дается домашнее задание на неделю по выработке и совершенствованию навыка у собак на команды "Ко мне", "Гуляй". Режим работы: 8 - 10 упражнений утром и в вечернее время ежедневно, с перерывом между упражнениями 2 - 4 дня. Навык ходить рядом с дрессировщиком совершенствовать, в основном, при движении на занятия и обратно согласно с индивидуальными заданиями (10 минут). На очередном занятии нужно приступить к выработке у собаки навыка садиться в необходимом сочетании с навыками переходить в свободное состояние, подходить к дрессировщику, ходить рядом с дрессировщиком. В практической работе по дрессировке следует опираться на теоретические знания психофизиологических основ поведения собаки и техники дрессировки. На все занятия нужно составлять поурочный план обучения, разработанный на весь период подготовки обучаемых в соответствии с программой и целями дрессировки собак (выработка общедисциплинарных навыков, дрессировка к определенной службе). Поурочный план дрессировки предусматривает последовательность и взаимозависимость всех навыков, которые предстоит выработать у собак за предусмотренное программой учебное время. В нем отражается и последовательность ввода усложнений каждого навыка в отдельности. На каждое практическое занятие планируется выработка, как правило, одного основного навыка в необходимом сочетании с некоторыми уже выработанными навыками или продолжается их усложнение и совершенствование. Устанавливается режим упражнений. Можно включать и выработку некоторых специальных навыков, например, после приучения собаки подносить предметы подключать выработку специального навыка выборку (опознание) предмета по заданному запаху. Продолжение поурочного плана по выработке общедисциплинарных навыков является поурочный план занятий по дрессировке собак к определенному виду службы. К разработке поурочных планов по дрессировке собак нужно привлекать опытных специалистов. На основе поурочного плана составляется расписание занятий. Кроме того, преподаватель должен составить развернутый, подробный план-конспект по каждой теме с учетом конкретных данных о каждом дрессировщике и особенностей поведения его собаки, степени ее «надрессированности». И на основе этих данных индивидуализировать режим упражнений, степень усложнений вырабатываемых навыков, материальное обеспечение занятий и т.п. Домашнее задание также следует устанавливать каждому дрессировщику индивидуально. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов
Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...
Методические рекомендации педагогам для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании рекомендаций ВОЗ
Дистанционное обучение предполагает, что обучающийся может присоединиться к занятиям взволнованным или возбужденным.Ученик в таком эмоциональном состоянии не готов получать новые знания, но задача пед...
Методическая разработка внеурочного занятия «Собаки Великой Отечественной Войны» в рамках проекта «О братьях наших меньших».
Методическая разработка внеурочного занятия «Собаки Великой Отечественной Войны» в рамках проекта «О братьях наших меньших».Разработка внеурочного занятия можно использов...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»
laquo;Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»...