Сценарий активно-игровой программы "Лаборатория безопасности"
методическая разработка (5, 6, 7 класс)

Сценарий разработан для учащихся 5-7 классов в целях ознакомления ребят с основными службами спасения, а также с основами безопасности жизнедеятельности человека. Конкурсная программа позволяет в активно-игровой форме повторить и закрепить алгоритм действий в чрезвычайной ситуации, формирует у воспитанников уважительное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, культуру поведения и гражданскую ответственность в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_igrovoy_programmy_laboratoriya_bezopasnosti.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Активно-игровая программа «Лаборатория безопасности»

Участники мероприятия: учащиеся 5-7 классов

Цели мероприятия:

  • Образовательная: ознакомление воспитанников с основными службами спасения, а также с основами безопасности жизнедеятельности человека
  • Воспитательная: формирование культуры поведения и воспитание гражданской ответственности в случае возникновения чрезвычайной ситуации
  • Развивающая: формирование логического мышления учащихся, развитие внимания, памяти, наблюдательности.

Задачи мероприятия:

Образовательные: 

  • формирование и закрепление первичных знаний о службах спасения: их специфике, назначении, способах контакта
  • ознакомление воспитанников с основами безопасности жизнедеятельности человека

Воспитательные:

  • формирование культуры поведения воспитанников при пожаре, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях
  • воспитание гуманизма, толерантности, гражданской ответственности в случае возникновения чрезвычайной ситуации
  • формирование адекватного отношения воспитанников к причинам возникновения чрезвычайных ситуаций и людям, оказавшимся в чрезвычайной ситуации
  • формирование уважительного отношения воспитанников к своему здоровью и здоровью окружающих

Развивающие:

  • повторение и закрепление алгоритма действий в чрезвычайной ситуации
  • формирование у воспитанников способностей к анализу, синтезу и сравнению изучаемых предметов и явлений

Оборудование и оформление: для реализации программы необходимо наличие 3 кабинетов (секторы Лаборатории Безопасности – «красный», «желтый» и «зеленый»). В одном из них можно было бы проводить подвижные игры и конкурсы (каб.№1 – в нем также проходит начало и конец мероприятия), а в двух других (каб.№№2, 3) необходимо поставить по два стола, за которыми можно было бы выполнять письменные задания. В каждом кабинете-«секторе» работает один педагог. Желательно в кабинетах наличие мультимедийных установок с экраном.

Организация работы

В мероприятии принимают участие три команды.

Работа на мероприятии проходит в несколько этапов.

Первый этап – организационный – проходит в каб.№1, который в начале мероприятия носит название «Центральный сектор» Лаборатории Безопасности, а затем трансформируется в «Красный сектор». Здесь происходит знакомство с участниками мероприятия, приветствие от лица персонажей, ведущих мероприятие (в данном случае «научных руководителей» секторов Лаборатории безопасности), обозначение темы мероприятия. Команды выбирают капитана команды, придумывают название команды, соответствующее тематике мероприятия.

Второй этап – собственно путешествие по секторам Лаборатории Безопасности: «Красному сектору», в котором изучается служба 01 (МЧС), «Желтому сектору», в котором изучается служба 02 (милиция) и «Зеленому сектору», в котором изучается служба 03 (скорая помощь). Две команды расходятся по двум секторам Лаборатории Безопасности «Желтому» и «Зеленому» (каб.№№ 2 и 3), третья команда остается в первом «Центральном секторе», который к этому времени превращается в «Красный сектор» (каб.№ 1). Работа в каждом секторе длится 20 минут. По окончанию работы в одном секторе команды меняются и по определенному графику переходят в другой сектор, затем в третий. В результате каждая команда должна побывать в каждом секторе: участники выполняют задания «научных руководителей» и за хорошую работу в секторе получают «молекулу безопасности» красного, желтого или зеленого цвета. Цвет молекулы означает, в какой сектор команда отправится дальше. Например, «молекула» зеленого цвета означает, что команда идет в «Зеленый сектор», желтого – в «Желтый сектор», красного – в «Красный сектор».

Третий этап – заключительный – команды и «научные руководители» «секторов» Лаборатории Безопасности возвращаются в первый зал (где проходило начало мероприятия), теперь это снова «Центральный сектор» Лаборатории Безопасности. Здесь команды проходят итоговые испытания. Все «молекулы безопасности», полученные в «секторах» Лаборатории Безопасности, опускаются в специальную коробку – «Базу данных» и выводится Формула Безопасности.

Ход программы

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья!

Мы рады приветствовать вас. Сегодня у нас необычная встреча, потому что Центр на некоторое время превратился в настоящую научную лабораторию – Лабораторию Безопасности. Здесь научными сотрудниками Лаборатории разрабатываются проблемы безопасности жизнедеятельности человека. Сегодня мы с вами поговорим об этих проблемах и о людях, которые помогают нам справиться с ними. Как называются эти люди? Правильно, спасатели. Но мы будем говорить не только о спасателях МЧС, но также и о других службах спасения. Вам предстоит посетить три «сектора» нашей Лаборатории, собрать «молекулы безопасности» и в итоге вывести настоящую Формулу Безопасности.

Для начала хочу познакомить вас с нашими научными сотрудниками – руководителями «секторов» Лаборатории Безопасности. Итак:

  • руководитель «Желтого сектора» Лаборатории Безопасности:
  • руководитель «Зеленого сектора» Лаборатории Безопасности:
  • руководитель «Красного сектора» Лаборатории Безопасности:  

Ведущий: Для того, чтобы нам было интереснее путешествовать по секторам Лаборатории Безопасности, наше путешествие будет проходить в режиме соревнования: командам необходимо придумать название и выбрать командира. Только одно условие – название группы должно соответствовать теме нашей программы, т.е. быть связано с безопасностью.

Группы придумывают название и выбирают командира

Ведущий: Прежде чем официально признать ваше право называться командиром, мы должны проверить, действительно ли вы годитесь на эту роль. Какими, на ваш взгляд, качествами должен обладать руководитель команды? Дети перечисляют. Конечно, в первую очередь, командир должен быть лидером и уметь организовать свою группу, проще говоря, уметь командовать. Сейчас вы будете командовать. Вы должны будете громко сказать: «три-четыре», а команды в ответ на это должны будут произнести громко и четко свои названия.

Командиры  командуют, группы кричат названия

Ведущий: Вот теперь все в порядке. Командирам я вручаю специальные контейнеры, в которые они будут складывать собранные в течение путешествия «молекулы безопасности». Обратите внимание, «молекулы» разного цвета. Цвет «молекулы» обозначает сектор, в который вы отправитесь дальше. Так, если вам вручат желтую «молекулу», вы проходите в «Желтый сектор» и т.д.  В каждом секторе Лаборатории Безопасности вы будете выполнять задания научных руководителей. Именно за хорошую работу в секторе группа и будет получать «молекулы безопасности». В конце путешествия мы все встречаемся в «Центральном секторе» Лаборатории Безопасности. Вас будут ждать итоговые задания. Если вам удастся справиться с ними, мы сможем с помощью ваших «молекул безопасности» вывести Формулу Безопасности.

А теперь пришло время отправляться в сектора Лаборатории Безопасности. Группа, получившая контейнер желтого цвета, начинает свое путешествие с «Желтого сектора», группа, получившая контейнер зеленого цвета, с «Зеленого сектора», группа, которой достался контейнер красного цвета, остается в этом зале, который с этого момента становится «Красным сектором».

Группы отправляются по секторам Лаборатории Безопасности

«Красный сектор» Лаборатории Безопасности

Руководитель «Красного сектора»: Вот мы с вами и оказались в «Красном секторе» Лаборатории Безопасности. Обратите внимание, «Красный сектор» у нас обозначен цифрами 01. Что обозначают эти цифры? Правильно, это номер телефона, по которому нужно звонить в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. А какие вы знаете чрезвычайные ситуации?

Дети перечисляют чрезвычайные ситуации

1. «Стихийное бедствие»

       Существуют еще чрезвычайные ситуации, которые не зависят от воли и вмешательства человека. Их создает сама природа и нам остается только лишь переживать их. Эти чрезвычайные ситуации связаны с природными явлениями, с разгулом стихии, поэтому они так и  называются – стихийные бедствия.

Сейчас мы вспомним некоторые из них. Эти знания нам пригодятся при выполнении первого задания в «Красном секторе». На предложенных вам учебных карточках перепутаны буквы в названиях стихийных бедствий: попытайтесь разобраться и дать их правильное название:

1. НАУЦИМ -цунами

2. ЧРЕМС  - смерч

3. АДОНТОР  - торнадо

4. ГАНУРА  -  ураган

5. СЕНИЕЛЕТРЯЗЕМ  - землетрясение

6. НАНЕНИЕВОД  - наводнение

Дети отгадывают стихийные бедствия

2. «Спасательная операция».

Вы, наверное, знаете, как для спасателей важно умение работать в команде. Сейчас мы проверим ваше умение помогать, понимать, поддерживать друг друга, работать «в одной связке». Участники каждой команды выстраиваются по прямой на расстоянии 1 м друг от друга. Первый игрок команды получает записку-сообщение,  содержащую какую-либо информацию, и в течение 30 секунд пытается её запомнить. Затем по команде ведущего он подходит ко второму участнику, пересказывает текст и возвращается на своё место. Второй участник  запомнившуюся информацию передаёт третьему и так до последнего игрока, который должен озвучить (либо записать) итоговый вариант. Побеждает команда, которой удалось не только быстро справиться с заданием, но и максимально точно передать текст сообщения.

       Содержание записки: «Сегодня в 5.30 был замечен очаг возгорания площадью 300 м 2  в лесном массиве на расстоянии 7 км от посёлка Дубки.  Очаг успешно ликвидирован. Существует опасность возгорания расположенных в этом районе торфяников. Необходимо провести обработку массива с воздуха». 

Участники выполняют задание.

Руководитель «Красного сектора»: Молодцы, вы справились с заданиями и заслужили «молекулу безопасности». Она желтого цвета, значит, теперь вы отправляетесь в «Желтый сектор». Удачи вам, друзья, и не забывайте о Безопасности!

Участники  переходят в кабинет № 2 – «Желтый сектор» Лаборатории Безопасности

«Желтый сектор» Лаборатории Безопасности

Руководитель «Желтого сектора»: Здравствуйте, ребята!  Вы оказались в «Желтом секторе» Лаборатории Безопасности. Наш «сектор» носит кодовый номер 02, и вы сразу же догадались, что речь пойдет о милиции, которая с некоторых пор превратилась в полицию. Милиция была организована в 1917 году. В милиции существует множество подразделений, на которые возложено выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, обеспечение безопасности дорожного движения, общественного порядка и безопасности граждан и другие обязанности. После принятия Закона «О полиции» названия департаментов и комитетов поменялись, но суть и специфика работы не изменились.  

3. «Полицейские профессии».

Мы поговорим с вами о людях, которые стоят на страже закона. Для начала я хочу узнать, какие вы знаете профессии, так или иначе связанные с полицией. Я сейчас каждой команде раздам два набора карточек. В одном наборе будут карточки с названиями профессий, а в другом – описания этих профессий. Вы должны разложить карточки, правильно соединив название профессии с её описанием.

Должностное лицо, производящее предварительное следствие

(следователь)

Лицо, принявшее на себя защиту одной из сторон в гражданском или уголовном деле  (адвокат)

Должностное лицо органа дознания, уполномоченное на производство оперативно-розыскных мероприятий

(оперативный уполномоченный)

Должностное лицо общественной безопасности органов внутренних дел, осуществляющее служебную деятельность, направленную на защиту прав граждан, проживающих на соответствующем административном участке

(участковый уполномоченный)

Государственный обвинитель в судебном процессе

(прокурор)

Специалист по расследованию уголовных преступлений

(детектив)

Должностное лицо, осуществляющее надзор за правильностью действий и выполнением законов в какой-либо области управления

(инспектор)

Участники раскладывают карточки

Давайте проверим, справились ли вы с этим заданием. Я сейчас буду говорить правильные ответы, а вы проверяйте.

Команды проверяют правильность выполнения задания

4. «Дорожная безопасность».

       А теперь мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили о таком направлении работы как обеспечение безопасности дорожного движения. Сейчас, когда ситуация на дорогах крайне тяжелая, приходится быть особо внимательными, чтобы не попасть в беду. Именно работники дорожно-постовой службы помогают участникам дорожного движения чувствовать себя в безопасности на дорогах. Назовите, пожалуйста, мне участников дорожного движения. Да, это водители и пешеходы. А кто, по-вашему, из них на дороге главнее? Дети отвечают. Я вам хочу сказать, что понятия «главный» на дороге не существует. Здесь все равны, и водители, и пешеходы. И у тех и у других есть права и обязанности, и все должны  соблюдать определенные правила, только тогда на дороге будет порядок. Регулировать дорожное движение помогают специальные средства. Одним из таких средств является система дорожных знаков. Ориентируясь по ним, пешеходы и водители могут достигать цели своего путешествия без особых проблем. Сейчас, я вам буду показывать дорожные знаки, а вы мне будете говорить, что обозначает тот или иной знак.

Дети отгадывают дорожные знаки

5. «Безопасность»

Все подразделения полиции призваны обеспечивать главное. Что же? БЕЗОПАСНОСТЬ. Именно это слово мы сделали девизом нашего сектора и последним заданием в «Желтом секторе»: вы сейчас должны будете из букв, составляющих слово «БЕЗОПАСНОСТЬ» составить как можно больше простых, маленьких слов.

Дети составляют, а потом зачитывают слова, составленные из букв слова «БЕЗОПАСНОСТЬ». Слова не должны повторяться. Побеждает команда, составившая больше слов.

Руководитель «Желтого сектора»: Мы с вами закончили работу в «Желтом секторе». И за отличное выполнение заданий я хочу вручить вам зеленую «молекулу безопасности». Это означает, что вы переходите в «Зеленый сектор» Лаборатории Безопасности.

 

«Зеленый сектор» Лаборатории Безопасности

Руководитель «Зеленого сектора»: Добрый день! Я рад вас приветствовать в «Зеленом секторе» Лаборатории Безопасности. В нем мы поговорим о службе спасения 03. Это, как вы уже догадались, «Скорая помощь». В каких случаях нужно обращаться в «Скорую помощь»? Правильно, в случаях проблем со здоровьем.  Сегодня мы с вами поговорим о здоровье. Для начала, скажите, пожалуйста, что нужно для того, чтобы сохранить здоровье?

Дети отвечают

6. «Остроглаз».

       Совершенно верно, нужно вести здоровый образ жизни, правильно питаться, делать зарядку, гулять на свежем воздухе и не забывать о витаминах, макро- и микроэлементах, которые тоже необходимы нам для поддержания здоровья. Речь пойдет не о витаминных комплексах, а о тех витаминах, которые содержатся во фруктах, овощах и других полезных продуктах. Например, витамин Е содержится в растительном масле, витамин С - в апельсинах, витамин В1 – в капусте, витамин Р – в зелёном чае, фосфор – в рыбе, железо – в яблоках. Вы знаете, что витамины необходимы для правильного функционирования организма в целом и его отдельных частей. Так, для глаз необходим витамин А, а для памяти и внимания витамин В2. Сейчас мы проверим у кого в организме достаточно и того и другого витамина. Перед вами на подносе разложено 15 предметов. Через 15 секунд мы уберём поднос, а вы попытайтесь их перечислить.

7. «Болезнь – часть тела».

Я очень надеюсь, что, в том числе и с помощью витаминов, вам удастся сохранить здоровье. А теперь поговорим немного о грустном – о болезнях.  Я вам буду называть болезнь, а вы должны будете мне сказать, какая часть тела при этом болит. Например, если врач ставит диагноз – ангина, значит, болит горло.

1. Ринит – нос

2. Отит – ухо

3. Мигрень – голова

4. Пневмония – легкие

5. Плоскостопие – ноги

6. Близорукость – глаза

7. Артрит – суставы

8. Гастрит - желудок

8. «Помоги себе сам»

Замечательно! Вы неплохо справились и с этим заданием. Ну а теперь, последнее задание. Вы, конечно же, знаете, что проще и легче предупредить заболевание, чем лечить его. Скоро лето, а какая летом может быть основная угроза здоровью?  Правильно, тепловой или солнечный удар. Как мы можем защититься от солнечного удара? Обязательно летом, в жаркую погоду носить головной убор. Вы сейчас должны будете смастерить головной убор из газеты. Один на всю команду.

Дети мастерят головные уборы из газеты

Теперь вы знаете, как можно спастись от солнца в летний зной. А на этом работа в «Зеленом секторе» Лаборатории Безопасности закончена, я хочу вручить командиру вашей группы красную «молекулу безопасности».

Центральный сектор Лаборатории Безопасности

В зале собираются все участники.

Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие по секторам Лаборатории Безопасности и пришло время подвести итоги. Для того, чтобы собранные вами «молекулы безопасности» поместить в Базу данных и вывести Формулу Безопасности, нужно проверить насколько ваши знания глубоки и системны. Для этого научные руководители секторов Лаборатории Безопасности проведут итоговые испытания. Если вы справитесь со всеми испытаниями – Формула получится научно подтвержденной. Итак, первое задание от руководителей «Красного сектора».

Руководитель «Красного сектора»: Во время работы в «Красном секторе» Лаборатории Безопасности мы с вами говорили о чрезвычайных ситуациях. Вспомним такую чрезвычайную ситуацию, как пожар. От каждой группы мне нужно по 6 участников. (18 человек делятся на 2 команды по 9 человек). Сейчас вы превратитесь в две пожарные команды и будете тушить очаг возгорания. Пожарных рукавов, к сожалению, в этом помещении нет, поэтому тушить будем старым «дедовским» способом, передавая «ведра с водой».  

9. Эстафета  «Тушение пожара».

Команды строятся в две шеренги напротив друг друга и получают по одному пустому ведру.  Участники по очереди передают ведра друг другу. Когда ведро окажется в руках последнего участника, он обегает команду, встает в самом начале и участники вновь передают ведро до конца команды. Соревнование продолжается, пока все участники, таким образом, не поменяются.

Руководитель «Красного сектора»: Очень слаженно работают команды, поэтому я думаю, что «молекулы  безопасности»  красного цвета мы можем загрузить в базу данных.

Красные «молекулы безопасности» опускаются в Базу данных

 Руководитель «Красного сектора»: А я передаю слово руководителю «Желтого сектора» Лаборатории Безопасности

10. «Фоторобот».

        При работе в «Желтом секторе» мы с вами говорили о милиции (полиции), ее подразделениях и осуществляемых ею функциях. Для итогового задания мы подготовили вам задание из области оперативно-розыскных действий. Иногда розыск осуществляется с помощью составления фоторобота преступника или пропавшего человека. Фоторобот отличает схематичность и не всегда изображение отличает сходство с оригиналом. Мы приготовили для вас фотороботы. Их легче узнать, потому что это звезды российского и зарубежного шоу-бизнеса. Фоторобот состоит из двух изображений – сверху фото одной звезды, снизу – другой. Вам нужно назвать обе звезды.

Дети отгадывают фотороботы

Руководитель «Желтого сектора»: Итоговое задание выполнено на «отлично» и я хочу пригласить сюда командиров с желтыми «молекулами безопасности». Мы их опускаем в нашу Базу данных.

Желтые «молекулы безопасности» опускаются в Базу данных

Руководитель «Желтого сектора»: А я хочу предоставить слово руководителю «Зеленого сектора» Лаборатории Безопасности.

11. «Поговорки о здоровье».

       Во время работы в «Зеленом секторе» мы с вами говорили о здоровье и здоровом образе жизни. Здоровью вообще посвящено много пословиц, поговорок, песен, стихов и т. д. Сейчас я хочу проверить, знаете ли вы их. Я вам буду говорить начало пословицы, поговорки или строчки из песни, а вы должны будете их закончить.

Дети заканчивают пословицы, поговорки или строчки из песни

Руководитель «Зеленого сектора»: Вы обладаете хорошими знаниями и о собственном здоровье, поэтому зеленые «молекулы безопасности» мы можем смело опускать в нашу Базу данных.

Зеленые «молекулы безопасности» опускаются в Базу данных

Наша база данных полностью загружена, и мы можем вывести Формулу Безопасности. Включайте Компьютер. Внимание на экран.

На экране появляются слова: «Знай!», «Помни!», «Соблюдай!»

Ведущий: Теперь вы знаете Формулу Безопасности. Она состоит из главных принципов: ЗНАЙ! – все правила, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности человека, ПОМНИ! их в любой, даже самой чрезвычайной ситуации и, конечно же, неукоснительно их СОБЛЮДАЙ! Давайте все вместе еще раз произнесем эти слова.

Дети произносят Формулу Безопасности

Ведущий: Я надеюсь, что вы запомните эту формулу на всю жизнь и тогда ваша жизнь будет долгой, счастливой и, самое главное, безопасной!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия к конкурсу "Безопасное колесо"

Здесь представлен сценарий мероприятия к конкурсу "Безопасное колесо"...

Сценарий линейки по противопожарной безопасности

Представлен текстовый вариант линейки по противопожарной безопасности, который может быть использован преподавателем ОБЖ при проведении профилактических акций....

Сценарий агитбригады по пожарной безопасности «Жизнь без опасности».

Сценарий агитбригады по пожарной безопасности можно использовать в 5-7 классах....

сценарий агитбригады по пожарной безопасности

На конкурсе агитбригад мы заняли 1 место...

Сценарий мероприятия "Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах"

Данное мероприяте способствует формированию у детей заний и навыков правильного обращения с огнем....

«Использование активных игровых форм работы по развитию фонематических процессов у учащихся коррекционной школы VIII вида на воспитательском часу»

Игры, способствующие развитию фонематического  и звукового  восприятия, анализа и синтеза, фонематических представлений, а также развитию моторной координации, ловкости, точности движений, к...

Методическая разработка " Активный игровой метод обучения "Let\'s sing""

Методическая разработка "Активный игровой  метод обучения "Let's sing""How are you? I'm fine. (Greeting song) - English song for Kids - Exciting songhttps://www....