Мастерская «Тряпичные куклы наших предков»
план-конспект

Берёзкина Татьяна Петровна

Мастерская по изготовлению зайчика на пальчик  и птички при помощи лоскутка ткани и ниток (технологическая карта, пооперационные карты изготовления изделий, презентация  о тряпичных куклах наших предков).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТРЯПИЧНЫЕ КУКЛЫ НАШИХ ПРЕДКОВ

Слайд 2

А знаете ли вы о том, что первые куклы вовсе не были игрушками? Испокон веков куклам наделялись магические способности и их обожествляли. Первые куклы были совсем не похожи на тех, что мы привыкли видеть на прилавках магазинов.

Слайд 3

В России каждая кукла делалась для определенных задач. Были куклы-обереги, обрядовые куклы и игровые.

Слайд 4

КУКЛА-ОБЕРЕГ призвана защищать человека, эти обереги могли хранится в укромном месте, их непоказывали. Неслучайно она безлика – глаза, нос, рот – это врата, через которые могут проникнуть темные силы.

Слайд 5

Материалом для куклы служили ношеные вещи, так как считалось, что они хранили в себе силу поколений. Хорошей приметой считается передача куклы по наследству от матери к дочке, а потом и к внучке, такие куклы-талисманы сулят удачу и продолжение рода.

Слайд 6

Берегиня — самая древняя обереговая кукла. Она оберегала дом от несчастий и бед, отпугивала нечистую силу. Куклу помещали в доме так, чтобы она смотрела в глубину комнаты, и никогда не давали в руки чужому.

Слайд 7

Подорожница — маленькая куколка, которая должна была помещаться в ладони, так как ее брали с собой в дорогу. У куклы в руках узелок, в который клали либо золу (символ домашнего очага), либо горошину (чтобы в дороге было сытно). Считалось, что Подорожница защищает в пути от бед и несчастий.

Слайд 8

Курочка-зернушка является оберегом и символизирует достаток, благополучие семьи. Внутрь вложен мешочек с гречкой (ценным, особо почитаемым зерном). После уборочной страды мешочек заполняли отборной крупой, и он хранил силу урожая.

Слайд 9

ОБРЯДОВЫЕ КУКЛЫ имеют ритуальное значение. Их делали на свадьбу, рождение ребенка, на крестьянские праздники.

Слайд 10

В древних славянских мифах и легендах небесная царица Громовница черпает сверкающим коромыслом-радугой воду из моря-океана и орошает ею поля. Громовницей называют жену славянского бога грозы и грома Перуна — русалку Рось. От их брака взял свое начало русский народ.

Слайд 11

Раньше в семье был обычай - когда женщина узнавала, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куколку. Из старых вещей женщины без использования ножниц и иглы делали «вепсскую куклу», чтобы жизнь ребенка была «не резаная и не колотая». Куклу до рождения малыша клали в колыбельку, чтобы согреть ее. Материалом для куклы служили ношеные вещи, так как считалось, что они хранили в себе силу поколений Хорошей приметой считается передача куклы по наследству от матери к дочке, а потом и к внучке, такие куклы-талисманы сулят удачу и продолжение рода.

Слайд 12

Сделает куколку, уложит в люльку и обе они уже ждут, когда появится дитя. А куколка оберегает люльку от дурного глаза. После рождения она висела над ребенком, охраняя его от порчи. Вырастет ребенок и играет в свою первую куколку-оберег.

Слайд 13

Кувадка — одна из первых кукол, которая встречает ребенка, едва он появится на свет. Для ее изготовления используют лоскутки яркой разноцветной ткани и надерганные из них нити. Подвешивают этих куколок над колыбелью, как погремушки. Число кувадок в связке должно быть обязательно нечетным. В старину считали, что тогда куколки будут оберегать ребенка.

Слайд 14

Травница — обрядовая кукла, которая берегла своих домочадцев от хворей. Ее подвешивали у колыбели младенца, а если в доме кто-то болел — ставили у кровати больного. Благодаря ей в дом не проникали злые духи и болезни.

Слайд 15

Кубышка-травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Наши предки делали Кубышку-травницу для того, чтобы воздух в избе был свежим и чистым. Куколку разминали в руках — шевелили, и по избе разносился травяной дух. Через год траву в кукле меняли.

Слайд 16

У славян зерно, хлеб и все злаковые растения почиталась как дар Божий. Кукла Зерновушка (Крупенечка) — это один из вариантов ритуального хлеба. Она была оберегом от враждебных сил, обеспечивала богатство и благополучие дома.

Слайд 17

14 сентября, в день Симеона Столпника, проводился семейный обряд «сажание на коня». Мальчикам старше трех лет с молитвой состригали с головы прядь волос, которую потом хранили, а «постриженного» отец сажал на коня. Крестный обычно держал повод, и все вместе совершали почетный круг.

Слайд 18

На Руси считалось, что сорока приносит на своем хвосте разные вести, помогает узнавать о родных и близких, находящихся вдали от дома.

Слайд 19

Медведь на Руси считался одним из обличий древнего бога Велеса, хозяина дикой природы. А также символом богатства духовного и материального.

Слайд 20

Все ИГРОВЫЕ КУКЛЫ произошли из обрядовых. Они также безлики кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка.

Слайд 21

Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы - помощницы не оставляют в беде своих хозяев.

Слайд 22

Игра в куклы, так привычная для нас в современном мире, у наших предков была наделена магическими силами. То как девочка обращается со своей куклой, влияет на атмосферу в её будущей семье. Если отношение к куклам бережное, то в доме всегда будет спокойствие и достаток, если же отношение к кукле небрежное – жди неприятностей.

Слайд 23

Зайчика на пальчик делали детям с трех лет. Это и друг ребенка, и одновременно его оберег. В старину родители давали игрушку детям, когда уходили из дома, чтобы, оставаясь один, ребенок не скучал и ему не было страшно. К зайчику можно обратиться как к другу, поговорить с ним или просто поиграть, а еще ему можно доверить свои секреты, пожаловаться, если обидели, — и он никому не расскажет!

Слайд 24

Зайчик надевается на пальчик, и игрушку нужно крепко держать в ладошке, как бы загораживая от всех, тоже оберегая его. А главное, с ним так хорошо пошептаться о своих тайнах!

Слайд 25

Словами «заинька», «зай», «зайко» русские люди в разговоре с детьми называли огонь. Связь с огнем обусловлена необыкновенной прыткостью зайца.

Слайд 26

Тряпичные мячики на Руси называли шитками или попи- нухами. Известно множество традиционных игр: поднебески, свечки, хватки, катыши. Они развивали силу и ловкость . Считалось, что колокольчик, зашитый в мячик, отгоняет от его хозяина нечистую силу.

Слайд 27

Что интересно, раньше куклами играли и мальчики лет до восьми. Делали их сначала старшие сестры, крестные, а потом и сами дети. Изготовленная девочкой кукла была показателем ее мастерства и вкуса.

Слайд 28

Ведь кукла — создание талантливых рук и творение вечной души человека. А значит, частица этой души присутствует в каждой куколке. И тому, кому мы ее подарим, будет помогать наша любовь, наше доброе расположение и искреннее пожелание счастья и благополучия.

Слайд 29

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей - дом детского творчества «Островок»

Мастерская

«Тряпичные куклы наших предков»

Педагог дополнительного образования,

руководитель мастерской «Мягкая игрушка»

Березкина Татьяна Петровна

п. Бор Туруханский район Красноярский край

2014 г.

Аннотация

        Традиционная народная кукла, которую дети будут изготавливать на этом занятии, почти не изменилась с тех давних пор, как придумали ее наши предки. Знания и умения по ее изготовлению. «вбирались» мастерами кукольного дела в этнографических поездках. Богатейшие знания и традиции русского народа, отзываются гордостью в каждом сердце взрослого человека. Возможность сделать куклу из лоскутков, тесьмы, ниток, создавая яркие и понятные образы, отражает неиссякаемое желание детей фантазировать. А через эти милые, дорогие сердцу создания дети начинают постигать а лучше сказать, вспоминать — свои корни. А значит, есть надежда, что наши дети смогут, в этом стремительно меняющемся мире, сохранить традиции наших предков, которые не дадут нам забытъ свою историю. К ней, генетической памяти, можно обратиться за помощью в самых трудных случаях жизни.

        Форма занятия-мастерская с привлечением тьютеров. Работа детей проходит в двух группах. Дети учатся создавать игрушку работая по схеме.  Для развития творческого воображения и создания более благоприятного психологического климата используется музыкальный центр с записью группы «Иван Купала» (народные песни в современной обработке). Музыка позволяет ребенку раскрепощается и приобретать не только знания и умения связанные с изготовлением игрушки, но и развиваться духовно.

Тема: «Тряпичные куклы наших предков»

Цель: приобщение детей к народному творчеству через изготовление тряпичной куклы в русских традициях.

Задачи:

  • создать условия и настрой на творческую работу;
  • развивать имеющиеся навыки работы с тканью;
  • дать новые знания по истории русской тряпичной куклы и ее созданию без использования иголки;
  • учить создавать игрушки, опираясь на схемы;
  • воспитывать понимание значимости сохранения самобытных традиций русского народа
  • Воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи, товарищества;
  • способствовать осознанию ценности игрушки сделанной своими руками.

Подготовительный этап:

  • подготовка презентации;
  • подготовка необходимого материала для работы детей;
  • подготовка раздаточного материал схем изготовления кукол: зайка на пальчик (Приложение 1), птичка (Приложение 2).

Оборудование и оснащение:

  • разноцветные и однотонные куски х/б тканей, вата;
  • нитки разного цвета;
  • ножницы;
  • карточки с алгоритмами изготовления кукол;
  • магнитофон, аудиозапись группы «Ивана Купала».

Ожидаемые результаты

  • Осознание значимости сохранения самобытных традиций русского народа.
  • Интерес к изготовлению кукол в народных традициях.
  • Индивидуальность при презентации своих работ.
  • Укрепление дружеских контактов между детьми.
  • Понимание значимости своих результатов (творчество должно приносить радость).

Технологическая карта мастерской

Этап

Формы, методы работы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

Организационный

Игра

Встречает участников, задает положительный настрой. Предлагает занять места за рабочими столами для двух рабочих групп.

Проводит игру на знакомство «Меня зовут»

Заходят в кабинет, занимают места в рабочих зонах для двух подгрупп. Знакомятся друг с другом

5 минут

Основной

Беседа.

Демонстрация.

Показ

В беседе подводит детей к разнице между современными игрушками и игрушками наших пра, прабабушек. Показывает презентацию «Тряпичные куклы наших предков»

Слушают.

Смотрят презентацию, задают вопросы

33 минуты

Демонстрирует готовые изделия и пооперационные карты их изготовления (Прил. 1, 2).

Предлагает одной группе сделать птичку, другой зайчика на пальчик

Рассматривают игрушки.

Задают вопросы, участвуют в обсуждении. Определяют игрушку для изготовления

Рассказывает о материалах и оборудовании, необходимых для практической работы, о правилах пользования инструментами и раздаточным материалом

Распределяются на 2 группы.

Рассматривают и исследуют материалы и оборудование, задают вопросы

Практическая работа

Поэтапно, опираясь на технологическую карту проговаривает алгоритм изготовления игрушки. Показывает приемы изготовления. По просьбе детей помогает в работе

Индивидуально изготавливают игрушку. Дети, закончив свою работу, помогают остальным в своей группе

Итоговый

Беседа.

Презентация продукта

Предлагает детям проанализировать свою деятельность, задает наводящие вопросы. Предлагает в любой форме презентовать свое изделие (составить небольшой рассказ, стихотворение, сценку и т.д.)

Анализируют, обсуждают, принимают решение.

Каждая группа презентует свои работы

7 минут

Используемая литература:

  1. Войдинова Н.М., Мягкая игрушка М., Эксмо,2007 г.
  2. Берстенева Е. В., Догаева Н. В. Кукольный сундучок, традтционная народная кукла своими руками, ООО Белый город, 2013 г.

Приложение 1

C:\Users\1111\Desktop\Кукольный сундучок\media\image20.jpeg

Приложение 2

image17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендании "Изготовление тряпичной куклы - Кукла-мамка

В рекомендациях дается пошаговая инструкция изготовления традиционной куклы-мамки....

2012. Изготовление тряпичной куклы. Мастер – Класс

Изготовление тряпичной куклы Мастер – КлассМанякова Татьяна Владимировна ..........................................................................pioliol.jpg...

Занятие по программе "Творческая мастерская" "Изготовление тряпичной куклы "Желанница"

Данное занятие является одним из цикла занятий по изготовлению русской тряпичной куклы.Цель: Познакомить детей с историей народной игрушки, технологией изготовления куклы «Желанница»....

Изготовление тряпичной куклы - Кукла-мамка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Данная разработка посвящена развитию интереса детей 10 – 14 лет к русской тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества и обучению изготовления тряпичной куклы на основе традици...

Открытый урок по технологии: «Народная тряпичная кукла. Изготовление куклы «Выхвалка»» (5 класс).

Урок направлен на то, чтобы дать ученикам краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; познакомить учащихся с ролью тряпичной куклы на Руси; научить изготавливать тряпичную куклу «...

Презентация "Тряпичная кукла" к уроку ИЗО в 5 классе "Ты сам-мастер декоративно-прикладного искусства. Изготовление тряпичной куклы-берегини Столбушка"

      Презентация содержит материал к открытому уроку ИЗО в 5 классе "Ты сам-мастер декоративно-прикладного искусства. Изготовление тряпичной  куклы-берегини  Стол...