Роль педагога дополнительного образования в преодолении проблем социализации
материал
Предварительный просмотр:
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №9»
Доклад на педсовет:
«Роль педагога дополнительного образования в преодолении проблем социализации»
Музыкальный руководитель:
Сухорукова Мария Владимировна
Педагог дополнительного образования:
Редько Елена Александровна
р.п. Переяславка
2018
Дополнительное образование – это профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности, и через который он получит удовлетворение познавательных интересов и их потребностей в социальных связях, творческую самореализацию и саморазвитие в разновозрастном коллективе единомышленников.
Основная цель: социализация личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через дополнительное образование
Задачи дополнительного образования:
- способствовать развитию индивидуальных творческих способностей личности, формированию стремления ребенка в направлении «я – хочу» и «я – могу»;
- способствовать развитию механизмов самостоятельного творчества;
- способствовать развитию системы трудовых навыков, овладение элементарными профессиональными умениями и ознакомление с профессиями;
-способствовать воспитанию патриотизма, трудолюбия, коллективизма, добропорядочности и милосердия, ответственности;
-социальная адаптация учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Для успешной реализации данных задач в нашей школе работают кружки разных направлений, посредством которых формируется социальный опыт. А социальный опыт-это всегда результат действий ребенка, его активного взаимодействия с окружающим миром.
Танцевальный кружок «Сюрприз» - музыкально - ритмические упражнения, танцы, ритмопластика способствующие развитию памяти, внимания, самоконтроля, преодолению гиперактивности или скованности, снимают умственную нагрузку, усталость, способствуют эмоциональной разрядке, способствуют снятию напряжения, зажатости отдельных мышц, помогает избавиться от накопившегося негатива, гнева, раздражительности и др. Ритм, который задаёт музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение.
Вокальный кружок «Радуга» -в групповом или хоровом пении главной целью является развитие музыкальных способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами вокального искусства, активизировать их потенциальные возможности в практической музыкально-художественной деятельности, приобщение детей к работе в коллективе. Дети учатся считаться с интересами других и прислушиваться к мнению группы. Успешное участие в этой деятельности носит воспитывающий характер, усиливает потребность в общении. Этот аспект дает возможность успешной социализации и коммуникации с обществом в будущем.
Кружок «Ложкари» - еще одним доступным видом музыкальной деятельности является игра на ложках. Освоив основные приемы игры на ложках, объясняю детям, что ансамбль смотрится и звучит красиво только тогда, когда все дети (артисты) играют «как один» одновременно. Для этого надо обязательно слушать, чувствовать и видеть рядом сидящего. Понимать ответственность за правильное исполнение своей партии. Данный вид деятельности формирует у ребенка чувство ответственности, выдержку и способность к самоорганизации. Систематическая игра на ложках также влияет на расширение объема памяти, и улучшают концентрацию внимания.
через музыку, песни, танцы, игру на музыкальных инструментах дети активно учатся новому в интересной и доступной для них форме. Но есть еще один, пожалуй, самый важный момент в занятиях музыкальной деятельностью – это возможность социализации. Детям жизненно необходимо испытать успех, поверить в свои возможности. И музыка позволяет создать эту ситуацию успеха. Выступления на школьных праздниках, районных, краевых конкурсах. Репетиции, выступления, встречи с другими детьми, общение – это и есть социализация, к которой необходимо стремиться.
И через дополнительное образование мы идем к этой цели.
На кружке «Рукоделие» социализация ребенка осуществляется посредством приобщения к таким видам декоративно прикладного искусства, как: художественная вышивка (вышивка простыми и декоративными ручными швами, вышивка крестом), вязание крючком, вязание спицами, пошив мягкой текстильной игрушки, плетение бисером.
Освоение данных видов ДПИ способствует формированию и развитию творческих способностей в области рукоделия и швейного мастерства, эмоционально-эстетических чувств, способствует развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. А также занятие творчеством выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребёнка. Среди представленного разнообразия видов рукоделия каждый найдет для себя более понятное, посильное и любимое занятие, которым увлечется навсегда, увлекая за собой своих друзей и близких.
В ходе обучения ребята получают возможность научиться изготавливать экспонаты для выставок, ярмарок, оформления школьного и домашнего интерьера, приобретая позитивный социальный опыт. Они смогут создавать своими руками одежду, сувенирную продукцию, дарить свои поделки родным и близким, зарабатывать себе на жизнь, выстраивать межличностные отношения, создавать свой быт и содержательно организовывать свой досуг.
Участие в конкурсах активизирует трудоспособность детей, проявляющих интерес к различным видам творческой деятельности. Предметные компетентности, заложенные через уроки декоративно-прикладного искусства и во внеурочной деятельности, позволяют учащимся с ограниченными интеллектуальными возможностями здоровья успешно проявлять себя в районных, краевых и международных творческих конкурсах, выставках, фестивалях и чемпионатах. Через награды: премии, дипломы, грамоты, сертификаты, благодарственные письма умело удовлетворяется честолюбие ребёнка.
Прошедший 10-12 октября в Хабаровске отборочный международный чемпионат профессионального мастерства среди людей с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» стал значимым в жизни нашей школы. «Абилимпикс» – эффективный инструмент для профориентации, мотивации, социализации и трудоустройства особенных людей. Участие в мировом чемпионате открывает перед нашими конкурсантами новые перспективы, новые дороги, дает новую информацию, новых друзей.
Успешное участие Кати на чемпионате в компетенции «Художественная вышивка» вызвало огромный интерес среди учащихся школы. Стали популярными виды творческой деятельности, включенные в программу чемпионата: вязание крючком, вязание спицами, бисероплетение, художественная вышивка. Следствием чего является выявление и подбор талантливых детей для участия в следующих ежегодных отборочных чемпионатах «Абилимпикс».
Как показывает международный опыт, проведение чемпионатов «Абилимпикс» оказывает серьёзное влияние на формирование культуры отношения к людям с инвалидностью в обществе.
Одна из проблем социализации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это изолированность их от полноценного общения в социуме со здоровыми сверстниками, которую можно решать через выездные дружеские встречи с концертами, мастер – классами, игровыми программами по школам района, где в качестве ведущих, артистов и мастеров будут выступать сами ребята, делясь своим опытом. Таким образом, расширяя границы связи с миром, формируются коммуникативные навыки и умение презентовать себя и результаты своего творческого труда, демонстрируя свои умения и навыки.
Через презентацию собственных творческих достижений за пределами школы-интерната у них поднимается самооценка, уверенность в себе, внутренняя свобода, чувство собственного достоинства. А также происходит обратный эффект – у сверстников и взрослого населения формируется положительное отношение к таким особенным детям.
Социальное движение «Навстречу друг другу»
Выездные дружеские встречи с концертами, мастер – классами, игровыми программами по школам района, где в качестве ведущих, артистов и мастеров будут выступать сами ребята, делясь своим опытом.
Цель: презентация ребёнком себя и своего труда через демонстрацию собственных творческих достижений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль педагога дополнительного образования в разработке и внедрении нового направления деятельности - фильцевания"
Призентация педагогического опыта...
Роль педагога дополнительного образования
Студия декоративно-прикладного творчества «Родник»ДОКЛАДРоль педагога дополнительного образованияСоставитель: педагог дополнительного образования Беляева Светлана Ярославна 1....
Роль педагога дополнительного образования школы в развитии
Рассматривая детское объединение системы дополнительного образования школы как общность учащихся и взрослых, мы выделяем особую роль педагога дополнительного образования в его становлении, развитии и ...
Роль педагога дополнительного образования в творческой деятельности учащихся
Роль педагога дополнительного образования в творческой деятельности учащихся...
"Роль педагога дополнительного образования в обучении и воспитании детей и подростков"
Доклад и презентация к районным педагогическим чтениям педагогов дополнительного образования....
«Роль педагога дополнительного образования в выявлении и развитии творчески одаренных детей»
Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и...