Дополнительное образование
рабочая программа (5 класс)
Кружки по биологии
Счастье - это быть с природой, видеть ее, разговаривать с ней.
JI. Г. Толстой
Природа - наилучшая из врачей. Она вылечивает три четверти своих больных.
Гален
Мы связаны со всем живым в природе.
А. Швейцер
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружок "Растительный и животный мир Мордовии"2 года | 91.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ты вспомнишь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспомнишь Родину такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
К. Симонов
В Законе “Об образовании” (от 2012г., ст.7) закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный. Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения и является обязательной частью содержания общего среднего образования. Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. На первое место в основных направлениях организации воспитания и социализации учащихся ставится «формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты».
В настоящее время резко возрос интерес к экологическому воспитанию школьников. Только живя в полной гармонии с природой, человек сможет лучше понять её, а поняв, сохранить жизнь на Земле. Человек – это частичка природы, поэтому он не может нарушить законы, существующие в ней. В настоящее время экологические проблемы приобрели глобальный характер. Особо остро они ощущаются в крупных промышленных регионах, мегаполисах, городах. Решить эти проблемы уже невозможно без перестройки мышления каждого отдельного человека. Отживают свой век идеи неисчерпаемости природных богатств, возможности покорения природы. Но у многих людей сохраняется безответственное отношение к окружающей среде, потребительский подход к природе, низкий уровень экологических знаний и культуры, низкий уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых, не развита потребность практического участия в реальной природоохранной деятельности. Изучение природы - это важная сторона деятельности человека. Экология, биология, химия позволяют проводить исследования природы силами школьников. Экология изучает взаимосвязь человека с окружающей средой. Организм человека не может функционировать без взаимосвязи человека с окружающей средой. Вещества, поступающие в наш организм из окружающей среды, влияют на процессы жизнедеятельности организма. Нам важно знать, какие вещества полезны нам, и в каких количествах, а что вредно и до какой степени. Информация, которую получают школьники нашего кружка, активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает интерес к экологическим проблемам и позволяет использовать знания в повседневной жизни.
Актуальность программы
В возрасте 9 – 11 лет дети проявляют активный интерес к миру природы. Мир растений и животных может служить для них неисчерпаемым источником новых открытий, поражающих воображение и подталкивающих к более углубленному знакомству с нашими соседями по планете Земля. Возможность непосредственного соприкосновения с миром живой природы при выходах на природу благотворно влияет на развитие личности современного ребенка, взрослеющего в эпоху информационных технологий в условиях крупного мегаполиса. Обучение непосредственно в природных условиях, пребывание на свежем воздухе и активная физическая деятельность способствует укреплению здоровья учащихся.
Программа охватывает большой круг естественно научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы. Большая часть часов в программе отводиться на изучение природы и охраны родного поселка. Таким образом, актуальность программы заключается в углублении биологических и экологических знаний в сочетании с различными формами работы. Программа опирается на практическую деятельность учащихся, учитывает региональные экологические особенности. Работая в кружке, школьники расширяют свои знания о живой природе, о природе своего края, о влиянии экологии на здоровье человека, на его питание. Также предполагается организация внеклассных мероприятий для пропаганды экологических знаний кружковцами среди учащихся школы. Это и театрализованное представление, и конференция, и презентация проектов, и выпуск листовок. С целью познания родного района предусмотрено большое количество экскурсий. Программа направлена на воспитание поколения, которому будет не безразлично всё происходящее на нашей планете, в нашей стране в родном селе, в школе, в семье.
Основная ведущая педагогическая идея программы: создание условий для воспитания человека, влюбленного в родную природу, заботящегося о ней. Привлечение школьников к познанию родного края – это процесс дарования им Родины. Эта та сфера, где творчество учителя и учащихся может проявиться наиболее полно.
Разработка региональной составляющей содержания, во взаимосвязи с краеведческим подходом в обучении биологии, позволяет учащимся установить связь между известными фактами из окружающей действительности и изученным материалом, а также повысить качество усвоения биологических знаний.
Считается, что региональный материал усваивается учащимися более осознанно, если он раскрывается на основе базового учебного материала. Включение регионального компонента в базовое содержание должно осуществляться, если оно методически обосновано, т.е. выявлены содержание, методы и средства обучения для реализации регионального компонента.
Новизна программы
Программу отличает своевременность предлагаемого материала. Сочетание теоретического и практического курса обеспечивает широкие возможности в выборе методов работы, что, несомненно, будет способствовать творческому и интеллектуальному развитию ребят. В целом, программа может вызвать повышенный интерес к предмету и профессиям, связанным с биологией.
Научная новизна состоит в том, что:
• выявлены теоретические основы построения регионального компонента содержания в курсе биологии;
• определены методические условия формирования основных биологических понятий на основе дополнения содержания федерального компонента региональным материалом;
• обоснованы и разработаны комплексы средств обучения для реализации регионального компонента.
А так же:
• обучающиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность. Наблюдения проводятся как в лабораторных условиях, так и на природе.
• происходит интеграции знаний по основам биологии, экологии, географии;
• используются натуральные объекты в практической деятельности обучающихся, что дает возможность получить успешный образовательный эффект.
Педагогическая целесообразность:
• учащиеся узнают много нового и интересного о животном мире Земли и мерах по его охране;
• участвуют в природоохранных мероприятиях, в результате формируется активная жизненная позиция;
•формируется общая культура, происходит социальная адаптация учащихся в обществе.
Теоретическая значимость заключается в уточнении понятия "региональный компонент курса биологии"; обосновании принципов и критериев к отбору материала для регионального компонента обучения биологии; определении основных требований к региональным объектам, предназначенных для изучения в разделе "Животные и растения".
Программа включает в себя климатические, природные, экологические, исторические и экономические особенности региона, таким образом, осуществляется интегрированная связь с такими предметами как биология, география, история.
Практическая значимость состоит в разработке методического материала для изучения регионального компонента раздела "Животные и растения" на основе установленной взаимосвязи содержания федерального и регионального компонентов, которые могут быть использованы учителями для составления рабочих программ по биологии в Республики Мордовия.
Изучение родного края помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное. А это имеет огромное значение для воспитания патриотизма. Патриотические чувства, любовь к Родине у человека, прежде всего, связываются с родным краем.
Содержание программы органично переплетается с экологической деятельностью.
Проблема взаимоотношений человека, природы и общества стояла на всех этапах развития человечества, но особой остроты достигла на пороге 3 тысячелетия. Анализ подлинных причин экологического кризиса убеждает нас в том, что главное противоречие не между человеком и природой, а между культурой и деятельностью в природе. Поэтому основная задача сегодня - достижение экологической грамотности всего населения страны,
и, прежде всего, наших детей.
Растительный и животный мир является одним из главных компонентов природной среды. Без них невозможно существование нашей планеты.
К сожалению, сегодня, многие виды растений и животных находятся в опасности, им угрожает исчезновения. Человек все более активно вмешивается в природные процессы, нарушая хрупкое экологическое равновесие на нашей планете.
Чтобы предотвратить экологическую катастрофу и сохранить нашу Землю живой, необходимо изучение места растительного и животного мира в природе, воспитание в гармоничном существовании с природой, психологической готовности у подрастающего поколения - оберегать все живое всегда и везде.
Реализация идеи экологического обучения в курсе школьной биологии означает создание каждым школьником понимания данной проблемы, основанной на его личном опыте. Проблема активизации процесса обучения по данной теме не может на современном этапе развития рассматриваться без учета личной позиции обучаемого.
Цели программы:
Изучение родного края как важнейший фактор формирования системы ценностей школьника. Формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции. Углубление экологических знаний учащихся. Формирование экологической культуры учащихся.
Улучшение охраны окружающей среды. Развитие природоохранной деятельности учащихся. Воспитание любви и бережного отношения к природе, соблюдение главного правила нахождения в природе “Не навреди!”.
Программа предусматривает реализацию ряда задач:
Образовательных
- Изучение законов природы, связи, зависимости между объектами и явлениями живой природы.
- Овладение нормами правильного отношения к природе.
- Выяснить роль экологии в жизни человека, познакомить учащихся с понятиями экологии, экологическими проблемами.
- Выявить основные источники загрязнения окружающей среды и возможные способы устранения экологических последствий и правонарушений.
- Применение на практике знаний, полученных на уроках биологии.
- Использование полученных знаний применительно к существующей экологической обстановке.
- Изучение особенностей природы России и Республики Мордовии.
- Овладение навыками отбора необходимой информации.
Воспитательных.
- Воспитание экологической культуры
- Развивать навыки коммуникативного общения.
- Совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
- Развивать такие качества как любовь и бережное отношение к природе.
- Воспитывать экологическую этику, ответственное отношение к природе.
Развивающих.
- Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся в процессе углубленного изучения экологии и биологии.
- Формировать у школьников наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы на основе полученных результатов, вести дискуссию.
- Воспитание патриотических и эстетических чувств, а так же чувства ответственности перед природой.
- Воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки, взаимоподдержки.
- Привитие детям любви, сострадания ко всему живому.
Исследовательского характера.
- Определение уровня загрязнения окружающей среды и разработка рекомендаций по улучшению экологической ситуации поселка Тат-Пишля Рузаевского района;
- Постановка проблемы и поиск путей её решения путем развития аналитического и логического мышления;
- Развитие поисковых качеств, стремление постичь неизвестное, неизведанное, необъяснимое;
- Отражение в собственном творчестве изученного, познанного, увиденного.
Особенности образовательного процесса.
Программа «Растительный и животный мир Мордовии» знакомит обучающих 9-11 лет с окружающим миром родного края в течение двух лет. Первый год обучения- 4 часа в неделю 144 часа в год, второй и третий год обучения – 6 часов в неделю 216 часов в год
Ожидаемые результаты и способы их проверки
К концу обучения учащиеся получат представление о многообразии растительного и животного мира, городских и сельских экосистем, охраняемых растений и животных;
- будут знать основные правила безопасного поведения в природных условиях;
- понимание своей значимости в решении экологических проблем.
- ответственное отношение к природе.
- расширение кругозора;
- получат развитие память, внимание, логическое мышление;
- популяризация у школьников биологических и экологических знаний, повышение интереса к биологии и экологии;
- развитие устойчивых потребностей в новых биологических и экологических знаниях;
- ведение здорового образа жизни;
- возрастание творческой активности школьников;
- развитие коммуникативных способностей у учащихся;
- овладение навыками научного мышления;
- развитие у школьников умений и навыков исследовательской работы;
- умение создавать проекты и проводить их презентацию;
- умение добывать самостоятельно информацию;
- умение самостоятельно осуществлять исследовательскую, экспериментальную и инновационную деятельность;
-разовьется эмоциональная отзывчивость, способность к сочувствию, сопереживанию, пониманию чувств и потребностей других люде;
-учащиеся будут стремиться взаимодействовать в группе, основываясь на принципах справедливости, дружелюбия, уважения к праву другого быть другим;
- возрастет ответственность, способность доводить начатое дело до конца.
Оценка эффективности реализации программы
Для решения образовательных, развивающих и воспитательных задач программы в работе с детьми используются различные методы организации образовательного процесса, а также разнообразные формы занятий.
Формы занятий:
- лекция
- семинар
- практическая работа
- конференция
- экскурсия
- проектно-исследовательская работа.
Методы организации образовательного процесса:
- словесный (беседа, рассказ педагога, объяснение);
- наглядный (иллюстрации, демонстрации);
- практический (практические работы);
- аудиовизуальный (использование аудио- и видеоматериалов);
- исследовательский (проектно-исследовательская деятельность);
Формы организации деятельности обучающихся:
- фронтальный (одновременная работа со всеми обучающимися);
- групповой (организация работы в группах);
- индивидуально-фронтальный (индивидуальное выполнение заданий обучающимися и создание мини проектов в группах).
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы 1 года обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | В том числе | ||
теоретичес-ких | практичес-ких | ||||
Введение | 16 | 6 | 10 | ||
1 | Прошлое и настоящее Республики Мордовия. | 2 | 1 | 1 | |
2 | Географическое положение. Природные зоны Республики Мордовия. | 2 | 1 | 1 | |
3 | Климат. Почвы. | 2 | 1 | 1 | |
4 | Полезные ископаемые. | 2 | 1 | 1 | |
5 | Хозяйственная деятельность человека на территории Республики Мордовия. | 2 | 1 | 1 | |
6 | Экологическая обстановка в Республики Мордовия и Рузаевском районе. | 4 | 1 | 3 | |
7 | Обобщающий урок. | 2 | 2 | ||
Разнообразие растительного мира Республики Мордовия. | 40 | 13 | 27 | ||
8 | Зональность территории. | 2 | 1 | 1 | |
9 | Виды лесов. | 2 | 1 | 1 | |
10 | Растения лесов. | 4 | 2 | 2 | |
11 | Лекарственные растения. | 4 | 1 | 3 | |
12 | Ядовитые растения. | 4 | 2 | 2 | |
13 | Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. | 4 | 1 | 3 | |
14 | Основные виды с\х культур. | 4 | 1 | 3 | |
15 | Редкие и исчезающие растения Мордовии. | 8 | 1 | 7 | |
16 | Видовой состав растительности своей местности. | 2 | 1 | 1 | |
17 | Обобщающий урок по теме: «Разнообразие растительного мира Республики Мордовия». | 6 | 2 | 4 | |
Разнообразие животного мира Республики Мордовия | 36 | 13 | 23 | ||
18 | Животные биоценозов Мордовии. | 2 | 1 | 1 | |
19 | Видовой состав животного мира своей местности. | 2 | 1 | 1 | |
20 | Водоемы Республики Мордовия, их обитатели. | 4 | 2 | 2 | |
21 | Редкие и исчезающие виды обитателей водоемов. | 4 | 1 | 3 | |
22 | Полуводные животные Республики Мордовия. | 4 | 1 | 3 | |
23 | Птицы. Редкие и исчезающие виды птиц. | 4 | 1 | 3 | |
24 | Млекопитающие. Редкие и исчезающие животные Республики Мордовия | 4 | 1 | 3 | |
25 | Нормативно-правовые документы по охране животных в Республики Мордовия, меры по восстановлению численности и воспроизводству исчезающих видов животных. | 4 | 2 | 2 | |
26 | Развитие животноводства в Республики Мордовия. | 2 | 1 | 1 | |
27 | Обобщающий урок по теме: «Разнообразие животного мира Республики Мордовия» | 6 | 2 | 4 | |
Экологическая обстановка и охрана природы Республики Мордовия | 50 | 9 | 41 | ||
28 | Нормативно-правовые аспекты природопользования на территории Республики Мордовия | 2 | 2 | ||
29 | Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов. | 2 | 2 | ||
30 | Система заповедников и других особо охраняемых природных объектов. | 2 | 2 | ||
31 | Мордовский государственный заповедник имени П. Г. Смидовича | 4 | 4 | ||
32 | Национальный парк «Смольный» | 4 | 4 | ||
33 | Памятники природы Республики Мордовия | 8 | 1 | 7 | |
34 | Красная Книга Республики Мордовия. | 4 | 1 | 3 | |
35 | Оценка состояния природной среды в микрорайоне. | 4 | 4 | ||
36 | Приспособленность растительности и животных организмов к совместному обитанию. | 2 | 1 | 1 | |
37 | Правила поведения в природе. | 4 | 1 | 3 | |
38 | Изображение природы Мордовии в произведениях художников и поэтов. | 6 | 6 | ||
39 | Обобщающий урок по теме: «Охрана природы». | 6 | 1 | 5 | |
40 | Итоговый урок по курсу «Животный и растительный мир Республики Мордовия». | 2 | 2 | ||
Резервное время | 2 | 2 | |||
Итого | 144 | 41 | 103 |
Содержание программы
Введение (16 часов)
Прошлое и настоящее Республики Мордовия. Географическое положение. Природные зоны. Климат. Почвы. Полезные ископаемые. Хозяйственная деятельность человека на территории Республики Мордовия. Экологическая обстановка в Республики Мордовия и Рузаевском районе.
Разнообразие растительного мира Республики Мордовия (40 часов)
Зональность территории. Виды лесов. Растения лесов. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы.
Основные виды с\х культур. Редкие и исчезающие растения Мордовии.
Видовой состав растительности своей местности.
Разнообразие животного мира Республики Мордовия ( 36 часов)
Животные биоценозов Мордовии. Видовой состав животного мира своей местности. Водоемы Республики Мордовия, их обитатели. Редкие и исчезающие виды обитателей водоемов. Полуводные животные Республики Мордовия. Птицы. Редкие и исчезающие виды птиц. Млекопитающие. Редкие и исчезающие животные Республики Мордовия. Нормативно-правовые документы по охране животных в Республики Мордовия, меры по восстановлению численности и воспроизводству исчезающих видов животных. Развитие животноводства в Республики Мордовия.
Экологическая обстановка и охрана природы Республики Мордовия (50 часов)
Нормативно-правовые аспекты природопользования на территории Республики Мордовия. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов. Система заповедников и других особо охраняемых природных объектов. Мордовский государственный заповедник имени
П. Г. Смидовича. Национальный парк «Смольный». Памятники природы Республики Мордовия. Красная Книга Республики Мордовия. Оценка состояния природной среды в микрорайоне. Приспособленность растительности и животных организмов к совместному обитанию.
Правила поведения в природе. Изображение природы Мордовии в произведениях художников и поэтов.
Резервное время (2 часа)
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы 2 года обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | В том числе | |
теоретичес-ких | практичес-ких | |||
1 | Введение | 2 | 2 | |
2 | Содержание и общий план занятий. Основная деятельность кружка. Правила поведения учащихся. Техника безопасности при проведении лабораторных работ и химического эксперимента. | 2 | 2 | |
3 | РАЗДЕЛ 1. Основные вопросы экологии | 6 | 4 | 2 |
4 | Наука экология, основные понятия. Задачи и методы. Методы исследования экологии. | 2 | 2 | |
5 | Экологические кризисы, катастрофы, бедствия. Глобальные экологические проблемы в современном мире. | 2 | 2 | |
6 | Экологическая обстановка в поселке Тат-Пишля. Воздействие различных видов транспорта на экологию поселка. | 2 | 2 | |
7 | РАЗДЕЛ 2. Природа Родного Края | 206 | 58 | 150 |
8 | Общие представления о природных ресурсах | 2 | 2 | – |
9 | Особенности географического положения поселка, её природные условия и природные ресурсы. | 2 | 2 | |
10 | Вода в жизни человека. Водные ресурсы села Тат-Пишля. | 46 | 10 | 36 |
11 | Вода – основа жизни живых существ на планете. Значение воды в природе и для человека. | 2 | 2 | |
12 | Живые организмы водной среды (рыбы, дельфины, киты, морские тюлени, моржи, морские черепахи) и их приспособленность к условиям жизни в воде (форма тема, органы передвижения, покров, изменение органов и др.) | 6 | 2 | 4 |
13 | Составление – макета водной экосистемы пруда. | 4 | 4 | |
14 | Основные источники загрязнения воды (канализация, промышленное загрязнение, катастрофы и т.д.) | 2 | 2 | |
15 | Вода дома (питьевая, бытовая) и её использование. Способы очистки воды с помощью бытовых систем (кипячение, использование фильтров). | 4 | 2 | 2 |
16 | Экскурсия к водоёму Взятие проб воды из пруда для исследования в школьной лаборатории. | 2 | 2 | |
17 | Исследование физических и органолептических показателей воды из пруда | 4 | 4 | |
18 | Определение рН воды взятой пробы с помощью универсального бумажного индикатора. | 4 | 4 | |
19 | Исследование химических показателей воды из пруда (наличие в воде ионов железа, меди, хлоридов, сульфатов). | 2 | 2 | |
20 | Живой мир в капле воды | 2 | 2 | |
21 | Экологический конкурс рисунков «Водная сказка». | 4 | 4 | |
22 | Жёсткость воды. | 2 | 2 | |
23 | Способы очистки воды от загрязнений. | 2 | 2 | |
24 | Презентация проекта | 6 | 2 | 4 |
25 | Воздух в жизни человека. Воздушные ресурсы села Тат-Пишля. | 36 | 8 | 28 |
26 | Воздух – основа жизни человека и всех живых организмов на планете (дыхание живых организмов, образование органических веществ растениями, расселение семян, горение, хозяйственная деятельность и т.д.) Состав воздуха, его основные свойства (прозрачность, плотность, давление). Движение воздуха и его значение в природе и жизни человека (природные явления: буран, торнадо, бури, вихри и т.д.). | 2 | 2 | |
27 | Свет, температура, осадки как факторы наземно-воздушной среды (длина дня, светолюбивые и теневыносливые растения, дневные и ночные животные). Приспособленность растений и животных к различному количеству света и тепла. | 2 | 2 | |
28 | Основные загрязнители воздуха - промышленность, транспорт, непродуманная деятельность человека, меры борьбы с ними. Основные виды загрязнения воздуха дома, в школе, на улице. | 2 | 2 | |
29 | Практическая работа: «Исследование загрязнения воздуха в школе, в классе». Закладка опыта на запыленность воздуха. | 4 | 4 | |
30 | Экологическая игра: «Кто в воздухе обитает». | 2 | 2 | |
31 | Индивидуальное задание: «Воздух в моем доме» | 4 | 4 | |
32 | Практическая работа: «Определение экологического состояния воздушной среды в микрорайоне школы по мхам и лишайникам». | 2 | 2 | |
33 | Практическая работа. Составление гербария лишайников | 2 | 2 | |
34 | Взятие проб снега из разных мест (с территории школьного двора, с территории, прилегающей к школе, с территории, расположенной вдоль автомагистралей города). | 2 | 2 | |
35 | Определение физических свойств талого снега | 2 | 2 | |
36 | Определение взвешенных частиц в талой воде | 2 | 2 | |
37 | Определение кислотности талого снега универсальным индикатором. Обнаружение органических веществ в талой воде | 2 | 2 | |
38 | Определение катионов (ионов железа Fe(3+), ионов свинца Pb(2+), ионов меди Cu(2+)) в талой воде. | 2 | 2 | |
39 | Определение анионов (сульфатов, хлоридов и др.) в талой воде | 2 | 2 | |
40 | Театрализованное представление на экологическую тему Сказка «Карлсон на крыше школы» | 4 | 2 | 2 |
41 | Почва в жизни человека. Почвы села Тат-Пишля. | 26 | 4 | 22 |
42 | Роль почвы в жизни человека и в природе (растут дикорастущие и сельскохозяйственные растения, живут различные бактерии, грибы, животные). Состав почвы, образование почвы (структурная и бесструктурная – песок, глина, вода, воздух, микроорганизмы) гумус. | 2 | 2 | |
43 | Основные загрязнители почвы и роль человека в загрязнении и разрушении почвы (внесение ядохимикатов, минеральных удобрений, слив горюче-смазочных материалов, утаптывание). Пути улучшения состояния почвы. | 2 | 2 | |
44 | Экскурсия: «Исследование строения почвы» (рассмотреть, измерить и зарисовать слои почвенного разреза). | 4 | 4 | |
45 | Исследование в природе: «Тропинки, дорожки в парках и скверах микрорайона». | 2 | 2 | |
46 | Практическая работа: «Роль дождевых червей в создании плодородного слоя почвы» - заложить опыт с дождевыми червями и различными почвенными компонентами (листья, бумага, речной песок). | 4 | 4 | |
47 | Экскурсия в овраг: «Водная эрозия почвы. В овраг. Рассмотреть и зарисовать размыв почвы, обнажённость корней, смыв верхнего плодородного слоя. | 4 | 4 | |
48 | Определение общих физических свойств почвы (механических свойств, состава, окраски), общей гигроскопической влажности. Приготовление почвенных вытяжек и их анализ (определение кислотности почвы). | 2 | 2 | |
49 | Химический анализ почвы. Качественное определение химических элементов в почве | 2 | 2 | |
50 | Конкурс экорисунков «Берегите Землю!» | 4 | 4 | |
51 | Экология растений. Флора села Тат-Пишля. | 56 | 20 | 36 |
52 | Роль растений в природе и жизни человека (питание, жилище, одежда, лекарственное, эстетическое, выделение кислорода). Общее строение растений. Приспособленность растений к различным условиям обитания (водные растения, растения светолюбивые и теневыносливые) | 2 | 2 | |
53 | Животные на службе растений (опылители – пчёлы, мухи, шмели, перенос семян – звери, птицы).Насекомые – вредители растений, жуки, гусеницы, тли и др). Самозащита растений от травоядных животных (колючки, ядовитость, горечь, прочность жилкования, опушенность и т.д.) | 2 | 2 | |
54 | Ядовитые растения наших лесов и полей (купена, ландыш, белена, чемерица и др). Их использование человеком и меры предосторожности при сборе ядовитых растений, экология их распространения. | 2 | 2 | |
55 | Лекарственные растения нашей области их применение, время сбора, хранение и правила сбора лекарственных растений. | 2 | 2 | |
56 | Экскурсия на луг и опушку леса: «Лекарственные растения, их морфолого-биологическая характеристика условия произрастания». | 2 | 2 | |
57 | Практическая работа: «Составление гербария лекарственных растений». | 2 | 2 | |
58 | Культурные растения: морфология, биология, особенности возделывания, применение человеком (растения плодово-ягодные, овощные, зерновые, масличные, прядильные). | 2 | 2 | |
59 | Викторина: «Овощи у нас на столе». | 2 | 2 | |
60 | Экскурсия в лес: «Лес – как растительное сообщество» - познакомиться с деревьями верхнего яруса, их морфолого-биологическими особенностями, растениями подлеска и травянистыми растениями». | 2 | 2 | |
61 | Практическая работа: «Составление и изготовление гербария листьев древесных растений». | 2 | 2 | |
62 | Лесные пожары, меры предупреждающие их возникновение. Роль школьников в защите лесов от пожара. Работа зелёных патрулей. Правила поведения в лесу. | 2 | 2 | |
63 | Практическая работа: «Красная книга» растений микрорайона школы. | 2 | 2 | |
64 | Роль природных заказников области и заповедника в охране и увеличении количества редких растений. Памятники природы Мордовии, роль школьников в их сохранности. | 4 | 2 | 2 |
65 | Практическая работа: «Экологические правила поведения в лесу, разработка экознаков». | 2 | 2 | |
66 | Загадочный мир растений. Тайны растений (растения гиганты, малютки, долгожители, хищники, паразиты, кондитеры и тд.). | 4 | 4 | |
67 | Легенды о цветах и деревьях. Растения в сказках и былинах, мифологические растения. Растения и народные традиции. | 4 | 4 | |
68 | Лишайники, значение их в природе (почвообразование, корм животным) и для человека (лекарственные, съедобные, красители). Строение лишайников, приспособленность лишайников к среде обитания. | 2 | 2 | |
69 | Экскурсия в лес: «Определение экологического состояния леса методом биоиндикации (по мхам, лишайникам)». | 2 | 2 | |
70 | Царство грибов (строение, распространение, среда обитания.). Роль грибов в природе и для человека. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Первая помощь при отравлении ядовитыми грибами. | 2 | 2 | |
71 | Экскурсия в лес: «Грибы, их приспособленность к окружающей среде. Знакомство с ядовитыми и съедобными грибами». | 2 | 2 | |
72 | Практическая работа: «Изготовление муляжей грибов». | 2 | 2 | |
73 | Экологическая игра: «Что где растет?». | 2 | 2 | |
74 | Конференция «Уникальные природные достопримечательности села Тат-Пишля» | 6 | 2 | 4 |
75 | Экология животных. Фауна села Тат-Пишля. | 40 | 12 | 28 |
76 | Общие понятия об экологии животных. Приспособленность животных к различным средам обитания (водной, воздушной, наземной, подземной). Жизнь животных в зависимости от окружающей среды, времени года, температурного режима, суточного цикла. | 2 | 2 | |
77 | Практическая работа: «Учёт птиц в зимнее время». | 2 | 2 | |
78 | Практическая работа: «Птичья столовая». Изготовление кормушек для птиц. | 4 | 4 | |
79 | Домашние животные, их роль в жизни человека. Выведение новых пород домашних животных человеком. Дружба человека и животных. | 2 | 2 | |
80 | Индивидуальное задание: «Составить рассказ о своем домашнем питомце». | 2 | 2 | |
81 | Жизнь животных в воде. Экологические группы водных животных Мордовии, их разнообразие, зависимость от места обитания. | 2 | 2 | |
82 | Жизнь животных на суше. Животные воздушной и наземной среды обитания, их многообразие, образ жизни (перелёты, кочёвки, спячки). Жизнь животных в почве. | 2 | 2 | |
83 | Практическая работа: «Определение животных и птиц по отпечаткам на снегу». | 4 | 4 | |
84 | Семья медоносной пчелы и семья рыжего лесного муравья. | 4 | 2 | 2 |
85 | Легенды о животных. Семейные группы животных. Взаимопомощь животных. | 4 | 4 | |
86 | Животные из «Красной книги». Зоопарки, заповедники и национальные парки. | 4 | 4 | |
87 | Экоигра: «Эти удивительные животные». | 2 | 2 | |
88 | Творческое индивидуальное задание: «Составить цепи питания различных экологических групп животных». | 6 | 2 | 4 |
89 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
90 | Итого | 216 | 65 | 153 |
Содержание программы
ВВЕДЕНИЕ (2 часа)
Содержание и общий план занятий. Основная деятельность кружка. Правила поведения учащихся в кабинете химии и биологии. Техника безопасности при проведении лабораторных работ и химического эксперимента.
РАЗДЕЛ 1. Основные вопросы экологии (6 часов).
Что изучает наука экология? Основные экологические понятия и определения. Задачи экологии. Методы экологических исследований. Структура современной экологии. Охрана природы. Международное сотрудничество в деле охраны природы. Экологическое законодательство Российской Федерации. Экологические кризисы, катастрофы, бедствия. Глобальные экологические проблемы в современном мире. Основные виды воздействия человека на природу и его роль в создавшейся экологической обстановке. Загрязнение окружающей среды и его формы: химические, физические, биологические. Основные источники загрязнения окружающей среды. Контроль загрязнения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Концепция устойчивого развития. Экологическая обстановка в поселке Тат-Пишля. Воздействие различных видов транспорта на экологию поселка.
Экскурсия в природу.
РАЗДЕЛ 2. Природа Родного Края (206 часов).
Тема 1. Общие представления о природных ресурсах (2 часа).
Особенности географического положения поселка, её природные условия и природные ресурсы.
Тема 2. Вода в жизни человека. Водные ресурсы села Тат-Пишля (46 часов).
Вода – основа жизни живых существ на планете. Значение воды в природе и для человека.
Живые организмы водной среды (рыбы, дельфины, киты, морские тюлени, моржи, морские черепахи)и их приспособленность к условиям жизни в воде (форма тема, органы передвижения, покров, изменение органов и др.)
Основные источники загрязнения воды (канализация, промышленное загрязнение, катастрофы и т.д.)
Вода дома (питьевая, бытовая) и её использование. Способы очистки воды с помощью бытовых систем (кипячение, использование фильтров).
Охрана водных ресурсов Мордовии (рек, речек, ручьёв, болот, родников), роль школьников в охране и защите водных объектов (посадка деревьев и кустарников по берегам водоёмов, благоустройство родников).
Практическая работа:
1. Определение качества питьевой воды – цвет, запах, прозрачность, температура.
2. Составление – макета водной экосистемы пруда.
3. Экологический конкурс рисунков «Водная сказка».
4. Исследование физических и органолептических показателей воды из пруда (прозрачность, температура, запах, цвет воды). Нормы физических показателей воды.
5. Определение рН воды взятой пробы с помощью универсального бумажного индикатора.
6. Определение минерального состава природных вод (сухого остатка в воде).
7. Исследование химических показателей воды из пруда (наличие в воде ионов железа, меди, хлоридов, сульфатов).
8. Живой мир в капле воды. Исследование с помощью микроскопа микроорганизмов, находящихся в воде, взятой из близлежащего пруда. Выявление индикаторов состояния водоёма.
9. Жёсткость воды. Способы определения и устранения жёсткости воды.
10. Способы очистки воды от загрязнений. Очистка воды от твёрдых веществ фильтрованием.
11. Нейтрализация кислотных остатков содой. Очистка воды от ионов меди (2+) железными опилками. Очистка окрашенных стоков активированным углем.
Экскурсии. Экскурсия к водоёму. План описания водоёма. Условия необходимые для жизнедеятельности обитателей водоёма. Взятие проб воды из водоёма для исследования в школьной лаборатории.
Презентация проекта экологического кружка «Мы за чистое село!»
Тема 3. Воздух в жизни человека. Воздушные ресурсы села Тат-Пишля
(36 часов).
Воздух – основа жизни человека и всех живых организмов на планете (дыхание живых организмов, образование органических веществ растениями, расселение семян, горение, хозяйственная деятельность и т.д.)
Состав воздуха, его основные свойства (прозрачность, плотность, давление). Движение воздуха и его значение в природе и жизни человека (природные явления: буран, торнадо, бури, вихри и т.д.).
Свет, температура, осадки как факторы наземно-воздушной среды (длина дня, светолюбивые и теневыносливые растения, дневные и ночные животные). Приспособленность растений и животных к различному количеству света и тепла.
Основные загрязнители воздуха - промышленность, транспорт, непродуманная деятельность человека, меры борьбы с ними. Основные виды загрязнения воздуха дома, в школе, на улице.
Практическая работа: «Исследование загрязнения воздуха в школе, в классе». Закладка опыта на запыленность воздуха.
Экологическая игра: «Кто в воздухе обитает».
Индивидуальное задание: «Воздух в моем доме».
Практическая работа: «Определение экологического состояния воздушной среды в микрорайоне школы по мхам и лишайникам».
Практическая работа. Составление гербария лишайников.
Практическая работа: « Взятие проб снега из разных мест (с территории школьного двора, с территории, прилегающей к школе, с территории, расположенной вдоль автомагистралей города)».
Лабораторные работы:
–Определение физических свойств талого снега (прозрачность талой воды, интенсивности запаха, цветности).
–Определение взвешенных частиц в талой воде.
–Определение кислотности талого снега универсальным индикатором. Обнаружение органических веществ в талой воде.
–Определение катионов (ионов железа Fe(3+), ионов свинца Pb(2+), ионов меди Cu(2+)) в талой воде.
–Определение анионов (сульфатов, хлоридов и др.) в талой воде.
Театрализованное представление на экологическую тему. Сказка “Карлсон на крыше школы”.
Тема 4. Почва в жизни человека. Почвы села Тат-Пишля( 26 часов).
Роль почвы в жизни человека и в природе (растут дикорастущие и сельскохозяйственные растения, живут различные бактерии, грибы, животные).
Состав почвы, образование почвы (структурная и бесструктурная – песок, глина, вода, воздух, микроорганизмы) гумус.
Основные загрязнители почвы и роль человека в загрязнении и разрушении почвы (внесение ядохимикатов, минеральных удобрений, слив горюче-смазочных материалов, утаптывание). Пути улучшения состояния почвы.
Исследование в природе: «Тропинки, дорожки в парках и скверах микрорайона».
Практическая работа: «Роль дождевых червей в создании плодородного слоя почвы» - заложить опыт с дождевыми червями и различными почвенными компонентами (листья, бумага, речной песок).
Лабораторные работы
–Взятие почвенных образцов и их обработка (подготовка).
– Определение общих физических свойств почвы (механических свойств, состава, окраски), общей гигроскопической влажности. Приготовление почвенных вытяжек и их анализ (определение кислотности почвы).
Экскурсии.1. Экскурсия: «Исследование строения почвы» (рассмотреть, измерить и зарисовать слои почвенного разреза).
2.Экскурсия в овраг: «Водная эрозия почвы. В овраг. Рассмотреть и зарисовать размыв почвы, обнажённость корней, смыв верхнего плодородного слоя.
Конкурс экорисунков «Берегите Землю!».
Тема 5. Экология растений. Флора села Тат-Пишля (56 часов).
Роль растений в природе и жизни человека (питание, жилище, одежда, лекарственное, эстетическое, выделение кислорода). Общее строение растений.
Приспособленность растений к различным условиям обитания (водные растения, растения светолюбивые и теневыносливые)
Животные на службе растений (опылители – пчёлы, мухи, шмели, перенос семян – звери, птицы).Насекомые – вредители растений, жуки, гусеницы, тли и др).
Самозащита растений от травоядных животных (колючки, ядовитость, горечь, прочность жилкования, опушенность и т.д.)
Ядовитые растения наших лесов и полей (купена, ландыш, белена, чемерица и др). Их использование человеком и меры предосторожности при сборе ядовитых растений, экология их распространения.
Лекарственные растения нашей области их применение, время сбора, хранение и правила сбора лекарственных растений.
Культурные растения: морфология, биология, особенности возделывания, применение человеком (растения плодово-ягодные, овощные, зерновые, масличные, прядильные).
Лесные культуры, их морфолого-биологическая характеристика. ЛесаМордовии. Роль лесов в жизни человека.
Вредители и болезни сельскохозяйственных и лесных культур. Меры борьбы с вредителями и болезнями растений (биологические, механические, агротехнические, химические).
Лесные пожары, меры предупреждающие их возникновение. Роль школьников в защите лесов от пожара. Работа зелёных патрулей. Правила поведения в лесу.
Редкие и исчезающие растения Мордовии. Красная книгаМордовии, России.
Роль природных заказников области и заповедника в охране и увеличении количества редких растений. Памятники природы Мордовии, роль школьников в их сохранности.
Загадочный мир растений. Тайны растений (растения гиганты, малютки, долгожители, хищники, паразиты, кондитеры и тд.).
Легенды о цветах и деревьях. Растения в сказках и былинах, мифологические растения. Растения и народные традиции.
Лишайники, значение их в природе (почвообразование, корм животным) и для человека (лекарственные, съедобные, красители). Строение лишайников, приспособленность лишайников к среде обитания.
Царство грибов (строение, распространение, среда обитания.). Роль грибов в природе и для человека. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Первая помощь при отравлении ядовитыми грибами.
Практическая работа: «Красная книга» растений микрорайона школы.
Практическая работа: «Составление и изготовление гербария листьев древесных растений».
Практическая работа: «Изготовление муляжей грибов».
Практическая работа: «Составление гербария лекарственных растений».
Практическая работа: «Экологические правила поведения в лесу, разработка экознаков».
Экскукрсии.
1. Экскурсия в лес: «Лес – как растительное сообщество» - познакомиться с деревьями верхнего яруса, их морфолого-биологическими особенностями, растениями подлеска и травянистыми растениями».
2. Экскурсия на луг и опушку леса: «Лекарственные растения, их морфолого-биологическая характеристика условия произрастания».
3. Экскурсия в лес: «Грибы, их приспособленность к окружающей среде. Знакомство с ядовитыми и съедобными грибами».
4. Экскурсия в лес: «Определение экологического состояния леса методом биоиндикации (по мхам, лишайникам)».
Экологическая игра: «Что где растет?».
Викторина: «Овощи у нас на столе».
Конференция «Уникальные природные достопримечательности села Тат-Пишля»
Тема 6. Экология животных. Фауна села Тат-Пишля ( 40 часов).
Общие понятия об экологии животных. Приспособленность животных к различным средам обитания (водной, воздушной, наземной, подземной). Животный мир Земли.
Жизнь животных в зависимости от окружающей среды, времени года, температурного режима, суточного цикла.
Домашние животные, их роль в жизни человека. Выведение новых пород домашних животных человеком. Дружба человека и животных.
Жизнь животных в воде. Экологические группы водных животных, их разнообразие, зависимость от места обитания.
Жизнь животных на суше. Животные воздушной и наземной среды обитания, их многообразие, образ жизни (перелёты, кочёвки, спячки).
Жизнь животных в почве. Экологические группы животных (микрофауна, мезофауна, макрофауна (дождевые черви, личинки майского жука, жужелицы), мегафауна – кроты, слепни.
Мир беспозвоночных и окружающая среда многообразие беспозвоночных (простейшие, кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие, иглокожие), приспособленность к среде обитания.
Семья медоносной пчелы и семья рыжего лесного муравья.
Легенды о животных. Семейные группы животных. Взаимопомощь животных.
Влияние человека на условия жизни животных. Охрана диких животных. Помощь диким животным.
Животные из «Красной книги». Зоопарки, заповедники и национальные парки. Индивидуальное задание: «Составить рассказ о своем домашнем питомце».
Практическая работа: «Учёт птиц в зимнее время».
Практическая работа: «Определение животных и птиц по отпечаткам на снегу».
Экоигра: «Эти удивительные животные».
Практическая работа: «Птичья столовая». Изготовление кормушек для птиц.
Творческое индивидуальное задание: «Составить цепи питания различных экологических групп животных».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (2 часа).
Беседа «Моя роль в решении экологических проблем и охране окружающей среды»
Подведение итогов за год. Рекомендации для самостоятельных работ на время летних каникул.
Список источников:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644);
3. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников" СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
4. История и культура мордовского края : учеб. для вузов / В. М. Арсентьев, Н. М. Арсентьев, Э. Д. Богатырев ; Издат. Центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева. Саранск, 2008.;
5. География Республики Мордовия: Учеб. пособие / А. А. Ямашкин, В. В. Руженков, Ал. А. Ямашкин. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. – 168 с.;
6. Пресняков В.Н. География Республики Мордовия. Учебное пособие – Саранск, Мордовское книжное издательство, 2005.;
7. Степанов П.Д. Археологические памятники на территории Мордовии. –Саранск, Мордовское книжное издательство,1969.-72 стр.;
8. Горцев В.И. Природа Мордовии. Саранск: Мордов. кн. изд-во,1958.124 с.;
9. Ржавитин В.Н., Лёвин В.К., Кухальская Н.П. Редкие и исчезающие растения Мордовской АССР;
10. Альба Л.Д., Вечканов В.С. Редкие и исчезающие позвоночные животные Мордовии. — Саранск, 1992;
11. Силаева Т.Б. и др. Редкие и исчезающие растения Мордовии. - Саранск, 1996;
12. Лапшин А.С., Лысенков Е.В. Редкие птицы Мордовии. — Саранск, 2001;
13. Список редких видов растений, грибов и животных для Красной книги Республики Мордовия. — Саранск, 2002;
14. Красная книга Республики Мордовия. — Саранск, 2003;
15. Энциклопедия Мордовия, Т.Б. Силаева, А.Б. Ручин;
16. В.И. Астрадамов., Л.И. Ворсобина. Редкие и исчезающие виды растений и животных Мордовии. Саранск. Мордов. кн. изд-во, 1988.- 104 с.;
17. Лапшин А.С. и др. Позвоночные животные Мордовии: Земноводные и пресмыкающиеся. — Саранск, 1996;
18. Кузнецов В.А. и др. Амфибии и рептилии Мордовии. — Саранск, 2000.
19. Бородин Л.П. Экономический обзор промысловой охоты в Мордовии. — Саранск, 1966;
20. Мордовский национальный парк «Смольный». — Саранск, 2000;
21. Список редких видов растений, грибов и животных для Красной книги Республики Мордовия. — Саранск, 2002.;
22. Животный мир Мордовии. — Саранск, 2001;
23. Энциклопедия Мордовия, В.С. Вечканов;
24. Энциклопедия Мордовия, А. Б. Ручин;
25. Энциклопедия Мордовия, З.А. Тимралеев.
24. Анастасова Л.П., Шилова С.Д. «Растения и окружающая среда» - М. – Министерство образования РФ. 1993г.
25.Величковский Б.Г., Суравегина И.Т. «Здоровье и окружающая среда». М. – Экология и образование 1993г.
26.Гольнева Д.П., Горовая В.И., Анастасова Л.П «Мир животных и окружающая среда» М.- 1994г.
27.Зверев А.Т. Экологические игры. М.- Изд-во Дом педагогики 1998г.
28.Окно в мир Экологический атлас (Г.П. Тургина, Ф.Ф. Иванов. М.- Лазур 1995г.
29.Живая природа. М. – ООО Издательство Астрел.
30.Экологическая азбука для детей и подростков / под редакцией Т.В. Потановой изд. МНЭПУ. 1985 г.
31.Все обо всем. «Насекомые – рекордсмены». М. – Издательство Астрель АСТ.2002.
32.Все обо всем. «Рекорды животных». М. – Издательство Астрель АСТ.2001.
33.Экология. Познавательная энциклопедия. Издательство «Русич». 2000.
34.Рянжин С. Экологический букварь.
35.Берни Д. Растение. Очевидец. Обо всем на свете.
Наглядные пособия: гербарии; таблицы; муляжи; определители растений; географические карты РФ и РМ.
Вспомагательные ресурсы: компьютерные презентации.
Интернет ресурсы:
1. http://kids.dnschool.ru/ [Образовательный сайт для учителей]
2. http://www.free-books.org/ [Сайт справочной литературы]
3. http://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];
4. http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];
5. http://www.pandia.ru [Портал «Энциклопедия знаний»];
6. http://videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];
7. www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];
8. http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека;
9. http://him.1september.ru/index.php – журнал «Биология»;
10. 1С: Репетитор. Биология;
11. СD «Учебное электронное издание. Биология 6-11 класс»;
12. СD «Биология.6-9 классы»;
http://plant.geoman.ru/ | Жизнь растений |
http://www.plantarium.ru/ | Определитель растений |
http://www.ecosystema.ru/04materials/ventana/index.htm | Определитель растений |
http://www.flowers.bitrix.ru/catalog/default.asp? | Классификатор растений |
http://gribe.ru/ | Грибы |
http://www.biodat.ru/db/rbp/index.htm | Красная книга России |
http://www.medicherb.ru/ | Лекарственные растения |
http://lekrast.ru/ | Лекарственные растения |
http://www.floralworld.ru/ | Мир растений |
http://homeflowers.ru/ | Комнатные растения |
http://iplants.ru/ | Комнатные растения |
http://www.megabook.ru/Rubricator.asp?RNode=3847 | Мхи |
http://zoo.rin.ru/cgi-bin/index.pl?idr=704 | Водоросли |
http://zoo.rin.ru/cgi-bin/index.pl?idr=709 | Папоротники |
http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/LISHANIKI.htm | Лишайники |
http://www.megabook.ru/Rubricator.asp?RNode=3851 | Цветковые (покрытосе-менные) растения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ЮНОСТЬ» - Открытая социально-педагогическая система с развитой инфраструктурой подростковых клубов по месту жительства
Презентация к областному семинару для директоров дополнительного образования....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.
В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...