РМО доклад "Православная вышивка "
статья

Плаунова Наталия Владимировна

Если вы зашли в православный храм, то, несомненно, вам бросится в глаза обилие вышитых богослужебных предметов. Богато украшенные хоругви, аналойники, индитии, и многое другое наполняет внутреннее убранство храма, сообщая ему торжественность и молитвенную таинственность. Издавна русский человек приносил в храм самое лучшее, стремясь его богато украсить, тем самым являя миру храм, как отражение неба на земле. Священнослужители на службе облачались в богатые, прекрасно исполненные золотой вышивкой и драгоценными камнями облачения и это была не дань моде, не тщеславное желание украсить себя, для того, что бы подчеркнуть сакральную роль священника на богослужении, где он олицетворяет собой образ Божий. Благочестивые русские князья в первую очередь заботились не о пышности своих жилищ, а о красоте Божьих храмов. И мы видим сейчас, что из глубины веков сохранились не княжеские палаты, а великолепные церкви – белокаменные, богато изукрашенные, как невесты Христовы, тянущиеся в небо золотыми куполами, формой своей походя на свечу – являя молитвенное горение, как свеча перед Богом...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_vyshmvka.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Православная вышивка  

Если вы зашли в православный храм, то, несомненно, вам бросится в глаза обилие вышитых богослужебных предметов. Богато украшенные хоругви, аналойники, индитии, и многое другое наполняет внутреннее убранство храма, сообщая ему торжественность и молитвенную таинственность. Издавна русский человек приносил в храм самое лучшее, стремясь его богато украсить, тем самым являя миру храм, как отражение неба на земле. Священнослужители на службе облачались в богатые, прекрасно исполненные золотой вышивкой и драгоценными камнями облачения и это была не дань моде, не тщеславное желание украсить себя, для того, что бы подчеркнуть сакральную роль священника на богослужении, где он олицетворяет собой образ Божий. Благочестивые русские князья в первую очередь заботились не о пышности своих жилищ, а о красоте Божьих храмов. И мы видим сейчас, что из глубины веков сохранились не княжеские палаты, а великолепные церкви – белокаменные, богато изукрашенные, как невесты Христовы, тянущиеся в небо золотыми куполами, формой своей походя на свечу – являя молитвенное горение, как свеча перед Богом...

Древнейшая, архаическая вышивка, в первую очередь была орнаментальной. Орнаменты, многие из которых прошли через тьму веков и сохранились до сих пор в народной вышивке, несут в себе древнюю семантику, разгадать которую чрезвычайно интересно.

В церковной вышивке орнаментика проходила сложные этапы развития, подвергалась большему влиянию других культур.

Начало развития лицевого шитья, как и всего церковного искусства, на Руси совпадает по времени с принятием из Византии христианства. Уже в эпоху Киевской Руси золотое шитье занимало большое место в украшении храмов, к сожалению, ранних образцов сохранилось очень мало и мы можем судить о былом великолепии в основном по летописям, где часто упоминают об утратах драгоценных риз в связи с нашествиями и пожарами.

Лицевое шитье предназначалось для участия в богослужении, поэтому, следуя традициям христианского искусства, воспроизводило на средниках святые образы, библейские и евангельские сюжеты. Произведения шитья были неотъемлемой частью храмового интерьера: – они благоукрашали церковь, являя ее прообразом неба на земле. Все эти памятники были богато изукрашены лицевым и орнаментальным шитьем. Вышивали на дорогих привозных материалах золотыми и серебряными нитями, шелком, жемчугом и драгоценными камнями.

В летописях часто встречаются упоминания о драгоценных "паволоках" и тканях с вышитыми лицевыми и орнаментальными изображениями.

Ткани по природе своей недолговечны, а частые пожары, набеги, междоусобицы погубили большую часть шитья, украшавшего средневековые храмы. Начиная с XV в. круг памятников расширяется, он разнообразен по типологическим признакам: это и литургические комплекты, плащаницы, шитые иконы, надгробные покровы, завесы и облачения. Памятники имеют своеобразное художественное решение, манеру исполнения, наблюдается развитие разных технических приемов в вышивке: шитье шелком, золотыми и серебряными нитями, низание жемчугом.

Произведения шитья вышивались в "светлицах" - мастерских золотного и лицевого шитья - в привилегированной среде феодального общества. Практически в каждом богатом доме средневековой Руси были светлицы, в которых под руководством и при непосредственном участии самой хозяйки дома вышивали для украшения церквей значительное количество мастериц. Вышивание было одним из обязательных компонентов образования средневековой девицы

Произведения выходящие из этих мастерских выполнялись не на потребу дня, а замышлялись как молитвенное делание, вкладывались в храмы и монастыри на молитвенную память. Памятники вышивались в молении о чадородии, если брак был бесплоден, в молении о различных семейных и общественных потребах, на помин души.

     Золотошвейка, золотое шитье - какие красивые завораживающие названия, будто из русской народной сказки. Сразу представляется царевна краса - русая коса, сидящая под окошком сказочного терема и шьющая тонкой золотой нитью вплетенные в орнамент Чудо-остров с городами и церквами, небесные светила, птиц, чудищ морских и земных, деревья да цветы.
   А дело  это и вправду  дивное и сказочное! Только возьмет девица иголку в руку, а в другую руку золотую нить, так словно в царевну ту  и превратится. Меняются современные джинсы на сарафан, косуха на душегрею. И всё? Так нет же. Золотое шитье открывает дверь дальше в духовное прошлое Руси и в наше незримое настоящее, в Святую Русь.
      Вот попробуйте, вышейте один лишь золотой цветок, как удивительным образом оживут и обретут язык  те  полотна «невидимки» - музейные памятники шитья лицевого. Ошеломит, прежде всего, виртуозность техники,  а затем и вся цельность уникального изобразительного языка,  способного   к изложению самых высоких смыслов.
          
Золотое и лицевоешитье , какая меж ними разница:
Подсказка есть уже в самом названии - лицевое, от древнерусского  слова «лик». Все значения слова  по-своему раскрывают суть лицевого шитья.
Лик -  изображение лица на иконах.
Лик - единое множество, собрание поющих, собрание ангелов.
Лик -  ликовать, торжествовать, праздновать.
Лик - внешний облик, как характерная примета, выражение чего-нибудь внутреннего.
Лицевое шитье древней Руси -  искусство сугубо церковное,  подобно иконописи и фреске, оно рассказывало о Священном  Писании  и учении Православной Церкви. Красотой и совершенством формы изложения, одним  своим присутствием в храмах оно свидетельствовало о бытии Божиим.

В старину, когда вышивали монументальные работы - иконописцы обычно сами знаменовали контуры деталей вышивки непосредственно на самой ткани. Делали это тонкими штрихами заострённого кусочка мела или серебряного карандаша, разведёнными белилами, чернилами или суриком с помощью кисти. Такая работа требовала большой скрупулёзности и занимала от двух до четырёх недель.

В настоящее время мастерицы заказывают сложные прориси у иконописцев и всегда сами переводят его на ткань. Впоследствии иногда требуются поправки рисунка, и тогда иконописец делает их уже на ткани.

Менее сложные, в основном орнаментальные, композиции вышивальщицы сами переводят с бумаги на ткань.

Древние памятники, украшенные шитьем, сохранились благодаря тому, что были укрыты в церковных и монастырских ризницах, в древлехранилищах при архиепископских кафедрах, в Патриаршей ризнице Московского Кремля. И в настоящее время это искусство не утратило силы, а  возродилось вновь.

Проводятся различные конференции они сопровождаются выставкой современного церковного шитья. Эти выставки показали, насколько в разных стилях работают современные мастерицы, на каком высоком уровне их техника исполнения и художественные особенности их произведений. Придерживаясь традиций, мастерицы развивают дальше древнее искусство, переосмысляя и улучшая его. Появляются из их среды и молодые исследователи древнерусского шитья, которые, обращаясь к накопленному материалу, обобщают его, а благодаря бурному развитию мастерских, по-новому смотрят на него, включая в свои работы знание технологических особенностей вышивки, богатый богословско-литургический материал, который в предшествовавшую эпоху было просто опасно привлекать к исследованиям. Все это свидетельствует о том, что сейчас наблюдается возрождение древнерусского шитья, как и в изучении его наследия, так и в современной практике церковного шитья. Для того, что бы мастерские вышивали свои произведения, обращаясь к высоким образцам древнего искусства, необходимо в тесном сотрудничестве с ними, всемерно исследовать средневековые памятники и на основе их изучения проектировать новые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе

Цель:  познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...

Методическая разработка открытого занятия по вышивке на тему «Розочка-паутинка из лент» в технике вышивка шелковыми лентами.

Вашему вниманию представляю авторскую разработку занятия по вашивке лентами. Это занятие я проводила с двумя воспитаницами объединения для учащихся педагогического коллежда....

Урок в 8 классе "Вышивка гладью", презентация "Вышивка гладью", инструкционная карта

Урок в 8 классе "ВЫшивка гладью", презентация, инструкционная карта...

МАСТЕР-КЛАСС ПО ВЫШИВКЕ ШЕЛКОВЫМИ ЛЕНТАМИ И ОБЪЁМНОЙ ВЫШИВКЕ СТЕЖКОМ.

Смешение техник даёт широкий простор для вашей фантазии.  Работа приобретает яркость и лоск шёлка....

«Вышивка крестом. Методы и виды вышивки крестом»

Тема урока «Вышивка крестом. Методы и виды вышивки крестом»...

Методическая разработка на тему: "Вышивка в смешанной технике. Презентация "Вышивка зимнего пейзажа"

Представлена презентация с подробным описанием вышивки в смешанной технике, может быть использована на уроках художественного труда и в работе кружков....

Вышивка крестом.Методы и виды вышивки крестом.

Цель урока:   создать условия  длязнакомства с историей возникновения вышивки крестом;изучения опыта применения вышивки крестом в современном творчестве;освоение технических условий и п...