Положение о школьном лесничестве
учебно-методический материал (10 класс)
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МБОУ «Гашейская СОШ»
____________________ П.Н. Бухольцева
Приказ № __________
От «___» _________________ 201__ г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ШКОЛЬНОМ ЛЕСНИЧЕСТВЕ
«Зелёный патруль»
1.Общие положения
1.Школьное лесничество - общественное эколого-образовательное объединение учащихся (школьников), создаваемое на добровольных началах, при участии педагогов и специалистов лесного хозяйства на базе образовательных учреждений.
2. Цели и задачи школьного лесничества
2.1. Цель создания школьного лесничества - воспитание у учащихся бережного, экологически обоснованного, социально-активного отношения к природе, углубления знаний подростков в области лесного хозяйства и экологии, умения осуществлять на практике мероприятия, направленные на сбережение и приумножение лесных богатств, сохранение и усиление защитных, оздоровительных и иных полезных природных функций леса; формирование у школьников устойчивой потребности к труду и нравственно-ценностных качеств, способствующих их социальной адаптации.
2.2. Задачи школьных лесничеств:
- экологическое образование учащихся и активизация совместной деятельности школы и организаций в сфере лесных отношений с целью дополнительного лесохозяйственного образования, направленного на профессиональную ориентацию, решение вопросов трудового воспитания обучающихся, с использованием имеющегося опыта и российских традиций практической деятельности в этой отрасли и достижений в науках, составляющих систему знаний о природе, лесных экосистемах с учетом принципов концепции устойчивого и гармоничного развития общества и природы;
- обучение школьников специальным навыкам исследовательской и практической природоохранной работы, направленной на изучение вопросов рационального лесопользования и сохранение лесных экосистем;
- оказание практической помощи лесничествам, предприятиям, учреждениям и организациям, ведущим лесное хозяйство (далее – лесохозяйственным предприятиям), в деле использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;
- участие в республиканских и российских конкурсах, областном Слете школьных лесничеств, массовых мероприятиях – акциях природоохранного направления;
- пропаганда знаний о лесе среди широких масс населения.
3.Организация и содержание работы.
Школьное лесничество организуется из числа учащихся 5 - 11х классов по совместному договору школы и администрации АУ РБ «Мухоршибирский лесхоз». Школьное лесничество работает по учебно-производственному плану на закрепленной за ним территории (если таковая имеется) в течение круглого года или оказывает эпизодическую помощь лесохозяйственным предприятиям. В деятельности школьных лесничеств могут участвовать родители.
Формы и виды деятельности школьного лесничества разнообразны: ведение лесного хозяйства членами школьного лесничества на закрепленной территории лесного фонда, оказание помощи базовому лесничеству в организации и проведении мероприятий по охране и защите лесов от пожаров, вредителей леса, посадки и посеве леса, выращивание посадочного материала; озеленение населенных пунктов; сбор лекарственного сырья, грибов и ягод, семян древесных и кустарниковых пород по заданию лесохозяйственных организаций; восстановление ценных, редких и исчезающих растений; выявление и охрана памятников природы, охрана лесной фауны, заготовка кормов для зимней подкормки животных и птиц; экологическая и лесохозяйственная пропаганда, сбор материалов о лучших представителях лесной отрасли, создание экспозиций для музеев и уголков природы, экологических троп; изучение теоретических основ и последних достижений в сельскохозяйственных науках и дисциплинах природоохранного цикла, проведение тематических экскурсий, походов по родному краю, проведение фенологических наблюдений, опытнической и исследовательской работы. Участие в конкурсах, слетах, смотрах по тематике деятельности школьных лесничеств, других мероприятиях сельскохозяйственной и природоохранной деятельности.
Лесохозяйственные и иные работы, связанные с проведением плановых и внеплановых мероприятий школьного лесничества выполняются во внеучебное время.
Учащиеся 9-11- х классов могут работать в школьном лесничестве в период прохождения производственной практики по согласованию с директором школы. Учащиеся средних классов могут работать в школьном лесничестве во время уроков труда по согласованию с директором школы.
На период летних каникул по согласованию с директорами школы и лесничества могут организовываться лагеря труда и отдыха, действующие на основании положений и законодательных актов о подобных формах работ.
Вся работа школьного лесничества организуется на принципе соревновательности и добровольности работы ее участников по интересам.
4.В план работы лесничества включаются следующие виды деятельности:
4.1. Теоретическая подготовка
- Экологическое, оздоровительное, экономическое и эстетическое значение леса.
- Основы лесоведения и лесоводства, лесовосстановления.
- Лесной биоценоз, его охрана. Изучение видового состава древостоя, кустарников, травянистых растений, зверей, птиц, пресмыкающихся, земноводных, червей, насекомых.
- Лесные почвы и их значение.
- Способы защиты леса от пожаров, эрозий, вредителей и болезней.
- Культура поведения в природе.
- Техника безопасности в лесу.
4.2. Практическая деятельность
- Тематические экскурсии в лес для закрепления теоретических знаний.
- Дежурства на дорогах с целью предупреждения возникновения лесных пожаров и, охраны хвойных молодняков.
- Посев и посадка леса, уход за лесными насаждениями.
- Озеленение населенных пунктов.
- Изготовление и развешивание искусственных домиков и кормушек для птиц.
- Составление карты закрепленного участка леса с нанесением муравейников, мест гнездования птиц, произрастания ценных растений и других охраняемых объектов.
- Сбор лекарственного сырья, грибов, ягод, семян древесных и кустарниковых пород.
- Устройство экологических маршрутов.
4.3. Исследовательская и опытническая работа
- Организация тематических групповых и индивидуальных изучений объектов и явлений лесного биоценоза, влияния антропогенного воздействия на лес.
- Экологический мониторинг.
- Проведение опытов по заданию ученых и специалистов лесного хозяйства
- Проведение научно-практических конференций юных лесоводов.
4.4. Пропагандистская деятельность
- Выпуск стенгазет, фотостендов, информационных щитов
посвященных охране леса.
- Выступления в средствах массовой информации.
- Беседы в классах, на общешкольных родительских собраниях на темы рационального использования и охраны лесов.
- Выпуск и распространение листовок экологического содержания.
- Организация экскурсий по экологической тропе.
- Организация сельскохозяйственной и природоохранно
деятельности.
Рекомендуемая теоретическая нагрузка – не реже 1 раза в неделю по 2
академических часа. Практические занятия могут проводиться от 2 до 4 и более часов, в зависимости от времени года и лесохозяйственных работ.
5. Управление школьным лесничеством.
5.1. МБОУ «Гашейская СОШ» и АУ РБ «Мухоршибирский лесхоз» осуществляют общее руководство школьным лесничеством «Зеленый патруль». Директор школы и руководитель лесничества утверждают план работы школьного лесничества, разрабатывает регламентирующие документы, обеспечивающие его функционирование, устанавливает структуру лесничества и содержание его практической деятельности, организует практическое осуществление планов работы, участие членов школьного лесничества в мероприятиях природоохранной направленности, решает текущие вопросы. Они в равной степени несут ответственность за постановку работы в школьном лесничестве, за создание безопасных условий занятий и труда, соблюдение правил техники безопасности, обеспечение необходимых условий деятельности.
5.2. Подбирают и закрепляют (по возможности и необходимости) за школьным лесничеством лесной участок, выделяют помещения для работы.
5.3. Дирекция «МБОУ Гашейская СОШ» назначает педагога, ответственного за работу школьного лесничества; технику безопасности; жизнь и здоровье детей.
6.4. Руководство АУ РБ «Мухоршибирский лесхоз» :
- Назначает специалиста, ответственного за работу школьного
лесничества;
- Поощряет членов школьного лесничества, добившихся лучших результатов в трудовой и общественной деятельности.
- Права и обязанности членов школьного лесничества
«Зелёный патруль».
7.1. Члены школьного лесничества имеют право носить во время работы в лесничестве форменную одежду, знаки различия, установленные Федеральным агентством лесного хозяйства.
7.2. Обязанности членов школьных лесничеств:
7.2.1. Юные лесоводы должны старательно овладевать основами лесохозяйственных и биологических наук, принимать активное участие в опытнической и исследовательской работе по проблемам леса, добросовестно выполнять общественные поручения и производственные задания, соблюдать правила внутреннего распорядка, установленного в школьном лесничестве, правила техники безопасности.
- Члены школьного лесничества могут привлекаться к
выполнению следующих видов работ:
- посадка и посев леса, уход за лесопосадками и лесосеменными плантациями, выращивание посадочного материала, озеленение населенных пунктов;
- выявление очагов повреждения леса вредителями и болезнями и своевременное оповещение об этом руководителей предприятий;
- заготовка лекарственного сырья, грибов, ягод, сбор семян древесных и кустарниковых пород;
- подкормка диких полезных животных, охрана и привлечение птиц;
- выявление и охрана редких деревьев, памятников природы;
- участие в научно – исследовательской работе.
- Охрана труда учащихся
Члены школьного лесничества должны проходить обучение технике безопасности. При применении труда школьников должны соблюдаться требования охраны труда, предусмотренные действующим законодательством (продолжительность рабочего дня, перевозка детей в транспорте, и т.п.). Педагоги, специалисты лесничества осуществляют контроль соблюдения норм и инструкций по технике безопасности.
В соответствии с законодательством Российской Федерации об охране труда:
8.1. Запрещается допускать на тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда несовершеннолетних.
8.2. Руководство лесничества и школы, несет ответственность за соблюдение трудового законодательства, в том числе норм охраны и безопасности труда при осуществлении практических задач в соответствии с утвержденными планами деятельности школьного лесничества.
3. Члены школьных лесничеств работают только в дневное время суток, учащиеся не допускаются на тушение лесных пожаров, к управлению транспортными средствами, на работы на станках с ядохимикатами, ГСМ, к сбору шишек с растущих деревьев с подъемом на высоту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о школьном лесничестве
Положение о школьном лесничестве...
Положение о школьном лесничестве Багульник
Положение разработано для детского объединения ШЛ Багульник...
Положение о школьном лесничестве "Лесной дозор"
Положение о школьном лесничестве...
Положение Школьном лесничестве "Кедр"
Школьное лесничество «Кедр» является самоуправляющим добровольным общественным эколого-лесохозяйственным объединением школьников, создаваемое на добровольных началах при участии педагогов и специалист...
1. Положение о школьном лесничестве
Положение о школьном лесничестве...
Конкурс "Лучшее школьное лесничество", номинация "Практическая деятельность школьного лесничества", 2021г.
Материалы для участия во Всероссийском заочном смотре-конкурсе школьных лесничеств "Лучшее школьное лесничество", номинация "Практическая деятельность школьного лесничества", 2021г...
Положение о проведении III областного слёта школьных лесничеств "ЛЕСахалина"
Методическая разработка мероприятия ГБОУДО "Областной центр внешкольной воспитательной работы" для участников III областного слета школьных лесничеств "ЛЕСахалина"....