выступление на педсовете
статья
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ
15.01.2020 г.
автор: методист Югова М.В.
Вопросы:
1.«Организация воспитательной работы с обучающимися как необходимое условие освоения общеобразовательный обще развивающих программ в дополнительном образовании»
2. Единство образовательного и воспитательного процессов в учреждении как условие высокой результативности.
1вопрос
Своё выступление я хотела бы начать фразой Конфуция: «Самое прекрасное зрелище на свете – вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь».
У педагога дополнительного образования есть возможность не просто научить ребёнка выбрать жизненную дорогу, но и в процессе сотворчества показать, как правильно идти по выбранному пути.
Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом, формирование у них социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения.
Дополнительное образование детей в целом и его воспитательную составляющую, в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнительное образование – не система психолого-педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков.
В системе дополнительного образования (через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) воспитательный процесс реально осуществляется по четырем направлениям:
- воспитание (целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека);
- обучение (целенаправленное влияние на развитие знаково-операционной сферы человека);
- социализация (ребенок в образовательной системе подвержен не только управляемой (воспитание и обучение), но и стихийной социализации: он проводит значительную часть времени в свободном общении с другими учащимися, воспринимает образы взрослых и выбирает образцы для подражания, участвует в неформальной структуре отношений в рамках тех групп и коллективов, в которые входит, и т.д.);
- взросление (каждый ребенок в рамках той или иной образовательной системы проходит определенные возрастные этапы; традиционно процесс взросления отражает формула «учет возрастных особенностей учащихся», когда ставится задача «перевода» детей из возраста в возраст, «конструирования» возраста средствами образования).
В нашем Доме творчества компетентными людьми создана воспитательная модель «Человек XXI века»
Цель воспитательной модели Дома детского творчества – воспитание человека XXI века, содействие формированию творческой индивидуальности обучающихся посредством создания благоприятной среды для саморазвития и самовыражения ребенка.
Задачи воспитательной системы:
- создание оптимальных педагогических условий для успешного включения детей в современное социально-культурное пространство, для проявления и реализации социальной инициативы обучающихся, формирования активной социальной позиции детей и подростков;
- формирование у воспитанников уважения к интеллектуальному труду, ориентации не на образы массовой культуры и коммерческий успех, а на произведения великий представителей мировой и отечественной культуры;
- выявление культурно-образовательных ресурсов социальных партнеров, разработка и реализация программы совместных действий по формированию культурно-образовательного пространства малого города;
- разработка образовательных программ нового поколения, в которых будут максимально учтены образовательные запросы детей и их родителей;
- разработка годового цикла дел, направленных на развитие творческих способностей обучающихся, организация таких видов деятельности, в которых мог бы проявиться творческий потенциал возможно более широкого круга детей;
- развитие нравственных качеств личности: доброжелательного отношения к людям, уважения к мнению сверстников, терпимости, вежливости, сдержанности, ответственности.
- создание условий для воспитания общей культуры детей и подростков, формирования внутренней интеллигентности, духовности, потребности самовыражения через созидательное творчество.
Ожидается, что в результате реализации воспитательной модели у детей будут сформированы следующие качества:
жизнеспособность – совокупность характеристик личности, обладающей разносторонними способностями, базовыми знаниями, нравственными ориентирами и целевыми установками, позволяющими ей успешно функционировать в динамично развивающемся открытом обществе;
конкурентоспособность – совокупность таких характеристик, как направленность, компетентность, гибкость (интеллектуальная, эмоциональная и поведенческая), позволяющих человеку добиться успеха в деятельности, общении и самопознании;
социальная успешность - результат специально организованной педагогической деятельности, умение принимать жизненно важные решения, связанные с реализацией себя, как активного социального субъекта.
Модель выпускника творческого объединения уровня начального образования:
- радость познания;
- чувство ответственности за труд;
- экологическая грамотность;
- чувство прекрасного;
- психологическое и физическое здоровье;
- бережливость;
- социальная самостоятельность, умение жить в коллективе.
Модель выпускника творческого объединения уровня основного общего образования:
- ориентация на свою будущую профессию и знание, где ее можно получить;
- наличие базового уровня знаний;
- знание культурного наследия своей страны, региона, города;
- сформированная потребность в здоровом образе жизни;
- умение ориентироваться и оценивать экономическую и политическую обстановку в стране, информированность о событиях в мире;
- владение элементами этики и психологии семейной жизни;
- умение реально видеть и адекватно оценивать свои способности и возможности.
Модель выпускника творческого объединения уровня среднего (полного) образования.
- конкурентоспособный человек, который может адаптироваться к быстроменяющимся условиям в окружающей его среде;
- человек, для которого значимы общечеловеческие ценности: доброта, гуманизм, справедливость, сострадание;
- универсальная допрофессиональная подготовка, развитые коммуникативные качества, стремление к непрерывному самосовершенствованию
Педагог дополнительного образования как руководитель детского коллектива – это:
- профессионал, который является для ребенка образцом в выбранном им виде творческой деятельности;
- педагог, который способен помочь ученику стать самостоятельным и творческим человеком;
- воспитатель, который может значительно повлиять на формирование личности воспитанника;
- лидер детского коллектива, который может способствовать социальному становлению каждого его члена.
Влиять на формирование и развитие детского коллектива в объединении дополнительного образования педагог может через:
- создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значительным;
- создание «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы научить маленького человека самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;
- использование различных форм массовой воспитательной работы, в которой каждый обучающийся мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях;
- создание в творческом объединении органов детского самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности.
1.Деятельность педагога по обеспечению здоровья воспитанников.
Педагог должен знать психологические и физиологические особенности развития ребёнка на разных возрастных этапах, знать основные признаки физиологических расстройств организма детей, разбираться в причинах отклонений в здоровье, заниматься самообразованием в этой области.
Педагог в течение всех лет работы с группой детей изучает особенности развития каждого ребёнка. С этой целью он знакомится с семьёй, выясняет причины заболевания детей (хронические, наследственные). Это поможет раскрыть причины отклонений в здоровье детей, поможет педагогу планировать учебную нагрузку на занятиях и во внеурочной деятельности посильную каждому воспитаннику.
Педагог ведёт работу по профилактике заболеваний. С этой целью проводит беседы о режиме, самоорганизации детей, учит детей рецептам народной медицины, овладению методами релаксации (расслабления). Педагог проводит беседы о личной гигиене человека, отдельно для мальчиков и девочек (в смешанных группах).
Педагог ведёт антиалкогольную и антиникотиновую пропаганду.
Проводит профилактическую работу по предупреждению несчастных случаев. Обучает способам доврачебной помощи (обработка ран, помощь при солнечном ударе и др.)
2. Общение.
Если Вы хотите понять положение каждого ребёнка в различных сферах общения: в семье, школе, внешкольной среде; корректировать отношения между детьми, то педагогу необходимо самому владеть коммуникативной культурой: способностью к умениям объективно воспринимать окружающих людей, находить адекватные стиль и тон общений, способностью эмоционально отзываться на переживания других людей, обладать развитой рефлексией (самоанализом), учитывая особенности мышления людей, свободно владеть речью, т.е. образно и правильно выражать мысли.
Для этого:
- педагог должен изучить ребят, их взаимоотношения, проблемы в общении. Во время бесед с родителями необходимо понять, в какой среде воспитывается ребёнок, сильны ли семейные связи, каков стиль взаимоотношений родителей с детьми, положение ребёнка в семье, различать наследственные черты характера (замкнутый, открытый, болтливый и т.д.);
- педагог проводит (совместно с психологом) тестирование, выявляющее взаимоотношения ребят в объединении, черты характера ребёнка, его проблемы в общении;
- организует беседы с воспитанниками, наблюдение за детьми в различных сферах жизни, педагог пытается понять воспитанника, выявить его проблемы и помочь разрешить их, т.к. неблагоприятное положение ребёнка в общении может привести к появлению психических комплексов, срывов, что поставит под угрозу здоровье воспитанника, а значит и его развитие;
- изучив положение ребёнка в сфере "общения", педагог должен очень тактично помочь в разрешении проблем, создать условия для коррекции отношений ребёнка с товарищами, взрослыми и родителями, создать условия для самоутверждения ребёнка в коллективе;
- деятельность педагога дополнительного образования в сфере "общения" с объединением заключается в формировании у детей коммуникативной культуры, созданию благоприятного психологического климата в объединении, семье.
В этом педагогу помогут следующие формы работы:
- коллективные творческие дела; "огоньки", "КВНы", походы, вечера отдыха, дискуссии, направленные на развитие речи, анализа и планирования КТД и своей позиции, способности эмоционально отзываться на переживания товарищей, других людей;
- практикумы по этикету, где бы ребята учились находить адекватный стиль и тон общения, правилам и культуре поведения в обществе;
- беседы и дискуссии, а возможно и лекции по общению, изучение Д.Карнеги, его принципов и способностей общения с людьми;
- тренинги по общению,
- развивать самоуправление ребят не только с целью формирования навыков организаторской и управленческой работы, но и учиться управлять без конфликтов.
Педагог не должен ограничивать общение ребят только рамками своего объединения. Это может привести к появлению группового эгоизма. Поэтому дружба, соперничество с другими группами и объединениями, участие в делах Центра, участие в конкурсах, фестивалях в городе и области помогают ребятам расширить рамки общения, знакомиться с новыми людьми, ощущать себя частью большого мира.
3. Организация досуга является важной составной частью деятельности педагога дополнительного образования.
Благотворное развитие воспитанников в сфере досуга происходит, если ПДО соблюдает следующие правила:
- формы и содержание досуга не навязываются детям, а добровольно ими выбираются;
- досуговая деятельность строится на принципах самоуправления,
- разумно чередуются нагрузки и формы организации досуга (от дискотеки к спокойному общению ребят в кругу).
Досуг - важнейшая сфера развития самоуправления детей школьного возраста. ПДО создаёт условия для развития самоуправления, принимает участие в работе органов самоуправления в своём объединении, тактично направляет работу лидеров. Совместно с воспитанниками планирует, организует и анализирует коллективную творческую деятельность в объединении.
Учитывая, что в досуговой деятельности ярко проявляется индивидуальность, творческие возможности, нравственные качества ребят, ПДО внимательно наблюдает за детьми и использует новые знания о них в воспитательной работе.
Досуговая деятельность объединения осуществляется как часть целого всей воспитательной работы: она тесно связана с организацией здоровья, общения, учения и т.д.
Учреждения дополнительного образования это творческая и воспитательная лаборатория.
Внимательное отношение, дифференцированный подход к каждому пришедшему, в реализации образовательных программ, доброта и терпение, а не «выбивание» результата, спокойный, постепенный творческий и нравственный рост не только развивает детей, но, самое главное, создает положительные условия для их совершенствования.
Победа в конкурсах, фестивалях – одна из важных составляющих результативности детского объединения. Здесь сразу все понятно.
Труднее всего поддаются оцениванию «внутренние» результаты – личностное развитие конкретного учащегося в процессе освоения им образовательной программы, успешность ее усвоения, степень его гражданского, морально-нравственного и творческого становления, результативность которого носит, как правило, отсроченный характер.
В педагогической теории и практике измерение и оценка результатов образовательного процесса всегда остаются в центре внимания, поскольку они лежат в основе определения эффективности и дальнейшего пути совершенствования содержания, методов и организации обучения.
Задачи аттестации:
• Учебная. Создаёт дополнительные условия для обобщения и осмысления обучающимися полученных теоретических и практических знаний, умений и навыков.
• Воспитательная. Является стимулом к расширению познавательных интересов и потребностей ребёнка.
• Развивающая. Позволяет детям осознать уровень их актуального развития и определить перспективы.
• Коррекционная. Помогает педагогу своевременно выявить и устранить объективные и субъективные недостатки учебно-воспитательного процесса.
• Социально-психологическая. Даёт каждому обучающемуся возможность пережить "ситуацию успеха".
Каждый педагог нашего учреждения разработал свои критерии оценки освоения программы. Все педагоги очень серьезно подошли к разработке критериев.
А так сказать «внутренние результаты» отслеживает, диагностирует сам педагог для себя и своей деятельности. Если педагог стремится работать по современным, новейшим технологиям, он заинтересован в своем педагогическом росте и росте своих обучающийся, он познакомится с существующими педагогическими диагностиками, направленных на развитие нравственных качеств личности.
В помощь – интернет и специалисты ДДТ.
Плавно переходим ко 2 части вопроса
Дополнительное образование – это неразрывное единство процессов обучения, воспитания и развития учащихся и результативность образования связана не только с получением учащимися конкретных предметных знаний и практических навыков, но и с развитием многообразных личностных качеств ребенка.
Образовательный процесс - есть система взаимодействий педагога с детьми, выстроенная в адекватных организационных формах, направленных на выявление и развитие потенциала каждого участника (самообразование).
Выделяют профессиональное и социальное воспитание
Профессиональное воспитание обучающихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:
- Этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов;
- Культура организации своей деятельности;
- Уважительное отношение к профессиональной деятельности других;
- Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов;
- Знание и выполнение профессионально-этических норм;
- Понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры (корпоративная ответственность).
Социальное воспитание включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:
- Коллективная ответственность;
- Умение взаимодействовать с другими членами коллектива
- Толерантность;
- Активность и желание участвовать в делах детского коллектива;
- Стремление к самореализации социально адекватными способами;
- Соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей культуры речи, культуры внешнего вида).
Система дополнительного образования для детей - это сфера, которая объективно объединяет воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка в единый процесс.
Это создает атмосферу взаимного интереса единомышленников и партнерства между педагогами и воспитанниками. И именно эти характеристики подчеркивают особенности воспитательной работы в области дополнительного образования, способствующее формированию здорового образа жизни детей, направленности на общечеловеческие духовные ценности.
Единство процессов обучения и воспитания не означает, что они не имеют своих специфических особенностей. Об этом мы не будем говорить.
В содержании воспитания превалирует формирование убеждений, норм, правил, идеалов, социально значимых отношений, установок, мотивов, способов и правил общественно ценного поведения идейно-политического, нравственного, трудового, эстетического и гигиенического характера.
Говоря более обобщенно, можно утверждать, что оба процесса одновременно влияют на сознание, деятельность, отношения, волю и эмоции личности.
Но процесс обучения особенно непосредственно формирует сознание личности, а через него и другие названные параметры, опираясь в свою очередь на уровень их сформированности.
Процесс же воспитания прежде всего обращен к отношениям, действиям и эмоциям личности, опираясь на которые он весьма сильно влияет на ее поведение.
Процессы обучения и воспитания ведут к общему развитию личности.
В.В. Путин: «Получить знания – это непросто, но это все-таки вторично по сравнению с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, к семье, к родине, – это абсолютно фундаментальные вещи, и только на этой базе можно рассчитывать на то, чтобы человек стал полноценным».
Результаты и эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи.
Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете
Выступление на педсовете " Формы работы с родителями"...
Выступление на педсовете. Тема педсовета "Организация и содержание деятельности ОУ по профильному обучению.
Очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равн...
Выступление на педсовете
Использование презентаций при подготовке учащихся к ЕГЭ....
Школа и родители: социальное партнерство.Выступление на педсовете.
Воспитание учащихся осуществляется в семье, в школе, в системе дополнительного образования, по месту жительства, там, где учащиеся ...
Презентация к новому выступлению на педсовете
ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...
Презентация к новому выступлению на педсовете
ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...
Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...