Статья "Вместе преодолеем всё!"
статья
В статье представлен опыт работы педагога дополнительного образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, раскрывается роль дополнительного образования в социализации и творческом развитии учащихся с особыми образовательными потребностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_stepanova_av.docx | 21.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Степанова Анастасия Валерьевна
муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр детского творчества «Надежда»,
педагог дополнительного образования, руководитель объединения по интересам «Мастерская чудес»
Вместе преодолеем всё!
Аннотация
В статье представлен опыт работы педагога дополнительного образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, раскрывается роль дополнительного образования в социализации и творческом развитии учащихся с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, адаптированные дополнительные общеразвивающие программы, доступное качественное образование, социализация детей, развитие творческих способностей.
Мой первый педагогический опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья состоялся в 2001 году, когда я набрала группу детей в возрасте 5-6 лет для занятий в кружке в окружном Доме ребёнка. В коллективе воспитанников учреждения значительную долю составляли дети-инвалиды. Этот период работы стал для меня своеобразной школой. Я научилась видеть в каждом маленьком человечке личность, относиться к нему с любовью, старалась стать для детей, от которых отказались родители не просто педагогом, но и мамой, помогала поверить в собственные силы с помощью художественного творчества.
Потребность в дополнительной теоретической подготовке по вопросам обучения и воспитания «особых детей» реализовалась мною в последующие годы через самообразование, обучение на курсах повышения квалификации, получение высшего образования по специальности «педагогика и психология».
С целью социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и развития их творческих способностей в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве мною были разработаны адаптированные дополнительные общеразвивающие программы - «Изобразительное искусство», «Лепка из солёного теста». Ежегодно по ним занимается 3-4 ребёнка.
Важным условием успешной реализации данных программ является установление тесного взаимодействия с родителями учащихся, т.к. дети с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно зависимы от своей семьи. С этой целью в системе использую следующие формы работы: индивидуальные беседы, консультации совместно с педагогом-психологом, вовлечение родителей в обучающий процесс и сотворчество с детьми.
Наблюдая за тем, как родители впервые приводят своих детей на занятия в Центр детского творчества «Надежда», чувствуешь их неуверенность и тревогу. Поэтому первые занятия обязательно провожу с участием взрослых: приглашаю маму позаниматься вместе с ребёнком. В течение нескольких занятий она увлечённо рядом с ним работает, показывая пример и укрепляя надежду на то, что всё получится. В результате ребёнок чувствует себя более уверенно и легче устанавливает контакт с педагогом.
Участие родителей детей с ограниченными возможностями в образовательном процессе позволяет получить более качественный педагогический результат. Дети очень любят, когда родители вместе с ними творят что-то интересное, забавное. Совместная творческая деятельность помогает родителям лучше понять внутренний мир своего ребёнка, стать ему ближе, а ребёнку – раскрыть и реализовать свои возможности. Чувства удовлетворенности и радости, которые испытывает ребёнок, занимаясь рядом с близкими ему людьми, благоприятно сказываются на его общем состоянии и развитии.
Для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья самые обычные занятия - рисование, лепка – превращаются в трудоемкую, кропотливую работу, результат которой, в значительной степени зависит от поддержки и понимания взрослых (педагог, родители). Упорство, с которым ребята создают свои творческие работы, одерживают личные победы, достойно всяческих похвал.
Дополнительное образование даёт возможность выбора ребёнку с ограниченными возможностями здоровья своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором он может развиваться как личность, обеспечивая «ситуацию успеха». Полученные знания и практические навыки в системе дополнительного образования могут в дальнейшей жизни определять не только его досуг, но и возможную профессиональную занятость.
Серьёзная проблема для ребёнка с ограниченными возможностями заключается в бедности его контактов со сверстниками и взрослыми. Мне неоднократно приходилось обучать таких детей в группах, совместно с другими учащимися. Я убеждена, что участие в подобных занятиях помогает ребятам социально адаптироваться, развивает их коммуникативные навыки, способствует раскрытию творческих способностей.
Приведу отдельные примеры из своей практики работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в Центре детского творчества «Надежда».
Учащийся, имеющий инвалидность (ДЦП), в течение четырех лет занимается в объединении по интересам лепкой из солёного теста. Мальчик проявляет интерес к историческим событиям периода Великой Отечественной войны, увлекается историей архитектуры, приносит на занятия разные иллюстративные материалы о соборах, музеях, привезенные из поездок с родителями по другим городам, которые в дальнейшем используются в работе. Я считаю, что мне повезло встретить и учить такого «Особенного человека». Уже на третий год обучения он стал моим главным помощником в объединении. Всё началось с мастер-класса для детей с ограниченными возможностями здоровья, который состоялся в рамках городского мероприятия. Обучающийся помогал мне в его подготовке и проведении. Постепенно он стал разрабатывать и представлять презентации по изобразительному искусству для детей младшего школьного возраста. Беседы о музеях, правильность конструктивного построения, цветоведение – это те темы, которыми учащийся хорошо владеет. Его помощь в проведении занятий всегда имеет успех. Дети с большим удовольствием его слушают, просят о помощи. Творческие работы обучающегося неоднократно занимали призовые места в конкурсах и выставках разного уровня.
Бывают и другие ситуации. Однажды ко мне обратилась мама девочки с диагнозом «нарушение эмоциональной волевой сферы». Ребёнок был забит и подавлен насмешками детей, и отказывался посещать школу. Стоя с мамой у дверей кабинета, девочка настороженно наблюдала за группой занимающихся детей, а в глазах мамы читалась тревога. После общения с мамой и ребёнком был первый успех – девочка зашла в кабинет. Я подумала, почему бы не попробовать позаниматься с этим ребёнком, ведь за плечами уже 14 лет работы с детьми, имеющими различные заболевания. Я начала занятие со знакомства детей с девочкой. И следующая встреча с ней состоялась. На занятии девочка рассказала всем, что у неё дома живет кошка породы сфинкс, и показала рисунки на альбомном листе, напоминающие комиксы. Я обратила внимание на технику исполнения, насколько чётко были прорисованы мелкие детали, подобран образ и цвет каждого героя. И тогда я предложила ей рассказать историю, которую она нарисовала. Дети слушали очень внимательно, а когда девочка закончила свой рассказ, стали задавать вопросы. Они были в таком восторге от её истории, что стали просить научить их также красиво и правильно рисовать кошек. И тогда в первый раз я увидела её улыбку. У меня возникла идея создания авторской книги ручной работы. Я обратилась за помощью к коллеге - руководителю объединения «Юный журналист» (Варкентин О.М.), которая записала историю о сфинксах со слов автора. А в оформлении и художественном дизайне книги помогла я. Больше года времени понадобилось учащейся для создания рукотворной книги. В процессе рисования иллюстраций ребята с интересом наблюдали за её работой. Девочка с удовольствием рассказывала о героях своей истории и гордилась вниманием, проявляемым к ней. Волнительным моментом в жизни учащейся стало участие в фестивале-конкурсе детских творческих проектов в Центре детского творчества «Надежда» с представлением авторской книги. Выступление девочки было успешным и сейчас она смело общается с детьми других объединений по интересам, увлечённо рассказывает о своих любимых питомцах, демонстрирует им свои рисунки и поделки.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, или, как мне больше нравится, с особыми образовательными потребностями, имеют право на доступное качественное образование. А педагогический подход к таким учащимся должен основываться не с позиции жалости к ним, а с позиции содействия, сотворчества, соучастия без ущемления прав остальных обучающихся. Моё профессиональное кредо в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья - «Вместе преодолеем всё!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домашнее визитирование "Преодолеем вместе"
Работа с детьми-инвалидами получающими социально-педагогические услуги на дому. Ознакомление с окружающим миром....
Квест на 23 февраля "Вместе все преодолеем"
СтанцияМаксимальное количество балловРазминка (Актовый зал)3«Мозговой штурм» центральная рекреация 2 этаж6Станция «Служу Отечеству» кабинет № 58Станция «Интелле...